Метафора противоречия.

Аватар пользователя Геннадий Макеев
Систематизация и связи
Основания философии

В своих предыдущих темах я начал говорить о развитии простого противоречия, которое претыкается в точке, в своей последующей сложности - пульсации(биении) точки с образованием прямого угла...(http://www.philosophystorm.org/biatlon-protivorechii ).

Для кого-то подобное усложнение оказалось "камнем преткновения", для кого-то "камнем соблазна" для дальнейшего усложнённого понимания в виде функционала метафоры.

К усмотрению в противоречии некоего прямого угла, добавим одну деталь, связующую концы прямого угла по диагонали - т.е. гипотенузу, в результате чего получим ни что иное как прямоугольный треугольник.
Т.е. мы вплотную подошли к теореме  о прямоугольном треугольнике(теореме Пифагора), которая разрешается двусторонней равнозначностью - алгебраически и геометрически("пифагоровы штаны во все стороны равны").
Заметим, что рисунок теоремы, состоящий из квадратов прилегающих к сторонам треугольника(квадрат гипотенузы и квадраты катетов) по форме напоминает(сходство) бабочку.
Метафора подобна бабочке порхающей с цветка на цветок, переносящей некое опыляющее сходство в  определённости времени и пространства. Перенос осуществляется в виде взлётов с одного цветка и падений(опусканий) на другой.
Взлёты метафоры характеризуются порой романтизма и поэтического творчества мысли и речи, где переносное значение речи( или противо-речи-я) играет первостепенную ярко выраженную роль. Тогда как падения(опускания) метафоры, наоборот, характеризуются угасанием романтизма до невозможности, когда переносное значение речи сменяется прямым значением речи(буквальным).
В своём прямом и переносном значении речи метафора по разному украшает речь, придавая ей условно или безусловно логическую или риторическую форму высказываний. Безусловность форм речи основана на логических и риторических силлогизмах, о которых упоминал ещё Аристотель, акцентируя внимание на особенной важности быть искусным в метафорах... т.к. создавать хорошие метафоры - значит, подмечать сходство.

Выше сказанные взлёты и падения метафоры на протяжении истории мысле-речений касаются и метафоры метафор, т.е. метафоры противоречия - от невозможности противоречия в одно время, до его возможности в другое время("Всему своё время"), о чём я не раз уже говорил в своих темах.
С переоткрытием времени в истории, видение роли метафоры претерпело много разных оценочных интерпретаций.
Так, Деметрий Фалерский впервые обратил внимание на более точное и ясное выражение некоторых вещей с помощью метафор, нежели в виде чётких определений.
Философы же Нового времени, представляющие логическое направление, считали метафору ненужным и недопустимым украшением мысли и речи, источником двусмысленности и заблуждения, искажающем буквальные смыслы и не имеющей когнитивного значения.
Т.Гобс, считая что только буквальное значение поддаётся верификации, писал: Свет человеческого ума - это выразительные слова, предварительно очищенные от всякой двусмысленности точными дефинициями. ...Метафоры же и двусмысленные слова, напротив, суть что-то вроде блуждающих огней, и рассуждать при их помощи - значит бродить среди бесчисленных нелепостей, результат же, к которому они приводят есть разногласие и возмущение или презрение.
Кстати, о блуждающих огнях... А.Шопенгауэр, высказываясь о "вещи в себе" Канта, назвал её " вымышленной несуразностью, и допущение её представляет собою блуждающий огонёк философии".
Дж.Локк также осудил образное употребление слов... что на деле, по его мнению, есть чистый обман.
Философы же и учёные романтического склада, искавшие истоки языка в эмоциональных и поэтических импульсах человека, напротив, считали метафору фатальной неизбежностью, единственным способом не только выражения мысли, но и самого мышления.

Т.о. интерпретанта видения значения метафоры в общем распадалась на предпочтение или прямого значения речи(буквальности) или переносного. И всё это без существенного ответа на вопрос как же функционирует метафора.
Д.Дэвидсон отмечает, что " ни одна теория метафорического значения или метафорической истины не в состоянии обьяснить как функционирует метафора".

Но что есть подобная несостоятельность обьяснения функционирования метафоры по сути, если непонимание взаимодействия категорий простоты и сложности самого противоречия?!

.....

Комментарии

Аватар пользователя Геннадий Макеев

Понимание функционирования метафоры как взаимодействия категорий простоты и сложности противоречия даёт возможнось совершить переход как бы через мост от алгебраического разрешения противоречия к геометрическому. Посему и говорили, что "не геометр, да не войдёт!", т.е. остановится на середине пути или посреди моста подобно упрямому ослу,который останавливается при малейшем замечании нарушения условий перехода. О чем в "истории природы" упоминал т.н. Плиний Старший,говоря " Осёл никогда не пойдёт через мост, если вдруг заметит щель между досками и воду..."
 

Из истории о теореме Пифагора известно, что её ещё называли "МОСТОМ ОСЛОВ", т.е. условия её неразрешения оказывались для многих(слабоумных) чем-то в виде непреодолимого моста(или пути). 
Про осла много чего сказывается - как в негативном смысле(например, диавол как дикий осёл; или "буриданов осёл"), так и в позитивном, где осёл считается священным животным. Тут наверное в зависимости от того, кто на  нём восседает - истина или ложь.
Так в той же библии говорится Об Истине(И.Христе) вьезжающей в иерусалим на осле(или ослице). Можно вспомнить случай из  современного кино "Кавказская пленница или приключения Шурика", которое начинается с езды Шурика на осле. А дальше комичный случай упрямства(остановки) Осла и машины, которые сдвинулись("завелись") с места только при условии прохождения женщины.

Женская логика - интересна, но чревата своей обратимой загадочностью, неизвестностью,т.к. требует существенного переоткрытия времени и пространства, т.е. создаёт проблему в виде содержания и формы вопроса, открывающие путь(по мосту) новой истории и соответственно философии...
Как выразился Ж.Деррида: ...те, кто спрашивают о возможности, жизни и смерти философии, уже вступили в диалог вопроса с собой и о себе, уже захвачены им, уже оказались в памяти философии, ввязавшись в соотнесение вопроса с самим собой. Поэтому, по его сущности, судьба этого соотнесения в том и состоит, чтобы прийти к своему собственному отражению, размышлению, рефлексии и вопрошанию в себе и о себе. Тогда-то и начинается обьективация, вторичная интерпретация и определение своей мирской истории....

Итак, чистая метафора прямого(буквального) значения начинает разыгрываться и в своём переносном значении, двери которого - двери сущей геометрии окажутся окрытыми далеко не для каждого( "НЕ ГЕОМЕТР, ДА НЕ ВОЙДЁТ!"...ИСТИНОЙ!..., а значит войдёт только ЛОЖЬЮ, за которой никакой ИСТИНЫ не будет видно).

....

Аватар пользователя Вольтер

А, все метафора. И понятия, если исследовать корни происхождения,-антропоморфизмы. Все правильно пишем.

Аватар пользователя Геннадий Макеев

Да, всё есть метафора, и в прямом(буквальном) и в переносном смысле. Но качественное состояние метафоры имеет разницу в виде работающей метафоры и неработающей(или плохо работающей) подобно работе людей). Работающая метафора основана на принципе полноты, а посему не оставляет щелей, а следовательно, восседающий на осле(некой силе выражения/высказывания) преспокойненько переходит через мост("дорогу осилит идущий"). Плохо работающая или совсем неработающая метафора вынуждена довольствоваться принципом неполноты(и, соответственно, неопределённости), тем самым оставляя большие щели, видя которые, осёл упрямится, стопоря движение, что в общем-то и произошло,например, с противоречием, которое, видя непреодолимые щели, стали ограничивать лишь буквальным пониманием - только тем,что в речи/языке, и никакой перенос "противоречия" на действительность(которую и выражает речь) уже не проходит.

А посему, требуя точности, четкости высказываний, не могут или не хотят понимать что значит эта "точность/чёткость" в переносном смысле.

Аватар пользователя Вольтер

ДА. Об этом давно уже написано. И горы книг и статей..

Аватар пользователя Арлекин

Геннадий.

Метафора - это лишь представление некоего принципа в понятных и знакомых ассоциациях.

Метафора полезна как способ легкого донесения смысла до собеседника, но вредна как несущая мусорную информацию. Мусорная информация может быть воспринята как важная. Так построены многие ошибочные теории, основанные на подобии.

Так, например, Вы говорите о бабочке, а у бабочки есть усы и лапки, и "раздув из мухи слона", некие мудрствующие субъекты могут исказить Вашу мысль, выраженную "бабочкой", до неузнаваемости, сосредоточившись на усах и лапках, а также - на взаимоотношениях бабочки с другими насекомыми.

Аватар пользователя Геннадий Макеев

Арлекин.

Метафора - это лишь представление некоего принципа в понятных и знакомых ассоциациях.

Но ведь это понятное лишь поверхностно, т.к. непонятен оказывается сам механизм переноса( как работает метафора). Берут одну метафору и заменяют её другой, а в месте, где происходит эта замена, образуется щель(пробел), а посему замена другой метафорой оказывается лишь условностью первой метафоры, но никак не безусловностью ассоциативного сходства или логического тождества. А раз нет безусловности(принципа полноты), то другая метафора и оказывается(в глазах и понимании людей) лишь несущей несущественную или вовсе мусорную информацию.

Аватар пользователя Арлекин

Геннадий, странные рассуждения.

"представление некоего принципа в понятных и знакомых ассоциациях".

Некий принцип - это ключ к пониманию механизма переноса (как работает метафора).

Укажите "некий принцип", найдите этот принцип в передаваемом смысле и в метафоре, и Вы получите механизм переноса - единый принцип.

Иногда принцип трудно изложить нормированным языком, потому что самой нормализации языка практически нет. Поэтому люди используют способ "подобно тому-то", то есть объясняют принцип на примере того, что знакомо собеседнику из его обычного созерцания.

Я не вижу никакой проблемы в механизмах метафоры, кроме проблемы мудрствования относительно смысла смыслов, относительно чувствования как результата мышления.

Все люди ЗНАЮТ, что такое смысл. Но это знание, допустим, неотрефлексировано. Ну и что? Неотрефлексированное знание - это тоже знание, люди этим пользуются. Все понимают, что смысл может исчезнуть и появиться, но стоит ли так "убиваться" по поводу неотрефлексированности в совершенно малозначимых вещах?

Метафора передает, мысль, принцип, смысл, закон... И делается это с помощью уподобления. Метод - уподобление по принципу, по смыслу, по закону...

Аватар пользователя Геннадий Макеев

Арлекин

Я не вижу никакой проблемы в механизмах метафоры...

Может быть потому и не видите, что не разделяете механизм функционирования метафоры в принципе пустоты и полноты. Ваше уподобление при подобном разделении может вполне оказаться и неуподоблением вовсе(в действительности), а лишь кажимостью уподобления. А это и приведёт к проблеме в механизмах метафоры - образованию той щели в уподоблении, через которую осёл не пойдёт.

Аватар пользователя Арлекин

Геннадий.

"Может быть потому и не видите..."

А может быть всё иначе? Может пустота - это пустота? Рассуждения о пустоте - это тоже очередной повод для мудрствования о сути Ничто. Все люди понимают, что Ничто - это ничто, и что говорить о ничто - это пустота.

А вот насчет "щели" приведите метафору, если Вы сами понимаете, о чем говорите.

Аватар пользователя Геннадий Макеев

На счёт "Щели"(как некоего "промежуточного") я уже целую тему создал под названием "Парадокса исключённого третьего", чего рефлектирующий рассудок, разделяющий себя от ума/разума, не может постигнуть, а посему и опустошает(изгоняет) всякие разговоры о пустоте.

"НЕТ БОЛЬШЕ ВЫМЫСЛОВ ЧУДЕСНЫХ, РАССУДОК ВСЁ ОПУСТОШИЛ".

Чудесный вымысел - это увидеть невидимое о множестве родов/видов переходов, связующих видимое с невидимым, что кажется лишь химерой для рассудка оторванного от ума/разума. Оторванного и тем самым упорствующего(подобно тому ослу, который, увидев щель на мосту, останавливается и дальше не идёт) в продвижении(переносе) понятия противоречия от логических суждений до их практического воплощения в реальности, считая подобный перенос никак невозможным, а потому лишь химерическим.

Подобный рассудок овладевает и философией(как об этом сказал ещё Гегель), изгоняя из неё противоречие(как корень всякой жизненности), тем самым делая её рабыней или прислугой для исполнения прихотей рассудка, ограничивающегося пониманием противоречия лишь сферой суждений формальной логики. А посему диалектическое и, далее, философское противоречие оказывается вне сферы понимания для представителей ограниченных лишь подобным рассудком,для которого диалектика оказывается мифом.

Из темы "Мифы диалектики":

Грачёв: - Или, скажете, что противоречие не философское понятие, а чисто логическое("два взаимоисключающих суждения", Болдачёв).

Болдачёв: - Безусловно, не философское. Ни разу не видел философское определение противоречия.

Связывать видимое с невидимым не прерогатива ограниченного рассудка, а прерогатива ума/разума, возвышающегося над ограниченностью рассудка. И противоречие и есть(как сказал Гегель) подобное возвышение.

Из библии: Если не родитесь свыше, то не увидите и не войдёте в царство свободы(жизни).

....

Аватар пользователя mp_gratchev

Геннадий Макеев, 7 Ноябрь, 2015 - 12:33, ссылка

Болдачёв (о противоречии - M.G.): - Безусловно, не философское. Ни разу не видел философское определение противоречия.

Пожалуй, тут есть тонкость: "философское определение противоречия" и "противоречие - философское понятие" есть разные вещи.

--