Образ эпистемы в человеческом сознании

Аватар пользователя kroopkin
Систематизация и связи
Термины: 
Термины: 
Термины: 

Рассмотрим как эпистема [1] представляется в сознании человека, образуя его содержимое как результат социализации [2]. Человек в своей жизни и деятельности вынужден постоянно решать разного рода проблемы. Хорошим подспорьем в поиске действий, адекватно отвечающих на различные вызовы человеку со стороны внешнего и внутреннего миров, являются знания, накопленные человечеством, которые представляют собой разного рода обобщения предыдущего опыта решения проблем. В эпистеме можно выделить следующие «слои»: (1) научные знания [3], (2) метафизические дедуктивные комплексы (МДК), прочие знания. Прочие знания можно расщепить на (3) прилегающие к МДК менее структуированные метафизические концепции, частью которых являются религиозные своды, на (4) эмпирические знания, которые пока еще не включены в научный и/или метафизический оборот, и, наконец, на (5) обыденные практические знания, результирующие повседневную практику человека.

Наличие критерия истинности (соответствие опыту) и строгого внешнего референса обеспечивают унификацию научного поля смыслов. Возникающие на «переднем крае науки» альтернативные концепции со временем тяготеют к преобразованию в какую-то единую теорию, служащую основанием для дальнейшего продвижения научного знания «вперед». Так же единое поле смыслов получается в результате повседневной практики человечества, основанием чего являются существование строгих внешних референсов у мира вещей. Единство повседневного поля смыслов закрепляется и обогащается языком, выбранным для коммуникации и координации своих действий социумом, к которому принадлежит человек.

По видимому именно единственность поля смыслов в слоях (1) и (5), определенных выше, явилась основанием для возникновения и поддержания универсального системного мета-рассказа, в соответствии с которым каждый человек ожидает наличие единого смыслового поля для всех людей и в слоях (2), (3) и (4). Однако, социальный опыт показывает, что, по всей видимости, это не так [4]. Действительно, ограниченность человеческого сознания дает ему в качестве освоенного знания лишь какие-то фрагменты эпистемы. Далее со стороны человека следует усилие по приведению этих кусков в целостную систему, в результате чего каждый индивид производит свой метафизический дедуктивный комплекс (слой 2), который вместе с прочей информацией структуируется в какой-то вариант мировоззренческой концепции (слой 3) [5]. Естественно, что при проведении данной работы каждый человек использует имеющиеся в эпистеме образцы-заготовки – готовые варианты концепций 2-го и 3-го слоев. Как правило данные заготовки поступают к человеку в процессе его социализации, то есть фактически тиражируются в его сознание родителями или наиболее авторитеным учителем. Однако со временем у человека могут накапливаться мировоззренческие несоответствия с его жизненным опытом, что может привести к ревизии человеком своей метафизики и даже к полной смене базовой метафизической концепции.

--------------------------------------------------------------------------------

[1] Эпистема (греч. episteme - знание) - набор всех текстов, заключающих в себе знания человечества.

[2] «Социализация - (от лат. socialis - общественный) - совокупность взаимосвязанных процессов усвоения и воспроизводства индивидом необходимого и достаточного для полноценного включения в общественную жизнь социокультурного опыта...» (Социализация // Социология: Энциклопедия. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 1312 с.)

[3] Напомню, что под наукой я понимаю теории, которые могут быть «сфальсифицированы».

[4] Заметим, что в истории человечества следующая из данного универсального системного мета-рассказа идея наличия единого общего «правильного» мировоззрения с завидной регулярностью ложилась в основу различных политических течений. Некоторые подобные политические движения после своей победы даже устраивали репрессии, пытаясь претворить в жизнь идею единого мировоззрения для всего общества. Но все подобные практики со временем потерпели фиаско. Именно регулярный крах подобных унификационно-мировоззренческих попыток дает основания считать, что неединственность смысловых полей для метафизики – это скорее правило, чем временное состояние текущего несовершенства.

[5] Необходимость «выхода в метафизику» для приведения мировоззрения в какой-то внутренний порядок, причем даже выхода за пределы МДК, по всей видимости обусловлена эпистемологической закономерностью, частным случаем которой является теорема Гёделя, доказанная для арифметики.