Толкуют о самосознании как функции сознания: осознании человеком самого себя, мыслящего и чувствующего существа. С другой стороны, не всё гладко с пониманием сознания. Выяснение того, что оно такое, продолжается и продолжается… Может быть, подход не тот?
Материалистическая философия рассматривает существование существующего как самодвижение, саморазвитие… Логично пополнить ряд необходимым для такого характера продвижения отражением – самоотражение, для человеческого - самосознание.
Гегель: «Как самосознание Я созерцает само себя, а выражением его в его чистоте является Я = Я, или: Я есмь Я. …Этот принцип самосознания лишён всякого содержания. Стремление самосознания в том и состоит, чтобы реализовать своё понятие и полностью осознать себя. Самосознание является поэтому 1) деятельным: снимает инобытие предметов и отождествляет их с собой, 2) отчуждает само себя и тем сообщает себе предметность и наличное бытие.» Определение вполне отвечает требуемому. Наглядно: «снимает инобытие предметов» - скажем, создаёт средство передвижения; «отождествляет их с собой» - приспосабливает к особенностям человека, получает велосипед; «отчуждает само себя и тем сообщает себе предметность и наличное бытие» - человек осваивает езду на велосипеде, становится велосипедистом.
По Гегелю «сознание вообще 1) чувственное, 2)воспринимающее и 3 рассудочное»; человек становится разумным благодаря самосознанию. Что значит, начинает мыслить и переживать, отдавая себе отчёт в том, что он представляет собой как субъект действия и отношения, в каком кругу причинно-следственных связей и конструктивных отношений находится с другими. Сознание само по себе лишено этого. Человек осознаёт в кругу кого и чего он находится, но не осознаёт, какое отношение он имеет к ним, а они к нему. В медицине первое называют аутопсихической ориентировкой, второе - аллопсихической.
Отдельный вопрос, почему советский материализм не подхватил и не развил гегелевское определение самосознания, а отрядил сознанию функцию самосознания? Грубо говоря, поставил сознание над самосознанием, тогда как самосознание стоит над сознанием: Я – предмет: снимает инобытие предмета и отчуждает само себя (от предмета) и тем сообщает себе предметность и наличное бытие. Например, Я – велосипедист.
Наконец, помимо самосознания существует ещё один феномен, неотделимый от сознания – подсознание. Следовательно, «сознание» нужно рассматривать как целостный процесс отражения, являющий систему отражательных функций...
Есть ли методологическая причина, почему определение «сознания» не даётся исследователям? Есть. Пренебрежение отношением категорий явление – сущность.
Сущность – внутреннее содержание объекта, выражающееся в многообразии и противоречивости его бытия. Явление – то или иное внешнее обнаружение (выражение) сущности объекта. Отсюда, «сознание» есть явление, обнаруживающее (выражающее) сущность: систему отражательных функций мышления и переживания.
Теперь можно говорить не о загадке сознания, благодаря которому человек, мол, мыслит и чувствует, а собственно о мышлении и переживании, которые обнаруживают себя как «сознание». Можно сосредоточиться на собственно процессе отражения: противоположностях мышления и переживания, раздвоенном едином самосознании.
Человек мыслит и чувствует себя посредством обозначения – Я. Так выступает субъектом действия и отношения, причиной себя и своих изменений. Сам для себя является объектом, мыслимым и чувствуемым в связи и отношении к другим объектам.
Не только человек, всякий субъект обладает системой отражательных функций, обращён к себе и другим венчающей её функцией логического самоотражения - «опережающим отражением».
Отражательные функции.
1. Соотражение (логическое самоотражение) - логическая онтологическая функция. Соответствует общественному самосознанию человека – Мы.
2. Отражение отражения (предметное самоотражение) – предметная онтологическая функция, или эпистемологическая (логического познания и преобразования). Соответствует индивидуальному самосознанию человека – Я.
3. Отражение – гносеологическая функция (предметного познания и преобразова-ния). Соответствует сознанию.
4. Суботражение - праксиологическая функция. Соответствует подсознанию.
5. Тёмное отражение - феноменологическая функция. Соответствует бессознатель-ному.
Итак, то, что называется «сознанием», представляет собой раздвоенный единый процесс отражения, явление отражательных функций: бессознательное – подсознание - сознание – предметное самосознание – логическое самосознание.
На примере человека: бессознательное представляет объект подсознанию, кото-рое совершает соответствующее автоматическое действие с отношением. Если нужна корректировка действия и отношения – подключается сознание, затем предметное и, ес-ли нужно, - логическое самосознание, которое затем обращается назад к предметному, последнее – к сознанию, оно – к подсознанию, а то – к бессознательному… наконец, со-вершается иное преобразование объекта. Оно автоматизируется и в последующем производится с уровня подсознания.
Пример логического самоотражения животного («опережающего отражения»): хозяин обулся в резиновые сапоги, взял на плечо ружьё. Охотничья собака выказывает радостное одобрение - «идём на охоту». На месте она рыщет по полю и делает стойку, учуяв куропатку в траве. Акт предметного самоотражения (стойка), обусловленный актом логического самоотражения (охота на куропатку). Собака ждёт, пока хозяин готовится к выстрелу…
Запах куропатки послужил основанием действия – принятие стойки. Действие уже было наготове: хранилось в виде соответствующего состояния клеток коры головного мозга (логический механизм). Как только пришёл сигнал (запах), из памяти пошла запускающая команда к двигательным клеткам мозга (предметный механизм), а от них - к клеткам спинного мозга и далее к мышцам тела занять положение стойки.
Собака не осознаёт себя субъектом мышления, но является таковым.
Осознание себя субъектом мышления пришло к человеку, когда он ввёл язык, обозначил себя местоимением Я: стал субъектом субъекта мышления и переживания, выделившись из сосубъекта – Мы.
Общественное (групповое) самосознание - самоотождествление через местоиме-ние Мы. Оно направляет индивидуальное самосознание, является логическим в отношении к нему – выступающему предметным. Логика действия Мы обосновывает логику действия Я.
У животных также существует групповое самоотражение, соотражение, посредст-вом системы средств сообщения. Но они (средства) привязаны к предметным сторонам объектов, не отвлечены от них как у человека словом, обозначающим объект в целом. Потому, например, при расстройствах памяти человек сначала забывает отвлечённые от реальности слова, но сохраняет предметное мышление. У животных иная напасть, они не действуют с объектом как таковым, а только с его предметными сторонами. Например, ощенившаяся собака может вскормить детёнышей другого животного. Или вовсе принять за щенка резиновую игрушку с пищалкой.
Взаимодействие субъектов опосредствуется средствами сообщения. Всякие конкретные средства сообщения, включая слова, понятны, когда обозначают субъектов и выражают их действие и отношение, заканчиваемые результатом.
Средства сообщения вообще: действие - сигнал – знак – знак знака (предметный символ) – сознак (логический символ). С одной стороны, они передают предметное содержание (предметные законы) в логической форме системы, с другой – логическое содержание (логические законы) в предметной форме структуры.
В целом это язык вообще. Или снятая «внутренняя деятельности вещей» как «система бессознательной мысли»: абстрактная абстрактной возможность человеческого мышления и переживания.
Средства сообщения различаются предметом сообщения:
действие – абстрактная абстрактной возможность;
сигнал – абстрактная возможность;
знак – реальная возможность;
предметный символ – предметная действительность;
логический символ – логическая действительность.
«Внутренняя деятельность вещей» и тождественная ей система средств сообщения презентируют известное диаматовское «свойство материи отражение». Человеческое отражение («сознание») представляют деятельность мозга и тождественные ей слова мышления и переживания в логико-предметной форме языка вообще.
Положительное развитие подвигает субъектное самоотражение к соответствующему прогрессу конкретных средств сообщения. Отрицательное развитие, наоборот, приводит к их регрессу. Человек создал предельно отвлечённый от реальности язык, предметно представленный словом.
Субъекты неживой и живой природы так же обладают средствами сообщения, собственным языком, предметно представленным их свойствами тем или иным образом. Например, рыбы коралловых рифов – отражением клетками кожи ультрафиолетовой части спектра света и изменением цвета хроматиновыми клетками, движением и касаниями плавниками. Благодаря логической форме названных средств сообщений, их коммуникативные предметные действия видятся разумными.
Исторически развивается не сознание как таковое (не эпифеномен), а система иерархически связанных между собой отражательных функций. Они присущи всякому объекту, начиная с самого простого. У такого они свёрнуты. Например, у бильярдного шара. Положительное развитие происходит как развёртывание отражательных функций: превращение возможности мышления и переживания в действительность.
Субъекты, опираясь на исходный процесс самоотражения «в себе», натуральный, органический, и взаимодействуя между собой применительно к объекту воздействия, создают совокупную систему отражательных функций, или процесс самоотражения «для нас», искусственный, функциональный… Можно сказать, субъект обладает натуральным самоотражением как бы по вертикали органического развития и искусственным – как бы по горизонтали функционирования.
Посредством искусственного самоотражения субъект овладевает собственным на-туральным самоотражением в процессе взаимодействия с другими, иначе говоря, - собой: становится всё более полной причиной себя и своих изменений в положенных границах взаимодействия.
Искусственное, функциональное самоотражение с последующим усложнением субъекта становится натуральным, органическим… Например, при переходе от одноклеточного организма к многоклеточному.
Объект раскрывается понятиями в соответствии с его системно-структурным (логико-предметным) устройством: житейское – практическое – научное – предметное фило-софское - логическое философское. Соответственно на уровнях: исходное - термин – понятие – понятие понятия (предметная категория) - сопонятие (логическая категория, пар-ная). Исходное понятие (обозначение) преобразуется в завершённое понятие. Например, семья. Оно образовалось, начиная с исходных слов (номинальных определений): имён девушки и парня, которые они назвали при знакомстве.
Слово – например, Катя - может быть русским, английским, немецким… разным, а понимание слова, понятие - одинаково: имя девушки.
С одной стороны, слово выражает предметное содержание в логической форме понятия системы. Предметное содержание (предметный закон) выступает предметным смыслом понятия системы. Например, имя Катя являет предметный закон «девушка» (образует пару с парнем), или смысл исходного понятия системы «возможная симпатия», противоположность.
А с другой, - логическое содержание в предметной форме слова структуры. Логическое содержание (логический закон) выступает логическим смыслом слова структуры. Например, новая знакомая Катя - исходный объект структуры: знакомая девушка… – понравившаяся девушка – пара влюблённых – обручённые жених и невеста – молодожёны.
Логическое содержание - логический закон самотождественности, смысл слова структуры. Например, Катя. Она решает, что очень привлекательная девушка, а не непонятно что. Держит себя соответствующе, согласно логическому смыслу.
Логический смысл выражается посредством предметного закона, а предметный смысл – логического закона. Средство сообщения несёт в себе логический смысл в единстве с предметным. Например, женатый друг молодости как бы ненароком взглянул на часы. Предметный смысл – закон «позднее время»! Логический смысл – закон разности. У него давно другая жизнь – семейная…
Форма слова (понятие), принявшая предметное содержание дела, становится логическим понятием действия, моментом восхождения, абстрагирования. Но слово тоже дело – логического самосознания, потому предметная форма дела, принявшая логическое содержание слова, становится предметным действием понятия, моментом нисхождения, конкретизации.
Логическое понятие действия, утратившее суть дела, - чуждое самосознанию слово, пустая абстракция. Предметное действие понятия, утратившее суть слова, - чуждое самосознанию дело, пустая конкретизация.
В мышлении и переживании человек оперирует соответственно понятиями представления и воображения: логическим и предметным содержанием. Например, понятие представления - «сотая часть количества», а понятие воображения - «%».
Собственно представление не есть только восприятие объекта без объекта, как толкует психология, а ещё объект, представляющий воспринимаемый объект без объекта: представляющий - представляемый. Например, человек – представляющим его номером в списке очереди за билетом в гастролирующий театр. По номеру его воображают – «такой, в очках и шляпе», интеллигент.
Представление (логическое) и воображение (предметное) – противоположные, противонаправленные процессы восхождения (абстракции) и нисхождения (конкретиза-ции). Без представления нет воображения, и наоборот. Например, чтобы воссоздать образ (вообразить) некоего человека в его отсутствие, нужно назвать его имя. Это процедура воображения через представление. С другой стороны, имея образ человека, скажем, фоторобот, можем назвать его имя. Это процедура представления через воображение.
Процесс мысли, мышление – логическое представление в соответствующих понятиях. Заключение акта мышления – новая мысль.
Процесс чувства, переживание – предметное воображение в соответствующих понятиях. Заключение акта переживания - новое чувство.
В отличие от человека у животного нет словесного языка, но есть язык как таковой, следовательно, соответствующие мышление и переживание.
Собственно сознание - мышление-переживание, которому отведена роль предметного познания и преобразования и определения оснований субъектных действий и отношений. Например, футбольный болельщик, изучив состав и расстановку игроков, на этом основании (действие сознания) предполагает, как сыграет сборная команда страны, поставив себя на её место. Если соперник намного сильнее, предвосхищает горький результат (действие логического самосознания). Чтобы его избежать, решает необходимым сыграть от обороны (действие предметного самосознание). Но мяч круглый, а поле ровное… Команда, несмотря на прогнозы, выиграла. Победа рождает новую мысль: «Вперёд, Россия!» И новое чувство: «Россия – чемпион!»
Развиваемая человеком глубина и широта объективного познания и преобразования реальности выражается характеризующим его самосознание понятием – интеллект, разум. Он суть философия, обосновывающая действия и отношения субъекта. Благодаря ему противоположности мысли и чувства, мышление и переживание приводятся к един-ству.
Обращение человека к «мысли» - деятельность интеллекта, нарочно отрешённая от наличного чувства. То беспристрастный и равнодушный ко всему характер процесса мышления. И напротив, обращение человека к «чувству» - противопоставленная деятельность интеллекта, нарочно отрешённая от наличной мысли. То пристрастный и неравнодушный ко всему характер системного процесса переживания. Образовав простое, одностороннее тождество мысли и чувства, начинает восхождение к предельному единству…
Комментарии
Да брат, философия - это оно - того! Экономисту проще. Мы ценим разум - как движущий, творческий элемент труда. Разум есть у всех высших животных как высший элемент приспособляемости. При том, что приспособляемость есть и у амебы. А вот сознание - только у человека. И разумеется, оно начинается с самоосознания. Т.е. с оценки своих инстинктов (подсознание) и ощущений, их причин-следствий-реализации. Важнейшим шагом в этом процессе было осознание смерти, т.е. временности жизни, опасностей, боли и пр. Все прочие дефиниции - всего лишь взаимодействие разума, сознания и инстинктов, которые никуда не пропали. Поэтому человек двойственен и - лжив. В нутряной борьбе "человека разумного", рационального - и инстинктивного "животного" первый побеждает далеко не всегда, и свой проигрыш (и страх смерти) "разум" маскирует ложью, от религии-идеологии до логических вывертов (философии!).
А в целом - неплохо, но длинно и нечетко. Структура слабовата.
Да, брат, правильно, философия - это оно - того!
Субъект-субъектное отношение по поводу объекта у Гегеля
Отсюда, по Гегелю самосознание деятельно и порождает само себя как предмет по схеме:
Гегель:
"§ 30. Самосознание, существующее для некоторого другого самосознания, существует не как простой объект последнего, а как его другая самость. Я отнюдь не является абстрактной всеобщностью, в которой, как таковой, нет никакого различия, никакого определения. Поскольку Я выступает как предмет Я, оно существует для него с этой стороны как то же самое. В другом оно созерцает самого себя" (там же, С.87).
Отсюда видно, что Гегель в отличие от Горгиппа не относит другое самосознание к категории "объект", а рассматривает в качестве самости, т.е. в качестве другого субъекта. Иными словами, Самосознание Я=Я взаимодействует с другим самосознанием "Ты" по такой же схеме:
Тождественность своего и чужого сознания позволяет понять себя через другого и обеспечивает однообразие в совместном восприятии предмета размышлений.
Гегель:
Грачёв:
Ничуть не погрешил против Гегеля в названном смысле: ввёл общественное (групповое) самосознание - Мы (Я - Он).
Но есть и принципиальное расхождение: у него субъект - человек, а объект - материальная природа. У меня и человек, и материальный объект - субъекты. Субъект является объектом для другого субъекта.
Ничуть не погрешил против Гегеля
А почему, собстаенно, нет?
Что г-н Гегель - истина вог всех отношениях?
Дело не в том, что Гегель истина во всех отношениях. Просто по обсуждаемому вопросу мы оба доверяем Гегелю рассудить нас.
Если для нас обоих был бы одинаковым авторитетом по вопросу теории субъект-субъектных отношений Вячеслав Митин, то мы бы апеллировали к Вячеславу Митину, а не к Гегелю.