ФШ.680
В ходе разработки темы «Цена нефти» пришел к выводу, что надо выйти на более общие позиции. Связать все, что касается нефти, в одно, единое целое. Как это и требует философский подход. Иначе можно бесконечно блуждать в этом обилии материала, так и не выйдя из его леса.
А то, что сведений чрезвычайно много, свидетельствует, хотя бы, моя Файлотека. Личная, не публичная. Которую я веду по каждому предмету, попадающему в область моих интересов.
Покажу это в следующем постинге.
Комментарии
ФШ.681
Нефть. Обширность темы
Повод: 12.050
Вот только некоторые директории из моей Файлотеки. Непубличной.
Папка «Н»:
Вот из самого каталога «Нефть»:
А вот то, что уже есть в рубрике «Цена нефти»:
При этом надо учесть, что я еще не начал капитальным образом заниматься темой нефти. Так, работал над нею по ходу дела. Включал в Файлотеку то, что попадалось на глаза. Особенно, начиная с середины прошлого года. Когда стал падать рубль. Капитально. И все озаботились причиной этого. В том числе, разумеется, и я. Потому как тут есть не только теоретический интерес, но и практический. Ибо есть часть сбережений в рублях. Да и зарплата в них идет…
И количество материалов катастрофически увеличивается. Как только начинаешь углубляться в эту тему. И искать материалы по ней. Кроме того, в моей Файлотеке нефти есть приличное количество файлов, которые, просто, туда забрасывал. Не читая, не сортируя. Из-за недостатка времени, желания или сил. И даже это разобрать – нужны приличные затраты времени.
Поэтому делаю такой вывод: у меня есть цель – дать толкование цены (и стоимости) нефти. И для достижений этой цели и для отсечения ненужной информации я должен, во-первых, строго следовать этой цели. Во-вторых, стараться подниматься на как можно более высокие, как можно более общие позиции. В своих представлениях о предмете. Чтобы и время сэкономить, и не заблудиться в этом лесе. Да и других не путать…
ФШ.682
Нефть. Философия
Думаю, что смысл словосочетания «философия нефти» заключается в том, что создать в своем воображение наиболее общее, самое общее представление о нефти. И, после этого, увязать с ним все другие образы, так или иначе связанные с образом предмета «нефть».
Ведь, по сути, то, чем мы постоянно занимаемся, размышляя о чем-нибудь, что-нибудь пытаясь понять, - это именно наведение порядке во множестве наших представлений о данном предмете и мире вообще. Нам нужно таким образом организовать наши представления, чтобы они соответствовали действительности. То есть, сочетать, связывать их в нашем сознании так и только так, как это происходит в действительности. А касательно всех других сочетаний понимать, что они есть наши фантазии. И к реальности имеют другое отношение.
И, прежде всего, конечно, надо дать определение понятию предмета. Точнее, взять существующие определения предмета, обработать их. Чтобы получить самое правильное, самое точно. И к нему, к этому комплексу представлений четко привязать все остальное.
Что касается нефти, то, надеюсь, с понятием предмета особых сложностей не будет. Все-таки, нефть – это не Абсолют какой-нибудь. О котором можно нудно и бесконечно говорить. Тут все намного проще. Поэтому – приступим… :)
ФШ.683
Нефть. Понятие. Определение
Не мудрствуя лукаво, задаю в Яне поиск по слову «нефть»*. И нахожу такие ее определения:
В Википедии, которая всегда выпрыгивает в числе первых:
«Нефть (из тур. neft, от персидск. нефт) — природная маслянистая горючая жидкость со специфическим запахом, состоящая в основном из сложной смеси углеводородов различной молекулярной массы и некоторых других химических соединений»**.
Дальше смотрю БСЭ:
«Нефть (…) — горючая маслянистая жидкость со специфическим запахом, распространённая в осадочной оболочке Земли, являющаяся важнейшим полезным ископаемым»***.
И, само собой, смотрю значение этом слова в МАС:
«НЕФТЬ, -и, ж. Минеральное жидкое маслянистое вещество, обычно темно-коричневого или черного цвета, употребляемое в качестве топлива, а также как сырье для получения различных продуктов (керосина, бензина, вазелина, парафина и т. д.)».
Есть и многие другие толкования нефти. Ее называют и ископаемым, и конгломератом, и т.д. Но для нашего анализа достаточно того, что уже есть. Чтобы признать, что нефть – это, прежде всего, жидкость. Можно, конечно, добавить, чтобы сузить круг, определения «горючая», «маслянистая», но главное, что нужно сделать во второй части определения – это сказать, что она есть «смесь углеводородов». Это является самым главным, самым важным признаком.
Поэтому в качестве рабочего определения понятия нефти, думаю, надо принять такое:
«Нефть — природная маслянистая горючая жидкость, состоящая, в основном, из сложной смеси различной углеводородов».
К которому наиболее близким является именно определение из Википедии.
***
И теперь, после получения рабочего определения понятия предмета, нужно сказать несколько слов об объеме этого понятия. Ибо количественные показатели играют важнейшую роль в цели нашего исследования. В выяснении понятия цены и объяснении причин ее колебаний.
____________________
* Ибо раньше мне эта мысль никогда не приходил в голову. J Всегда и без этого знал, что такое нефть. В смысле предмета, а не строго логического определения. Никогда бы не спутал ее с чем-то другим. Разве что с очень чем-то похожим на нее. Хотя и никогда не видел нефть живьем. Так сказать.
Мое представление: нефть – тягучая, вязкая жидкость черного цвета с определенным запахом. (Знаю, что она бывает разного цвета, но, почему-то, все ее считают именно «черным золотом».)
(Ха! Никогда не думал, что задамся такими очевидными и ясными, как я думал ранее, вопросами.)
ФШ.684
Нефть. Понятие. Объем
Определяя понятие предмета, мы создаем некоторый образ его. Из определенного множества других образов. Так, в определении нефти главным был использован образ жидкости. В котором были сначала «высечены» области горючих и маслянистых, притом, жидкостей. А потом произошла еще большая конкретизация – уточнение того, что это именно сложная смесь углеводородов. А не просто смесь или нечто, состоящее из одного углеводорода.
После всего этого мы должны распространить этот образ среди образов других. То есть, показать, КАКОЕ место предмет «нефть» занимает среди всех других предметов, отражаемых нашим сознанием. И, естественно, мы должны это делать именно так, чтобы все соответствовало действительности. Тому, что есть на самом деле, а не тому, что мы можем себе нафантазировать. Ибо человек волен делать с образами все, что угодно. Но не может этого делать природа с предметами, отраженными в наших образах.
Поэтому мы должны включить в объем понятия нефти только и только те массы этой жидкости, что есть в недрах Земли. И что, уже, извлечены из них, но еще не переработаны. Что же касается других планет и небесных тел вообще, то естественно предположить наличие нефти и там, но с практической точки зрения это пока не нужно. Ведь даже на Луне еще далеко до того, чтобы искать там нефть. Не говоря, уже, о других планетах.
Объемы имеющейся на Земле нефти, конечно, чрезвычайно важны для выживания человечества, но для нашей конкретной задачи играют роль не вообще эти запасы, а те количества, что извлекаются в данное время. А также те, что разведаны на данный момент. Ибо это оказывает влияние на решения участников нефтяного рынка.
Поэтому далее углубляться в тему объема понятия нефти нет смысла. Исходя из наших целей.
ФШ.685
Нефть. Предложение
Пару слов нужно сказать и об этом. Чтобы не возникало недоразумений в понимании того, что я разумею под этим словосочетанием.
В моем понимании предложение нефти – это то ее количество, которое может быть продано. Которое уже доставлено на рынок и выставлено на продажу. Или которое еще только планируется к извлечению из Земли и к доставке на рынок и потребителю. Так как мы знаем, что на этом рынке продается и так называема «бумажная», нефть.
Количественно предложение нефти (ПН) формируется как разница между всей добываемой нефтью и тем ее количеством, что идет на потребление самого нефтедобытчика:
ПН = ОбщееКН – ПотребляемоеКН.
***
Я в своих теориях еще ввожу такое понятие, как предлагание товара. Чтобы отделить от просто количества товара деяния самого человека. Действия его по поиску тех, кому он может сбыть свой товар, и воздействие на них с целью побудить их приобрести данный товар.
Но пока углубляться в это здесь не стоит.
ФШ.686
Нефть. Спрос на нее
Этот вопрос чуть-чуть сложнее. В силу того, что есть два вида спроса: физический и платежеспособный. И не всегда рассуждающие и пишущие на тему нефти делают четкое различение между этими видами.
В моих теориях цены и стоимости платспросу (ПСнаТ) отводится второстепенная роль. В отличие от теории спроса и предложения. Потому как величина эта не является базовой, основной. Этот вид спроса всегда определяется как частное от деления предложения денег (ПД) на сложившуюся цену товара (ЦТ):
ПСнаТ = ПД/ЦТ.
А в качестве базового при исследовании цены принимается именно физический спрос на товар. Но не только он, а и предложение денег со спросом на них. То есть, в целом, при анализе цены товара следует принимать в качестве базовых величин следующие:
Это значит, что на каждый предмет обмена (товар и деньги) существует две определяющие величины – предложение этого предмена и физический спрос на него с другой стороны. А всего – четыре величины. Ибо предметов – два.
Все это значит, что пытаясь понять механизм установлений цены на товар, нельзя оперировать понятием платспроса. Ибо он сам зависим от этой величины. От цены товара. И о нем, вообще, можно говорить лишь, когда эта цена уже установлена. До того же надо работать с указанными выше величинами*.
Применительно к цене нефти надо говорить о предложении нефти, о физическом спросе на нее; а также о предложении денег и спросе на них со стороны продавцов нефти. Это будет правильно и четко.
Исходная величина – предложение нефти. То, сколько каждый из участников может выставить на продажу этого товара. Далее – то, что они хотят получить за свой товар. Их спрос на деньги. Ведь у разных продавцов он – разный. И даже если он одинаков, то сила их требований разная. Богатые страны могут позволить себе и сбросить цены. Демпингнуть. А бедные – нет.
Далее – физический спрос на нефть. Это, как и ПН, трудно изменяемая величина. Ибо она зависит от работы экономики мировой. Которая весьма неповоротлива. Резкие изменения в ней редки. А главная мобильная величина – ПД. Вот на чем нужно сосредоточиться, прежде всего. Именно это подвержено наибольшим изменениям. И именно это служит причиной резких колебаний цены нефти.
Но об этом конкретнее надо говорить в топике, посвященном именно цене, а не нефти вообще.
____________________
* См. об этом подробнее в моей Теории спроса .
ФШ.687
Нефть. Спрос на деньги за нее
Надо отдельно и этот вопрос рассмотреть. Для большей четкости в наших представлениях.
Каждый продавец нефти формирует определенное предложение своего товара и, непременно, определенный спрос на деньги за свой товар. То есть, он каждый раз, при спрашивании его, называет определенную сумму, которую бы хотел иметь за свой товар. Естественно, за какую-то единицу этого товара. А общий спрос данного продавца можно определить как произведение желаемой цены за единицу на все его предложение.
Чем определяется этот спрос на деньги? Что диктует его величину? - Ответить на вопрос легче, если товар производится трудом. Если, допустим, добыча барреля нефти обходится в 10 долларов, то, ясно, что продавец не будет просить сумму меньше этого числа. Ибо в этом случае он, просто, вылетает в трубу. Как минимум, он будет просить эту сумму плюс некоторую надбавку. Необходимую ему для того, чтобы обеспечить свою жизнь. А не только компенсацию его затрат на добычу нефти.
Ну а если товар не производится трудом? Если он товар нашел на дороге? Или если он упал ему с неба? Как манна небесная. Что служит, тогда, для продавца точкой отсчета? – Вне сомнения, и в этих случаях субъект не будет продавать свой товар за нулевую цену. Не будет дарить его другим. Лишь потому, что затраты на него равны нулю. И отсюда следует вывод, что предел, который будет диктоваться продавцом, определяется не затратами. А нравственными, моральными установками продавца.
То есть, он чихать будет на затраты. И в своих требованиях денег ориентироваться не на них, а на те возможности, что есть на рынке. На возможности финансовые, как раз, потенциальных покупателей товара. А, с другой стороны, он будет ориентироваться на свою нужду в деньгах. Ведь если бы у него не было такой надобности, то он и деньги не стал бы с других стягивать. Подарил бы свою вещь другим.
Итак, при формировании спроса на деньги, надо принять во внимание следующие факторы:
Что касается трудозатрат в производстве или добыче товара, то они, разумеется, играют свою роль в формировании спроса на деньги. Так как сами потребности субъекта зависят от этих затрат. Чем они выше, чем они больше, тем, естественно, будут и больше финансовые требования. В силу того, что больше надо возместить деньгами. Но, понятно, здесь нет фатализма. Если затраты велики, то это совсем не значит, что и цена товара будет такой же. Есть еще такая штука, как финансовые в-ти другой стороны. И если они равны нулю вообще или если они не равны нулю, но равна нулю физическая потребность в товаре, то смело можно сказать, что и цена его будет равна нулю. Какими бы ни были затраты.
Вывод здесь можно сделать такой: спрос на деньги со стороны продавцов товара диктуется, конечно, его потребностью в деньгах, то есть, его потребностями физическими, в конечном счете. Но так как потребностей этих много и они у современных людей безмерны, то и спрос этот может формироваться вообще без привязки к разуму. По принципу: «Чем больше – тем лучше!» Всегда найдутся типчики, которые за ложку нефти готовы будут загрести все деньги мира. Была бы лишь такая в-ть. А уж за «базарными героями» дело не станет.
ФШ.688
Нефть. Предложение денег за нее
Ну и, для полноты картины, надо сказать об этом. И тем очистить свою «совесть»…
Чем диктуется то количество денег, которое готовы выложить за нефть ее покупатели? – Ясно, что это, прежде всего, их физические потребности в нефти*. Мощность перерабатывающих заводов и потребность других субъектов в продуктах переработки нефти. Ведь, если нет потребности в продуктах переработки нефти, то нет потребности и в самой нефти и нет предложения денег за эту нефть. Никто за нее не будет и ломаного гроша платить**.
Но, как правило, потребность есть. И потребитель вынужден какую-то часть своих доходов выделять на покупку сырой нефти. Причем, с одной стороны, эти суммы ограничиваются доходами покупателя, а с другой, с нижней, опять же, его моральными качествами. Его стремлением заплатить за товар как можно меньше. А в пределе, в идеале, получить его даром.
Таким образом, в формировании предложения денег участвуют следующие факторы:
***
Далее логика требует сказать не только о тех предложениях и спросах, что формируются покупателями и продавцами нефти, но и о других вещах. Не менее важных в деле формирования цены нефти. Я имею в виду сговоры между субъектами рынка. А также факт их численности. Ведь одно дело, когда на рынке один продавец или покупатель. Монополист. И другое – когда их много. Каждый раз результат в виде цены будет другим.
____________________
* Я пока здесь не говорю о перекупщиках нефти, о спекулянтах. Допускаю, что их нет. Что путь движения нефти не облеплен этими паразитами. И покупателями нефти на рынке выступают сами ее потребители. Нефтеперерабатывающие фирмы.
** Здесь имеет место быть обыкновенная причинно-следственная цепь. Потребность в одном диктует потребность в другом. И последовательность эта может быть весьма большой.
ФШ.689
Нефть. Продавцы и покупателя ея
Тут бы надо, уже, говорить это все с привязкой к цене нефти, а не к нефти вообще. Поэтому здесь только намечу, что надо сказать. А развивать подтему буду в топике «Цена нефти».
Нужно разработать такие детали:
Очевидно, что о сговорах можно говорить только и только в том случае, если субъектов, хотя бы с одной стороны обмена, не менее двух. Иначе – монополизм.