Диалогия Первая: Богочеловеческая
- Человек нуждается в спасении
- Согласен
- Но кто может спасти человека?
- Бог!
- Но как спасти человека извне?
- Кто же может спасти его, если не Бог?
- Самчеловек! Сверхчеловек! Ночеловек!
- Но ведь даже СВЕРХНОСАМчеловек тоже будет нуждаться в спасении!
- Так что же - его нельзя спасти ни изнутри, ни извне?
- Без человека спасти человека нельзя!
- Без Бога спасти человека тоже нельзя!
- Нужно чтобы Бог стал человеком!
- Или человек - богом!
- Если человек станет богом это и будет означать, что человек спасён.
- А если Бог станет чолевеком, некому будет спасть человека.
- А почему Бог должен стать человеком и перестать быть Богом?
- Но как это возможно вообще - хоть так, хоть этак?
- Что нуждается в спасении?
- Человек, род человеческий!
- Род! ПРИРОДА!
- Люди, конкретные лица этой природы.
- Значит нужно, чтобы Бог стал лицом человеческой природы.
- Зачем?
- Тогда Бог сможет стать человеком не переставая быть Богом и обожить человеческую природу, соединив её со своей.
- Как это соединив со своей? смешав со своей природой? Это невозможно, ведь Бог изменится, а это невозможно.
- Не смешав, а соединив в своём Лице, неслитно, но и нераздельно.
- Но как, даже если это возможно, остальные люди смогут соединиться с Богом?
- Они должны соединиться с Тем, кто восприимет человеческую природу и обожит её соединением с божественной.
- А у кого Бог возьмёт эту природу? Как можно получить безличную природу? Ведь все люди рождаются личностями и природа существует в личностях.
- Значит Бог должен родиться от человека, но как Божественное Лицо.
- Да разве такое мыслимо???
- Мыслимо ,если мыслить првильно. Ведь личность и природа не тождественны, иначе не было бы множества личностей, либо множество личностей не были бы одинаково человеками.
- И что, Бог как личность может уже будучи Богом по природе стать и Человеком по природе и при этом быть одним и тем же Лицом?
- Да.
- Может быть Богу проще вселиться в великого СВЕРХчеловека, самого умного или доброго или прекрасного? Почему бы ему не руководить таким человеком ,который бы его слушал. И Богу не нужно было бы вочеловечиваться, а человеку обоживаться?
- Но так можно спасти только одного человека, а не род человеческий. Да и то вряд ли, ведь спасти род человеческий значит обожить природу человека, без смешения с божественной.
- А зачем его всё-таки нужно обожить?
- Так ведь Бог сотворил человека по образу своему и подобию Своему!
- Ну тем более - значит человек уже божественнен!
- Тогда что, он не нуждается в спасении?
- Нуждается, ведь мир во зле лежит.
Диалогия вторая: Божественная
Значит, без обожения никак. Ведь человек исказил в себе образ Божий и не достиг полноты подобия Богу, а подобие ему это и есть обожение, ибо подобное подобно по свойствам: человек должен стать как Бог.
- Не это ли предлагал человеку диавол?
- Предлагал стать "как боги". нарушив заповедь Бога. Разве можн остать богами без Бога или против воли Бога.
- И против воли человека тоже нельзя.
- Вот потому и Бог, став человеком, должен иметь две природы и две воли, как части природы, иметь члеовеческую волю и Божественную.
- И два лица?
- Нет - в одном Лице, в одной Ипостаси две природы.
- Как же "избавиться" от человеческого лица и воспринять только человеческую природу в эту "ипостась" Бога?
- Родиться как человек, но и не как человек - а как Бог.
- Но как рождает Бог?
- От Бога. Бог рождается от Бога.
- Это ещё что за фокусы? Бог один, Бог един.
- Да. Бог един. Как природа. Один как сущность, как естество единичен.
- И как Личность тоже, разве нет?
- Как же личность может быть одна, от кого она будет отличаться?
- А зачем отличаться?
- Так ведь личность отличается по определению слова "личность". У тебя твоё лицо, точнее ты - это лицо, и я - лицо. но природа у нас общая.
- Общая, да не одна поколичеству. Я же не думаю твоим умом или не чувствую твоим сердцем. не желаю твоей волем, и ем не твоим ртом!
- Природа, род члеовеческий это состав одинаковый для всех людей. Природа одна, но существует в лицах. Так же и Бог. Точнее это люди лишь отдалённо так же, как Бог, потому что они ещё к тому же и падшие.
- Но ведь тогда будет много богов, а не один Бог. Много личностей - много богов.
- Ипостасей много, а божество одно в них. И поскольку Бог есть дух его природа неделима, проста, она не отделяется ипостасями на множество.
- Ну хорошо, а сколько ипостасей? Много - это сколько?
- Одной личности быть не может. Может быть две. Но две личности это несовершенно, это как если бы Бог был разделён на два .
- А если их будет три, не будет разделения на три что ли?
- если их три, то это значит они и различены и нераздлены. Три число и множество и единство содержит, а единица только единство, и двойка только множество.
- Так что ипостасей - Три? Бог триипостасен?
- Да. Бог рождает Бога, без отделения Бог Отец рождает Бога Сына.
- Рождает как женщина дитя?
- И да и нет. Рождает ка кженщина, поскольку от Отца Сын имеет ту же сущность, что имеет и Отец. и Отец сам есть Отец только предвечно рождая Сына, единосущного ему. Но рождает не как женщина, ибо не рождает в соитии.
- Так а разве третья ипостась не Бог Мать? и почему рождает Бог Отец, а не Бог Мать от Бога Отца?
- Потмоу что в Боге нет матери. Бог отец есть родитель без матери. Ведь Бог не человек. Он рождает иначе.
- А кто тогда третий Бог
- Третья Ипостась Бога. Это Сила Божия, Дух Божий. Ведь Отец рождает Сына и именно в рождении Отец сам становится Отцом т.е. Ипостасью. Сын это начало ипостасности в Боге, как Отец начало сущностности. Третья ипостась это начало движения Бога начало энергийности Бога.
- Т.е. Отец - это сущность Бога
Сын - ипостась, а Сила или Дух Божий - это энергия?
- Нет, не так.
- Так ты сказал так.
- Не так. И Отец и Сыни Дух ипостаси, а не только Сын ипостась, хотя Он начало ипостасности; Отец - начало сущностности, ибо отНего рождается Сын и исходит Дух, от Него две другие ипостаси получают причастие полное единосущие с Ним. Дух же начало третье есть начало Живоначальное, Бог Личный и Живой это Отец, Сын и Святой Дух. Если бы Бог был только монадой без Сына и дух, Он был бы безличной мёртвой сущностью.
- Это был бы не Бог, а диавол!
- Так и есть. Такому "богу" поклоняются многие.
- Но не поклонимся ли мы трём богам поклонясь трём ипостасям?
- Мы поклоняемся единому Богу как сущности в Трёх Лицх существующему, который есть одно сердце, один ум и одна воля. Лица не разделяют сущность на части, у Сына не отдельный ум или воля, у Отца не своя личная воля или сердце, Дух не сам себе на уме и не своеволен. Одна природа и всё одно, и сила, энергия одна, но Лиц - Трое.
- А кто их них Троих может вочеловечиться?
Диалогия третья: Богородичная
- Чтобы вочеловечиться нужно родиться человеком, т.е. вообще нужно родиться. А рождается Сын. Сын должен родиться как человек, родиться от человека, но как Бог.
- Как родиться от человека как Бог?
- От земной матери, человека рождает мать.
- Но от земного отца!
- Так рождается обычный человек, а не вочеловечившийся Бог.
- Как же земная мать родит как человека Бога? Это уму непостижимо!!
- Эта Мать должна быть Девой, от которой Бог воспримет члеовеческую природу и станет её носителем как лицо.
- Что это значит?
- Человеческая природа будет олицетворена Ипостасью Бога и соединена с божественной природой.
- Да разве дева может родить без семени мужа и тем более остаться девой в зачатии и рождении?
- Если зачинается человек от земного отца, то нет. Ведь мы и не говорим об обыном рождении обычного земнго члеовека, но о рождении вочеловечившегося Бога.
- Как же эта Дева сможет зачать?
- Силой Божией, ибо Бог сотворил человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни и стал челоек душою живою. От Духа Божия и девственных кровей образуется плоть в утробе Девы-Матери. Такожде Духом был образован из праха земного земнородный человек.
- Так что Дух Божий это отец вочеловечившегося Бога.
- Нет. у Сына Божия Отец небесный а у природы члеовеческой Сына божия нет земного отца, только земная Мать. Только Отец по Божеству и только Мать по человечеству.
- И кто же из дев сможет стать такой Богородицей? Как Бог выберет её?
- Как человек труждается и отбирает лучшее на земле своей, н котрой труждается, такожде и Бог изберёт из рода члеовеческого ту ветвь, которая даст нужный плод в своё время. Взрастит Господь отроковицу, которая всем сердцем и всею жизнью своей будет посвящена Богу. И от неё вочеловечится Бог, за что станет Она почитаема во всех народах и во все времена и вознесёт Её Сын Её выше ангелов небесных, выше херувимов и серафимов.
- Что же она станет прямо богиней?
- Мы все призваны стать богами, разве ты забыл, что человек призван к подобию Божию и к причастию к естеству своего Создателя. И это неприведёт смешению Творца и твари, ибо силой Божией обоживается челоек, но не сущностью Его несообщимой и неприступной.
- Так Сын вочеловечился от Девы Матери?
- Да. Сын Божий, будучи Богом, родился от человека, от Девы и стал Богочеловеком, без смешения природ божественной и человеческой, но в единстве лица. И так была обожена человеческая природа. Спасение стало возможным, через причастие к Богочеловеку в Теле Его - в Церкви, Глава которой сам Сын Божий, а сердце - Богоматерь, родившая Его.
- Значит мы спасены, и теперь всё хорошо?
- Мы получили возможность спасения. Но как реализовать эту возможность, это уже другая история
Комментарии
Сатирологические вопросы:
1. Если божественных лиц много (три), а природа их одна, то чем это представление отличается от стандартного язычества, скажем античного? Ведь и у них - пророда Бога одна, но инаковений (лиц) этой природы много - Зевс, Афродита, Гера и т.д.
2. Почему Бог "родил" Сына, а скажем, не Дочь? Если у Вас все логически гладко, должно и этому быть объяснение. Или другой вопрос, почему Бог-отец, а не Бог-Мать?
3. Насчет того, что Бог вочеловечивается, чтобы спасти людей - в таком представлении видится бессилие Бога в отношении своего создания. А со стороны человека думать так - означает порочить Бога, как если бы Бог мог так себя унизить и искаверкать и ради кого? Воистину, гордость человека не знает границ! Человек - не центр мира, не "пуп" Вселенной, а "букашка" на затерянной планете Земля. С этим надо смириться. Богу до нас нет никакого дела и уж тем более до нашего "спасения".
1. Политеизм это принципиальный иерархизм - ни о какой равночестности богов, их единосущности и соприсносущности (в христианском понятии) нет и речи. Полагаю, не нужно объяснять что Кронос родил Зевса и что Зевса некогда не было.
2. половые признаки первичные и вторичные у Божества отсутсвуют, но поскольку Бог есть дух ,а духовное начало ассоциативно связано таки с мужским родом, то Бог Отей рождает Бога Сына и изводит Святого Духа, а не богиня мать рождает дочь и изводит мировую душу.
3. В таком представлении видится величие Бога, который дал своему творению богоподобную свободу и не нарушает свободы воли своего творения. Если это не понятно, то дальше бессмысленно говорить. Хотя вы несомненно воспроизвели две точки зрения ветхого человека, называемые антропологическим максимализмом и антропологическим минимализмом - я кстати обыгрываю их в диалогиях.
"Воистину, гордость человека не знает границ! Человек — не центр мира, не «пуп» Вселенной, а «букашка» на затерянной планете Земля. С этим надо смириться. Богу до нас нет никакого дела и уж тем более до нашего «спасения»."
я понимаю, что у каждого свой символ веры - лично мне ваш символ очень несимпатичен, но вы свободны его исповедовать, потому что если Бог не вламывается к вам в сердце и в голову, то я тем более не буду этого делать