"КОНЦЕПЦИЯ Д. ЮМА". МОЙ КОММЕНТАРИЙ (2004 г.)
1
1. Понятие "красного" и видение красного - одно и то же "по природе", разное по степени.
2. Давид Юм уравнял "природу" понятия (идеи) как результата действия мысли, внутренней рефлексии человека и впечатления (ощущения) как результата внешнего действия объективного мира на человека, его воспринимающие органы чувств.
3. "Природа" понятий и ощущений - восприятие, получаемое от действия непознаваемого внешнего объекта.
4. Принципиально понятие равно видению. Видение - впечатление объективного мира. Понятие равно впечатлению объективного мира.
5. Вопрос: понятие равно объективному миру? Исходя из посылок Д. Юма, понятие не равно объективному миру. Объективный мир не равен его впечатлению.
6. Объективный мир неизвестен, непознаваем. Его замещает впечатление. Впечатление становится объективным миром.
2
1. Все понятия соответствуют (равны?) впечатлениям.
2. Все идеи соответствуют (равны?) ощущениям.
3. Все мысли соответствуют (равны?) чувствам.
4. Понятия, идеи, мысли не равны, соответственно, впечатлениям, ощущениям, чувствам.
5. Однако их природа (происхождение и сущность, суть) одна - внешний объект, объективный мир.
6. Внешний объект, объективный мир, в свою очередь, - неизвестен и непознаваем для человека.
3
1. Понятия (идеи), как и впечатления (ощущения) входят в человека, в его сознание извне.
2. Человек лишь воспринимает (впечатления, ощущения) и манипулирует (понятиями, идеями).
3. Это есть "природа" человека, по Д. Юму.
4. Понятия (идеи), как и впечатления (ощущения) находятся во вне по отношению к человеку. Человек лишь их получает (принимает) и манипулирует ими (в соответствии со своекорыстными интересами?).
5. Принципиально понятия (идеи), впечатления (ощущения) равны внешнему объекту, объективному миру. Понятия (идеи) и впечатления (ощущения) представляют внешний объект в человеке, в его "сознании".
6. Вывод: 1) внешний объект существует; 2) понятия (идеи) и впечатления (ощущения) объективны; 3) манипуляции понятиями (идеями) и впечатлениями (ощущениями) субъективны; 4) субъект, манипулируя, заблуждается; 5) "истина" не может быть получена человеком (скептицизм).
4
1. Философская концепция Д. Юма - это скептический объективно-субъективный материализм-идеализм.
2. Порядок происхождения начал человеческой "природы", по Д. Юму, следующий.
3. 1) Изначально существует внешний объект. Внешний объект существует по неизвестным основаниям и причинам.
4. Человеку не дано об этом знать, так как объект вне и раньше человека, и объект - не человек. Также человеку неизвестно, как устроен внешний объект, какова его суть (сущность) и смысл.
5. 2) Далее объект извне воздействует на органы чувств и душевные аффекты (эмоции) человека, производя и оставляя ему свои впечатления.
6. 3) Наконец, объект, с помощью своих впечатлений, производит в уме человека идеи (понятия).
--
© 1988-2022, Александр Аритерос (A. Aritheros)
==