Локальный интеракционизм. Решение проблемы сознание тело. В.Васильев.

Аватар пользователя sum
Систематизация и связи
Онтология

https://m.youtube.com/watch?v=SbL5CI2qS38

Комментарии

Аватар пользователя sum

 Насколько я понял из видео рассуждения ВВ Васильева таковы. 

   Посылки:
   1. Одно и то же событие может иметь разные причины, может быть реализовано различными способами. 
   2. Человеческий мозг суть событие, и значит, один и тот же мозг может быть образован разными способами. 
   3. В нашей памяти хранится информация, феноменально данная нам, о всех событиях нашей жизни.
   Вывод:
   Два совершенно одинаковых по строению мозга могут иметь разную память, и значит, основанные на ней разные убеждения, и значит, основанные на наших убеждениях - разные действия. Отсюда делается вывод о наличие у нас свободы воли, то есть - нашего выбора, необусловленного строением нашего мозга. 

   Сразу возникает вопрос: если память суть информация, данная нам в феноменальном плане,  имеющая своим субстратом информацию, представленную в мозге, в его (белковых) структурах,  то следовательно, разная память имеет в своей основе структурно различные мозги? Если же мозги - одинаковые, то и память у них должна быть одинаковой, и значит и убеждения, и действия на их основе у тождественных по строению мозгов буду тождественными. Поэтому наши действия полностью обусловлены строением нашего мозга и наша свобода - иллюзия. 

    На мой взгляд, ошибка в рассуждениях ВВ Васильева заключается в следующем.
   Одно и то же событие может иметь различные причины, если только в нем не фиксируются этапы эволюции, приведшие к его образованию. Если же в событиях обязательно имеет место "история" их "создания", то такого рода события не могут быть редуплицированны, тождественно повторены. Потому что такая разная последовательность этапов построений конститутивно присутствует, отражена в их структуре. Но именно к таким "событиям" и относятся наш мозг, если исходить из того, что в нем, исходя из третьей посылки, присутствует память обо всем, что с нами и нашим телом происходило.  
    Отсюда следует, что если в нашем мозге отражаются все этапы его онтогенеза, то для создания идентичного мозга необходимо полностью их повторить, и значит, повторить все причины по которым он стал таким, каков он есть. И значит, мозг, как событие, может быть продублирован только полным дублированием его эволюции. Но мы же предполагали, что событие может быть продублировано разными причинами. Значит, исходя из посылок, мозг не может относиться к такого рода событий. 
    Налицо противоречие. 

     Вывод здесь может быть только один: в мозге может и не отражаться информация об его эволюции. Это будет иметь место, если мы захотим искусственно сконструировать, точную копию какого-то мозга. Мы должны будем наделить её ложной памятью о том, что с ней, с копией, не происходило, но происходило с оригиналом. Только тогда мы добьёмся структурного и информационного тождества между двумя системами. Естественно, что тождественные мозги будут иметь тождественную память, которая у изначального субъекта будет отражать его всамделишную историю его жизни, в то время как у субъекта-копии будет ложная память: он будет помнить то, что с ним не было. 
    Но тем не менее только так можно добиться, одинаковости мозгов. Но тогда будут одинаковыми и убеждения субъектов, которые генерируются этими одинаковыми мозгами. И выборы их будут не различными, но одинаковыми, предсказуемыми. 
    Итак, по моему мнению, концепция ВВ Васильева свободу не спасает

Аватар пользователя Эрц

Отсюда следует, что если в нашем мозге отражаются все этапы его онтогенеза, то для создания идентичного мозга необходимо полностью их повторить, и значит, повторить все причины по которым он стал таким, каков он есть.

И нужен Вам в рассмотрении этот "кусок мяса"? smiley

Тут где-то читал исследования НЕбританских smiley ученых, пришедших к выводу, что конструкция мозга у всех нас, в пределах "среднестатистической", а вот количество СВЯЗЕЙ между нейронами, от особи к особи может варьироваться в пределах пары тройки ПОРЯДКОВ.

Пару идентичных мозгов, спецом конструировать не надо, Природа это уже сделала - близнецы.

А теперь отвяжите ( в своем представлении) сознание от мозгов и гляньте на это под другим углом. Мозги одинаковые, сознания разные (причем весьма).

Вот пара близнецов, которых созданные причины привели к рождению "в здесь и сейчас", т е ПРИЧИНЫ одинаковы. Так же ЭТИ же причины привели к одинаковой ФОРМЕ возникновения этих одинаковых близнецов.

Теперь продолжите (мысленно) эту ПСС цепочку... Чем дальше в будущее, тем больше она будет НЕодинаковой (то же самое можно проделать отмотав цепочку в прошлое, рассмотрев тем самым "рождение", как пересечение ПСС цепочек).

Получается, что любой из близнецов, рождается с УЖЕ имеющимся багажом ПСС (у каждого свой, но весьма похожий). А дальше каждый САМ кует ПСС.

Рассмотрите сознание (НЕ МОСК!smiley) как набор "матриц". Набор "перфокарт", через дырочки которых, сознание рассматривает Мир.

Вот родился ребенок. Сознание берет готовую (с прошлой формы существования) "перфокарту" и начинает заполнять "дырочки" обьективной реальностью (обьектами). Заполнил. То, что отобразилось через "дырочки" - зафиксировалось в виде обьективных нейронных связей в мозгах. А то что в "дырочки" не попало, не зафиксировалось.

Вот. Именно с этого момента, человек имеет свободу выбора: Либо пользоваться этой набитой на перфокарту программой всю жизнь, Либо осознать, что это только "матрица" и там есть что-то еще, что можно рассмотреть (пробив в "перфокарте" свежие дырьяsmiley и завязав новые связи в мозгах). Вопрос свободы выбора - вопрос осознания. Полное осознание, отказ от "матрицы", но для этого нужно ежемоментное осознание...smiley

Аватар пользователя sum

Пару идентичных мозгов, спецом конструировать не надо, Природа это уже сделала - близнецы.

Вы не правы: у близнецов может и похожие, но не абсолютно одинаковые мозги. У Васильева же идет речь именно о мозгах абсолютно одинаковых.

Вот. Именно с этого момента, человек имеет свободу выбора: Либо пользоваться этой набитой на перфокарту программой всю жизнь, Либо осознать, что это только "матрица" и там есть что-то еще, что можно рассмотреть (пробив в "перфокарте" свежие дырьяsmiley и завязав новые связи в мозгах). Вопрос свободы выбора - вопрос осознания. Полное осознание, отказ от "матрицы", но для этого нужно ежемоментное осознание...smiley

Здесь я мало чего понял ,кроме одного: вы сторонник взгляда на субстаниальную независимость сознания от мозга. Пусть так, но вам придется как-то решить пресловутую ПСИХО-ФИЗИЧЕСКУЮ ПРОБЛЕМУ. На сколько мне известно, удовлетворительного решения ее пока нет. 

Аватар пользователя kto

Локальный интеракционизм предполагает связь между локальной структурой тела человека (физическим) и сознанием человека (ментальным). Локальная структура тела человека это местная молекулярная структура тела человека. Это значит, что физическая структура человека бывает общая, а бывает местная.

Общая структура тела человека это геном, а локальная структура тела человека это ген. Таким образом Васильев предполагает связь между геном (физическим) и сознанием (ментальным).

Аватар пользователя sum

Нет, не так. Локальный интеракционизм Васильева, насколько я понял, это воздействие сознание на тело вне учета физической замкнутости мозга, а потому не детерминируемая физическими процессами в отдельном мозге. Васильев физический детерминизм признает только для мироздания в его целом, и потому сознание у него играет роль посредника между бытием, как физическим целым и его отдельной частью - конкретным мозгом.

   Пусть так, но он выдвигает кроме этого еще аргумент, согласного которому два совершенно одинаковых мозга могут вести себя по-разному. Когда в апреле это года после презентации своей книжки в ВШЭ я спросил его, могут ли сознания двух абсолютно одинаковых мозгов иметь различные смыслы, от дал утвердительный ответ. Я не успел у него поинтересоваться, отличаются ли конкретные материальные носители в этих мозгах, отвечающие за эти разные смыслы? Если эти носители отличаются друг от друга, то как это возможно у двух, отличающихся только нумерически, мозгов, а если не отличаются, то каким образом два физически совершенно одинаковых образования имеют разные, - пусть и нефизические, но зависимые от физических, - свойства? 

Еще раз повторю, на мой взгляд, ошибка Васильева заключается в том, что он полагает, что ВСЕ события - а мозг он относит к событиям - могут иметь разные причины. Однако это не так. есть события, которые не могут иметь своим появлением разные причины. Это события, у которых имеется элемент в котором отражается вся РЕАЛЬНАЯ история их образования. Для их копирования необходимо пройти ВСЕ этапы изменений, которые прошел оригинал, то есть повторить ВСЮ последовательность причин, порождающих событие-оригинал. В случае любого изменения этих причин, это тотчас отразится на элементе события, в котором записывается его история, и значит ,копия уже не будет тождественна оригиналу. 

Но Васильев, утверждая, что в мозге записывается вся история его онтогенеза, относит мозг именно к событиям такого рода. Если согласиться с этим, то следовательно, только воспроизводством ВСЕЙ истории изменения можно получить копию мозга, тождественную оригиналу.

Но на каком основании Васильев решил ,что мозг относится именно к такого рода событиям? То, что у него имеется память о всех своих прошлых состояниях? Да, это так. Но что нам мешает воспроизвести точно такой же мозг, с точно такой же памятью, но полученной ИСКУССТВЕННО, без реального прохождения всех этапов индивидуальной эволюции? Я полагаю - ничего. Но в этом случае у мозга-копии, а значит, и у сознания, им генерируемого, будет ЛОЖНАЯ память о его реальной эволюции. Ну и что? Но воспроизведение копии, тождественной оригиналу, возможно только так. 

Значит ,если мы имеем два тождественных мозга, один естественный, а другой сконструированный, - и только в этом случае можно утверждать, что причины их появления различны, - то можно утверждать, что в мозге-копии, и в его сознании, хотя и содержится память, идентичная оригиналу, но она - ЛОЖНАЯ память о его "жизни". Ложная, но тождественная оригиналу, и значит, обладающая теми же самыми убеждениями, и что самое важно - на ее основе  "результаты  выборов" сознания-копии будут теми же ,что и у сознания оригинала. 

 Выходит, что вопреки утверждениям Васильева, никакой свободы выбора, вне зависимости от физического состояния мозга не существует.

 

Аватар пользователя kto

Вы приписываете сознание мозгу, а Васильев локальной структуре мозга. Этой локальной структурой является ген.

Аватар пользователя Дмитрий

...вам придется как-то решить пресловутую ПСИХО-ФИЗИЧЕСКУЮ ПРОБЛЕМУ. На сколько мне известно, удовлетворительного решения ее пока нет. 

...и не будет. Что такого должно произойти, чтобы это решение было найдено?

Конечно, Васильев говорит какую-то ерунду о том, что мозги якобы одинаковые, а сознание разное. Мозги у всех очень разные - можно на этот счет послушать Савельева - он, конечно, странные вещи иногда говорит, но иногда бывает очень любопытно.

По поводу псих-физ. проблемы - почему надо обязательно полагать существование какой-то причинно-следственной связи между мозгом и сознанием? Физический электрический импульс в мозгах есть причина мысли в психике? Когда мы так говорим, мы как бы ставим в один ряд физическое и психическое и говорим, что одно влияет на другое, а если это не рядоположные вещи? Может, как-то так: электрический импульс в физике есть мысль в психике? 

Аватар пользователя sum

электрический импульс в физике есть мысль в психике? 

Это - атрибутивный параллелизм, то есть спинозизм или панпсихизм. Из современных философов на этй позиции находится Чалмерс со своими протоквали.

Но, как я уже писал, и там много непонятностей:

Мы знаем только квалиа, как состояния конкретной экзистенции. Если они - протоквалиа безличны, то как становятся состояниями личности-существования, а если уже личностны, то как из нескольких личностей образуется одна? Чалмерс договаривается до того, что присваивает сознание-существование такой метаструктуре ,как лди ,собравшиеся на лекцию в зале. Еще чуть-чуть и дойдет до "духа нации"((

Аватар пользователя kto

Конечно, Васильев говорит какую-то ерунду о том, что мозги якобы одинаковые, а сознание разное. 

Вам кажется, что это ерунда, потому что Васильев говорит, что сознание находится не в мозге, а в локальной структуре мозга.

Аватар пользователя sum

Васильев говорит, что сознание находится не в мозге, а в локальной структуре мозга.

Вы не правы ,Васильев этого не говорит. Читайте его книжки, или смотрите и слушайте его лекции.  

Аватар пользователя kto

Как же не говорит. Он утверждает, что мозги одинаковые. а сознание разное.