"Концепция Д. Юма". Мой комментарий (2004 г.)

Аватар пользователя aritheros
Систематизация и связи
Гносеология

"КОНЦЕПЦИЯ Д. ЮМА". МОЙ КОММЕНТАРИЙ (2004 г.)

 

1

1. Понятие "красного" и видение крас­ного - одно и то же "по природе", разное по степени.

2. Давид Юм уравнял "природу" понятия (идеи) как результата действия мысли, внутренней рефлексии человека и впе­чатле­ния (ощуще­ния) как результата внеш­него действия объек­тив­ного мира на чело­века, его вос­при­нимающие органы чувств.

3. "При­рода" поня­тий и ощуще­ний - воспри­ятие, получаемое от дей­ст­вия непо­знавае­мого внешнего объекта.

4. Принципиально понятие равно видению. Ви­де­ние - впечатле­ние объ­ективного мира. Понятие равно впе­чатлению объ­ектив­ного мира.

5. Вопрос: понятие равно объективному миру? Ис­ходя из посылок Д. Юма, понятие не равно объек­тивному миру. Объектив­ный мир не равен его впечатлению.

6. Объек­тивный мир неизвес­тен, не­по­знаваем. Его заме­щает впечатле­ние. Впечатление стано­вится объ­ективным миром.

 

2

1. Все понятия соответствуют (равны?) впе­чат­ле­ниям.

2. Все идеи соот­ветствуют (равны?) ощущениям.

3. Все мысли соответствуют (равны?) чувствам.

4. Понятия, идеи, мысли не равны, соответ­ственно, впечатлениям, ощу­ще­ниям, чувствам.

5. Од­нако их природа (происхо­ж­дение и сущность, суть) одна - внешний объ­ект, объективный мир.

6. Внешний объект, объек­тив­ный мир, в свою очередь, - неизвестен и непознаваем для че­ловека.

 

3

1. Понятия (идеи), как и впечатления (ощуще­ния) вхо­дят в чело­века, в его сознание извне.

2. Человек лишь вос­при­ни­мает (впечат­ле­ния, ощущения) и манипули­рует (поня­ти­я­ми, иде­я­ми).

3. Это есть "при­рода" человека, по Д. Юму.

4. Понятия (идеи), как и впечатления (ощуще­ния) находятся во­ вне по от­ношению к человеку. Человек лишь их полу­чает (прини­мает) и манипулирует ими (в со­от­ветствии со своекорыстными инте­ресами?).

5. Принципиально понятия (идеи), впечатления (ощуще­ния) равны внешнему объекту, объективному миру. Поня­тия (идеи) и впе­чат­ления (ощуще­ния) представляют внешний объ­ект в человеке, в его "соз­на­нии".

6. Вывод: 1) внешний объ­ект су­ще­ст­вует; 2) понятия (идеи) и впе­чат­ления (ощущения) объек­тивны; 3) ма­нипуляции понятиями (идеями) и впечатле­ниями (ощуще­ни­ями) субъективны; 4) субъект, манипулируя, за­блуж­дается; 5) "истина" не мо­жет быть по­лучена че­ловеком (скеп­ти­цизм).

 

4

1. Философская концепция Д. Юма - это скеп­ти­че­с­кий объективно-субъ­ектив­ный материа­лизм-идеа­лизм.

2. Порядок происхождения начал человеческой "при­ро­ды", по Д. Юму, следующий.

3. 1) Из­на­чально существует внешний объект. Внешний объект сущест­вует по неизвестным основаниям и причинам.

4. Чело­веку не дано об этом знать, так как объ­ект вне и раньше человека, и объ­ект - не че­ло­век. Также чело­веку неизвестно, как устроен внеш­ний объ­ект, ка­кова его суть (сущность) и смысл.

5. 2) Далее объект извне воз­действует на органы чувств и душевные аффекты (эмо­ции) чело­века, про­изводя и ос­тав­ляя ему свои впе­чат­ле­ния.

6. 3) Наконец, объ­ект, с по­мощью своих впечат­ле­ний, производит в уме чело­века идеи (поня­тия).

--

© 1988-2022, Александр Аритерос (A. Aritheros)

==