Идея доказательства

Аватар пользователя Роберт Юсупов
Систематизация и связи
Основания философии
Онтология
Гносеология
Диалектика
Логика
Философия науки и техники
Философское творчество
Наука и техника
Другое

Вот здесь на 228 странице есть статья А. М. Анисимова "Идея доказательства":

https://www.academia.edu/43000413/Вестник_Российского_университета_дружбы_народов_Серия_ФИЛОСОФИЯ_2020_Том_24_2_Специальная_тема_номера_ИСТОРИЯ_РУССКОЙ_ФИЛОСОФИИ?email_work_card=view-paper

Статья начинается так:

---------

Онтология и гносеология Ontology and Gnoseology DOI: 10.22363/2313-2302-2020-24-2-228-243 Научная статья / Research Article Идея доказательства А.М. Анисов Институт философии РАН Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1

Idea of the Proof A.M. Anisov Institute of Philosophy RAS Russian Federation, 109240, Moscow, Goncharnay, 12/1

В статье исследуется неформальная сторона идеи доказательства. Слово «идея» используется в смысле, восходящем к Платону. Доказательство понимается как точно установленная связь точно сформулированных и объективно существующих идей. Эта связь идей относится к сфере возможного и может наличествовать в одних возможных мирах и отсутствовать в других. Критикуются попытки трактовать доказательство как процедуру убедительной аргументации. Показано, что доказательства не обязательно являются убедительными, и что убедительность может быть присуща внедоказательным формам аргументации. Кратко прослеживается генезис идеи доказательства от истоков до наших дней. Приводятся доводы в пользу тезиса о возникновении идеи доказательства в пифагорейской философии. Обсуждается вопрос о том, по каким причинам идея доказательства не переоткрывалась больше нигде и никогда. Рассматривается проблема временного разрыва между появлением доказательств и точным определением понятия доказательства в современной логике. На доступном примере обосновывается неотделимость идеи доказательства от ее формального представления в той или иной логике. Приводится перечень некоторых основных неформальных предикатов доказательств и дается их краткая характеристика.

Ключевые слова: идея, доказательство, вывод, логика, исчисление, аксиома, наука, аргументация 

---------

 

Почитайте. Если будет интерес можно пообсуждать!

Комментарии

Аватар пользователя Роберт Юсупов

Взято из статьи:

 

Перечислим лишь некоторые (за не имением места) основные неформальные свойства доказательств, учитывая, что в таком содержательном ракурсе исчезает, например, различие между доказательствами и выводами.

1. Верифицируемость. Доказательства обязаны быть проверяемыми. Значительное число пропущенных шагов (под предлогом их очевидности) или хотя бы один пропуск нетривиального шага превращает рассуждение в бездоказательное. К сожалению, доведение рассуждений до приемлемого для доказательств вида практикуется лишь в логике и математике. В остальных областях науки реальные рассуждения сплошь и рядом содержат пропуски, всякого рода умолчания, неявные допущения и т.п. Этим обстоятельством обусловлен тот факт, что применение критериев доказательности для проверки рассуждений в нематематизированных науках весьма затруднительно.

2. Фальсифицируемость. Если в доказательстве имеется ошибка, то она должна быть однозначно определяемой с точностью до шага доказательства. Вообще, в доказательствах возможны троякого рода ошибки. Во-первых, это ошибки-опечатки. Во-вторых, ошибки-недосмотры. В-третьих, ошибки в выводе. Даже школьник может найти ошибку в доказательстве академика, и последний обязан ее признать. На практике такое бывает довольно редко и касается, как правило, первой или второй разновидности ошибок. Однако опечатки можно исправить, а пропущенное по недосмотру восстановить. Сложнее с третьей разновидностью. Ошибка в самом выводе может быть неустранимой, что обесценивает рассуждение. Но даже устранимые ошибки в выводе бывают на деле трудно устранимыми, требующими существенных и нетривиальных изменений и добавлений в отношении исходного рассуждения.

3. Принудительность. Доказательства для вменяемого субъекта обладают принудительной силой. Такой субъект будет вынужден признать доказанную теорему, даже если она ему очень не нравится (как вызывавшая ненависть пифагорейцев теорема о несоизмеримости диагонали и стороны квадрата). Принудительность не влечет убедительность. Например, из аксиомы выбора принудительно следует теорема о возможности вполне упорядочить континуум. Однако многие математики не считают эту теорему убедительной, т.к. никто не смог предложить конкретный способ упорядочения. Anisov A.M. RUDN Journal of Philosophy, 2020, 24 (2), 228—243 ONTOLOGY AND GNOSEOLOGY 241

4. Вечность. Однажды полученные доказательства, если они правильны, т.е. действительно являются доказательствами, остаются нетленными и непреходящими во веки веков. В этом смысле они вечны. Формальным выражением вечности доказательств является свойство монотонности выводимости и логического следования [3], в силу которого никакое новое знание не отменяет прежних доказанных утверждений. Например, математические доказательства древних греков признаются нами и поныне, и появление, скажем, теории множеств и квантовой физики ничего здесь изменить не могут.

5. Формализуемость. Любое подлинное доказательство может быть трансформировано из неформального в формальное, а проверка формального варианта возможна на соответствующим образом запрограммированном компьютере. Если содержательные рассуждения такой трансформации не поддаются, то они вообще не являются доказательствами. Поэтому верно сказано: «Неформальные и формальные доказательства различаются по стилю, а не по строгости» [23. P. 49].

6. Переносимость. Если та или иная культура способна к восприятию доказательств, то любое доказательство, даже полученное в совершенно других культурных условиях, будет воспринято в этой культуре именно как доказательство. В этом смысле признак доказательности не зависит от культуры. Поэтому не бывает национальных наук. Не существует английской или немецкой, русской или французской, итальянской или испанской арифметики или физики, логики или геологии, ботаники или кристаллографии. Доказательное знание, т.е. наука, не признает ни культурных, ни национальных границ. Хотя при этом вклад тех или иных культур в науку может весьма отличаться.

Заключение

Идея доказательства возникла в пифагорейской философии из попыток обоснования основополагающего тезиса о фундаментальной роли чисел в мироздании. Никогда и нигде больше эта идея не переоткрывалась. Будучи формальной по сути, идея доказательства может быть представлена неформальным образом. Среди содержательных предикатов доказательств можно выделить верифицируемость, фальсифицируемость, принудительность, вечность, формализуемость, переносимость и ряд других. Однако, вопреки расхожему современному мифу, в этом перечне нет такой характеристики, как убедительность. 

Аватар пользователя fed

Существует критерий истины и критерий правды, то есть доказательство истины и правды.

Правду доказывает логика. Этим следователи занимаются, суд, журналисты.

Истину доказывают философы, ученые.

Критерии истины: практика, логическая непротиворечивость. Сюда можно добавить свидетельство компетентного лица. Где есть элемент веры.
 

Аватар пользователя Роберт Юсупов

Правда и Истина синонимы. Не надо их разделять и противопоставлять.

Ложь (=фальшь, брехня) противостоит истине (и правде).

Поиском Истины занимаются люди (нацеленные на это, неравнодушные, целеустремлённые).

Поиском Истины занимается Наука.

Религия, буржуазно-идеалистическая философия (БИФ), мистика, эзотерика не занимаются поиском Истины.

Они признают силу Истины. И они пытаются ложь, лежащую в основе  своих учений, подвести под Истину, под знамя Истины, выдать за Истину. И им это удаётся. Вон в мире 4 млрд. обманутых (тем что существует бог) верующих.  Никакого реального доказательства существования бога  религиозные олигархи и аристархи, иерархи, архиереи, профессора не могут нам предоставить. Объяснение простое. Для несуществующего в реальности нет и не может быть никакого реального док-ва существования. Это же и ежу понятно!  

 

А критерий ИСТИНЫ один: практика, практическая деятельность человека.

"Решение" (общеизвестное), например, задачи об Ахилле и черепахе логически непротиворечиво. Но оно не приводит нас к Истине. Истина состоит в том, что Ахилла всегда догоняет черепаху (проверено практикой!)  

Аватар пользователя Роберт Юсупов

Взято отсюда: http://www.sciteclibrary.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?num=1572383491/12252#12252

 

"Сначала было слово и слово было Бог."(с)
А может не слово, а словосочетание "Абсолютная Идея"?!
Настолько абсолютная, что вбирает в себя все остальные идеи, как частности (см. Гегель "Философия религии" в 2-х томах, М., т.1 1976, т.2 1977).
Бог, Творец, Вседержитель - это слова или идеи или и то, и другое?
Ну и наконец, слово "материя".
Материалист, вопреки идеалисту, в т.ч. и объективному, стоит на позиции первичности материи, а слова, идеи (любые) сводит к проявлениям свойств материи на разных уровнях её организации.
Наука, философия, религия - это всё виды человеческой деятельности, человеческого мышления и их различных проявлений.
Природа - физика - физические величины - физические понятия - физическая терминология - всё это слова, наполняемые более или менее определёнными смыслами (значениями).
Можно бесконечно спорить о словах, а можно объединить усилия по наведению порядка в языке описания природы. 

---------

 

Примечательная дискуссия!
Что же такое масса?
Это слово. Это сочетание букв в определённом количестве и порядке. Это средство передачи информации при условии, что значение этого слова и этих букв известны воспроизводящему и воспринимающему (в головах обоих значения слова совпадает).
Как же обеспечивается это совпадение?
Самый простой вариант - это словари, в которых определяются значения слов. Есть общие словари и энциклопедии, есть специализированные, в частности, физические. Есть учебники, подробно и последовательно разбирающие слова и понятия в конкретных областях знания. Наконец, есть специальные монографии, описывающие специальные исследования узко-специфических вопросов.
Всё это справедливо и по отношению к массе, как термину, так и понятиям, обозначаемым этим термином.
Даже на этом самом форуме тема обтоптана и облизана многократно. Например, тут (http://www.sciteclibrary.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?action=dereferer;url=http://www.sciteclibrary.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?num=1572383491/472;anch=472) или тут (http://www.sciteclibrary.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?action=dereferer;url=http://www.sciteclibrary.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?num=1572383491/478;anch=478) и особенно тут (http://www.sciteclibrary.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?action=dereferer;url=http://www.sciteclibrary.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?num=1572383491/478;anch=478 - список далеко не исчерпывающий).
Множественность значений у термина "масса" - это неоспоримый факт. Наличие среди этого множества ньютоновского значения - тоже факт.
Отрицание фактов - это ошибка.
Выбор конкретного значения из множества существующих - необходимое условие адекватности обсуждения. Этот выбор может ограничиваться только конкретным обсуждением. В этом смысле, один и тот же человек может пользоваться одним и тем же термином в разных его значениях в разных жизненных ситуациях. Это семантическое явление имеет собственное название. Одинаковые слова, имеющие разные значения, называются омонимами.
Погрузимся и в отдельные детали.
Имеется ходячее словосочетание "дефект массы"(http://www.sciteclibrary.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?action=dereferer;url=https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%84%D0%B5%D0%BA%D1%82_%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%81%D1%8B).
Есть слова, есть словосочетания, значит есть и их значения.
Принято считать, что любая масса обладает энергией (в той или иной форме).
А энергия без массы может существовать?
Логично предположить, что неразрывность связи носит обоюдный характер. Любая масса обладает энергией, любая энергия связана с массой.
Можно эту сентенцию превратить в принцип и в любых рассуждениях руководствоваться этим принципом.
Переход части массивной системы (части её массы) в другую систему если и вызывает какие-то вопросы, то только вопросы конкретизации (детализации) процесса этого перехода.
Для химиков это основа их деятельности.
При этом даже школьнику известно о экзо- и эндо- термических химических реакциях, то есть реакциях изменения химических структур с выделением тепла и с поглощением тепла.
Возникает вопрос о природе тепла. Это отдельная сущность? Связь тепла и энергии известна и называется тепловой энергией, измеряющейся хоть в калориях, хоть в джоулях.
Раз так и раз мы готовы любую энергию связывать с массой, значит каждому джоулю, как и каждой калории, соответствует определённая масса (мы даже знаем как её вычислить).
Позволяет ли это говорить о тепловых частицах? Позволяет ли это говорить о тепловой жидкости?
Говорить можно, предъявить не получится, как и с дефектом массы.
Надо глубже погружаться в природу обсуждаемых явлений и поменьше фантазировать
А ещё не вредно относиться к собеседникам и их высказываниям с уважением, не уступающим самовлюблённости в себя и свои представления.
Обливайтесь холодной водой, это очень полезно

Аватар пользователя К.Б.Н.

.

Для всех.

 

Пару лет назад я ознакомился с учебником по логике А.М. Анисимова.

 И после этого оценил способности автора – не высоко.

Он в учебнике не мало текста использовал для критики использования в логическом способе определения понятий, идей - эссенциализма (сущность из безусловных признаков и т.п.), сообразно с которыми и создана привычная нам понятийная система наших естественных языков. И которой пользуется наука.

Но качество критики было очень низким, поскольку автор из всех вариантов эссенциализма выбирал самый путанный, мистический (да, есть такой), и переносил все его недостатки на весь эссенциализм, точнее на - обычный в логике способ формулировки определения понятий (через безусловные признаки).

 И самое смешное, что - во всём своём учебнике он нигде не показал понимание – как понятия определяют классически, именно - правильно (т.е. через безусловные признаки). Создаётся впечатление, что автор просто не понимает – что критикует.

(Кстати, и чем заменить классическое определение, он то же не выдаёт секрет.)

Так что, человек он конечно – не глупый, но многого важного не знает.

И уж, конечно, мнение Анисимова А.М. – не последняя инстанция.

.

Аватар пользователя Роберт Юсупов

Принято к сведению! Спасибо!

Аватар пользователя mp_gratchev

Есть А.М. Анисов "Современная логика". О логике Анисимове ничего не слышал. Яндекс его тоже не знает. Созвучие в фамилиях?
Уточните, кого и что вы имели ввиду!
--

Аватар пользователя К.Б.Н.

.

Вы правы, действительно перепутал.

 Я писал про – Современную логику – Анисова. И ведь - инициалы совпали, я их вчера проверил – и вперёд …

Два года назад я занимался этим учебником, с тех пор в эту папку и не заглядывал (тогда хотел открыть тему про плохой учебник логики, да всё «руки не дошли» …).

Приношу извинения автору темы.

.

Аватар пользователя Роберт Юсупов