Некоторые особенности формирования картины мира у индивида
В этом процессе можно выделить 2-е основные тенденции:
- влияние окружающих индивидов (на становление картины мира выбранного индивида)
- влияние рефлексивных способностей самого индивида.
В случае подавляющего влияния окружающих индивидов у него формируется некая установка на восприимчивость (чувствительность) к подобному влиянию. В психологии эта установка обозначается как полезависимость, конформизм. Картина мира индивида при сильно выраженной подобной установке будет целиком зависеть от окружения. Поэтому любой когнитивный диссонанс будет разрешаться "в пользу" конформизма.
В случае меньшего влияния окружающих индивидов в следствие продолжительной депривации индивида и в силу сильно развитых способностей к рефлексии, у индивида образуется своя, относительно независимая картина мира. Такая картина мира будет опираться на логику, наблюдаемые закономерности внешнего мира. В психологии подобная установка (на свою логическую картину мира) называется поленезависимостью или нонконформизмом. Практически любой когнитивный диссонанс, при сильно выраженной подобной установке, будет разрешаться в пользу имеющейся картины мира. Но это не означает что картина мира будет статична и неизменна. Т.к. познание носит парадигмальный характер (аксиомы, логические конструкции на которые опирается картина мира изменяются), то и картина мира такого индивида достаточно изменчива. Напротив у индивида с конформистской установкой картина мира будет более стабильна, т.к. она опирается на культурные конструкции (традиции, верования, архетипы и т.п.) более стабильные во времени.
Мышление и формирование картины мира индивида
Определения мышления из Википедии:
1. Мышление (психология) — психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений.
2. Мышление — это познавательная деятельность человека. Оно является опосредованным и обобщённым способом отражения действительности.
Большинство безусловно согласится, что в формировании нонконформистской картины мира мышление индивида участвует. Ведь это во многом и есть построение научной картины мира с ее логикой.
Но можно ли считать, что в процессе формирования исключительно конформистской картины мира участвует мышление? По определению мышления - это любая познавательная деятельность, отражение любых закономерностей окружающего мира. Следовательно, в процессах усвоения и передачи другим индивидам культурных конструкций в целом так же участвует мышление. Но мышление не научное, а основанное на особенностях культурных конструкций. Я такое мышление обозначил как видовое, основываясь на биологической теории эволюции Ч.Дарвина и психологической теории эволюции М.Чиксентмихайи ("Эволюция личности") полагающих, что есть закономености "выше" индивида, внешние по отношению к нему, которым он с необходимостью подчиняется. Видовое мышление, хотя и протекает в "голове" индивида (по его ощущениям), на самом деле является внешним по отношению к нему. Любые ассоциации, появляющиеся в нашем сознании, источником которых служат культурные конструкции, мы воспринимаем как свои мысли. Но суть такой мысли - это всегда коррекция своего представления (своей картины мира) какой-то внешней культурной конструкцией воздействующей в данный момент на нас.
Но нонконформистское (научное мышление) так же является внешним по отношению к индивиду. Оно во многом зависит от логики, парадигм существующих в настоящий момент в науке. Индивид сам выстраивает и корректируя свою картину мира но при этом опирается на закономерности внешнего мира "открытые" как им самим так и наукой. Т.е., здесь можно выделить 2-а вида мышления:
- научное (объектное), сформированное наукой, которое базируется на изученных свойствах объектов "внешнего" мира и их взаимодействиях (закономерностях). Т.е. любая ассоциация (мысль), возникающая у индивида о вещах, явлениях опирается на свойства объектов и закономерности их взаимодействия, полученные наукой и "абсорбированные" им в свою картину мира. Такое "абсорбирование" продуктов объектного мышления обычно происходит совместно с влиянием видового мышления, т.к. любое обучение (например, его организация) основано на культурных конструкциях (продуктах видового мышления). Поэтому в картине мира индивида продукты мышления объектного "перемешаны" с продуктами мышления видового. Можно рассматривать науку и ее продукты как часть культуры, то такое мышление можно также назвать культурно обусловленным. И все же оно в сознании индивида сильно отличается от видового мышления, т.к. не может быть бессознательным (как большая часть видового) и в гораздо меньшей степени связано с эмоциональной сферой индивида.
- рефлексивное (субъектное), мышление присущее непосредственно индивиду. Это мышление лежит в основе построения индивидуальной картины мира. Сама картина мира индивида состоит как из продуктов видового так и из продуктов объектного мышления (некий более-менее не противоречивый и изменяющийся конгломерат). Субъектное мышление как раз и занимается гармонизацией (устранением противоречий, диссонансов) картины мира и ее соответствием окружающей реальности (внешнего по отношению к нему мира, который от него не зависит, но в котором ему необходимо действовать, чтобы удовлетворить потребности и желания).
Таким образом, в случае картины мира сформированной в основном видовым мышлением, развитое субъектное мышление помогает сформировать картину мира практичного человека (успешного в практических делах). В случае картины мира сформированной объектным мышлением, развитое субъектное мышление формирует картину мира ученого-первооткрывателя.
Комментарии
Простите, а кто или что такое "индивид" ?
Это один из множества точно таких таких же как и он индивидов, рассматриваемый отдельно ?
Это всего-навсего один из атомов среди множества точно таких же отдельных друг от друга атомов, которые точно так же ничем неотличимы друг от друга ?
Если это так, то какая "картина мира" может быть у отдельного атома, не отличимого от множества точно таких же атомов ?
Карти́на ми́ра (википедия) — совокупность основанных на мироощущении, мировосприятии, миропонимании и мировоззрении, целостных и систематизированных представлений, знаний и мнений человеческих общностей и отдельного человека.
Индивид, Индивидуум (лат. individuum — неделимый) — отдельный организм, который существует самостоятельно, в частности человек, единичный представитель человеческого рода.
В тексте идет речь об индивидуальной картине мира - картине мира индивида. В тексте ведь представлены различия. О какой одинаковости вы пишите? Какие атомы? Атомы (по тексту) являются продуктом научного представления о мире (точнее научной моделью объектного мира).
Странные определения.
Ну да ладно.
Вот смотрите.
Если individuum — неделимый, то всё, что является неделимым есть индивидуум.
Правильно ?
Атом - это и есть то что считалось неделимым.
Чем один атом отличается от другого ?
Ничем.
Правильно ?
Если один атом ничем не отличается от другого, следовательно все атомы одинаковы.
Если все атомы одинаковы, то логично предположить, что и картина мира у них будет одинаковая, естественно, если то, что отдельно от других и в то же время является не отличимым от остальных отдельных друг от друга может иметь хоть какую-то "картину мира".
Согласны ?
И ещё...
Если индивид - это отдельный организм, значит и отдельный микроб, будучи, хотя и микроскопическим, но всё же организмом, тоже является индивидом.
Если микроб так же является индивидом, то какая, интересно, у него индивидуальная "картина мира".
Не можете сказать ?
Конечна не согласен. Атом - это НЕ РЕАЛЬНОСТЬ - это МОДЕЛЬ. Атом - означает неделимый - а это разве возможно? В реальности все "атомы" (т.е. те объекты, которые мы выделяем и обозначаем атомами) различны друг от друга и в этих их различиях гораздо больше существенных свойств (и уже открытых и пока еще не открытых) чем в их похожести.
Да. Возможно у него есть своя картина мира основанная на его видовом мышлении (его зачатках). Видовое мышление присутствует у всех живых существ (потому оно и видовое). И чем сложнее организм, тем больше и отчетливее оно выражено. О передаче опыта от одного микроба к другому (если она действительно есть) мне трудно рассуждать - я не биолог. А вот с высокоорганизованными (например, уже с насекомыми) животными все более очевидно.
Хорошо.
Оставим атомы. Возьмём цифры. Допустим у нас имеется сто пятёрок.
Чем эти пятёрки отличаются друг от друга ?
Индивид, если это ПРОСТО индивид, так же является просто моделью.
И потом..Если обратиться к так любой многими Википедии, то можно выяснить, что А́том (от др.-греч. ἄτομος — неделимый, неразрезаемый).
Вы можете считать, что я придираюсь к словам, но согласитесь. что слова должны выражать, то, что они обозначают. а не то. что Вы хотите сказать, когда произносите те или иные слова.
Об индивиде как таковом говорить просто бессмысленно, потому что просто индивид - это нечто неделимое и всё.
Что можно сказать о неделимом?
О неделимом можно сказать только то, что его нельзя разделить, или что оно не делится.
Я думаю, что этого самого "индивида" придумали тогда, когда появилась правовая система, для которой срочно потребовался "субъект права"...,))
Кажется я понял, что вы хотите сказать (аналогии всегда многозначны, поэтому часто ведут к непониманию - это на счет атома). Я применяю термин индивид в тексте именно как некое начало, точку отсчета, основную деталь на которую далее нечто (то что я описываю) наслаивается, присоединяется. В этом смысле да, индивид - это единица не делимая. Но только вот не понял где я его делю? Я мог бы применять термин личность, но в этом случае я, как бы неявно включаю весь процесс социализации которая лежит в основе становления личности. Поэтому, чтобы не путаться (не провоцировать читателя на актуализацию кучи связей между чертами, свойствами личности) я взял "голый стержень" -понятие индивида, и "привязал" к нему некоторые, на мой взгляд, важные свойства закономерности. То же с термином человек - который еще более многозначен и потенциально провокационен. Получается, вы считаете, что я беру некое целое (индивида) и выделяю в нем что-то! А я поступаю как раз наоборот.
Суть понятия индивид - просто отличие от других без выделения еще каких-либо элементов и все. Это не обязательно право, например, способность к чему-то или размеры тела и т.п.
Видимо у микробов нет видового мышления, т.к. оно может быть только с появлением у организма нервной системы - возможности обучаться. Поэтому у простейших передача "опыта" происходит только на генном уровне. Можно ли переданный таким образом опыт назвать картиной мира? Наверное да, т.к. переданный генетическим способом опыт содержит необходимый для выживания организма и его вида "образ" реальности.
Противопоставление субъектного и объектного мышления почти ничего не говорит без учёта био-генетических параметров личности, которые определяют; темперамент, экспансивность, уровень самооценки, предрасположенность к сомнениям (критичность). Эти параметры преломляют восприятие личности даже в самом раннем возрасте.
Насколько охотно малыш пытается повторить движения, действия, слова более старших, настолько более точно он будет копировать поведение и мышление авторитетов большую часть жизни. Не могу найти термины, соответствующие поведенческой или когнитивной эмпатии. Ко всему прочему трудно переоценить роль интровертности или экставертности психики в процессе формирования мировоззренческих представлений и установок.
Я вроде как не противопоставлял объектное и субъектное мышление. Я выделил 3-и вида мышления (где субъектное - центральное, а объектное и видовое - внешние для индивида) и попытался их охарактеризовать. Основной смысл в том, что за мышление обычно принимается объектное мышление с его логикой. Я попытался показать, что это не единственный вид мышления. Остальные два как бы игнорируются культурой. О рефлексии (субъектное мышление) в философии упоминается довольно часто, но она ни как не определена, не отделена, прежде всего от мышления навязанного нам свойствами и закономерностями объектного мира. О видовом мышлении вообще упоминается лишь косвенно - фиксируются лишь его отдельные практические проявления (женская логика, эмпатия, эмоциональный интеллект и т.п.). Для большинства видовое мышление просто подменяется проявлением эмоцинально-чувственной сферы (в упор не видят здесь никакого мышления).
Био-генетические параметры индивида (ведь личность - уже результат социализации) дают некую предрасположенность к тому или иному поведению. Например, врожденная инвалидность предрасполагает к социальной депривации (некий барьер в передаче социального опыта от окружающих). У такого индивида образуется своя отличная от окружающих картина мира. И если даже у него слабо развито субъектное мышление, ему все равно приходится использовать его "на всю катушку" чтобы осознать разницу себя с другими и построить адекватную картину мира. Но насколько он будет "продвинут" в науке или в практике зависит от развитости у него объектного (в первом случае) или видового мышления (во втором случае).
Интровертность и экстравертность - это уже некий результат развития личности. Вследствие социальной депривации происходит некое блокирование передачи культурных конструкций от других индивидов. У индивида в этом случае образуется своя более независимая (чем у большинства) картина мира. В своем поведении он предстает окружающим как независимый и обращенный внутрь себя (на свои правила, оценки, установки и т.п.) - это и есть интроверсия. Экстраверсия - следствие отсутствия прерывания прередачи-усвоения культурных конструкций (отсутствие социальной депривации). Экстраверт (не ярко выраженный) может "стать" интровертом, если попадет в соц. среду, где усвоенные им ранее культурные конструкции не соответствуют реальности (например, переезд в другую страну с плохим знанием языка и утерей привычного круга общения). Интроверт "превращается" в экстраверта при попадании в соц. среду, где большинство окружающих с похожими на него ценностями, картиной мира.
Насколько охотно малыш пытается повторить - да, да это как раз и есть проявление видового мышления. Схема такая: желание(потребность) - мышление - действие+ эмоции - далее повторение .