ФИЛОСОФСКАЯ МЕДИТАЦИЯ

Аватар пользователя moonhare

Я собрался говорить о самом важном, думал поделиться с Вами наиболее ценным, что у меня есть…

Но, если нет вина – истинного содержания, то остается одна – пустая тара.

У меня есть множество пустых вещей: мысли, образы, воспоминания…

Книги пылятся на полках. Модели Вселенной, концепции Мироздания, как старые надоевшие игрушки, валяются на полу.

Я сижу посередине моей комнаты, окна занавешены, дверь закрыта, – и в этой комнате – ВЕСЬ МИР! Все прошлое помещается в ней, все мечты и представления о будущем где-то здесь – в углах этой комнаты. Все огромные пространства, далекие времена, космические расстояния – всему хватает места…

Я знаю, что ничто никуда не денется, мое тело спокойно сидит в кресле…

А тот я, который может заняться то одной вещью, то другой идеей, сейчас ничем не занят, ни на что конкретно не смотрит. И поэтому прибывает в некой середине, из которой можно видеть все одинаково близко, если смотреть, не выбирая и не приближаясь, – смотреть особым боковым

зрением, которое видит все сразу, пусть не четко, но в полном объеме во все стороны.

Я знаю мою комнату, где какие картинки, где какие игрушки…. Пока я ими не занят, сами они не шевелятся, остаются такими же и на прежних местах. Мне надоело переставлять! – пусть все будет так, как оно есть.

Все слова, все мои возможные фразы я слышу одновременно, каким-то особым «боковым слухом», и стараюсь ничего не выделять из общего шума. Я…

«Я» – это тоже всего лишь слово, за которым образы, представления, воспоминания…. – можно сдвинуть, убрать из середины, а его составляющие развесить по стенам, расставить по углам…

И тогда в центре комнаты останется один только воздух, – ничем не занятое сознание — содержание лишенное формы.

Можно ли отделить содержание от формы? Ведь соотношение не постоянно, и мы это прекрасно чувствуем: то множество форм и так мало в них содержания, то одна-две формы и – бездна содержания! Наверное, и весь мир – есть некая соразмерность между содержанием и формой. А бесконечность форм Вселенной вызвана бесконечностью содержания.

Математики говорят, что две бесконечности могут соотноситься друг с другом…. Если их соотношение меняется, то, в нашем случае, меняется качество и количество, – и движется все Творение.

Думаю, что может происходить как бы два вида движения…

Первое, когда содержание пытается исчерпать себя все новыми и разными формами, идет творение все большего числа вещей – количество. А направление такого движения – инволюция.

Второе, когда некая форма вмещает в себя все большее содержание – эволюция.

И вот появилась одна абсолютно совершенная прекрасная форма…

И вместила она все бесконечное содержание. Может быть, это одно СЛОВО, но вмещающее в себя всю Жизнь Мира…

Есть некое духовное содержание, наполнение, которое мы чувствуем во всех вещах. Его может быть меньше или больше, но, как правило, мы видим одинаково – «согласованная реальность». Поэтому так трудно передать новое чувство содержания, когда в какой-нибудь вещи мы открываем вдруг большую глубину. Всегда приходится учитывать некое определенное для всех соотношение количества и качества, формы и содержания. Ведь отношение к миру, наше представление о нем, и наше в нем поведение опирается на эту постоянную среднюю величину.

На самом деле, соотношение не постоянно, всегда колебания, бывают и очень сильные…

Что происходит, когда ограниченное количество вмещает в себя все большее, стремящееся к бесконечности качество? Страннейшие истории происходят тогда, и долго потом приходится разбираться…

Человек может вести себя удивительно, совершенно необъяснимо с точки зрения обычного мировоззрения…

Ведь если соотношение формы и содержания изменится, то, и вся картина мира станет другой.

Почему-то считается, что ценность ума в его загруженности, видимо сказывается привычка ценить количество (считать деньги), – бедный ум! Все новые и новые факты, информация и информация – все какое-то неосмысленное, не усвоенное, в каком-то полупереваренном виде, и уже привычные беды от привычного переедания…

И, заметьте, чем ниже качество вещей (идей, мыслей), тем с большей охотой их раздают. Всякие ненужные вещи всегда всучивают самым наглым образом, вторгаясь, мучая, не имея истинных ценностей, создают мнимые путем пропаганды, рекламы…

А может быть все наоборот? Самый ценный ум – пустой ум! То есть не занятый сам собой, и поэтому готовый действовать, решать, помогать…

Что не дает вам жить? Хорошо бы раз и навсегда разрешить «проблему», и пойти вместе встречать Солнце.

Долго ли вы сможете любоваться Природой, и переносить это беззаботное состояние? Почему человек избавившись от одной заботы, тут же находит другую?

А ведь как прекрасны моменты, когда, освобождаясь от своего частного, ум открывается ВСЕОБЩЕМУ!

КРАСОТА – это такое ВИНО, даром и сколько угодно. Вот восходит Солнце, наливай, пей, если есть тара…

Но! Тары нету. Почему нет пустых сосудов, почему люди переполнены собой? Как там у Лермонтова? – «Тот самый человек пустой, кто весь заполнен сам собой». Может быть, природа и не терпит пустоты, но человек! ради КРАСОТЫ мог бы и потерпеть. И создать в себе необходимую СВЯЩЕННУЮ ПУСТОТУ.

Где, то ВИНО, которое утолит жажду? Где, тот СОСУД прекрасный, чистый, который вместит ИСТИНУ, Живую, Всемогущую, Все ведающую…, готовую придти на помощь и мгновенно решить любую «проблему», что бы ни что не мешало любоваться Солнцем.

Хорошо видеть Солнце мне удается во время глубокого напряженного вдоха, когда смотрю прямо в него, тараща глаза, которые тоже вдыхают, но свет! и этот дивный цвет зеленый…

Но это уже не медитация, а концентрация…

Комментарии

Аватар пользователя Евгений Силаев

Уважаемый Владимир!

Интересный поэтичный пост и как медитация — очень личный, субъективный, а значит — мнение, а не философия.
Как говорил один художник, когда критиковали его работы: — «А я так вижу!».
Такие, как Ваши, рассуждения обсуждать трудно, а может, и не надо.

ЕС

Аватар пользователя Сергей Борчиков

В поддержку философской мыслемедитации

Общее

Год назад я прервал свое участие в ФШ по известным причинам. За год значительная часть этих причин снизила свою интенсивность, к тому же на сайте стали появляться люди, не запятнанные участием в тех причинах. И мне показалось, что я имею право к этим людям обратиться. Извините…

Сначала к оппоненту

Евгений Васильевич, всё дело в установке. Если к философии подходить как к объективированному мыслительному дискурсу, то сообщение Владимира, действительно, никак нельзя назвать философским. Но, к счастью, история философии дает примеры и иного стиля философствования. Парменид изложил свое учение о бытии в стихах, да еще и в общении с богиней. Платон изложил свое учение в форме диалогов. Экхарт философствовал в мистическом общении с Божеством, а Джордано Бруно считал философию героическим энтузиазмом, но отнюдь не формальнологическим мышлением. Вл. Соловьеву тоже были не чужды поэтические мотивы и мистическое общение с Софией. Я нисколько не выступаю против приоритета разума, логоса и мыслительного дискурса, я лишь хочу сказать, что философская медитация тоже имеет право на существование как один из специализированных методов философствования.

Теперь к автору

Уважаемый Владимир!
Я получил большое философское удовольствие, читая Ваш текст. И я думаю, что здесь есть, о чем поговорить. Например, о материале медитации.
У каждой медитации есть свой инструментарий. Музыканты медитируют с помощью звуков, живописцы медитируют с помощью видимых образов и красок, поэты медитируют словами и ритмами, йоги медитируют с помощью телесных и психических феноменов и практик, верующие медитируют молитвами и т.д. Чем могут медитировать философы, если они решатся на это?
Только одним – мыслями. Я это называю мыслемедитацией.
В самом деле, мыслями можно мыслить. И это называется разумом, формальнологическим мышлением, дедукцией, дискурсом. Но мыслями можно и медитировать. Рассматривать со всех сторон, жонглировать, как шариками, упиваться непосредственной глубиной и данностью смысла, вчувствоваться в гармонию их сочетания друг с другом и т.д. и т.п. Плюс к тому сочетать эту медитацию с потоком красоты поэзиса (мысле-слова). Или, как говорите Вы, закачивать в одни формы различные содержания или одно и то же содержание в разные формы. И смотреть, что из этого получается.
А получается всегда нечто отжатое, концентрированное, предельно всеобщее и прекрасное. Платон и Плотин называли это Благом. Немецкие романтики называли это Бесконечным. Вы называете это Красотой и Священной Пустотой. Но раз пошли понятия-названия, то это уже признак философского творчества – рождение новых понятий и категорий. И тем самым вся Ваша (и вообще любая) мыслемедитация оправдана как философский метод.

Аватар пользователя Евгений Силаев

Уважаемый Сергей Алексеевич!

Очень хорошо, что Вы вернулись на ФШ.

Совершенно согласен с Вашими рассуждениями.

Но, я писал не столько о форме, стиле философствования, сколько о его содержании.

Медитация — принципиально не философствование, но она может стать источником понимания, интуиций.
Индивидуальное понимание и интуиция — это предпосылки, но, еще не философия.

Поэтическое изложение философских идей не предполагает их обсуждения, потому, что метафоричный, образный язык поэзии многозначен и субъективен в восприятии.

ЕС

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Евгений Васильевич, всё правильно.
Повторюсь, мы упираемся в вопрос, что есть философствование?
Для меня ни медитация, ни поэзия, ни мышление, ни дедукция, ни разум, ни обобщение, ни защита диссертаций по философии сами по себе не есть философствование.
Философствование - это производство новой философской мысли.
Отсюда вытекает, то если медитация или мышление, поэзия или работа над диссертацией приводят к появлению новой философской мысли, то они суть философствование, а если нет, то они не философствование.
В тексте Владимира я увидел новые интересные философские мысли. А следовательно, по моему определению, его медитация - философская.

Аватар пользователя Евгений Силаев

Согласен.

ЕС

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Спасибо. Еще отметил пример философской медитации у Павла Царёва (см. здесь).

Аватар пользователя Иной

"Философская медитация" - это ковыряние в собственном пупке и испытывать от этого удовольствие. (Это, так сказать, "поэтический" макет ФМ.)
А физический - это резонанс с самим собой, от того и "несравненное" удовольствие.

Аватар пользователя Евгений Силаев

"Резонанс с самим собой", скорее - мастурбация, чем философия :-))
ЕС

Аватар пользователя Корвин

Вопрос не в том имеет ли философ право на медитацию, а в том как он сообщит открывшееся остальным. Он может сделать это в танце, изображая из себя бога Натараджу. Но увы некоторые «философы» делают это в стиле рекламной компании прокладок и растворимого кофе.

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Согласен с Вами. Но речь идет не обо всех философах, а о Владимире. И по-моему, он сделал это достойно.
Но если уж "придираться" к субъекту мыслемедитации, то надо соблюдать равноправие и "придираться" и к потребителям мыслемедитативного продукта. А то (если уподобиться Вашему стилю письма) "увы некоторые философы относятся к мыслемедитации даже не просто как к рекламной компании, а как к шаманству и мистике, или того хуже - шизофрении".

Аватар пользователя Корвин

А я и не придираюсь. Я только медитирую. Какой может быть реакция на медитацию? Другая медитация.

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Согласен. Я, вероятно, очень коряво выразился, но хотел сказать то же самое. Реакция на музыку может быть только музыкальным восприятием, реакция на стихи может быть только поэтическим настроением, реакция на философскую медитацию может быть только философской медитацией, всё остальное от лукавого.

Аватар пользователя Евгений Силаев

Уважаемый Сергей Алексеевич!

Но, ведь медитация основана на мистике, а значит, может быть и шаманством, если поставлена такая цель.

ЕС

Аватар пользователя Сергей Борчиков

И снова о философской мыслемедитации

Уважаемый Евгений Васильевич, мне показалось, что мы с Вами договорились.
Нож инструмент, с его помощью можно убить, а можно приготовить пищу. Аналогично медитация - инструмент: если она основана на шаманстве и мистике - она будет шаманством и мистикой; если она основана на музыкальной гармонии - она будет музыкой; если она основана на мыслях - она будет философской мыслемедитацией.
Величайший мыслитель нового времени Рене Декарт назвал свое величайшее философское (метафизическое, а отнюдь не шаманское) произведение медитацией - "Meditationes De Prima Philosophia". Гуссерль издал книгу, посвященную введению в свой феноменологический метод, под названием "Mеditations cartуsiennes". Гуссерля не заподозришь в шаманстве и мистике. И хотя Мераб Мамардашвили, продолжая традицию, назвал свою книгу "Картезианские размышления", думаю тут сыграло действие марксистско-ленинской цензуры, потому что в тексте он употребляет слово "медитация". Например, о философствовании Декарта: "Такой предмет медитации требует, конечно, осторожности, деликатности"; или: "Повторяю, это с трудом проделанная медитация, внутренним стержнем которой явилось преобразование себя, перерождение..." и т.д.

Аватар пользователя Евгений Силаев

Уважаемый Сергей Алексеевич!

1. Выше, мы с Вами обсуждали соотношения между медитацией и философствованием и, кажется, поняли друг друга.
После этого Вы пишете: «А то (если уподобиться Вашему стилю письма) "увы некоторые философы относятся к мыслемедитации даже не просто как к рекламной компании, а как к шаманству и мистике, или того хуже - шизофрении"».

2. Складывается впечатление, что у Вас очень неопределенное понимание термина «медитация».
В своих комментариях Вы пишете:
— « … медитация тоже имеет право на существование как один из специализированных методов философствования»;
— «У каждой медитации есть свой инструментарий …»;
— «… мыслемедитации … »
— «медитация – инструмент … ».

3. Известно («Философской энциклопедии»), что медитация используется как способ познания «в разнообразных мистических школах философии, оккультных практиках, религиозной деятельности».

Медитация предполагает достижения «внутренней тишины», а значит, — состояния, при котором, отсутствуют мысли, эмоции.
Как же, после этого, можно говорить о «мыслемедитации ? ? ?

Медитация, как термин, пришел из религиозной практики, в которой использовался для обозначения способа иррационального, мистического познания.
Много написано о медитациях жрецов, колдунов, ясновидящих и шаманов.
Медитация очень таинственный феномен и поэтому имеет сугубо личное субъективное, трудно объяснимое восприятие; чем и объясняется многообразие его определений, описаний и, даже многообразие личного восприятия самой медитации.

4. Имея такое понимание термина «медитация», я и формулировал свои комментарии при нашем с Вами обсуждении соотношения между медитацией и философствованием.

ЕС

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Универсальное понятие медитации

Уважаемый Евгений Васильевич, Вы правы, наш спор зависит от определения терминов (я об этом в первом сообщении сказал).
Если определять медитацию так, как Вы, то Вы будете правы.
Но я исхожу из более универсального понимания медитации (к этому меня подталкивает наличие медитативных процедур не только в мистически-религиозно-эзотеричеких практиках, но и в искусстве, и в философии, и, осмелюсь сказать, даже в науке).
С этим понятием можно ознакомиться в моей одноименной статье - см. здесь.

Аватар пользователя moonhare

Вот это Да, Уважаемые! Какая замечательная ученая пря! Конечно, мнение, - так и Кант утверждал, - недопустимо в философии…
Но на день сегодняшний у меня, кажется, нет ни одной строго философской работы. Даже не знаю, есть ли смысл в моем участии в штурме философском? Это к вам вопрос, Уважаемые ученые!
И здесь, думаю, мнение допустимо?!
А пока, как там у Николая Федорова –«к ученым от неученых», - публикую еще одну статью в надежде на ваш отзыв…