О двух способах проливать чернила...
Всё конвенционально, - одни веруют в Абсолют в форме Личного Бога, другие убеждены, что Единое безлично, лишено субъектности, хотя и связано напрямую с детерминизмом, законами мироздания, научной картиной мира))) Время от времени наступившая парадигматическая инфляция, обесценивает знания, и одни кумиры сбрасывают с пьедестала других. В ходе революций статуями этих богов придавливают квашеную капусту, и тогда на смену многобожия приходит единобожие, а наблюдение уступают место опыту, который возводит в ранг религии - верификацию. Наконец, наступает эра гипотез, россыпи которых напоминают схоластические споры средневековья. Наука и религия обзаводятся своим духовенством и инквизицией, чтобы отапливать Космос еретиками))) Не вижу разницы. Для меня критерием истины является не опыт, не доктрина, принятая сообществом, не здравый смысл. Истина - в красоте и простоте теории. Я оцениваю истинность эстетически. Я вижу красоту и грацию, как в богословии отцов церкви, в литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого, так и в строгой аскетике математических построений, причудливой вязи физических формул. На том и стою)))
Всё конвенционально.
Даже визит к проктологу: он запускает пятерню в вашу «проблему»; вы - в свой кошелёк))) Часто, правда, вместо (оговорённого) обмена дарами, эскулап обдирает визитёра под липку. Контракт трещит по швам. Вас не устраивает роль дойной коровы. Вы робко указываете алчности на её шесток, усаживаете циклопа за стол, но глаз великана налит кровью, - аргументы он отправляет в рот, чтобы, не разжевав, выковыривать, точно жилистое мясо. Вы бежите реальности, надеясь отсидеться в мире грёз, но договориться с идеями куда сложнее. И дело не в том, что вы не выкурили трубку мира с гармонией, которую надеялись разъять, как труп. Дело не в чопорности, которая, надув щёки, не просит прощения у тонких материй, которым не пробиться сквозь вашу толстокожесть. Вина ваша в другом: в упрямом нежелании заключать конвенцию с чужаками, расквартированными в наших головах. Эти - внеположные нам - миры, эти наглецы, засидевшиеся в складках нашего ума, чтобы вытоптать цветник сознания, вытоптать и засеять своим чертополохом (Эммануэль Левинас), этот - посторонний, по сути, - внутренний опыт (Жорж Батай), принятый на постой нашим благорасположением, вкупе с чистыми идеями и артефактами, - весь этот, короче, ноуменальный поток, потребует от вашего мышления строгости, мужества и долготерпения. Конвенция - договор об издержках, которые платит каждый. Так обстоит дело с бытием, в которое вы запускаете свой ум по локоть))) Срывая покров с тайны, вы обязаны ублажать объекты, оставшиеся по вашей милости без портков))) Вялый спич их не устроит. Сущее требует крови. Сущность зарится на вашу субъектность, - и, смирившись, вы покорно ложитесь на донорский стол. Вы закачиваете свою горячую кровь в остывшие вены законов, которые, почувствовав терпкий солоноватый вкус, скрежеща зубами, отворяют вам двери в свои закрома.
Субъектность - условие конвенциональности...
Вспомним Завет Господа Бога Моисею - конвенцию, по сути))) Договор между Чёртом и Иваном Карамазовым, - чёрт, скажете Вы, больное воображение отцеубийцы...А я скажу: дуальный объект, двоица, - бес и инфернален и реален, уж коль скоро забрался Ивану в мозг, в его субъект)) И сознание в моей концепции - подобно системе двойных звёзд в космологии: оно разложено по карманам: часть в "Я"; часть в Сверх-Я, т.е. в артефактах - том, что, будучи создано умом и чувствами, осязаемо, как пирамиды, музыка (в форме упорядоченных и приведённых к гармонии колебаний), книг, наконец, а также идеологий, религий, маний, государственно-общественных институтов в формах "общественного договора" (Руссо); часть в ментальной сфере (ноосфера Вернадского); часть в мире горнем, присутствующем в каждом из нас Соборно в форме душ святых угодников, а также Небесного Воинства: девяти чинов (по три триады) Ангелов, Архангелов, Начал; Власти, Сил, Господства; Престолов, Серафимов и Херувимов. И все эти иерархии строятся на договорных началах: Заветах (Ветхом и Новом), Римском праве, парадигмах, принятых в научном сообществе конвенционально))) И, поскольку, конвенциональность возникает только между субъектами, то следует признать, что субъектность разлита по бытию: она и у Бога, и у Человека, и у Природы (пантеизм Гёте). Тут и начинаются сложности: мыслит ли атом, чувствует ли штакетник, когда мальчишки выламывают из него доски, чтобы прошмыгнуть в соседский грушевый сад? Эта проблема не-конвенциональна (на данное t) и нуждается в дальнейшем исследовании)))
Неконвенциональный мыслящий субъект.
Возможно ли представить недетерминированное бытие? Речь о субъекте. О мыслящем субъекте, не обусловленном ни Сверх-Я, ни ДНК, ни Творцом Вселенной? Некоторые, наверное, покрутят пальцем у виска))) И в самом деле: разве субъект не плоть от плоти «ансамбля человеческих отношений» (Ильенков); не место встречи с Другим, конституирующим нашу субъектность (Левинас, Бубер, Шестов, Бердяев); не поле Курта Левина, в пространстве-времени которого социальные атомы группируются в молекулы, а те формируют социальные тела, в которых субъектность гнездится и даже выводит птенцов? Другими словами, обусловленность никак не скинуть со счетов. Без конвенциональности никуда))) И даже Хомский, предположивший наличие органа, репродуцирующего в мозгу языковые структуры, которые, как он утверждал, отвечают за речепорождение и репрезентацию, - во всяком случае эти ДНК цепочки, следуя его логике, должны таскать за собой саквояжи, набитые языковыми штампами - так вот, даже великий американский лингвист настаивал на социальном операторе речепорождающей функции. И всё же! Не стоит ли говорить о само-зарождении субъектности в тот самый момент, когда она отрывается от всех вышеперечисленных детерминант? Сбрасывает оковы обусловленности, чтобы опереться на собственный фундамент? Так Мюнхгаузен вытаскивал себя из болота вопреки здравому смыслу и законам физики Ньютона. Но что это за само-обоснование? Речь, очевидно, должна идти о ядре, - неделимом основании, само-полагающей себя субъектности, которая кладёт предел дурной бесконечности самим фактом наличия у неё воли и энтелехии, гипостазированной обособленности, причина которой - кантовская вещь в себе. Но вещь - не трансцендентная, не внеположная. Вещь заботящаяся о своей чтойности. Вещь неделимая принципиально. Вещь мужественная, как сурово и строго всякое истинное вопрошание себя о себе самом.
Мыслит ли атом?
Представим ситуации, когда следователь, пытаясь "отмазать" клиента, устраивает судебно-психиатрическую экспертизу, чтобы доказать, что на момент совершения преступления, подозреваемый был невменяем, а, следовательно, не может нести уголовную ответственность))) Главный аргумент - у бедолаги внезапно пропала личность, - разумеется под воздействием объективных внешних причин: рецидива реактивного психоза, наркотической зависимости (перебрал) и т.п. Вместо 8 лет тюрьмы, в случае признания его недееспособности, бандиту грозит 3 месяца психушки, откуда, "подлечившись", он выйдет, чтобы отомстить заявителю. К чему этот пример? Да к тому, что преступник представляет собой вязанку тех самых атомов, которые и совершили преступление. Заявитель полагает - осознанно. Следователь (сообщник) - в невменяемом состоянии. Спор, собственно, ведётся об одном: присутствовала ли личность (субъектность) в тех самых атомах на момент злодейства, или - отсутствовала, что позволило материи (телу) совершить противоправные действия, как бы, без умысла, машинально, под воздействием внешних сил: электро-магнитных, слабых и сильных взаимодействий и гравитации))) Вот и вопрос: когда атомы тела разумны, когда обусловливают субъектность, а когда - нет. Критерием истины не может быть наблюдение. И безумец и здоровый индивид действуют одинаково "нормально", руководствуясь установкой: рациональной или иррациональной (деструктивной)... Какой же атом в Природе мыслит, включен в процесс вербализации или коннотации, а какой "тупо" наворачивает орбиты? Где водораздел - между объектом и субъектом? Здесь и возникает различение, которое я назвал неконвенциональным мыслящим субъектом. Таким образом, с одной стороны мы имеем дело с бытием, субъектность которого ставится в субъект-объектную зависимость от объекта; с другой стороны - с неконвенциональным мыслящим субъектом, укоренённым в своей природе, своих основаниях, само-обосновывающими своё бытие пределами, которые этот субъект полагает себе, как абсолютному тождеству свободной мысли и свободного мышления в их конкретности, в их субъект-объектной доминанте.
Таким образом, с одной стороны мы имеем дело с бытием, субъектность которого неочевидна, ставится в субъект-объектную зависимость от детерминирующих факторов, и никогда не притязает на разум, волю и энтелехию; с другой стороны мы говорим о субъектности иного рода, где презумпция мышления, - идеального объекта, в котором ТОЛЩА всех судеб и способов мыслить самостоятельно присутствует в свёрнутом виде в каждом отдельном акте, - порождает субъект деятельности этой ТОЛЩИ. Этот субъект, став актуальным бытием сущего, выталкивается коллективной памятью и опытом мыслящих на кончик пера, чтобы прозвучать в звонком исповедальном слове. Этот субъект никем не делегирован. Не является частью сообщества. Стоит на своём. Автономен. Не заключает контрактов и назван неконвенциональным. Его природа едина, целостна и неделима. Он полагает себя абсолютным и предельном основанием. Тождественен мышлению и бытию в их конкретном единстве. Представим себе чистые идеи, чувственные образы, символы и знаки, - весь ноуменально-феноменальный мир - вечный и бесконечный. Мысль, даже самая робкая, субстанциональна, бытие её абсолютно, не требует пространства и времени, поскольку не ограничивается точкой на плоской шкале. Толща идеальных объектов распростёрта равномерно во все направления, не знает красного смещения, коллапсов, больших взрывов и инфляций; мысль, как дождевого червя, можно препарировать вдоль и поперёк, обнаруживая триллионы идеальных объектов на поперечной плоскости, где феномены, стоя плечом к плечу, являют стороннему наблюдателю (субъекту) свою неисчерпаемую полноту - алеф в степени алеф (по Кантору). Взяв ланцет тоньше прежнего, сделав продольный разрез мысли, субъект обнаруживает триллионы фрагментов человеческого бытия, одновременно отбрасываемых пучками света из кинопроекционной будки на бесконечное число экранов интенционального кинозала, пропасть рулонов киноплёнки, распростёртых в бесконечность как волокна диковинного растения; по капиллярам его пятипалого листа вечно снуют зелёные кровяные шарики - утраченные воспоминания и грёзы. Субъект, таким образом, не фокусирует в себе ментальность, не складирует в памяти результаты чувственного и рационального опыта. Субъект входит в мысль и выходит из мысли, как пешеход, ныряющий и выныривающий из подземки. Путешествуя, совершая вылазки в кротовые норы, субъект "сшивает" изнанку бытия. Каким образом? Подновляя божественный дискурс. Поддерживая смыслопорождающую функцию Промыслителя своей речепорождающей функцией.
Новая конвенция: или как преодолеть парадигматическую инфляцию...
Для индуизма, буддизма, йоги, шаманизма, ламаизма, пантеизма (Гёте) симбиоз человека и природы (включая и мёртвую), духа и материи - возможен только как конвенция.
Договор с эскалатором в определённом смысле закономерен - я тебя содержу, смазываю, подновляю: ты - перевозишь...Можете возразить: мол, конвенция односторонняя))) Ладно, попробуйте не смазывать и не заменять детали - станет, как вкопанный)))
А вот перечень заветов (договоров) Бога с людьми и животными...
Адам Быт.1:28, Быт.2:16-17 Ной Быт.9:1-17, все люди и звери Быт.9:8-10 Авраам Быт.17:1-18 и его потомки Быт.17:7 Моисей Исх.6:1-14 Давид 2 Цар.7:1-17 Все люди Лк.22:20 Время заключения завета Ок. 3700 г. до Р. Х. Ок. 2400 г. до Р. Х. Ок.1900 г. до Р. Х. Ок.1250 г. до Р. Х. Ок. 1000 г. до Р. Х. 1 в. Р. Х. Заповеди «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею», не вкушать от дерева познания добра и зла Быт.2:16-17, Быт.1:28 «плодитесь и размножайтесь», «не убивайте» Быт.9:1, 5-6 «ходить перед Богом», верить Быт.17:1 Десять заповедей Исх.20:1-17 Десять заповедей Втор.5:6-21 О любви Ин.13:34 Божественное обещание Благословение на обладание землей и владычество над всеми животными Быт.1:28 Не будет потопа Быт.9:11 Потомство Авраама будет верующим, многочисленным, овладеет Палестиной Быт.17:5-8 Спасение из Египта и поселение в Палестине Исх.6:6-8 Мессия из дома Давида 2 Цар.7:16 Жизнь вечная Ин.12:50, 1 Ин.2:25 Знамение завета - Радуга Быт.9:12-13 Обрезание Быт.17:11 Суббота Исх.31:13 Суббота и Храм Крест, Евхаристия Лк.22:14-20; 1 Кор.11:26
Русло реки, проталкиваясь сквозь породу, и горный кряж, лесной овраг, заваленный буреломом, конвенциональны. Каждый предлагает собеседнику (оппоненту) условие: я проложу рукав через твою породу и за это моя влага будет питать пласты, которые укрепят корни прибрежных деревьев, не позволив суховею разбросать твой ценный глинозём по пустырю, ты - терпеливо пропустишь мои воды, где камнем, а где песчаником обложив русло. Конвенция, называемая БИОТОЙ.
Всех смущает конвенционализм, - договороспособен только разум, вне рациональности нет и не может быть дискурса - так утверждает прагматизм Пирса, Джеймса, Дьюи, Сантаяны, Рассела, Поппера, Рорти, Куна в формах инструментализма, фаллибилизма, антиреализма, радикального эмпиризма, верификационизма. Здесь я ввожу понятие неконвенциональный объект, неконвенциональный мыслящий субъект, неконвенциональное знание, чтобы обозначить (маркировать) те пресуппозиции, субъективные модальности, конситуации и коммуникативные акты, которые дискурс, переживающий парадигматическую инфляцию, выбрасывает в маргинальное поле. Почему? 1) по причине кризиса идей; 2) креативности подходов, которым, - прежняя, ставшая несостоятельной, научная картина мира не велит и носа казать...Таким образом, новая конвенциональность - должна стать договором не только мыслящих, как его понимают прагматики. Другими словами, рациональности предстоит вновь уступить место экологическим воззрениям, в которых мир един, целостен и многообразен. А ментальность разлита по бытию сущего, как принцип его структурирования и репродуцирования. Всё конвенционально. Всё - кроме субстрата Аристотеля)))
Различение.
Зачем, спрашивается, умножать сущности? Разве бритва, которую Оккам предложил в качестве дисциплины мысли, не требует воздерживаться от словотворчества, и не поощряет редукцию, ставшую религией Гуссерля? Всё так. Но, похоже, без двух понятий не обойтись. Конвенциональности - парадигматического коллапса; предельной плотности идей, признанных учёным сообществом - непротиворечивой суммой теорем; состоянием знания перед инфляцией, когда в системе достигнут баланс флуктуаций, и картина мира стабильна; неконвенциональности - крайней степени парадигматической инфляции, когда количество переменных превышает способность системы к адаптации и верификации данных. Неконвенциональное знание, неконвенциональные объекты и неконвенциональные субъекты - пресуппозиции, субъективные модальности, конситуации и коммуникативные акты, в которых вещь в себе сбрасывает, подобно змее, "кожу" трансцендентности. Речь, таким образом, идёт о знании, которому ещё предстоит обзавестись дискурсом, но которое, будучи передовым, маячит на границе смыслопорождающей и речепорождающей функции, как внутренняя форма понятия (чистой идеи), которая только рождается на губах ангела)))
Комментарии
Молчание - как знак согласия? )))
Нет. Он действует по форме мысли, потому его действие выглядит "разумно".
Форма действия извлекается человеком, применяется как логика, основой которой является единство формы и содержания действия, мышления и бытия...
Действующий атом (вообще объект) является субъектом своего действия в отношении к другому субъекту, выступающему для первого объектом действия. Взаимодействие происходит посредством отражения... Например, атом как объект не поглащает неподходящие ему излучения другого субъекта...
Речь о предельно развитом субъекте - человеке, "венце природы".
Мыслит ли атом?
Представим ситуации, когда следователь, пытаясь "отмазать" клиента, устраивает судебно-психиатрическую экспертизу, чтобы доказать, что на момент совершения преступления, подозреваемый был невменяем, а, следовательно, не может нести уголовную ответственность))) Главный аргумент - у бедолаги внезапно пропала личность, - разумеется под воздействием объективных внешних причин: рецидива реактивного психоза, наркотической зависимости (перебрал) и т.п. Вместо 8 лет тюрьмы, в случае признания его недееспособности, бандиту грозит 3 месяца психушки, откуда, "подлечившись", он выйдет, чтобы отомстить заявителю. К чему этот пример? Да к тому, что преступник представляет собой вязанку тех самых атомов, которые и совершили преступление. Заявитель полагает - осознанно. Следователь (сообщник) - в невменяемом состоянии. Спор, собственно, ведётся об одном: присутствовала ли личность (субъектность) в тех самых атомах на момент злодейства, или - отсутствовала, что позволило материи (телу) совершить противоправные действия, как бы, без умысла, машинально, под воздействием внешних сил: электро-магнитных, слабых и сильных взаимодействий и гравитации))) Вот и вопрос: когда атомы тела разумны, когда обусловливают субъектность, а когда - нет. Критерием истины не может быть наблюдение. И безумец и здоровый индивид действуют одинаково "нормально", руководствуясь установкой: рациональной или иррациональной (деструктивной)... Какой же атом в Природе мыслит, включен в процесс вербализации или коннотации, а какой "тупо" наворачивает орбиты? Где водораздел - между объектом и субъектом? Здесь и возникает различение, которое я назвал неконвенциональным мыслящим субъектом. Таким образом, с одной стороны мы имеем дело с бытием, субъектность которого ставится в субъект-объектную зависимость от объекта; с другой стороны - с неконвенциональным мыслящим субъектом, укоренённым в своей природе, своих основаниях, само-обосновывающими своё бытие пределами, которые этот субъект полагает себе, как абсолютному тождеству свободной мысли и свободного мышления в их конкретности, в их субъект-объектной доминанте.
Бог принимает без звонка: стучитесь...
Таким образом, с одной стороны мы имеем дело с бытием, субъектность которого неочевидна, ставится в субъект-объектную зависимость от детерминирующих факторов, и никогда не притязает на разум, волю и энтелехию; с другой стороны мы говорим о субъектности иного рода, где презумпция мышления, - идеального объекта, в котором ТОЛЩА всех судеб и способов мыслить самостоятельно присутствует в свёрнутом виде в каждом отдельном акте, - порождает субъект деятельности этой ТОЛЩИ. Этот субъект, став актуальным бытием сущего, выталкивается коллективной памятью и опытом мыслящих на кончик пера, чтобы прозвучать в звонком исповедальном слове. Этот субъект никем не делегирован. Не является частью сообщества. Стоит на своём. Автономен. Не заключает контрактов и назван неконвенциональным. Его природа едина, целостна и неделима. Он полагает себя абсолютным и предельном основанием. Тождественен мышлению и бытию в их конкретном единстве. Представим себе чистые идеи, чувственные образы, символы и знаки, - весь ноуменально-феноменальный мир - вечный и бесконечный. Мысль, даже самая робкая, субстанциональна, бытие её абсолютно, не требует пространства и времени, поскольку не ограничивается точкой на плоской шкале. Толща идеальных объектов распростёрта равномерно во все направления, не знает красного смещения, коллапсов, больших взрывов и инфляций; мысль, как дождевого червя, можно препарировать вдоль и поперёк, обнаруживая триллионы идеальных объектов на поперечной плоскости, где феномены, стоя плечом к плечу, являют стороннему наблюдателю (субъекту) свою неисчерпаемую полноту - алеф в степени алеф (по Кантору). Взяв ланцет тоньше прежнего, сделав продольный разрез мысли, субъект обнаруживает триллионы фрагментов человеческого бытия, одновременно отбрасываемых пучками света из кинопроекционной будки на бесконечное число экранов интенционального кинозала, пропасть рулонов киноплёнки, распростёртых в бесконечность как волокна диковинного растения; по капиллярам его пятипалого листа вечно снуют зелёные кровяные шарики - утраченные воспоминания и грёзы. Субъект, таким образом, не фокусирует в себе ментальность, не складирует в памяти результаты чувственного и рационального опыта. Субъект входит в мысль и выходит из мысли, как пешеход, ныряющий и выныривающий из подземки. Путешествуя, совершая вылазки в кротовые норы, субъект "сшивает" изнанку бытия. Каким образом? Подновляя божественный дискурс. Поддерживая смыслопорождающую функцию Промыслителя своей речепорождающей функцией.
Юрий Кузин, 24 Январь, 2019 - 22:26, ссылка
Все в этой очереди хотят быть самыми последними. )
Смерть - только начало.
Выбранные места - извращения графского ума...
Виктор Золя
Тело — это стены, ограничивающие дух и мешающие ему быть свободным. Дух не переставая старается раздвинуть эти стены, и вся жизнь разумного человека состоит в раздвижении этих стен, в освобождении духа от плена тела. Смерть совсем освобождает. И потому смерть не только не страшна, но радостна для человека, живущего истинной жизнью.
Толстой
Эразм Фроммсократ
и правда,смерть наверное радостна для человека,всю сознательную жизнь пытавшегося при помощи неповоротливого разума "освободить" свой недоразвитый дух от питающих его корней и терпящего неудачу за неудачей в такой "истинной жизни"...
Для меня смерть - серьёзная тема. Я пишу роман, где есть линия смерти. Только начал десятка два. Трудно подступиться. Вот некоторые варианты)))
Начало № 1
И почему ребятня не сверкает пятками, когда площадку облепляют взрослые? Васька был философом в свои девять лет. И когда бутылку хватили о горку, а затем, начинив ненавистью, метнули ему в лицо, не стал уклоняться. Буллит завораживал! Само время бухнулось в обморок. И Васька погрузил в его рыхлую плоть свои холодеющие пальцы. В полудрёме он увидел, как нож, блеснув на солнце, очистил яблоко от жмыха, - а что такое смерть, подумал он, как ни лёгкий перекус! След от зубов остался на сочной мякоти плода, уже подвергшегося ржавлению. И Васька с замиранием сердца ждал, когда щербатое стекло штопором вывинтит морозный воздух из апрельского полузабытья. А, намотав баллистическую кривую на височную кость пострела, осколок уселся в его щенячьем мозгу, точно там ему и было место…
Начало № 2
Смерть была горькой на вкус и отдавала нашатырём, – должно быть, врач скорой из кожи лез вон, чтобы вернуть меня мамочке. Но спирт эскулапа лишь оцарапал мне ноздрю, а горячий его призыв «навалять костлявой!» решительно не произвели на меня никакого впечатления. Возвращаться под каблук женщины, так и не простившей первенцу того, что из адвокатского её чрева, как чёртик из табакерки, выскочил сорванец, а вовсе не златокудрая девчушка с обложки глянцевого журнала для успешных мужененавистниц, я не собирался. Да и отдуваться за всех беглых алиментщиков, торчавших костью в горле сумасбродки, было превыше моих сил. Да и что, собственно, ждало меня - вернись я под её крыло?
Истина в последней инстанции,
/
В топике "Бог-кинематографист" я описал сознание, как поли-субъектность. Это значит, что субъектность не локализована в теле человека, а разложена по карманам: "Я", "Сверх-Я" (артефакты культуры, образы коллективного бессознательного), мир чистых, внеположных субъекту идей, - абсолютные идеи Платона, ментальность "другого" (Левинас, Бубер, Бердяев, Шестов, Марсель), принятые нами на постой, равно как и души святых угодников, ангельские иерархии и Сам Господь Бог, через Слово Соборно со-присутствующие в нашем уме. Я сравнивал сознание с интенциональным кинотеатром, набитым под завязку чужими субъект-объектными доминантами; все они, включая и меня, смотрят фильм, - его из кино-проекционной будки демонстрирует бог-кинематографист (Автор). И моё "Я" выступает попеременно: то, актёром, то, билетёром (сталкером), рассаживающим в темноте припозднившиеся парочки, то, режиссёром, которому Автор доверил сценарий для экранизации. Луч света, бьющий из кинопроектора - толща явлений, поставляемая субъекту предметами восприятия. Говоря проще, я допускаю бытие чужой мысли в себе, на своей суверенной территории, где "посторонний" мыслит во мне и мной, а я - в нём и им, что подкладывает свинью под расхожее представление о мозге, как субъекте авторского права))) Таким образом, субъект познания само-порождается из рутины, в акте, который выталкивает на кончик пера мысль, чтобы представительствовать перед бытием сущего, - являть ему последнее слово о нём самом, истину в последней инстанции, которая ускользала от субстрата (Аристотель), пока Природа не выделила из себя амальгаму, чтобы та, став ЗЕРКАЛОМ, предъявила Мiру лик, а не рыло.
Так конвенции (договоры) только в умах и заключаются. Разве можно заключить договор между дождём и человеком? Говорят, некоторые могут. Но я лично не встречал.
Можно заключить договор между мной и экскаватором, называется "Инструкция по эксплоатации". Я строго выполняю условия инструкции, а в замен имею работу.
Договор о чём?
Одним из пунктов договора был ОБМЕН "счёта людей" на деньги (полшекеля).
Но прежде был договор с Ноем. Что-на-что там договорено было обменивать?
Верно. "Вы" "нам" - правила, а "мы" "вам" - что?
Но ОБМЕН должен быть адекватным, приемлемо тождественным.
По какому основанию тождество? По силе - никак.
(Экскаватор сильнее меня, для этого и задуман).
Новая конвенция: или как преодолеть парадигматическую инфляцию...
Для индуизма, буддизма, йоги, шаманизма, ламаизма, пантеизма (Гёте) симбиоз человека и природы (включая и мёртвую), духа и материи - возможен только как конвенция.
Договор с эскалатором в определённом смысле закономерен - я тебя содержу, смазываю, подновляю: ты - перевозишь...Можете возразить: мол, конвенция односторонняя))) Ладно, попробуйте не смазывать и не заменять детали - станет, как вкопанный)))
А вот перечень заветов (договоров) Бога с людьми и животными...
Адам Быт.1:28, Быт.2:16-17 Ной Быт.9:1-17, все люди и звери Быт.9:8-10 Авраам Быт.17:1-18 и его потомки Быт.17:7 Моисей Исх.6:1-14 Давид 2 Цар.7:1-17 Все люди Лк.22:20 Время заключения завета Ок. 3700 г. до Р. Х. Ок. 2400 г. до Р. Х. Ок.1900 г. до Р. Х. Ок.1250 г. до Р. Х. Ок. 1000 г. до Р. Х. 1 в. Р. Х. Заповеди «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею», не вкушать от дерева познания добра и зла Быт.2:16-17, Быт.1:28 «плодитесь и размножайтесь», «не убивайте» Быт.9:1, 5-6 «ходить перед Богом», верить Быт.17:1 Десять заповедей Исх.20:1-17 Десять заповедей Втор.5:6-21 О любви Ин.13:34 Божественное обещание Благословение на обладание землей и владычество над всеми животными Быт.1:28 Не будет потопа Быт.9:11 Потомство Авраама будет верующим, многочисленным, овладеет Палестиной Быт.17:5-8 Спасение из Египта и поселение в Палестине Исх.6:6-8 Мессия из дома Давида 2 Цар.7:16 Жизнь вечная Ин.12:50, 1 Ин.2:25 Знамение завета - Радуга Быт.9:12-13 Обрезание Быт.17:11 Суббота Исх.31:13 Суббота и Храм Крест, Евхаристия Лк.22:14-20; 1 Кор.11:26
Русло реки, проталкиваясь сквозь породу, и горный кряж, лесной овраг, заваленный буреломом, конвенциональны. Каждый предлагает собеседнику (оппоненту) условие: я проложу рукав через твою породу и за это моя влага будет питать пласты, которые укрепят корни прибрежных деревьев, не позволив суховею разбросать твой ценный глинозём по пустырю, ты - терпеливо пропустишь мои воды, где камнем, а где песчаником обложив русло. Конвенция, называемая БИОТОЙ.
Всех смущает конвенционализм, - договороспособен только разум, вне рациональности нет и не может быть дискурса - так утверждает прагматизм Пирса, Джеймса, Дьюи, Сантаяны, Рассела, Поппера, Рорти, Куна в формах инструментализма, фаллибилизма, антиреализма, радикального эмпиризма, верификационизма. Здесь я ввожу понятие неконвенциональный объект, неконвенциональный мыслящий субъект, неконвенциональное знание, чтобы обозначить (маркировать) те пресуппозиции, субъективные модальности, конситуации и коммуникативные акты, которые дискурс, переживающий парадигматическую инфляцию, выбрасывает в маргинальное поле. Почему? 1) по причине кризиса идей; 2) креативности подходов, которым, - прежняя, ставшая несостоятельной, научная картина мира не велит и носа казать...Таким образом, новая конвенциональность - должна стать договором не только мыслящих, как его понимают прагматики. Другими словами, рациональности предстоит вновь уступить место экологическим воззрениям, в которых мир един, целостен и многообразен. А ментальность разлита по бытию сущего, как принцип его структурирования и репродуцирования. Всё конвенционально. Всё - кроме субстрата Аристотеля)))
Идея движения воды и нахождения её в берегах сквозняком проходит через всю философию.
Мы боимся чёрной тучи, но радуемся радуге. А ведь это два конца одной "палки" - движения воды. Но ещё и света, о котором всё время "забываем". Если бы не было "света", то не видели бы ни чёрной тучи, ни цветной радуги. Перед грозой "все птицы замолкают", а после грозы всё оживает, как будто наступило утро.
Река движется и ограничена берегами, но может выйти из берегов. Чёрная туча питает выход реки из берегов, а радуга означает окончание действия тучи. Радуга - это знак, а чёрная туча - действие воды.
Движение реки в берегах - это наглядный пример движения духа в формах. Молния тоже движется в своих формах, которые ограничивают поток.
Порядок ограничивает силу БЕСпорядка. Порядок содержит силу хранящуюся, а бес-порядок - силу не хранящуюся, которая стремится разрушить устоявшийся порядок, и добраться до его "устоев".
"Река" - это "новый порядок" по сравнению с движением потока воды и неподвижными берегами.
Вода и пар от той же воды имеют свои порядки, и они различны, а иначе и пар и вода были бы одним и тем же.
Думаю, что пределом порядка будет форма, а пределом содержимого формы - отношение. (Отношение или жажда абсолютного)
Различение.
/
Зачем, спрашивается, умножать сущности? Разве бритва, которую Оккам предложил в качестве дисциплины мысли, не требует воздерживаться от словотворчества, и не поощряет редукцию, ставшую религией Гуссерля? Всё так. Но, похоже, без двух понятий не обойтись. Конвенциональности - парадигматического коллапса; предельной плотности идей, признанных учёным сообществом - непротиворечивой суммой теорем; состоянием знания перед инфляцией, когда в системе достигнут баланс флуктуаций, и картина мира стабильна; неконвенциональности - крайней степени парадигматической инфляции, когда количество переменных превышает способность системы к адаптации и верификации данных. Неконвенциональное знание, неконвенциональные объекты и неконвенциональные субъекты - пресуппозиции, субъективные модальности, конситуации и коммуникативные акты, в которых вещь в себе сбрасывает, подобно змее, "кожу" трансцендентности. Речь, таким образом, идёт о знании, которому ещё предстоит обзавестись дискурсом, но которое, будучи передовым, маячит на границе смыслопорождающей и речепорождающей функции, как внутренняя форма понятия (чистой идеи), которая только рождается на губах ангела)))
Разве могут договориться между собой два солипсиста, которые суть два анархиста?
Могут. Если один из солипсистов устроит драку, а второй, ощутив боль и позор, попросит пощады, признав тем самым - реальность)))
Тогда они не абсолютные солипсисты/анархисты.))
Но проблема не в этом, видимо? Проблема обозначена в заголовке: недоговорной (неконвенциальный) мыслящий субъект.
Субъект - источник активности, направленной на объект.
Мыслящий - обладающий пониманием.
Неконвенциальный - не способный договориться с кем/чем либо.
Если он "мыслящий", обладающий пониманием, то чего ему не хватает для того, чтобы договориться с чем другим?
С неживой (косной) материей он всяко договорится: если не договорится, то косной материи без разницы, может и убить.
Я вкладывал другой смысл в это понятие - вынесенный в маргинальное поле, не нашедший отклика в костном сообществе; выведенный за текст, за парадигматическую рамку...
Вот два примера неконвенциональных выссказываний:
1) о границах ментальности...
Мыслят ли растения, насекомые, вирусы? Скорее - нет))) Но могу предположить, что в тот момент, когда живое игнорируют матрицу (биологическое и химическое обусловливание, ДНК, инстинкты и т.п) - можно говорить о примитивных формах психической активности. Мышление, таким образом - есть способ материи претерпевать метаморфозы... Но человек мыслит, даже не уяснив свои инстинкты и скрытые пружины поведения, - почему же мы отказываем в мышлении животному, запертому в своём незнании? Я уже говорил и повторю: когда объект сбрасывает с себя оковы детерминизма, слезает с шестка, швыряет свой удел в лицо Мойрам и Паркам, он обретает субъектность. А вот что побуждает к такому переходу границы - вопрос. Является ли, таким образом, его путь к осмыслению порождением мышления? Или субъектность приобретается спонтанно, как цепь мутаций? Я полагаю, что мышление изначально присутствует в объекте, как свёрнутая в себя потенция. И ни о каком обусловливании мысли - социальном или биологическом - речь не идёт...
2) об отсутствии биологической подоплёки мышления, - к проблеме "психика и мозг/мозг и психика" в полемике Дубровского-Ильенкова.
Психика - порождение эволюции. Чего не могу сказать о МЫСЛИ-МЫШЛЕНИИ, - идеальном объекте, напоминающем точку на плоской шкале, сворачивающей внутрь себя и разворачивающей из себя бесконечное геометрическое многообразие. Мышление, как судьба мысливших, присутствует в каждой мысли в свёрнутой форме. Мысль изначально была структурно дифференцирована, и, породив себя из себя, тут же избавилась от приставки "прото". А заколосившись, как если бы посадка семени, рост и последующее опыление соцветий медоносными пчёлами, мы опустили, как не имеющее основания, - ведь ментальность наша была счастливо избавлена от био-и-формогенеза, мысль и мышление обнаружили, что они суть ЕДИНОЕ, что оба не различимы и тождественны себе, что возникли вдруг, по прихоти ребёнка, выудившего их из кармана отцовских рабочих штанин... И очутившись в мальчишечьих потных ладонях, изрезанных ссадинами, мышление и мысль предстали взору сорванца в форме перочинного ножика, где одно лезвие - акты интенциональной направленности на объект, а другое - речь
Кто сказал?)) Изучаем. Зоология... Это Павлов сводил поведение животных к рефлексу. Но когда ему показали (опыт Келлера) как шимпанзе соорудила из ящиков горку, взобралась к потолку и сняла банан, любимое лакомство - признал, что за её поведением стоит нечто большее, чем рефлекс. Любопытно, что шимпазе строила своё действие точно по кальке мышления, описанного Гегелем...
Ваше дело!)) Суть психики - мышление и переживание, они есть противоположные стороны психика, отражающей действие и отношение.
Иерархия
/
Психика - перцепция. Мышление - апперцепция. Переживание - вот-бытие (в локусе истины), которое, будучи интенциональным актом, направленным на воспроизведение уже прожитого, сопряжено с экзистенциальной подоплёкой - т.е. таким уяснением субъектом предельных оснований бытия, которое неочевидно и не поддаётся объективации. Переживание, говоря иначе, такое отношение между содержанием и формой (механикой) интенциональности (опредмечивания), в результате которого субъект испытывает полноту присутствия, что Гуссерль называл существованием и выносил за скобки, а я, напротив, вывожу из темницы, где акты эти надеялись отсидеться)))
Растение - хороший пример магинальности. Если человек не договорится с растением, то для человека урожайность растения будет ничтожной.
Дело не в договоре, а в исполнении договора.
Здесь договорённость можно, как и всегда, разложить на две стороны: формально-ментальную и действительную.
Причём формально-ментальная сторона тоже раскладывается на ментальность и форму.
Ментальность - МЕНТАЛЬНОСТЬ (от лат. mens — сознание, ум) — образ мышления, общая духовная настроенность человека, группы. ...
Форма ментальности - след ментальности в окружающем.
Которого Дубровского? Вот есть http://lib.panikarolinka.ru/books/parasci/dubrov_pushkin.pdf
Но он не Дубровский, а А. П. Дубров.
Налицо ментальная договорённость в экспериментах. А формы же лишь средство создания определённого внешнего "менталитета" для растений, который бы совпадал, был адекватным менталитету собственному растений.
Дубровский-Ильенков: кто кого?
http://www.unn.ru/pages/issues/vestnik/99990201_West_soc_2007_1(6)/27.pdf
https://studfiles.net/preview/4218675/
"«Хранимая личностью информация, выражающая ее жизненный опыт, свойственные ей особенности эмоциональной и интеллектуальной оперативности, все ее высшие психологические регистры так или иначе фиксированы в ее головном мозгу, воплощены в специфической организации мозговых систем, подсистем и элементов», – пишет Д.И. Дубровский 1.
Тут мы с удовольствием зафиксируем полное сходство наших взглядов".
Поскольку "информация" не хранится, а возникает, определяясь с каждым выбором дальнейшего действия, то дальше читать уже не интересно.
Но эта цитата составлена таким образом, что понятие "хранение" можно толковать как угодно.
Однако, пробным камнем будет "выключение мозга". Если деятельность мозга прекратится, то "информация, выражающая жизненный опыт" будет "храниться"?
В ответе на этот вопрос нахожу следующую фразу: "Поскольку индивидуальной генетической характеристики мозга автора «Волшебной флейты» научные архивы для нас не сохранили, роль [146] этого фактора придется исчислять косвенным путем. А именно – нам придется списывать на его счет все те черты личности Моцарта, которые в принципиальном пределе нельзя объяснить другим путем, допускающим объективно строгую научную констатацию и проверку".
Откуда видно, что "архивы не хранят" "индивидуальные генетические характеристики мозга".
А что же они хранят? Да только то, что можно "исчислить".
И далее: "...сделать всех людей стандартно одинаковыми. И усмотрел гарантию сохранения индивидуальных различий – в чисто биологических различиях между индивидами, в различиях их «генетических церебральных особенностей»".
"И плохо дело личности, если единственной гарантией ее сохранения будет биологически врожденная особенность".
Таким образом, о "хранении информации" ничего путного нет, потому что не очерчен круг информации, и непонятно, будет ли сохранена индивидуальность, если "выключить питание".
А про "мышление" так вообще в тексте только упоминание мнения Гегеля
Можно бы так сказать, если бы был пояснён процесс "свёртывания и развёртывания".
Однако, даже простое чтение слов, записанных и хранящихся в "клинописи", может быть развёрнуто в звукоряд "читающей машиной" без всякого человека.
Неужели только на этом основании можно сказать, что машина, говорящая клинопись, мыслит?
Надо, видимо, и ещё что-то добавить к "говорилке".
Что же там, на границе смысло- и рече- порождающей функции?
Какова она, внутренняя форма понятия?
Неужели Вы о магии? В смысле, о знании как договориваться с любым объектом (явлением) - с морями и речками, чтоб расступались при необходимости; с горами, чтоб тряслись безопасно для городов; с атомами, чтоб складывались в желаемые конфигурации; с людьми, чтоб говорили и писали только умное и приятное? Ну и т.д. :)
Юрий Кузин, 23 Январь, 2019 - 17:56
Старую "рухлядь" заменить на новую? ))
Только последнее достойно внимания.
Как всегда дуркуем?
От "внимания" самого по себе - бывает мало толку , нада ещё уметь "различать лес за деревьями"...
https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fwww.instagram.com%2Fp%2FBy5WhIX...