Гуманизм, и псевдогуманизм
Очень мало кто может абсолютно точно определить, что будет гуманизмом, а что только внешне выглядит таковым. А судить надо по результату, и в этом вся сложность, потому что результат не всегда очевиден. Требуется время и сбор статистических данных для проявления результата. Так вот могу смело утверждать, что гуманное отношение к преступнику, особенно к крайне опасному в социальном отношении, абсолютно точно является антигуманным действом, потому что эта псевдогуманность распространяется на единицы, а оборачивается большой бедой для десятков, сотен, а то и тысяч человек. Потому в этом случае гуманно будет заменить гуманизм к преступнику на большую беду для него лично, что непременно проявится как гуманизм по отношению к десяткам, сотням и тысячам людей. И даже более того, чем большим зверством и ужасом будет выглядеть наказание, тем большей степенью гуманизма это будет являться по отношению к всему обществу. И очень важно чтобы именно невероятное зверство наказания имело самую широкую информационную распространенность, в противоположность распространенности сведений о пострадавших, то есть не так как это мы наблюдаем теперь, полное отсутствие пропаганды средств и методов наказания, и широчайшее осведомление деталей бед пострадавших. Все не так ребята, пел еще В.Высотский. Гуманизм надо проявлять к обществу, а проявление гуманизма к врагам общества есть антигуманизм.
Комментарии
.
Для alaletin и не только.
Вы пишете:
«…Потому в этом случае гуманно будет заменить гуманизм к преступнику на большую беду для него лично, что непременно проявится как гуманизм по отношению к десяткам, сотням и тысячам людей…».
Отвечаю.
Это довольно старая проблема, корни которой - в философии.
А поскольку философия до сих пор не может выдавать внятных ответов на вопросы по своему предмету, то и в этом случае – есть только куча самых разных мнений. И каждый выбирает из этой кучи то, что ему нравиться. Или сам придумывает, без оглядки на подобные «кучи», результат всё равно один и тот же. Просто, очередное - мнение.
Если эту проблему сформулировать чётко, то получиться так.
Между человеком и обществом, во многих условиях (не во всех), неизбежны противоречия.
Что выгодно человеку, то может быть не выгодно (и даже неприемлемо) для общества.
Что выгодно обществу, то может быть не выгодно (и даже неприемлемо) для человека.
Какой из этого выход?
Только – компромисс.
В каких-то случаях главнее - интересы общества, а в каких-то главнее - интересы человека.
Есть не мало мнений и даже теорий на эту тему, но, как и любое философствование всё это убедительно только для авторов этих идей и, может быть, кучки его сторонников. И всё.
Вот станет философия полноценной наукой, тогда она может решать подобные вопросы, т.е. философия начнёт выдавать серьёзные теории. А без подобных теорий и социология неизбежно страдает болтологией.
А философия может стать полноценной наукой только тогда, когда появиться возможность выявлять однозначные истины на философские темы.
На уровне понятий эта проблема выглядит так (в данном случае понятия – рабочие, т.е. только для примера).
Гуманизм - провозглашает высшую ценность человека.
Социализм - провозглашает высшую ценность общества.
Гуманный социализм - провозглашает высшую ценность максимально взаимовыгодного компромисса между интересами человека и общества.
(Повторю, это только примерные понятия, для наглядности.)
Что бы решить все эти вопросы необходимо решить ряд этических, аксиологических проблем, в частности - установить ценность жизни индивида и ценность жизни общества.
А объективную ценность может установить только научная философия.
Станет философия полноценной наукой – всё это разрешиться.
Кстати.
Гумани́зм — «человечность» — система построения человеческого общества, где высшей ценностью является жизнь человека, все материальные и нематериальные ресурсы направлены на то, чтобы сделать эту жизнь максимально комфортной и безопасной.
.
С общим посылом автора поста абсолютно согласен. Добавлю по мелочам...
Доказательством в философии всегда служат принципы самоподобия. Поэтому я использую организменные представления для подтверждения тезиса, приоритета коллективного над индивидуальным, которое отражает эйдетическая сущность в субстанциальной форме:
пассивное/активное ~ индивидуальное/коллективное ~ 1
Эта сущность по происхождению из технологии бытия, лучше всего понимаемая как метаболизм: анаболизм/катаболизм. Еще проще ее понять как через формулу Эйнштейна, устанавливающую линейную зависимость между "энергией" и "массой". Отсюда происхождение закона сингулярности как основы единства мира.
Другими словами, что бы не пришлось эволюции создавать как "массу" (пассивная субстанция) в причинно-следственной связи, ей нужна "энергия" (активная субстанция). Другими словами, диалектика Создателя (Технолога) в том, что он обладает возможностью трансформации универсального в уникальное в диалектической сущности: уникальное/универсальное.
В этом смысл "разделения труда", что любая уникальная операция создания чего-либо ("массы") воспроизводится одним и тем же универсальным трудом, хотя и по разной технологии (эйдосу).
Логос - это субстанциальная двойственность, основной закон которой - сингулярность, как особая форма надежности выживания через универсальность "единиц" (клеток, людей). Формулировка: паритет пассивного, приоритет активного.
Хорошим примером "статистического доказательства" служит апоптоз в человеческом организме и закон временных иерархий Г.П. Гладышева, благодаря которому и существует организм. социум ...
*******************************************************************
"Противоречие" - это архи-историческое представление о двойственности мира (Логосе).
Да! Все верно! Но разрешение любого "противоречия" и есть сингулярность. Например: предложение/спрос ~ 1, стоимость/труд ~ 1. Особо важно на данном этапе эволюции: вознаграждение/профессионализм ~ 1.
**********************************************************************
Если бы за коллективные преступления наказывали бы приоритетно (как и положено), давно можно было бы покончить и с "отрицательным отбором" элиты и с коррупцией! Согласен!
.
Для Victor и не только.
Вы пишите:
«Доказательством в философии всегда служат принципы самоподобия…».
Отвечаю.
Принципы самоподобия? Доказательство? В философии?
Вашими псевдо философскими текстами можно детей пугать и стимулировать, типа: «Вот не будешь учить логику, будешь выдавать такую же …».
Переливание из пустой сингулярности в порожний логос.
Ладно, тема не про это, поэтому не буду распространяться …
Да и смысла нет, поскольку по-другому вы не можете.
.
.
Продолжу...
Анализируя проблемы гуманизма в обществе, прочел книги Фромм Э. «Анатомия человеческой деструктивности», «Кризис психоанализа», «Бегство от свободы»
Во всех трех книгах он упоминает Фрейда и этапы его развития. В частности, он пишет:
Я надеюсь, что все примерно помнят учение Фрейда в свете орального/анального рефлекса, развивающегося у ребенка. Согласно ему он не только должен удовлетворять себя (орально), но и беспокоится об окружающих (анально) как приучения к горшку и туалету.
// У некоторых на ФШ второй инстинкт так и не сформировался – все пытаются «обгадить» другого... (выше) //
Просто я для тех, у кого не атрофировано ассоциативное мышление, провожу параллель между метаболизмом и идеями Фрейда в такой абстрактной эйдетической форме:
индивидуальное/коллективное ~ анаболизм/катаболизм ~ Эрос/Танос
Мы на вершине эволюции и пищевой цепочки. У деревьев отбираем их плоды, забиваем животных... от инстинкта Таноса (смерти) нам не уйти... И вроде бы как на это посмотреть?
Если смотреть в диалектическом разрезе: потребитель/производитель, то даже как-то гордо даже получается (производитель!). Но на уровне любой фирмы мы знаем, что основная диалектическая пара, это - выручка/затраты. И тут роль «Таноса» ложится «затратными» нагрузкой на природу в виде отходов, чрезмерное использования ископаемых и т.п. ... одним словом - "смерть" (Танос).
Сам Фромм, исследуя природу человеческой агрессии, разделяет ее на доброкачественную и злокачественную. В частности, он пишет:
***
Мне Э. Фромм близок именно по философии двойственности, которая просматривается в его работах. Ну вот к примеру:
Собственно, что меня беспокоит и пока не ясно особо. Вот читаю у известного ученого по ноосфере А.И. Субетто, где он обозначил "переход Биосферы в Ноосферу":
И берут меня сомнения, когда пытаются нивелировать, к примеру, конкуренцию. Я к рынку и конкуренции отношусь с пониманием, даже к товарному, с сингулярностью: товар/стоимость ~ 1. Просто следующим этапом (Шушарин А.С.) должен быть организован рынок профессионалов с сингулярностью: доходность/профессионализм ~ 1.
Как мне представляется, в организации гуманизма надо понимать не столь эти заезженные «противоречия», сколько ограничения на живое, которое Фромм обозначил как фрейдовское: Эрос/Танос ("всему есть цена"). В частности, в экологическом соотношении сущности через модальности: [необходимости]/[возможности], о чем Суббето А.И. справедливо пишет.
ИМХО!!!