Кандидат философских наук, директор Центра изучения и развития межкультурных отношений Юрий Тихонравов высказался так:
Зачастую философом называют любого, кто рассуждает на общие темы.
На деле же философ тот, кто практикует предельную рефлексию. Это значит, что он стремится не оставить ничего, прежде всего никаких оснований мышления и деятельности, само собой разумеющимися. Он всё подвергает сомнению и критическому переосмыслению, особенно самые, казалось бы, очевидные для обывателя предпосылки — существование внешнего мира, достоверность наших чувств, значение привычных слов и проч. и проч. Ни одна данность или ценность не принимается по умолчанию.
Если такой предельной рефлексии нет, мы имеем дело не более чем с философствующим обывателем, который неспособен осознать источники и основания своих рассуждений и выводов, не может представить, как у кого-то могут быть другие основания, ценности и т.п. Его мышление сковано догматизмом и узколобостью, каковые суть противоположность философского настроя.
Комментарии
Индикатор ошибочности: отсутствие определения "что есть человек" в преамбуле каких-либо рассуждений.
Полагание "самим собой разумеющимся" этого фундаментального представления - делает любые "философствования" обыкновенным бытовым трёпом.
ну да, моя философская автобиография:
Философское образование началось с «Материализма и эмпириокритицизма» Ленина на втором курсе института. Тогда в ноябре 80 года произошел интеллектуальный скачок в науку и философию. Мое увлечение молекулярной биологией было эмоционально даже ярче, чем потом через 8 лет скачок в йогу, тоже, кстати, в ноябре. Наука и философия с той поры идут со мной вместе, правда, сейчас они слились в одно – раджа-йогу. Стал заниматься наукой в лаборатории. На старших курсах увлекся И.Кантом. На 5 курсе начал изучать Платона и увлекался математикой. Произвела большое впечатление книга Диогена Лаэртского: «О жизни, учениях и изречениях древних философов». Затем год работы на Севере в глуши. Этот год я посвятил классической литературе. Прочитал много книг, ибо в сельской библиотеке классики было навалом. В институте из-за увлечения наукой худ. литературы читал мало. На старших курсах читал Достоевского и ходил на концерты классической музыки. После года практической работы поступил в аспирантуру. Здесь опять была философия, и я написал реферат по философии Платона, который был отмечен как один из лучших. Затем армия, которая было по сути дела практикой карма-йоги. Было списано много грехов. В стране шла перестройка. Было романтичное время. В то время мое внимание привлекли работы Карла Ясперса и Эриха Фромма, многие из которых я читал с английского. Их я изучал ровно 9 месяцев, а затем перешел на йогу. До сих пор труды Ясперса и Фромма актуальны. Даже, можно сказать, что основным методом на пути к Богу стало экзистенциальное общение Карла Ясперса. С ноября 1988 года я в йоге. Сначала была «Йога-сутра» в комментариях Раджниша – «Йога – альфа и омега». Все книги я тогда читал на английском. Русских переводов еще не было. Большинство книг тогда было только что рассекречено из спецхранов библиотек, а начал их читать еще даже в спецхранах, т.к. у меня был доступ, (научная тема была под грифом ДСП). В 1989 познакомился с работами Йогананды, который стал как бы моим учителем по книгам. Можно сказать, что последнюю книгу в жизни я прочитал в конце 1989 ( это была: «Жизнь среди гималайских йогов» Свами Рамы на английском языке). Она произвела на меня большое впечатление. С той поры я книг не читаю. Только отдельные абзацы Писаний и статьи из газет. В 90-м ходил на занятия Брахмакумарис, записал их Мурли. С 1991 года живу и работаю на Севере, на своей родине. Изредка пользуюсь лекциями Йогананды, в основном, последним томом. Главными книгами теперь стали сама жизнь и души людей. Хотя, конечно, основным руководством в жизни является «Йога-сутра» Патанжали.
К Вам один вопрос:
знаете ли Вы - как относились и относятся упомянутые Вами писатели к собственным детям?
По-моему,ответ очень короткий-человек с хорошо развитой Мыслью(Мысль,по-другому,разум души).
Человек с хорошо развитой мыслью о своей умности - это бестолковое существо, изъясняющееся как правило невпопад и преимущественно - ребусами...
Философ-это тот человек ,кто додумываетсвои мысли до конца.Очень даже согласна.Но кто определяет этот коней?И каов этот конец...Согласна,что мои мысли-это пока ребусы для тех,кому не интересны они .С уважением Эль-Марейон.
"Додумывание мыслей до конца" в моём понимании означает получение знаний, а именно - способностей осуществления представляемого.
Например: можно задумать получить высвобождение энергии в результате термоядерного синтеза и изготовить водородную бомбу, а можно задумать коммунистическое общество и не получив желаемого - так и не понять, что у этой блажи конца нету и быть не может...
http://philosophystorm.ru/svf-sistemno-vakuumnaya-fizika-filosofskii-uro...
В остальное время философ настроен сидеть в интернете, считая всех по умолчанию обывателями и критикуя их предпосылки, основания, ценности и т.п. :))
Что ж у Тихонравова такое куценькое определение для "философа"? Потому что молодой, в смысле, только кандидат в доктора философии, а не доктор? Или директору некогда практиковать рефлексию до глубин дока, знатока?
Кстати, не знаете, а для него такая данность, как "межкультурные отношения", по умолчанию оцениваются в валюте или по умолчанию не принимаются за ценность?
Как я понимаю - кандидат выразился вполне вразумительно, выделив определяющий фактор философии как таковой, а если кому лень додумывать мысли до конца или духу на это не хватает - то бухгалтеры стране тоже нужны.
Галия: «Что ж у Тихонравова такое куценькое определение для "философа"? Потому что молодой, в смысле, только кандидат в доктора философии, а не доктор? Или директору некогда практиковать рефлексию до глубин дока, знатока?».
Хм… А как насчет Э. Гуссерля?- «Уместно здесь вспомнить случай, произошедший с Л.Шестовым, когда он в разговоре с Э.Гуссерлем на вопрос последнего, что такое философия, отвечал, что философия, по его мнению, есть последняя и великая борьба. На Гуссерля такой ответ подействовал как красная тряпка на быка, ибо он как законный сын многовековой западной язычески-рационалистичествующей философской традиции был убежден, что философия – это рефлексия и ничего более.» . http://ruidea.narod.ru/7.html
Впрочем, и у нас: Степин В.С (и академик, и директор).: «Философия – это рефлексия над основаниями культуры – мировоззренческими универсалиями и конструирование их новых смыслов [8, с. 10], 8. Стёпин, В.С. Конструктивные и прогностические функции философии // Вопросы философии. – 2009)..
Для эфромсо, ИМХО, думаю будет ближе: «Философия – это рефлексия над “здравым смыслом” и мировоззрением. Это – стремление к ясности и самостоятельности в своём представлении о мире и о себе самом, о своём месте в мире». https://studopedia.su/10_119941_tema--filosofiya-kulturi.html
Хотите сказать, что Гуссерль в той ситуации не смог отрефлексировать свое убеждение и потому разнервничался? Надеюсь, попозже отрефлексировал и поборол свою бычью эмоцию?)
Галии:
Думаю, да, но, поборов свою эмоцию: «…он как законный сын многовековой западной язычески-рационалистичествующей философской традиции», остался при своем убеждении, которое, как настоящий философ, он отрефлектировал, прежде всего, следуя «еще более» «ку» («Ку», так сказать, два раза) в своих «Картезианских размышлениях" в сторону Декарта. Типа: «Феноменологическое эпохé при всем этом начинается не с нуля, а с вполне определенного познавательного допущения, именно, с картезианского "Я", в котором Гуссерль усматривал самопервейший принцип философской рефлексии. Следовало бы, однако, выяснить, отвечает ли это "Я" требованиям радикальной беспредпосылочности…» (Свасьян К.А.).
Ему еще повезло беспредосылочность вакуума не выяснять.
Галии.
Вы: «Ему еще повезло беспредосылочность вакуума не выяснять».
Это – что? Зависть физика к философам? Зря…
Действительно: «Не исключено, что Вселенная возникла в результате рождения частиц из «физического вакуума» при поляризации его гравитационным полем, которое порождается этими же частицами («самосогласованная модель Вселенной»), при полном соблюдении фундаментальных законов сохранения». В.Ф. Гершанский, профессор кафедры теоретической и математической физики http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=20
Т.е., та же идея субстанции, как беспредпосылочного вакуума… Может, физики когда-то и догонят философов, так что есть шанс и у физиков выяснять «беспредпосылочность вакуума»… А ведь там, не так просто – сплошная математика. Впрочем, и сам Гуссерль пришел к философии из математики.
термин философия изменился с любви к мудрости к любви к логике.
философствует тот кто не знает реальности. а что такое реальность? это правящая мудрость. на ней надо сконцентрироваться, а не на логике.
А мне кажется, что термин остался тем же, что и был, а поскольку с времён его возникновения человеки ничуть не помудрели - то они уже отвыкли как различать в нём его значение, так и заморачиваться смыслом в своей деятельности...
Т.е. все человеки, кроме вас, обыватели? ))
За всех не скажу, а пишущих без повода дурацкую отсебятину -
по другому не воспринимаю...
А от кого людям писать, если не от себя??
От себя - пишем что заблагорассудится,
а отвечая кому-то - желательно удерживаться "в теме"...
Страдаете, что это желание никак не исполняется?
Пожалуй что так - воспринимаю как пренебрежение.
Универсум в философии – совокупность объектов и явлений в целом, единая система. Универсум тождественен термину «вселенная». Универсальный человек – полимат, человек эпохи Возрождения. Примером универсального человека может служить Леонардо да Винчи. Мы хорошо знаем, какими интеллектуальными способностями он обладал, как плодотворно сочетал в себе и гуманитарные, и естественные науки, и философию, и искусство. Ни он один был полиматом. И сейчас многих ученых, представителей искусства можно считать феноменами. «Универсальный человек, - по мнению В. Даля, – эрудит». Думается, что Мысль Леонардо поняла, приняла и развила мысль Вселенной о себе предельно точно. Возможно, именно таким содержанием наделяет вселенная людей. Представляете, какими мыслями она награждает живые организмы в сложно организованных мирах! Нам это даже представить трудно. Универсальный человек и мир вокруг себя делает универсальным. Большая часть людей организует свои Мысли по-разному: ближе к полимату или к примату. Что-то среднее между ними. Все зависит от развитости Мысли человека. Но бывает и такое, что Мысль ребенка 4-6 лет более развита и универсальна, чем Мысль взрослого человека. Будущее его легко предсказуемо: универсальный человек, эрудит, будущий полимат.