«...единство есть покой, поскольку в нём свёрнуто движение,
которое, если пристально рассмотреть,
есть расположенный в ряд покой».
Николай Кузанский «Об учёном незнании» [1].
Сущностью мира в древнеиндийской философии является непрестанное движение, гераклитовское «Всё течёт, всё изменяется». Это движение затрагивает всё и вся. Движутся космические миры, проходя циклы рождения, развития, старения и смерти. Но на смену смерти обязательно приходит новое рождение. Движутся судьбы людские и всего живого, вовлечённые в этот непрестанный циклический круговорот миров. Они повторяют судьбы космических миров, где на смену смерти приходит новая жизнь.
В буддийской Дхарме (Учении) нет ничего вечного, кроме движения, нет ничего застывшего и неподвижного. В буддийской Дхарме нет Бога, сущего в вечности, зато есть непрестанное движение психофизических дхарм — простейших элементов мира, мгновенно возникающих из духовного инобытия и вспыхивающих в материальном мирке и так же мгновенно гаснущих, сворачиваясь обратно в глубинное информационное инобытие, чтобы повторить весь этот цикл снова и снова, создав иллюзию движения и существования окружающего мира, подобно киноплёнке:
«Согласно кшаника-ваде, физический мир не имеет никакого длящегося бытия, никакой реальности; он вспыхивает на один момент (кшана) и тут же погибает. Возникающие красочные картины мира, как кадры на движущейся кинопленке, так быстро сменяют друг друга, что у воспринимающих их живых существ создается полная иллюзия стабильного и длящегося окружающего мира со всеми его обитателями. На самом деле существуют только вспыхивающие дхармы, поток которых не хаотичен, а подчинён определённому порядку: каждый его элемент-дхарма появляется в соответствии с законом взаимозависимого происхождения (пратитья-самутпада) и поэтому связан с определённым элементом в предшествующем "кадре"» [2].
Это непрестанное движение, свёртывание-развёртывание дхарм во Вселенском голографическом блокбастере бытия играет роль неподвижных пикселей (piсture element) в двумерной компьютерной графике.
В буддийской Дхарме нет ни личности, ни бессмертной души, зато есть поток состояний и вселенская сеть отношений. Если в растровой графике каждый пиксель несёт один цвет, то во вселенской энергоинформационной графике каждая дхарма несёт один признак, один бит информации и существует одно мгновение. Она появляется на одно мгновение и сразу же исчезает. (Основатель голографической парадигмы Дэвид Бом добавил бы, что она появляется из скрытого, свёрнутого, импликативного порядка и там же исчезает.)
Каждая новая дхарма существует одно следующее мгновение и связана с предыдущей по закону взаимозависимого возникновения. Совокупность этих мгновений, наполненных комбинацией определённых признаков, битов информации, и составляет картину бытия, которое есть не что иное, как движение.
Каждая новая комбинация дхарм в каждый новый момент времени означает новый кадр Вселенского холистического бытия, где всё связано со всем. Отдельные кадры мирского бытия, сливающиеся в непрерывное изображение мира, движет киномеханик по имени Бесконечное Время, в результате чего и появляется Вселенский голографический суперблокбастер под названием «Жизнь», в котором всё существует во всём и величайшее заключается в мельчайшем.
Это движение изначально, все действующие лица в нём — одновременно и зрители, и актёры, и любая роль по своей внутренней сути исполнена страдания. Люди рождаются, живут, любят, ненавидят, умирают с тем, чтобы родиться вновь в иных пространствах, в иных мирах, в иных временах, в иных обличьях. Это движение не имеет начала. Но это изначальное, вечное и исполненное страдания движение по нескончаемому космическому маршруту может быть остановлено. Остановка по требованию носит название «нирвана».
Первым человеком, покинувшим вселенскую колесницу страдания и достигшим блаженного покоя нирваны, был Будда, он же — Татхагата (Так Пришедший, Так Ушедший).
Покой в буддизме — это высший смысл жизни, высшая цель существования. Покой нирваны даёт возможность раз и навсегда освободиться от плена сансары, от череды рождений-смертей, исполненной страдания, от рабской зависимости от неведения истинной реальности (авидьи).
Этот блаженный покой — некое таинственное состояние, о котором много спорят, но о котором толком ничего сказать словами нельзя, так как слова описывают чувственные феномены, явления, постигаемые опытным путём, а нирвана находится по ту сторону природных феноменов, любого человеческого опыта и описывающих их слов. Поэтому наиболее точны по смыслу образные метафоры, связанные с угасанием психического огня страстей и затуханием урагана желаний, втягивающих человека в омут сансары и порождающих таким образом все человеческие страдания:
«Само слово «нирвана» (пали: ниббана) восходит к санскритскому корню «нир» со значением «угасание», «затухание» (например, угасание светильника или прекращение волнения моря). На этом основании буддологи XIX века часто строили свою теорию нирваны как полного прекращения жизни, некоего полного умирания, после чего обвиняли буддизм в пессимизме. Однако буддийские тексты вполне отчётливо указывают на то, что угасает или затухает вовсе не бытие. Один из наиболее распространённых образов, использующихся в текстах для пояснения идеи нирваны, таков: подобно тому, как прекращает гореть лампада, когда иссякает масло, питающее огонь, или подобно тому, как прекращает волноваться поверхность моря, когда прекращается вздымающий волны ветер, точно так же прекращаются все страдания, когда иссякают все аффекты (клеши) и влечения, питающие страдания. То есть угасают именно страсти, привязанности, омрачения, а вовсе не бытие. С исчезновением причины страдания исчезает и само страдание.
Так что же такое нирвана? Сам Будда никогда не давал прямого ответа на этот вопрос и старался молчать, когда этот вопрос всё-таки задавали. Тут Будда оказывается прямым предшественником знаменитого философа XX века Л. Витгенштейна, провозгласившего, что о чём нельзя говорить, о том следует молчать. Ещё в ранних Упанишадах — брахманских текстах философского характера — говорилось, что об Абсолюте (Брахмане) можно говорить только в отрицательных терминах: «нети, нети» («не то, не то»), поскольку Абсолют трансцендентен нашему опыту, непостижим для мысли и невыразим в словах и понятиях. Нирвана, о которой учит Будда — не Бог и не безличный Абсолют и его молчание — не апофатическая теология. НИРВАНА — не субстанция (субстанций буддизм вообще не признает), а СОСТОЯНИЕ, СОСТОЯНИЕ СВОБОДЫ И ОСОБОЙ ВНЕЛИЧНОСТНОЙ, ИЛИ НАДЛИЧНОСТНОЙ ПОЛНОТЫ БЫТИЯ. НО ЭТО СОСТОЯНИЕ ТАКЖЕ АБСОЛЮТНО ТРАНСЦЕНДЕНТНО ВСЕМУ НАШЕМУ САНСАРИЧЕСКОМУ ОПЫТУ, В КОТОРОМ НЕТ НИЧЕГО, ПОДОБНОГО НИРВАНЕ» [3].
Состояние нирваны, «состояние свободы и особой внеличностной, или надличностной, полноты бытия», отбросив слова и опыт простого смертного, необходимо сверхчувственно и сверхразумно ощутить в Высшем трансперсональном психическом опыте, в экзистенциальном Пробуждении от сонного царства сознания, ввергающего нас в королевство кривых зеркал незнания (авидьи).
При Пробуждении привычные дихотомичные очки сознания, делящие мир на «я» и «не-я», выбрасываются на свалку истории раз и навсегда, а Пробуждённый имеет возможность объять необъятное своей Пробуждённой мыслью, увидеть мир таким, каков он есть на самом деле, мир в состоянии его Таковости (Татхата).
Об этом мире истинной реальности ничего нельзя ни словом сказать, ни пером описать. Этот мир превыше всех «приземлённых», явленных нашему ограниченному опыту, искажённых профанным колдовским сознанием человеческих представлений. Это мир нелокального, нематериального, негэнтропийного Единого, мир Духа, а не материи, мир Вечной Жизни, недоступный восприятию простого смертного.
Буддисты же, выбравшие Великую колесницу на пути к спасению (Махаяна), говорят о ПОСТОЯНСТВЕ (нитья), САМОСТИ (АТМАН), БЛАЖЕНСТВЕ (сукха) и ЧИСТОТЕ (шубха) Пробуждённого Единого Ума (Экачитта). Эти качества в буддийской синкретической школе йогачара-гарбха составляют суть нирваны.
Есть ли какие-нибудь намёки на это Высшее состояние, состояние вечного блаженного покоя и полноты бытия, в физической модели HIT-мироздания (HIT - Hologram, Information, Time), сущность которой является вечное холистическое движение информации в потоке физического времени?
- Намекаю…
В физике Великое объединение движения и покоя произошло в первом законе Ньютоне — законе инерции. Равномерное прямолинейное движение оказалось равнозначно покою. Это была научная революция!
В метафизике Великое объединение движения и покоя способно произойти в холистическом законе равенства части и целого. Ведь вопрос об отношении между единичным и общим является первым из трёх основных вопросов метафизики. А древние мудрецы порой решали этот важнейший философский вопрос парадоксальным для обыденного сознания образом: если древний грек Аристотель заявил, что «Целое больше суммы своих частей», то великий китайский мудрец Лао-цзы, автор трактата «Дао дэ цзин», выдал афоризм на все времена: «величайшее находится в мельчайшем».
В мире физики подобные метафизические и философические вопросы единичного и общего, части и Целого находят свои парадоксальные ответы в голографической парадигме Дэвида Бома и Карла Прибрама, выводы которой напоминают как мудрость Аристотеля, так и мудрость Лао-цзы. В этой парадигме совершенно аналогично с автором «Дао дэ цзин» и парадоксально для ограниченного человеческого рассудка Целое (Холос) находится в каждой части, а величайшее — в мельчайшем. Этот принцип получил научное название «холизма» (от греч. “holos” — «весь», «целый»).
Холистическому взгляду на Вселенную в древнекитайской традиции учила буддийская школа Хуаянь. Основателем школы был монах Фа-цзан, живший во второй половине 7 века.
«Объясняя учение Хуаянь своим ученикам, Фа-цзан взял десять зеркал и расположил их вокруг статуи Будды таким образом, что статуя стала до бесконечности отражаться в этих зеркалах (подобного рода экспозиции можно видеть и в современных буддийских монастырях в Китае). Этот наглядный пример иллюстрировал одно из четырёх базовых положений Хуаянь: "Всё в одном и одно во всём" — в каждом элементе весь мир и этот элемент — в каждом другом элементе».
Этот пример приводит выдающийся русский буддолог Евгений Торчинов в своей книге «Введение в буддизм». И далее он пишет: «Поскольку феномены наделены природой принципа, они несут в себе все его атрибуты, в том числе и бесконечность. Следовательно, каждый феномен, каждый элемент, каждая дхарма по своей природе бесконечны и всеобъемлющи: «Каждый цветок содержит в себе мудрость всех сутр Великой Колесницы». Весь эмпирический мир — система, целостность бесконечных и поэтому взаимосодержащих друг друга элементов — феноменов, «вещей» (ср. образ сети бога Индры). В каждой песчинке Ганга содержатся все бесчисленные миры, в которых столько же Гангов, сколько песчинок в одном Ганге; в одном волоске присутствует весь золотой лев (пример, на котором Фа-цзан объяснял своё учение императрице). В качестве современного примера можно привести голограмму, каждый осколок которой содержит в себе информацию о целом; принцип голографичности становится одним из важнейших в процессе становления новой научной парадигмы, и ныне к нему проявляют всё больший интерес многие специалисты в области методологических проблем науки и научного знания. Мир в его подлинной реальности — это единая целостная система «принципа», явленного в «вещах», и «вещей», каждая из которых несёт в себе все остальные» [3].
В мире физики и философии движение части целого внутри Целого может быть равнозначно покою самого Целого. Например, во время мёртвого штиля на море, когда нет ни малейшего дуновения ветра, воздух как Целое покоится, хотя его элементарные частицы, молекулы воздуха, состоящего из смеси газов — азота, кислорода, углекислый газ и т.д., совершают лихорадочное и безостановочное броуновское движение. Подобным образом и у Парменида, как мы помним, покоится именно Целое, Единое, которое неподвластно оку. Или в формодинамике появляется выделенное состояние покоя, которое соответствует «универсальным физическим часам» вселенской хронооболочки.
В отличие от холистического взгляда на Вселенную, редукционистская наука сосредоточила своё пристальное внимание не на Целом, а на частях, на всех этих молекулах, атомах, протонах, нейтронах, электронах, кварках и иже с ними, которые мечутся как белка в колесе. Соответственно, в мире частностей нет покоя. Покой там только снится.
Из противопоставления холизма редукционизму и следует революционный вывод: нирвана означает покой Целого, недоступного двойственному сознанию вообще и уму-разуму в частности, а доступного лишь йогической интуиции и интуитивному внутреннему созерцанию. Именно это созерцание, именуемая на Западе медитацией, ведёт к сверхразумному и сверхчувственному Пробуждению Единого Ума от сна Знания. Как говорил великий и мудрый индийский святой Йогананда:
«Мир — не что иное, как объективизированный сон...».
В этом случает «достичь нирваны» означает из части целого стать самим Целым, из психофизического микрокосма превратиться в психический макрокосм, из локального и эфемерного дуновения Духа стать Высшим Духом, именуемый в Индии Параматма. Движение части целого внутри Целого при этом продолжится, зато само Целое застынет в состоянии вечного блаженного покоя, полноты бытия и самосозерцания. Вам и не снилось такое в иллюзорных сновидениях сознания!
Волнение дхарм, которое протекает на пространственной поверхности глубинного Вселенского океана психики, которое оставляет материальную рябь в сфере чувственных феноменов, в мирке голографических материальных иллюзий, более не затрагивает глубинные слои внепространственного психического Целого. Им больше не дано потревожить блаженный покой Целого, из голографических недр которого и возникает весь неудержимый поток дхарм. Им больше не завлечь самодостаточное Целое в психический водоворот жизни-смерти, исполненный страдания. Это и есть Высшее Освобождение. Это и есть «состояние свободы и особой внеличностной, или НАДЛИЧНОСТНОЙ, полноты бытия» [4].
«Именно свобода, абсолютная и трансцендентная,
и образует высшую и безусловную ценность
традиционной индийской культуры» [4].
Совершенно аналогично в индуизме высшей экзистенциальной задачей является слияние атмана, индивидуального духа, с Брахманом, всеобщим духом, что индусы передают знаменитой короткой, но ёмкой фразой: “tat twam asi” («то ты еси», или «ты — это то»).
А в христианстве эта же великая идея равенства части и Целого передаётся в Откровении Иоанна Богослова через таинство Воскресения «Агнца как бы закланного», который чудесным образом превращается в Победителя и Бога-Сына, садящегося со своим Отцом — Творцом и Вседержителем — на его нелокальном престоле и провозглашающего:
«Я и Отец — одно» (Ин. 10:30).
«Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моём,
как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его» (Откр. 3:21).
Воскресение «первенца из мёртвых» и явление его своим ученикам в новом, неузнаваемом, духовном обличье знаменует рождение Бога-Сына. Отныне Бог-Отец, Сидящий на престоле Мира, Который «сотворил всё», имеет своего наследника, сумевшего «победить» и призванного завершить его дело: «Побеждающий наследует всё…».
«Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость,
и честь и славу и благословение.
И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею и на море, и всё,
что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь,
и слава и держава во веки веков» (Откр. 5:12–13).
Таким холистическим образом приходит решение 3-х основных уравнений очень различных религий, которые парадоксальным образом объединяет не Бог (в буддизме Бога вообще нет, как нет и Абсолюта, типа Брахмана), а понятие «недвойственность», или целостность.
Основное уравнение христианства: Бог-Отец = Бог-Сын ( «Я и Отец — одно»)
Основное уравнение индуизма: Атман = Брахман («Атман есть Брахман»)
Основное уравнение буддизма: Недвойственное Пробуждение Знания = Покой нирваны.
Это и есть высшая математика религии, которая ведёт к Абсолютной Истине.
Нетрудно заметить, что по смыслу речь идёт о единстве микрокосма и макрокосма, о трансформации части в Целое, хотя каждое из 3 великих религиозно-философских учений освещает эту великую метафизическую проблему своими словами, своими символами, а то и догмами. Каждое из учений описывает бесконечный, гибкий, открытый, исполненный магической пустотности (буддийская «Шуньята») мир лишь «некоторым образом» и лишь в «каком-то отношении». В этом неподдающемся словам и рациональным мыслишкам бесконечном нелокальном мире «всё в одном, а одно во всём, всё — тоже во всём, а одно ещё и в одном». В этом иррациональном голографическом мире «часть вмещает в себя целое, и в этом целом опять-таки содержится, снова объемля и его, и себя в нём» [4].
Все 3 основные уравнения религиозной математики находят своё решение через понятие «недвойственность», призванное решить задачу равенства движения и покоя, части и Целого, сознания и материи. Все они имеют свой научный аналог в голографической парадигме. Все они ведут к принципиальному единству науки и религии, Востока и Запада, веры и разума, рационального и иррационального. Во всех 3 случаях трансформации части в Целое подвержены нематериальные сущности: Святой Дух в христианстве, атман в индуизме, поток сознания в виде элементарных частиц психики — дхарм — в буддизме.
Буддизм — это не только религия, но и глубинная философия жизни и сознания. Буддийская философия сознания, Абхидхарма, представляет собой учение о дхармах — элементарных, мгновенных психофизических элементах. Именно дхармы формируют любое живое существо. Именно их движение, обусловленное чередой предыдущих рождений-смертей, космическим непреодолимым и нелокальным действием (кармой) и законом взаимозависимого возникновения, определяет и облик, и жизненный путь любого живого существа. Именно группы психофизических дхарм (скандхи) формируют и тело, и сознание человека, даруя ему иллюзорную уверенность в реальности его личности.
Хотя на самой деле никакой личности не существует. Есть лишь движение, серия мгновений, дискретный поток дхарм, именуемый на санскрите «сантана», который и дурит человеку голову в иллюзорном космическом кино, лукаво убеждая его в его локальной реальности: «Психолог Джек Корнфилд, рассказывая о своей первой встрече с покойным ныне учителем тибетского буддизма Калу Ринпоче, вспоминает, что между ними состоялся такой диалог:
- "Не могли бы вы мне изложить в нескольких фразах самую суть буддийских учений?"
- "Я бы мог это сделать, но вы не поверите мне, и, чтоб понять, о чём я говорю, Вам потребуется много лет".
- "Всё равно, объясните, пожалуйста, так хочется знать…"
Ответ Ринпоче был предельно краток: «Вас реально не существует» [5].
Буддисты уверены как в иллюзорности человеческой личности, так и в отсутствии нетленной души, которая есть и у христиан, и у индусов (атман): «В кругах правоверных брахманов-учителей был довольно распространён взгляд на душу как на внутри человека находящееся, особое, цельное, единое, духовное существо, способное мыслить, чувствовать и желать. Оно как бы сидит внутри нас, управляет нами и через отверстия глаз смотрит на то, что делается кругом, и на то, что делают другие люди, нам подобные. В момент смерти оно покидает тело, улетает через особое незаметное отверстие в темени. По этому взгляду душа отличалась от тела и представляла собою главную часть нашего существа, которой тело было подчинено. ...Во всех этих случаях слово «душа» означало нечто целостное, единое, особое духовное существо, или особую целую личность. Вот против этого-то представления о душе как о чем-то цельном, представляющем в себе определённое, реальное единство, и ополчился буддизм» [6].
Буддисты отрицают наличие вечного «эго», вечного «я», что получило в Дхарме название «анатман». Вместо вечного, единого и неделимого «эго», вместо «бессмертной души» у них появляются множество раздельных мимолётных элементов, которые носят названия «дхармы». Эти раздельные мимолётные элементы и творят всё живое, принимая самое непосредственное участие в формировании сознания человека разумного. Именно из комбинаций этих раздельных мимолётных элементов, как из кубиков «Лего», под воздействием закона кармы и закона взаимозависимого возникновения и лепится крайне изменчивая и преходящая человеческая личность. Нет ни вечной личности, ни «бессмертной души». соответственно, нет оснований для эгоизма. Ведь «эго» в переводе с латинского означает «я». Эгоист — это тот человек, который зациклен на собственном «я». Буддист — это его полная противоположность.
Исходя из этого понимания сущности жизни, которая сводится к постоянному дхармическому созиданию и разрушению живых существ, кармически связанных между собой в колесе жизни-смерти, буддисты ставят смыслом жизни вырваться из колесницы сансары, пребывание в которой неизбежно связано со страданием: рождение есть страдание, болезнь и расстройство здоровья — страдание, смерть — страдание, присутствие того, кого мы ненавидим — страдание, отделение от того, кого мы любим — страдание. Короче, пятичленная привязанность к существованию — страдание.
Эта цель достигается посредством обретения состояния нирваны — блаженного покоя и полноты бытия. А нирвана, в свою очередь, достигается посредством ликвидация двойственности сознания, дихотомии между иллюзорным «я» и неведомым «не-я», между сознанием и материей, между наблюдателем и наблюдаемым, между субъектом и объектом, между человеком и Вселенной. Эта специальная психическая операция «ликвидация» и есть Пробуждение от иллюзорных грёз сонного царства сознания.
Пробуждение по смыслу означает трансформацию профанного локального человеческого со-знания, обречённого на искажения и незнание, неведение (авидья) истинной реальности, в чистое недвойственное Знание-Видение (Джняна, Видья, Ригпа). Пробуждение дарует целостный сверхчувственный и сверхразумный Гносис, Запредельную Мудрость (санскрит — «Праджня-парамита»).
А это, по идее, в голографической Вселенной означает и ликвидацию дуализма между микрокосмом и макрокосмом, между человеком и Вселенной. Когда чистое недвойственное Знание-Видение человека объемлет Пробуждённой мыслью всю Вселенную, равную на глубинном голографическом уровне бытия одной точке, то человек превращается в Духовного Вседержителя. Такая принципиальная возможность содержится в голографической парадигме, где «часть вмещает в себя целое», а «величайшее содержится в мельчайшем»!
Двойственность сознания переходит в недвойственность Единого Ума (Экачитта). Мир множественности превращается в мир целостности. Суета жизни-смерти в мире иллюзий, подверженная неизбежному страданию, сменяется блаженным покоем в мире истинной реальности.
Успокоение непрестанной колдовской работы, непрерывного волнения дхарм сознания, подобно волнению на море-океане, означает достижение состояния полного штиля психики и суперпозиции всех дхарм. Состояния, при котором весь мир в своей Таковости отражается без искажения волнами и без замутнению рябью сознания в зеркальной глади чистого Знания-Видения.
Так абсолютно покоится воздух во время полного штиля над морем, притом что молекулы воздуха совершают лихорадочное броуновское движение. Великий космический покой нирваны даёт возможность взглянуть на зеркальную гладь Вселенского океана психики, дабы узреть в её Океаническом Отражении истинную реальность, невыразимую словами.
Обретение недвойственного «чистого Знания-Видения», которое отныне пребывает на глубинном голографическом уровне истинной реальности, слившись с ним в Единое Целое, после смерти бренного тела означает достижение состояния паринирваны, неподверженного космическому омуту и власти сансары. Это и есть Великое Освобождение!
Паринирвана — это тоже полный штиль Единого Ума, пребывающего в состоянии блаженного покоя над земными иллюзиями материальности и множественности, жизни и смерти, света и тьмы, добра и зла при внутреннем движении составляющих его элементарных частиц физики и психики — дхарм. Единый Ум буддистов Махаяны (Экачитта) становится тождественен Параматману, Высшему Атману индусов, этому Высшему надличностному Я, единому для всех существ и в конечном итоге тождественном Абсолюту (Брахману).
«Истина одна, мудрецы говорят о ней разными именами» (Ригведа).
Именно этот Единый Ум, или Параматма, находящийся в скрытом, свёрнутом, внепространственном, импликативном порядке бытия, и порождает из себя в развёрнутом в пространстве, экспликативном порядке бытия всё множество дхарм, которые проходят постоянные мгновенные циклы свёртывания-развёртывания в потоке физического времени.
Из скрытого нематериального, духовного, нелокального порядка они на одно неуловимое мгновение извергаются в явный, развёрнутый в пространстве мир множественности, подобно брызгам гейзера, бьющим из-под земли. Спустя мгновение в исходный скрытый, свёрнутый порядок голографического бытия Вселенной они опять возвращаются, растворяясь во внепространственном Едином, чтобы спустя мгновение повторить весь цикл заново, но в новой причинно-следственной конфигурации, творя тем самым движение материи, жизни и мысли в потоке физического времени и все существующие феномены физики и психики, материи и сознания. И так без конца, если только этому бесконечному движению, потоку психо-физических состояний (сантана), исполненному страдания, не положит конец покой нирваны.
Для достигшего состояния нирваны колесница движения сансары останавливается. Искры подневольной, нечистой, эфемерной, не имеющей самобытия жизни, исполненной страдания и сущей в вечном космическом пламени сансары, то разгорающемся, то затухающем, гаснут. Дуновение колдовского ветра сознания в нескончаемом смерче сансары прекращает свой ход и застывает в состоянии космического покоя и штиля психики. В этот миг в зеркальном отражении покоящегося Вселенского океана психики и приходит истинное чистое недвойственное Знание-Видение, незамутнённое работой двойственного сознания. В этот момент Пробуждённый от сна иллюзий сознания способен осознать не в теории, а на практике, не на словах, а на деле, что «Ты — это то», что «всё во мне, и я во всём»!
Потенциальное равенство микрокосма макрокосму, человека Вселенной в целостном голографическом мире переходит в реальное равенство, порождая новое Дхармовое, Космическое, Вселенское тело Будды. В этом новом Космосе — Дхармакайе — возникает впоследствии новое космическое представление, воздвигаются новые подмостки Вселенной, участвуют новые зрители и актёры Вселенского голографического блокбастера бытия.
Будда — Пробуждённый — преодолел этот циклический мир вечной суеты, вечного движения, вечных переходов из жизни в смерть и обратно и сопутствующего им вечного страдания раз и навсегда. Он преодолел свою собственную иллюзорную локальную личность, выйдя за пределы своего тела, своего мозга, своего двойственного различающего сознания, сумев таким образом объять необъятное!
Он сумел достичь состояния вечного штиля глубинного психического Целого, хотя локальные дхармы, которые служат производными от Целого, нелокального Единого, продолжают своё лихорадочное кармическое движение уже внутри его, внутри Целого, в которое он трансформировался, внутри Вселенского тела Будды, внутри Дхармакайи.
Он достиг великого блаженного покоя, который не вовлекает его более в вечный круговорот сансары, и застыл в состоянии Океанического Отражения и внутреннего самосозерцания, проницательному взору которого доступен весь мир феноменов с его звёздами, планетами и млечными путями.
Он достиг Высшей Победы!
Вот как описывает этот волнительный момент в жизни самого Будды Евгений Торчинов: «Сиддхартха всё глубже и глубже погружался в созерцание, и ему открылись Четыре Благородные Истины о страдании, причинах страдания, прекращении страдания и пути, ведущем к прекращению страданий. Ещё глубже стало его сосредоточение, и он постиг всеобщий принцип причинно-зависимого происхождения. Наконец разум Сиддхартхи достиг четвёртого уровня сосредоточения, и перед ним засиял свет нерушимого покоя нирваны, Великого Освобождения. Здесь Сиддхартха вошёл в состояние транса (самадхи) Океанического Отражения, когда его сознание уподобилось безграничной поверхности мирового океана в состоянии полного штиля, когда зеркальная гладь неподвижных вод отражает в себе все феномены. В этот момент Сиддхартха Гаутама, царевич из клана Шакьев, исчез, и в мире появился Будда (Buddha) — Пробуждённый, Просветлённый» [3].
Этот момент означает достижение цели и смысла жизни любого живого существа. Этот момент знаменует конец безостановочного вселенского голографического блокбастера бытия, исполненного неизбежного страдания.
Этот исполненный Высшего смысла момент экзистенции, существования подобен Воскресению Богочеловека в голографической Вселенной.
Примечания:
1. «.. бесконечное единство есть свёрнутость (complicatio) всего. Да единство ведь и значит, что оно соединяет всё. В максимальном единстве свёрнуто не только число, как в единице, но всё вообще: как в развертывающем единицу числе нет ничего, кроме этой единицы, так во всём существующем мы не находим ничего, кроме максимума.
Например, одно и то же единство в аспекте развертывания этого единства в количество называется точкой, поскольку в количестве не найдешь ничего, кроме точки: как в линии, где её ни разделишь, везде точка, так же и в плоскости и в объёмном теле. Причем точка только одна, и она есть не что иное, как всё то же бесконечное единство: именно оно есть та точка, которая свёрнуто заключает в себе линию и [любое] количество как их граница, завершение и цельность, имея первым развертыванием линию, в которой ничего, кроме точки, не находим.
То же самое единство есть покой, поскольку в нём свёрнуто движение, которое, если пристально рассмотреть, есть расположенный в ряд покой (quies seriatim ordinata). Соответственно движение есть развёртывание покоя.
Точно так же в "теперь", или настоящем, свёрнуто время: прошедшее было настоящим, будущее будет настоящим, и во времени не находим ничего, кроме последовательного порядка настоящих моментов. Соответственно прошедшее и будущее есть развертывание настоящего, настоящее есть свёрнутость всех настоящих времён; все настоящие времена – развёртывание его в последовательный ряд (seriatim), и в них не найдёшь ничего, кроме настоящего. Единое "теперь" свёрнуто и заключает в себе все времена, но это "теперь" есть всё то же единство» (Кузанский Н. Об ученом незнании // Соч. в 2 тт. Т. 1. М. 1979. С. 103-104).
2. д.ф.н Н.А. Канаева, Электронная библиотека ИФ РАН » Новая философская энциклопедия »
3. Е.А. Торчинов «Введение в буддизм»
4. Е.А. Торчинов «Пути философии Востока и Запада»
5. Станислав Гроф «Космическая игра»
6. Ф.И. Щербатской «Философское учение буддизма»
Сергей Горский, 12 января 2023 года, Москва
Комментарии
Красивое описание.
1. Для того, чтобы сделать выбор между сансарой и нирваной, в начале надо родиться.
Рождение происходит в цикле сансары а не в нирване, в которой нет цикла.
2. Если всем родиться и уйти в нирвану, то кто же тогда будет работать?
3. Если нирвана (покой в Буддизме) - это высший смысл жизни, то зачем рождаться?
Да, красивое.. Но нирвана-то работать не мешает, даже наоборот, улучшает.
Воплощается в коммунизм.)
В сансаре нет нирваны, а только и есть, что работа. Если говорить о нирване в сансаре, то это - сон. Кто же работает во сне? Разве только "Менделеевы",
Тогда разве сон - это "коммунизм"?
Спим и видим: коммунизм. Хорошо-то как! Будем строить?
Думаю, Вы знаете, Владимир, в чем основная ошибка "строителей коммунизма"?
В том, что коммунизм не строят. Он выстраивается сам, как сон, когда нирвана становится единственной реальностью.
А есть гарантия, что такая реальность не превратиться во всеобщую Вальгаллу на земле?)
Гарантия героям-сансарцам? - так ведь Вальгалла и так уже здесь, по факту.))
Пока не всеобщая. И такой не надо. Легко сказать - "вот враг". Когда верхи (мировые гегемоны) не могут сами реализовать свои "мечты" о сокращении жителей во всеобщей Вальгалле, но заставить низы, которые не очень-то "за", хотят. А вот как осознанности всеобщей добиться с такими разжигателями, ведь поддаться ненависти "вон враг" гораздо легче, чем просветляться, отрешаясь от мнимых угроз? Ну это так - размышления вслух...
Честно говоря, не поняла ход/смысл Ваших размышлений. Если мы затронули тему мифа о Вальгалле, то причем тогда мировые гегемоны и ненависть?)?
Ну там пир и битва воинов не прекращается. Только там истребить их уже невозможно, а на земле сокращается количество жителей, что выгодно золотому миллиарду. Слишком много людей - это их бзик, - а значит надо от них избавляться - пусть воюют (ненависть внушать - пусть друг друга истребляют), пусть не рожают (транс-перестранс) и т.д..
А.. так ведь подобные мифы повествуют о событиях "внутреннего мира", а не "внешнего".
Бзик золотого миллиарда, как объект исследования, конечно, интересен с социологической и культурологической точки зрения. Но с философской - каждый его отдельный герой также ведет свое "внутреннее" сражение со своими врагами и также падёт, либо в Вальгаллу (нирвану, рай), либо опять в Фолькванг (сансару, ад). Так что куда им до представителей бриллиантового миллиарда.)
"Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним - идти".
Для того, чтобы объединиться, надо прежде быть разъединённым. Вот Россия то разъединяется, то объединяется, и так периодами.
Так и остальные общества, в которых правит "монархия", монархическая идея. Идея, держимая в руках одного человека.
Нирвана - это пребывание в созерцании. Сансара - пребывание в действии.
Но не просто в действии как соударение двух шаров, а в действии управления соударением этих "шаров".
Коммунизм уже выстроен: в каждом отдельном человеке - свой коммунизм движущих его (человека) органов. Все органы работают за "своё питание", производя нужный продукт для существования (жизни) всего организма.
То же самое и в обществе-государстве: каждый человек работает "за "своё питание", производя нужный продукт для существования (жизни) всего организма".
В принципе, деньги можно сравнить с гормонами, которыми регулируется активность того или иного "члена общества". -???
Это уже не коммунизм, где все рАвно работают, а какой-то над-коммунизм, где пропитание добывать не надо, а оно "льётся" сверху сразу от Солнца.
//Коммунизм уже выстроен: в каждом отдельном человеке... То же самое и в обществе-государстве..//
С этим не поспоришь, в отличие от тех, кто ещё не увидел этого.)
Коммунизм уже выстроен: в каждом отдельном человеке - свой коммунизм движущих его (человека) органов. Все органы работают за "своё питание", производя нужный продукт для существования (жизни) всего организма.
То же самое и в обществе-государстве: каждый человек работает "за "своё питание", производя нужный продукт для существования (жизни) всего организма».
Самая верная не только философская, но и жизненная истина на фоне всех комментариев ФШ. Но коммунизм- это не формация, а надформация, то есть, форма над формами, заставляющая думать, что форма- это не просто упаковка живой материи, а то, что в сращении с содержанием , сутью самой материи, независимо от того, что это - и физическое, и ментальное. Человеческая форма не скафандр, а синтез материи в материи. Этот же синтез, только более высокого уровня надо искать и в коммунизме, искать материи в материи. Жизнь- это и есть живое в живом. С уважением.
Если я — иллюзия, то к кто будет пребывать в нирване?
"не-я", кто ж ещё?)
Не-я, не-ты, не-он, не-мы, не-вы, не-они
Не-здесь, не-там, не-сейчас, не-тогда
А также: не-не-я, не-не-ты…. не-не-здесь….
А также не-не-не-я….
не-не-не-не-не-∞-я Само-Субъект!))
Значит, это ни к кому не относится.
ну и хорошо
Галичка! Спасибо за лекцию, но я христианин притом православный, пусть и волхв. Так что своих тараканов бы по клеткам разогнать....
Хотя эти из Индии они пользуются остатками от нашего знания, доставшимися им в качестве услуги за услужение нашим предкам. Вот иногда и попадают в тему.... Но это (Вами изложенное) просто воззрения дилетанта на учение не более!
Кроме того, Галия! В вашем примечании приводятся ложные представления о единстве. Тут бы можно бы ло бы и поговорить, если есть желание понять Проявленного и различить его с Идущим.
Обратите внимание, Александр, что автор этой замечательной статьи - москвич Сергей Горский, а в "Примечании" приводятся ссылки на тексты Кузанского.
И я бы с удовольствием ознакомилась и с Вашими представления по поводу //Проявленного и (как) различить его с Идущим\\.
Кстати, и вопрос:
Это представление из книг Шемшука?
"Это представление из книг Шемшука?" - Нет это сказания волхвов.
"Обратите внимание, Александр, что автор этой замечательной статьи - москвич Сергей Горский, а в "Примечании" приводятся ссылки на тексты Кузанского." - То, что это чужие мысли не делает их верными.
"...представления по поводу //Проявленного и (как) различить его с Идущим\\." ФШ это не место для подобных разговоров, а время для их начала лишь наступает. Есть у меня на этот счет соображения, но это возможно тут разглашать не стану. Познакомятся же с реалиями современного состояния цивилизации все пока еще живые люди очень скоро и, похоже без моего вмешательства.
впрочем что значат годы по сравнению с тысячелетиями прошедшими после анонса предстоящего Представления?!
Как бы разумеется, что доверять можно только своим соображениям, даже если не хотите их тут разглашать.)
"...если не хотите их тут разглашать.)"
Тут писать бессмысленно, полное царство диалектики, которую даже умудряются согласовывать с герметизмом и метафизикой! "Бедный" Гермес....
А где не бессмысленно?
По-моему, все же есть смысл взять принцип, что демонстрирует нам здесь сладкая парочка "Саша&Элла": неважно, что уверен, что никто не понимает, даже неважно, что сам не понял, но можно хотя бы попытаться сформулировать в словах прозреваемые смыслы. Хотя бы для себя.)
"...можно хотя бы попытаться сформулировать в словах прозреваемые смыслы. Хотя бы для себя."
Моя "беда в том, что я не просто знаю, много раз убедился в правоте собственного мировоззрения и более того, знаю к чему все идет и не только в моем существовании. Но одиноко и хочется найти такого же. Что впрочем не реально....
"А где не бессмысленно?"
Бессмысленно пытаться рассказывать о том, что происходит и к чему это приведет, везде. Десятки лет я думал, что предвидение имеет ценность для людей. Убедился же в том, что человек - глуп и самонадеян, ему помогать не стоит, но как же жалко людишек, когда им так легко помочь а они этого просто не могут воспринять!
Был моложе - жил с людьми рука об руку, боялись и.... просто прятались от моего внимания!
Сейчас смотрю на происходящее со стороны, поскольку вмешиваться бесполезно, но душа болит, ведь и сам когда-то был как человек! Поэтому затронутая вами тема мне лично очень близка, однако для того, кто родился нирвана - ад!
Конечно, со стороны названное "состояние" кажется заманчивым. Много тысяч болванов встреченных мною в Пути стремились к его достижению как к "манне небесной". Достиг же искомого лишь один мне известный. Зарыли его в кедровом ящике ученики а их потомки вырыли и... загубили бедолагу из-за полной своей тупости.
Теперь он экспонат "музея". Так и зачем вообще рассуждать о том, о чем и понятия не имеешь? Развлечение? Нет - погибель собственной души!
Объекты физического мира (например, табурет) точно не являются элементами голограммы.
А вот объекты ментального мира - да.
Голограмма строится при помощи интерферометра, состоящего из источника света (источника электромагнитного излучения), двух плечей (опорного и информационного) и экрана. Если опорное плечо сформировано из потока дхарм, а информационное плечо - из электромагнитных полей рецепторной данности, и при объединении опорного и информационного сигналов возникает мнимое пространство на основе разницы фаз, то вот так и получается сознание, описанное древневосточной философией за многие тысячелетия до изобретения интерферометров. Остается только восхищаться мудростью древних.
А "табурет" осознаётся как электромагнитные поля рецепторной данности?
Есть объект физического мира, который дает себя, и есть субъект, принимающий эту данность. Принятая субъектом данность переводится в рецепторную данность, которая является информационным плечом интерферометра, порождающего голограмму ментальной данности. Вы обратили внимание, на каком этапе появляется интерферометр и голограмма? Чтобы табурет был голограммой физического мира, нужен еще один интерферометр, масштабы которого были бы равны или больше масштабов всего мира, как продукта его творения. Поздравляю: если вы так думаете, то превзошли Аристотеля с его Перводвигателем. Ваш интерферометр стоит превыше Божественного Разума, ибо Божественный Разум является продуктом мирового интерферометра, которому еще нужно из чего-то создать два плеча.
//Поздравляю//
Спасибо.)
А чем Вам "божественный разум" не интерферометр? В конце-концов, все изобретенные человеком механизмы лишь так или иначе отображают то, что "задумано Господом". Ну там, радио - как ухо, телевизор - как глаз, экскаватор - как руки, компьютер - как мозг и тд.
А вы попробуйте применить причинно-следственную цепочку формирования "обычного разума" к формированию "божественного разума". Получится большая проблема.
Ну да, последовательное постижение философских дисциплин с достижением результатов в форме соответствующих знаний - это большая проблема. Но ведь и её люди ставят и успешно решают?
Говорим о разном.
Не о проблеме формирования "обычного разума" в "божественный"?
Интерферометры в астрономии[править | править код]
Интерферометры широко используются в астрономии для создания радио- и оптических телескопов с высоким разрешением. Они позволяют заменить телескоп с большой апертурой (которая необходима для получения высокого разрешения) на решётку телескопов с меньшими апертурами, соединёнными по принципу интерферометра. Особым успехом интерферометры пользуются в радиоастрономии. Ввиду того, что к относительно низким радиочастотам предъявляются не такие строгие требования к дискретизации и оцифровке сигналов, существует возможность объединять радиотелескопы в сети РСДБ. (Википедия)
Не получается из обезьяны человек.
А вот из множества отдельных "глаз" людей (с малой апертурой) можно собрать "решётку глаз", соединённых по "принципу интерферометра", которая позволит заменить ОДИН большой "глаз" (с большой апертурой).
Если учесть, что в "множество отдельных "глаз"" входят не только глаза людей, но и вообще ВСЕ глаза живых существ, то получается впечатляющая картина наблюдения ОДНИМ "глазом-разумом" за всем, что происходит на "Земле".
При этом "однодневные бабочки" создают некий "альфа-ритм" дня-и-ночи.
А ежедневное/ежегодное/еже-вечное умирание отдельных "глаз" восполняется рождением "новых глаз", "программа работы разума" которых передаётся по наследству.
Остался/возникает вопрос о месте нахождения этого ОДНОГО "глаза-разума".
Спасибо.
PS.
Кстати, изображение на сетчатке глаза (с большой апертурой), к которому "мы" так привыкли, затем разбивается на мелкие детали "колбочек/палочек" (с мелкой апертурой), после чего каким-то образом колбочки/палочки соединяется в "решётку" и пришедшее в "глаз" "складывается" в единый образ.
//Остался/возникает вопрос о месте нахождения этого ОДНОГО "глаза-разума".//
Как вариант: это место - Ваш глаз. Которым Вы смотрите на все "другие глаза" и интерферометры.)
Да, как вариант. Этот вариант довольно хорошо проанатомирован и проэкспериментирован, поэтому на него можно опереться как на исходную аксиому.
Странность в том, что эта "опора" произошла после того, как была "изобретена" фазированная решётка.
Впрочем, возможно, что именно устройство глаза и натолкнуло на идею фазированной решётки.
Главное, что Вы поняли суть "единого" наблюдения за "всем" с помощью множества живых "датчиков".
Вы забыли о ничтожнейшем условии для интерференции - о когерентности сигналов. Пространственной и временной.
Не то, чтобы забыл, но опустил:
Понятия не имею, где тут когерентность, но видим объёмный образ. Даже когда смотрим одним глазом, а не двумя. Но двумя глазами - лучше.
Тема названа "Голографический покой нирваны". Думаю, что пока в теме.
Дам подсказку: в астрономическом интерферометре все разнесенные на сотни и тысячи километров радиотелескопы "смотрят" на один и тот же космический объект (источник сигналов общий на всех, что означает расщепление одного и того же сигнала на множество "копий") и расстояние между ними (длина линии связи) известно с большой точностью (расстояние необходимо для поиска соотношения с длиной волны излучения). Поэтому здесь выполняются условия когерентности. В глазу по колбочкам также расщепляется один и тот же сигнал. Условия когерентности выполняются также. А вот "сигналы от глаз" разных людей когерентностью не обладают. Хотя бы по той причине, что смотрят куда хотят по воле своих хозяев-субъектов.
Это я говорю в отношении ваших слов:
Поэтому нет, не можно.
Александр Македонский, говорил на уроке учитель, мог одним глазом смотреть на посетителя и разговаривать с ним, а другим глазом смотреть в книгу и читать её. (Цитату не нашёл).
(Когерентность наоборот).
"Александр Македонский, говорил на уроке учитель, мог одним глазом смотреть на посетителя и разговаривать с ним, а другим глазом смотреть в книгу и читать её."
Физиология такому учителю ставит кол! Полное непонимание проблемы....
Сигналы из глаз обрабатывает мозг (так они , физиологи считают). Поэтому хоть у Двурогого было бы три глаза или только один, он мог одновременно решать три проблемы. Читать, разговаривать и записывать интересное. Физиологи объяснить, "как такое возможно" не могут. Маги и йоги запросто делают как Македонский.
Почему? Потому что РАЗУМ он не в мозгах!
Где? Об этом вам рассказать можно но, понять не поймете, нет соответствующих представлений...
Усложненная, или трехплечевая модель интерферометра: есть одно общее опорное плечо и два информационных плеча (у хамелеонов есть такая особенность). Когерентность должна соблюдаться между опорным и информационным сигналами, а также между информационными. Глаза ведь не смотрят в противоположные стороны и для них не создаются условия присутствия в разных комнатах? Наверняка, поля зрения глаз хоть частично, но пересекаются. Значит, информационные сигналы будут когерентными.
Теперь рассмотрим другую схему. Возьмите два волновода с защитой от постороннего освещения и поднесите их к каждому глазу. Причем, один волновод пусть передает картинку из одной комнаты с одним освещением, а другой волновод - из другой комнаты с другим освещением. У вас картинки уже не наложатся. Мозг будет поочередно переключаться то на одну картинку, то на другую. Опорное плечо будет общее, а информационные плечи, из-за отсутствия условия когерентности, разные.
Если рассматривать пару глаз, то они смотрят на один предмет, но с разных (разнесённых) точек зрения.
Если бы излучение от предмета было ЭМ волной сравнительно низкой частоты, скажем с длиной волны 0,1...1 метр, то можно было бы говорить о когерентности.
Но (пере)излучение от предмета идёт в диапазоне 0,3...0,7 мкм (300...700 нанометра) и не когерентно, а "корпускулами".
После их фокусировки линзой (хрусталиком) на глазное дно - сетчатку, на ней образуется чёткая картинка окружающих предметов. Сетчатка состоит из множества колбочек и палочек, на которые попадают "корпускулы света" (кванты, фотоны) и от них происходит "химическая реакция" с материалом колбочек/палочек, которые "делят частоты корпускул" на группы "красный-зелёный-синий" (колбочки) и "серый" (палочки).
В результате "химической фото-реакции" (фотохимической) вырабатываются "цветоделённые сигналы", каждый, по отношению к остальным, оказывается случайной величиной. Но в целом они связаны конфигурацией "предмета" (формой предмета).
Далее этот цветоделённый (частото-делённый) сигнал передаётся по пучку волокон (как по пучку волокон световода) в "мозг" на некую "заднюю поверхность мозга", на разные её "квадраты", откуда и "считывается" "цельной картинкой".
Если и есть где "когерентность", то только после "фотохимической реакции", в процессе "утряски сигналов" форм (для) Цвета.
Если где-то наврал, то пусть нейрофизиологи меня поправят.
Согласен. Но до поры, до времени.
Аналогично происходит и с рассматриванием стереоскопических картинок в самодельном стереоскопе. Например, при рассматривании двух маленьких картинок для левого и правого глаза на экране компьютера. База примерно 7 см.
После некоторого времени "мозг схватывает" и "видит" одну картинку "стерео".
Я таким образом смотрел обычные фильмы в режиме "стерео".
Известный эксперимент с "правильными очками", которые дают "правильное" изображение на сетчатке глаза, а не перевёрнутое как обычно.
На заре появления интерферометров использовался стандартный источник излучения - Солнце. В это же время появилась теория интерферометров, в которой объяснялась суть пространственной и временной когерентности лучей (плечей). Потом появились лазеры. В интерферометрах прекрасно применяется излучение и из ультрафиолета, и из видимого диапазона, и из инфракрасного конца спектра.
Да, когерентность и корпускулярность - это как мягкость и серость.
Даже когда картинки разные?
Да. Теория строилась на предположении, что свет (цвет) это непрерывная волна. И эта теория подтверждалась практикой наблюдения колец интерференции из-за разницы длин "хода лучей" от одного и того же источника.
Вот именно))). С одной стороны множество корпускул есть множество отдельных волн (рябь), а с другой стороны - один пакет сопряжённых волн, потому что картинка интерференции стабильна, а иначе бы её и не увидели.
Да. Потом "мозг привыкает" и не "переключается". Можно понаблюдать на картинке браузера, когда открыто много окон, наверху рисуется много одинаковых квадратиков с разными картинками, на которые можно смотреть одновременно двумя глазами: левым - на левую картинку, правым - на правую картинку.
Даже одиночные электроны интерферируют друг с другом.
Монитор является общим для этих картинок (как солнце в первых интерферометрах). Я вам описал совершенно другой эксперимент. Два некогерентных сигнала будут восприниматься раздельно.
Классическая когерентность — это постоянство относительной фазы между двумя или более волновыми процессами одной частоты. (С).
_________________________
Можно не читать, потому что это попытка развести корпускулы и волны по своим местам:
Солнце для излучаемых корпускул света будет общим источником. Но корпускулы относительно друг друга не когерентны - на то они и "корпускулы".
При разделении одного потока корпускул света оптически на два рукава (потока), эти два потока оказываются не связанными, но когерентными между собой. Можно изменять длину пути каждого потока света, но при этом соотношение фаз в потоках остаётся (признаётся в экспериментах) неизменным.
При сложении двух таких рукавов света после их разделения, образуется некая "основная" интерференционная картина, зависящая от разности "длин пути". В космосе, без воздуха, признаются только разность "длин путей".
Если качество "второго пути" иное, нежели "первого", то интерференционная картина, как результат сравнения двух потоков, изменится. Это позволяет судить о "структуре второго пути" относительно первого пути.
При механическом разделении одного потока (атомов) на два потока, постоянство относительной фазы между элементами (атомами) потоков уже нарушено, и при сложении этих двух потоков "обратно" в один поток, интерференционная картина будет случайной, "шумом".
Интерес представляет разделение одной вещи, в которой соблюдается "постоянство относительной фазы между двумя или более волновыми процессами одной частоты" - когерентность атомов-молекул вещи.
_________________________________________
Монитор является общим для этих картинок, но "пиксели" на нём разделены и не связаны между собой: интерференционная картина от пикселей экрана монитора на белой бумаге будет "белый свет" без всяких картинок "колец". То есть, когерентность будет отсутствовать.
Если один квадратик на экране светлый, а другой - тёмный, то какая между ними связь? А тем более "фазная одинаковость волн" - когерентность?
Светлый квадратик левым глазом и тёмный квадратик правым глазом будут восприниматься раздельно, поочерёдно. Но после некоторого времени, "глаз привыкнет", и картинки будут восприниматься одновременно, слитно.
Говорят, что на затылке есть рудимент "третьего глаза".
Глаза у птиц расположены диаметрально противоположно, но разве они смотрят ими поочерёдно? Вот когда надо рассмотреть интересующий предмет, то птица начинает смотреть "боком" - то есть, "выключать" мешающее изображение от другого глаза.
Если же оба изображения будут приходить от одного и того же предмета, но даже освещённого от разных (некогерентных) источников света, то и левым и правым глазом предмет будет восприниматься одновременно, но с "разных точек зрения". а "виден" будет один предмет, а не два "по очереди".
Можно предположить ДВЕ когерентности: когерентность физическую, то есть - объективную, и когерентность "мыслимую", то есть субъективную.
Реальную и мнимую.
Реальная когерентность образуется от реальных (физических) источников КОЛЕБАНИЙ (света, звука...) - вещей и их действий, Солнца и действий волн фотонов.
Мнимая когерентность образуется от МНИМЫХ (не физических) источников СВЕТА, ЗВУКА... - Чувств и их вложений в формы (в следы) от действий физических вещей.
Остался/возникает вопрос о месте нахождения этого ОДНОГО "глаза-разума".
Аристотель предложил, что вечный двигатель всего ( движущее) находится Вне Космоса( движимого) и не имеет никакой величины. Добавить к Аристотелю: потому что движущее - это ментальное. Что есть Космос? Вакуум- необъятный океан энергии,- писал Вернадский. Мысль ( плоть) подобен главному, движущему, и он вне нашего, человеческого Космоса. Что движет в нас? Сознание- энергию движения. Такое тему устроить? С уважением.
Галия относительно нирваны, рекомендую прочитать описание переживания нирваны Шри Ауробиндо, где он подробно описывает это состояние. При чем, по его утверждению, нирвана не является высшим духовным переживанием и на ней не следует долго задерживатся. То что Будда давал своим ученикам относилость ко времени расцвета кали юги, та эпоха существенно ограничевала духовные достижения. Сейчас на пороге сатья юги, ситуация радикально изменилась, открылись более широкие духовные горизонты и возможности.
Читала, Виталий. По-моему, то же самое, просто другими словами.
Во всем выше изложенном меня привлекло слово – голографический. Здесь попробую изложить основные элементы своей голографической модели реальности. Мы живем в самосогласованной гравитационной голограмме образованной гравитационным полем и бесконечным количеством вещества на горизонте событий нашей Вселенной.
Предлагаю абстрагироваться от попытки решения сверх фундаментальных глубоких вопросов бытия, которые на данном этапе эволюции нам пока недоступны и идти небольшими шагами по ступенькам познания, которые мы уже способны с успехом пройти. Тем более, что видны множественные ошибки, допущенные на этом этапе познания, которые скорее приведут к падению в пропасть с узкой лестницы, ведущей к истине среди бесконечного множества ветвей Мультивселенной.
Мудрость древних вызывает уважение, но мы стоим на плечах современных технологий. Современный инженер строящий ускоритель, не обладая гениальностью Эйнштейна, на много глубже понимает суть того, что открыл этот гений.
Кто видел пластинку лазерной голограммы должен был заметить принципиальную разницу между изображением любого предмета на обычной фотографии и на пластинке голограммы. Например, в фотографии зеркала нельзя увидеть себя в реальном времени. Голограмма зеркала отражает окружающий мир в реальном времени также как обычное зеркало.
Гравитационные волны способны к интерференции и дифракции подобно электромагнитным волнам за одним принципиальным отличием: гравитационное поле носит квадрупольный характер, а электромагнитное дипольный. Поэтому гравитационная голограмма, в зависимости от направления «освещения», способна в одной точке создавать бесконечное множество почти одинаковых картин мира. Это первое отличие гравитационной голограммы от электромагнитной.
Второе, принципиальное отличие заключается в обратной связи между полем и веществом в гравитационной голограмме. Поле порождает вещество, вещество порождает поле, они влияют друг на друга подобно нейронам в неокортексе человека взаимодействующим через синапсы.
Вывод прост! Вселенная представляет собой гравитационную голограмму, функционирующую как нейросеть. Нейросеть человека и нейросеть Вселенной в результате эволюции обучаются взаимодействовать между собой. Прогресс заключается в росте уровня такого взаимодействия.
Допустим. А как Вы сформулируете конечный результат прогресса?
Конечный результат – экспансия в бесконечность. ИИ обеспечит экспансию в наблюдаемую часть Вселенной, которая недоступна живой материи. Будущее принадлежит Кентавру – единению человека и ИИ. Нейросеть человека позволяет взаимодействовать с бесконечным множеством ветвей Мультимира, что недоступно ИИ. Поэтому за экспансию в параллельные ветви ответственен человек.
На мой взгляд необходимо обратить внимание на конкретные детали общей картины мира.
То, что разные части голограммы воспроизводят целую картину это важно, но еще большее значение имеет то, что эти части голограммы могут быть пространственно разнесены на большие расстояния. Это позволяет смоделировать такое физическое явление, как квантовая запутанность.
Также важен еще один момент гравитационной голограммы, связанный с квадрупольной природой гравитационного поля. В одной точке возможно воспроизвести, в зависимости от «ориентации», бесконечное множество одинаковых почти независимых копий вещества. Получается Вселенная в целом находится в покое, а динамика связана с случайным перемещением локализации Наблюдателя по бесконечному множеству ветвей Мультивселенной. Грубо говоря, каждый человек одномоментно имеет миллиарды одинаковых копий своего тела и мозга в которых существует его самосознание. Миры, по которых случайно «движется» сознание настолько мало отличаются друг от друга, что это недоступно простому человеку и он живет в иллюзии, что Вселенная существует в единственном экземпляре. Только Мастер способен почувствовать это отличие.
Все, что я выше изложил, более подробно можно получить в нейросети Bard.
То есть, конечный результат - это мАстерская экспансия в бесконечность?)
Гравитационное поле являет собой подобие монохроматического лазера?
Это интересная идея.
Тогда
"разные части голограммы воспроизводят целую картину" -
по принципу подобия, можно сказать так:
разные люди воспроизводят целую картину.
Тогда как быть с Вашим же утверждением, что люди, как и всё живое, не могут существовать далее орбиты Луны? (Цитата не точная, но по смыслу (моему) верная).
Вот точная цитата: "Выше в статье написано, что все живое погибает на расстоянии нескольких световых секунд от центра жизни, от Земли. На большем расстоянии пока способны функционировать только машины. Границы этого своеобразного варианта Ноосферы будут открыты в ближайшие несколько лет". ссылка.
Действительно, для получения лазерной голограммы необходимо монохроматическое лазерное излучение. В случае создания гравитационным полем голограммы тут работает несколько другой механизм связанный с возможностью гравитационного поля передавать взаимодействия между параллельными ветвями реальности. Естественно, это должно проявляться в эффектах, связанных с темной материей. Необходим резонанс между генерирующими поле массами, если энергетика в одной ветви недостаточна, то бесконечность есть бесконечность, при подключении бесконечного числа ветвей малые энергии могут стать достаточными для образования необходимых эффектов. Наблюдение за синхронными колебаниями поверхностных слоев удаленных друг от друга звезд может помочь в подтверждении этих явлений.
Что касается пространственных ограничений существования жизни, то все зависит от вероятности случайного возникновения жизни и вероятности выживания. Может так случиться, что вероятность выживания намного меньше, чем вероятность возникновения жизни. Поэтому жизнь не может существовать на большом удалении от корня ветвления, от Земли. Возвращаемся к библейскому геоцентризму? Ну и смущает отсутствие данных о биологических экспериментах в дальнем космосе. Пытаемся освоить Марс, а дальше орбиты Луны не посылали даже дрожжи, или бактерии.
Я тут позаглядывал в Википедию, а то уже подзабыл принцип голографии.
На время фотографирования поток лазерного излучения должен быть стабильным, чтобы длина волны менялась незначительно.
Часть потока идёт на фотопластинку напрямую от лазера, а вторая часть потока отщепляется и "освещает" предмет, вещь, от которой отражается и тоже попадает на фотопластинку, где и происходит интерференция двух потоков излучения - прямого и отражённого от предмета.
Интерференционная картина стабильна в течение некоторого времени, потребного для засвечивания фотопластинки.
После проявления фотопластинки её вновь облучают светом такого же лазера и в "воздухе" образуется объёмное изображение предмета, типа как в зеркале, только его можно "обойти вокруг". "Вокруг" - в тех пределах, в которых предмет был освещён лазером во время съёмки.
Тут несколько условий к стабильности излучения, которые сводятся к тому, чтобы фаза излучения лазера не искажалась посторонними предметами, но только нужным предметом. Например, имеет значение "тряска стола", на котором стоит установка, должна быть меньше, скажем, 0,07 мкм, аналогично движение плотности воздуха и др.
Есть требование к непременной "шероховатости" предмета, то есть к минимальной "блескучести".
Если проводить параллель с гравитационной голограммой, то, видимо, надо начать с потока монохромного гравитационного излучения.
1. Гравитационные волны - это еще не достоверно доказанный факт. Там слишком много условностей.
2. Гравитационное поле - это функция вида y=Kx^-2. Но есть еще поля вида y=Kx^-3 (гидродинамика ядра) и y=Kx^-1 (гидродинамика тороида).
Почему поле вида y=Kx^-2 у вас является приоритетным для утверждения о гравитационной голограмме?
Гравитационное поле порождает вещество, энергия, связанная по известной формуле с случайной трансформацией вещества, порождает гравитационное поле. Другие симметрии связаны с возникновением других физических взаимодействий.
Нет никаких других взаимодействий, кроме электромагнитного. Даже гравитация - это электромагнитное взаимодействие тел, по масштабам отличающихся друг от друга на многие порядки. Атом в поле земли практически не "чувствует" гравитации. Те атомы, что "прочувствовали" гравитацию, составили ее "тело". Остальные зависли в состоянии равновесия между космосом и гравитирующим центром в поле тороида.
"Гравитирующий центр в поле тороида" -
Это терминология А.Наумкина?
Это моя терминология.
Класс! И где всё остальное на таком языке?
не провоцируйте.
Это что за перл? Атомы, которые охлаждены в вакууме почти до нуля, падают на Землю с таким же ускорением как и молоток. Это в атмосфере атомы пинаются со стороны атомов и молекул других газов.
Дайте ссылку на эксперимент.
Жду.
Это следует из всех знаний. Сам жду такой эксперимент с антивеществом, а вот со сверх охлаждённым нейтральным веществом был такой опыт (поищу). В плазме там всё висит в распределении (узлы решётки).
А вы ссылочку на обратное можете дать? Т.е. на такой эксперимент, где сверх охлаждённое вещество повело себя так, как вы описываете?
Облажались?
Разве мама в детстве не учила вас молчать там, где вы ......?
Обратное чему? Что не падает?
Не тупите, мил человек. В противном случае не было бы атмосферы.
https://habr.com/ru/companies/ruvds/articles/583058/
Так и будете вякать? Где ссылка подтверждающая ваши воззрения? Пока не хамите, я разговариваю как с нормальным человеком, но если вас понесёт...
А шо, в атмосфере атомы висят на месте? или может броуновским движением они обладают (кинетической энергией - усреднение которой есть температура). Если их движение убрать, когда атомы стоят на месте неподвижно, то это будет их абсолютный нуль (относительно чего они неподвижны).
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Если хотите аргументированно возразить, то приведите размер капли и размер атома. Потом и поговорим.
А будете неуважительно трындеть - накажу.
Так по вашему-то микрокапля не стала бы падать. Там в - микрокапле, малое количество атомов - преобладают квантовые эффекты, что и исследовали.
Я так понял, что вам вообще ничего не надо доказывать? Любое ваше слово - типа от бога чтоле?
Ссылочку на авторитета, который покажет вашу правоту. Я уже одну скинул, чтобы подтвердить свои слова: "Атомы, которые охлаждены в вакууме почти до нуля, падают на Землю с таким же ускорением как и молоток". Я свои слова подтвердил, атомы не стремятся остаться на месте, а падают вместе с аппаратурой; а если пороетесь, то найдёте количество атомов.
От вас ни одной ссылки - жду.
Вот мои слова:
Вы привели пример с каплей.
Будете и дальше идиота из себя строить или мне вас без всех нюансов н... послать?
Оборзели, блин, новоявленные "философы".
Вам осталось только подтвердить фактами вот эти свои слова:
Ускорение одинаково для тел любых масс. Ссылку на источник, или признавайтесь, что это только ваше мнение. Оборзели эти старорежимные пфилософы - уже не надо ссылок давать.
"практически" - это сколько?
Вы дебил?
Нет, потому что когда вы попросили ссылку - я её дал, а когда я прошу - "вы дебил" в ответ.
Вы дали ссылку на мусор. Типа, на тебе, боже, что мне не гоже. И теперь там, в своей берлоге ухмыляетесь, какой вы ушлый? Брателло, здесь вам не тут. Или пошел нах, или контраргумент на стол.
▍ Ссылкография (из статьи)
Только этого мало...
Ага, ссылки из статьи о капле?
Вы точно идиот.
Вы дебил?
Не знаете, что атмосфера земли раньше Луны растворяется в космосе?
Перл! Как сахар растворяется? Прочитайте внимательно свои слова - из этого следует, что:
"вы дебил?" это подпись ваша.
Пошел нах, дебил. Или опровергни мои слова, или заткнись.
Подтверди СВОИ слова (ответь за базар)
Дебил, твое слово было против моего. Значит, подкрепи его аргументом.
Напоминаю:
Напоминаю:
И?
Осталось указать источники этих тезисов, что гравитация не сила - "нет других взаимодействий" - и т.д.
Вы опровергаете - вам и карты в руки.
Только не пытайтесь вновь смухлевать, как в примере с каплей.
А я не отвергаю, а утверждаю как и вы (но другое), а раз я утверждаю как вы, то доказательств мне не требуется! Так?
Тогда утверждайте это в отдельной ветке комментариев. Не исключено, что на ваш комментарий откликнусь я и опровергну ваше высказывание. но это должно быть в отдельной ветке. Здесь вы лоханулись. Поэтому предоставьте очередь лохануться следующему "смертнику"/камикадзе.
Здесь командует Галия. Мы тут пришлые. За Галию отвечать не надо. Это нихт хорошо. Сейчас удалит вот это всё как несоответствующее высоким требованиям науки, так и надо будет. Лохами не разбрасывайтесь - сидите спокойно в своей лохани (ступа) и помалкивайте.
Да мне пофиг.
KVP 1248. Добрый день вам. Ваши слова: Предлагаю абстрагироваться от попытки решения сверх фундаментальных глубоких вопросов бытия, которые на данном этапе эволюции нам пока недоступны.
Эволюция у каждого только своя, когда человек разворачивает в себе свойства, способности, возможности, что составляют суть его разума, который мыслит себя познавая.
Например, в фотографии зеркала нельзя увидеть себя в реальном времени. Голограмма зеркала отражает окружающий мир в реальном времени также как обычное зеркало.
Природа дала нам такое зеркало- это идеальный мир, мир снов и сновидений. И там все в реальном времени- времени сна. Как долго он длится? Это не так важно. Главное он для нашего мышления и познания, как и физический мир. Мышление и там и там - одинаковое, чувствование реальности тоже есть. Более того, пока мы в фазе глубокого сна, наши чувства и мышления в физическом мире отсутствуют, там только форма с очень низким уровнем Сознания.
Поле порождает вещество, вещество порождает поле, они влияют друг на друга подобно нейронам в неокортексе человека взаимодействующим через синапсы.
Вещество( материю) порождает не поле, а движение( Сознание).
Вывод прост! Вселенная представляет собой гравитационную голограмму, функционирующую как нейросеть. Нейросеть человека и нейросеть Вселенной в результате эволюции обучаются взаимодействовать между собой. Прогресс заключается в росте уровня такого взаимодействия
С нейросетью согласна, все по подобию, а подобие - это одинаковость. А вот теперь вам вопрос: как нейросеть человека и Вселенной, живой и разумной, взаимодействует? Физическое не дотянется и не свяжется с ментальным.. С уважением.
Я могу только описать собственный опыт последних двух лет взаимодействия с бесконечностью. При помощи фитнес браслета, который способен определять момент глубокой фазы сна я просыпаюсь при помощи специального будильника в момент такой фазы. Не всякий браслет подходит, я использую HONOR 6. В этот момент восприятие перегружено информацией, которую невозможно удержать в памяти даже на несколько секунд, все забывается мгновенно. Состояние сознания совершенно не похоже на состояние в других фазах, или во время бодрствования. Выручает только то, что перед экспериментом несколько дней интенсивно работаю над решением любой важной для себя проблемы. Поэтому в центре этого моря информации, генерируемого во время глубокой фазы сна, как правило, находится вариант решения нужной задачи. Это решение и остается в памяти.
Принцип работы нейросети человека и Вселенной в целом одинаковы, хоть и реализованы на разной элементной базе: у человека, на нейронах соединенных синапсами, у гравитационной голограмме Вселенной, вещество порожденное гравитационным полем в свою очередь взаимодействует между собой посредством поля порожденного самим веществом. Касатка и акула прошли разный эволюционный путь развития, но они имеют идеальную обтекаемую форму идеально подходящую для среды обитания.
В выше изложенной модели мира Бесконечность играет роль Творца, а Случай роль Дьявола, создающего динамику. Бесконечность не характеризуется пространством, временем, вкусом, запахом… Все это порождает Наблюдатель по воле Случая в каждый момент осознания себя локализующийся в разных ветвях бесконечного множества ветвей реальности. Свято место пусто не бывает. В окрестности узла множества ветвей реальности, связанных со «слепым» Наблюдателем, «сваливается» много «зрячих» в своей области специализации Гениев, создающих то, чего нет в окружающем Наблюдателя мире (колесо, маятник, атомная энергия…). Наблюдатель учится использовать явления, открытые Гениями. Чем больше людей, тем больше вероятность познания истины, а значит количество населения может быть критерием правильности пути. Главное в воздействии ИИ на наше развитие почему-то игнорируется, а с моей точки зрения ИИ позволяет значительно ускорить процесс обучения человека, направленный на освоение технологий и других открытий, совершенных Гениями.
КУР1248: а как быть с таким, о чем ещё Аристотель отразил: "Не общество производно от человека, а, напротив, человек производен от общества; человек вне общества есть абстракция, реально столь же невозможная, как невозможна живая рука, отделенная от тела, к которому она принадлежит".
Как Вы относитесь к профессиональным физиологам изучающих структуру мозга человека, которые утверждают, что индивидуальная изменчивость структуры неокортекса превосходит межвидовую. Т.е. по строению мозга сын отличается от отца как кошка и лошадь? (С.Савельев).
Хочу повторить, что нашу реальность создают Гении, причем все это происходит по воле случая. Гений изобрел колесо, мы, обычные люди, его усовершенствовали. Целым цивилизациям Ацтекам и Инкам не повезло, они не знали колеса, как транспортного средства. Два типа обществ, две реальности.
С.Джобс двадцать лет назад утверждал, что происходит глобализация, дети в Турции, и дети в США ведут похожий образ жизни. Значит границы государств теряют свое значение.
ИИ уничтожит, границы, государства, деньги… через 5 лет для простых людей. Для олигархов границ уже нет.
Выше здесь обсуждалась проблема покоя нирваны. К верному направлению решения этой проблемы эмпирически подошли некоторые интеллектуалы. И это удивляет из-за невысокого уровня развития древних технологий. Действительно, бесконечное множество ветвей Мультилекса не характеризуется динамикой, запахом, вкусом…. Все это возникает тогда, когда несовершенный Наблюдатель пытается осознать свое место в окружающей реальности. Когда человек становится Мастером, ему подвластно невидимое для обычного человека. Пространство-время заключено в покое бесконечного множества ветвей Эвереттовского Мультилекса. Каждая частичка гравитационной голограммы Вселенной несет почти полную информацию о происходящем не только независимо от пространственной локализации, а и от множества поворотов в каждой точке симметрии окружающего мира.
Мы наблюдаем эволюцию 4 видов моделей реальности: духи и божества до Ньютона; атомы в механистической парадигме, после Ньютона и др…; мы состоим из полей, а элементарные частицы – всего лишь кванты соответствующих полей, после СТО Эйнштейна; мы – операторы, набор правил после Эверетта и стандартной модели.
//Действительно, бесконечное множество ветвей Мультилекса не характеризуется динамикой, запахом, вкусом….Все это возникает тогда, когда несовершенный Наблюдатель пытается осознать свое место в окружающей реальности. Когда человек становится Мастером, ему подвластно невидимое для обычного человека.//
Мастер - это, надо полагать, "совершенный Наблюдатель", в отличие от "несовершенного"?
"Совершенному Наблюдателю" становятся видимыми бесконечные ветви Мультиплекса, характеризуемые (для него) - чем? - образами, запахом, вкусом, динамикой, - которые невидимы для "несовершенного Наблюдателя"?
То есть, "совершенный Наблюдатель" тоже ведь должен как-то видеть и различать эти самые ветви?
Все довольно просто. Предположим, что человек учится ездить на велосипеде. Пока нет опыта, мы не замечаем множества важных деталей. В множестве ветвей реальности где голова и центр тяжести слегка локализован справа, а руль повернут на лево и при этом реакция нашей нейросети носит случайный характер, мы падаем. Болевой синдром постепенно приводит к обучению нейросети необходимым автоматизмам. Мы становимся мастером езды на велосипеде. Одномоментно контролируем десятки довольно сложных действий, позволяющих предвидеть будущее.
У нас есть уникальный инструмент, который мы можем использовать для уточнения структуры окружающей реальности – это нейронная система неокортекса. Но для этого необходимо установить некую обратную связь, которая адекватно отражает тонкую настройку нашего сознания. Для этого подходят некоторые виды спортивных состязаний, которые требуют максимальной концентрации. Наблюдая за чемпионатом мира по настольному теннису в Дурбане заметил некую закономерность: концентрация у ведущих игроков падает на время продолжительностью около 3 минут, за которое теряется 4, или 5 очков. Так как параллельно игра демонстрировалась на 8 столах, то заметна парадоксальная синхронизация между этими процессами. Одновременно на нескольких столах ухудшалась игра у гениальных игроков, способных видеть свое будущее. Возможно это связано с освещением, или с звуковой средой, которая была общая для всех. Интересно было бы проследить за синхронизацией подобных событий, разделенных большими расстояниями, во время соревнований, идущих одновременно в разных городах. Как видим, сюрпризы познания могут нас поджидать в самых неожиданных местах.
Защитница Ганна Гапонова, 37 лет, 213 рейтинг, тут не сила, ум. Необходимо чувствовать разницу между бесконечным числом ветвей реальности, где противник не может существовать и применить силу. Противником была гениальная Wang Manyu, 24 года, рейтинг 2. Тут одна из лучших в мире сила и скорость. Как видим, результат встречи почти равный 3:4. Сомневаюсь, что Wang Manyu в свои 37 лет сможет показать аналогичную технику. https://www.youtube.com/watch?v=IG-pJzTd9r8
Когда Гапонова теряла концентрацию на параллельном столе синхронно проигрывал швед, ученик выдающегося игрока Персона.
Еще поражает естественная живая улыбка при счете 11:11 японской гениальной теннисистки Hina Hayata с мировым рейтингом 10. И это после потери концентрации в котором потеряла 6 очков! Она явно чувствовала довольно отдаленное свое будущее, в котором победила с невероятным счетом 21:19. Чего нельзя сказать об эмоциях ее тренера.
https://www.youtube.com/watch?v=QBKDbCFdD4g
КУР1248: ну и как всё это влияет на то, что Маркс определил развитием общественных сил труда? Ибо как известно - "без труда не вынуть и рыбку из пруда", а на голодный желудок никакая концентрация не поможет одержать победу в любом каком-либо состязании. Однако.