Понятие: "эффективность – это отношение усилий, затраченных на производство сообщения, к последствиям его реализации" – очень объёмно и много чего в себя включает. В нём есть чисто материальная составляющая, а именно: процесс передачи сообщения адресату. Он представляет собой отдельный акт общего явления, которое называется коммуникацией. Но в ней есть один, так сказать, идеальный момент, без которого она невозможна и без которого разговоры об эффективности сообщения становятся пустыми. Это – понимание. Понимание адресатом идеи, мысли, которую стремится передать ему инициатор сообщения.
В коммуникативном акте понимание занимает своё, неотъемлемое от этого процесса, место. Оно осуществляется в рамках восприятия сообщения. Восприятие несколько шире понимания. Оно включает в себя взаимодействие получателя сообщения со средствами передачи. Т.е., при восприятии происходит необходимая, начальная, я бы сказал, физическая часть общего явления – понимания. Можно воспринять, и вернее – принять, сообщение, не понимая его, понимая частично или понимая иначе, но прежде всегда должно быть изменение в получателе, произведённое сообщением. Собственно, сообщение только это, физическое изменение, и делает. Остальное, собственно, понимание, "делает" уже сам получатель.
То, что называется пониманием, порождено невозможностью прямой, непосредственной передачи мыслей, вынужденностью использования тех или иных средств для передачи содержания. И тут получается такая штука: отправитель сообщения, объективно, сам того не понимая, стремится не передать мысль, идею, а породить её в адресате. Правда, сам-то отправитель так не думает, он думает, что он мысль именно передаёт.
"Передать мысль" – это образное выражение, обусловленное передачей средств. Её в буквальном смысле передать нельзя, она не материальна, её можно только породить материальными действиями. И, всё же, нам есть смысл говорить именно о передаче мыслей, идей, значений и т.п. Так легче.
О понимании приходится говорить вследствие того, что идеи и мысли не передаются непосредственно от инициатора адресату. Передаются только средства, носители информации, в которых инициатором воплощены идеи и мысли. Адресат воспринимает не сами идеи и мысли, а носители мыслей, т.е. череду знаков и эту череду – в контексте ситуации. Воспринимая череду знаков, адресат вынужден "превращать" их значения в идеи и мысли, в свои идеи и мысли, соответствующие мыслям и идеям отправителя сообщения, заложенным им в сообщение. Достаточно хорошее совпадение порождённых идей и мыслей с теми, которые выразил и хотел передать инициатор, по сути и есть понимание, понимание сообщения.
Последствия не передачи, а порождения таковы, что вследствие использования средств для передачи, восстановленные идеи и мысли оказываются частенько, мягко говоря, не совсем те, которые инициатор пытался вложить в ”прокрустово ложе” известных инициатору значений. А бывают и совсем не те. Однако, как бы то ни было, в общем и целом коммуникация успешно осуществляется.
Комментарии
Приведу-ка, для начала, цитатку от гуру теории и практики коммуникаций Ричарда Бэндлера ("Из лягушек в принцы"), потому как меня тоже поразили Ваши утверждения:
Может быть, Вы укажете далее хотя бы на одну специфическую вещь, которую сможет сделать любой из участников ФШ, чтобы лучше понимать других участников, т.е. обеспечивать себе достаточно хорошее совпадение порождённых идей и мыслей с теми, которые хотели передать инициаторы постов?
Коммуникация более-менеее осуществляется благодаря принципу априоризма Канта. Идеи в организме записаны априори генами, а гены имеют адреса, структурно связанные с внешними идеями. Благодаря этому внешняя идея находит априорную, соответствующую ей внутренюю идею, и эта идея организму ЯВЛЯЕТСЯ.
Примером может служить описание изобретения. Автор может описывать предысторию изобретения, устройство и фукционирование (допусим) агрегата или особенности технологии, свойства производимого продукта.
В зависимости от свойств получателей информации получаем совершенно разные результаты. Одному эксперту достаточно бегло ознакомиться с техническим описанием или лишь с эскизом агрегата, чтобы осознать суть изобретения. Другой эксперт будет выискивать пороки и недостатки, грамматические ошибки в тексте, помарки в оформлении документации - все мыслимые и немыслимые доводы против изобретения только потому, что находится на содержании у конкурентов. Ещё один получатель информации может всё больше запутываться и впадать в прострацию, чем больше он читает не вполне понятные утверждения и описания.
Поэтому, существо с кругозором зайца никогда не поймёт информацию существа с кругозором орла и наоборот. Не напрасно говорится: "Ты равен тому, кого понимаешь!"
Есть энтузиасты, изобретающие "вечные двигатели" или распространяющие вот такие http://chest-i-razym.livejournal.com/532197.html потоки информации и есть "понимающие" их - "равные" им, которые не замечают или не желают замечать мудрёные АЛОГИЗМЫ в пространных информационных построениях. Это сопоставимо с объёмной калькуляцией, в которой одна точка или запятая оказалась не на своём месте по типу: "Казнить, нельзя, помиловать".