Инакомыслящий Воланд

Аватар пользователя Ариадна
Систематизация и связи
Философия культуры

Почему? Почему булгаковский роман, как приливная волна, затухая – и  поднимаясь вновь на немыслимую высоту, с завидной периодичностью возбуждает к себе интерес? И современная нелюбовь к чтению отнюдь не становится помехой Вхождению в «Мастера и Маргариту», ибо ее, эту нелюбовь, компенсируют бесконечные экранизации, которые азартно соревнуются между собой в главном: разгадать глубокий потаенный замысл самого необычного романа последних ста лет – и тайну Воланда, в первую очередь.

С чего начнем? Давайте в качестве первичного минимума разъясним вот этот парадокс:

«Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Да, Михаил Булгаков реанкарнирует Мефистофеля Гёте, этот факт мы не будем ставить под сомнение, - оттого и роман в целом – отнюдь не о Пилате и Христе, как объясняет Мастер Воланду. Роман Булгакова – о  главном, якобы «отрицательном», герое всех времен. Но Михаил Афанасьевич в собственном  литературном шедевре привносит в тему Мефистофеля новое Смыслополагание. «Чтобы знали, чтобы знали...» - шепчет он жене перед смертью, диктуя последние строки романа.

Вечно совершать благо, по идее, должен всегда Христос. В Библии есть конкретные примеры: воскрешения Лазаря, возвращения зрения слепому, моральная поддержка падшей женщине и... Да, «Нагорная проповедь», не убий, не укради. Проповедь-декларация, Декларация Добра. Христос – Учитель, учит как Надо поступать на собственном примере и как не надо. Иначе... Что – иначе? А то, что всем воздастся в СВОЕ ВРЕМЯ. И грешникам, и праведникам. Это когда затрубят трубы, разверзнутся могилы – и состоится Страшный Суд.  Вот тогда-то – и только тогда - почивший некогда народ отправят по двум конкретным адресам: в Рай или в Ад.

А что делает Воланд? Он наказывает Зло в режиме реального времени. Здесь и сейчас. Христос (как и Мастер, заметьте) НЕ ПРОТИВИТСЯ ЗЛУ и говорит «Добрый человек!» палачу.  Воланд (к которому ближе фигура Маргариты) говорит Злу: ты - вор и коррупционер (приспособленец-двурушник, совратитель, предатель, убийца), и ты покинешь белый свет через пол-года. Или немедленно. Он перебирает на себя фунции Судии – но кто будет с уверенностью утверждать, что Бог не делегировал ему эти ЗЕМНЫЕ полномочия?

Вполне очевидно, что Булгаков в отличии от Гете создает в своем замечательном творении отнюдь не образ канонического Сатаны, но  при не скрывает сам факт повсеместного существования Зла в нашей жизни. Только он называет Зло своим настоящим именем, безжалостно выхватывая его за шиворот из толпы и жестко пресекая - руками Воланда. А к нам, читателям, идет параллельный, совершенно недвусмысленный авторский посыл: вы тоже так можете. Злу надо сопротивляться, а не подставлять вторую щеку. Зло надо истреблять. И если тебе даны Сила, Власть, большие возможности – ты должен стоять в Авангарде Борьбы со Злом.

«Сатана там правит бал»

ArtStation - Satan's Ball

Повторимся, Воланд – не Сатана, не канонический, рисуемый в воображении Паствы, дьявол. И Церковь, мягко будет сказано, не симпатизирует Булгакову и его знаменитому роману совсем по иной причине. Воланд в нем - «старый софист» словами «раба» Левия Матвея, то есть, философ-еретик, всегда поступающий ПО СВОИМ МОРАЛЬНЫМ ЗАКОНАМ. Раб, по-воландовски – это унизительно, Воланд открыто презирает рабов и раболепство. Образ Воланда прописан как открытый вызов и Церкви, и властьпридержащим, требующим исповедования Покорности Господину – будь он в сутане или во фраке. И «бал» господ невечен. Собственно, этот бал – фантом, как и деньги, становящиеся резаной бумагой в карманах обалдевших от «чудес» зевак. Это Бал Мертвецов – Булгаков вместе с Воландом опять называют вещи своими именами, бросая в лицо всем этим "королям, герцогам, шулерам, палачам, доносчикам, изменникам, растлителям": вы – мертвецы! Вы веселитесь на БАЛУ ТЕНЕЙ, над декорациями- фантомами которого уже властвует тлен и запах склепа. «Чтобы знали, чтобы знали...»

***

И,  наконец, еще один "момент", который так неприятен Церкви: «трижды романтический» Мастер, ценой унижения и поражений в правах написавший роман о Христе в суровое богоборческое советское время... оказался Христу не нужен.

 —   Он  прочитал  сочинение  мастера, —  заговорил  Левий Матвей,  — и просит тебя, чтобы ты взял  с собою  мастера  и наградил его покоем. Неужели это трудно тебе сделать, дух зла?

     —  Мне  ничего не трудно  сделать, —  ответил Воланд, —  и тебе  это хорошо известно. — Он помолчал и  добавил: —  А что же вы не берете его  к себе, в свет?

     —  Он  не  заслужил  света, он заслужил покой,  —  печальным  голосом проговорил Левий.

     — Передай, что  будет сделано, —  ответил  Воланд

«Покой»... Новая космолого-философская категория, однако! Все-таки роман Михаила Булгакова еще не доосмыслен до конца.

 

Комментарии

Аватар пользователя Дилетант

он заслужил покой

 Книги - образец покоя.

Аватар пользователя kroopkin

«Покой»... Новая космолого-философская категория, однако! 

А чем нирвана - не?.. Правда нирвана неотделима от света... И ежели отделять, то что такое вечный свет без покоя?

Аватар пользователя Эль-Марейон

Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». О чем  или о ком говорил Булгаков? О себе говорил. Так он зло и благо одновременно? Не так: без зла и блага не бывает. А наоборот? Нет, благо есть благо. Они чужие- благо и зло? Но они в единстве общем. Что писатель понимал под силой? Силу Мысли. Я- это Мысль? Верно. Это ты и я? Верно. Но я не хочу никому зла. Не так: ты не есть зло, ты не есть и добро. Кто я есть? Ты- сила. Булгаков говорил, я- часть той силы. О боге мыслим он? Не так: я есть часть силы самое себя. Мысль- это Я и Нея. Мы есть части Мысли? Верно. Но Мысли собирают божественный разум. Верно: Мысли- части божественного разума.