О МАТЕРИАЛИЗМЕ И НЕ ТОЛЬКО
На просторах инета распространены очень РАЗНООБРАЗНЫЕ мнения о том, ЧТО есть материализм: от его сторонников до ненавистников. Поэтому возникла необходимость дать краткий ликбез / пояснения несвéдущей публике по этому вопросу.
Известны: материализм, детерминизм, трансцендентализм, креационизм, дарвинизм, идеализм, махизм, теизм и т.д. За каждым из перечисленных терминов скрывается определенная совокупность знаний, которая определяет точку зрения (мировоззрение) человека на окружающий мир. Это позволяет его причислить (или он сам себя причисляет) к сторонникам того или иного мировоззрения/мышления. Эти направления в философии возникли давно, некоторым по 2000 лет.
Нас интересует материализм. Так как существует много его разновидностей, (наивный, стихийный, созерцательный, вульгарный, метафизический, естественнонаучный и т.д.), то придется сосредоточиться на самой, так сказать, продвинутой его форме, диалектическом материализме. Другими словами, все философии (мировоззрения) прошли за 2000 лет определенную эволюцию. Одни исчезли, а другие продолжали развиваться до наших дней. Диалектический материализм сложился во второй половине ХIХ века благодаря деятельности Маркса/Энгельса. Они к обычному материализму Фейербаха добавили диалектику Гегеля, перевернув её на материалистический лад. Получилась определенная совокупность принципов об окружающем мире.
Вот они:
1. Объективная реальность (материя) движется-существует вечно во времени и бесконечно в пространстве, НЕЗАВИСИМО от воли и сознания человека в пространственно-временной неразрывности.
2. Формы движения-существования объективной реальности (материи) безграничны, НЕИСЧЕПАЕМЫ во времени и пространстве, взаимосвязаны и взаимообусловлены.
3. Движение (перемещение, изменение, развитие) - НЕОТЪЕМЛЕМОЕ СВОЙСТВО (атрибут) объективной реальности, способ её существования.
4. Развитие (эволюция) понимается, рассматривается в виде процесса РАЗДВОЕНИЯ ЕДИНОГО (предмета, явления, мысли) на противоположности, как следствие внутреннего противоречия между отживающим и новым, зарождающимся.
5. Объективная реальность (материя) НЕУНИЧТОЖИМА и НЕСОТВОРИМА, никуда не исчезает, ниоткуда не появляется, а лишь преобразуется из одной формы в другую, от простой к сложной, от низшей к высшей согласно трем законам диалектики:
борьба и единство противоположностей, (выявляет источник развития);
переход количества в качество и обратно, (показывает механизм развития);
отрицание отрицания, (указывает направление и результат развития);
Все три закона действуют взаимосвязано.
6. Объективная реальность (материя) - ПЕРВИЧНА, а сознание (дух),
мышление - ВТОРИЧНЫ, производны, так как сознание не может появиться раньше своего материального носителя (мозга). Человек в свою очередь есть продукт, ПОРОЖДЕНИЕ ПРИРОДЫ. Каковы его материальные (природные и социальные) условия существования, таков он сам и его сознание, ибо оно определяется (формируется) жизнью человека.
Примечание. Последовательность перечисленных принципов особого значения не имеет, ибо от перемены мест слагаемых суть диамата не меняется, но ПРИНЦИПИАЛЬНО важно придерживаться их в совокупности.
Пояснение. Рядом с термином «объективная реальность» расположен её абстрактный эквивалент – философская категория «материя». Материю, как таковую, никто, никогда не видел. Так же, как никто не видел "плод", "фрукт" как таковой. Все видят КОНКРЕТНЫЙ предмет: вишню, грушу, яблоко и т.д. БЕСКОНЕЧНАЯ СОВОКУПНОСТЬ конкретных предметов составляет (образует) объективную реальность.
"Материя" - это обобщающий, предельно широкий философский термин (категория) для обозначения окружающей человека объективной реальности. Человек может видеть/ощущать только её виды, отдельные конкретные предметы или регистрировать приборами, ибо, например, элементарные частицы, электромагнитные поля не видны обычным глазом, но существуют.
Если человек признает перечисленные принципы полностью или в основном, то он по мировоззрению – материалист.
Игнорирует эти принципы, что никому не возбраняется, то, значит, он придерживается иного мировоззрения: платонизма, махизма, креационизма, идеализма, теизма и т.д.
Здесь возникает ПИКАНТНЫЙ вопрос: чем же руководствоваться при выборе себе мировоззрения??? Это ж не стакан семечек купить!!! Куда прибиться «бедному крестьянину»?
Ключевым моментом для выбора является СООТВЕТСТВИЕ ПРИНЦИПОВ (знаний) окружающему миру. Данное соответствие проверяется практикой. Если знания не соответствуют действительности, то может случиться катастрофа как с «Титаником». По-современному называется – человеческий фактор при различных катастрофах и авариях, т.е. ошибка пилотирования/вождения.
Эти принципы не взяты с потолка. Их обоснование очень обширно и дается в дисциплине «диалектический материализм». В СССР его преподавали, а сейчас забросили и ругают. Вот только ОПРОВЕГНУТЬ не могут, ибо обоснован железно. Это как с эволюционной теорией Дарвина. Ругают и игнорируют многие, а опровергнуть не могут, ибо её обоснованием Дарвин занимался около 20 лет. Не идеально получилось, но в основном всё правильно.
P.S. Просьба ненавистников материализма со своими контраргументами не беспокоиться. Спасибо!
Комментарии
Очень хорошая статья, претендует на главную статью с которой должны начинаться знания детёныша хомо сапиенса о мире. Претендует на главную статью современной человеческой идеологии, призванной заменить бывший закон божий и библию.
Нельзя только согласиться с вышеприведённой цитатой. Нет возбраняется. Если особь придерживается иного мировоззрения, то эта особь не человек, а религиозная обезьяна как её определили ещё древние философы.
Энергия- объективная реальность?
С уважением. Павел.
А разве есть кто сомневается. Если он получит энергичный удар по лбу то сомнения сразу пропадут.
Я- Энергия- объективная реальность?
Совок. : «А разве есть кто сомневается. Если он получит энергичный удар по лбу то сомнения сразу пропадут».
Надо полагать, что после такого ответа не стоит Вас спрашивать: существует ли энергия... «НЕЗАВИСИМО от воли и сознания человека в пространственно-временной неразрывности?». Но, на всякий случай спрошу...
А "навистникам" беспокоиться не о чем по определению.
Я и не беспокоюсь, потому что несмотря на строгое указание "движения материи независимо от моей воли и сознания", всё-таки могу двигать кое-какие вещи, состоящие из материи. Впрочем, вполне возможно, что я двигаю вовсе не материальные вещи, а только то, что мне кажется "материальными вещами". Спасибо, до скорого.