Материалистический взгляд на науку и познание

Аватар пользователя Роберт Юсупов
Систематизация и связи
Основания философии
Онтология
Гносеология
Эпистемология
Натурфилософия
Диалектика
Логика
Философия науки и техники
Философское творчество
Наука и техника
Другое

Основная статья здесь:

https://communist-ml.ru/archives/39612

---------

 

Вы смотрите на солнце. Оно кажется маленьким жёлто-оранжевым кружком в небе. Но на самом деле мы знаем, что это гигантский раскалённый шар, в миллионы раз больше Земли. Почему мы видим его иначе? Потому что наши глаза несовершенны. Они возникли в результате отбора, факторы которого не предполагали создания небесной механики. Но разве это означает, что солнца не существует или что его истинную природу невозможно познать?

Конечно, нет. Мы научились преодолевать несовершенство органов чувств: изобрели телескопы, микроскопы, сенсоры и математику, которые позволяют заглянуть туда, куда не проникает взгляд. Мы знаем, что Земля вращается вокруг Солнца, хотя нам кажется, будто это Солнце плавает по небесной тверди. Мы открыли атомы, хотя их нельзя пощупать. Мы разобрались, что болезни вызывают микробы и вирусы, а не злые духи и проклятия.

Но почему сегодня многие учёные и философы говорят, что объективной истины не существует? Что наука — всего лишь удобная модель, а не отражение реальности? Что законы природы — не открытия, а договорённости между учёными?

Это не просто спор о словах. Это борьба двух мировоззрений — материализма и идеализма. Классовая борьба!

 

Истина — оружие в руках пролетариата

 

Церковь сожгла Джордано Бруно за то, что он настаивал на том, что звёзды — это далёкие солнца и вокруг них могут быть свои планеты. Инквизиция заставила Галилея отречься от учения Коперника, потому что оно разрушало библейскую картину мира. Власть всегда боится истины, если истина угрожает её господству.

Сегодня капитализм делает то же самое, только хитрее. Он не сжигает учёных на кострах — он коррумпирует науку, превращает её в служанку бизнеса. Зачем это нужно? Потому что если объективной истины нет, то нельзя доказать, что капитализм ведёт человечество к гибели. Если нет законов истории, то нельзя предсказать победу коммунизма. Если всё относительно, то можно оправдать любую несправедливость: голод, войны, неравенство.

Основным средством обмана и отказа от диаматики является концепция неизбежных и фатальных искажений наблюдения. В квантовой физике есть идея, что сам факт измерения меняет поведение частиц. Это превратили в философский миф: человек не может познать мир, потому что его познание субъективно. Приборы влияют на микромир, но это не отменяет его объективных законов. Субъективность может и, в случае науки, должна быть тождественна объективности.

Если вы измеряете температуру воды термометром, он немного нагревает её. Но разве это значит, что тепла не существует? Если есть идиотские концепции истории и общественного развития, разве это значит, что не может быть истинных?

Мир существует независимо от нашего сознания. Солнце светило бы и без людей. Мы можем познать его законы. Критерий истины — вся общественно-историческая практика человечества. Не вера, не красота, не удобство, а то, что есть (факты), и то, что сделано (эксперименты и фиксация процессов). Если по науке построить мост — он устоит. Если по науке организовать общество — оно будет процветать. Как процветал СССР, пока власть не отказалась от науки («Перестройка»). Как процветает Китай сегодня. Как процветают Северная Корея, Вьетнам, Лаос и Куба с поправками на сложность условий и скудность ресурсов.

Когда-то люди думали, что молния — это гнев Зевса. Потом наука открыла электричество. Когда-то капиталисты говорили, что коммунизм невозможен. Но он победил в России, Китае, на Кубе и многих других странах. Истина, вопреки лжи, страху и тем, кто хочет, чтобы люди оставались в невежестве, пробивает себе дорогу.

 

Что делать?

 

Во-первых, учиться и учиться коммунизму. Читать Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, изучать диалектику Гегеля. Становиться таким образом диаматиком. Думать своей головой и не верить лжеавторитетам, которые твердят, что всё сложно и ничего не ясно.

Во-вторых, бороться. Истинная наука не для тиши кабинетов — она для изменения мира.

Как говорил Ленин:

«Когда мы слышим нередко и среди представителей молодёжи, и среди некоторых защитников нового образования нападки на старую школу, что старая школа была школой зубрёжки, мы говорим им, что мы должны взять то хорошее, что было в старой школе. Мы не должны брать из старой школы того, когда память молодого человека обременяли безмерным количеством знаний, на девять десятых ненужных и на одну десятую искажённых, но это не значит, что мы можем ограничиться коммунистическими выводами и заучить только коммунистические лозунги. Этим коммунизма не создашь. Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество».

Так что зубрить!

Истина — на стороне прогресса и того класса, который своими мозолистыми руками претворит его в жизнь.

Познание играет важную роль в формировании мировоззрения коммуниста, т. е. научного мировоззрения.

Представьте: вы сели собирать пазл. Сначала на столе лишь горстка разрозненных деталей и вы даже не представляете, что должно получиться. Но вот вы находите несколько ключевых фрагментов — уголки, границы, центральные элементы — и картина начинает складываться. Потом догадываетесь, что некоторые кусочки, скорее всего, должны быть синими, потому что это небо, или зелёными, потому что трава. А потом, когда общий рисунок уже ясен, вы легко встраиваете даже самые мелкие и неочевидные детали.

Формирование мировоззрения происходит абсолютно не так! Даже прямо обратным образом.

Сознание по своим базовым настройкам предполагает некоторую картину окружающего мира. Общество, в котором только и формируется сознание, своим общественным сознанием и влиянием общественного бытия, расширяет картину окружающего мира с обыденного восприятия до реальных масштабов мира, вплоть до бесконечности вселенной. Качество этой картины мира в голове и является параметром, отделяющим невежество от истины, ненаучное от научного.

Качество мировоззрения имеет как минимум три аспекта: соотношение объективных истин (собственно, научных знаний) и заблуждений (идеализма разного вида), знание и адекватность оценки научных гипотез и владение процессом научного исследования.

Когда все они на высоте, можно говорить о научном мировоззрении — цельной картине мира, основанной на понимании сущности явлений и сущности самого мироздания, в которой нет места суевериям, мистике и лжи.

Научные истины, о чём и говорится в цитате Ленина, составляют основу, фундамент мировоззрения. Когда-то люди думали, что Земля плоская и стоит на трёх китах. Потом наука доказала: она круглая и вращается вокруг Солнца. Когда-то считали, что болезни насылают злые духи. Теперь мы знаем о вирусах и бактериях. Научные истины — это не просто факты, это знания о сущности явлений, а не только об их внешней стороне.

Мы видим: яблоко падает на землю. Но истина — в законе тяготения. Мы видим, что одни люди богаты, а другие нищают. Но истина — в законах капиталистической эксплуатации. Без этих знаний человек — как слепой в лесу. Он натыкается на явления, но не понимает их причин и следствий. Он верит в случайность там, где в реальности действуют законы.

Например, если рабочий не знает теории прибавочной стоимости, он может годами злиться на «жадного начальника», но не поймёт, что проблема — в самой системе наёмного труда.

Если готовых ответов нет, если наука ещё не открыла истину, тогда появляются гипотезы — научные предположения, которые будут проверяться практикой. Скажем, Дарвин предположил, что виды изменяются через естественный отбор, а затем собрал доказательства. Маркс предположил, что капитализм падёт из-за своих противоречий — и история подтвердила его правоту. Гипотезы — это мост к новым истинам. Но они должны опираться на уже известные законы, а не на фантазии.

А вот Эйнштейн выдвинул теорию относительности, но отбросил материализм — и в итоге зашёл в тупик с «кривым пространством» и «парадоксом близнецов».

Что важнее: готовые знания или умение их добывать? — это как спрашивать, что нужнее для строительства дома: кирпичи или умение класть стены? Без знаний исследователь будет топтаться на месте, «открывая» то, что уже известно. Без методологии он наделает ошибок, даже если случайно наткнётся на истину. Современные физики открыли квантовые эффекты, но из-за идеализма договорились до абсурда о том, что частица существует, только когда на неё смотрят, вселенные множатся при каждом выборе и т. д. Это не наука, а мистика — потому что учёные отказались от материализма.

Обыватель верит, что «рынок всё отрегулирует». Учёный-эмпирик собирает данные о кризисах, но не понимает их причин. Учёный-марксист раскрывает законы капитализма и предсказывает его крах.

Поэтому без революционной теории не будет революции.

«Без революционной теории не может быть и революционного движения» (Ленин).

Капитализм боится научного мировоззрения, потому что оно ведёт к коммунизму. В школах учат отрывочным фактам, но не диаматике. В науке поощряют узких специалистов, не видящих целого. В философии навязывают агностицизм — объективной истины нет, думайте что хотите.

Рабочему классу придётся овладеть марксистской теорией, чтобы понимать, за что и как бороться. Если совестливые учёные против лженауки, им придётся вооружиться материализмом. Все должны учиться научному мышлению, чтобы отличать правду от буржуазной пропаганды.

Познание — это оружие. И оно должно быть в руках тех, кто меняет мир.

Губельман
30/06/2025

Комментарии

Аватар пользователя Роберт Юсупов

Марксистско-ленинская философия. Диалектический материализм

Ред. коллегия: А.Д. Макаров и др. 1971 г

Редакционная коллегия: А. Д. Макаров, С. И. Попов, Л. В. Славнова

Издание второе, доработанное

Издательство «Мысль» Москва ■ 1971

https://archive.org/details/B-001-025-957-ALL/page/n7/mode/2up

 

К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин

О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ

М.: Политиздат, 1984

http://libelli.ru/works/meldiama.htm

Аватар пользователя Роберт Юсупов

"Теория Природы" - вот образец истинно научного познания!

 

С уважением
Роберт Юсупов из Владивостока, автор «Теории Природы», независимый исследователь, диалектический материалист, марксист, коммунист

 

Литература

  1. Что такое ПРИРОДА? https://philpapers.org/rec/YUSJRW,
  2. Философия и физика https://philpapers.org/rec/YUSYNY,
  3. Теория Природы https://philpapers.org/rec/YUSTON,
  4. Сообщение о свершении научной Революции https://philpapers.org/rec/YUSHYJ,
  5. Третья сторона основного вопроса философии https://philpapers.org/rec/YUSBXP,
  6. Философам о кванте материи https://philpapers.org/rec/YUSBOY,
  7. Один взгляд на критерий научности теории К. Поппера https://philpapers.org/rec/YUSMRS,
  8. Статьи по ТП на сайте proza.ru [Электронный ресурс] URL: // http://proza.ru/avtor/yusrob,
  9. Статьи по ТП на сайте vixra.org [Электронный ресурс] URL: // https://vixra.org/author/yusrob,
  10. Статьи по ТП на сайте philpapers.org [Электронный ресурс] URL: // https://philpeople.org/profiles/robert-yusupov.
  11. Вселенная как функция одной переменной https://proza.ru/2023/12/25/1093,
  12. Ещё раз о природе и её материальных началах https://philpapers.org/rec/YUSYJR,
  13. Что такое время? https://philpapers.org/rec/YUSSEQ
  14. Современная физика не является наукой https://philpapers.org/rec/YUSZWU
  15. Мой разговор со Стивом Дюфурни (Steve Dufourny) https://philpapers.org/rec/YUSDVQ,
  16. Мой разговор с Уллой Мэтфолк (Ulla Mattfolk) https://philpapers.org/rec/YUSLNG,
  17. Трактат о вере https://philpapers.org/rec/YUSOSJ,
  18. Основной вопрос физики и всего естествознания (ОВФВЕ) https://philpapers.org/rec/YUSTGZ.
Аватар пользователя fed

Роберт Юсупов: Капитализм боится научного мировоззрения

На примере Китая видим, что не боится. Развивает науку, технику, покоряет космос. Не удивлюсь, если китайцы высадятся на Луне и  запустят первыми термоядерный реактор. Также квантовый компьютер, 6G. Да и поезда у них самые быстрые.

Аватар пользователя Роберт Юсупов

Этот капитализм управляемый - во главе стоит компартия Китая!

Аватар пользователя fed

Роберт Юсупов,: Этот капитализм управляемый - во главе стоит компартия Китая!

Верно. Должна быть руководящая и направляющая сила, вооруженная передовой теорией. 

Аватар пользователя Роберт Юсупов

Мировоззрение диалектического материализма.

Диалектический материализм – подлинно научное мировоззрение, так как проистекает из достижений науки, является теоретическим обобщением данных наук и во главу угла ставит науку. Вместе с тем – это мировоззрение марксистов, представляющее собой наиболее общий взгляд на окружающую действительность (природу и общество). Диалектический материализм – основа марксизма.

«Материалистическое мировоззрение, – говорит Энгельс, – означает просто понимание природы такой, какова она есть, без всяких посторонних прибавлении»
(К. Маркс и Ф. Энгельс, т. XIV, стр. 651).

В основе диалектически-материалистического мировоззрения лежат следующие положения:

Во-первых, реальность и объективность мира. Марксистский материализм исходит из того, что окружающая действительность реально существует и по природе своей материальна, что многообразные явления в мире представляют различные виды движущейся материи, и сам мир развивается по законам движения материи. Причем материя – это не только вещество, которое можно потрогать или увидеть, но и различные виды энергии (кинетическая, тепловая и так далее), отношения между людьми – всё это тоже материя, так как объективно существует.

«Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.»
(В.И. Ленин. Материализм и эмпириокритицизм)

Во-вторых, первичность объективной реальности. Материя, объективный мир – источник наших ощущений, представлений, идей и сознания. Тогда как наше сознание и все идеи, теории вторичны, отображают материю. Не дух в форме Бога или человеческого разума порождает материю, а материя, через орган мышления – мозг – создаёт дух, сознание.

Это означает, что сначала был только объективный материальный мир, а затем уже в процессе его развития появилось субъективное человеческое сознание, что подтверждает современная наука.

Сама жизнь общества, его бытие также первично, а его духовная жизнь – вторична, производна. Материальная жизнь общества – объективная реальность, существующая независимо от воли людей, а духовная жизнь общества – отражение этой объективной реальности, отражение бытия. Значит, источник формирования духовной жизни общества, происхождения общественных идей и теорий нужно искать в условиях материальной жизни общества, а не в самих идеях и теориях, которые только отражают материальное бытие.

Каковы условия материальной жизни общества, таковы его идеи, теории, политические взгляды, политические учреждения.

 

В-третьих, всеобщая взаимосвязь. Диалектика рассматривает природу и общество не как скопление независимых друг от друга предметов и явлений, а как единое целое, где предметы и явления органически связаны друг с другом, зависят друг от друга и обусловливают друг друга.

Мировые связи и отношения существуют разные: прямые и косвенные, родовые, функциональные, причинно-следственные, пространственно-временные, но ни одна вещь не является изолированной и автономной, не живет сама по себе. Каждый предмет и каждая мысль существуют в определенном контексте, в определенных условиях и в окружении других вещей, других мыслей, в связи с ними.

 

В-четвертых, всеобщая изменчивость. В мире нет ничего статичного и неизменного, все в природе и обществе пребывает в постоянном движении, возникает и исчезает.

Вся материя в мире в каждый момент находится в одной или нескольких формах движения, будь то механическое движение, тепловое движение, электрический ток, химическое разложение и соединение или органическая жизнь. Часть материи может находиться в покое только относительно некоторых форм движения, например, тело может быть в механическом равновесии, но его атомы всё равно совершают химические процессы и колеблются. Материя без движения так же немыслима, как движение без материи.

Меняется всё. Вселенная, космос, каждая планета и галактика, человек и его социальные отношения. Социальные феномены тоже изменчивы и тоже временны.

Частным случаем движения (изменения) является развитие.

«…диалектика рассматривает развитие не как простой процесс роста, где количественные изменения не ведут к качественным изменениям, а как такое развитие, которое переходит от незначительных и скрытых количественных изменений к коренным, качественным изменениям. Качественные изменения наступают не постепенно, а быстро, внезапно, в виде скачкообразного перехода от одного состояния к другому состоянию, наступают не случайно, а закономерно, наступают в результате накопления незаметных и постепенных количественных изменений…процесс развития от низшего к высшему протекает не как гармоничное развертывание явлений, а в порядке раскрытия противоречий, свойственных предметам, явлениям, в порядке «борьбы» противоположных тенденций, действующих на основе этих противоречий.»
(И.В. Сталин. О диалектическом и историческом материализме).

Диалектическую концепцию развития таким образом отличает скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому, преемственность и последовательность, а также противоречия как двигатель развития.

В-пятых, познаваемость мира. Нет ничего такого, что не поддавалось бы нашему познанию и теоретическому осмыслению. Всё доступно человеческому мышлению, может быть познано и поставлено на службу человека, а для корректного и достоверного познания необходимо согласовываться с тем, как устроен мир.

Если материя первична, то надо не только истолковывать явления через объективные причины и отталкиваться от объективных законов, но и отталкиваться от самого предмета изучения, а не от голых схем и шаблонов.

Если все связано, то нужно учитывать связи, учитывать условия (а не вырывать вещи и мысли из контекста). Необходим всесторонний и конкретный анализ предмета или ситуации.

Ни одно явление в природе нельзя понять, если взять его в изолированном виде, вне связи с окружающими явлениями, потому что явление в любой области природы превратится в бессмыслицу. Если явления рассматривать вне связи с окружающими условиями, в отрыве от них, но его только можно понять и объяснить, если оно рассматривается в неразрывной связи с окружающими явлениями, в обусловленности от окружающих явлений.

Если все меняется, то нужно смотреть на вещи как на меняющиеся и исторические, нужно вскрывать противоречия и выискивать главное системное противоречие, сущностное качество для раскрытия закона. Знания тоже нужно постоянно совершенствовать и изменять.

Если всё научно познаваемо, то нет непреодолимых преград для постижения действительности и получения достоверных знаний о мире.

Опубликовано 03 дек 2021

https://politsturm.com/mirovoozrenie-dialekticheskogo-materializma

Аватар пользователя fed

Роберт Юсупов,: Сама жизнь общества, его бытие также первично, а его духовная жизнь – вторична, производна. Материальная жизнь общества – объективная реальность, существующая независимо от воли людей, а духовная жизнь общества – отражение этой объективной реальности, отражение бытия.

Ошибочная концепция. Внешнее окружение зависит от внутреннего, от духовной составляющей человека. Сознание определяет бытие, а не наоборот. Бытие влияет на сознание, но не определяет.

Согласно этой концепции, если свинью поместить во дворец, создать ей все условия для жизни, то она станет благородной и чистой, а не превратит дворец в свинарник.

О ложности этой концепции были такие фильмы как Собачье сердце, Оливер Твист. Робинзон Крузо также.

Аватар пользователя fed

Роберт Юсупов: Мы разобрались, что болезни вызывают микробы и вирусы, а не злые духи и проклятия.

Это вторичные причины. Первичные причины всех страданий, в том числе болезней - грехи, отрицательная карма.