Вдохновение… Такое простое возвышенное слово.
Откуда появляется это состояние, делающее нас счастливыми, дающее силы, безудержность творческой мысли и прекрасного действия?
Говорят, вдохновение – пугливая птица. Почему пугливая? Как привлечь вдохновение? Есть ли такой рецепт?
Кто-то понимает вдохновение как какую-то сентиментальную уловку людей, оправдывающих своё бездействие. Кто-то говорит, что вдохновение может быть постоянным. Между этими двумя восприятиями многообразие вариантов. Но при этом мы заметим много общего у разных людей в этом состоянии: глаза сияют, дело спорится, душа поет, а сердце пылает огнём, и всё это требует немедленного выхода!
Но разве можно подвергать холодному анализу такое возвышенное понятие?
Не будем анализировать. Попытаемся почувствовать сердцем.
ВДОХНОВЕНИЕ…
ВДОХ-НОВЕНИЕ – словно кто-то что-то вдохнул в нас или мы вдохнули. Как чувствуя запах роз, или вырвавшись из душного города в горы, мы вдыхаем аромат, свежесть – прану. И что-то тонкое, отдаленно напоминающее вдохновение мы ощущаем внутри. Не означает ли это, что вдохновение действительно приходит извне, хотя ощущаем мы его внутри себя? Как пища нашей души, сердца, духа. Это состояние возвышает нас над земным и обычным. Может быть, обитель его не на земле, а где-то в мире невидимом? Чем возвышеннее вдохновение, тем, возможно, из более высокой сферы оно приходит?
Такое впечатление, что касаешься сердцем какой-то Тайны, которая вот-вот откроется…
Вдохновение приходит к нам в состоянии любви. Женский образ вдохновляет поэтов, писателей, актеров, художников, любовь к Родине вдохновляет на подвиги. Действительно – настоящая любовь приносит вдохновение.
Но, может быть, не сама любовь приносит нам вдохновение, а для принятия вдохновения открывает наше сердце, просветляет нас, делает чище? Почему мы вдохновенны именно в любви?
Может быть потому, что Любовь есть Бог и Бог есть Любовь. Все самые высшие понятия человечество связывает с Любовью и Богом. Обитель Божественного – Мир Высший, Мир Огненный. Всё в мире притягивается по созвучию. Если любовь божественна, значит и вдохновение приходит из мира Высшего. Чем самоотверженнее и выше любовь – тем выше вдохновение. Из Мира Огненного исходит явление всех вдохновений. Из Высшего Мира льётся постоянный поток, но примем ли мы его - зависит от нас.
Не только любовь способна привлечь вдохновение. Вызывают его и произведения высокого искусства, природа, облики героев и подвижников своим огнем возжигая огонь в нашем сердце. Тогда устанавливается связь с Высшим, и нисходит вдохновение.
Мы видим на многих примерах и знаем по себе, как легко спугнуть эту крылатую гостью. Серая обыденность , беспокойство, уныние, раздражение, недовольство, себялюбие и многое другое закрывают доступ потоку из Надземного Мира, как плотные шторы окна солнечному свету. Но у нас есть воля. С её помощью можно раздернуть шторы, чтобы Высший Свет беспрепятственно проникал в наши сердца.
Любовь истинная самоотверженна. Вдохновение невозможно без самоотверженности. Вспомним, как много было написано стихов во время Великой отечественной войны и, в частности, во время блокады. Страшное время. Голод, смерть, испытания на грани человеческих сил. И – поток стихов. Но стихи ведь нельзя написать без искры вдохновения! Самоотверженность во имя спасения Родины, своих близких, их будущего открывала возможность прикосновения к источнику вдохновения – Высшему Миру.
Вдохновение – это свойство свободного духа. Не может проникнуть Божественный поток в сердце человека, заключенного в кандалы обстоятельств, случайностей, настроений.
Для чего мы ищем вдохновения? Чтобы творить для людей. Если творим для себя, для славы и самоудовлетворения, тогда то, что мы делаем, теряет жизненность, умирает, а потому не может зажечь огонь в других сердцах. Как в рассказе Н.В.Гоголя «Портрет».
Может показаться, что вдохновение необходимо только людям искусства, ну еще науки. Поскольку для открытий тоже необходимо вдохновение. Но всем необходимо вдохновение. Вся жизнь может и должна быть вдохновенной. Только тогда можно приблизиться к Завету Христа: «Будьте как Отец ваш Небесный».
Вдохновение даётся свыше для проявление в мире земном, но Огонь может творить только в Красоте. Потому высокое творчество невозможно без совершенствования себя.
ВДОХНОВЕНИЕ. Так хочется понять, чтобы привлечь и удержать. Удержать для радости творчества. Человек приходит в этот мир для радости и для творчества жизни. Творчество и вдохновение связаны неразрывно. И каждый может быть вдохновенным творцом своей жизни.
10.02.2008г
Комментарии
.......Вдохновение – это свойство свободного духа. Не может проникнуть Божественный поток в сердце человека, заключенного в кандалы обстоятельств, случайностей, настроений......
В своём идеализме вы Наталья несколько созвучны Коле Кофырину, но что по вашему могло сподвигнуть авторов на написание ДОН КИХОТА, ГУЛЛИВЕРА, ЗИМА ТРЕВОГИ НАШЕЙ, Стейнбек, Кысь Татьяна Толстая, ваше личное вдохновение благоухает розами, а Гулливер или Кысь написаны как будто вовсе не чернилами а гноем души , они не облагораживают душу, они её рвут в клочья, никак нельзя предположить что Толстая вдохновлена Апполоном, и какого сорта муза вдохновила Венечку Ерофеева на написание Петушков? Разным, очень разным бывает этот сорт писательского зуда, когда писатель садится за бумагу не для радостей творческого самовыражения, а для того , что бы растиражировать по миру боль, отчаяние и гной своей больной души. Васильев Григорий
titir, Вы подметили очень важный аспект.
Творец в соответствии с уровнем духовности может черпать идеи из различных сфер мира нами невидимого. Один напищет образ Мадонны в результате, а другой - создаст образ вампира. И то и другое может быть сделано талантливо. И ужасно именно то, что, как Вы совершенно верно подметили, талантливо изображенное зло распространяется по миру, а значит увеличивается. Действует одна энергия, но окрашена она личностью создателя того или иного образа. Налив воду из родника в грязный сосуд мы получим грязную воду. То есть человек всегда творит либо зло либо добро. Чем более человек талантлив, тем выше должна быть его ответственность.
Однако это уже развитие темы творчества вообще. Я размышляла в пределах темы Творчества в лучшем понимании: создание новых, прекрасных эволюционных форм.
Меня, в частности, интересовал вопрос: может ли быть вдохновение постоянным. Кроме того, считаю, что процесс творчества и, значит, вдохновение должны быть (в идеале) во всех сферах жизни. Разве можно без воодушевленя сделать хорошую мебель или сшить хорошую одежду? Думаю, что качество в нашем материальном мире очень связано с процесом творчества и с состоянием вдохновения. А если отметить, что вдохновение невозможно без хотя бы какого-то минимума самоотверженности, то получается, что работая только ради денег, славы и т.п., т.е. для себя, а не ради людей или определенных нами высоких целей мы отсекаем себя от творческого процесса, и жизнь в результате становится бессмысленной.
Не могу согласиться с наименованием идеализма по отношению к себе в том смысле, который Вы в него вкладываете. Мне кажется, что тот, кто хочет украсить и облагородить жизнь, тот является настоящим реалистом. Так что не идеалистка, а реалистка.
Но если Вы бы имели в виду под идеализмом следование идеалу, то я бы полностью согласилась с Вами. Ибо как раз отсутствие утвержденных Идеалов в сердце человека дает миру творчества зла.
__________________________________________________________
Осознание красоты спасет мир. Н.К.Рерих
Однако это уже развитие темы творчества вообще. Я размышляла в пределах темы Творчества в лучшем понимании: создание новых, прекрасных эволюционных форм...
В вашем посте видится продолжение темы Достоевского Спасёт ли мир красота? Ах кабы она добра была???
Увы как часто не добра красота, не потому, что красота есть порождение ЗЛА, а потому что зло, не просто зло , а ЗЛО АБСОЛЮТНОЕ как раз и рождается из беспринципной алчности масс в своей ненасытной алчности , если не быть субъктом красоты лично, то по крайней мере постоять рядом, обладать "красивой вещью", ценой любой подлости, предательства и жестокости быть причастным к той гармонии повседневного бытия, которую мы именуем КРАСОТОЙ. Васильев Григорий
Конечно, продолжение , а вернее развитие мысли Достоевского. "Осознание красоты спасет мир" сказал Н.К.Рерих.
Красота есть. Вы правильно отмечаете - это гармония. В природе, в произведениях Искусства, в жизни. Надо только открыть сердце, чтобы её увидеть. И, конечно, самим создавать ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Каждой мыслью и каждым действием мы творим либо безобразие,т.е. зло, либо красоту-то есть добро.
Зло не абсолютно, а рождается от действий и мыслей человека. Есть зло сознательное и неосознанное. Зло - дисгармония, разрушение, хаос. Абсолютно же то, что существует независимо от человеческих действий. Красота природы, например.
Вообще абсолют как философская категория, обозначает бесконечную духовную первооснову Вселенной, которая независит ни от чего другого, сама содержит в себе существование. В зависимости от мировоззрения философов под абсолютом понимается Бог, Субстанция (Спиноза), Мировой дух(Гегель), Воля (Шопенгауэр) и т.д.
Красота есть гармония и поэтому созидательна и не может быть явлением разрушительным, как зло. "Массы" состоят из отдельных индивидуумов. Поэтому от каждого зависит, что представляет из себя эта "масса", и на каждом лежит ответственность за свои порождения. Даже если эта ответственность не осознается. Что человек порождает к нему обязательно возвращается.
Вещь красива настолько - насколько приближается к высшей Гармонии, т.е. к совершенству. Если стремление к её обладанию порождает зло, то не вещь виновата, а тот кто смотрит на неё с вожделением.
Осознание необходимости стремления к красоте во всём, творить красоту, стремление к совершенству - назначение человека.
Алексей Степанович Хомяков
Вдохновение.
Лови минуту вдохновенья,
Восторгов чашу жадно пей
Не убивай души своей!
Лови минуту! пролетает,
Как молньи яркая струя;
Но годы многие вмещает
Она земного бытия.
Но если раз душой холодной
Отринешь ты небесный дар
И в суете земли бесплодной
Потушишь вдохновенья жар;
И если раз, в беспечной лени,
Ничтожность мира полюбив,
Души бунтующий порыв, —
К тебе поэзии священной
Не снидет чистая роса,
И пред зеницей ослепленной
Не распахнутся небеса.
Но сердце бедное иссохнет.
Как степь безводная, заглохнет
Под терном помыслов земных.
1831
Наталья! Мне представляется, что Вы поставили принципиальный вопрос о вдохновении, затронули ключевую проблему - о добре и зле в этом контексте. Давайте серьезно отнесемся к Пушкину: "гений и злодейство несовместны". Довайте додумаем эту мысль. Я полагаю, что Пушкин - один из высших авторитетов в вопросе о вдохновении, он эту проблему осмыслял всю жизнь и про это много и всегда писал. Может ли быть талантливым , вдохновенным привнесение зла в мир? Возможна ли эстетика зла, или это - оксюмарон? Мне кажется, здесь могут быть две полярные позиции, которые и проявилимсь в диалоге. Одна - такая. в которой возможно талантливое выражении зла,. А вторая : зла субстанциально нет, поэтому вдохновение, красота, добро и истина - это разные имена, модусы чего-то единого. "Гений и злодейство несовместны" действително и на самом деле. А то, что мы считаем таланливым выражением зла - на самом деле не талант, а нечто иное. Правильно ли я понимаю, что Вы занимаете вторую позицию? Кстати, с моей точки зрения, именно вторая отвечает мировоззрению Платона... Но здесь есть трудность для нашего рассудка. Первая точка зрения более менее понятна. А вот как возможна вторая? Как ее можно понять? Как можно мыслить мир, стоя на второй позиции?
Александр! Безусловно, согласна с А.С.Пушкиным. Гений и злодейство две вещи не совместные. И по Вашей классификации я действительно занимаю вторую позицию: красота, добро и истина — это модусы Единого. Да, это мировоззрение Платона и не только Платона: Пифагора, Зороастра, Лао-Дзы, Конфуция, Будды, Моисея, Христа , Спинозы, Дж.Бруно, Экхарта, Е.П.Блаватской, Рамакришны, Рихарда Вагнера, Св.Вивеканады, А.И.Куинджи, Р.Тагора, А.Скрябина, Н.К.Рериха, А.Блока, Л.Н.Толстого, Н.В.Гоголя, В.А.Жуковского, А.К.Толстого и т.д. Вдохновение - скорее всё-таки действие человека, чем модус Единого, хотя без устремления человека к высокому вдохновение невозможно. При этом не значит, что зла нет. Но это действительно не противоположение Единому как субстанция, а скорее нарыв на теле мироздания.
Размышляя о таланте и зле, давайте рассмотрим пример из современности. Разве безнравственные, кровавые, жестокие фильмы сняты не талантливыми режиссерами, операторами, не талантливые актеры в них снимались? А ужасные передачи по ТВ, которые только на первый взгляд бездарны. Были бы бездарными - их бы никто не смотрел.
Талант человек может употребить во благо и во зло. В этом проявляется свободныя воля человека. При этом талантливо изображенное зло входит в нашу жизнь его увеличивая. Это и К.С.Станиславский понимал, поэтому неотъемлимой частью его системы явлется работа актера над собой, т.е. самосовершенствование духовное.
Талант - способность к той или иной деятельности. Гений - направляет свой талант во Благо. В этом отличие.
Рассудок действительно с трудом усваивает духовные понятия, особенно если не признает, что сердце в человеке не просто физический орган. Ибо без сердца духовные истины постигнуть нельзя. Рассудок = интеллект, но интеллект не есть духовность. Кстати, одно из назначений искусства пробудить сердце человеческое. А.Швейцер, говоря о значении философии обращал внимание как раз на ее назначение в пробуждении духовности (см. мой блог 1-я глава из книги"Культура и этика").
На этот Ваш вопрос нужен отдельный блог и более конкретные вопросы.
Коротко:
1)МЫСЛИТЬ мир, т.е. иметь мировоззрение на этих основах можно. (См.известные имена в начале комментария, да и современных людей, мыслящих так и живущих таким мировоззрением, поверьте, немало)
2)мало того можно не толлько мыслить, но и жить по этим основам. Даже в нашем современном мире. (о взаимоотношении этики индивидуума и общества интересно поразмышлять над мыслями А.Швейцера. См.соответствующий блог моего дневника http://www.philosophystorm.ru/natalya/974 )
Наталья, мне кажется, что Вы и комменты уклонилсь от темы,
немного "заболтав" ее. Вдохновение, вещь мимолетная и
приходит в гости нечасто и далеко не к каждому. Наверное
следует рассматривать его с этой позиции? Человек не в силах
вызвать его, как разносчика пиццы и может лишь надеються, что это произойдет. Наверное нужно признать, что вдохновение
это дар Божий, свойство талантливых (не всегда добропорядочных людей), поэтому на Пушкина не следует возлагать бремя универсального эксперта. Если есть понятие
злой гений, то это неспроста. Наверное вдохновение, как
озарение и подьем энергии, может посещать чаще тех людей, которые работают над собственным совершенством, мыслят и переживают, верят в Бога нелицемерно. Оно конечно связано с
физическим здоровьем, ведь недуги отвлекают мысли о творчестве, хотя это не прямая зависимость.
Уклонения от темы не было. С точки зрения на основании которой и было написано размышление, человек в потенциале богочеловек (НЕ в понятиях Ницше). Христос сказал: "Вы боги", а значит Творцы. Понятно, что сегодня мы ещё не таковые. Но весь смысл как раз в том, что человек как существо обладающее самосознанием, способен творить самого себя, а значит и ничего невозможного нет. Каждый человек может быть творческим в своей жизни, т.е. создавать новое, более прекрасное. Творить без вдохновения нельзя.
Вы совершенно правы, что "вдохновение, как озарение и подьем энергии, может посещать чаще тех людей, которые работают над собственным совершенством, мыслят и переживают, верят в Бога нелицемерно".Но что касается физического здоровья, то всё зависит от силы духа.
Вдохновение и озарение при этом не одно и то же. Я бы сказала озарение без вдохновения невозможно.
К вдохновению, я думаю, может быть предрасположен тот, кто способен быть восторженным. А восторжен тот, кто стремится к чудесам и тайнам, или, по крайней мере, к непостижимому и загадочному (и не утратил эту "наивную" веру в чудеса и тайны, пусть даже и в неявной форме). Это стремление "разжигает" и воображение.
Восторженность провоцирует (может спровоцировать) духовное состояние "созидательной взвинченности", которое неизбежно должно быть реализовано. По-моему, это и есть вдохновение.
Любовь, вполне естественно, делает человека восторженным и неисчерпаемо созидательно взвинченным. Следовательно он неизменно, рано или поздно будет вдохновенен.
Самое главное, в этом состоянии взвинченности человек испытывает свои самые лучшие переживания.
Позвольте уточнить: Взвинченность - это состояние неуравновешенное. Вдохновение же, на мой взляд, как состояние духовное предполагает некоторое состояние внутренней гармонии, т.е. равновесия. При этом не считая равновесие расслаблением. а наоборот наивысшем напряжением. Символом равновесия можно назвать шар.
Вдохновение вполне возможно зависит от способности воспринимать прекрасное, т.е. от утонченности души.
Вдохновение (Толковый словарь Даля) - Высшее духовное состояние и настроение:восторженности, сосредоточение и необычайное проявление умственных сил.
Люди искусства о вдохновении:
Вдохновение - это такая гостья, которая не любит посещать ленивых.
Петр Ильич Чайковский
Нельзя гадать когда придет вдохновение. Надо как бы пробивать ему дорогу, как будто вас прижали к стене и вы вынуждены драться.
Чарльз Спенсер Чаплин
Как аппетит приходит во время еды, так и труд влечет за собой вдохновение.
Игорь Федорович Стравинский
Вдохновение не есть исключительная принадлежность художника: без него недалеко уйдет и ученый, без него немного сделает даже и ремесленник, потому что оно везде, во всяком деле, во всяком труде.
Виссарион Григорьевич Белинский
Любовь и вдохновение объединяет одно - чувство хрупкости и пластичности, вечности и мимолетности...через одно становится понятно другое...
Осень
Золото
Желто-красное
Море
Балтика
Светло-синее
Дует
Ветер
Бриз
-------
Она
Вошла
Не спеша
Она
Вошла
Чуть слышно
Дыша
Так нежно
Она ушла
Лишь два
Листа кленовых
Оставила она
***
В мире звёзд Любовь – бесконечность,
На Земле любовь ? пустота.
Бог из глины лепил человечность,
Жизнь в неё вдохнул на века.
Проявилась в людях практичность
И сердца затвердели во мгле.
Неповторимо хрупкая вечность
Черепками лежит на земле.