Переход к ЕДИНОЙ КВАНТОВОЙ ТЕОРИИ природы потребует изменений и в фундаментальных единицах измерения в физике естествознания, изменений понятий в математике и других сферах науки. И сразу же здесь необходимо сделать некоторые пояснения о фазах развития предполагаемых научных величин и будущих категорий. Вспомним о том, как начинал исследование БЕСКОНЕЧНОСТИ Гегель. А начиналось все с 2/7, с абстрактной, несовершенной формы отношения. И только к концу исследования удалось прийти к форме внутренней завершенности отношения в форме степенного отношения, определенность которого можно назвать ЗАКОНОМ.
Так обстоит дело и с категорией ПОЛЯРНОСТИ, идею которой подал Гегель в предисловии ко второму изданию «Науки логики». Гегель подчеркивает важность того обстоятельства, что в физике отошли от формы абстракции, от тождества, которое сообщает, например СИЛЕ, некую самостоятельность. Вместо этого была выделена другая форма определения – форма различия в виде ПОЛЯРНОСТИ. Но судьба распорядилась так, что Гегель вскоре умирает, а сама идея использования категории ПОЛЯРНОСТИ в науке также «умирает» вслед за автором.
Мысль о ПОЛЯРНОСТИ бытия как противоположности двух сил или свойств, находящихся во взаимном отношении, приобрела широкую известность с развитием промышленности и науки. Но, по словам Гегеля, то, что известно, не значит, что познано. Поэтому одной из главных целей настоящей работы будет последовательная разработка роли категории ПОЛЯРНОСТИ в математике и ПОЛЯРНОСТИ как новой формы СИЛЫ и других величин в физике естествознания. Также представляет интерес отношение научного сообщества к естественнонаучным и математическим исследованиям Гегеля.
Математика или диалектика
В послесловии к «Философии природы» (ЭФН, т. 2, М., 1975) в критических тонах говорится, что принципы гегелевского анализа естественнонаучного знания «особенно очевидны в его рассмотрении истории дифференциального исчисления. Для Гегеля внутри самой математики метод дифференциального исчисления не может быть обоснован, ибо в математике вообще не может быть найден переход от конечных величин к бесконечным, от элементарной математики к высшей. Такой переход является делом логики и может быть найден лишь в рамках гегелевской спекулятивной логики» (ЭФН, т.2, с. 611).
Далее обсуждается еще ряд положений Гегеля и делается вывод о том, что в истолковании мыслителя история дифференциального исчисления (ДИ) начинается с неосознанного обоснования его как кунштюков и завершается осознанием искусственности и произвольности вводимых в нем операций. А тот факт, что в истории дифференциального исчисления имели место различные подходы к его обоснованию, прошел мимо внимания Гегеля.
Итак, в данном обсуждении истории ДИ первенство исследования отдается математике. Ранее (продолжение – 3) уже отмечалось, что Нобелевский лауреат Стивен Вайнберг в свое время заявлял, что не видит в профессиональной философии никакой пользы. А другой Нобелевский лауреат Бертран Рассел считал, что сущность является бестолковым, лишенным точности понятием, которое никак не укладывается в язык математики. Рассел также полагал, что почти все учение Гегеля ложно. Однако как профессионального математика Рассела волновала тема «переменных величин». Что такое «переменная» в математике вообще? По этому поводу Рассел говорил, что это одно из самых трудных для понимания понятий, но решение трудностей ученый видел только в математических методах.
Для полноты картины проследим судьбу физико-математической теории в СССР в рамках интересующей в настоящей работе области. За отправную точку исследования возьмем статью «В.А. Стеклов – человек, ученый, организатор советской науки», напечатанную во втором номере журнала «Наука и жизнь» за 1975 год. Ученый характеризуется как продолжатель традиций петербургской математической школы, создатель первой в стране школы математической физики. Взгляды ученого особенно четко выражены в его книге «Математика и ее значение для человечества» (1920).
Говоря о задачах своего труда, он писал: «…Именно математика всегда являлась и является источником философии, <….> она создала философию и может быть названа «матерью философии» (с. 73).
Что касается логики, то автор книги отмечает: «При помощи логики никто ничего не открывает; силлогизм может только приводить других к признанию той или другой уже заранее известной истины, но как орудие изобретения бессилен. <…> В изобретении чуть ли не каждого шага доказательства играет роль не логика, а интуиция, которая идет поверх всякой логики» (с. 73).
Принятие на таких принципах программы развития в области естествознания и математики и послужило причиной дальнейшего разрыва «двух культур». Отсутствие понимания роли философии в науке привело к упадку данной культуры. Философия, за исключением названия, исчезла, а дельные умы обратились к другим практическим и теоретическим занятиям. Но необходимо признать и тот факт, что принятая программа так и не разрешила кризиса, отмеченного еще Гегелем, в самой математике.
О модернизации путем сближения Высшей математики и Высшей логики
В РФ действуют Совет по модернизации и инновационной политике при президенте и Совет по науке при Минобрнауки. Оба они наделены такими полномочиями, как организация экспертных работ в научной сфере. К чему здесь упоминание об экспертизе? Попробуем объяснить сложившуюся ситуацию.
Разрыв «двух культур» неизбежно привел и к их «кризису» и «болезни». Со стороны физики и математики как представителей естественнонаучной культуры «инвалидность» заключается в том, что при наличии физико-математического ЯЗЫКА здесь отсутствует «слух» и «зрение». Получив образование на языке Ньютона, выпускник ВУЗа не «видит» и не «слышит» ДИАЛЕКТИКУ современных научных технологий, становится «профнепригодным» и находится в состоянии «принципа неопределенности» Гейзенберга. У самой же диалектики как представительницы гуманитарной культуры «инвалидность» проявляется в виде «немоты». Язык диалектики Гегеля постепенно был утрачен в результате отсутствия его применения на практике и господства в науке физико-математического языка.
В свете модернизации науки и образования хочется обратить внимание экспертных советов на то, что на начальном этапе модернизации в области сближения Высшей математики и Высшей логики необходима независимая экспертиза – экспертиза ПОЛЯРНОСТИ как новой формы СИЛЫ в физике.
Собственное расследование
В Продолжении – 7 признаки кризиса в математике уже были отмечены тем, что по замечанию Гегеля математика обращается со своими бесконечными величинами как с конечными определенными количествами и хочет применять к первым те же приемы, которые применяются к последним. Эти математические приемы и привели, в конечном счете, к началу разрыва «двух культур», к разрыву ЕДИНСТВА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ. На одной стороне культура конечного, математического, на другой – культура бесконечного, философского. А так как порознь противоположности лишены смысла, то преодоление разрыва «двух культур» видится путем внедрения в науку полярной формы фундаментальных единиц, путем внедрения ПОЛЯРНОСТИ как всеобщего закона природы.
(Продолжение следует.)
Комментарии
Физика - наука, изучающая состояние и взаимодействие предметов.
Математика - наука, моделирующая состояние и взаимодействие объектов с помощью знаков, символов и других условных обозначений.
Чтобы луше понять суть математики нужно использовать логику существования объекта. В данном случае это история возникновения и развития арифметики, алгебры, Диф. и Инт. исчеслений и т.д.
Буду рад, если чем-то помог, хотя меня и не просили. Извините.
Извините. Но ....
Математика - это язык физики, язык отношений мира материи и только.
Интересно. Как и какие "кризисы" возможны в языке?
лк-vm спасибо.
лк-vm спасибо.
Леонид пишет: - "по замечанию Гегеля математика обращается со своими бесконечными величинами как с конечными определенными количествами и "
Как учили меня профессора, академики, замечательные специалисты в математике, физике, динамике машин, упругости,теории колебаний, и особенно в теории вероятности, бесконечность с их точки зрения, и даже не по определению, а что гораздо важнее, по употреблению, использованию это не число, а такое количество, что оно больше всякого количества, которое можно оценить.
Я часто использовал свойства бесконечности в работах по НКФилософии. Но нигде не встречал понятия или сути или философии (познания) термина "бесконечность".
Спасибо, Вы подняли интересный вопрос и даже, я бы сказал, сделали вызов "современным" философам.
Я попробую тоже (может что-нибудь рожу, как в том анекдоте)
С уважением.
Линейка и часы.
Если мнить бесконечное как измеряемое линейкой - это "дурная" бесконечность. То же с мнимой вечностью, измеряемой часами.
Наш Мир составлен из объектов. Освоенное пространство-время представлено объектами как ориентирами. Но есть мир объектов, недоступных восприятию, объектов, не преобразуемых нами в ориентиры... Следовательно, там нет ничего и того, что определяет наше пространство-время: верха, низа, сторон, точек, линий... и так далее. Словом, там иное пространство-время, не то что наше.
Бесконечна ли Вселенная? По ориентирам-галактикам - конечна, по "тёмной энергии" - ничего сказать нельзя. Нет у неё начала и конца, центра и периферии... Не подходят к ней наши инструменты: линейка и часы.
Так выходит по гегелевской логике.