О метафизике в аспектах НИЧТО и НЕЧТО.
Мы так говорим - типа, хочу сказать "Нечто важное" или " Нечто очень важное".
Почему мы вставляем "Нечто", а не "Ничто"?... т.е. не говорим "Ничто очень важное", хотя понятие НИЧТО так же, не менее важно, чем понятие НЕЧТО. Если глубоко "копать", то можно увидеть, что и НИЧТО и НЕЧТО занимают очень важное место в метафизике как первых началах и причинах всего, что есть и чего нет как существующих, так и несуществующих.
Если НЕЧТО относится к говорению, то НИЧТО - к молчанию("молчание - золото!"), тому молчанию, которое тоже имеет право быть как-то выражено - каким-то отрицанием чего-то.
Хайдеггер в "Что такое метафизика" делал попытку выразить сие НИЧТО, и в конце задался основным вопросом метафизики: "Почему вообще есть сущее, а не, наоборот, Ничто?"
Получается, что слово "Ничто" есть, а самого Ничто как бы и нет, или всё же оно как-то тоже есть. И это есть и выражается словом "Ничто"(иначе бы и слова такого не было бы/незачем его произносить. Но мы произносим).
Если мы произносим, то Ничто как-то связано с тем, что мы произносим слово "Ничто" - и эта связь есть некое сущее, в котором Человек есть тоже сущее среди сущего.
Значит среди сущего есть и наиболее сущее, которое может быть тем НИЧТО сущего, которое ускользает от сущего, но не ускользает от его выражения в слове человеком как сущим.
Т.о. мы имеем некое связь-отношение сущего и не-сущего, которое может быть наиболее сущим, которое противоречиво - оно и НИЧТО и Ничто науки.
Но Хайдеггер не говорит об этом наиболее сущем, отчего он разводит НИЧТО и науку.
Хайдеггер: " Но зачем нам хлопотать об этом Ничто? Ведь как раз наука отбрасывает Ничто и оставляет его как не имеющее никакого значения. ...Ничто - чем ещё оно может быть для науки, кроме бреда и вздора?"
Но всё же Хайдеггер оставляет некую связь меж наукой и Ничто - в виде "знания незнания"...
..." Если наука здесь в своём праве, то ясно одно: о Ничто наука знать ничего не хочет. В конце концов это и будет строго научной концепцией Ничто. Мы знаем его, когда не хотим о нем, о Ничто, ничего знать. ...Что за двойственность приоткрывается здесь?"
Действительно, что тут приоткрывается? - может некое нечто(пока с малой буквы)?!
Хайдеггер: " Что такое Ничто? ...Задавая такой вопрос, мы заранее представляем Ничто как нечто, которое тем или иным образом "есть" - словно некое сущее. Но ведь как раз от сущего Ничто абсолютно отлично...".
Хайдеггер, этим "абсолютным отличием" не дал возможности развить "Ничто как нечто" в иной аспект метафизики - в НЕЧТО (нечто возвышается до большой буквы), которое в отношении науки уже от "незнания" переходит к "знанию" (метафизическое знание), которое, видимо, Хайдеггер не уловил в античной мысли, например, у Платона в "Федоне" (о душе), где Сократ перед своей смертью как раз говорит о НЕЧТО - "смерть есть нечто", в связи с отделением души от тела.
Но наша современность, классика философии цепляется лишь за жизнь, не понимая того, что античность подразумевала под смертью и связанной с нею душой.
Отсюда, мыслители всё больше уповают на "феноменологию духа", а не и "феноменологию души", с которой у них "пробел" знаний, а значит и "пробел" с пониманием метафизики в аспекте НЕЧТО, которое есть, как мы говорим, очень важное, но не осознаем в достаточной мере того, что мы говорим.
А значит и не осознаем нечто очень важное не только с пониманием НЕЧТО, но и также с НИЧТО, между которыми имеется некий диапазон науки - от "незнания" к "знанию".
"Если бы знать, если бы знать!" - такими словами заканчивается драма "Три сестры", написанная Чеховым.
Комментарии
"Если бы знать" про душу, что Платон
В своём "Федоне" выложил на кон,
То смерть суть понимали бы иначе,
Когда совсем не радуются в плаче.
О смерти той Сократ суть рассказал
Как знал о том, чего не знал и знал!
Душа томилась в теле, чтоб свободной
Однажды стать, как будто инородной...
ФЕДОН : Живо представляя, что Сократ скоро должен умереть, я питал какое-то странное чувство, какую-то необыкновенную смесь удовольствия и скорби. да и все присутствовавшие были почти в таком же расположении духа: то смеялись, то плакали...
Да уж! - на похоронах как на свадьбе!... от чего-то душа отвязывается и в то же время к чему-то снова привязывается...
...Корабль уже возвратился из Делоса
Сократ освобожденный от оков сказал: - Друзья! как странным кажется мне то, что люди называют приятным! В какой удивительной связи оно находится со скорбью, хотя последняя, по-видимому, противоположна первому! Взятые вместе, они не уживаются в человеке; но кто ищет и достигает одного, тот почти вынуждается всегда получать и другое, как будто эти две противоположности соединены в одной вершине.