Автор: Габелев Евгений Павлович, г. Нижний Новгород
«Чувство радости от осознания высшего смысла бытия есть непременное условие всякой иной радости и счастья». (Готфрид Лейбниц)
Ускользнувшая реальность
«Невозможно жить приятно, не живя разумно. Верно и обратное». (Эпикур)
Говорят, духовный поиск – дело подобное покорению в одиночку Северного полюса. Считают, будто обращается человек к Духу лишь познав жизнь и в ней разочаровавшись. Полагают, что стремление к высшим мирам ведет к отказу от радостей мира этого. Пугают нас специально, дабы отвратить умы от преждевременного знания. Нет занятия более веселого, чем поиск смысла бытия. Процесс сходен с розысками потерянных очков, находящихся на собственном носу. Если встретите «духовного учителя» исполненного величия, серьезности и пафоса – то скорей всего пред вами самозванец. Познавший Истину радостен, доступен и полон юмора. Так описывают своих Мастеров древние традиции. Чему улыбается мудрый?
Дело в том, что мироздание, кажущееся нам прочным, реальным и полным проблем, для него – игра расшалившегося духа, в правила которой входит принимать происходящее всерьез! Игра настолько захватила игрока, что он слился со своим персонажем. Забыв себя претерпевает коллизии, разыгрывая череду жизней одну за другой, не в силах оторваться от волнующего сюжета. Самое забавное, что представление об игроке, игре и выходе из нее - так же есть часть самой Игры…. Как же тут оставаться серьезным!
Так описывают мир тексты древних Упанишад и христианские апокрифы. Платон и Августин уподобили его игре теней от костра. Ему противопоставлен Мир Иной, совершенный и вечный. Центром космоса философов стал непостижимый Бог – первичный мыслитель, рождающий мыслью мир с его обитателями. Все существует исключительно благодаря нему в его воображении, не обладая подлинным бытием. Здесь возникает вопрос: кто создает самого бога? Породивший мир мыслитель рискует оказаться еще одной из идей, рожденных человеческим умом. Круг замыкается и все становится неопределенным и зыбким. Смысл жизни в театре теней - созерцать гармонию небес и готовить себя к вечности. Или, пробудившись, осознать отсутствие собственной реальности и раствориться в пустоте. При этом причинять поменьше беспокойства окружающим, не делая им того, чего не желал бы себе.
Психоанализ интерпретирует идею иллюзорности бытия как психологическую защиту от страданий. Веря что «все не настоящее» человек избегает боли. Зачем печалиться о том, что по сути только сон! Никто не болеет и не умирает, нет несправедливости и зла, когда-нибудь мы проснемся и все будет хорошо... Неужели мудрость оказалась неврозом? Однако, тут духовные традиции солидарны с Фрейдом. Их основоположники обличали любимые философами идеи нереальности мира. При этом одновременно отвергая и его реальное существование! Будда называл оба противоположных воззрения смертельными ядами. Лао-Цзы и Дионисий Ареопагит считали деление вещей на «истинные» и «ложные» уделом невежд. Кто сказал нам, что возможны лишь две альтернативы?!
Логика невыразимого
«Поскольку умных мнений много и все они исключают друг друга, не будет ли безрассудным надеяться что в одном из них угадана суть мира?». (Григорий Палама)
Царством красоты тела и духа вошла в историю Античность. Философия стала смелой попыткой постичь тайны мира. Размышление о природе бытия, называемое медитацией, было частым времяпровождением гражданина античного полиса. Оно придавало красоту и смысл полной опасностей жизни. Воображение мечтателя, прогуливающегося среди садов и рощ рисовало картины небесных миров. Вечерами достойные мужи собирались чтобы в публичной полемике приятно провести время. С тех пор истина рождается в споре, хотя победа в нем принадлежит чаще красноречивому, нежели мудрому.
Непостижимое манило. Гераклит Эфесский уподобил дух огню, светоносному и палящему. Фалес из Милета в умозрении открыл, что единственной реальностью является вода. Все прочее, включая людей, богов и самого Фалеса – нереально. Прославился он тем, что созерцая небо, не заметил под ногами канаву, в которую и упал под смех сограждан. По счастью, ни его возвышенному уму, ни представлениям о реальности падение не повредило. А вот Архимед Сиракузский был так увлечен размышлениями, что проигнорировал ворвавшихся в город римских солдат. Попытки легионеров привлечь внимание воинственными криками оказались тщетны. Закончилось все трагично. Великий же Платон на радостях одолел нравоучениями оказавшего ему прием правителя Сицилии. Дабы их избежать тиран не мудрствуя лукаво продал мудреца в рабство. Там философ повествовал рабам о гармонии небес, пока его не выкупили афиняне.
Для Платона высший мир совершенен. Низший, внутри орбиты Луны, материален и искажен. Дух есть разум. Материя есть непознавший себя дух. Душа это «микрокосм» - отражение космоса. Светила и планеты, они же – боги, присутствуют в ней как чувства. Движение звезд и планет – видимых тел богов, по небосводу, определяет изменение желаний, мыслей и дел. Наблюдая за небом можно предсказать судьбу. Описанные в мифах похождения богов отражают динамику чувств, а не проделки реальных существ. Ведь сами боги это только идеи.
Мир Платона пронизан духом. Его оппонент Аристотель наполнил космос логикой. Философ открыл ее законы, создав систему мироздания, просуществовавшую тысячи лет. В ней все гармонично сверху донизу. Беды есть следствия нарушения законов разума. Интеллект стал ключом к царству духа. Казалось, цель поисков достигнута. Однако, ничто не вечно в подлунном мире. Первой отпала модель Солнечной системы с неподвижной Землей в центре. Затем представление о четырех первоэлементах. Пришел черед и логики.
Проблему заметили еще древние. Философы соревновались в изобретении апорий - суждений, опровергавших сами себя. Путем рассуждений в соответствии со строгими правилами удалось доказать что быстроногий бегун никогда не догонит черепаху, что часть больше целого, и множество иных абсурдных вещей. Последний удар нанесла математика. Курт Гедель доказал теорему о неполноте логики. Согласно ей, для любой сложной системы невозможно составить полное и непротиворечивое логическое описание. В ней всегда окажутся высказывания истинные и ложные одновременно, и те ни истинность ни ложность которых мы определить не сможем.
Нелогичным оказался не только человек, но и мир. Значит ли это, что правда неотличима от лжи? Или суждения о них выходят за пределы логики? При изворотливости ума можно доказать и опровергнуть что угодно. Дебаты ученых мужей регулярно переходили в побоища и суды над оппонентами. К чести прекрасных дам стоит отметить, что они от подобного времяпровождения благоразумно уклонялись. Что позволило им веками вдохновлять поэтов и художников. Характерно, что не известно не одного сонета, воспевшего философа.
Женская сторона бога
«Начала всякого бытия есть любовь и ненависть». (Эмпедокл)
Образ Прекрасной Дамы вдохновил не только менестрелей. Если логика оказалась бессильна постичь дух, отчего не использовать любовь и веру? Свойства, традиционно считавшиеся женскими. Античные философы выделяли три вида познания. Номос – умозаключение на основе логики. Дело зрелых и мудрых. Таинственный гнозис – знание, обретенное в озарении. Удел немногих избранных богами. И третье, постыдное для мужа – пистис, вера. Она была утешением для женщин, рабов и детей, чей ум считался неспособным к здравым суждениям.
Напрасно потешались гордые мужи. Все больше людей обращались к богу неведомому, постичь которого можно лишь верой и любовью. Отчасти причиной тому стало возросшее влияние женщин в эпоху расцвета Рима. Дух Божий ветхого завета, Руах – сущность женского рода. В христианской и гностической мистике ключевая роль отводится женской ипостаси бога, Софии-премудрости. У народов востока мудрость так же представляют богини. А вот боги торговли и войны - мужчины. Похоже, такова природа духа, не подвластного логике материи.
Если один человек даст другому вещь – сумма не изменится. Чтобы в одном месте прибавилось, в другом должно убавиться. Таков закон материи. Иначе в сфере духа. Объем знаний возрастает от их отдачи. Подарить любовь – вовсе не значит лишиться ее самому. Дух умножается даром. Хотя требует бережного отношения к своим плодам. Если оставить на полке кувшин, то спустя годы найдешь его на прежнем месте. Оставив любовь, рискуешь потерять ее навсегда. Царство духа подобно огню. Истина и любовь, сознание и жизнь, не являются вещами. Ими невозможно обладать, но можно только быть.
В мире вообще нет вещей. Все, что ими кажется есть изменчивые и взаимосвязанные процессы. Наши тела, планета и все вокруг суть потоки энергии, существующие лишь в движении. В силу ограниченности чувств мир предстает наблюдателю состоящим из прочных объектов. Материя это игра духа, отделенная от него восприятием. Так смотрит на мир современная квантовая физика. О том говорили пророки древних времен.
Напуганный открывшейся бездной ум ищет твердого основания. Психология называет попытки описать невыразимое способом защиты от страха. Неизвестное подобно ночной тьме. В ее глубинах воображение рисует подкрадывающийся ужас. Дабы избежать его, рассудок конструирует одно объяснение за другим. Любое объяснение лучше, чем его отсутствие, поскольку дает иллюзию надежности. Затем аргументы подгоняются под уже придуманный ответ. Так рождаются философские системы и наши собственные убеждения.
Иные из них способны на время поддержать. Другие отравляют жизнь сразу. Материализм стал протестной реакцией разума на оковы догм. И сделал человека рабом тела. Отнял вечность и лишил иных целей, кроме накопления и побед. Часты попытки самонадеянного ума имитировать духовность. Гуру новых учений привлекают обещанием тайного знания. Последствия легковерия бывают тяжелы. Известен и духовный материализм. Уподобление духа вещам. Невыразимое делается предметом собственности и накопления. С гордостью демонстрируется и защищается. Однако, встречаются иногда и хорошие идеи.
Трое из огня
«Единое есть многое». (Гераклит)
Как показал опыт мировых культур, существуют три способа описать отношения мира и духа. В первом дух чужд миру и пребывает за его пределами. Таков Бог-творец монотеистических религий. Он по сути своей отличен от бытия. Единственно реален, и нет ничего кроме него. Мир творится им из пустоты и собственного воображения. Творец и творение подобны художнику и картине. Или программисту и персонажам компьютерной игры. Для последних нет надежды постичь создателя, либо приблизиться к нему. Молитвы напрасны, хотя могут являться частью игры. Все уже предопределено.
Во втором, дух и есть мир. Живое пространство и время. Это разлитый в природе бог востока. Абсолютный дух последователей Платона и Гегеля. Существа в нем не марионетки, но мысли бога. Божественное присутствует в каждом как Атман – безмерный дух, сокрытый собственной игрой. Никто не отвергнут, но пребывает в иллюзии, в которую вверг себя сам. Путь к духу идет через самопознание. Раскрытие собственного потенциала дает освобождение.
В третьем дух присутствует в мире, оживляя его. Без него космос - механическая игрушка лишенная смысла. Душа обречена быть перемолотой жерновами материи и исчезнуть. Дух дает ей шанс на вечность. Ради того стоит жить. Ведь не всякое сознание ценно. Лишь взрастившие себя войдут в жизнь вечную. Плевелы же сметут в огонь. Дабы явить себя миру, дух облекается в его одежды. Становится нашим дыханием и мыслями. Воплощается как живое существо, подающее пример и учащее истине. Важно только не ошибиться и слушать сердцем.
Какой из способов верен? Все – и не один. Каждый из них дает достаточно оснований для достойной жизни. И может стать причиной розни. Благодаря превосходящей законы материи логике духа, все три есть дополняющие друг друга описания единой реальности. Так понимает их большая часть мировых религий. Акценты расставлены в соответствии с особенностями культуры и характера основателей. Одни описывают аспекты духа как личности. Для других это чистые энергии или абстракции, позволяющие говорить о невыразимом словами.
В христианской мистике они обозначены ликами Троицы, существующими нераздельно и неслиянно как превосходящий мир Отец, разлитый в нем Дух и воплощенный Сын. В Индии это внешний миру Брахма, тождественный пространству Шива, и посещающий его в бесчисленных воплощениях Вишну. В буддизме и даосизме это энергии и способы проявления невыразимого, последовательно открывающиеся адепту по мере его внутреннего роста. Суть их не может быть до конца описана интеллектуально, но обретается упражнением духа.
Со времен античных рассуждение о вечном придает ценность бытию. Однако великое дело совершается порывом духа вопреки рассудку. Глупо плыть на утлых суденышках в неведомую даль открывать земли, которых там могло не оказаться. Защитить слабого, вместо того чтоб подчиниться сильному. Хранить честь, когда награда за измену высока. Жертвовать собой ради других. Идти на костер и крест во имя идеи. Сокровища культуры созданы трудами нелогично променявших жизнь в достатке на участь артиста и художника. Дух есть превосходящее разум ниспровержение расчета. Выход за грань любой логики. Только не всякое ее нарушение есть еще торжество духа. Пора сделать со своей жизнью что-то, его достойное?
© Copyright: Евгений Габелев, 2010
http://proza.ru/2010/11/22/1074
Свидетельство о публикации №210112201074
Комментарии
Текст ни о чем
И честно добавьте: "для меня".
А о чем? Типа: жить хорошо, а хорошо - то есть мудро - жить еще лучше?
А Вы что здесь ищете? Пошаговое описание методики "что следует сделать, чтобы зажить получше"?
Честно говорю: И для меня тоже!
Да, уважаемый Евгений, невозможно не видеть, что многие тексты многим людям ни о чём не говорят. Или что одни идеи можно передавать другими словами и другими способами. "Каждому своё" - этот печально-знаменитый слоган, по своей сути, является абсолютной истиной, даже разворачиваясь до любой конкретики - "каждому свои мысли, каждому свои знания и таланты, каждому свои игры, каждому своя карма и судьба, каждому своё внимание и уважение общества, каждому своя зарплата, в соответствии оказанным им услугам обществу" и т.д. Уверена, что Ваш способ выразить "логику невыразимого" не менее интересен.
Как Дух и материя вздействуют на человека только что ответил в соседней теме- Начнём, помолясь, познавать. вставляю сюда:
Материя воздействует на человека через гуны материальной природы. Есть сатогуна, раджа и тамогуна. В соответствии с вашей кармой. Мы получаем либо хорошее, либо страдания. Кнут и пряник. Древо познания добра и зла.
Дух воздействует на вас через проявления Духа в материи - через Атман - святой дух. Через ощущения Блаженства внутри организма. Второе - через Ом - Слово божие как вибрация красоты, идеала, любви - через объекты природы, людей, шедевры искусства.
И третье - воздействие Духа через волю божью как ответ на ваши мантры, молитвы, то есть через воздействие материи. Воздействие Духа есть древо жизни.
то что названо "опытом мировых культур" я бы назвал тремя вариантами строения массовой религиозности и например адвайта не вписывается ни в одну из приведенных трех схем или йога
Сама постановка вопроса об
на мой взгляд изобретение религиозного массового мышления
Навскидку из википедии
к какому из трех вариантов вы это отнесете ?
Это второй вариант.
на мой взгляд можно только притянуть за уши.
Брахман это "мир" вы полагаете ?
Либо "мир" это Брахман ?
Не то что бы совсем не похоже, но формула - дух есть мир сложно совместить с формулой "мир не реален". И в этой трактовке непонятно что означает нереальность мира и реальность брахмана. Расскажите что это значит
Я думаю, в данном контексте слово "реален" используется в смысле "истинен" или "есть": дух (Брахман) - есть, а мир (он же душа, джива, жизнь и пространство-время) - иллюзия. Но по сути дух и джива - одно, дух и есть мир.
Хотя я лично слово "реал" понимаю как "re"-приставка возврата и "all"- целое, всё, т.е. возвращение или восприятие целого (мира) - творящим его духом (волей).
Видьяшанкар Сундаресан
АДВАЙТА ВЕДАНТА
Мне кажется что из теста понятно что с этим определением совпадают все три ваши варианта
«Дело в том, что мироздание, кажущееся нам прочным, реальным и полным проблем, для него – игра расшалившегося духа, в правила которой входит принимать происходящее всерьез! Игра настолько захватила игрока, что он слился со своим персонажем. Забыв себя претерпевает коллизии, разыгрывая череду жизней одну за другой, не в силах оторваться от волнующего сюжета. Самое забавное, что представление об игроке, игре и выходе из нее - так же есть часть самой Игры…. Как же тут оставаться серьезным!»
Мне прежде всего непонятно: а кто это пишет?
Сам Дух или Евгений Петрович Габелев?
Вот сколько раз подхожу к подобным теориям столько раз не понимаю, неужели нет (или никто в упор не видит) как нелепости так и невозможности либо в том, что пешка на шахматной доске понимая, что она всего лишь пешка в чужой игре, пытается выйти из игры, либо в том, что самому творцу Игры вдруг приходится спасаться всеми возможными способами от своей затеи при том, что у него амнезия и он полностью отождествился с пешкой?
Дерус, а описание какого автора двойственной природы нашего игривого сознания Вы находите наиболее удачным?
Ну что Вы, Галия.
Derus будет не Derus, если будет указателем на то, где чего почитать.
С ув. D
Но Вы ведь с чем-то сравнили текст Е.Габелева, прежде, чем написать своё замечание-размышление? Или Вы автор шахматной метафоры?
А как же это всё просто объясняется шизоидным телом от Шпенглера ... так многократно и настойчиво предлагаемым к обсуждению г-ном Дмитрий Косой... )
Как то так: "Специфика шизоидного Тела Шпенглера показательна, когда идеи представляются существующими в реальности, и где нет чёткого разделения реального от реальности, существующего от несуществующего. "По Шпенглеру, конечный пик истории будет состоять в окончательном подавлении бунта ценностей против жизни, революции духа против воли, воли к истине против воли к жизни" - отсюда противопоставления реального [жизни] реальности [бунту] и существующего [истины] несуществующему [воле], и всё это как-бы существующее, в едином Тела Шпенглера, и подобного существующего здесь и сейчас в шизоидном Тела" - вот вам и весь ваш "...порыв духа вопреки рассудку"... )))
Ну, если людям таким слогом понятнее, то почему бы нет?
подросток
Автор это статьи работает с подростками. В Нижнем Новгороде.
Для них и текст.
Столько много букв о духе и прочее, и в конце - на тебе: что-то надо делать достойное духа, а что - фиг его знает.
Весь текст - банальности на банальностях. Типа нлп-шное забалтывание или уютное забытьё в слащавости нью-эйджа.
Но тетенькам, по-ходу, нра)
Это Ваш способ защиты от сложной информации и зависть к мастерам НЛП и деятелям Нью-эйдж банальны. Слышали ведь, что им намного интереснее жить-творить-работать, чем скушным ворчунам (вроде вас) - рабам Серого Короля Урпарпа?)
Ну да, а грибные трипы Ртути еще интереснее. Наверное я и ему завидую.(
Серый я лапоть, СКУ не знаю, ковырял ,ковырял в сети: то ли из игр престолов ,то ли еще откуда... Вобщем - очередные АМЕРИКАНСКИЕ БОГИ Нила Геймана.
Галия, Вы спрашиваете: «Но Вы ведь с чем-то сравнили текст Е.Габелева, прежде, чем написать своё замечание-размышление? Или Вы автор шахматной метафоры?»
Ну конечно, автор метафоры - я. Могу взять и другую.
И совершенно не важно, сравнивал я этот текст с другими или нет. Важно, что я увидел в нем неувязочку, с которой хотелось бы разобраться.
Посудите сами.
В тексте упоминается и Дух (Бог) с большой буквы и дух (сознание) с маленькой, т.е. мой, ваш и любого другого человека (Платона, Аристотеля, Фрейда и т.д.).
Так вот КТО играет?
1. Если первый (а я именно к этому варианту по тексту и склоняюсь), т.е. речь идет о «Космической Игре» Духа с большой буквы, то тогда сам факт наличия данного текста уже противоречит всему его содержанию. Поскольку тогда и автором этого текста должен быть именно Дух с большой буквы, т.е. Бог. А как-то нелепо Ему рефлексировать и интерпретировать собственные действия на основании размышлизмов каких-то там Платонов, Аристотелей, Фрейдов, Будд и т.д., которых он создал и определил как пешек или кукол в своей игре.
А главную нелепость я вижу в том, что Дух (Бог) – впадает в амнезию (т.е. забывает, что это игра, что в ней всё понарошку) и начинает спасать самого себя в натуре...
2. Если играют вторые, то пардон, а в чем проблема?
«Хошь играй, хошь не играй!».
Может быть автор постоянно оказывается в проигрыше? Лузер? А какой еще может быть смысл «спасения» от своей роли в этом случае?
Но любой другой смысл выхода из игры тут же сделает игру лишь «одним из» того, к чему способен конечный дух.
3. Если автор Игры – Дух с большой буквы, а автор текста – дух, с маленькой буквы, то значит, автор не может быть только лишь «куклой» или «пешкой» этой большой Игры. Т.е. сам факт наличия текста опять же был бы невозможен. Поскольку его наличие демонстрирует то, что пешка на самом-то деле ни фига не только пешка, но и нечто самостоятельное, способное трансцендировать, и из этой трансценденции увидеть (т.е. как раз-таки осознать, а значит игра – это не про сознание вообще) в том числе и свою роль в игре. Ну а то, что, с какого-то рожна пешка (или кукла) ею недовольна (что порождает все проекты спасения), по моему разумению тут же указывает, что либо Игра – нелепа (Т.е. Духу ее затеявшему по приколу видеть как одни мучают других), либо не все на белом свете есть Игра.
С ув. D
П.С. Интересно, а существуют ли игры, играя в которые - все довольны, т.е. нет проигравших?
Вроде бы, общеизвестное представление, что Дух и дух - это один и тот же "играющий сам с собой в шахматы бог"? Представляемое в разуме и описываемое многими людьми, с целью осознать и объяснить причину и цель творческого процесса.
По разумению автора статьи, эта Игра - восхитительна, божественно прекрасна и т.п. выборочный ряд эпитетов. И вряд ли он недоволен своей Игрой, судя по его тексту, что лично мне очень нравится в людях.
Но я согласна с Вашей мыслью, что именно чувства неудовлетворённости и недовольства у нерационального человека, вдруг остро почувствовавшего себя "пешкой в чужой игре", а также незнание им рационального способов как творить и как проявлять волю, чтобы справляться со своими негативными чувствами, обычно, является его мотивацией к созданию очередного "проекта по спасению человечества".
ну да ,и детских онкоцентров нет.
Вообще зла нет. И потому проблемы теодицеи не существует. И бог - великий игрок, которым можно только восхищаться.
А если что ,то..НЕ БУДУ ДУМАТЬ ОБ ЭТОМ СЕГОДНЯ, ПОДУМАЮ ОБ ЭТОМ ЗАВТРА. В смысле - о дерьме всяком. Да и завтра не подумаю.
Дети и женщины просто закрывают глаза ладошками, когда им не хочется чего-то видеть.
Вот поэтому женщины и дети не могут быть философами: они очень трусливы.
Все сотериологические религии и учения - трусливое бегство от реальности. Вышеприведенный тест, такого же рода.
Верно. Можете восхищаться Им даже в прагматических целях, например, чтобы вылечить детишек из ближайшего онкоцентра.
И всех вылечивает?
А убитых в Алеппо воскрешает?
Как давно Вас грызёт мессианский комплекс? Похоже, совсем сгрыз.
Мессианство?
Да как раз наоборот: все здесь мессианством только и занимаются, предлагая одну одну сказку - иллюзию спасения - за другой. Все кроме меня.
Как можно обвинять в мессианстве того ,кто не устает повторять: надежды нет?
Прям по Оруэлу: ложь это правда, а правда это ложь.
Впрочем ,не буду мешать: изобретайте новые формы ухода от реальности.
На что именно Вы не надеетесь?
На свет в конце тунеля
Ну и ладночки. Если будет, то - сюрпрайз!
психоанализ как и любое учение о природе человека является религией, а значит не постулаты психоанализа важны, а его достижения в сфере научного познания.
Галия, Вы говорите: «Вроде бы, общеизвестное представление, что Дух и дух - это один и тот же "играющий сам с собой в шахматы бог"?»
Я не против того, что это представление среди кого-то общеизвестно.
Я просто не понимаю, насколько это представление серьезно?
Играть сам с собой в шахматы может только так распавшееся (как минимум на двое) существо, что одно ничегошеньки не знает о другом.
Согласитесь, если любой из нас попробует поиграть в шахматы сам с собой будучи в своем (ОДНОМ) уме, то ничего серьезного не получится.
«Представляемое в разуме и описываемое многими людьми, с целью осознать и объяснить причину и цель творческого процесса.»
Да, но это какое-то объяснение странное.
Посудит сами.
Жил да был Дух, который решил разделиться на подобные себе духи, дабы они начали друг друга обыгрывать по тем или иным правилам.
Кто тут играет? Дух? Нет. Он же разделился и уже не помнит себя («амнезия»). Т.е. игра для Него явно бессознательна. «Хорошее» объяснение творческого процесса... :о)
«По разумению автора статьи, эта Игра - восхитительна, божественно прекрасна и т.п. выборочный ряд эпитетов. И вряд ли он недоволен своей Игрой, судя по его тексту, что лично мне очень нравится в людях.»
Т.к. Дух – не может играть сознательно, т.е. сознательно играют только духи, то Дух здесь – глупее духов. Неужели это непонятно?
Да, какие-то из них выигрывают, какие-то проигрывают.
Кто выигрывает, тот, разумеется, доволен своей игрой.
Но в таком случае, повторюсь, откуда призывы к «достойному» духа? Получается, что игра даже для духов – не главное?
«Но я согласна с Вашей мыслью, что именно чувства неудовлетворённости и недовольства у нерационального человека, вдруг остро почувствовавшего себя "пешкой в чужой игре", а также незнание им рационального способов как творить и как проявлять волю, чтобы справляться со своими негативными чувствами, обычно, является его мотивацией к созданию очередного "проекта по спасению человечества".»
Подождите.
Любые потуги «спасаться» от Игры как раз и говорят о том, что Дух все устроил плохо, а вовсе не восхительно, прекрасно и т.п. эпитеты. Разве нет?
Согласна. Именно потому и говорят "Игра, Иллюзия".
Нет, здесь далеко не явно. К примеру, когда Вам жалуется незнакомец (допустим, дух), КАК Вы (дух) можете знать, что он не притворяется, что не делает этого сознательно/осознанно/разумно? А никак. Может, это его лучший разумный выбор и лучший способ его (духо-) творчества, потому глупцы (духи) ему верят. И всю эту ситуацию замыслил, организовал и управляет ей Дух.. ну неужели же бессознательно??
Уверена, Вы читали, что смысл/замысел Игры в том, чтобы "дух слился с Духом, сын вернулся домой, в объятия Отца" и т.п. Отсюда, возможность проиграть исключается. Как в шахматы с собой.
Спастись от Игры, как бы, невозможно, можно лишь спастись или поиграть в Спасителя. И, по-моему, лучше/оптимальнее/рациональнее делать то и то с удовольствием, чем с надрывом, не так ли?
Галия, Вы говорите: «Согласна. Именно потому и говорят "Игра, Иллюзия".»
Не-е-е...
В данном месте была речь об иллюзии самой Игры. Ну т.е. на самом деле нет никакой игры. Когда я играю в шахматы сам с собой, то это на самом деле не игра, а её иллюзия.
Так может и статью надо было назвать: «Иллюзия Игры Духа»?
Тогда всё сходится :о)
«К примеру, когда Вам жалуется незнакомец (допустим, дух), КАК Вы (дух) можете знать, что он не притворяется, что не делает этого сознательно/осознанно/разумно? А никак. Может, это его лучший разумный выбор и лучший способ его (духо-) творчества, потому глупцы (духи) ему верят. И всю эту ситуацию замыслил, организовал и управляет ей Дух.. ну неужели же бессознательно??»
Не-е-е....
Напоминаю, что в случае настоящей (а не иллюзорной) Игры, Дух должен разделиться на играющих духов.
Но когда игроки играют в шахматы или в футбол, разве есть кто-то кто ими управляет?
Нет.
Всю Игру организуют правила игры ("законы мира"). А дальше каждый действует исходя из данной ситуации ПО СВОЕМУ (!) усмотрению (хоть и в соответствии с правилами игры).
Поэтому даже если Он все эти правила и организовал, то как только Им была нажата кнопка «Пуск» и Игра началась, Он тут же должен потерять свое сознание и единство, разбившись на множество игроков. Никакого Духа (как некоего Я) «управляющего» и теми и другими – нет.
Соответственно, никакого «притворства» и «обмана» - быть не может по определению. Ведь если духи вдруг будут способны играть не по указанным правилам (т.е. играть «нечестно»), то значит либо они выше самого их создателя, что явно будет не соответствовать Дух = духу, либо опять же следует признать, что игра по сути плоха («недостойная», «нечестная» и т.п.).
Может исправим название статьи: «Плохая Игра Духа»?
«Уверена, Вы читали, что смысл/замысел Игры в том, чтобы "дух слился с Духом, сын вернулся домой, в объятия Отца" и т.п. Отсюда, возможность проиграть исключается. Как в шахматы с собой.»
Во-первых, это никак не делает Духа сознательным игроком. Т.е. по-прежнему, сознательно играют только духи (сознательно, в смысле, строго "ЗА СЕБЯ").
Во-вторых, а куда им возвращаться, если никакого Духа после нажатия кнопки «Пуск» нет? Ведь он же распался на кучу духов с маленькой буквы. В лучшем случае, они теряют свое конечное сознание, т.е. по-просту перестают существовать, образуя своим возвращением "приход в себя" (т.е. освобождение от амнезии) Духа с большой буквы.
А если учесть, что многие из них вдруг начинают играть не по правилам и пытаются выйти из Игры, типа «не нравится быть пешками!» (а это факт), то шансы собраться Ему в свое исходное состояние Единого Духа круто уменьшаются.
«Спастись от Игры, как бы, невозможно....»
Это не только никак не спасает саму Игру от того, что она плоха (по вышеуказанным противоречиям), но и усугубляет ее плохость.
Можно и так: Он - Я, Целое, Сознание, Разум, Дух, Закон, Лич-ность ("носитель личин") распался на множество игроков (ты-ты-ты.., части, знания, мысли, духи, коны, личины), определив Свою цель (естессно, чтоб познавать Себя) и правила Своих игр (включая способы входа в игры и выхода из них). У личин нет шанса сыграть без правил, ибо ни один волос не упадет с личины без воли и ведома Управляющего ею.) Какая священная книга этого ещё не написала?))
А Вы видите, что это - утверждения самоотрицания? Всё равно, что сказать "Я не управляю собственными мыслями и поведением. Я совсем никак не сознаю своих целей и действий".
Галия, Вы говорите: «Можно и так: Он - Я, Целое, Сознание, Разум, Дух, Закон, Лич-ность ("носитель личин") распался на множество игроков (ты-ты-ты.., части, знания, мысли, духи, коны, личины), определив Свою цель (естессно, чтоб познавать Себя) и правила Своих игр (включая способы входа в игры и выхода из них). У личин нет шанса сыграть без правил, ибо ни один волос не упадет с личины без воли и ведома Управляющего ею.)»
Исходя из ранее сказанного (благодаря очевидности того, что значит играть), так уже нельзя.
Посудите сами, откуда вдруг взялось у Духа «чтоб познавать Себя», если даже не Он играет, а играют духи (они), на которые он распался? Для Него всё происходит бессознательно.
Может, Вы хотите сказать, что среди множества духов всего лишь один из них (одна из пешек) и есть он Сам?
Тогда да, в этом случае он будет играть сознательно.
Но тогда так и надо сказать, что не всякий дух есть Дух, а лишь один дух с маленькой буквы - таковой.
Но пардон, в этом случае он прекрасно Cебя знает.
Что касается управления игрой, то правила - вот, что управляет игроками. Ведь я уже это отметил ранее. А если игрок управляет самой игрой, то для него это уже не игра, а иллюзия игры (подражание).
«А Вы видите, что это - утверждения самоотрицания? Всё равно, что сказать "Я не управляю собственными мыслями и поведением. Я совсем никак не сознаю своих целей и действий".»
Вообще-то я с этого начал :о)
Ведь мой исходный вопрос был именно об этом (либо пешки не должны себя сознавать пешками Игры, либо Дух должен быть не в своем уме, а быть пешкой). Мол, неужели та общая идея, которая предложена в данном тексте не ведет к такому пониманию Духа?
Derus, ну про себя-то ведь Вы не скажете "Я не в своём уме"? Где Я - это тот самый Дух, а то, что в уме, т.е. Ваши мелкие духи, так сказать, пешки, которыми Вы ("Ваше Духовное Я") играет здесь. И, похоже, с большим наслаждением.
Да я-то (ещё та пешка!) посужу. И придумаю серию версий "что и откуда там взялось у Духа". Но ведь это опять будет моим очередным способом "познания себя"?
Вероятно, потому Он (Я, Дух, Богу) играет в самопознание. Надо же Ему (Я, Мне, Духу, Богу) чем-то развлекать-ся (знаете ведь, что русское окончание "-ся" означает "с Я, себя")? Танцевать, петь, рисовать цветными красками миры на холстах пространства-времени, населять разными существами, потом разрушать и опустошать их, и заново создавать.. а как, пардон, Творцу ещё узнавать про свои творческие возможности?
Трое из ларца"
"Один рождает два, два рождает три.."
Моя (детская) игра с переходом недвойсвенность-двойственность:
Мне, вероятно, - три года. Я сижу в автобусе. Рядом молодая девушка-женщина, которая смотрит на меня уже не как на кукленка, но как на дитятко. Я смотрю на нее. И, тут, у меня просыпается двойственность, и мы уже не может по-прежнему смотреть друг другу в глаза ненапряженным взглядом. Она уводит взгляд, а я, уже сознательно (на тот момент -- получалось), чувствуя, что дело в этом - перевожу Себя в состояние недвойственности. Она опять "нежно" смотрит на меня. И так несколько раз.
Где-то в этот период или чуть попозже, мне запомнилось, -- когда мой приятель заходит ко мне и говорит: "пойдем гулять", мне слышится: "пойдем играть". Но в следующий раз он говорит: "пойдем играть" -- а я слышу: "пойдем гулять". Сейчас я понимаю, что дома я вынужден находится в состоянии приобщения к тоналю, который удерживают, и для моего воспитания-приобщения в том числе, взрослые, а выйдя на улицу (в деревне) мы оказываемся в состоянии Играть-Гулять (недвойственности).
"Один рождает два" путем разделения себя (анализ), а "два рождает третьего" - путем Сопряжения (синтез). (Так кстати рождается Житие сопряг Сущности и Сущего).
Эти 1 и 3 состояния - состояния Игры, игры1 и игры3, но они и есть состояния духа - дух1 и дух3 (а также дух2 - потерпевшесть\падшесть -- состояние2). Также можно говорить и о состоянии игры2, это - "развлекуха" --- подростковое убивание времени, в интервале, когда ты не способен уже не к состоянию Играть-Гулять, и еще не готов быть серьезным и работо(а также любовно)способным и тем более к игре(или духу)3.
Состояние игра(дух)3 -- состояние наполнения (вдувания) некоего смыслового (но "иррационального", а не знакового) объема (духа) в ситуацию, причем действительно доросшие до игры3 делают это сообща - соборственно. Они-то и есть Творцы, и "Атланты" создающие, удерживающие и правящие миры.
--- Да будет их побольше в нашей действительности!!!
Извините, что загружаю вас своими детскими воспоминаниями, но мне видится, что бла-бла не подкрепленное опытом, это -- мыслезвонство (философия малого разума), а хотелось бы работать уже на философию разума Большого, которая есть интуитивная сопряженность с Глубиной + мастерство проговаривания.
Галия, Вы говорите: «Derus, ну про себя-то ведь Вы не скажете "Я не в своём уме"? Где Я - это тот самый Дух, а то, что в уме, т.е. Ваши мелкие духи, так сказать, пешки, которыми Вы ("Ваше Духовное Я") играет здесь. И, похоже, с большим наслаждением.»
1. Увы, никакого наслаждения от игры с самим собой я не испытываю.
Скажем, когда в детстве мне нравилось самому с собой играть в попадание мячом в баскетбольную сетку, то это обманчивое «с самим собой». Ведь мяч летает и падает по тем законам, которыми я не управляю. Я именно пытаюсь обыграть «их сознание» своим.
И здесь на ФШ то же самое.
Если мои мысли были бы только моим созданием, если бы правила логики были бы моих рук делом, если бы я заранее руководил тем, что Вам отвечать мне, то скучнее скуки было бы мне участвовать в этом.
А если и впрямь ФШ это все дело моих рук, а я по-просту запамятовал, то вот оно и бессознательное. Как же я могу на полном серьезе заявлять, что ФШ – это моих рук дело, если я этого не помню? Просто так? Но это будет «лишняя сущность», поскольку мне от этого заявления ни жарко ни холодно, т.е. ничегошеньки эта версия мне не объясняет.
2. Аналогично и с Миром и Духом с большой буквы.
(Почему второй пункт? А потому, что по-прежнему так и осталось загадкой, чей текст «Игра Духа»: Духа или Евгения Павловича?)
«Да я-то (ещё та пешка!) посужу. И придумаю серию версий "что и откуда там взялось у Духа". Но ведь это опять будет моим очередным способом "познания себя"?»
Если это фразу произносит дух с маленькой буквы (из тех, что создал Дух с большой), то на кой ему вообще знать, что он пешка в Космической Игре? Его дело быть способным играть и не более. А если «более», то тогда Игра (как было сказано ранее) далеко не самое главное даже для духа с маленькой буквы. Получается, что дух с маленькой буквы выше Духа с большой?
Если это речь духа, который по сути Дух с большой буквы, то повторюсь, что убогий у нас Дух в основе всего Мира. Мало того, что Сам Себя сделал «пешкой» и «куклой», так еще и сделал непомнящим Себя, способным заблуждаться иметь о себе кучу версий и т.д. В общем никуда не делась «амнезия».
«Вероятно, потому Он (Я, Дух, Богу) играет в самопознание. Надо же Ему (Я, Мне, Духу, Богу) чем-то развлекать-ся (знаете ведь, что русское окончание "-ся" означает "с Я, себя")? Танцевать, петь, рисовать цветными красками миры на холстах пространства-времени, населять разными существами, потом разрушать и опустошать их, и заново создавать.. а как, пардон, Творцу ещё узнавать про свои творческие возможности?»
Т.к. я не могу пока отождествить себя с Богом, то воспринимаю эти ваши слова как не о себе, а о Боге.
Соответственно, если эти "разные существа" – всего лишь пешки, то тогда всё нормально, кроме того, что данный текст не может быть написан пешкой.
А если же эти существа, которых он создает и уничтожает не мухи или комары, а подобны ему, т.е. сознают смысл всего происходящего, то, прав ли буду я, если скажу, что их уничтожение это из оперы "развлечения" и "творческих способностей Творца"?
Скажите, «да» и всё встанет на свои места.
Если ВСЁ действительно встанет на свои места, то - ДА! Космос - это, прежде всего, божественный порядок и ВСЁ обязано быть (бытийствовать) только на своих местах.
Как я понимаю, уважаемый Derus, автор текста Евгений Павлович из Нижнего Новгорода пережил опыт, аналогичный опыту всех брахманов, нагвалей, исихастов и евангелистов, в частности, евангелиста Иоанна Богослова, - помните, в его Откр. 10-11: Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый, и Последний. То, что видишь, напиши в книгу.. и т.д. В данном случае, автору Дух сказал: "напиши в статью". Поэтому Евгений Павлович, подчиняясь неумолимому велению этого самого Альфы-Омеги и др., послушно описал осмысленный им опыт языковыми средствами своего образования и окружения. Отсюда делаем вывод - статья его, копирайт проставлен.
Да, ЕП и Дух, прямо как ильф и петров...
Ну это - не самый клинический случай: бывает Дух не приказывает принести в жертву сына, здесь - статейка на прозе ру. Впрочем ,еще не вечер.
Ну Галия уже точно - первый кандидат на роль главного ученика, скоро-явленного гуру .
А я думаю, вот же повезло вашему Нижнему Новгороду..
Галия, на мой вопрос: «А если же эти существа, которых он создает и уничтожает не мухи и не комары, а подобны ему, т.е. сознают смысл всего происходящего, то, прав ли буду я, если скажу, что их уничтожение это из оперы «развлечения» и «творческих способностей Творца»?»
Вы говорите: «ДА!»
Понято.
Ну и редиска же он, не хорошая! :)
«Как я понимаю, уважаемый Derus, автор текста Евгений Павлович из Нижнего Новгорода пережил опыт, аналогичный опыту всех брахманов, нагвалей, исихастов и евангелистов, в частности, евангелиста Иоанна Богослова, - помните, в его Откр. 10-11: Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый, и Последний. То, что видишь, напиши в книгу.. и т.д. В данном случае, автору Дух сказал: "напиши в статью". Поэтому Евгений Павлович, подчиняясь неумолимому велению этого самого Альфы-Омеги и др., послушно описал осмысленный им опыт языковыми средствами своего образования и окружения. Отсюда делаем вывод - статья его, копирайт проставлен.»
Понято.
Ну мне остается лишь повторить, что сей факт заставляет усомниться в том, что Игра суть Мира. Для Игры достаточно того, чтобы существа были просто способными играть по тем или иным врожденным (запрограммированным им) правилам Игры (ну как животные в природе). Вам это очевидно?
В самом деле, ну зачем каким-то игрокам на футбольном поле или пешкам на шахматном вдруг дать сознание (или опыт) того, что есть Создатель Игры, что Он участвует в Игре в лице одного из игроков, и что Он совершенно произвольно не только создает любого из них с их желанием играть, но и уничтожает любого ради Своего развлечения или очередной творческой затеи?
Да, Галия, всё же, я бы на вашем месте не упоминал бы христианство. Всё-таки христианская онтология (ну или картинка мира) совершенно иная, нежели та, что получилась у нас с Вами при попытке соответствовать предложенному вами тексту.
Или́, Или́! лама́ савахфани́?
Вот истинная онтология христианства - проклятие богу.
Которого нет.
"Редиска".. будто сами всего этого не делаете? Постоянно что-то создаёте, разрушаете, принимаете, судите, отрицаете, восхищаетесь и уничтожаете, словом, бог знает, чем только не развлекаетесь, лишь бы поисследовать собственные творческие возможности.
Нет, не очевидно. Очевидно другое: играть может только игрок, но не программа. И не стоит приписывать щенкам свои эмоции - животные не играют, а лишь подчиняются программе (инстинкту) набора навыков, как бы умилительно это ни смотрелось.
Думаю, затем, чтобы развеять некое туманное предположение-сожаление. К примеру, несколько спортивных команд разбились в авиакатастрофах, скорее всего, будучи пешками. А каждый из них мог бы сделать то же осознанно. Как Иисус. Или Будда. Даже при том, что под гарантийным письмом, не были ли все спортсмены иисусами и буддами, вряд ли кто подпишется..)
Галия, Вы говорите: «...будто сами всего этого не делаете? Постоянно что-то создаёте, разрушаете, принимаете, судите, отрицаете, восхищаетесь и уничтожаете, словом, бог знает, чем только не развлекаетесь, лишь бы поисследовать собственные творческие возможности.»
Причем тут опять я?
Мы же о Боге. А я не Бог. И уж точно я не уничтожаю ради своего развлечения живых существ, которые по моему разумению способны понимать смысл мироздания. Ведь речь была о таком уничтожении. Вы теряете нить...
«Нет, не очевидно. Очевидно другое: играть может только игрок, но не программа.»
Вообще-то это и имелось ввиду моими словами, что «Для Игры достаточно того, чтобы существа были просто способными играть по тем или иным врожденным (запрограммированным им) правилам Игры». Если Вас сбило слово "запрограммированы", то оставляю только "врожденные".
«И не стоит приписывать щенкам свои эмоции - животные не играют, а лишь подчиняются программе (инстинкту) набора навыков, как бы умилительно это ни смотрелось.»
В таком случае автору текста следовало бы прежде указать, ЧТО такое игра по сути. Благодаря этому может стало бы взаимно ясно, считать ли жизнь животных – игрой или не считать. Я же пока считаю и их жизнь игрой хотя бы потому, что согласно автору всё "мироздание... - игра расшалившегося Духа", а значит, и законы мироздания тоже, а значит и законы джунглей. Или может в мироздании автора нет таких существ как животных и нет джунглей?.
«Думаю, затем, чтобы развеять некое туманное предположение-сожаление. К примеру, несколько спортивных команд разбились в авиакатастрофах, скорее всего, будучи пешками. А каждый из них мог бы сделать то же осознанно. Как Иисус. Или Будда. Даже при том, что под гарантийным письмом, не были ли все спортсмены иисусами и буддами, вряд ли кто подпишется..)»
Что-то я не понял...
Давайте ближе к игре (ведь весь мир автором текста объявлен Игрой).
Ну вот у нас играют миллиарды футболистов в Мировой футбол. Бегают там по полю, т.е. по всему земному шару, лупят по мячу. Радуются если забивают гол «не нашим», плачут если проигрывают. Правила игры им врожденны как законы их природы и окружающего мира. Среди них носится за мячом и наш Творец, Создатель этой же самой Игры. Развлекается.
Вопрос.
ЗАЧЕМ наш Творец вдруг дает им (по одному ли, сквозь одного ли "пророка", всем ли сразу) опыт или знание того, что Он - Создатель всей этой игры, что Он - создатель их игровой природы (желания играть), что Он дал им ориентиры (правила игры), и что Он же совершенно произвольно уничтожает любого ради Своего развлечения и других своих творческих затей?
Самой игре от этого откровения, как мне кажется, ни жарко ни холодно. Т.е. как игра она может осуществляться и без этого откровения.
Так зачем же оно?
(На самоуничтожение игрока Вы зря указали. Ведь в содержании того опыта игрока, о смысле которого этот вопрос, уже ж сказано, что создает и уничтожает игроков по своему усмотрению Создатель, а не они сами.)
Галия, можете не отвечать.
Более того, предлагаю на этом моем вопросе и закончить наш разговор. Вы согласны?
Согласна. Только одно замечание:
Мы говорили о Боге, который внутри нас, о том самом Логосе, который только что провёл игру в диалог двух умов (двух я), разыграв небольшую партию из двух пешек. Но на этот раз не уничтожил пешки, с чем можно нас поздравить!
P.S.
Галия, Вы говорите: «Мы говорили о Боге, который внутри нас, о том самом Логосе, который только что провёл игру в диалог двух умов (двух я), разыграв небольшую партию из двух пешек.»
Не-е-е...
Мы об этом говорили, но вроде как ушли ж от этого совсем к другому варианту, по которому Бог (Дух) внутри только одного из моря созданных им духов. Иначе Он либо играет бессознательно, либо занимается скучной иллюзией игры (каковой, строго говоря, является любая игра с самим собой).
«Но на этот раз не уничтожил пешки, с чем можно нас поздравить!»
Эт-точно.
Благодарю за разговор.
С ув. D
Невозможно даже представить, что Бог может оказаться внутри только одного духа из созданного Им моря духов.) А любую игра с самим собой можно расцветить любой эмоцией: скуки, строгости, веселья, экстаза, горя,тоски.. - это уже, простите, на вкус самого игрока.
P.P.S.
Галия, Вы говорите: «Невозможно даже представить, что Бог может оказаться внутри только одного духа из созданного Им моря духов.)»
Лично мне невозможно совместить это ваше представление:
1. «Бог внутри играющих духов, которые Он создал»,
с этим:
2. «Играть с самим собой (например, в шахматы) – скучно и несерьезно». (Причем, напоминаю, что Вы с этим вторым представлением согласились.)
«А любую игру с самим собой можно расцветить любой эмоцией: скуки, строгости, веселья, экстаза, горя, тоски.. - это уже, простите, на вкус самого игрока.»
Подчеркнутое на сказку похоже.
Я не против чудес, игр и сказок, но тут (на ФШ) гуляю строго по тропинкам очевидного и рационального. Надеюсь, это тоже имеет право быть вкусным :о)
Рациональное - это самое вкусное. Но его можно расцвечивать любой эмоцией. На выбор, разумеется, рациональный. По-моему, очевиднее быть не может.
А совместить 1 и 2 можно, например, так: Бог (то бишь Я), который (-ое) внутри каждого существа может играть как скучно и несерьёзно, так и весело и серьёзно. Словом, как ему (я, мне) за благо рассудится. Чем, собственно, каждое Я и занимается, в т.ч. Ваше.