Механизм субъективации и предощущения

Аватар пользователя ШУРАНОВ Б.М.
Систематизация и связи
Гносеология

         Несмотря на возраст, мои мозги ещё не высохли – поэтому могу познакомить со своими новыми идеями.

         Общая схема моей философии представляет собой объединение двух крайностей (полюсов) и оси между ними:

 

max конкретное - ось (проблема бесконечности) - max абстрактное

 

         Результатом своей работы я считаю то, что мне удалось раздвинуть эти крайности и решить проблему бесконечности. Полученный результат был закреплён в систематической форме в трактате «Забесконечность» [1; 4] и в отдельной статье «Математическое решение проблемы бесконечности» (Ознакомиться и скачать все мои статьи можно на сайте [4].) По прошествии годов, в 2018, я открыл, что это ещё не предел, горизонт моего познания расширился ещё больше – и требуется вносить уточнения и добавления в уже сложившуюся систему. Данную статью надо рассматривать как добавление к трактату «Забесконечность» - в ней содержится совершенно новая информация, какой нет в трактате, и предлагаются существенные уточнения. В данном случае уточнения относятся к max конкретному полюсу мировоззрения.

         Max конкретное явление известно – ощущение. Но, как я показал в [1; 2; 3], природа и сущность ощущения оставались вне понимания, не было теории. Я предложил такую теорию. Из моей теории вытекает, что самое первое нематериальное (субъективное) явление это не ощущение, а то, что предшествует ощущению (предшествует max конкретному; предшествует началу процесса познания). Нематериальные объекты существуют только внутри особей биологического царства животных, при этом каждая особь не может ощущать ощущения другой особи (поэтому данные объекты (явления) называются субъективными (говорят про «субъективные явления», а не про «субъективные объекты», хотя, по сути, это так). Но и сама особь может ощущать только содержание своих ощущений (принимая их за содержание внешних объектов), а не их сущность. Сущность ощущений не ощущается. Это очень важный философский и мировоззренческий вывод: доказано, что сущность нематериальных процессов и явлений – это одно и существует само по себе, а те явления, которые используются в качестве инструментов в процессе познания (ощущения и, основанные на них, более сложные субъективные процессы, вплоть до разума) - это только частный случай нематериального. Нематериальный мир не исчерпывается лишь инструментами познания. К сожалению, в [1; 2; 3] были пропущены некоторые логические шаги в рассуждении о переходе от самого первого субъективного (материально-нематериального) явления к ощущению. И хотя в целом рассуждение в принципе правильно, но логика требует восстановить пропущенные выводы. В данной статье это и делается.

        

---------

 

        Наипростейшими примерами нематериальных духовных (а могут быть ещё и нематериальные противодуховные, но они здесь не рассматриваются) явлений могут быть представлены: зелёный цвет, горький вкус, звук «си», гладкая поверхность, горячее … - Во сне вы увидели своих умерших предков. В связи с этим вопросы: 1) из чего состоят эти фигуры (предков), которых вы видели – из какого «материала»? Где они находятся во время сна? Чем природа этих фигур отличается от природы самого вашего тела? – Это область познания, которую можно было бы назвать субъективной онтологией. 2) почему и как в содержание сна смогли попасть те явления, какие были до того наяву? Откуда вообще берутся чувственные явления – что им соответствует вне чувственного опыта? – Это из области гносеологии. – Почему наши органы восприятия не воспринимают самих себя параллельно с внешним содержанием, почему глаз не видит свои палочки, колбочки, ткани сетчатки, нервные соединения, а видит только то, что вне глаза?

         Вот краткое изложение сущности и содержания нематерильных явлений:

         Для начала разделим все вещи окружающего мира на 3 разряда:

— косные сущности;

— живые сущности;

— духовные сущности.

И более абстрактно:

— телесный мир;

— бесплотный мир.

Эти абстракции выпукло показывают два революционных скачка в развитии Вселенной; при этом самым значительным изменением является появление нематериального (бесплотного).

         Косные тела находятся на очень низком уровне индивидуации. Взаимодействуют они между собою очень сильно. В косном мире действие равно противодействию. Там всё высоковзаимозависимо и относительно. Кварки существуют только парами и тройками; Луна притягивает к себе Землю, а Земля Луну.

         Всякое движение имеет направленность. Направленность движения вещей в косном мире мы представим следующим образом:

         Тело11) < ---- > Тело22)

Другой (односторонней) направленности (вроде, Т1 --- > Т2, или наоборот) по причине низкой степени индивидуации тел, там быть не может.

Главное отличие живого от косного заключается в появлении на уровне живого таких явлений как ассимиляция, диссимиляция и раздражимость. Раздражимость, как и любое движение, имеет направленность. Процессы ассимиляции и диссимиляции означают, что для живого существа весь окружающий мир делится на своё и на чужое. Процесс ассимиляции — это процесс усвоения, а процесс диссимиляции — отчуждения. Поэтому про жизнь нельзя сказать, что в ней есть Т1 и Т2. В живой природе есть "свои" и есть "чужие". (Будем далее обозначать "свой" — С, а "чужой" — Ч.)

Раздражение – реакция на внешнее воздействие, сила которой превышает силу раздражителя.

Основной категорией нематериального естествознания является (по нашему мнению) понятие о направленности раздражения. Несовместимость "своего" и "чужого" исключает такую форму направленности раздражения как С < ---- > Ч. Но зато предполагает возможность существования таких форм направленности раздражения как С ---- > Ч и С < ---- Ч. Назовём это так:

"свой" ---- > "чужой" — выражение.

"свой" < ---- "чужой" — отражение.

Примеры выражения: все реакции раздражения организмов из царств растений, грибов и безъядерных — проникновение ДНК вируса внутрь клетки, повороты листьев к Солнцу и прочее; но ещё и в царстве животных это функциональные движения исполнительных органов — челюстей, лап, плавников, жабр и много ещё чего подобного. Все эти движения осуществляются по форме выражения.

 Отражение отличается от выражения тем, что в результате движений, производимых по форме отражения, в организме появляется образ некоторого внешнего предмета. По форме отражения работают органы восприятия в царстве животных. Функционирование нервной системы — это тоже пример отражения. Движения по форме отражения чётко представлены для внешнего наблюдателя. Ничего духовного в них нет. Когда мы что-то видим, то наш глаз движется по контуру предмета, а внутри него происходят сложные биофизические преобразования — меняются потенциалы на мембранах, волны света взаимодействуют с молекулярными структурами, входящими в состав колбочек и палочек, и многое другое. Когда мы что-то слышим, то значит, мы одновременно "говорим", поскольку слуховое ощущение сопровождается движением голосовых связок, а это движение формирует телесный образ звука. Лучше всего, конечно, показывать отражение на примере осязания. Осьминог нащупал якорь. Уберите мысленно якорь — и движение щупальцев оставит вам его образ.

         Все органы (или органоиды) у живых объектов делятся на:

         .1. Органы жизнедеятельности (листья, корни, желудки, лёгкие челюсти …). Направленность по С ---- > Ч.

.2. Органы восприятия (глаза, уши, мозги …). Направленность по С < ---- Ч.

Что же вытекает из того, что у живого раздражение проходит только по форме С ---- > Ч и форме С < ---- Ч, но никогда не проходит по форме С < ---- > Ч? Из этого вытекает то, что для всякого живого верно следующее правило:

1) Некоторые организмы имеют только одну из двух форм раздражения — либо выражение, либо отражение.

2) Некоторые организмы имеют обе формы раздражения, но при этом одна из них является существенной и адекватной формой раздражения, а другая является несущественной и неадекватной формой.

3) Невозможно, чтобы выражение и отражение, являясь присущими организму зараз, являлись бы зараз одинаково адекватными и существенными.

Существенным признаком мы называем такой признак, исчезновение которого приводит к исчезновению всей вещи.

В царствах растений, грибов и безъядерных организмы состоят только из органов жизнедеятельности - там нет никакого отражения. Выражение для этих организмов будет адекватной и существенной формой раздражения.

Организмы животных состоят из органов жизнедеятельности и органов восприятия. Мы наблюдаем сосуществование выражения и отражения в организме в целом, но не в отдельном из этих органов зараз. Существенной и адекватной будет в данном случае форма выражения, а отражение — это здесь несущественная форма. Последнее вытекает из того, что животные произошли из растений.

         Уже достаточно знаний, чтобы понять, как из материального появляется нематериальное.

         Рассмотрим орган жизнедеятельности. Форма раздражения – С ---- > Ч (выражение), она существенная и адекватная. Какая ещё форма раздражения может находиться в органе жизнедеятельности? Вообще никакой формы раздражения в живом органе находиться не может, потому, что он живой. Остаётся предположить, что помимо выражения, в органе жизнедеятельности будет находиться ещё и отражение (С < ---- Ч). Однако последнее предположение приходится отвергнуть, поскольку, как было уже установлено выше, выражение и отражение друг с другом несовместимы. Живые объекты – это не косные вещи. Если допустимо Т1 < ---- > Т2, то С < ---- > Ч недопустимо. Вывод: в органах жизнедеятельности есть только выражение и больше ничего. Выражение это материальное. Ничего идеального органы жизнедеятельности не производят.

         Рассмотрим орган восприятия. Форма раздражения - С < ---- Ч (отражение). По отношению к самому органу восприятия, отражение - это существенное качество, поскольку без отражения орган восприятия не был бы органом восприятия, эти органы формируются именно для отражения. А вот по отношению ко всему организма в целом, отражение – несущественная и неадекватная форма раздражения. Отражение это материальное. Поставим 2 вопроса и ответа сразу:

         .1. Может ли в органе восприятия одновременно находиться материальное отражение и материальное выражение? – Не может никогда, потому что то С < ---- > Ч недопустимо.

         .2. Может ли в органе восприятия находиться одно только лишь материальное отражение? – Не может этого быть в принципе, поскольку отражение это несущественная форма раздражения (по отношению ко всему организму), а выражение – это существенная. Не может быть такого положения, чтобы несущественное существовало, а существенное не существовало бы (смотри выше определение существенного признака). Заострите внимание: организм это не механизм, организм это в значительной степени целостное явление – организм не мог бы оставаться целостным, если бы в каждом его органе не соблюдался бы принцип, общий по отношению ко всему организму: выражение – это существенное, а отражение – несущественное.

         Из пунктов 1, 2 следует, что материальное выражение должно и не должно находиться в органе восприятия зараз.

Из полученного противоречия автор сделал вывод, что в органе восприятия находится выражение, но только это выражение нематериальное.

         Из последнего вывода мы имеем направление исследования: установить природу нематериального выражения в органе восприятия и проверить, можно ли, отождествить нематериальное выражение с психикой (духом)? (Если вам где-нибудь придётся столкнуться с нематериальным отражением, значит, вам попалось противодуховное «животное».)

         Будем устанавливать природу нематериального выражения. Раздражение – это не тело. Тело – это условие для появления материального (телесного) раздражения. Телесное раздражение не возникает из ничего. Причиной телесного раздражения является раздражитель – тело. (Пока в глаз ничего не попадёт совне, вы ничего нового не увидите.)

         Назовём то раздражение, раздражителем какого является тело, раздражением первого порядка (раздражением1):

         Тело --- > раздражение1.

         В органе восприятия отражение – это раздражение1.

         Самый интересный вопрос: какой раздражитель вызывает в органе восприятия выражение? Учтём, что выражение в органе восприятия не может быть таким же по природе, как и отражение – значит, раздражителем выражения не может быть тело. Учтём ещё, что отражение это неадекватная по отношению к выражению форма, которая находится с ней в логическом конфликте (противоречии).

         Автор решил, что неадекватная, несущественная форма раздражения может действовать на адекватную и существенную форму раздражения как раздражитель. В органе восприятия раздражителем для появления выражения служит неадекватная и несущественная форма – отражение.

         Назовём то раздражение, раздражителем какого является раздражение первого порядка, раздражением второго порядка (раздражение2):

         Раздражение1 --- > раздражение2.

         В органе восприятия выражение – это раздражение2.

         Для раздражения 1 порядка раздражитель – тело. Поэтому раздражение 1 порядка телесно, материально.

         Для раздражения 2 порядка раздражитель – раздражение 1 порядка (материальное, телесное раздражение). Но, во первых, телесное раздражение только лишь опосредует тело, но телом само по себе не является; и, во вторых, причиной раздражения2 является несовместимость с раздражением1, поэтому раздражение2 нематериально.

 

         Из причинно-следственной цепочки:

         Тело --- > раздражение1 --- > раздражение2

вытекает, что:

         Тело --- > раздражение2 запрещено!

         Раздражение 1 порядка непосредственно вызывается телом – поэтому оно материально. Раздражение 2 порядка не может быть непосредственно вызвано телом – поэтому оно нематериально (бестелесно). Раздражение 2 порядка это не раздражение тела, а раздражение самого раздражения; оно вызывается не телом, а другим раздражением.

         Вот в этом и состоит вся суть нематериального, бестелесного. Ещё раз:

         То раздражение, какое вызывается телом непосредственно, будет телесным, материальным.

         То раздражение, какое не может быть вызвано телом непосредственно, будет бестелесным, нематериальным.

         Нам удалось установить природу нематериального выражения в органе восприятия: это раздражение 2 порядка – выражение2.

         Осталось разрешить вопрос: можно ли раздражение 2 порядка в органе восприятия отождествить с психикой (духом)?

         Пример. Пусть я какой-нибудь биофизик-редуктивист и пытаюсь в недрах тканей органов восприятия (или мозга) испытуемого человека обнаружить то, что он видит своими глазами сам. Он говорит, что видит зелень. Почему я не могу ту самую зелень, какую видит он, обнаружить в тканях его органов восприятия? – Потому что орган восприятия – это тело, имеющее отражение1. А в основе ощущения зелени лежит выражение2. Ощущение это более сложное явление, чем выражение2. Помимо выражения2 в ощущениях дано ещё и содержание образов. Но нематериальность ощущений обусловлена нематериальностью выражения2.

        Внимание! В тексте используются общеупотребительные слова в качестве терминов и много часто употребляемых терминов. Поэтому, для адекватного понимания требуется использовать только приведённые здесь определения и комментарии к ним.    

        Признаки – предикаты 1 порядка, свойства и отношения, непосредственно связанные с предметами и неотделимые от них.

        Содержание – это отношение между признаками. Отношения, образующие собой содержание, могут от носителей признаков отделяться и переходить на другие предметы и признаки.

        Форма – это совокупность признаков.

        Пример 1: острие иголки: А (это не буква, а рисунок), её форма это втулка, острие. Её содержание – угол при вершине 30°. Если эту иголку воткнуть в поверхность, то на поверхности получится новая форма - отверстие: V. Содержанием у этого отверстия будут те же 30° при вершине, что и у втулки. Содержание с одной формы перешло на другую, не меняясь.

        Пример 2. Пианист играет гамму. В форме 1 эта гамма будет иметь колебания воздуха, а содержанием частоту колебаний. В форме 2 гамма будет находиться в виде колебаний барабанной перепонки, но с той же самой частотой-содержанием.

        Пример 3. Треугольник. Формы: прямой, тупоугольный, остроугольный. Содержание - 180°.

        Начнём рассматривать, как образуются ощущения. В качестве материального раздражителя возьмём иголку. Форма иголки – острие А. Содержание иголки – острый угол при вершине и высота конуса. Втыкаем острие в кожу ладони – в коже образуется новая форма - отверстие V. Содержание отверстия V – тот же острый угол при вершине и та же высота конуса, что и в содержании А.

Так происходит материальное отражение1. Острие иголки отразилось в ладони. Форма существования отверстия V является материальным образом материального прообраза А. Отражение1 служит раздражителем для появления в коже ладони выражения2 (уже нематериального).

        Аксиома: ощущаться могут только качества, свойства. В логике им соответствуют предикаты.

        Пример: Логика предикатов. М = {зелёный лист, зелёное перо}, М* = {Истина, Ложь}. Тогда выражение "Для всякогохЗЕЛЕНЬ(х)" = И, где ЗЕЛЕНЬ – это предикат, он выражает то качество, которое ощущается.

        Постановка проблемы: как от С < ---- Ч перейти к "Для всякогохКАЧЕСТВО(х)"?

        Решение задачи: Переход осуществляется через 2 этапа: субъективация и отождествление (обобщение).

        Суть субъективации: При выражении2 образ1 (знак степени, как и в других случаях, означает порядок раздражения, в каком находится образ) из раздражения1 переходит в раздражение2, меняет свою направленность с отражения на выражение и превращается прообраз2. Таким образом, тело-прообраз «переходит» вместе со своим содержанием из внешней среды по отношению к органу восприятия во внутреннюю нематериальную среду.

        Механизм субъективации:

 

                 Отражение1                            Выражение2

Прообраз ------------------  > Образ1 <  --------------------- Прообраз2

 

Здесь слова, набранные обычным шрифтом, обозначают тела, курсивом – что объект находится в раздражении1, а жирным курсивом, - что в раздражении2.

        На что тут надо обратить сугубое внимание: как именно содержание прообраза переходит в содержание прообраза2 и какова связь прообраза2 и образа1 по содержанию. Будем стрелками обозначать перенос содержания с одного объекта на другой:

 прообраз ---  > образ1 (отражение)

образ1 ---  > образ2 (переход в раздражение2)

образ2 ---  > прообраз2 (смена отражения на выражение).

На этом перенос содержания закончен! Выражение не может переносить содержание. Прообраз2 не может перенести своё содержание на образ1. Образ1 отражает только прообраз, но не отражает прообраз2! Все вышеуказанные объекты имеют одно и то же содержание.

        Имеет место соответствие:

        .1. Отражение1 раздражает выражение2.

        .2. Образ1 раздражает прообраз2.

        На этапе субъективации никаких ощущений не возникает. Зато появляется

        Предощущение – отношение образ1 < --- прообраз2. Сущность ощущения. Не ощущается.

        Главное, что создаёт предощущение – оно стыкует нематериальное (прообраз2) с материальным (образ1) посредством направленности. Это самое первое соединение материального с нематериальным.

Образ1 находится в раздражении1, прообраз2, находится в раздражении2, как же между ними возможно отношение отражение/выражение? Не забудем, что у образа1 и прообраза2 имеется общее содержание. Само наличие нечто общего уже достаточно, чтобы задать направленность, поскольку направленность это самая слабая форма отношения по сравнению со связью и обобщением.

В отношении «образ1 < --- прообраз2» прообраз2 выступает как «Свой», а образ1 – как «Чужой» (выражение). Но это не адекватно смыслу понятий образа и прообраза. Надо бы, чтобы образ = С, а прообраз = Ч. Однако, в раздражении2 может находиться только выражение, а оно не может перенести содержание прообраза на образ, и тем самым, сделать так, чтобы образ стал образом, а прообраз – прообразом. Отметим, что переносить содержание в данном случае и нет необходимости, поскольку, как было показано выше, образ1 и прообраз2 имеют одно и то же содержание.

        В предощущении материальное и нематериальное имеют общее содержание, но не имеют связи по содержанию. По той причине, что нет общей связи, предощущение является смешанной, материально-нематериальной формой существования.        

При условии, что у образа и прообраза уже есть одно и то же содержание, отражение можно заменить на обобщение этого содержания – что вполне будет соответствовать выражению. Обоснование для такой замены: В чистом виде отражение предполагает отсутствие образа и прообраза, но имеет целью их создание. Создание образа и прообраза – создание (перенос, изменение) содержания. А вот для сохранения уже созданных образа и прообраза предполагается наличие образа и прообраза и нежелательно ничего в их общем содержании менять. Если в образе и прообразе не произошло никаких изменения – то какой тогда смысл совершать повторное отражение (если суть отражения – изменение содержания)? Для сохранения уже готовых образа и прообраза требуется обобщение их общего содержания, а не повторное отображение. Обобщение общего содержания образа и прообраза делает это содержание неизменным, а значит, лишает смысла повторное отражение. Бессмысленное (= никакое) повторное отражение не противоречит выражению. Нисколько не противоречит выражению и обобщение. (Пример с забеганием вперёд: Какой смысл имеет колоть (отражение) иголкой (прообраз) в одну и ту же рану (образ), если от этих уколов рана не меняется? Для сохранения раны, её не надо постоянно бередить (отражение), а если есть возможность, то сохранить в виде боли (обобщённое содержание укола) в ощущении. Если болит – есть рана, не болит – то рана затянулась. Если есть возможность ощущения, то колоть каждый раз нет необходимости, а вот если ощущение отсутствует, то придётся колоть каждый раз, чтобы быть уверенным наверняка, что рана будет. Это пример того, как образ и прообраз сохраняются в ощущении.)

Впрочем, добавлять к каждому образу операцию обобщения совсем не обязательно. В подавляющем большинстве образы могут предполагать повторное отражение – и нет необходимости обобщать общее содержание таких образов и их прообразов. Повторное отражение вполне может иметь место, если оно только частично что-то меняет в содержании, а частично содержание остаётся как было. Обобщение делает содержание неизменным, и там, где содержание предполагается изменяющимся, добавлять обобщение не надо. Но только здесь не такой случай. Выражение несовместимо ни с каким отражением – ни с первичным, ни с повторным.

 При этом образ и прообраз останутся адекватными самим себе по смыслу – и логика субъективации не нарушится.

        Короче, при условии, что у образа и прообраза уже есть одно и то же содержание, то для того, чтобы в выражении2 образ1 (сам по себе образ1 находится в раздражении1, но выражение2 имеет на него направленность) остался образом, а прообраз2 остался прообразом, вполне достаточно к выражению2 ещё добавить (это добавление необходимо для того, чтобы не могло повториться отражение):

 

образ1 < --- выражение2 + обобщение ---- прообраз2

 

        Только что вышеизложенное является основанием для перехода ко 2 этапу:

        Ощущение – отождествление (обобщение) элементов, входящих в предощущение, по содержанию.

        Ощущение – это выделение одного общего качества для всех объектов, какие им обладают, и это качество будет иметь только нематериальную форму, потому что обобщение предполагает высшую степень общности, а не низшую, а нематериальное более абстрактно, чем материальное.

        Ощущение находится в выражении2, оно задаёт направленность ощущению.

        Логической моделью ощущения являются предикатные выражения:

Вот это оно самое и будет: Для всякогохКАЧЕСТВО(х)! Оно и ощущается.

Пример: Логика предикатов. М = {зелёный лист2, образ1 зелёного листа}, М* = {Истина, Ложь}. Тогда выражение Для всякогохЗЕЛЕНЬ(х) = И, где ЗЕЛЕНЬ – это предикат, он выражает то качество, которое ощущается.

Осталось добавить последнее. Качество – это частный случай содержания. Содержание предполагает форму. Что будет формой ощущения? Если качество есть частный случай содержания, а общая форма – выражение2 (раздражение по форме выражения2), то форма ощущения – частный случай выражения2. Все ощущения находятся в общей форме - выражение2, но у каждого ощущения есть своя особая форма выражения2.

        Гипотеза: Все остальные более сложные субъективные явления, образуются из ощущения на основе применения процедуры обобщения, по аналогии с логической теорией типов. Восприятия – это обобщённые ощущения, представления – обобщённые восприятия, понятия – обобщённые представления. Далее понятия обобщаются ещё выше по уровням абстрактности – научные, философские, гиперабстрактные. Гипотеза не новая, но для её доказательства решительно необходимо правильное понимание сущности самого первого из субъективных качеств –ощущения. А эта сущность кроется в неощущаемых механизме субъективации и предощущении.

        Теперь можно более точно ответить на поставленные ранее проблемы субъективности.

        Можно ли обнаружить ощущение, бесконечно ковыряясь в тканях органов восприятия и нервной системы (а это тоже орган восприятия)? Нельзя ни в коем случае – отражение1, в котором находятся эти органы, полностью несовместимо с выражением2, в каком находятся ощущения. Я предлагаю всем физиологам, выступающим в научно-популярной литературе, перестать давать такие обещания.

        Ещё один вопрос из этого же ряда: можно ли передать ощущение от одного субъекта другому в том смысле, что один субъект производит ощущение, но не ощущает его (или сначала производит и ощущает, но потом отделяет от себя, передаёт другому, а сам уже перестаёт ощущать), а другой чужое ощущение только ощущает, но получает его от другого субъекта, а не производит сам? И это тоже абсолютно невозможно. Ощущение находится в раздражении2. Раздражитель раздражения2 есть отражение1. Передача от одного субъекта к другому означает, что меняется носитель отражения1. Раздражение2 не может существовать без отражения1. При любой замене носителя отражение1 не сохраняется – не сохранится и ощущение, в выражении2 находящееся.

        Кое-кто не понимает до сих пор: почему органы восприятия не могут воспринимать самих себя, а воспринимают какую-то внешнюю по отношению к ним реальность? Почему в содержание восприятий глаза (например) не входят колбочки, палочки, зрачок, всякие там атомы и молекулы, из которых состоят его ткани; а видятся лишь внешние объекты? Тем, кто хочет узнать почему, я предлагаю посмотреть, как действует механизм субъективации – и обратить внимание на то, что содержание всех образов и прообразов одно и тоже, а содержание органа восприятия не входит в содержание прообраза ощущения.

Вы помните спор В. И. Ленина с Н. О. Лосским. Согласно "теории отражения" (которой присвоили имя Ленина) ощущение — это отражение (а значит, и образ) каких-то отдельных свойств внешних по отношению к органам восприятия предметов. Именно ощущения являются самыми простыми чувственными элементами, из которых получаются более сложные. При этом сторонники этой теории считают, что, зная эти "образы", они знают и внешние предметы. Но Н. О. Лосский задал им такой вопрос: если в сознании (он исходил из первичности сознания, придерживался феноменализма) есть только копии (то есть, образы), то мы только копии и знаем, а про их оригиналы мы не знаем ничего. Лосский вообще отрицал наличие образа (он полагал, что предмет дан в сознании "в подлиннике"). Конца у этого спора не было. Может, мы и ошибаемся, но нам кажется, что в то, что ощущение — это образ, верит подавляющее большинство. В споре Ленина и Лосского трудно установить, кто из них больше прав. Взгляд ленинцев кажется слишком примитивным с современных позиций. Если есть образ – то это не значит, что уже есть вместе с ним и ощущение. (Ударяя топором по стволу дерева, можно создать сколько угодно образов топора в теле дерева, но нельзя вызвать в этом теле никаких ощущений; так же и трупы животных – много чего они могут ещё отобразить в своих телах, не ощущая ничего.) От материального отражения до ощущения ещё немало психофизиологических переходов. Лосский прав, когда говорит, что предмет дан в сознании "в подлиннике". Но «в сознании» то есть, в выражении2 (как говорим мы) на самом деле находятся не образы, а прообразы внешних предметов, а прообразы это не внешние предметы уже – ведь прообраз предполагает образ.

Коль скоро речь опять зашла о внешнем мире, то появляется ещё проблема объектировки. (В её решение внесли заметный вклад несправедливо забытые ныне философы Н. А. Любимов и А. Н. Щукарёв.) Её суть в том, как доказать логическими средствами его существование, точнее сказать, как доказать, что внешний мир действительно является внешним, а не внутренним. На чём строится наше убеждение в существовании внешнего мира? — как спрашивал А. Н. Щукарёв.

Основой нашего убеждения в существовании внешнего мира является направленность нашего ощущения по форме выражения2. Рассмотрим механизм субъективации под углом зрения его отношения к внешним предметам. Что означает построение образа? Это означает, что происходит перенос содержания с одного предмета на другой. А что означает выражение? Посмотрите на живые организмы: разве их реакции направлены куда попало? Выражение направлено не куда-нибудь, а на определённые предметы, содержание которых уже известно носителю выражения.

Выражение не может переносить содержание. Содержание переносит только отражение. Сравним предощущения и ощущения. В предощущении Прообраз2 не может перенести своё содержание на образ1. Образ1 отражает только прообраз, но не отражает прообраз2! Зато в предощущении чётко задан конечный объект на который направлено выражение2 - это образ1: образ1 < --- прообраз2. Ощущение это не прообраз2, но их объединяет то, что и ощущение, и прообраз2, находятся в выражении2, каковое является формой, в которой находится содержание прообраза2 и ощущения. С тем, куда направлено выражение2 в предощущении всё ясно. А куда направлено выражение2 в ощущении? Всякое выражение это: С ---- > Ч. «Свой» в данном случае будет ощущение, а что в данном случае будет «Чужой»? В предощущении Ч – это образ1, какой-то конкретный объект, а в ощущении (при отсутствии конкретного объекта), Ч – это будет обобщённый конкретный объект – внешний мир. Ответ на вопрос А.Н. Щукарёва: наше убеждение в существовании внешнего мира строится на направленности раздражения2, в котором находятся ощущения.

Из этого всего вытекает, что содержание ощущений ощущается как содержание объектов внешнего мира, а не как содержание самих ощущений, тем более, что по своему происхождению содержание ощущений на самом деле почерпнуто из внешнего мира.

Любой акт познания обязательно должен иметь направленность – кто именно и что познаёт. Познавать может только «Свой», а не «Чужой» - в этом сущность процесса познания. Подобно тому, как рога или челюсти – это орудия жизнедеятельности, ощущения – орудия познания.

Участники ФШ! Напишите мне, как по вашему мнению, происходит процесс формирования ощущений и откуда они получают своё содержание.

 

П р и м е ч а н и е. Автор пропагандирует материал этой статьи для преподавания в школах. Как можно видеть, тут нет ничего сложного, особенно если сравнить с материалом по химии или молекулярной генетике, какой уже преподаётся. Нельзя не понимать, чем дух отличается от тела; учить этому надо начинать ещё в школе. Те, кто согласен с этим мнением, – поддержите инициативу автора.

 

2018

 

 

Литература

 

.1. Шуранов Б.М. Знания по философии и логике. - Ростов-на-Дону: ООО "Медиа-Полис", 2013.// Файлообменник. URL: http://yadi.sk/d/3s2qHVwp582sk/ .

.2. Шуранов Б.М. Объяснение основного психического эффекта, 2014.// Файлообменник. URL: https://yadi.sk/i/1BXrZnX7cHNRd

.3. Шуранов Б.М. Содержание ощущений, 2014.// Файлообменник. URL: https://yadi.sk/i/m6FnI1IOcsxU6

.4. Шуранов Б.М. Философ Шуранов Б.М.: сайт// URL: http://filosofshuranov.ru .

 

Комментарии

Аватар пользователя Виктор Трусов

Мне всегда думалось, что материалистическая (марксистко-ленинская) теория отражения, подразумевала под отражением, прежде всего отражение материальных и идеальных объектов не на материи, а на сознании, в сознании. Хотя они и говорили о стакане и песке. Но главное, это всё же – объект и его калька в сознании.

И тогда:

Объект (неважно какой – случайный или целенаправленный, интенциональный) – сенсор (рецептор) органа ощущения (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, вестибулярный аппарат) – соматическая физиология – нейрофизиология ПНС и ЦНС (вся физиология и сенсоры вносят в ощущения некие шумы) … и наконец отражение … чувства, образы … (у всех свои - субъективные, квалиа) в сознании.

Процесс формирования ощущений до сознания, чистейшая биология и физиология многократно описанная во множестве учебников и монографий, а вот … как ощущение превращается в чувство и поселяется в сознании … человечество ещё не знает.

А содержание? Я думаю, что в ощущениях никакого содержания нет. Чистейшая бессодержательная материя. Содержание формируется на стадии сознания, чувств, образов .. в результате бесконечной рефлексии, с помощью которой человек добивается от полученного относительного знания об объекте, всё более и более полного знания. Соответствия образа объекту.

Аватар пользователя ШУРАНОВ Б.М.

Процесс формирования ощущений до сознания, чистейшая биология и физиология многократно описанная во множестве учебников и монографий

Ничего себе! Ну хотя бы одну цитату из учебника про биологическое ощущение!

Проблема возникновения ощущения это проблема возникновения нематерального из биологического. Я даю своё решение в данной записи. Все подробности этого процесса - в тексте.

Аватар пользователя Виктор Трусов

Ну, у меня здесь, в деревне немного таких книг. Так что ... 

"Глава XXIV Ощущения.

… В какой мере наше восприятие есть продукт органов чувств и головного мозга и в какой мере оно отражает реальный мир, - это интересная философская проблема, в рассмотрение которой мы не будем здесь вдаваться. Большинство биологов принимает, что наше восприятие действительно даёт нам довольно верную картину окружающего мира". К. В. Вилли. Биология. Мир. М. 1968, стр. 451.

Далее 20 страниц журнального формата чистой биологии об органах ощущений. А дальше столько же об их нейрофизиологии.

Более современные книги у меня в СПб.

:) А в мире ... таких книг.

Аватар пользователя ШУРАНОВ Б.М.

это интересная философская проблема, в рассмотрение которой мы не будем здесь вдаваться

Вот в этом вся суть. Они не вдаются в решение этой проблемы - а я предлагаю это решение. 

Аватар пользователя Виктор Трусов

Что тут решать?

Во всей проблеме "материя - идеальное", "мозг - сознание", "ощущение - чувство" остался только один маленький нюанс. Микронный в пространстве. Поскольку больше нет места в мозгу.

Этот нюанс, это, как собственно материя ЦНС продуцирует идеальность сознания. Больше же нечего находить. Всё остальное нашла наука. 

 

Аватар пользователя ШУРАНОВ Б.М.

Этот нюанс, это, как собственно материя ЦНС продуцирует идеальность

вы найдёте в начале моей записи. 

Всё остальное нашла наука

А остальное, без учёта нюанса - это что? 

Аватар пользователя Виктор Трусов

У вас нет о творении идеального, сознания.

А что … ?

Я сейчас с подачи Бориса (kto) изучаю одну книжонку по молекулярной биологии 2018 года … для аспирантов и научных работников. Тысячи страниц о функционировании  клеток и генов. Я уже изучал клетки и гены, лет 40-50 тому назад. Так те знания и нынешние – это день и ночь. Я вообще думаю, что пора молекулярную биологию называть атомной биологией. Так что … наука может всё …

Аватар пользователя ШУРАНОВ Б.М.

У вас нет о творении идеального, сознания.

У меня всё есть. Самое первое идеальное - предощущение. Обобщённое предощущение -  ощущение. Обобщённое ощущение - восприятие. Обобщённое восприятие - представление. Обобщённое представление - понятие. А с понятий начинается сознание. 

Я заметил, что вы ощущение считаете материальным. Тогда оторвите от себя ощущение зелени и перешлите его мне.

Аватар пользователя Виктор Трусов

Оторвать я не смогу только чувство.

Квалитативное чувство зелёного известное также, как феноменальное качество или, кратко, квалия. Чалмерс.

А ощущения. Это чистая физиология. Материя. 

Аватар пользователя ШУРАНОВ Б.М.

Квалитативное чувство зелёного известное также, как феноменальное качество 

Словарь по психологии у вас есть? Где там про квалию написано? В каком угодно учебнике по психологии написано, что зелень - это ощущение. 

Но если вы всё-таки продолжаете утверждать, что 

ощущения. Это чистая физиология. Материя

то приведите пример ощущений. Для меня. Мне очень интересно, чем ощущение отличается от квалии. Я так предполагаю, что квалия из философской школы феноменологии. Квалитет - это, по-русски качество. Так качества именно и ОЩУЩАЮТСЯ! 

 

Аватар пользователя Виктор Трусов

Ночью у соседа играет громкая музыка. Пока она дойдёт до сознания она будет практически всеми ощущаться одинаково ... с небольшим люфтом в ту или иную сторону. Кто чуть громче, кто чуть тише. Вмешается биология и физиология ощущающего аппарата человека. У нас у всех разное ухо, нейроны, ... и так далее. Все осознают её по-разному. Тот кто глуховат может и не ощутить громкость, а тот у кого повышенная ощущающая способность слухового сенсора, уха - громче. Когда музыка осознается, то в силу вступят ЧУВСТВА, кто-то любит громкую музыку, кто-то нет. И, при прочих равных условиях, те у кого ЧУВСТВО любви к громкой музыке преобладает не будет возмущаться тем ЧУВСТВОМ, которое ему донёс в сознание его ощущающий аппарат, а тот кто не любит громкую музыку начнёт возмущаться.

Но этого мало. Я, например не люблю громкую музыку, но когда я готов возмутится и отправится к соседу, вдруг меня осеняет, что когда-то под эту музыку я провёл восхитительную ночь с блондинкой. И эта громкая мелодия начинает мне нравится. Так что одно и тоже ощущение может вызвать во мне чувство симпатии и чувство отвращения, в зависимости от ситуации.

Ощущения - это всё что происходит в нашем теле (материи) приблизительно одинаково, а то что в идеальном (даже у одного и того же индивидуума, но в разное время)  - чувства, очень различной степени качества.

Аватар пользователя ШУРАНОВ Б.М.

Хочу прояснить для себя вашу позицию:

биология и физиология ощущающего аппарата человека. У нас у всех разное ухо, нейроны, ... и так далее

 Но если 

У нас у всех разное ухо, нейроны, ... и так далее

то почему

 Ощущения - это всё что происходит в нашем теле (материи) приблизительно одинаково

 Одинаково ничего не происходит. Предполагаю, что то. что вы называете ощущением, в научной физиологии и психологии называется РАЗДРАЖЕНИЕМ. И раздражение в самом деле материально. Но раздражение это не ощущение.

Чтобы в этом вас убедить сошлюсь не учебник (!) Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. - М. , 1976. Там примеры: ощущения ОДНОКЛЕТОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ - амёбы, туфельки, евглены. Ощущения зародыша человека на самом раннем этапе утробного развития. КАКОЕ У ВСЕХ ЭТИХ ОБЪЕКТОВ МОЖЕТ БЫТЬ СОЗНАНИЕ?

Аватар пользователя Виктор Трусов

Ну и что? Сознания нет ни у кого, кроме человека. HS.

Я думаю, что разуму, чувствам ... необходима некая среда где они могут развиваться, рефлектировать, ... Вот эта среда, сознание, случайно возникшая у одного из представителей животного царства в конце, концов и отделила нас ото всех остальных растений и животных. 

Ощущения есть у всех животных, а сознания у них нет. Какая может быть рефлексия у волка, только что сожравшего мою козу? Одни инстинкты и ощущение набитого желудка.

Аватар пользователя ШУРАНОВ Б.М.

На мои просьбы привести примеры ощущений вы приводили примеры  того, что вы называете ощущениями У ЧЕЛОВЕКА. Но

Ощущения есть у всех животных, а сознания у них нет

Самое интересное: примеры ощущений У ЖИВОТНЫХ. 

ощущение набитого желудка

Это что МАТЕРИАЛЬНО?? 

Аватар пользователя Виктор Трусов

Конечно. Материальные остатки моей козы просто переполняют желудок волка.

Аватар пользователя ШУРАНОВ Б.М.

Переложите эти остатки из желудка волка в пластиковый пакет. Будет, по-вашему, разница? Пакет тоже будет ощущать свою переполненность?

Аватар пользователя Виктор Трусов

Не будет. У мешка нет инстинктов. В момент, когда у волка содержимое желудка доходит до некоей пустоты, у него срабатывает инстинкт (кстати человек "жрёт" безо всяких инстинктов, когда ему вздумается и этим обрекает себя на тучность... и преждевременную смерть... что, насколько мне известно, характерно только для одного животного - сольпуги)... и он отправляется за моей козой... ну а дальше бессознательное наполнение желудка, срабатывание некоего материального "фермента" (я не помню уже всего процесса пищеварения животных, это мне было интересно давным-давно ... теперь об этом времени напоминают только книги на полках ... различные жизни животных и растений) ... и челюсти перестают жевать (а мы продолжаем жевать, пока чувство наслаждения от еды не заполнит наше сознание).

:) Как-то так.

Аватар пользователя ШУРАНОВ Б.М.

У мешка нет инстинктов

Инстинктов! Подходим к самому главному: инстинкт - это материальное или нематериальное? Если нематериальное, то получается, что у животных сознания нет, а нематериальные явления есть.

Аватар пользователя Виктор Трусов

Инстинкт? Даже не могу сказать. Это же, какая-то бессознательная потенция. Вполне возможно, что чистая материя ... геномная, молекулярная биология. Но у высших животных, конечно есть некое зачаточное идеальное. У них же есть некая психика. Но настолько далёкая от нашей...

Аватар пользователя ШУРАНОВ Б.М.

какая-то бессознательная потенция

Сущность этой "потенции" я и излагаю в своей записи "Механизм субъективации и предощущения". Только у меня эта "потенция" называется ощущением. 

Аватар пользователя Victor

Что хреново в нашем философском мире? Мы все говорим на своих (утилитарных) языках.

Вот с этой фразой я согласен, и пытался тут некоторым объяснить:

Сущность ощущений не ощущается.

Но совсем из других представлений... Есть и другие согласия и понимание... Но опять же с переводом на свой язык.

Объясните мне, на уровне онтологии, что такое "свой" и "чужой"? 

Аватар пользователя ШУРАНОВ Б.М.

Цитирую сам себя: Главное отличие живого от косного заключается в появлении на уровне живого таких явлений как ассимиляция, диссимиляция и раздражимость. Раздражимость, как и любое движение, имеет направленность. Процессы ассимиляции и диссимиляции означают, что для живого существа весь окружающий мир делится на своё и на чужое. Процесс ассимиляции — это процесс усвоения, а процесс диссимиляции — отчуждения. Поэтому про жизнь нельзя сказать, что в ней есть Т1 и Т2. В живой природе есть "свои" и есть "чужие". (Будем далее обозначать "свой" — С, а "чужой" — Ч.)

Пример ассимиляции: питание, УСВОЕНИЕ пищи - СВОЙ.

Пример диссимиляции: ОТЧУЖДЕНИЕ омертвевших тканей - ЧУЖОЙ.

Если вы возьмёте в рот кусок яблока и сразу его изо рта выните, то это не ассимиляция и не диссимиляция. А если ваш желудок переварит ткани яблока и превратит их в ткани вашего тела - то это будет уже ассимиляция.

Аватар пользователя Дилетант

Для раздражения 2 порядка раздражитель – раздражение 1 порядка (материальное, телесное раздражение). Но, во первых, телесное раздражение только лишь опосредует тело, но телом само по себе не является; и, во вторых, причиной раздражения2 является несовместимость с раздражением1, поэтому раздражение2 нематериально.

      Из причинно-следственной цепочки:

         Тело --- > раздражение1 --- > раздражение2

вытекает, что:

         Тело --- > раздражение2 запрещено!

Надо ли думать, что раздражение2 от раздражения1, аналогично (адекватно) взятию дифференциала от дифференциала? 

Аватар пользователя ШУРАНОВ Б.М.

Надо ли думать, что раздражение2 от раздражения1, аналогично (адекватно) взятию дифференциала от дифференциала? 

Аналогично, но если рассматривать "дифференциал" как метафору, поскольку КАЧЕСТВЕННОЕ различие раздражения1 от раздражения2 глубже - раздражение1 материально, а раздражение2 нематериально. 

А, что касается дифференцирования, именно мне  затруднительно об этом говорить, поскольку в основе этой операции  лежит понятие ПРЕДЕЛА, а предел - это ЛОГИЧЕСКИ НЕОБОСНОВАННЫЙ СКАЧОК ЧЕРЕЗ БЕСКОНЕЧНОСТЬ. Но я же сам  этот скачок логически обосновал в статье "Математическое решение проблемы бесконечности" (вычислил НЕПОСРЕДСТВЕННОГО  предшественника наименьшего трансфинитного числа W (какого в современной теории множеств НЕ СУЩЕСТВУЕТ по определению и, его отсутствие делает операцию предельного перехода неосмысленной и произвольной). Поэтому лично я, зная чем именно оканчивается модернизированный  ряд натуральных чисел и по какой формуле осуществляется переход к трансфинитам (БЕЗ ОПЕРАЦИИ ПРЕДЕЛЬНОГО ПЕРЕХОДА!), не хотел бы проводить аналогию с переходом от материального к нематериальному.   

Аватар пользователя Дилетант

ШУРАНОВ Б.М., 12 Апрель, 2018 - 16:00, ссылка
...если рассматривать "дифференциал" как метафору, поскольку КАЧЕСТВЕННОЕ различие раздражения1 от раздражения2 глубже - раздражение1 материально, а раздражение2 нематериально. 

Возьмём известную несложную функцию 1+\sin x 
Геометрически она выражает некоторую площадь, ограниченную осями координат и волнообразной линией синусоиды. Другими словами - некоторую постоянную площадь, край которой - волнообразный.
Если взять производную от этой формулы, то в результате постоянное "наполнение" исчезает, становится равным нулю, а фигура становится переменной площади.

Если перевести на "массу", то фигура лишилась постоянной массы, а стала чередующейся массы: положительной и отрицательной, что в "среднем" равно нулю. Вторая производная "переотпечатывает" синусоиду в косинусоиду (со сдвигом фазы в 90 градусов), а третья производная возвращает косинусоиду в синусоиду, но уже со знаком минус, в "протиивофазе" - типичная зеркалка - копия переотпечатывания.

"Раздражение" массой исчезает, а "раздражение" синусоидой, волной - остаётся (проявляется другим органом чувства).

Если "массу" я могу зарегистрировать на весах, то "волну" на этих же весах зарегистрировать будет трудно - они будут слишком инерционны.
Нужен "выпрямитель" для волны, формирователь постоянной составляющей "массы". Нужна нелинейность.

предел - это ЛОГИЧЕСКИ НЕОБОСНОВАННЫЙ СКАЧОК ЧЕРЕЗ БЕСКОНЕЧНОСТЬ

Не знаю. Предел - это "изолятор" в "проводнике". Теоретически предел непроходим: для этого он и вводился. Границу можно перейти. А к тому же пределу можно подойти только с "другой" стороны.
Если пределом будет синусоида, то и её тоже нельзя перейти, хотя величина мгновенного значения предела будет меняться.

не хотел бы проводить аналогию с переходом от материального к нематериальному

А этот переход есть, и призводится посредством "снятия формы", её "перекопирования". Более важен обратный переход: наполнение формы. 

Аватар пользователя Александр Бонн

в медицинских вузах, говорят так:

- ощущают палец в носу, а остальное ЧУВСТВУЮТ. 

Есть ОРГАНЫ ЧУВСТВ и нет органов ощущения.

В буддизме Шесть органов чувств, где УМ (типо мозг) - шестой орган чувства. 

Есть объект и субъект чувства.

Для слуха ЗВУК, это объект восприятия. Нет никакой музыки, которую слушают..есть звуки и их качество, а также есть СУЩНОСТЬ - музыка и ее СВОЙСТВА: гармония, мелодия, тональность и т.д. 

Биологию хоть чуть-чуть надо знать, чтобы иметь правильные суждения. 

Аватар пользователя ШУРАНОВ Б.М.

Есть ОРГАНЫ ЧУВСТВ и нет органов ощущения.

Есть органы ВОСПРИЯТИЯ, я говорю именно о них, где вы взяли "органы ощущения"? 

Вам не известно, что такое ОЩУЩЕНИЕ? - Возьмите словарь (любой) по психологии, в Яндексе посмотрите, в других поисковиках можете. В моей статье раскрывается СУЩНОСТЬ ощущений.

Аватар пользователя Евгений Силаев

 

 

    Уважаемый Борис  Михайлович!

  Вы пишете: Напишите мне, как по вашему мнению, происходит процесс формирования ощущений и откуда они получают своё содержание".

  - Предлагаю использовать термин "смысл", а не "содержание".    

      Ощущается только то с чем есть отношение, в котором выражается смысл этого отношение их существования.

   Фундаментальным является понимание  смысла отношения в существовании всего отдельного цельного для другого в их бытии. 

    В элементарном субъективном понятии ощущения  означается смысл соответствующего ему   отношения как смысл  этого  ощущение. 

   ЕС 

  

Аватар пользователя ШУРАНОВ Б.М.

 Ощущается только то с чем есть отношение, в котором выражается смысл

 Фундаментальным является понимание  смысла

Никак согласится с  вами не могу. Среди ощущающих  есть такие существа, какие лишены способности чего-нибудь понимать. Хотя бы  одноклеточные животные (при нагревании пробирки они ощущают тепло и передвигаются к тёплой части сосуда). Но ведь у них мозгов даже нет, чем они будут понимать смысл?

Аватар пользователя Евгений Силаев

 Спасибо,  хороший пример.  

  Их передвижение является результатом  понимания как ощущения. 

Аватар пользователя Евгений Силаев

 

   

  Да, Борис  Михайлович, Вы в своей работе затронули  многие  фундаментальные положения моих философских рассуждений. Расскажу о самом понимании смысла.   

    К сожалению, многие мои положения будут очень непривычными и  необычными для Вас.   

          ***

   1. Всё, что существует, идеальное и материальное, живое и косное,  существует только  в отношениях и имеет смысл  своего существования в этих отношениях.

   Одно существует для другого только если между ними есть отношение их существования. 

 

  2.  Смысл существования одного для другого выражается в смысле их отношения существования как единого  цельного в этом отношении.    

  Очевидно, что понимается только смысл, который выражается только  в  отношении. Поэтому, для Одного существует только  отношение, которое понимается, имеет смысл для этого Одного.   Например, для нейтрона не существует электростатического взаимодействия с электроном, нейтрон его не понимает, оно для него не имеет смысла, не существует.  

  

  3.  Очень важно знать, что всё, что существует, существует как отдельное цельное и только в такой цельности имеет смысл своего существования. Например, дихотомическое деление цельного на части исключает его из существования как цельного, но зато,  обретают существование две его цельные части, каждая из которых уже имеет другой  смысл в отношениях своего  существования.  

         Поэтому, отношение существования имеет смысл только между двумя  отдельными цельными.  Например, только какая-то часть амёбы  находится рядом с пищей, как другим цельным, но понимается амёбой как пища, как одно цельное  и обволакивается всей цельной амёбой. 

 

    4. Только цельное имеет свой смысл в отношениях существования, а каждое отношение имеет смысл только как отношение между одним цельным и другим цельным а не между их частями, именно  этот один смысл  и понимается в этом отношении. Например,  в отношении человека и иголки понимается, ощущается сам   укол, а место в которое укол произведен понимается уже в других отношениях. 

  

   ЕС  .