boldachev, 20 апреля, 2012 - 10:49 От фактов реальности к объектам действительности (ссылка).
Тут возникает целый букет уточнений...
Поэтому вернемся к философии. К исходным определениям: объект есть то, что дано субъекту в различении [что различено субъектом].
В философии субъект-объектное отношение квалифицируется прежде всего как гносеологическое. Субъекты разделим на два произвольных класса:
Класс А. Одушевленные (человек, животное, растение)
Класс Б. Неодушевленные (электрон, камень, компьютер)
Способны ли неодушевленные субъекты что-либо различать? Ну, это зависит от логической системы гносеолога и исходных тезисов его аргументации.
В логической системе гносеолога Z неодушевленные субъекты не способны различать какие бы то ни были объекты. И, следовательно, в логической системе гносеолога Z положение о существовании "субъектов класса Б" является абсурдным.
В логической системе гносеолога G допустимо причислять к множеству субъектов также и "субъекты класса Б".
На Философском Штурме в связи с гипотетическим выделением двух классов субъектов А и Б можно было бы сформировать две группы гносеологов.
В группе G (гипотеза) окажется один гносеолог - Александр Болдачев (на позиции абсолютного релятивиста).
В группе Z (гипотеза) окажутся все остальные активные участники Философского Штурма. Это те, для которых камень и электрон со всей очевидностью субъектами не являются. Электрон и камень занимают в субъект-объектном гносеологическом отношении всегда позицию объекта и никогда не занимают позицию субъекта.
--
М.Грачёв
Комментарии
А почему "одушевленные"? Кто ж бактерию будет называть одушевленной? :)
Почему не живые и неживые?
А самое главное: как на начальной стадии онтологии вы введете понятие "одушевленные" или "живые"?
Философия знает "сравнение", в результате которого находятся сходство и различие.
Отсюда, "различение" представляется авторским, досужим, ограничивающим отношения субъект-объект. Ибо опускается момент анализа, или непосредственного взаимодействия. Это развязывает руки: позволяет развести сознание и мышление. Для различения, мол, мышление не нужно.
Кстати, тем же способом обособлены пространственный и темпоральный объекты.
Итак, различение есть акт синтетический, скажем так, внутрисубъектный, отстранённый от объекта, отвлечённый... Неживые субъекты такой способностью не отличаются применительно к случайно взятому объекту. Например, кирпич не выбирает, кому упасть с крыши на голову. Вот если все условия воспроизводятся каким-то образом, становятся закономерными, тогда кирпич может помечать каждого следующего дурака, регулярно появляющегося в необходимом месте...
Пожалуйста, цитату.
Мы уже об этом толковали.
Никакой акт сознания не обходится без мышления. Сознание - явление мышления в широком смысле слова. У кошки одно мышление, у человека - другое. Стукни по голове того и другого - потеряет "сознание", способность что-либо осознавать...
Устройство мышления суть уровень "сознания". Человеческое основано на языке, речь являет собой сознание, рассуждение - мышление. Попробуйте отделить.
Если отделять, то только так: явление и сущность.
Эта уже по конкретному случаю.
Недоразумений можно было бы избежать, если бы Вы учитывали уровни отражения: бессознательное - подсознание - сознание. Объект дан субъекту непосредственно в ощущениях (первый уровень)... Это не пассивные акты, а активные - исследовательские. Они настраиваются на данный объект и далее функционируют по накатанной, без проблем. Что-то вроде "мышления", биохимического, биофизического и другого...
Горгипп пишет:
Никакой акт сознания не обходится без мышления. Сознание - явление мышления в широком смысле слова...
Акт сознания не предполагает чувственного сопровождения?
Человеческое основано на языке, речь являет собой сознание, рассуждение - мышление. Попробуйте отделить.
Яркий образчик многошаговой редукции, приводящий в итоге к абсурдному выводу.
А как насчет электрона, который субъект и который различает объекты вокруг себя? Здесь нет многошаговой редукции, приводящей в итоге к абсурдному выводу?
Вопрос такой. Вступает ли электрон в субъект-объектные отношения в качестве субъекта?
--
М.Грачёв
Разумеется, само собой... Вы поздно подключились, эта сторона сразу была оговорена мною.
Было бы неплохо вначале высказать своё понимание вопроса. А так звучит многозначительно и только...
mp_gratchev пишет:
В философии субъект-объектное отношение квалифицируется прежде всего как гносеологическое.
Калмыков Р.Б.: Точнее, в м-ленинской философии и в постсоветской.
Наш далекий предок, когда вступал в субъект-объектные отношения с палкой-копалкой, ставил перед собой, прежде всего, совершенно утилитарную цель - добыть себе пропитание. Гносеология пришла потом. Так что Вы воспроизводите здесь уродства м-л-зма и пятнаете философию в целом.
Это Вы, Равиль, о другом. Я о квалификации отношения в философии. А Вы о вступлении в упомянутое отношение. Разные вещи. Поэтому и спора нет.
--
М.Грачёв
А где было познание, позвольте спросить?!