Немного о грехе (ч6)

Аватар пользователя Anonymous24
Систематизация и связи
Этика
Социальная философия

Я снова ошибся... (в 5-ой части) -> http://philosophystorm.ru/nemnogo-o-grekhe-ch5

Рассуждение о страхе – правильные (это имеет место быть), но вывод - неправильный.
Можно держать человека в рабстве и на пряниках. Кнут и пряник - это одно и то же.
Это лишь средство порабощения, инструмент. Он не несет в себе зла сам по себе, а только в контексте использования. Более правильный вывод сводится ко лжи. Да, страх вынуждает нас совершать неблаговидный поступок. Но его "неблаговидность" определяется тем, что в дальнейшем, нам придется скрывать это (лгать, выкручиваться, приукрашивать, переводить стрелки и т.п.)

Возьмем, к примеру, сладости.
Мама запретила есть пирожные (надо сохранить до вечера, когда гости придут), но ребенок не выдерживает и съедает их. Это грех, потому что ему придется выкручиваться при помощи лжи (например, свалить вину на брата). Тут перемешано множество чувств: и соблазн, и страх наказания. Но чаша весов склоняется в пользу "съесть", потому что ложь – всему голова.

Далее, возьмем мастурбацию.
Природа требует от подростка "разрядки", но... Во-первых, вся сексуальная тема табуирована. Во-вторых, никто не занимается этим прилюдно (следовательно, это надо скрывать). В-третьих, сверстники считают мастурбацию уделом "слабаков". В-четвертых, религиозность / набожность самого подростка (либо его окружения) однозначно позиционирует мастурбацию как порок. В итоге, мастурбация - это грех, потому что подростку приходится выкручиваться при помощи лжи (умалчивать, говорить: "нет, я не такой", хотя на самом деле - такой и т.п.)

Рабство греху осуществляется через давление (страх, навязчивое желание). Но ни страх, ни желание - не являются определяющими для греха. Достоверно определяющим является лишь тот факт, что грех заставляет человека лгать. Или, как говорил Христос:
Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны (Ин.3:19-21).

И вот тут, можно дать волю фантазии для более интересной / практичной гипотезы.
Коль скоро, человек с рождения учиться грешить (т.е. совершать выбор, вынуждающий его обманывать), то обратное действие может запустить процесс расчеловечивания.

Иными словами, если античеловек (который по своей природе не склонен к греху), будет систематически совершать греховные поступки, то он превратится в человека.
Ибо грех имеет свойство проникать и трансформировать того, кто постоянно маскирует нарушение своих идеалов ложью. А что может быть хуже, чем стать человеком? Вот в чем страшная сила греха!

Справедливости ради, если человек перестанет делать поступки, которые приходится скрывать, т.е. "Жить не по лжи!" (с) Солженицин; то он (согласно нашей гипотезе) может даже стать античеловеком.
Но поскольку, никакой практической пользы это человеку не несет (природа не та); такой эксперимент имеет чисто технический интерес. К фундаментальной революции в духовной жизни человечества такая стратегия привести не может. Не потому что "не может в принципе", а потому что люди не заинтересованы в том (смысла нет).