Корреляция логико-грамматического отношения
в диалектической логике
Сергей Семёнов пишет:
Сергей Семёнов, 6 Март, 2025 - 13:37, ссылка
Набор тематических понятий (суждения, вопросы, оценки, императивы) может быть преобразован в корреляцию в том случае, когда между понятиями будет показана предметно-тематическая взаимная система «отношений - соотношений», образующая единую синтаксически-логическую связь, которая может быть изображена набором специальных знаков: {«суждения - <вопросы» ↔ «оценки> - императивы»}. Две корреляции, разно-ориентированные в пространстве, при их соединении (демонстрации их совместности) могут организовывать «кластер».
Кластер - Объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.
Например, кластер-высказывание объединяет в логическом пространстве диалога формы мысли: суждения-вопросы-оценки-императивы.
Формальная логика коррелирует с грамматикой лишь в отношении повествовательных предложений и суждений на предмет их истинности в том и другом случае. Диалектическая логика помимо истинностных предложений включает в свой предмет неистинностные высказывания. То есть такие высказывания, которые не принимают истинностные значения ложно/истинно.
Квадрат логико-речевой корреляции:
Логика -- грамматика
| |
Высказывания--предложения
В диалектической логике языково-синтаксическая типология коррелирует с логико-высказывательной следующим образом:
- повествовательные предложения ↔ суждения;
- вопросительные предложения ↔ вопросы;
- повелительные предложения ↔ императивы;
- оценочные предложения ↔ оценки в логике;
Единственное, что здесь не стыкуется, так это то, что в синтаксисе предложений нет грамматической категории "оценочное предложение". Есть восклицательные.
Но восклицательные предложения (ВП) не составляют однородную категорию с упомянутыми тремя другими. Восклицательные предложения характеризуют собой лишь их эмоциональную окраску. А раз так, то возникает вопрос, не появляется ли необходимость в более чёткой структуре синтаксиса и скорректировать традиционный состав основных типов предложений, включив сюда "оценочные предложения"?
--
Михаил Петрович Грачев.
Москва, 07 марта 2025г.
Комментарии
Поскольку языковая система реализуется в речи, то сфера речи становится областью оценочности. Оценка содержится повсюду, где происходит какое бы то ни было соприкосновение субъекта познания/действия с реальностью, существующей вне этого субъекта. Что у людей выражается в вербальной фиксации фактического соприкосновения (в предложениях языка). При таких обстоятельствах, любое использование языка интерпретируется как оценочное.
"Основания логики оценок" А.А. Ивина (1970) - это первая русскоязычная монография, посвященная основным проблемам логической теории оценок.
Построенные автором формальные системы отвечают всем критериям строгости и применимы к выводам с оценочными посылками.
"Под логикой оценок, или формальной аксиологией, мы понимаем раздел логики, занимающейся анализом выводов, посылками или заключениями которых являются оценки"(А.А.Ивин.Основания логики оценок,1970,-С. 4).
Оценочные - это предложения, говорящие о том, что человек считает ценным, что он считает плохим и что безразличным, предложения, выражающие убеждения людей о том, что есть добро и что есть зло. ...законы природы являются дескриптивными. Они описывают регулярности, которые человек открывает в природе, и именно поэтому не являются оценками ( там же, С.11).
Ивин не делает из логики оценок теорию всего, хотя оценка распространяется и на природу (онтооценка), и общество, и на мышление. Выступает в качестве метаязыка осмысления высказываний во всех этих областях.
Другие типы рассуждений, включающие помимо дескриптивных высказываний такие, например, как предписывающее (прескриптивное), оценочное, побудительное (императивное) вопрошающее, прагма-диалектическое, неформальное (Informal Logic) и т.п. привлекали заметно меньшее внимание.
Узость и ограниченность предмета исследования дескриптивными выражениями создавало иллюзию будто предмет логики можно свести к анализу высказываний, обладающим исключительно истинностными значениями.
формальная логика не использует никаких других высказываний кроме как высказывания сорта "суждения". Это канон традиционной формальной логики. В рассудочной диалектической логике высказывания делятся на 'суждения', 'вопросы', 'оценки', 'императивы'. Вместе с тем, пяти разделам философского знания можно сопоставить следующие виды оценок:
1. Онтология - онтооценка.
2. Гносеология - гносеологическая оценка.
3. Аксиология - ценностная оценка.
4. Праксиология - прагматическая оценка.
5. Логика - логическая оценка.
"Об истолковании"/Глава четвертая [Высказывающая речь]. Но не всякая речь есть высказывающая речь, а лишь та, в которой содержится истинность или ложность чего-либо; мольба, например, есть речь, но она не истинна и не ложна (Аристотель. Сочинения. т.2/Об истолковании, М.1978.- С.95).
Верификацию же многих видов высказываний затруднительно квалифицировать или как истинные или как ложные. Это касается императивов, вопросов и, в том числе, оценок.
К сожалению, многие исследователи определяют оценку через ценность, а это всё-таки больше относится к аксиологии, чем к логике.
Онтооценка. Если по п.5. можно говорить об 'оценке высказывания' как истинностной характеристике для 'суждения' (истинно, ложно). То для вопросов, императивов и 'оценок как высказываний' следует говорить о '(не)истинностной логической характеристике'. Скажем, для 'вопросов', оценки 'истинно' и 'ложно' неприменимы. Вопрос можно характеризовать как 'правильно' или 'неправильно сформулированный'; уместный или неуместный; 'по существу' или не относящийся к делу.
Не-истинность 'онтологической оценки' несколько иного свойства. Онтологическая оценка характеризует уже не высказывания, а свойства бытия предметов, вещей, процессов, идей:
- река б ы с т р а я;
- вода х о л о д н а я;
- яблоко к р а с н о е;
- идея н е у д а ч н а я.
Онтологические оценки типа "good". По мнению Дональда Дэвидсона истинностная сущность слов типа "good" по-прежнему остается тайной:
"в некотором важном смысле оценочные предложения не обладают истинностным значением..."Бардо хороша и Бардо глупа" и т.д. Вопрос об особенностях оценочных слов вообще не затрагивается: тайна слова "good" просто переходит из объектного языка в метаязык. [...]Наконец, существуют предложения, которые, по-видимому, вообще не имеют истинностного значения: это повелительные, оптативные, вопросительные предложения и т.п. Адекватная теория значения для естественного языка должна успешно решать все эти вопросы", (Дональд Дэвидсон. "Исследования истины и интерпретации". — М., 2003. — C. 64, 70).
Гносеологическая оценка. Гносеологическая оценка характеризует системы истинности используемые в познании.
Согласно А.А. Ивину, "известны три традиционные теории, раскрывающие природу истины: истина как соответствие (корреспонденция), истина как согласие (когеренция) и истина как полезность. У каждой из этих теорий есть разнообразные модификации", (Ивин А.А. Современная философия науки. – М., 2005. – С. 129).
Истоки трех теорий истинности можно усмотреть уже у Аристотеля, который разделил истинность на составляющие трех предметных областей аргументации: доказательственную (строгое соответствие), диалектическую (когерентная взаимоувязанность противоречащих позиций доказывающего и опровергающего), и риторическую (прагматическая полезность, выгодность, убедительность).
Ценностная (аксиологическая) оценка. Аксиологическая оценка определяет ценность того или иного предмета, вещи, процесса, идеи. Определение ценности:
Ценность (значимость чего-либо для кого-либо) - это культурологическая и философская (аксиологическая) категория, которая обозначает материальные или идеальные сущности (вещи, процессы), доставляющие в жизнедеятельности человека (рода, племени, нации, индивида) благо при их использовании.
Аксиологическая оценка выражается в ценностном суждении:
Ценностное суждение - высказывание о ценностях (предметах, имеющих какую-либо значимость, благо для кого-либо).
Праксиологическая оценка. Праксиология (реже праксеология; от др.-греч. pracsis — деятельность, и logia — наука, учение) - область социологических исследований, которая изучает методику рассмотрения различных действий или совокупности действий с т. зр. установления их эффективности. Праксиологическая оценка характеризует полезность вещи, эффективность действия. Вещь может быть ценной, но бесполезной. При таком положении, праксиологическими оценками будут значения 'полезно/бесполезно', 'эффективно/не эффективно'.
Логическая оценка ценностно-нейтральна. Если в отношении "речка быстрая" ещё можно сомневаться в классификации выражения как онтооценки, то логическая оценка (свойство речки: быстрая) "ложно" определенно есть ценностно-нейтральная оценка, т.е. никакой ценности в ней не усматривается.
В оценке "ложно" нет указания ни на абсолютную, ни на сравнительную ценность высказывания. Оценка - это самостоятельная форма мысли в ряду смежных форм - вопросов, суждений, императивов. Ценность же, это из совсем другого - далёкого ряда понятий.
Что касается отношения субъекта к объекту, то в предложении (3):
Ложно, что "Волга не впадает в Каспийское море" (3)
объектом будет высказывание "Волга не впадает в Каспийское море" и высказывание оценивается как ложное.
В выражении "речка быстрая" объект "речка", оценивается субъектом как "быстрая". "Быстрая" - это онтооценка и ценности в этой оценке не усматривается.
--