Эта статья была опубликована в московской "Философской и экономической газете".
«Сверхчеловек» Ницше как отображение реальностей современной экономики.
С начала 90-х и вплоть до наших дней Ф. Ницше является самым популярным, самым читаемым мыслителем в нашей стране. На его произведения “подсела” почти вся читающая молодёжь. Его книгами полнятся все книжные прилавки. Его сочинения издаются непрерывно в течении последних 20-ти лет. Трудно найти образованного молодого человека, который не читал бы Ницше, зато найти молодого человека знакомого с сочинениями Маркса, Энгельса, Ленина, весьма проблематично, а уж найти сочинения этих авторов на книжных прилавках вообще невозможно. На деле фактически получается, что сочинения Ницше заменили по своей популярности сочинения классиков научного коммунизма, то есть произошла смена духовных, интеллектуальных лидеров.
Вот тут то и появляется настоятельная задача сравнить идейное содержание этих двух противоположных учений (идеологий), сравнить например марксового человека и ницшевского «сверхчеловека», и выяснить вопрос: что они собой представляют и как они между собой соотносятся. Если выписать типичные характеристики человека, каким он должен быть (стать в будущем) у Маркса и у Ницше, в одну таблицу, то получается следующая картина.
Далее смотрите прикреплённй файл, а то таблица разваливается.
Вложение | Размер |
---|---|
-1.doc | 52 КБ |
Комментарии
Христианство, ницшеанство, марксизм. Христианство – великая идеология. Оно было реакцией всех измученных людей на жестокость племен, народов, населяющих землю. На голод. На бедность, неравенство. На несправедливость устройства общественной жизни. На страшные болезни, терзающие членов человеческих сообществ. Христос предложил вариант облегчения, спасения. Но – там, на Небесах, в загробной жизни, потому что в этой жизни благая жизнь недостижима. В этой жизни зло непобедимо. И значительная часть униженных, придавленных, угнетенных, больных, слабых, убогих, нищих духом поверила проповедям Христи. А что им оставалось делать! Блаженны нищие духом – одна из главных заповедей новой религии.
С веками христианская вера углублялась и укреплялась, ей сопутствовал успех. Священнослужители овладевали душами многих народов. Но со временем были утеряны простота, понятность и скромность. У христианской церкви появились свои великие мыслители, она становилась богатой и властной; ее именем была названа европейская цивилизация. Главные пороки, против которых боролись Христос и его апостолы – гордыня, стремление к богатству и власти – поразили церковь. И лицемерие ее проповедников для многих думающих людей стало невыносимым.
Блаженны нищие духом, слабые, больные, убогие. То есть те, кто близок к смерти. А как же быть с теми, кто физически силен и полон жизни, кто стремится, жаждет, кто пашет, сеет, строит, учит, лечит, защищает, кто рожает и воспитывает? Они уже – люди второго сорта и не блаженны? Они уже не имеют права на счастье? Им суждено трудиться в поте лица и рожать в муках? Но реального человека христианская вера не подразумевает. И если как часть культуры она сегодня терпима в обществе – защищает тех, кому невыносимо тяжело, то в качестве тотальной идеологии она неприемлема, потому что культивирует смерть.
Ницше – это глубокая философская реакция на идеологическое всесилие культа, это переоценка всех ценностей, поскольку все европейские ценности стали христианскими. Бессилию и немощи он противопоставляет силу и мощь, идущую от природы, от инстинкта. Падающего да подтолкни; воля к могуществу, к власти, к преобладанию, подчинению – заложена в самой природе. Талантливому философу пришла в голову оригинальная мысль и захватила его. И понесла. Он талантливо развил ее и на волне захватившего его чувства довел до крайности, до абсурда. Ницше, пожалуй, в большей мере художник, чем мыслитель. Но важно здесь вот что: Ницше переоценивает христианские ценности, но не предлагает никакого реального проекта по переустройству общества. Он – революционер, но лишь в сфере духа.
Маркс – социальный философ, мыслитель. С христианской церковью его роднит то, что он выступил в защиту обиженных жизнью. Подразумеваются здесь угнетенные (пролетариат), нищие, больные, убогие, слабые. Изгои, неудачники, пьяницы. Философ решил всех уравнять в претензиях на материальные условия жизни. И религия (всякая религия) стала его врагом. Почему? Во-первых, она его конкурент, во-вторых, она не революционизирует общество, а умиротворяет его, дает ложную надежду.
С философией Ницше марксизм роднит именно культ воли к власти. Но не воли к власти биологически сильных, а социально обозленных на существующие порядки, буржуазные порядки. Ницше не призывает к разрушению, а у Маркса разрушение социальных устоев – первая установка философии. «Это есть наш последний и решительный бой». «Весь мир насилья мы разрушим до основанья…» А затем? «… а затем мы наш, мы новый мир построим. Кто был ничем, тот станет всем» На развалинах старого мира построить совершенно новый порядок – вторая установка Марксовой философии. Но так как взятые Марксом под защиту граждане сами к созидательной инициативе неспособны, то в качестве инициаторов следует выделить специальную группу людей – партию коммунистов. Мысль о партии особого типа витала у Маркса в голове, хотя он ее и не развил. У русских большевиков воля к власти особенно сильно проявилась. «Есть такая партия!» – однажды воскликнул Ленин. Разрушали они, как звери, и созидали, если принудительное строительство коммунизма можно назвать созиданием, – тоже как звери. Ницше как апостол дикой воли к власти, могуществу, подавлению здесь был посрамлен.
Михаил Михайлович составил таблицу, чтобы сравнить марксистский и ницшеанский взгляды на человека. Думаю, что к науке его таблица не имеет отношения. И все же заглянем в псевдонаучное сопоставление. У Ницше человек – капиталист, у Маркса – коммунист (здесь – политический аспект). Автор предположил, что первое – это очень плохо, а второе очень хорошо. Но вот ортодоксальные марксисты в ряде стран пришли к власти и показали, какие они жестокие, лживые, несправедливые. А капиталисты на Западе создали приемлемые политические варианты. Михаил Михайлович об этом ничего не знает? У Ницше человек – животное, у Маркса человек – существо разумное, говорит нам таблица. Но в стране Советов (не в теории, а на практике) марксисты ценили человека не за ум, а за классовую принадлежность. Ум был на десятом месте, тому мы были свидетелями. У Ницше экономический человек – буржуа, у Маркса – пролетарий. Это верно лишь отчасти, ибо Ницше шире смотрел на человека. А чем плох буржуа? В то время как буржуа стремится к богатству, к повышению производительности туда, к умножению богатства и благополучия – своего, своей семьи, близких, всего государства, а пролетарий – существо пассивное, его интересует только зарплата.
Да, человек Ницше – эгоист, но на эгоистах стоит мир; разумные эгоисты сами счастливы и таковыми делают других. А от Марксова пролетария никому нет проку, он порой себе не может помочь, а другому – тем более. Он ждет, когда его организуют и поведут, накормят в общественной столовой бесплатно, помоют в городской бане, выучат, вылечат. Человек Ницше стремится к неравенству, то есть копирует природу, а человек Маркса, пролетарий, равнодушно смотрит на то, как его партийный товарищ во власти уничтожает всех нестандартных, оригинальных, талантливых, всех, кто способен активно работать и творить. Человек Ницше аморален, здесь я спорить не стану. А человек Маркса? Тоже аморален, ибо не признает данных от века и выработанных тяжелой жизнью ценностей. Что есть право? Это возведенная в закон воля господствующего класса. Убить не грех – при Советах уничтожали целые классы и народы. Ограбить не грех. Отнимали имущество у богатых, отнимали и у середняков. Прелюбодействовать не грех – Маркс выступал за свободные половые отношения. И труд Марксов человек культивирует преимущественно физический, потому что он пролетарий.
Всё, что ты пишешь, гражданин белогвардеец - это дикая профанация и грубое утрирование!!!!!
Сергей Корягин!
Вы собрали в своей голове все белогвардейские мифы и сплетни пропагандируемые за последние 20 лет капиталистической сволочью, захватившей власть в нашей стране!
Ваш текст - это просто очередной пасквиль на социализм в стиле А. А. Зиновьева!
Здесь представлены две крайние модели человека и общественного устройства, которые, ввиду своей крайности, выпячивают до безобразия отдельные острые углы. Для здравомыслящего человека должно быть очевидно, что человек на самом деле вовсе не сводится к агрессивному животному Ницше или безликому винтику социального механизма Маркса. Обе эти примитивные редукции человека давно дополнены другими модельными представлениями. На Западе сегодня непрерывно идет процесс акцентирования и "собирания" все новых обнаруживаемых человеческих качеств.
Только у нас эпизодически выскакивают откуда-то такие вот полуграмотные "михал-михалычи" и начинают опять размахивать пролетарской дубиной. Какие-то неуроняемые "ваньки-встаньки", ей-богу! Семь десятков лет насаждения утопических идей их ничему не научили. Хочется надеяться, остальным этого опыта хватило для здоровых выводов.
сами Вы "агрессивное животное" в таком разе...