ИСТОЧНИК. ЯМВЛИХ
1. ТЕОРИЯ ЧИСЕЛ: 1 (ЕДИНИЦА). (ЯМВЛИХ)
1. Единица - начало числа, существующее до всякого полагания. Она называется монада - от "пребывать постоянно".
2. Всё образуется единицей, которая всё объемлет своей потенцией.
3. Единица - совершенная, сверхсовершенная.
4. Единица - точка, угол, начало, середина и конец всего.
5. Единица - неделимое (атом), является в каждой вещи пределом и определением.
6. Единица - в сторону уменьшения кладёт предел делению непрерывного [отрезка] до бесконечности, в сторону увеличения - подобному же (т. е. бесконечному) приращению непрерывных [величин].
7. Благодаря единице каждая часть соразмерно согласуется с целым и соответствует ему.
8. Всякая совокупность множества, равно как и всякая часть деления, образуется через единицу: десяток - это единичность, тысяча - это тоже единичность; а с другой стороны, десятая часть - тоже единичность и тысячная часть - опять-таки тоже единичность, и так все части до бесконечности. В каждом из этих чисел единица по своему виду одна и та же, по величине же всё новая и новая. Порождая саму себя из самой себя, подобно вселенскому логосу и природе сущего, всё сохраняя и не давая распасться ничему из того, с чем она соединяется, единица одна среди всего прочего наилучшим образом способна выражать, уподобляясь всеобщему спасительному промыслу, даже и божественный логос, и полнее всего отождествляться с ним, поскольку она наиболее близка к нему. И она является идеей идей, пребывая в художнике как некое художество (techne), а в мыслителе - как мышление. (..)
9. Единице соответствует бог, в качестве семени (spermaticos) являющийся всем, что только существует в природе, подобно тому как единица есть всё, что только есть в числе. Божественная монада охватывает своей потенцией вещи, актуально кажущиеся противоположными по любому вообще способу противоположности, равно как единица в силу особенной своей неизречённой природы выступает во всех видах. Божественная монада вбирает в себя начало, середину и конец совокупности вещей, независимо от того, мыслим ли мы составление ею вещей как слияние с ними или присоединение к ним, - равно как единица есть начало, середина и конец количества и величины, притом любого свойства. Поскольку же без неё вообще нет составления (systasis) (система! - А. Аритерос) чего бы то ни было, то без неё нет и никакого познания и она стоит во главе вещей наподобие чистого света, солнцевидного и предводительного. Так что во всём этом она уподобляется богу, и главным образом - в своём качестве скрепляющего и составляющего начала смешанных и очень различных вещей, равно как и бог гармонически соединил вселенную (to pan) из столь противоположных стихий (элементов! - А. Аритерос). Единица порождает (устраняет! - А. Аритерос) сама себя и от самой себя рождается как самосовершенная, безначальная и бесконечная, представляясь причиною постоянства, подобно тому как и бог в своих природных энергиях мыслится сохраняющим и соблюдающим разные природы.
10. Единицу называют не только богом, но и умом, и мужеженским началом. Умом называют её потому, что божественный принцип, главенствующий в творении мира и вообще во всяком [божественном] художестве и логосе, хотя и не проявляющийся в отдельных вещах весь целиком, по своей энергии представляет собою ум, будучи неким самотождеством, непеременчивым благодаря утверждённости во всеведении; и этим он подобен единице, которая всё охватывает в себе по своей идее, хотя по существованию она внедрена в эйдосы сущего, в качестве некоего художнического логоса уподобляясь богу, не отклоняясь от заключённого в ней начала и не давая отклониться ничему другому, но пребывая поистине неизменною (atreptos), как бы мойрою (судьбой! - А. Аритерос) Атропос (Atropos). Поэтому единицу именуют демиургом и ваятельницей, когда имеют в виду её соединение и разъединение с математическими природами, от коих происходит образование тел, порождение живых существ и космическое устроение. По той же причине её мифически отождествляют с Прометеем (Promethea), демиургом жизненности, поскольку она "никоим образом не бежит вдаль" и, оставаясь неизменно единой, не выходит из собственного логоса и не позволяет выйти ничему другому, наделяя всё своими свойствами: сколькими бы она ни увеличилась расстояниями и насколько бы она их ни увеличила, она мешает им бежать вдаль и отпасть от её изначального и их собственного логоса.
11. Как семя единицу полагают сразу мужской и женской частью всего, не только потому, что нечётное мыслилось мужественным, будучи трудно делимым, чётное же женственным, будучи легко разделимым, тогда как единица одна является и чётной, и нечётной, но также и потому, что она представлялась и отцом и матерью, обладая логосом матери и эйдоса, художника и художественного изделия. Производя двоицу, она разделяется на две части, ибо легче художнику доставить себе материю (материал! - А. Аритерос), чем, наоборот, материи доставить себе художника. Семя, способное в том, что касается его самого, производить и женские и мужские существа, будучи посеяно, без различия производит свободную природу вплоть до определённой ступени развития; делаясь же плодом и прорастая, оно, по мере перехода из потенции в энергию [действительность], начинает принимать различие и изменяться в ту и другую сторону. Коль скоро в единице заключена потенция любого числа, единица оказывается собственно умопостигаемым числом, не являясь ничем отдельным в действительности, однако сразу всем по своей идее. Сообразно сказанному её и называют "материей" и "восприемницей" за то, что она производит двоицу, материю в собственном смысле и вмещает в себя все логосы, коль скоро во всём является производящим и наделяющим началом. Равным образом её именуют "хаосом", гесиодовской первородной стихией, откуда происходит всё прочее, как из единицы. Благодаря отсутствию в единице расчленённости и раздельности, присущей любым следующим за нею числам, она называется "смешением" и "слиянием", "темнотою" и "мраком".
12. Анатолий говорит, что единицу зовут "родительницей" и "материей" потому, что без неё нет никакого числа.
13. Начертание (charagma), означающее единицу, служит символом (symbolon) вселенского первоначала; а суммою своего имени она выражает некую общность с солнцем: ведь слово "единица" (monas) в сумме даёт 361, что равно числу частей круга зодиака.
14. Пифагорейцы называли единицу "умом", уподобляя её Единому; а среди добродетелей они уподобляли её "благоразумию", потому что правильное едино. Они называли её также "сущностью", "причиною истины", "простым", "парадигмой", "порядком", "созвучием" (symphonia); в вещах, допускающих увеличение и уменьшение, они называли её "тождественным", в вещах, допускающих усиление и ослабление, - "средним", в множествах - "умеренным", во времени - "настоящим", "теперь"; её называли также "кораблём", "колесницей", "другом", "жизнью", "счастьем". Они говорят, кроме того, что в средоточии четырёх стихий залегает некий единовидный (henadicon) огненный куб, срединность положения которого якобы известна и Гомеру, который говорит: "Вниз от Аида, насколько земля от небесного свода". Пифагорейцам здесь следуют, как видно, ученики Эмпедокла и Парменида, равно как почти все древние мудрецы, согласно которым в середине [мира] водружена единичная (monadicen) природа наподобие Гестии, сохраняющая своё место благодаря равновесию. Недаром Еврипид, который был учеником Анаксагора, так упоминает Землю: "У смертных мудрецов зовётся Гестией".
15. Ещё пифагорейцы говорят, что через единицу у Пифагора составился его прямоугольный треугольник, когда он увидел заключённые в нём числа.
16. Пифагорейцы сближают (prosarmottoysin) материю также с двоицей, поскольку материя - начало инаковости в природе, а двоица - в числе, и как материя сама по себе неопределённа (aoristos) и бесформенна, так и двоица одна-единственная из всех чисел не образует [геометрической] фигуры, почему, естественно, она и может называться "неопределённой двоицей": ведь первая актуальная фигура создаётся по меньшей мере лишь тремя углами или тремя прямыми, хотя потенциально таковою является уже единица.
17. Не без основания [пифагорейцы] называли единицу ещё и "Протеем", египетским многообразным героем, соединяющим в себе свойства всех людей, подобно тому как единица содействует при создании каждого отдельного числа.
2. "О ЕГИПЕТСКИХ МИСТЕРИЯХ" (ЯМВЛИХ). (А. Ф. ЛОСЕВ)
1. ВЫСШИЙ МИР. Теургия - это есть обожествление и убеждённость в том, что всё реально существующее может и должно стать тем или иным богом или демоном, а в известном смысле таковыми существами является уже и теперь, то есть всегда, или по своей природе. Казалось бы, такую мистику очень трудно облечь в какую-нибудь формально-философскую структуру. Но трактат "О египетских мистериях" только тем и занят, и этих своих целей он достигает с поразительным для себя успехом.
2. Прежде всего, отвечая на такие вопросы Порфирия, как о пестроте и разнообразии богов, о возможности воздействия их на природу и человека и на обратное воздействие человека, о плохих богах и т. д., Ямвлих привлекает простейшее неплатоническое учение о первоедином, восходящее ещё к Платону, причём у Ямвлиха присутствует здесь даже известное платоновское выражение "запредельное бытию". Поскольку каждая вещь есть прежде всего она сама, то есть какая-то единица, то и всё на свете тоже состоит из каких-то единиц и, значит, тоже есть некая общая и всеединая единица. Этим сразу снимаются все разговоры о противоречиях в представлении многообразных и противоречивых существ, будь то боги, демоны, герои или простые души. Это абсолютное единство вполне очевидно, объединяя всё и само будучи выше всего. Самое же главное - это то, что оно в своей основе нигде и ни в чём не меняется, в какой бы разнообразной форме оно ни выступало в отдельных случаях. И не только оно неаффицируемо; но неаффицируемо и всё, что им продуцировано. Аффицируемо только телесное. Но как бы ни погружались в телесную природу боги, демоны, герои и души, они в основе своей всё равно остаются неделимыми точками. Тут для Ямвлиха сразу отпадают многочисленные возражения и сомнения Порфирия, основанные на слишком грубом и вещественном подходе к миру мыслей, к ноуменальному миру. (..)
3. Наивысшее бытие, первоединое благо, выше всякой раздельности. Но оно тут же порождает и себя и свою раздельность. Поэтому и боги раздельны, хотя они и уходят в бесконечную и уже нерасчленимую даль; и так же космос и сам по себе и со своими телесными, то есть небесными, богами. От единого начала всё происходит, но в него же всё и возвращается, поскольку в своём отходе от единого оно нигде и никогда не перестаёт быть единым. (Не возвращается в единое начало, а в нём всегда и всецело находится. Все возможные перемещения - в едином, в пределах им созданного. - А. Аритерос)
3. ТЕОРИЯ ЧИСЕЛ: 2 (ДВОЙКА). (ЯМВЛИХ)
1. [По сравнению с троицей] единица является началом числа в некотором смысле, [а именно потенциально], двоица же - ввиду своей первичности (dia to archoeides): двоица, называемая dyas (диадой) - от diienai (происхождение) и diaporeyesthai (переход), - первою отделилась от единицы, почему и именуется "дерзанием"; если единица являет единение, то примыкающая к ней двоица являет разделение. Кроме того, двоица полагает первое начало окачествованному отношению (pros ti pos schesis) либо своим отношением к единице, а оно двойное, либо отношением к стоящей за нею троице, а оно полуторное. Они - корень бесконечно простирающихся в обе стороны отношений, как кратных, так и дробных.
2. Двоица - элемент вселенского устроения, противоположный единице и потому вступающий с нею в гармоническую связь, как материя с эйдосом. Началом бытия и вечной действительности является эйдос, а всего противоположного - материя. (..)
3. Двоица является промежуточной ступенью между множеством, мыслимым в троице, и началом, противоположным множеству, в единице. Поэтому она одновременно обладает свойствами того и другого. Свойство единицы как начала - производить при сложении [с самой собою] больше, чем при умножении [самой на себя]: один да один больше, чем единожды один ("Начало" (arche) просто, оно уже содержит в себе всю развёртываемую в множестве силу числа, поэтому "при смешении" (то есть умножении на себя) оно всё равно остаётся тем же самым.). С другой стороны, свойство всякого множества как некоего результата (apotelesma - "произведение", математический термин) - это, наоборот, давать при умножении [на самого себя] больше, чем при сложении [с самим собою], потому что [множество] уже не имеет природы начала, но отныне, [то есть начиная с трёх], числа порождаются друг из друга и путём смешения (умножения).
(Простой факт, что 2 + 2 = 2 × 2, приобретает глубочайший онтологический и космологический смысл. Если единица при умножении на себя даёт опять единицу, то это потому, что сами по себе эйдосы в своей изначальной простоте уникальны, неслиянны и неизменны. Если двойка при умножении на себя даёт то же самое, что при сложении с собой, то это значит, что материя сама в себе не в силах изменить своего вида и произвести что-либо новое. Если "множество", начиная с числа три, от "смешения", то есть умножения на себя, даёт каждый раз больше, чем от сложения с собой, то это потому, что элементы и вещи, входя в состав множественного мира, создают нечто более значительное, чем их механическая сумма.)
Поэтому трижды три больше, чем три да три. И, тогда как единица и множество обладают такими противоположными свойствами, двоица, будучи как бы серединой и принимая обоюдные свойства, встаёт в срединное положение между тем и другим. Ведь серединою большего и меньшего мы называем равное; а лишь в одной двоице имеется равенство, почему и при сложении, и при умножении на неё получится равное: дважды два равно двум да двум. Отсюда её и называют "равной". (..)
4. Представляется она (двоица) и "беспредельным", коль скоро является "иным"; иное же, начинаясь от единицы, отпадает в беспредельное. Её можно назвать также и производящей бесконечность, потому что в двоице - первое выражение протяжённости, если считать от точки, какою является единица, а протяжённость и делится, и возрастает до бесконечности. И, поистине, природа неравенства в её противопоставлении единице: их раздельность есть первая раздельность между большим и меньшим [числом]. (..)
5. Называют её (двоицу) и "природой", потому что она есть движение к бытию и как бы некое становление и распространение из семенного логоса. Она получила это название постольку, поскольку то или иное движение от одного к другому совершается по образу двоицы.
6. Некоторые, ошибочно представляя себе двоицу как уже составное и вторичное число, считают, что она образована (systema) из двух единиц, так что и при распадении опять сводится к тем же двум единицам. Но если двоица есть состав из двух единиц, то эти две единицы будут прежде неё по происхождению; если единица есть половина двоицы, то двоица должна быть первичной; а если мы хотим, чтобы у единицы и двоицы сохранилось их взаимное отношение друг к другу, они необходимо должны существовать вместе в качестве двух половин и половины двойного, и ни одна из них не будет ни первой, ни последней ввиду полной зависимости их друг от друга. (Здесь "от противного" доказано, что двоица не просто "состав" из двух единиц, а самостоятельное число.)
7. Двоицу называли и "diometor" как "матерь Зевса" (Зевсом же считали единицу), а также "Реей" (Rhean) - от её текучести и протяжённости, каковые свойства присущи как двоице, так и природе всеобщего становления. Считается, что имя двоицы (dyas) приличествует луне, поскольку из всех планет с ней случается всего более закатов (dysis) и поскольку она раздвоилась (edyasthe) и разделилась: ведь о ней говорят, что она половинчатая и раздвоенная.
--
© 1989-2020, Александр Аритерос (A. Aritheros)
==
Комментарии
К ЕДИНИЦЕ
Порой согнёшься на странице,
покорно спину округля…
Держись ровнее, единица,
Не то догнёшься до нуля!
Порою выгнешь грудь, как птица,
как гордый парус корабля…
Держись скромнее, единица,
Не то догнёшься до нуля!
Ф.Кривин