Гегель и естествознание. Продолжение 17. (О единстве противоположностей).

Аватар пользователя leonidkrasilnikov
Систематизация и связи
Диалектика
Логика
Философия науки и техники

О понятии развития

В философских учениях мыслителей наряду с тем положением, что государством должны управлять философы (философски образованные люди) можно найти и другие «рациональные зерна». Одним из таких «зерен» является философское УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ. У Гегеля в «Лекциях по истории философии» по данной теме находим, что в процессе познания истины необходимо войти «в рассмотрение двух понятий – понятия развития и понятия конкретного». Более того, эти два понятия можно свести «к одному-единственному понятию, к понятию развития». И далее следует важнейший вывод – «когда последнее сделается для нас ясным, то все остальное будет вытекать само собою». В теории все вытекает само собою, а как же обстоят дела на практике?

В информации о ходе реализации майских указов 2012 г. говорится, что по-прежнему повторяется ситуация, когда опорный документ принят, а механизм работы «зависает», производительность не растет, темпы роста падают, развитие на нулевой отметке. В результате – дело стоит. В чем же причина «вечного» отставания темпов роста в области развития экономики? Что представляет собой принцип РАЗВИТИЯ в научной логике? Обратимся за помощью в решении данных вопросов к философии.

Полярный принцип организации природы

В истории философии существует так называемая Русская версия понятия принципа развития. В этой версии полярный принцип организации природы выражен ЕДИНСТВОМ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ (в себе и для себя). Следовательно, здесь и условием познания принципа развития всех процессов мира является познание его как единства противоположностей. Но существует и другая версия развития. Поговорим о ней.

«Диамат» о версии развития 

В «диамате» версия развития выражена законом единства и борьбы противоположностей. Здесь единство противоположностей выражает ПРИНЦИП организации природы, а борьба противоположностей выражает одну из ФОРМ этого принципа (это выглядит как неудачный комментарий к ПРИНЦИПУ в ущерб другим многочисленным формам). Такое написание закона развития неизбежно вносит путаницу в познание процессов природы и приводит к бесчисленным спорам не только между философами, но и научными школами, придерживающимися так или иначе данной версии. Каковы же отличия двух версий?

Коренные отличия двух версий развития

В основе Русской версии развития лежит логика Гегеля, в которой единство противоположностей является ВСЕОБЩИМ принципом. При такой логике развития (путем «абсолютного перехода в противоположное») возникают условия разрешения противоречий. По классификации Гегеля такой вид логики называется научной, РАЗУМНОЙ логикой. В версии «диамата» статус закона единства и борьбы противоположностей на бессознательном уровне понижен до ОСОБЕННОГО (частного) принципа наряду с другими законами. В последней развитие впадает в неразрешимое противоречие, где противоположности ИЗОЛИРУЮТСЯ. По Гегелю такой вид логики называется элементарной, РАССУДОЧНОЙ логикой.

Примеры разумной и рассудочной логик

Разумная, научная логика характеризует ДВОЙСТВЕННЫЙ характер процесса развития. Пример семени и плода, начала и конца. Семя не может мириться с тем, чтобы оставаться лишь «в себе», а влечется к развитию, становится «для себя» предметом – плодом. Заметим, что растение не теряет себя в непрестанном изменении. Из его зародыша, в котором сначала ничего нельзя разглядеть, возникает плод, но этот плод СОДЕРЖИТСЯ в семени, правда, не в развитом, а в свернутом и «идеализированном» виде. То, что одна противоположность содержится в другой, и выражено в научной логике единством противоположностей.

Совершенно противоположной позиции по данной теме придерживается рассудочная логика. Речь идет о парадоксе про яйцо (зародыш) и курицу (плод). Здесь противоположности (яйцо и курица) изолируются, и процесс познания впадает в неразрешимое противоречие. Возникает «вечный» вопрос: «Что появилось раньше?». Примером рассудочной логики является и логика в зеноновских антиномиях, где связи противоположных сторон разорваны. В физике движения вместо ЕДИНСТВА противоположностей (волны и частицы) находим «ДУАЛИЗМ» противоположностей, в результате чего нарушается логика познания процесса движения. Проведем более подробное исследование логики движения.

Логика движения

Из истории диалектики узнаем, что движение есть противоречие. Движение может осуществляться в силу того, что «тело в один и тот же момент времени находится в данном месте и одновременно – в другом, что оно находится в одном и том же месте и не находится в нем». Дополнительно в «Философии природы» Гегеля в параграфе 298 находим следующее: «Это – противоречие, и оно существует здесь материально». Рассудочная логика не признает такую философию движения по определению. Рассмотрим теперь объяснение этого факта движения научной логикой.

Движение есть взаимодействие происходящего по меньшей мере между двумя телами. У каждого тела есть точка единства – это центр тяжести. При взаимодействии тел у них образуется новый центр тяжести – новая точка единства. Этот процесс происходит ОДНОВРЕМЕННО в фазе становления (в узловой точке мерной шкалы). Приведем пояснение Гегелем этого противоречия: «две прочно существовавшие раньше друг вне друга материальные части, которые мы, стало быть, должны представлять себе как находящиеся в различных местах, теперь находятся в одном и том же месте».

В обсуждении была упомянута шкала мер. Поговорим о мере.

Свобода и необходимость в мере

Признавая полярный принцип организации природы возникает необходимость признать и полярный принцип организации меры, который выражен единством противоположностей. Мера имеет сложный двойственный характер. Она разделена на две величины, на две противоположности. Одна действует как причина, другая – как следствие. В математике независимый аргумент является причиной, а функция является следствием. Научная логика меры выражена не только единством причины и следствия, но и такими категориями как качество и количество, свобода и необходимость. В постановке задач в области независимого аргумента человек может действовать свободно и произвольно, но в функции (в конечных целях) человек подчинен необходимости. Такова логика меры.

В заключение необходимо признать, что данная тема очень сложная и ждет своего дальнейшего продолжения.

Комментарии

Аватар пользователя leonidkrasilnikov

О полярной форме меры (дополнение)

Полярный принцип организации меры - одна из форм, которая вносит ясность в логику моментов математической меры, состоящую в том, что дифференциальное частное является первоначальным (полагающим), а дифференциалы - производны (полагаемы).