Следует говорить о теории современной физики (ТСФ) и о теории относительности (СТО, ОТО).
Этот кризис – кризис основ физики, это кризис философской основы физики.
Современная физика находится под эгидой, контролем и управлением идеализма, философии идеализма. Школа «физического» идеализма правит и рулит современной физикой. Идеализм стал философской основой физики в начале XX века и это связано с кризисом естествознания и физики, возникшим в конце XIX века. Тот кризис получил название «материя исчезла».
Физика того периода отошла от идей стихийного материализма, но не пришла к идеям диалектического материализма, а свихнулась в идеализм. Создание теории относительности и квантовой механики вопрос о кризисе физики отодвинуло в сторону, но не разрешило его. Отличительная черта идеализма – анти-материализм. Современный кризис в физике есть просто продолжение того кризиса, кризиса конца XIX и начала XX вв.
Физика позиционируется как главная наука о природе. Но природа по своей сути материальна и диалектична.
Природа материальна – это значит, что все тела в природе материальны, а это в свою очередь означает, что в основе всех материальных тел лежит, в конечном счёте, материя. В «конечном счёте» означает, что процесс деления (дробления) материальных тел на части не может быть бесконечным. На каком-то конечном шаге он должен завершиться. В результате этого деления, мы должны прийти к наименьшей материальной частице, далее не делимой, не дробимой.
Природа диалектична – это значит, что все материальные тела в природе находятся в постоянном изменении, движении.
Вот единственно правильное изначальное понимание ПРИРОДЫ. Материальность и диалектичность природы по сути дела означают, что философией природы является диалектический материализм.
Изучение философии диалектического материализма равнозначно признанию философии природы, и следованию по пути истины.
Изучение идеалистической философии равнозначно отрицанию философии природы и следованию по пути лжи.
Вот реальность. Сегодня в ВУЗах страны преподаётся ложная идеалистическая философия. Сегодня буржуазная система образования РФ готовит из студентов и молодёжи философствующих недорослей, болванчиков, импотентов, быдло, неучей, людей приверженных идеалистической лжи и другим формам лжи (религиозной, восторженно-хвалебной о преимуществах буржуазного строя, агрессивной анти-материалистической и пр. и пр.). Сегодня выпускник ВУЗа не знает, что такое диалектика, – мозги засраны идеализмом до предела. Обманутыми людьми легче манипулировать – вот главное кредо буржуазии, буржуазной власти. Обманутым и оболваненным в ВУЗах людям (буржуазными философией, социологией, историей, другими общественными науками) труднее будет после ВУЗа прийти к истине, к истинному пониманию вещей в природе и в обществе.
Философия идеализма – это философия буржуазии.
Диалектико-материалистическая философия – это философия пролетариата, рабочего, класса, трудового крестьянства, трудовой интеллигенции, всех трудящихся, прогрессивных слоёв общества.
Это две противостоящие, противоположные друг другу, несовместимые, непересекающиеся философии. Там где имеет место идеалистическая философия, там нет диалектико-материалистической философии. И, наоборот, там где имеет место диалектико-материалистическая философия там нет места идеалистической философии. Сегодня философия диамата изгнана из стен ВУЗов страны. Сегодня в ВУЗах РФ преподаётся идеалистическая буржуазная философия.
Философия – это партийная наука. Идеалистическая философия отражает интересы и служит интересам класса буржуазии. Диалектико-материалистическая философия служит интересам пролетариата, рабочего класса, трудового народа.
Так как философией природы является диалектический материализм, то в этом смысле природа партийна. Партией природы является диалектический материализм.
Физика изучает природу. Философия незримо, присутствует в физике. Какая философия занимает лидирующие позиции в физике, такова и физика. В настоящее время физика находится всецело под колпаком «Мюллера», под властью «физического» идеализма, под контролем философии идеализма, поэтому современная физика есть идеалистическая партийная физика.
Современная физика является идеалистической по существу теорией. Современная физика не является наукой. Это в первую очередь относится к теоретической физике. Практическая, инженерная физика, экспериментальная физика напрямую контактирует с природой, стоит ближе к природе, чем теоретическая физика, и волей неволей приходится с этим считаться, считаться с природой. Природа стоит перед лицом экспериментальной физики. Но теоретическая физика не может дать удовлетворительного объяснения такого самого архи-важного и главного элемента природы, как материя.
Материя является основой, сущностью и единственной субстанцией природы. Основа природы. Основой физики является физическая величина. Правильным, верным и адекватным отражением природы и её главного элемента, материи, в физике, в её понятийном аппарате может быть только представление материи в виде основной физической величины.
Критерий того, под влиянием какой философии находится современная физика, очень прост. Достаточно бросить беглый взгляд на основы физики, посмотреть список основных физических величин (ОФВ) и уточнить находится ли материя в этом списке или нет.
Если материя находится, присутствует в списке ОФВ, то это означает, что философия диалектического материализма занимает ведущие позиции в физике.
Если этого нет, то современная физика находится под эгидой и контролем философии идеализма.
Смотрим список ОФВ, в этом списке находятся длина, масса, время, сила тока, термодинамическая температура, количество вещества, сила света. Всё, – семь величин и материи в этом списке нет. Совершенно понятно, что современная физика находится в плену философии идеализма и является идеалистической физикой.
Вот объективная оценка того обстоятельства, какова современная физика в своей основе, – материалистическая или идеалистическая. Современная физика однозначно идеалистическая физика.
Материи в основе физики, в её понятийном аппарате в качестве основной физической величины нет.
И совсем неважно, что нам при этом будут говорить сами физики. Даже если физики будут мамой клясться и говорить всем окружающим, что они являются ярыми противниками всякой и всяческой философии, что в физике нет никакой философии, что сами физики занимаются только чистой наукой, не в коей мере не запятнанной и не скомпрометированной порочными связями с какой-либо философией, верить этим заявлениям ни в коем случае нельзя.
Вот как поносит философию и материю ведущий физик на пространстве рунет, некто под ником Munin, староста (капо, надзиратель) по сайту dxdy.ru. Приведём несколько его крылатых изречений в этой связи, по этому поводу:
1). «Философия - это такая религия, не менее глупая и вредная, чем какое-нибудь христианство, и не менее липкая к человеческим мозгам. Кто от неё уберёгся - тот может заниматься серьёзным делом. Кто не уберёгся - тот обречён вечно вязнуть в пустой болтовне, одновременно пыжась от собственной важности» [http://dxdy.ru/post907734.html#p907734 - это ссылка на его высказывание].
2). «Мне по барабану "определение понятия материя". Наплевать в физике на это определение, понимаете? Физика - не философия, и занимается делом, а не болтовнёй о словах» [http://dxdy.ru/topic90155-75.html ].
3). «Повторяю, в физике даже понятия такого "материя" не используется. Если очень хочется пофилософствовать, то в физике где-то в предисловиях написано, что "материя - это вещество и поля". В современной квантовой физике - даже ещё сильнее, "материя - это поля"» [http://dxdy.ru/topic93710-975.html].
--------------
Это нечто невероятное, неповторимое, невразумляемое, невообразимое. Два в одном (Munin): и философская (поносит философию) проститутка и физическая (поносит материю – основу природы) проститутка. Что-то случилось с современной физикой – нечто из ряда вон выходящее. Ведь философия нерасторжима с природой и значит с физикой, философия сидит в нашем физическом сознании, а этот господин её поносит последними словами. Ведь материя является основой природы и должна быть основой физики, а этот господин её оплёвывает, как верблюд, поносит её.
Вот каков портрет современного настоящего физика. И мы ему после всего этого представления должны верить, что он занимается чистой наукой физикой и транзитом через бюджет мы должны ещё перечислять ему деньги. Совсем обнаглел и оборзел этот гад, честное слово. Замудистика какая-то!
Это прекрасный образчик того, как современные физики относятся к философии и к материи. Они отвергают философию, но философия сидит в их мозгах крепко. Причём это философия идеализма, как мы видели выше. Это высказывание прекрасный образчик того, какое место как материя природы отражается в сознании физиков и в самой физике.
Материя всячески изгоняется из физики и из сознания физиков. Материи нет места в основах физики, и это мы уже видели. Это откровение ведущего физика говорит об антиматериалистическом настрое, угаре современных физиков и всей партии современных физиков. А с таким антиматериалистическим угаром и апломбом материю ввести в лоно физики в качестве основной физической величины не представляется возможным.
Сами физики блокируют доступ материи в физику. Сами физики тем самым играют крайне реакционную роль в деле развития и прогресса самой физики. Главная беда современной физики состоит в том, что материя не признана фактически в физике, материя не является основной физической величиной в физике. А вина за это состояние дел, за это отрешение физики от природы, от материи целиком и полностью лежит на всех физиках, на таких глубоко профессиональных физиках, как Munin и К°, на всей физической партии и всей элите современной физики. Вот так обстоят дела в современной физике, в кратком изложении.
Роль реакционеров и мракобесов, реально препятствующих прогрессу и развитию науки, и в первую очередь самой физики, лежит на самих физиках – на академиках, на профессорах, на докторах, на кандидатах, на коллективах редакционных советов и коллегий редакций физических журналов, на ОФН РАН, и на самой РАН, на Президиуме РАН, на Президенте РАН.
Вопрос о материи – это основной вопрос физики. Этот вопрос неправильно решается в современной физике. Есть альтернатива современной идеалистической физике. Это «Теория Природы» (ТП) – новая диалектико-материалистическая физика и космология.
В рамках этой теории, этой физики правильно поставлен и решён основной вопрос физики – вопрос о материи. Этой теории уже семь лет. Это революция в физике. Эта теория известна многим господам физикам и физическим коллективам, группам, редакциям, отдельным физикам, которые перечислены выше. Но вот уже семь лет эти знатные и почтенные господа физики жуют сопли по поводу ТП и никак не могут признать «Теорию Природы», не могут признать её научную ценность и состоятельность. Такова реальность.
ТП сделала мощный революционный прорыв в наших знаниях о природе и её фундаментальных законах, а всей физической партии до лампочки, всей физической братии и камарильи невдомёк. Налицо полнейшая деградация физической школы в РФ. Налицо абсолютная профессиональная некомпетентность компетентных органов физической власти РФ. Налицо физическая импотенция всего физического общества РФ. Налицо саботаж академиками «Теории Природы».
Второй большой ошибкой современной физики и теории относительности (СТО, ОТО) является то обстоятельство, что в основах теории относительности постулируется наличие в природе 4-мерного пространства-времени. Но каких-либо реальных доказательств этого явления физиками не было предоставлено за всё время существования физики.
В «Теории Природы» приводится убедительное доказательство отсутствия в природе пространства, эфира, бога. В силу этого доказательства, в силу того, что пространства в природе нет, а значит нет никакой связи пространства и времени, а значит не существует в природе никакого 4-мерное пространства-времени Эйнштейна-Минковского. Принимая также во внимание отрицательное решение вопроса по материи, мы должны заключить о ложности современной ТО. А ложная теория в свою очередь не может быть научной, согласно критерию научности теории (http://www.proza.ru/2018/01/14/366). Нет никаких сомнений, что современная ТО (СТО, ОТО) – это современная лженаука.
Что касается современной физики, то это просто теория о природе, но это не научная теория. ТСФ также как и ТО не удовлетворяет критерию научности теории (физики).
Напрашивается следующий вывод про три основные причины кризиса в современной физике:
1). Руководство идеалистической философией. Современная физика находится под полным и абсолютным контролем школы «физического» идеализма.
2). Вопрос о материи: вопрос о материи не решён правильным образом. Его правильному решению препятствует «физический» идеализм.
3). Вопрос о пространстве и его связи со временем. За всю историю физики и даже человечества не было получено никаких достоверных доказательств существования пространства в природе. Более того, предположение, что пространство существует в природе, порождает такое множество проблем, что их решение даже природе окажется не под силу. Ведь природа проста, экономна.
14 июня 2019 года.
Юсупов Роберт из Владивостока, свободный исследователь, диалектический материалист, коммунист, автор «Теории Природы»: (http://vixra.org/author/robert_yusupov, https://www.proza.ru/avtor/yusrob), коммунист.
Комментарии
Нет никакого кризиса в физике. Она активно развивается. Изучает микромир и макромир.
Почему нет? Вся физика основана на изучении материи.
Сейчас даже новый термин ввели - темная материя, темная энергия.
Первоэлементы есть во всех серьезных философских системах - монады Лейбница, дхармы в буддизме, дхармин в йоге, атомы Демокрита.
Физике пока до изучения их далеко. Это предмет изучения метафизики.
Что касается изучения философии в наших вузах, то здесь согласен, что нет диалектики, нет целостной философии.
Нет ли здесь типичного "В чужом глазу ...". А не начать ли с самокритики - с основ кризиса учения диалектического материализма? Так было бы в духе диалектики.
--
Вы удалите "бревно" из собственного глаза.
Вот теперь можно читать "Теорию Природы"!
Желаю не скатываться к демагогии!
Это называется: "сапожник без сапог". Разумеется, такому сапожнику веры нет.
Диалектический материализм сам находится в глубоком кризисе. Вы же, рассуждаете о кризисе современной физики с позиций находящегося в кризисе диалектического материализма.
Поэтому предлагаю предварительно решить общий вопрос и пояснить причины кризиса современного диамата. Наметить пути выхода из него. И уже затем, следуя принципам правильного рассуждения, начинать разговор о кризисе современной физики.
--
Господин mp_gratchev!
Умерьте свой пыл!
---------
В Диалектическом материализме нет никакого кризиса! Демагогией не надо заниматься!
Да сейчас школа диамата переживает трудные времена!
Но это не значит, что диамат перестал быть единственно истинной и научной философией. Он таким и остался.
Есть несомненно проблемы в диамате. Они известны нам диалектическим материалистам. Эти проблемы обозначены и решены в "Теории Природы".
Читайте ТП и обрящете!
А с демагогией завязывайте!
"Теория Природы" – это дальнейшее творческое развитие теории и практики диалектического материализма.
-----------------------
"Теория Природы" (ТП) представлена в статьях здесь:
http://vixra.org/author/robert_yusupov - научные статьи,
https://www.proza.ru/avtor/yusrob - научно-популярное изложение.
Школа? Вы понизили академический статус диамата ниже плинтуса до уровня "школы"!
Вспомните ленинские слова. Школьной он называл формальную логику. Диалектика же - это высшая логика. Академическая! Логика с большой буквы.
Как нет кризиса? Почему же тогда "единственно истинную и научную философию" выбросили из вузовских программ. Подрастающему поколению внедряют в мозги ложную философию? От повторения слов "халва", "халва" - слаще во рту не станет.
Равным образом, от повторения слов "единственно истинная", "единственно истинная" - диамат чудесным образом не возникнет в вузовских учебных программах.
Как можно так безответственно прятать голову в песок и отмахиваться от констатации кризиса диалектического материализма?
--
М.П.Грачеву: дык потому и кризис диалектического материализма, что Маркс в своей теории использовал понятие материалистической диалектики, а диамат в марксистскую литературу ввел Г. Плеханов с "подачи" немецкого социолога Иосифа Дицгена в 1887 году. А вот Ленин по поводу теории Маркса так отразил: "В этом классическом положении с замечательной силой и выразительностью подчеркнута та сторона марксизма, которая сплошь и рядом упускается из виду. А, упуская её из виду, мы делаем марксизм односторонним, уродливым, мертвым, мы вынимаем из него душу живую, мы подрываем его коренные теоретические основания - диалектику, учение о всестороннем и полном противоречий историческом развитии: мы подрываем его связь с определенными практическими задачами эпохи, которые могут меняться при каждом повороте истории".
Термин "материалистическая диалектика" у Маркса не встречал. Он пользовался термином диалектический метод".
Виктор, Вы обычно так и сыпите цитатами. А тут вдруг поскромничали и не привели цитату Маркса, содержащую термин "материалистическая диалектика".
«Мой диалектический метод по своей основе, - писал Маркс, - не только отличен от гегелевского, но является его прямой, противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».
Для Вас, Виктор, переформулирую вопрос. В чём причина кризиса современной материалистической диалектики? Как этот кризис преодолеть?
--
М.П.Грачеву: а чего же Вы не привели определение Марксом диалектики и её всеобщих форм движения? На основе чего Маркс и реализовал свои исследования капитализма (см. например, в Предметном указателе в Т.1 и в Т.3 "Капитала" слово "Диалектика"). А по поводу кризиса материалистической диалектики - так нет его. Ибо когда случился мировой финансово-экономический кризис в 2008 году, так многие эксперты и ученые-экономисты сразу "вдруг вспомнили" чего на её основе Маркс отразил в "Капитале". И даже признали Маркса Человеком прошлого тысячелетия. А сейчас, в условиях пандемии коронавируса, в той же России (и не только в ней) озаботились уменьшением её влияния на производственный оборот капитала в общей структуре обращения общественного капитала - диалектическую суть чего Маркс отразил, в частности, в Гл.4 в Т.2 и в Гл.1 в Т.3 "Капитала" (см. на http://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/Kapital2/kapital2-04.html ).
Есть кризис! Точка!
Не просматривается (проверьте ссылку на "Теорию природы" - 404) объективного представления о мире. Грачев пишет "авторитетной является конкурирующая Эфиродинамика Ацюковского". Эфир представляет собой сжимаемый газ, а элементарные частицы — это устойчивые вихри этого газа, хотя в ней отсутствует понимание того, откуда изначально взялся газ. На самом деле физика, как и вся наука погрязла в материи и мыслит однобоким материализмом ... Пришлите ссылку на ТП, обсудим, если вы "независимый от стереотипов"!
"Теория Природы" (ТП) представлена в статьях здесь:
http://vixra.org/author/robert_yusupov - научные статьи,
https://www.proza.ru/avtor/yusrob - научно-популярное изложение.
Основными статьями по ТП следует считать 2 статьи:
Более ранняя статья:
Теория природы (материалистическая физика) https://vixra.org/pdf/1509.0038v1.pdf;
Последняя статья:
Основы диалектико-материалистической физики https://vixra.org/pdf/1808.0103v1.pdf
Вы считаете мир объективным полностью?
Природа - это объективная реальность!
В человеческом обществе действуют и субъективные моменты (желания, вера, законы общества и пр.)!
Вне человеческого общества, вне человека ничего субъективного нет!
Природа первична, человеческое общество вторично!
Я в своей "Теории Природы" веду речь только о природе.
Я не касаюсь проблем человеческого общества, социума - это предмет изучения исторического материализма и других наук об обществе.
Человек и все что в нем объективен, он продукт природы?
Да, человек продукт природы. Да, человек существует объективно.
Но человек – это сложная организация, сложный «механизм», это многофакторная система.
Человек – это материальная система.
Человек – механическая система.
Человек – это живой организм.
Человек – это биологическая система.
Человек – это индивид, наделённый сознанием. А сознание – это свойство высокоорганизованной материи. Сознание – это особое качество человека.
Человек – это член человеческого общества.
Нужна своего рода «Теория Человека», чтоб его познать во всех его проявлениях, со всех его сторон. Но есть множество наук, посвящённых изучению человека.
Есть науки об обществе. Можно говорить о «Теории Общества». Изучением человеческого общества занимается в частности исторический материализм (второй раздел марксистско-ленинской философии, МЛФ).
Есть также «Теория Познания» – это третий раздел марксистко-ленинской философии (МЛФ).
------------
Я не занимаюсь ни «Теорией Человека», ни «Теорией Общества», ни «Теорией Познания». Я не занимаюсь проблемой сознания человека. Нельзя объять необъятное!
Мой круг интересов скромнее – это «Теория Природы». Здесь переплетаются физика, космология, естествознание, диалектический материализм (это первый раздел МЛФ).
Мной разработана «Теория Природы» (ТП) и я представляю её на суд людской.
ТП – это новая диалектико-материалистическая физика и космология.
ТП – это Революция в физике.
ТП – это мощный прорыв в наших знаниях природы и её основных законов.
ТП – это значимая веха на пути научного прогресса.
В рамках ТП решены порядка 40 фундаментальных проблем физики, космологии.
Вот одной из решённых проблем является проблема кризиса современной физики.
Об этом я и веду речь в настоящей статье.
ТП – это дальнейшее творческое развитие теории и практики диалектического материализма.
-----------------------
Для более углублённого изучения ТП я давал ссылки на статьи по ТП.
"Теория Природы" (ТП) представлена в статьях здесь:
http://vixra.org/author/robert_yusupov - научные статьи,
https://www.proza.ru/avtor/yusrob - научно-популярное изложение.
Основными статьями по ТП следует считать 2 статьи:
Более ранняя статья:
Теория природы (материалистическая физика) https://vixra.org/pdf/1509.0038v1.pdf;
Последняя статья:
Основы диалектико-материалистической физики https://vixra.org/pdf/1808.0103v1.pdf
Читайте, знакомьтесь, изучайте. Если есть интерес и вопросы по существу ТП – задавайте. Постараюсь ответить.
На демагогию и бред реагирую соответствующим образом – удаляю.
Я также участвую в работе форума sciteclibrary.ru. Там есть мои темы и мои сообщения.
Вот некоторые ссылки:
http://www.sciteclibrary.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?num=1584651273/72#72
http://www.sciteclibrary.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?num=1532341411/485#485.
С уважением
Юсупов Роберт из Владивостока, свободный исследователь, диалектический материалист, коммунист, враг современной реакции и мракобесия, противник внесения упоминания о боге в Конституцию РФ
PS Тандем Патриарх&Президент стремится прописать бога в Конституции. После этого буржуазная власть на "законном" основании сможет ввести налог на бога, религию, церковь. Платить налоги будет народ России. Вот главная, закулисная цель сил реакции и мракобесия, которых представляет дуэт Патриарх&Президент. Это ещё один пример цинизма от Патриарха Кирилла в упаковке "одобрямс" от Президента и его ближайшего окружения. Патриарх уже проявил свой религиозный цинизм, когда заявил, что «Распространение пандемии коронавируса в мире поможет россиянам ... и подтолкнет их к вере в бога» [https://news.mail.ru/society/41047585/?frommail=1]. Считаю, что каждому надо проявить свой гражданский долг и голосовать против этой драконовской, антинародной поправки в Конституцию.
Мои "детские" вопросы о "объективности" неспроста, они основа фундаментального знания природы и человека, без которого все остальное болтовня, поэтому не будем от него уходить и "растекаться по дереву".
Если вы сказали "человек объективен", значит и сознание объективно? То же самое душа - это объект?
Ну, да. Душа - это объект. Объект - это всё то, на что направлен познавательный интерес человека. Объекты делятся на материальные и идеальные. Душа (религиозный образ) - это идеальный объект. Душа - объект субъективной реальности.
Кентавр (художественный образ) - это объект субъективной реальности. Лошадь под наездником - это материальный объект.
--
Сознание как предмет изучения и в отношении конкретного индивида и в отношении всего общества (общественное сознание, научное сознание, …) это объективная реальность. Существует реально, существует объективно.
Но это так сказать взгляд с внешней стороны.
Мы же когда говорим и изучаем сознание («Теория Познания»), имеем ввиду его внутреннее содержание. А внутреннее содержание сознания – это идеальные образы, это образы внешнего мира, либо комбинации и связи между этими образами, мы имеем ввиду понятия, образованные сознанием, мы имеем в виду обобщения и абстракции.
«Продукция» сознания – это идеальные образы. Эти идеальные образы существуют только в мозгу, в сознании человека. Вне человека, человеческой головы, мозга, во внешнем мире идеальные образы не существуют.
Мы можем говорить о субъективном мире человека, образованном этими идеальными образами и их комбинациями, связями. Субъективный мир человека существует в ограниченном пространстве – в голове человека. Местоположение идеального – это мозг человека.
Идеальное и материальное две стороны реальности. Но первично материальное. Идеальное это продут материального – мозга человека. Вне сознания, вне мозга человека идеальное не существует.
В природе идеальное в «чистом виде», оторванное от сознания человека, от мозга – материального носителя сознания, не существует. То идеальное, что находится в сознании человека, например содержание теорий, мы можем зафиксировать на материальном носителе, таком как книга. Это всё азы диалектического материализма. Читайте и изучайте диамат! Читайте и изучайте ТП, как дальнейшее развитие диамата.
Юсупов Роберт из Владивостока, свободный исследователь, диалектический материалист, коммунист, враг современной реакции и мракобесия, противник внесения упоминания о боге в Конституцию РФ
PS Тандем Патриарх&Президент стремится прописать бога в Конституции. После этого буржуазная власть на "законном" основании сможет ввести налог на бога, религию, церковь. Платить налоги будет народ России. Вот главная, закулисная цель сил реакции и мракобесия, которых представляет дуэт Патриарх&Президент. Это ещё один пример цинизма от Патриарха Кирилла в упаковке "одобрямс" от Президента и его ближайшего окружения. Патриарх уже проявил свой религиозный цинизм, когда заявил, что «Распространение пандемии коронавируса в мире поможет россиянам ... и подтолкнет их к вере в бога» [https://news.mail.ru/society/41047585/?frommail=1]. Считаю, что каждому надо проявить свой гражданский долг и голосовать против этой драконовской, антинародной поправки в Конституцию.
+++++++++++++++++++++
Роберту Юсупову: ну о том как формируется, накапливается и используется людьми различное идеальное в виде соответствующего массива семантической информации, отражено в работе Ю.С. Хохлачева "Метамеметика" (она есть в Яндексе). А о том, как и в какую сторону сегодня развивается современная физика, показано в фильме Д.Кисилева "Коды Курчатова" (он тоже есть в Яндексе).
О том, что сегодня собой представляет физика и как ей следует развиваться, показано в моей "Теории Природы"!
Кто хочет понять как реально устроена природа, Вселенная, кто хочет постигнуть, понять истину об устройстве природы - для тех и предназначена "Теория Природы"!
Юсупов - "Сознание существует реально, существует объективно." Дайте объяснение где физически находится, местоположение?
Во-первых «физически находится» - это выражение применимо только к физическим телам, объектам, предметам. Сознание не является физическим телом и для него не корректно говорить о «физическом нахождении» или местоположении.
Сознание – это порождение материи, это своего рода продут развития материи.
Сознание – это свойство, высокоорганизованной материи. Это свойство мозга человека.
Материя на определённом этапе своего развития, своей эволюции порождает органические вещества, порождает жизнь, порождает простейшие организмы, порождает растительный и животный мир. В процессе эволюции живого, эволюционного развития живых организмов, образуются всё более и более сложные организмы, происходит зарождение млекопитающих, в дальнейшем процессе эволюции живого происходит возникновение высших млекопитающих, приматов и человека.
Человек – это живое существо наделённое интеллектом, разумом, сознанием. Органом сознания является мозг человека. Это общеизвестные истины.
Ещё раз повторю. Мной создана «Теория Природы» - новая диалектико-материалистическая физика и космология. Материя введена в лоно физики в качестве основной физической величины. ТП – это Революция в современной физике. ТП основывается исключительно на философии диалектического материализма. ТП – сама есть дальнейшее творческое развитие теории и практики диалектического материализма. В рамках ТП решены более 40 фундаментальных проблем физики, космологии, естествознания. Решена проблема материи. Решена проблема времени. Решена проблема возникновения и эволюции Вселенной. Понять ТП можно только с платформы истинной и научной философии диалектического материализма. Понять ТП можно только твёрдо придерживаясь диалектико-материалистического мировоззрения и миропонимания. Ни с платформы религиозно-церковной (партия попов) ни с платформы буржуазно-идеалистической философии (партия БИФ), – а это всё ложные основания, ложный фундамент, ложные мировоззрения и миропонимания, – понять «Теорию Природы» невозможно! Если кто собирается понять ТП, то надо ему отказаться от изначальной большой лжи религиозно-церковной или лжи буржуазно-идеалистической философии (БИФ). Для понимания ТП надо отказаться от лжи изначальной и твёрдо стать на платформу истины, на платформу диамата!
=========
ТП напрочь отвергает ложное мировоззрение насаждаемое силами реакции и мракобесия, окопавшимися в окопах партии попов и партии буржуазно-идеалистической философии, в окопах мистиков, изотериков, теософов и прочих шарлатанов.
Юсупов Роберт из Владивостока, свободный исследователь, диалектический материалист, коммунист, враг современной реакции и мракобесия, противник внесения упоминания о боге в Конституцию РФ
PS Тандем Патриарх&Президент стремится прописать бога в Конституции. После этого буржуазная власть на "законном" основании сможет ввести налог на бога, религию, церковь. Платить налоги будет народ России. Вот главная, закулисная цель сил реакции и мракобесия, которых представляет дуэт Патриарх&Президент. Это ещё один пример цинизма от Патриарха Кирилла в упаковке "одобрямс" от Президента и его ближайшего окружения. Патриарх уже проявил свой религиозный цинизм, когда заявил, что «Распространение пандемии коронавируса в мире поможет россиянам ... и подтолкнет их к вере в бога» [https://news.mail.ru/society/41047585/?frommail=1]. Считаю, что каждому надо проявить свой гражданский долг и голосовать против этой драконовской, антинародной поправки в Конституцию.
Ваши слова правильные "отказаться от изначальной большой лжи". Однако потом, как и у всех, ложь - вначале говорите сознание это объект, а потом сознание это порождение объекта.
Это ваша брехня, будто я говорил, что "сознание - это объект"!
На этом и закончим общение!
С ложных брехливых позиций партии попов или партии буржуазных философов-идеалистов понять ПРИРОДУ не возможно!
Лжец, это кто писал - "Сознание как предмет изучения и в отношении конкретного индивида и в отношении всего общества (общественное сознание, научное сознание, …) это объективная реальность. Существует реально, существует объективно" ?
Идите вы со своей придурью по известному в России адресу ...!
Предлагаю всем здравомыслящим людям изучить "Теорию Природы" по статьям, представленным здесь:
О соотношении диамата и физики
http://www.sciteclibrary.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?num=1440629778/0#0,
Проблема времени: что такое время?
http://www.sciteclibrary.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?num=1435193620/0#0,
Теория эволюции Вселенной (Теория Природы)
http://www.sciteclibrary.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?num=1498099763/0#0,
Является ли теория современной физики наукой?
http://www.sciteclibrary.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?num=1475722538/0#0,
http://www.forum.za-nauku.ru/index.php/topic,3930.0.html.
Статьи на Прозарии (научно-популярное изложение)
https://proza.ru/avtor/yusrob,
Статьи (научные статьи по ТП)
http://vixra.org/author/robert_yusupov
--------------------------
Поняв ТП, вы, уважаемые дамы и господа, поймёте, как в реальности, в объективной реальности устроены и эволюционируют Вселенная и ПРИРОДА!
Вы узнаете абсолютную ИСТИНУ, открытую нам диалектическими материалистами!
Нет в физике никакого кризиса. Не известно ни одного эксперимента, результат которого так или иначе не укладывался бы в одну из двух фундаментальных теорий – КМ или ОТО. Имеют место быть проблема несовместимости представлений этих теорий о пространстве и времени, и проблема интерпретации некоторых теоретических выводов. Это, однако, проблемы не физики (науки частной), но ОБЩЕмировоззренческие и никакие эксперименты ни на каких ультра-супер-коллайдерах, никакая математическая эквилибристика их решения не приблизят.
Кризиса нет, есть критические дни.
Ответить на комментарий
Галия, 5 Сентябрь, 2024 - 05:17, ссылка
У Роберта эти дни сложились в его лучшие годы.
---------
Уважаемая Галия!
Всё-таки советую вам почитать ТП и две дополнительные статьи:
А заодно, познакомьтесь с моими петициями:
(1). «Запретить преподавание в ВУЗах РФ ложной и антинаучной буржуазно-идеалистической философии»
https://chng.it/G42Jzg4yGC
(2). «Признать лженаукой буржуазно-идеалистическую философию (БИФ)»
https://chng.it/PrCcNPByhH
(3). «О признании лженаукой теории современной физики (ТСФ)»
https://chng.it/xqp9VhKSsr
(4). «О признании «Теории Природы» и научной Революции в физике и космогонии (космологии)»
https://chng.it/jPpXFPMZw7
С уважением
Роберт Юсупов из Владивостока, свободный исследователь, диалектический материалист, марксист, коммунист
Литература
1). «Теория Природы» (https://vixra.org/pdf/2207.0105v1.pdf),
2). «Слово о ПРИРОДЕ диалектического материалиста» (https://proza.ru/2023/10/17/882),
3). «Вселенная как функция одной переменной» (https://proza.ru/2023/12/25/1093).
4). Руткевич М. Н. Диалектический материализм. Курс лекций для филос. факультетов. М.: Мысль, 1973. 527 с.
5). Философский словарь / под ред. М. М. Розенталя. Изд. 3-е. М.: Политиздат, 1972. 496 с.
6). Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. Критические заметки об одной реакционной философии. ПСС, изд. 5, т. 18. с. 7–384. М.: Издательство политической литературы, 1968. XXII, — 525 с.
7). Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. (2-е издание). Т. 20. с. 339-756. М.: Издательство политической литературы, 1961. XXII, — 858 с.
Материализм (от латинского materialis — вещественный), одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, мышление как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное дух, идею, сознание, мышление, психическое, субъективное. Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно, что пространство и время суть объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от материи, которая мыслит, что единство мира состоит в его материальности. Материалистическое решение второй стороны основного вопроса философии — о познаваемости мира — означает убеждение в адекватности отражения действительности в человеческом сознании, в познаваемости мира и его закономерностей. Слово «М.» начали употреблять в 17 веке главным образом в смысле физических представлений о материи (Р. Бойль), а позднее в более общем, философском смысле (Г. В. Лейбниц) для противопоставления М. идеализму. Точное определение М. впервые дали К. Маркс и Ф. Энгельс, «философы разделились на два больших лагеря», сообразно тому, как отвечали они на вопрос об отношении мышления к бытию. «Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы... составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 21, с. 283). Такого понимания М. придерживался и В. И. Ленин (см. Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 18, с. 98).
Противники М. употребляют неправильную терминологию для обозначения М. 1) Те, которые отрицают или ставят под сомнение существование чего-либо вне ощущений, называют М. «метафизикой» (поскольку М. признаёт существование внешнего мира). На этом же основании «метафизикой» именуются объективный идеализм и фидеизм, которые признают существование абсолютного духа или бога вне опыта отдельных людей; таким образом, здесь М. смешивается с идеализмом. 2) М. называют «реализмом», поскольку М. признаёт реальность внешнего мира. Отмечая, что термин «реализм» употребляется иногда в смысле противоположности идеализму, Ленин писал: «Я вслед за Энгельсом употребляю в этом смысле только слово: материализм, и считаю эту терминологию единственно правильной, особенно ввиду того, что слово „реализм” захватано позитивистами и прочими путаниками, колеблющимися между материализмом и идеализмом» (там же, с. 56). 3) Пытаясь принизить М. до уровня обыденного, философски неоформленного убеждения людей в реальности внешнего мира, враги М. именуют его «наивным реализмом». 4) Отождествляя М. в целом как направление с механистическим М., некоторые критики М. называют его «механицизмом». Энгельс отмечал, что ошибочное приравнивание «материалистического» и «механического» идёт от Гегеля, который хотел унизить М. эпитетом «механический». 5) Нередко слово «М.» употребляется произвольно, в низменном смысле: «Под материализмом филистер понимает обжорство, пьянство, похоть и плотские наслаждения и тщеславие, корыстолюбие, скупость, алчность, погоню за барышом и биржевые плутни, короче — все те грязные пороки, которым он сам предается втайне» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 21, с. 290).
Типология школ материализма. В литературе М. характеризуется с самых разных сторон, в его связях с другими социальными явлениями, что служит основанием для различных его классификаций.
1) Выделяются две исторические эпохи в прогрессивном развитии М., которым соответствуют домарксистский М. и марксистский М. Домарксистский М. охватывает все формы М., которые исторически предшествовали возникновению диалектического М. Те школы, которые появлялись после возникновения марксизма, строго говоря, не могут относиться к домарксистскому М., так как они не представляют собой дальнейшего развития М. и занимают особое место в истории М. Существуют два взгляда на хронологическую границу, разделяющую эпохи домарксистского и марксистского М.: согласно первому, эта граница — общая для всех стран и народов — середина 40-х годов 19 века, когда возник марксизм. Но в таком случае для тех стран, где рабочее движение развилось позднее (например, Россия, страны Востока), процесс развития домарксистского М., совершавшийся в пределах этих стран, пришлось бы искусственно разрывать на две обособленные стадии. Согласно второй точке зрения, домарксистским является М., распространённый в данной стране до проникновения в неё марксизма.
2) Единственно последовательным является марксистский М. В. И. Ленин называл К. Маркса «...основателем современного материализма, неизмеримо более богатого содержанием и несравненно более последовательного, чем все предыдущие формы материализма...» (Полное собрание сочинений, 5 изд. т. 18 с. 357).
Непоследовательность М. проявляется различным образом, а) Когда линия М. проводится в понимании природы, а общественные явления трактуются идеалистически. Так было, например, у французских материалистов 18 века, у Фейербаха, а также русских революционных демократов 19 века. Непоследовательный материалист-учёный может проводить линию М. в своей специальной области, а в философских вопросах защищать идеализм (см. Ф. Энгельс, в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 22, с. 305). б) Когда одна группа или сторона гносеологических вопросов решается с позиций М. (например, первая сторона основного вопроса философии), а другая — с позиций идеализма и агностицизма, в) Когда отрицаются или игнорируются всеобщая связь явлений и развитие природы, её саморазвитие. В частности, метафизический М. неспособный объяснить происхождение вещей и явлений мира, нередко приходит к идеалистической концепции «первого толчка».
3) По отношению к общественно-исторической практике различаются созерцательный М. и практически действенный М. «Главный недостаток всего предшествующего материализма — включая и фейербаховский — заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берётся только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно» (Маркс К., там же, т. 3, с. 1). М., ставящий задачу не только объяснить мир, но изменить его, есть марксистский М.
4) С точки зрения метода мышления, которым пользуются материалисты, выделяются диалектический М. и метафизический М. Для диалектического М. характерны внутреннее единство, нераздельная слитность диалектики и материалистической теории познания. Метафизический М. имеет много разновидностей, зависящих от того, какая сторона действительности или процесса познания превращается в абсолют.
5) С точки зрения сознания противополагаются научный и вульгарный материализм. Научный М. видит качественное отличие психического от физического. Напротив, вульгарный М. (например, К. Фохт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт) отождествляет сознание с материей. В понимании общественных явлений проявлением вульгарного М. является экономический М., противоположный историческому М. Историческому М. противостоят различные школы упрощённого М., дающие неправильное объяснение общественных явлений: а) антропологический М. (Л. Фейербах, отчасти Н. Г. Чернышевский) (см. Антропологизм); б) географический М. (см. Географическая школа в социологии); в) натуралистический М. (натурализм), который считает природу определяющим фактором развития общества.
6) С точки зрения отношения к различным ступеням, или сторонам, процесса познания, различались школы рационалистического и сенсуалистического М. (см. Рационализм и Сенсуализм).
7) Различаются сознательный М. и стихийный, или наивный, философски неоформленный М. Стихийный М. естествоиспытателей В. И. Ленин называл естественноисторическим М. Существует неразрывная связь стихийного М. естественников с философским М. как направлением. Естественноисторический М. есть М. «...наполовину бессознательный и стихийно-верный духу естествознания...» (Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 18, с. 243).
8) Различные школы М. характеризуются по национально-географическим и хронологическим признакам. Обычно оба эти признака соединяются вместе, в результате чего образуются характеристики определённых школ М.: например, древнегреческий М., французский М. 18 века, русский М. 19 века и так далее. Иногда подобная характеристика даётся раздельно с учётом только одного из этих признаков, например: античный М. или М. 17 века (объединяющий английских, французских, голландских и других материалистов этого времени).
9) М. характеризуется по имени мыслителя, который его разрабатывал; например, выделяется М. Ф. Бэкона, Л. Фейербаха, Н. Г. Чернышевского и так далее. Этим подчёркиваются индивидуальные черты и особенности философского учения данного материалиста. Однако М. как общее мировоззрение нельзя отождествлять ни с какой-либо одной из его школ, ни с какими-либо естественнонаучными теориями.
Критерием истинности М. служит общественно-историческая практика. Именно на практике опровергаются ложные построения идеалистов и агностиков и неоспоримо доказывается истинность М. Чтобы успешно вести активную борьбу против идеализма, М. должен быть философски осознанным; в активной направленности М. против идеализма выражена его партийность. В. И. Ленин писал, что «...материализм включает в себя, так сказать, партийность, обязывая при всякой оценке события прямо и открыто становиться на точку зрения определённой общественной группы» (там же, т. 1, с. 419). В этой связи различают воинствующий М. и М., не ведущий активной борьбы против идеализма. Для воинствующих материалистов В. И. Ленин считал обязательным связь не только с философами-атеистами, но и с естествоиспытателями (см. там же, т. 45, с. 31).
В зависимости от того, как выражают сами материалисты свои взгляды, можно обнаружить прямой, открытый М. и стыдливый, прикрытый М. Последний может маскироваться даже под агностицизм в угоду так называемому общественному мнению в буржуазных странах (см. Ф. Энгельс, в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 22, с. 302—03).
В современных условиях воинствующий М., проводящий принцип партийности, есть атеистический М. Однако до 19 века передовые философские течения часто были вынуждены приспосабливаться к господствующей религиозной идеологии (пантеизм, деизм).
Виды материализма и их классовая основа. Под содержанием М. понимается совокупность его исходных посылок, его принципов. Под формой М. понимается общая его структура, определяемая в первую очередь методом мышления, в связи с которым и посредством которого разрабатывается и обосновывается данное течение М. Таким образом, в содержании М. заключено прежде всего то общее, что присуще всем школам и течениям М., в их противоположности идеализму и агностицизму, а с формой М. связано то особенное, что характеризует отдельные школы и течения М. Но такое разграничение вместе с тем относительно, условно. Форма М., воздействуя на его содержание, вносит в него существенные коррективы, благодаря чему, например, диалектический М. не только по форме, но и по содержанию качественно отличен от вульгарного М., от метафизического М. и всех других видов М., хотя имеет с ними то общее, что присуще всякому М. вообще. Если речь идёт о последовательных ступенях развития одного и того же вида М., то эти ступени рассматриваются как его этапы. Когда же происходит коренное изменение формы М., смена старой его формы новой, говорят, что меняется вид М. Изменение формы М. совершается в первую очередь под влиянием прогресса научного знания и общественного развития. М., писал Ф. Энгельс, «...подобно идеализму, прошел ряд ступеней развития. С каждым составляющим эпоху открытием даже в естественноисторической области материализм неизбежно должен изменять свою форму. А с тех пор, как и истории было дано материалистическое объяснение, здесь также открывается новый путь для развития материализма» (там же, т. 21, с. 286).
Каждое создающее эпоху в естествознании 20 века открытие — в физике (теория относительности, квантовая механика, использование атомной энергии, проникновение в глубь элементарных частиц и другие), в молекулярной биологии (раскрытие «механизма» биосинтеза, физико-химических основ наследственности и другие), в кибернетике, астрономии и других науках — требовало непрестанного изменения и развития формы и содержания диалектического М. путём его обогащения обобщениями новых естественнонаучных открытий. При этом сохраняются все принципы диалектического М., получающие подтверждение, развитие и конкретизацию.
Соответственно трём главным ступеням развития познания выделяются основные виды М.:
Наивный (или стихийный) М. древних греков и римлян, сочетавшийся у них с наивной диалектикой. Античная наука не расчленена на отдельные отрасли; она носит единый философский характер: все отрасли знания находятся под эгидой философии и подчинены ей.
Метафизический (или механический) М. 17—18 века. Наука быстро дифференцируется, расчленяясь на обособленные отрасли, которые выходят из-под опеки философии. Происходит разрыв между М. и диалектикой; в М. встречаются лишь элементы диалектики при господстве общего метафизического взгляда на мир.
Диалектический М., в котором М. и диалектика органически воссоединяются, так что устанавливается полное единство диалектики (учения о развитии), логики (учения о мышлении), теории познания. В науку проникает великая идея всеобщей связи и развития природы. Разобщённые до тех пор отдельные науки приводятся во взаимную связь не только между собой, но и с философией. Дальнейшая дифференциация наук совершается в единстве с их интеграцией.
Наряду с основными видами М. существовали промежуточные — переходные от одного основного вида М. к другому. В развитии М. внезапные перевороты всегда подготавливались постепенно. В качестве переходных выделялись следующие виды М.:
Материализм Древнего Востока, предшествовавший античному М. По большей части это был предматериализм, поскольку первые элементы М. в философских учениях Древнего Востока ещё не вполне отделились от мифологических представлений, не обособились от антропоморфизма и гилозоизма.
М. эпохи Возрождения соединял в себе черты наивного М. и наивной диалектики с первыми элементами метафизического взгляда на мир. Таким образом, он был, строго говоря, переходным между античным, наивным М. и ещё не сформировавшимся метафизическим М. В известном смысле такой характер носили некоторые ранние системы М. в 17 веке (например, Ф. Бэкон).
М., непосредственно предшествовавший диалектическому М. и частично развивавшийся параллельно ему. Он уже выходил за границы метафизического М., содержал элементы диалектики, но ещё не поднимался до диалектического М. и не распространял М. на общественные явления. Этот вид М. зарождается в 18 веке (например, Дж. Толанд) и начале 19 века (например, А. Сен-Симон и в особенности русские революционные демократы).
Особое место среди промежуточных видов М. занимают те его виды, которые зарождались в рамках господствующей религиозно-идеалистической идеологии, а потому не могли носить открыто материалистического характера. Сюда относятся материалистические тенденции в философии средневековья. Соответственно этому их можно было бы назвать переходной ступенью от схоластики и теологии к М. Исторически эта форма предшествовала М. эпохи Возрождения и подготовляла его формирование.
М. как философское учение на протяжении истории был, как правило, мировоззрением передовых, революционных классов. Однако было бы упрощенчеством связывать взгляды того или иного материалиста непосредственно с его классовой принадлежностью или общественно-политическими убеждениями. История М. свидетельствует, что такая связь носит опосредованный характер. Может случиться так, что представитель М. в данной исторической обстановке находится в лагере реакционных социальных сил, тогда как философ-идеалист выступает глашатаем прогрессивных сил общества. Но для раскрытия классовых основ и истоков М. в целом существенны не эти внутренне противоречивые ситуации, а общая направленность М. как философского учения, отражающего наиболее прогрессивные тенденции общественного развития — связь через естествознание с прогрессом производительных сил и борьбу против религии и идеализма.
Один и тот же вид М. (например, метафизический, механистический) в зависимости от места и времени может иметь различные классовые корни, выступая в одних условиях как прогрессивное направление в М., в других — как реакционное, в частности ревизионистское. Один и тот же общественный класс на одной и той же примерно ступени развития (например, революционная буржуазия, выступающая против феодализма и стремящаяся к политическому господству) в различных странах и в различных исторических условиях выбирает для себя различное философское облачение, причём не обязательно, чтобы им был всегда М. Непоследовательность М., выступающего в роли мировоззрения того или иного класса, находится в определённом соответствии с непоследовательностью самого этого класса, когда он выступает как революционная сила в общественном развитии. Последовательный до конца характер диалектического М. находится в прямой зависимости от последовательности, революционности рабочего класса, составной частью мировоззрения которого он является. Философские отступления от диалектического М. находятся в закономерной связи с отступлениями от революционного марксизма-ленинизма в практике, в политике.
Периоды и линии развития материализма. Закономерности развития М. условно можно разделить на две группы: а) те, которые составляют движущие силы развития М. и относятся к области практической — общественно-производственной и идеологической — деятельности и борьбы классов; б) те, которые выражают относительную самостоятельность развития М. как направления и связаны с логической последовательностью происхождения и преемственностью смены определённых его ступеней. Обе группы закономерностей находятся во взаимодействии между собой.
В истории М. осуществляется строгая преемственная связь последующих учений и систем М. с предыдущими; новые учения и системы М. развивались и возникали из ранее сложившихся. Наблюдаются 3 случая: 1) прямая связь, идущая от одной системы к другой; в этом случае последующая система представляет собой развитие, возможно одностороннее, предыдущей (подобно тому, как Т. Гоббс был систематизатором учения Ф. Бэкона). 2) Своеобразное раздвоение (дивергенция) линии развития, когда от одной системы берут начало две различные, а при известных условиях, прямо противоположные новые системы (например, от Дж. Локка к субъективному идеализму, идеалистическому сенсуализму Дж. Беркли и к французскому М., материалистическому сенсуализму); в этом случае возможна двоякая критика исходной системы со стороны обеих позднейших, в частности «справа», с позиций более открытого идеализма, и «слева», с позиций более последовательного М. (например, критика учения И. Канта). 3) Схождение и даже слияние сторон, содержавшихся у ранее обособленно развивавшихся философских систем (например, переход от картезианского М. и от сенсуализма Локка к французскому М. 18 века, а ещё резче — от идеалистической диалектики Гегеля и от метафизического М. Фейербаха к диалектическому М.). Такое слияние прогрессивных сторон у ранее изолированных и даже противостоящих философских течений происходит как органическая переработка содержания предшествующих течений с новой, единой и цельной точки зрения, но отнюдь не как эклектическое сложение и примирение до тех пор обособленных и даже враждебных друг другу философских направлений.
Существуют следующие магистральные пути или линии развития М.:
Основные линии развития М. Древнего Востока и античного М. Здесь главным в развитии наивного М. древности и предшествующих ему воззрений является процесс восхождения от весьма наглядных (вплоть до грубо антропоморфических) представлений о мире, природе, материи к обобщённым и абстрактным представлениям о свойствах и строении материи, которые были разработаны древними атомистами, выразившими высшую ступень первоначального М. Тенденция восхождения от конкретного к абстрактному в развитии М. обнаруживается повсюду: и в странах Древнего Востока, и в античном мире. В античном М. (как и во всей древнегреческой философии) в зародыше содержались все позднейшие течения М.: механистический М., метафизический М., диалектический М., вульгарный М. В универсальной системе Аристотеля синтетически соединились линии М., идущие от зачатков диалектического М. (Гераклит), от учения о четырёх неизменных корнях мироздания (Эмпедокл), которые у Аристотеля обрели способность к взаимопревращению, и от представления об апейроне, беспредельном материальном начале, лишённом чувственной вещественной конкретности (Анаксимандр). Наряду с этим в системе Аристотеля сильны элементы идеализма, хотя Аристотель и критиковал основы идеализма своего предшественника Платона. В целом он колебался между М. и идеализмом, склоняясь к М. главным образом в своей «Физике» (учении о природе). Наиболее ярко и четко борьба между М. и идеализмом в античной философии выступила как борьба противоположных тенденций, или линий, Демокрита и Платона (см. В. И. Ленин, Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 18, с. 131).
Линии сохранения и накопления элементов и ростков М. в средневековой философии. В условиях господства религиозной идеологии М. был вытеснен идеализмом в средние века. Кроме социальных факторов, этому способствовали также причины гносеологического характера: неспособность М. древности выяснить отношение мышления к материи, раскрыть генезис сознания. Конечно, идеализм давал в принципе неверные ответы на основные гносеологические вопросы, однако он не сводил сознание к материи, подобно наивному М. В Западной Европе в учении Аристотеля официальная церковная идеология удержала всё реакционное и отбросила всё прогрессивное. Напротив, в странах арабского Востока, Средней Азии и Закавказья сохранялись элементы М. и была представлена линия М. того времени в трудах комментаторов Аристотеля и других мыслителей, например Ибн Сины. В рамках средневековой схоластики борьба М. и идеализма приняла форму борьбы между номинализмом и реализмом. В различных схоластических школах пробивались ростки материалистических воззрений (первое приближение к представлению о чувственном опыте у Р. Бэкона; поставленный Иоанном Дунсом Скотом вопрос: «не способна ли материя мыслить?» и др.). Однако всё это ещё не было сформировавшейся линией М.
Основные линии возрождения и развития М. в начале нового времени в Европе. В 15—16 веках в центре внимания представителей М. и возникающего естествознания стоял вопрос об опыте как единственном источнике знаний и критерии их правильности, в противовес схоластике и церковному догматизму, видевшим источник знаний в изучении сочинений древних авторитетов и священных книг, а критерий истины — в сличении текстов. Английский М. 17 века возник на основе эмпиризма, который перерос затем в сенсуализм. В конце 16—17 веке материалистические идеи естествознания (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт) были направлены против скрытых (или абсолютных) качеств средневековых схоластов, на изучение реальных (в данном случае — механических) свойств и отношений вещей природы. Ранние системы М. в разных странах несут в себе значительные элементы наивного М. и наивной диалектики, в которых явно возрождаются некоторые черты античного М. Таков М. итальянского Возрождения 15—16 веков (Леонардо да Винчи, Дж. Бруно и другие), М. 17 века (Ф. Бэкон), который представлял материю качественно многообразной. Позднее эти представления вытесняются механистическими учениями, в которых материя трактуется абстрактно-механически (Галилей) или абстрактно-геометрически (Гоббс). Однако в отдельных случаях наивное, но в основном правильное представление о природе удерживалось дольше: например, представление о теплоте как о движении (Ф. Бэкон) и как о молекулярном движении (Бойль, Ньютон) в 17 веке, на смену которому в 18 веке приходит метафизическая концепция теплорода. В 18 веке параллельно тому, как углубляется метафизическая, механистическая идея разрыва материи и движения, в ряде систем М. усиливается стремление преодолеть этот разрыв: материалисты пытаются рассматривать тела природы как наделённые внутренней активностью, движением, хотя само это движение трактуется как механическое, а потому по самой своей сути как внешнее по отношению к материи (в картезианской школе, см. Картезианство, у некоторых представителей французского М., в атомно-кинетической концепции Ломоносова, в идее Толанда о неразделимости материи и движения, в динамическом атомизме Р. И. Бошковича и его последователя Дж. Пристли). Диалектика как цельное учение разрабатывалось лишь на почве немецкого идеализма, в системах же М. преобладали и, как правило, господствовали метафизика и механицизм, но были и элементы диалектики (Декарт, Дидро, Ломоносов, Пристли, Толанд, особенно Бошкович). Атомистические идеи возрождались и развивались почти всеми школами М.: как механическую атомистику их разрабатывали Галилей, Ф. Бэкон, Бойль, Ньютон, Гассенди, Спиноза, французские материалисты 18 века, Ломоносов.
Борьба М. с идеализмом развернулась сначала (в эпоху Возрождения) как борьба с господствующей религиозной идеологией. Позднее наиболее последовательные учения М. (Гоббс, французский М. 18 века — Ж. Ламетри, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах и другие) выступали и как атеистические учения. Английский М. конца 17 века оказался половинчатым в своём отношении к религии (попытки примирить науку и религию у Бойля и Ньютона). В 17—18 веках развёртывается борьба между вновь возникающими системами М. и идеализма: Гоббс — против идеализма Декарта, Дж. Беркли — против М. вообще, французский М. 18 века — против Беркли, Гегель — против французского М. 18 века и так далее. Борьба становится многосторонней, многоплановой и постепенно приобретает международный характер.
Основные линии развития домарксистского М. 19 века в России и Западной Европе. Главная магистральная линия развития М. в 19 веке проходила в направлении обогащения его диалектикой, которая достигла на почве идеализма наивысшего развития в философии Гегеля. Встала задача слияния диалектики с М. путём её материалистической переработки. Этот процесс был начат, но не доведён до конца представителями русского М. 19 века; продолжая материалистическую традицию М. В. Ломоносова и А. Н. Радищева, А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский сделали попытку соединить диалектику Гегеля с М.; в Германии Фейербах произвёл революцию, когда он отбросил абсолютную идею Гегеля, игравшую в гегелевской системе роль творца всего сущего, и вернулся снова к М. Но вместе с абсолютным идеализмом он отбросил и диалектику. Для всего домарксистского М. характерно вообще непонимание или неспособность добиться единства диалектики, логики и теории познания. У русских революционных демократов (вплоть до Чернышевского и его школы) единство М. и диалектики не было достигнуто именно в области логики и теории познания, хотя они и приближались к нему. Эту характерную особенность отметил В. И. Ленин, говоря, что основная беда старого (домарксовского) М. — неумение применить диалектику к теории отражения, к процессу познания. Все последующие отступления от диалектического М. шли также в значительной мере по этому же направлению (например, механисты).
Задачу соединения М. с диалектикой впервые решили К. Маркс и Ф. Энгельс. Теоретическими источниками служили им гегелевская диалектика и материализм Фейербаха, а через него и французский М. 18 века. Взаимопроникновение М. и диалектики в марксистской философии 19 века произвело революционный переворот в истории всей человеческой мысли, так как была создана подлинно научная теория природы, общества и мышления и метод познания и революционного преобразования действительности. Важнейшей стороной этого революционного переворота было распространение. М. на понимание общественной жизни, создание материалистического понимания истории (исторического материализма). Дальнейшее развитие диалектического и исторического М. в новой исторической обстановке связано с именем В. И. Ленина. Решающим оказывалось признание (Маркс, Энгельс, Ленин) или непризнание (непоследовательные материалисты) органического единства (тождества, совпадения) диалектики, логики и теории познания, опирающихся на принцип единства законов бытия и познания, мышления. У Гегеля такое единство осуществлялось на идеалистической основе. Невозможно было до конца соединить М. с диалектикой, если не решить вопроса об этом единстве на основе М. Все отступления от последовательного (диалектического, марксистского) М. связаны в первую очередь с тем, что М. и диалектика оказывались недостаточно органически слиты между собой.
Относительно истории возникновения и развития диалектического М. выдвигались неверные концепции. По поводу генезиса диалектического М. утверждалось, будто бы своё учение Маркс и Энгельс создали путём простого сложения диалектики Гегеля с фейербаховским М. В действительности свой метод Маркс характеризовал как прямо противоположный гегелевскому, из которого основоположники марксизма выделили только рациональное зерно. Точно так же из фейербаховского М. они выделили основное зерно, отбросив всю его метафизическую ограниченность. В итоге Маркс и Энгельс коренным образом переработали воззрения своих философских предшественников, создав качественно новое учение — диалектический М., в котором диалектика и М. пронизывают друг друга. Утверждалось также, будто бы Маркс и Энгельс вообще не исходили из гегелевской диалектики: философия Гегеля была объявлена аристократической реакцией на французский М. и на Великую французскую революцию. Тем самым отрицался факт теоретической подготовки диалектического М., резко обрывалась преемственная связь в историческом развитии мировой философской мысли, а сам марксизм изображался как появившийся внезапно, в стороне от основных путей развития мировой цивилизации.
В отношении дальнейшего развития диалектического М. утверждалось, будто у ленинского этапа в марксистской философии было два равноправных теоретических источника: учение Маркса и М. русских революционных демократов 19 века. Но очевидно, что М. последних резко отставал от марксистского М. в самом главном — в вопросе о единстве диалектики, логики и теории познания, не говоря уже об историческом М., а потому нельзя ставить в один ряд единственный теоретический источник ленинизма — учение Маркса — и какие-либо другие учения. Это не исключает того факта, что дальнейшее развитие марксистского М. не только допускает, но и требует постоянного его обогащения опытом рабочего движения и достижениями науки, культуры, в том числе и национальной культуры (включая философию) той страны, где происходит его развитие.
Диалектический М., будучи в самой основе противоположен идеализму, имеет и диаметрально противоположные ему гносеологические источники. Это: строгая объективность рассмотрения любых вещей и явлений; многосторонность рассмотрения изучаемого предмета, гибкость и подвижность понятий, в которых он отражается; неразрывная связь всех научных представлений (теорий, гипотез, законов, понятий), всех сторон научного познания с понятием материи, природы, обеспечивающая пользование ими как относительными (релятивными) и предупреждающая их превращение в абсолют. Раскрывая гносеологические корни М., Энгельс писал: «...материалистическое мировоззрение означает просто понимание природы такой, какова она есть, без всяких посторонних прибавлений...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 20, с. 513). Ленин, говоря об элементах диалектики и вместе с тем о гносеологических корнях М., подчёркивал
«... объективность рассмотрения (не примеры, не отступления, а вещь сама в себе)» (Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 29, с. 202). «Всесторонняя, универсальная гибкость понятий, гибкость, доходящая до тождества противоположностей, — вот в чем суть. Эта гибкость примененная субъективно, эклектике и софистике. Гибкость, примененная объективно, т. е. отражающая всесторонность материального процесса и единство его, есть диалектика, есть правильное отражение вечного развития мира» (там же, с. 99).
М. играет важную методологическую роль во всех областях научного познания, применительно ко всем проблемам философии и теоретическим проблемам естественных и общественных наук. Он указывает науке правильный путь к познанию действительного мира. Когда наука сталкивается с каким-нибудь сложным, ещё нерешенным вопросом, то материалистическое мировоззрение заранее исключает его идеалистическое объяснение и ориентирует на поиски естественных законов развития, действительных ещё непознанных связей. «Материализм ясно ставит нерешенный еще вопрос и тем толкает его к разрешению, толкает к дальнейшим экспериментальным исследованиям» (там же, т. 18, с. 40). Только тогда, когда учёные, хотя бы бессознательно, идут по материалистическому пути в поисках ответа на нерешенные вопросы науки, они приходят к крупным открытиям, к конструктивному выходу из кажущегося тупика. Отвергая идею творения «из ничего», М. выдвигает требование искать естественные причины изучаемых явлений. Но выполнять последовательно это требование М. может, только опираясь на идею развития и всеобщей связи, то есть на диалектику. Весь ход развития науки и общества, международного революционного движения рабочего класса полностью подтверждает творческий характер и истинность высшей формы философского М. — диалектического и исторического М. (см. Диалектический материализм, Исторический материализм, Материя и литературу при этих статьях, а также статьи о материалистических учениях и об отдельных материалистах).
Б. М. Кедров.