Петр Лаврович Лавров знаменит не только своей культурологической концепцией, которую он задал в "Исторических письмах", "Цивилизация и дикие племена", "Опыт истории мысли"..
Он задал интересную концепцию типов "деятелей" в культуре.. Главную роль он отводит "Критически мыслящим личностям", которые собственно и создают культуру.
1. КРИТИЧЕСКИ МЫСЛЯЩИЕ ЛИЧНОСТИ.
Это выдающиеся ученые, философы, политики,- деяния которых меняют, корректируют и придают динамику вектору исторического развития. В принципе, под этим понимается "интеллигенция", хотя он такой термин не применял (потому ,видимо, что не считал эти понятия равнообъемными). Эти личности со своеобразной психикой, часто с патологией (вернее, как академик Сегалин в свое время в 30-х говорил,- "эвропатологией") , они маргинальны, часто асоциальны и агрессивны.. Как правило таковы они все- Сократ, Платон, Христос, Декарт, Абеляр, Паскаль, Ньютон, Моцарт, Кант, Конт, М.Вебер, Эйнштейн.. Море. Гении без этих патологий-редчайшее исключение. Но они именно и являются "движками" культуры. Хотя для Лаврова культура для него "элемент зоологический. Культурой, пишет он, называют и общество муравьев, и скопление микробов..Человек собственно же это тот ,который перерабатывает культуру своей мыслью, формируя из культуры-цивилизацию. Видите, как он четко разводит понятия культуры и цивилизации. Многие культурологи мучаются до сих пор затрудняясь в их определении. Умничка. Поэтому культурный человек- это что-то типа насекомого (прямо как по Виктору Пелевину в его "Жизни насекомых"). А вот цивилизованный (мыслящий) человек-принципиально некультурный, он мыслящий, потому все "переживания" (так он называет традиции) для него просто вспомогательный материал дабы конструировать инновации. Этот человек некультурный, вне условностей культуры, нигилист. В общем очень противный и мерзкий человек ,если брать жаргон тупых жеманных дамочек, над которыми смеялся еще Мольер. Самое интересное что их стремление к развитию становится самоцелью и страстью. Вы сами некоторые знаете. Абсолютно безразличие к материальным благам ,к званеям и постам..Вот наглядный пример наш гений математики Георгий Перельман.. Далеко ходить не надо
2. ДИКАРИ ВЫСШЕЙ КУЛЬТУРЫ
Это своеобразная прослойка всякой шушеры по преимуществу. Хотя она иногда в отдельных своих группах выполняет роль транслятора идей этих. Так что тут не все так ужасно. Но в последующий период эта прослойку называли мещанами, следуя больше Герцену. Даже обширно это представлено в драматургии того времени. Специально анализировалась художественными средствами эта прослойка. Процитирую специально Лаврова из его неизвестной многим работы "Переживания доисторического периода"(она была опубликована сначала в Женеве в 1898 году, вошла в серию выпусков "Опыт истории мысли нового времени", а потом опубликована в Собрании сочинений Петра Лавровича Лаврова, которое вышло в 1918 -1919 гг. Заметьте в самый сложный период истории сочли нужным тогда издать именно Лаврова (тут роль сыграли бывшие народовольцы, которые многие стояли еще на постах в России и не были уничтожены).
Так вот таковы эти "дикари высшей культуры" (к которым он относит всяких академиков, "организаторов науки", организаторов интеллектуальных "тусовок" типа вот ФШ, чиновников и сопровождающий их "офисный планктон", говоря проще и понятнее):
"Это -люди, имеющие полную внешнюю возможность выработать в себе наслаждение развитием и потребность его, но, по внутренним условиям, лишенные способности к этой выработке. Это-люди, которые без малейшего усилия приспосабливаются к обычным приемам мысли. Это-рабы обычая, никогда не ставящие себе вопроса, что в обычае хорошо или дурно. их мысль остается при потребностях, существовавших у доисторического человека. культура общества, их окружающего, развила в них потребность к комфорту, незнакомому дикарям культуры низшей, и потому внешность их жизни иная; но за этой внешностью лежат в сущности те самые заботы и та самая лень мысли, которые побуждаю дикаря низшей культуры подвергаться мучительному процессу татуировки, опиливать зубы, строить из волос целое здание, украшать одежду побрякушками и жилище трофеями охоты и битвы"
(Собрание сочинений Петра Лавровича Лаврова III серия. Статьи научного характера. Выпуск V Переживания доисторического характера Пг. 1918 с.16-17)
3. ПАСЫНКИ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Эта категория по Лаврову несли и несут на себе всю тяжесть "труда, вырабатывающего и поддерживающего все формы цивилизации, которые добыло и добывает человечеством, но внешние препятствия особенно борьба за существование, лишили и лишают целые классы личностей возможности участвовать в продуктах этих цивилизаций не мене того, как от нее были отрезаны жители какого-либо уединенного острова океана" (там же с.15).
Ну, это сейчас несколько не так. Большую роль ,к слову сказала популистская деятельность во многих странах, включая социалистов разных мастей.. Тут имеем не много иную ситуацию. Эти "пасынки" сейчас такие же мещане, но с идеологией воинствующего дебилизма.. Т.е. добровольно уходят в "пасынки". Они по сути такие же прямоходящие (но голые) обезьяны воинствующего типа похожи по поведенческих стратегиям бабуинов, для которых достижения цивилизации просто тип "палки-копалки" или копья, который им помогает достать пропитание и самку на ночь в джунглях индустриальных городов..
Продолжение следует
Комментарии
Да, надо издавать "Опыт истории мысли". А то имеем только в отдельных экземплярах в архиве лаврова. Да вот старое издание сочинений Лаврова в время гражданской войны..
Богатов В.В. Философия П.Л. Лаврова. М.,1972. Самое подробное изложение его учения в России..
Критически мыслящая личность это "баба яга против".
Не стоит курить табачные смеси, гражданин.
Это интеллигенция, к слову. Мощнейшая дискуссия шла в начале ХХ века.. Ульянов эту тему решил ,как Александр Македонский. Интеллигенция-говно. И пускай мотает на пароходе на Запад, там воняет.. Сейчас многие, вроде интеллигенты (так они себя позиционируют) мотают в Хохляндию.. Ну и пусть. Пусть там..воняют..
У Лаврова есть еще- "обособленные". Ну это мощный блок человечества, который относится к категории неисторических народов. Это племена, которые и до сих пор живут, как жили. Сносно живут, счастливо живут. Со своим априори, со своей ментальностью, со своим блокам практических и конкретных знаний..
Они, вернее всего, и останутся, когда рухнет мир цивилизации.