
НАВИГАЦИЯ (9)
(Космология Аритеросизма)
1
СОКРАТ. Так что там - про занятия МУЗЫКОЙ, Платон? А то мы прошлый раз как-то об этом - не договорили.
ПЛАТОН. Не просто о занятии музыкой, а в связи с нашим вопросом о происхождении понятия "УГОЛ" - у древних.
СОКРАТ. Да, именно - у них.
ПЛАТОН. Как мы слышим, я имею в виду, слышим ухом звук произносимого по-древнегречески слова-понятия "ГОНИЯ", а не видим глазом нечто наглядное?
СОКРАТ. А причём здесь к "ГОНИИ" - музыка?!
ПЛАТОН. Не к мыслимости "ГОНИИ", а её - СЛЫШИМОСТИ!
СОКРАТ. И?
ПЛАТОН. Так вот СЛЫШИМСОТЬ, Сократ, формируется не только и не столько мыслимостью, т.е. философией, а её исполнением в - МУЗЫКЕ!
СОКРАТ. Ты имеешь в виду, Платон, что ли, музыкальный - СЛУХ?!
ПЛАТОН. Именно его я имею в виду, Сократ!
СОКРАТ. И он нам пригодится в нашей - философии?!
ПЛАТОН. Ещё как!
СОКРАТ. Интересно.
ПЛАТОН. Не то слово!
СОКРАТ. И - как же?
ПЛАТОН. Слушай!
СОКРАТ. А! Теперь понятно, что значит это, по сути, музыкальное "СЛУШАЙ" в философии!
ПЛАТОН. И - что же?
СОКРАТ. Тот самый, Платон, - музыкальный СЛУХ!
ПЛАТОН. И?
СОКРАТ. И, если тебе, Платон, на ухо слон наступил, как у нас в детстве говорили, проверяя детей на уроке музыки на их причастность к музыкальному СЛУХУ, то ты не только будешь профаном в музыке, а, как и теперь понимаю, и в поэзии, и, главное, - в мышлении, т.е. в нашей любимой ФИЛОСОФИИ!
ПЛАТОН. Абсолютно!
СОКРАТ. Абсолютный - СЛУХ?
ПЛАТОН. Он.
2
СОКРАТ. Что же, Платон, я готов за школьную парту - развивать абсолютный СЛУХ, причём не только мыслительно-философский, но и гармонично-исполнительско-музыкальный.
ПЛАТОН. Первый раз - в первый класс?
СОКРАТ. Музыкальный?
ПЛАТОН. Философско-музыкальный!
СОКРАТ. Хорошо.
ПЛАТОН. Ладно. Первый урок.
СОКРАТ. Слушаю.
ПЛАТОН. Теперь ты знаешь, ЧТО ТАКОЕ - "слушать"!
СОКРАТ. Попробую - применить оное знание, как говорят, на практике.
ПЛАТОН. Давай. Итак, я произношу ВСЛУХ - "ГОНИЯ"!
СОКРАТ. В - МОЙ слух?
ПЛАТОН. Да, в твой слух как бы - ВДУВАЮ мысль. А тебе надо будет сейчас - РАСПОЗНАТЬ её сущность или, я бы сказал, СХОДСТВО, родство с другой звучащей мыслью - НА СЛУХ, т.е. на твой музыкальный слух.
СОКРАТ. Да. Сейчас как раз и проверим, как у меня это всё - НАСТРОЕНО.
ПЛАТОН. Именно.
СОКРАТ. Ещё раз.
ПЛАТОН. "ГОНИЯ"!
СОКРАТ. И?
ПЛАТОН. Что слышишь - подобное?
СОКРАТ. Ничего.
ПЛАТОН. Слон - таки наступил тебе, Сократ, в детстве на ухо?
СОКРАТ. Подожди.
ПЛАТОН. Жду.
СОКРАТ. Так - вот же!
ПЛАТОН. Что?
СОКРАТ. "Гнать", "погонять", "гонять", "перегонять", "гоняться", "перегонки"!
ПЛАТОН. Хорошо.
СОКРАТ. И - что?
ПЛАТОН. По твоему слуху, Сократ, уже можно ставить зачёт - на "троечку".
СОКРАТ. Почему - так мало, "профессор"?!
ПЛАТОН. Хочешь - "четвёрку"?
СОКРАТ. Хотя бы.
ПЛАТОН. Хорошо. Дополнительный вопрос.
СОКРАТ. Слушаю.
ПЛАТОН. Попробуй теперь извлечь - философский смысл из услышанного в этих других звуках-словах-понятиях, которые тебе пришли - на слух.
СОКРАТ. Согласен - на "тройку".
ПЛАТОН. Почему?!
СОКРАТ. Слышу, что мой слух надо бы ещё - потренировать на предмет лучшей интеллектуально-музыкальной слышимости.
ПЛАТОН. Жду тебя, мой Сократ, - через неделю.
СОКРАТ. Хорошо, "профессор".
ПЛАТОН. До встречи.
3
СОКРАТ. Ещё, Платон, услышал к "гонии" похожий звук - "А-ГОНИЯ"!
ПЛАТОН. Хорошо.
СОКРАТ. И?
ПЛАТОН. И что это может - значить?
СОКРАТ. Посмотреть, что об "агонии" - у них?
ПЛАТОН. Почему - нет?!
СОКРАТ. Вот - их определение: "АГОНИЯ (от др.-греч. ἀγωνία лат. agonia - борьба) - терминальное состояние организма, предшествующее наступлению смерти, которое связано с активизацией компенсаторных механизмов, направленных на борьбу с угасанием жизненных сил организма".
ПЛАТОН. Да, Сократ, это очень нехорошее, а со стороны также и очень неприятное состояние несчастного умирающего человека.
СОКРАТ. Да.
ПЛАТОН. Но давай отвлечёмся от негативных эмоций и углубимся в позитивный, жизнеутверждающий философский смысл, сущность данного процесса.
СОКРАТ. Давай.
ПЛАТОН. Мы ж знаем, Сократ, что в древнегреческом языке частица "а-" спереди слов - это отрицательная частица.
СОКРАТ. Да, что-то типа нашей частицы и приставки - "не-".
ПЛАТОН. Значит если "а-гония" - это пред-конец человека, то "ГОНИЯ", получается, наоборот, его - НАЧАЛО!
СОКРАТ. По-моему, это слишком очевидно, Платон.
ПЛАТОН. Но в каком смысле "а-гония" и "гония" - это конец и начало, Сократ?
СОКРАТ. Не понял?!
ПЛАТОН. В отношении к УГЛУ это - СХОЖДЕНИЕ или РАСХОЖДЕНИЕ в конечно-исходную точку или вершину угла тех самых отрезков, лучей или векторов?
СОКРАТ. По-моему, в отношении "а-гонии" это - схождение, а в отношении "гонии", наоборот, - расхождение.
ПЛАТОН. Так я не понял, Сократ, это и схождение человека в одну точку при "а-гонии", и расхождение того же человека, но не этого самого, а вообще или другого человека, - при "гонии"?
СОКРАТ. Если честно, Платон, я немного не могу понять, КАК ЭТО - "расхождение человека из одной точки"?!
ПЛАТОН. В самом деле?!
СОКРАТ. А что?
ПЛАТОН. Что такое "схождение" человека в одну некогда исходную точку, т.е. стремительное или, как говорят медики, терминальное угасание в нём жизни, как бы нисхождение со всех краёв в одну точку смерти, - это ты понимаешь?
СОКРАТ. Ну, угасание понимаю на уровне, так сказать, эмпирического созерцания (Кант!), наблюдения, например, того, как угасает дневной свет, и садится солнце, сходясь как бы в одну точку. Или примерно так же угасает лампа накаливания при её выключении, отключении от электросети, - не сразу, а постепенно, хотя и быстро.
ПЛАТОН. А разве трудно созерцать или представить, как точно так же, но в обратном направлении сам человек расходится от себя самого как исходно-угловой точки до пределов всего его мира, видимого плоского горизонта и верхне-вертикального купола Святой-Софии-Стамбульско-Царьградской над собой?
СОКРАТ. Тут, Платон, в таком экстравагантном созерцании-наблюдении немного есть - проблема.
ПЛАТОН. Ото ж.
4
СОКРАТ. Подожди, Платон.
ПЛАТОН. Жду.
СОКРАТ. Вот мы же наблюдаем - восход того же солнца?
ПЛАТОН. Да.
СОКРАТ. Так можно же это наблюдение соотнести с расхождением из одной точки - солнца - его самого, но в виде солнечного света и тепла, хотя оно само вроде как всегда остаётся - "на месте", не расходясь от самого себя?
ПЛАТОН. Ну, хорошо. А как провести аналогию расхождения солнца от себя в виде света и тепла - с расхождением самого человека?
СОКРАТ. Не понял?
ПЛАТОН. В виде чего человек - расходится из самого себя как точки или вершины угла, подобно солнцу, расходящемуся со своей угловой вершины в виде света и тепла?
СОКРАТ. Вообще не знаю, где это!
ПЛАТОН. Ладно. А вот интеллектуально-музыкально прислушайся, Сократ, ещё к одному слову-понятию, - к тому, как консонансно или диссонансно звучит его мысль.
СОКРАТ. Мысль - слова-понятия?!
ПЛАТОН. Да, мысль, которая содержится в понятии-слове.
СОКРАТ. Хорошо. В каком?
ПЛАТОН. Тоже древнегреческом - "АГОН".
СОКРАТ. Консонансно!
ПЛАТОН. Верно. И на что оно - похоже?
СОКРАТ. На то же самое древнегреческое, что мы сейчас обсуждаем, - "а-гонию" (предсмертие) и "гонию" (угол).
ПЛАТОН. Именно.
СОКРАТ. И?
ПЛАТОН. А что значит их - "А-ГОН"?
СОКРАТ. Вот их определение: "АГОН (др.-греч. ἀγών) - борьба или состязание у древних греков и римлян. Игры во время религиозных или политических празднеств, например Агоналий.
В греческой мифологии Агон - персонификация состязаний. Его статуя, изображающая мужчину с гантелями в руках, находилась в Олимпии.
От "агона" произошло слово "агонизм" ряда европейских языков, которым называют постоянное соперничество, состязание художников, скульпторов, живописцев, учёных".
ПЛАТОН. Что скажешь?
СОКРАТ. Созвучно - "а-гонии".
ПЛАТОН. Значит и - сомысленно?
СОКРАТ. Очевидно, - да.
ПЛАТОН. Так, получается, "а-гон" - это нечто вредное, злое, приводящее к намеренному противодействию между участниками с неблаговидной целью - уничтожить соперника либо в самом деле, либо понарошку, т.е. как бы в игре, то ли спортивной, то ли интеллектуальной, то ли театральной и т.д.?
СОКРАТ. Да, Платон, что-то здесь не то - с ихним "агоном".
ПЛАТОН. Ото ж.
5
СОКРАТ. Эти "агонисты", получается, состязаются в том, кто кому лучше не даст, так сказать, разойтись во всю ширь своего угла, угловых векторов от них как центров.
ПЛАТОН. Согласен, Сократ, это совершенно глупое, деструктивное занятие.
СОКРАТ. Интересно, кто же эту откровенную глупость и явный идиотизм придумал?
ПЛАТОН. Да ещё ж и находятся зрители, так сказать, почитатели этих безумцев, соревнующихся, кто кого безумнее и деструктивнее.
СОКРАТ. Кошмарр!
ПЛАТОН. Сократ, ты не забыл, о чём мы сейчас разговариваем?
СОКРАТ. Нет.
ПЛАТОН. И - о чём же?
СОКРАТ. Прямо сейчас мы, Платон, ищем то, что составляет смысл, сущность человеческого распространения самого себя, расхождения себя из вершины угла и создания как своего круга мироздания с собой в центре и навигации в нём.
ПЛАТОН. Хорошо.
СОКРАТ. И?
ПЛАТОН. Так вот то, в чём состязаются "а-гонисты", как бы "уничтожая" друг друга, загоняя их по своим углам и выпячивая свою над ними победу как максимальное расширение своего круга, исходящего именно из их угла - угла победителя, - это может составлять суть, смысл, сущность распространения человеком как Само-Субъектом (*) себя в мироздании с собой как его центром?
СОКРАТ. Я думаю, отчасти - может.
ПЛАТОН. Почему - "отчасти", а не полностью?
СОКРАТ. Мне кажется, Платон, что истинный смысл распространения себя из угла-гонии как из центра мира, мироздания всё-таки какой-то иной.
ПЛАТОН. И - какой же?
СОКРАТ. Мне думается, что вся эта мирская слава, например, победителя на каких-то смешных состязаниях-соревнованиях - мимолётна и сама во себе бессмысленна.
ПЛАТОН. Тщеславна, преходяща?
СОКРАТ. Именно. Через какое-то короткое время о них - забудут. А потом снова вознесут до несуществующих небес ещё какого-то выскочку-победителя на час.
ПЛАТОН. Тараканьи бега?
СОКРАТ. Что-то подобное, Платон.
ПЛАТОН. А какая же может быть истинная суть, смысл, сущность, которая бы не улетучивалась, как дым от костра или сигареты?
СОКРАТ. Ну, что-то более долговечное.
ПЛАТОН. Непреходящее?
СОКРАТ. Может, - ВЕЧНОЕ?
ПЛАТОН. Как говорили те же древние греки - "А-ЛЕТЕЙЯ"!
СОКРАТ. Опять с приставкой "а-", т.е. "не-"?
ПЛАТОН. Да, - НЕ-ЗАБЫВАЕМОЕ.
СОКРАТ. В смысле?
ПЛАТОН. ИСТИННОЕ!
6
СОКРАТ. А как можно "смертному" человеку так расшириться из своего угла на весь мир, мироздание и остаться - в вечности?
ПЛАТОН. Никак.
СОКРАТ. Не понял?!
ПЛАТОН. Прислушайся.
СОКРАТ. К чему?
ПЛАТОН. "Глухари токуют в глухомани".
СОКРАТ. Что это?!
ПЛАТОН. Не слышишь?
СОКРАТ. Нет.
ПЛАТОН. Белорусские "Сябры". Их песня, супер-хит начала 80-х прошлого века в СССР - "Глухариная заря".
СОКРАТ. Краем уха - слышал что-то об этом.
ПЛАТОН. Знаешь, почему глухаря назвали - "ГЛУХАРЁМ"?
СОКРАТ. Вообще не знаю, где это!
ПЛАТОН. Данная птичка, точнее, САМЕЦ данной птички стремился - к "ВЕЧНОСТИ"!
СОКРАТ. К - "а-летейе"?
ПЛАТОН. К ней.
СОКРАТ. Так это ж - ФАЗАН, а не "глухарь"!
ПЛАТОН. Лучше посмотри, что они нам рассказывают - о глухаре, и почему этот фазан - "глухарь".
СОКРАТ. Сейчас. Вот: "ГЛУХАРЯ назвали так, потому что во время брачного периода (токования) самцы теряют слух и бдительность, становясь "глухими" и уязвимыми для охотников. Самцы издают громкие песни, и в фазе "точения" перестают слышать всё происходящее вокруг, что и стало причиной названия этой крупной птицы из семейства фазановых".
ПЛАТОН. Вот, Сократ, - прекрасное объяснение оного явления, хоть и ихнее.
СОКРАТ. Так а подвох - в чём, Платон?
ПЛАТОН. В том, Сократ, ещё раз, что данная птичка-фазан, как и все животные, даже рыбы, например, лосось, да и люди тоже стремятся расшириться из себя как вершины угла, т.е. "гонии", да так, чтобы никогда не закончиться и остаться в реальной "вечности" - ОДИНАКОВО!
СОКРАТ. И как же?
ПЛАТОН. В этот момент все они, подобно фазану-глухарю, обуреваемые страстью к "вечности", ничего и никого не слышат, совершая главное дело своей жизни.
СОКРАТ. И какое же оно - главное угловое расширение в вечность для каждого живого существа?
ПЛАТОН. Прислушайся, Сократ.
СОКРАТ. К чему?
ПЛАТОН. К "а-гону", где одни люди не дают другим людям жить, т.е. расширяться и распространяться в "вечность", тщеславно выхваляясь своей глупостью и злом, только без первой плохой буковки "а-", отрицающей, угнетающей - ЭТО!
СОКРАТ. А! Понятно.
ПЛАТОН. Ну, тогда, опять же, расскажи, что они говорят О ТОМ, что тебе стало понятно.
СОКРАТ. Вот, что они говорят - ОБ ЭТОМ, Платон: "ГОН - период спаривания у животных, сопровождающийся целым набором поведенческих парадигм, индивидуальных для каждого вида".
ПЛАТОН. А я тебе - о чём?!
--
© 1984-2025, Александр Аритерос (A. Aritheros)
==