Истина: гносеологический и онтологический аспекты или две истины?

Аватар пользователя philozan
Систематизация и связи
Философия религии

«Я есть путь и истина, и жизнь…»

Человек обеспечивает свое существование посредством производства продуктов… Чтобы его деятельности был обеспечен успех, она должна быть разумной, то есть основываться на знании, адекватно отражающем действительность. Последнее и носит,   со времен древних греков,  название истины.

Итак, человек решает свои частные проблемы, опираясь на частные истины.

Но для человека, как разумного существа, должна быть «исполнена смысла», то есть основываться на Истине, и сама его жизнь в целом.  Но где он может найти эту Истину? Опыт реальной жизни людей убеждает их в бессмысленности человеческого существования. О каком «смысле жизни» можно говорить, если эта жизнь обрывается смертью?!

Но человек не может нормально осуществлять свою жизнедеятельность, не решив проблему смысла. На Земле его не найти, и человек устремляет свой взор на Небо. Человек открывает Бога, как высшую силу, которая наделяет смыслом человеческое существование, обеспечивая ему бессмертие…

Истиной, опираясь на которую, человек решает свою «глобальную проблему» является  Сам Бог. Поэтому для христианства Истина это не «что», а «Кто»…

Итак, речь идет не о двух аспектах одной истины, а о двух различных истинах истине практической/гносеологической/ и Истине религиозной/онтологической/.

Комментарии

Аватар пользователя Derus

рhilozan, Вы говорите: «Опыт реальной жизни людей убеждает их в бессмысленности человеческого существования. О каком «смысле жизни» можно говорить, если эта жизнь обрывается смертью?!»
Почему смерть так часто фигурирует в качестве условия бессмысленности жизни?
Почему жизнь вечная автоматически есть цель и смысл?
Ведь «смысл» – это качественная характеристика, а «вечно» (т.е. бесконечно долго) – количественная. Но разве о качестве судят по количеству? 
Я по этому поводу всегда представляю какой-нибудь вечный сизифов труд или вечное вступеводотолчение и… как-то язык не поворачивается сказать, что подобная вечная жизнь осмысленна и вообще стоит того, чтобы жить.
С ув. D
 

Аватар пользователя philozan

Derus, 27 Январь, 2016 - 10:38, ссылка

Почему смерть так часто фигурирует в качестве условия бессмысленности жизни?

 

"Пришел ниоткуда - ушел никуда". О каком здесь смысле вообще можно говорить?!

 

Почему жизнь вечная автоматически есть цель и смысл?

О "смысле жизни" можно говорить, если есть в наличии сама эта жизнь.

Человек, с тех пор как он решил проблему обеспечения бессмертия, может "спокойно" наполнять свою земную жизнь каким угодно смыслом - накоплению богатств, рыболовству, занятиям философией...

Без решения этого "основного вопроса философии" человек так же не мог бы нормально осуществлять свою жизнедеятельность, как осужденный, ожидающий приведения в исполнение смертного приговора, не может "спокойно" планировать свой завтрашний день...

Аватар пользователя philozan

Derus, 27 Январь, 2016 - 10:38, ссылка

Почему жизнь вечная автоматически есть цель и смысл?
Ведь «смысл» – это качественная характеристика, а «вечно» (т.е. бесконечно долго) – количественная. Но разве о качестве судят по количеству? 

Что же вы отрываете качество от количества, они находятся в единстве. А если нет "количества", то нет и качества. 

 

Аватар пользователя Derus

Ой, рhilozan, а я думал, что ваш первый мне ответ – это всё… и потому я давно ответил  на него ниже (колесико у мышки крутится?). А оказывается, Вы только начали… Ну что ж, надеюсь, еще через часов четырнадцать Вы все-таки дочитаете мой первый коммент. :о)
С ув. D
 

Аватар пользователя ВФКГ

Derus, 27 Январь, 2016 - 10:38, ссылка

рhilozan, Вы говорите: «Опыт реальной жизни людей убеждает их в бессмысленности человеческого существования. О каком «смысле жизни» можно говорить, если эта жизнь обрывается смертью?!»
Почему смерть так часто фигурирует в качестве условия бессмысленности жизни?
Почему жизнь вечная автоматически есть цель и смысл?

Добавлю, что всё материальное имеет начало и конец, от человеческих тел до столов, стульев, компьютеров, автомобилей, биосферы и самой нашей планеты. И что, всё происходящее на Земле надо считать бессмысленным только потому, что когда-то исчезнет биосфера и сама планета Земля?

Смыслы - неотъемлемая ипостась Бытия = существования, взаимодействия, развития.

Аватар пользователя philozan

ВФКГ, 28 Январь, 2016 - 19:22, ссылка

И что, всё происходящее на Земле надо считать бессмысленным только потому, что когда-то исчезнет биосфера и сама планета Земля?

Смыслы - неотъемлемая ипостась Бытия = существования, взаимодействия, развития.

Учитывая, что все в мире находится во всеобщей связи /в том числе причинной/ и взаимодействии, "смысл" можно обнаружить в чем угодно...

Неудачно я использовал здесь это расплывчатое понятие - "смысл". Речь вот ведь идет о чем.

"Родовой" деятельностью человека является производство средств существования. Этой деятельности обеспечен успех, если она опирается на истину, то есть на более или менее адекватное понимание окружающего мира.

Человек, как разумное существо, чувствует себя нормально, если его деятельность  приводит к достижению конкретной поставленной цели.

Но, проявляя себя в решении конкретных проблем как разумное существо, человек не может не задуматься о разумности своего существования вообще.

В самом деле, человек живет, трудится, воспитывает детей, набирается жизненного опыта, знаний, любит, страдает, мечтает... И тут приходит смерть, с которой все обрывается.

Человек "привык", что его деятельность должна приносить положительный результат... А здесь оказывается, что сама его жизнедеятельность оказывается неверной, неразумной.

"Институт смерти" противоречит природе человека, как разумного и деятельного существа.

Поэтому он не может смириться с этим; он ищет и находит положительное решение проблемы. Ему открывается Новая Истина...

Уверен, что без идеи Бога как гаранта человеческого бессмертия разумные существа в принципе не могут существовать! Может ли это утверждение служить доказательством реальности бытия Бога..?

 

Аватар пользователя Фристайл

Человек обеспечивает свое существование посредством производства продуктов… Чтобы его деятельности был обеспечен успех, она должна быть разумной, то есть основываться назнании, адекватно отражающем действительность. Последнее и носит,   со времен древних греков,  название истины.

Хм. По грибы ходите? Но ведь вы их не произвели, но с удовольствием поедаете. И обезьяны, птицы, падальщики также занимаются собирательством, которое принципиально не отличается от сбора грибов. Значит, либо ваши рассуждения неточны, либо гиена также облает знаниями-истиной.

Ваши рассуждения заведомо неточны, поскольку истины, как комплекса сведений полностью идентичного объективной реальности, в распоряжении Человека не было нет и никогда не будет. Называть знания истиной просто порождать заведомо неистинное. Но тем не менее знания об объективной реальности есть, но они заведомо неточны и неполны, и любой биологический объект всю свою жизнь только тем и занимается, что принимает решения и осуществляет действия в условиях неполноты и недостоверности знаний. Лем называл цивилизацию суммой технологий. А технология - набор приемов, обеспечивающих с какой-то вероятностью приблизительно ожидаемый результат.

Но коль ни вы, ни я не располагаете истиной, то с чего вы решили, что бог обязательно есть, и он таков, каким вам нравится о нем думать?

Аватар пользователя philozan

Фристайл, 27 Январь, 2016 - 10:42, ссылка

Хм. По грибы ходите?  И обезьяны, птицы, падальщики также занимаются собирательством... Значит, либо ваши рассуждения неточны, либо гиена также облает знаниями-истиной.

Путем метода проб и ошибок любое живое существо познает мир.

 

Ваши рассуждения заведомо неточны, поскольку истины, как комплекса сведений полностью идентичного объективной реальности, в распоряжении Человека не было нет и никогда не будет. Называть знания истиной просто порождать заведомо неистинное. Но тем не менее знания об объективной реальности есть, но они заведомо неточны и неполны, и любой биологический объект всю свою жизнь только тем и занимается, что принимает решения и осуществляет действия в условиях неполноты и недостоверности знаний.

Конечно, познать абсолютно природу грибов не дано ни животному, ни человеку, но обнаружить истину "в первом приближении", то есть отличать съедобные грибы от ядовитых вполне доступно.

Но коль ни вы, ни я не располагаете истиной, то с чего вы решили, что бог обязательно есть, и он таков, каким вам нравится о нем думать?

Идея Бога, Творца мироздания и как гаранта человеческого бессмертия, есть необходимое средство против "перегрева человеческого мозга", условие обеспечения нормальной жизнедеятельности людей.

Эта идея находит в реальной жизни людей многочисленные фактические подтверждения, начиная от постоянно открываемой наукой целесообразности устройства мира, истории религии и заканчивая опытом святых людей, сумевших построить свою жизнь в соответствии  с принципами, соответствующими данной идее Бога.

Аватар пользователя Derus

рhilozan, «О "смысле жизни" можно говорить, если есть в наличии сама эта жизнь».
Верно.
Но ведь не наличие же жизни делает жизнь осмысленной.
(Вы полностью прочитали мой комментарий?)

«Человек, с тех пор как он решил проблему обеспечения бессмертия, может "спокойно" наполнять свою земную жизнь каким угодно смыслом - накоплению богатств, рыболовству, занятиям философией...»
Ну мало, ли что отвечает за «спокойствие».
Вон муха у моего уха летает и летает, жужжит и жужжит! Она тоже лишает меня спокойного занятия философией, рыболовством и т.д., так и что теперь ее посчитать причиной смысла моей жизни? Или зуб у меня болит от конфет... Так мне теперь считать, что смысла есть конфеты не было? :о)
Мне кажется, Вы путаете средство с целью.

«Без решения этого "основного вопроса философии" человек так же не мог бы нормально осуществлять свою жизнедеятельность, как осужденный, ожидающий приведения в исполнение смертного приговора, не может "спокойно" планировать свой завтрашний день...»
А вот я слыхивал краем уха от Л.Толстого, что любой день следует начинать так, как будто он последний… Чего же он не понимает, что понимаете Вы?
С ув. D

Аватар пользователя Derus

Часть-2

 

рhilozan, Вы говорите: «Что же вы отрываете качество от количества, они находятся в единстве. А если нет "количества", то нет и качества.»
Хм… интересно, каким образом Вы из моего хода: «Но разве о качестве судят по количеству?» сделали вывод, что я разрываю их единство? Удивительно…
Я о том, что качество (осмысленность - бессмысленность) чего-то определяется не по количеству (много - мало). Разве нет? Т.е. даже ОДНО мгновение (весны) может быть осмысленно.  
С ув. D

Аватар пользователя rpa

Товарищ по видимому совсем плох,раз испытывает нужду в религиозных костылях!

рhilozan,обессмысливает ли ваша смерть,все вами сделанное на протяжении всей вашей жизни?Если нет,то это и есть смысл вашей жизни!Если да,то значит жизнь прожита впустую,где то свернули не туда,что-то сделали не так,в чем то ошиблись,но и это тоже жизнь!Просто жить это и есть самый простой смысл жизни!

Аватар пользователя Derus

rpa, Вы говорите: «Просто жить это и есть самый простой смысл жизни!»
Это вряд ли…
«Просто жить» - это нечто неопределенное и, соответственно, исходно бессмысленное. Разве нет?

«Товарищ по видимому совсем плох,раз испытывает нужду в религиозных костылях!»
А Вы кого посчитаете разумным того, кто, узнав о кораблекрушении в момент поедания  любимых пирожных, их бросит и будет метаться по судну заведомо зря или того, кто продолжит их есть, т.е. употребит оставшиеся минуты возможно более приятно?
С ув. D