Сущность - существенный признак (свойство), главная устойчивая сторона процесса физического движения (явления). Таково распространенное объяснение сущности, которое предлагает научному познанию элементарная, формальная логика.
Практика показала, что общепринятая трактовка сущности оказалась непригодной для объяснения явления (признака) физического движения. Такое объяснение явления не считается в диалектике существенным и наоборот. Почему?
Сущность и явление в диалектике
Рассмотрим философское суждение: «Сущность должна являться, а явление должно быть существенно». При исследовании данного суждения необходимо отличать всеобщее (сущность) от особенного (явления). Взятое формально и наряду с особенным, всеобщее само также превращается в некое особенное. В нашем примере, в котором сущность трактуется как признак, видим, что всеобщее (сущность) превращается в некое особенное (признак).
Выясняется односторонность, неправильность «закона тождества» в трактовке процесса движения (А = А, признак = признак). Если все тождественно с собой, то оно не различно, не противоположно, не имеет основания. Зовем на помощь диалектику. Сразу отметим, что старой школе так и не удалось выяснить природу отношения движения и решить проблему объяснения сущности в физике.
Однако в начале двадцатого века значительных успехов в области диалектики добилась русская философская школа, которой удалось дать развернутую характеристику главных принципов (16 элементов) диалектики. Рассмотрим один из важных принципов диалектики (первый элемент диалектики).
Вкратце диалектику определяют как учение о единстве противоположностей. Обратимся вновь к нашему суждению, поднятому на вершину противоречия, в котором определения сущности и явления можно теперь рассматривать как противоположности. Если одну сторону отношения (противоречия) примем за явление, то противоположную сторону отношения примем за сущность.
Итак, для объяснения признака явления в физике недостаточно главного признака (свойства) процесса, предмета. Из такой сущности не вытекают все остальные стороны и признаки процесса и предмета. Сущностью в диалектике является не главный признак, а главный принцип движения в природе. Истинное в физике (сущность и явление, принцип и признак) существует лишь как единство противоположностей.
Комментарии
Сущность и явление на практике
Диалектика учит, что практика производственных технологий выше (теоретического) познания, ибо она имеет достоинство всеобщности. Если всякий акт производства сводится к технологическому методу (описывается техпроцессом), то такой технологический метод абстрактно-логически может быть сведен к теоретическому диалектическому методу, в котором рассматривается любое движение. При этом методе мы исходим из принципа самодвижения, состоящего в некотором изображения противоречия. Противоречие же есть корень всякого движения и жизненности.
Диалектическая теория противоречия
Далее мы это противоречие представляем в виде мерного (менового) отношения между двумя движениями. Тайна всякого мерного отношения заключена в этом простом мерном отношении. Данное отношение мы анализируем. Уже самый факт, что это есть отношение, означает, что в нем есть две стороны, которые относятся друг к другу. Единичное отношение (противоречие) можно выразить уравнением:
Х теплового движения А = Y механического движения В.
Этим суждением единичности выражено общее для данных форм движения свойство движения, состоящее во взаимодействии отталкивания и притяжения. Единичная форма меры делает свойство механического движения единичным эквивалентом. На более высокой ступени развития переход к особенному суждению представляет собой выражение свойства механического движения во всех других движениях и придает последним форму разнообразных особенных эквивалентов. Наконец, получается всеобщая форма движения эквивалента существующих «диалектических» форм движений:
Х теплового движения А, или Y механического движения В, или т. д. = единому принципу движения.
Свойство превратилось в принцип, и этот принцип движения получает форму всеобщего эквивалента, потому что все формы движения обнаруживают в этом законе движения свою сущность. Если свойство превратилось в закон, то мера перешла в сущность (тайна сущности заключена в мере, в мерном отношении). Всеобщего (сущности) мы не слышим и не видим, оно существует для ума. Сущность как таковая, это - чистое создание мысли и абстракция.
Допустим, что вам предложили "бриллиант" за сходную цену. Вы рассматриваете его, вертите в руках, смотрите сквозь него на светлое поле, чтобы обнаружить внутренние дефекты. Все, что вы наблюдаете - это ЯВЛЕНИЯ. А вам нужна сущность (хотя бы первого порядка). Вы должны определить:
1. Является ли бриллиант стеклянной подделкой?
2. Является ли бриллиант искусственным?
3. Является ли бриллиант натуральным, природным?
4. Есть ли внутри вкрапления чужеродных пород, внутренние пузырьки, трещины и т.д.
Итак мы имеем:
а) субъект-наблюдатель, фиксирующий явление; б) переносчик информации-свет (его в общем могут заменить звуковые волны и т.д.), который может вносить искажения (дифракция, интерференция, рассеяние и т.д.); в) изучаемый объект- бриллиант; г) набор явлений, которые фиксирует наблюдатель.
По набору явлений наблюдатель (в данном случае) должен установить истину (пункты: 1, 2, 3, 4).
ВЫВОДЫ:
1. Для установления ИСТИНЫ он должен иметь КРИТЕРИИ истины, без которых любые "размышлизмы" философского характера есть мыльная пена (бла-бла-бла). Без критериев истины любая теория познания есть теория ПОЛ-знания!
2. "ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО": явление зависит от условий его наблюдения, а сущность не зависит. Вы можете спрятать бриллиант в карман. Явление исчезнет: вы не видите объект! Но сам объект (со своей сущностью) покоится у вас в кармане.
Это правило отлично выявляет гносеологическую ошибку Эйнштейна при описании им мысленных экспериментов. Он характеристики явления путает с характеристиками сущности.
Об ошибке Пуанкаре, которую он не успел исправить
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001e/00162884.htm
Успехов!
Диалектика сущности Вселенной
Рассмотрим следующее суждение (положение) Гегеля: «Скрытая сущность Вселенной не обладает в себе силой, которая была бы в состоянии оказать сопротивление дерзновению познания, она должна перед ним открыться». Говорят: философия познает сущность; но самое главное при этом - помнить, что сущность не нечто внешнее по отношению к тому, сущность чего она составляет. Сама сущность есть существенное содержание, а нечто неопределенное. Закон и сущность понятия однородные, однопорядковые.
Противоречие - источник диалектики. Двойственный характер сущности.
Представим противоречие самодвижения в виде простого отношения, которое можно выразить уравнением.
Явление = сущность
В данном уравнении (мерном отношении) явление играет активную, а сущность пассивную роль. Явление находится в относительной форме, сущность функционирует как эквивалент, или находится в эквивалентной форме. Явление и сущность нераздельные моменты, но в то же время друг друга исключающие крайности. Когда мы говорим о сущности, то мы имеем здесь нечто удвоенное: во-первых, некое непосредственное (явление), и, во-вторых, то же самое как опосредствованное (закон).
Явление начала и его сущность
Обратимся снова к русской диалектической школе, которая добилась значительных успехов в области культуры философского языка и мышления. Данная школа сумела выделить главные элементы в диалектике движения и проанализировать противоречивые силы и тенденции во всяком явлении. Она сумела рассмотреть в диалектике движения и его начала не только единство противоположностей (полярность), но и переходы каждого определения, стороны, свойства в каждое другое (в свою противоположность).
В старой логике (например, в физике Ньютона и его логике) перехода нет. А раз в логике нет диалектических переходов, то такая наука видит свой предмет неправильно, только с одной стороны (для нее начало мира, сущность Вселенной нечто непостижимое). Что же представляет собой диалектика перехода (начала)?
Иллюстрацию такого перехода можно посмотреть на рис.3 в работе «Гегель и естествознание. Продолжение 12. (О раздвоении единого и о двух единствах противоположностей в физике и математике)». На рисунке изображен одиночный импульс движения АВС, а сам переход показан в точке А. Важно заметить, что такой переход характеризуется в диалектике точечностью (границей).
По мере своего развития переход движений стал одновременно представлять и разрешать те противоречия, которые заключал в себе процесс обмена (обращения, превращения) между движениями. Действительный обмен движений происходит в виде перемены форм, в которой развертывается двойственная природа сущности как явления и самой сущности. Таким образом, разрешенное противоречие есть, следовательно, сущность (основание) как единство явления и сущности (положительного и отрицательного).
Диалектика полярности
Диалектика предполагает, что противоположность как полярность проходит красной нитью через всю природу. Это есть всеобщий закон природы.
Играющее такую важную роль в физике представление о полярности содержит в себе более правильное определение противоположения, но так как физика в своем понимании законов мысли придерживается обычной логики, то она ужаснулась бы, если бы она решилась развить понятие полярности и пришла бы к тем мыслям, которые заключаются в последней. Попробуем развить и изобразить некоторые моменты полярности и их переходы. Например:
Бытие = небытие, все есть = все не есть, явление = сущность, начало = конец, начало = результат, отталкивание = притяжение, точечность = непрерывность, плюс = минус и т. д.
Переходы в полярности
Сущность = f (явления), результат = f (начала), притяжение = f (отталкивания), отталкивание = f (толчка), непрерывность = f (точечности), U = f (I), Y = f (X) и т. д.
Например, всякое действие можно рассматривать как «воздержание» от противоположного действия (всякое ограничение есть отрицание). Другими словами, одна сторона полярности порождает противоположную сторону, одна сторона есть функция своей противоположной стороны (своего аргумента). Закон перехода движения является фундаментальным законом в природе и представляет собой сущность Вселенной.
P.S. В старой ньютоновой физике нарушение полярности происходит сплошь и рядом. Например, закон притяжения без закона отталкивания является нарушением полярности в природе, а сущность полярности движения нарушается, если непрерывность движения рассматривается без точечности и т. д. Незнакомство же старой физики с природой перехода противоположностей приводит к тому мнению, что этот переход одного в другое остается простой путаницей, поскольку не существует сознания необходимости этого превращения. Такой физике место только в музее.
Леонид Красильников, то что вы без достаточного на то основания используете термин "научная логика" это ладно, но какого черта из Гегеля делать дуалиста? Решили похвастать своим невежеством?)))
Ваша фотка на аватаре слишком ранняя, у вас уже должны быть седые брови.
Сущность и явление в физике и математике
В «Науке логики» Гегеля представляет собой интерес исследование философом в разделе «Величина (количество)» определения математического бесконечного. Оно достойно внимания по той причине, что математике еще не удалось посредством понятия обосновать правомерность его применения. Добавим, что и физике естествознания также пока не удалось посредством понятия обосновать правомерность применения математического бесконечного и в некоторых сферах физических процессов.
О понятии и его формах в диалектике. Известно, что единичность (Е), особенность (О), всеобщность (В) - вот те три определения, в которых движется все «Учение о понятии» Гегеля. Уже предварительно можно усмотреть, что мысль при помощи логики стремится составить себе понятие о процессах. Это понятие в первую очередь нас и интересует, а также и его наиболее непосредственные формы - суждение и умозаключение (все есть суждение, все есть умозаключение).
За пример возьмем историю из диалектического анализа процесса обращения товаров (Т - Д - Т). Абстрактно-логически Т(товар) - Д(деньги) - Т(товар) может быть сведен к форме умозаключения О - В - Е, где особенность образует первый крайний термин, всеобщность - связующий средний термин и единичный - последний крайний термин. Эта форма умозаключения есть одна из основных форм всех процессов, в которых развитие идет путем противоречия. В философии природы мы также знакомимся со всеобщностью (В), которую называем сущностью (С), а сам противоречивый процесс можно выразить в форме Я(явление) - С(сущность) - Я(явление). Итак, мы ввели «вспомогательную» форму (Я - С - Я). Для чего? Чтобы, во-первых, отличить сущность от явления, во-вторых, сделать более глубокий анализ самих определений и т. д. и т. п.
В нашем примере, если мы рассматриваем в обращении сам товар с различных сторон, то он нам представляется с двух точек зрения: потребительной стоимости и меновой стоимости. Товар же, выделенный в качестве всеобщего эквивалента (стоимости), представляет собой теперь предмет всеобщей потребности и имеет для всех одинаковую потребительную стоимость, состоящую в том, чтобы быть носителем меновой стоимости, всеобщим средством обмена. Таким образом, в этом одном товаре (стоимости) разрешено противоречие, которое заключает в себе товар как таковой, а именно: быть особенной потребительной стоимостью и вместе с тем всеобщим эквивалентом.
Теперь рассмотрим отмеченные философией высказывания о сущности :
- Всеобщность (всеобщее) есть сущность (закон).
- Сущность есть «первоначало» (всеобщее, бесконечное, мера).
- Законы (сущности) не начертаны на небе.
- Стоимость (сущность) товаров тем отличается от вдовицы Куикли, что не знаешь, как за нее взяться.
- В стоимость (сущность) не входит ни одного атома (признака) вещества природы.
- Философия истребляет «чувственную сущность», полагая сущность (закон) в логической категории.
Продолжим анализ обращения товаров. Из истории обращения видно, как долгое время теоретикам в области политэкономии было трудно четко отделить потребительную стоимость и меновую стоимость. И только к середине 19 века удалось с помощью диалектического метода обнаружить двойственный характер труда и товара. В основе данного метода лежит гегелевское «противоречие» - источник всякой диалектики (источник всякого обращения, всякого самодвижения).
Вначале поговорим о сути обращения. История обращения показывает, что по мере развития обращение стало одновременно представлять и разрешать те противоречия, которые заключал в себе процесс обмена товаров. Действительный обмен товаров происходит в виде перемены форм, в которой развертывается двойственная природа товара как потребительной стоимости (явления) и меновой стоимости (сущности). Представить эту перемену форм значит представить обращение, которое и стало представлять и разрешать противоречия.
Итак, мы постепенно подошли к анализу того «таинственного» гегелевского противоречия, о котором так много говорится в диалектике. Теперь рассмотрим отмеченные философией высказывания о противоречии:
- Противоречие - вот что на деле движет миром.
- Противоречие - источник всякой диалектики (самодвижения).
- Развитие путем противоречия.
- Граница заключает в себе противоречие.
- Разрешенное противоречие есть сущность как единство положительного и отрицательного (абсолютное есть, а также не есть).
- Противоположности взаимно проникают друг друга (каждая сторона содержится в своей противоположной стороне). Без знания этого нельзя, собственно говоря, сделать и шагу в философии.
Теперь рассмотрим отмеченные философией высказывания о границе.
- Всякое ограничение (граница, предел) есть отрицание (отрицательность).
- Отрицательность есть точка (граница, толчок, удар).
- Вокруг (отрицательности) вращается понятие всей философии.
- Закон взаимного проникновения противоположностей (на границе).
- К границе относятся экстенсивные и интенсивные величины.
- Интенсивность есть бесконечность.
- Интенсивная величина - есть степень.
- Форма бесконечности - есть форма всеобщности.
- Изображение бесконечности в форме степени.
- Абсолютный переход в противоположное на границе.
Если вокруг границы (отрицательности) вращается понятие всей философии, то вокруг границы будет «вращаться» и наша тема.
Как стороны переходят в свою противоположность?
В старой логике и физике Ньютона перехода нет. Например, сила тяжести действует как в фазе притяжения, так и в фазе отталкивания, что неверно. Если рассматривать сущность в качестве «первоначала», то нам придется проанализировать первоначальные понятия и определения движения.
Основные философские замечания
Во-первых, в физике Ньютона нет четкого отделения сущности от явления.
Во-вторых, в физике Ньютона узко понятие закона превращения (нет необходимости этого превращения) и нет понимания диалектики.
В-третьих, в физике Ньютона нет понимания закона взаимного проникновения противоположностей. (Одна противоположность содержит свою противоположность.)
В-четвертых, в физике Ньютона нет понимания учения о сущности.
В-пятых, в сущности все относительно. Положительное, взятое для себя, лишено смысла, оно непременно соотнесено с отрицательным.
В-шестых, философствование в физике без системы не может иметь в себе ничего научного. Отношение движения в физике представляет собой систему Г - Д (генератор - двигатель).
В-седьмых, в системе генератор - двигатель (в противоречии) заложен принцип самодвижения.
В-восьмых, согласно понятию противоположности существуют лишь друг через друга. (Это важнейший принцип, закон движения в природе.)
В-девятых, в математике и в физике Ньютона отсутствует четкое понятие математического бесконечного.
Вначале мы отметили, что старой школе оставалась неясной природа отношения движения в физике к началу 20-го века. В это время во многих странах происходили те или иные инновационные этапы мировой научно-технической революции. Россия, где всегда была сильная научная школа, которая обладала прекрасной философской школой, не оставалась в стороне. Научные исследования показывают, что данной русской философской школе удалось значительно продвинуться в области расшифровки диалектики движения и квантовой сущности его превращения.
Возьмем пример. Физика Ньютона объясняет закон превращения энергии тем, что, например, при превращении какой-либо энергии в другие формы эта энергия убывает. Чем отличается диалектический переход от недиалектического? Скачком. Перерывом постепенности. Если старая школа объясняет превращение убыванием энергии, то новая школа характеризует превращение (переход) энергии скачком. Обратим внимание на то, что принцип превращения (перехода) энергии/движения в философии совпадает с законом превращения энергии в физике. Эти определения суть законы, имеющие своей основой качественную природу процессов. Здесь мы вправе в фундаментальных принципах превращения движения постараться отыскать принципы и самой сущности Вселенной.
Сущность и явление. Часть 2. Об анализе принципа превращения
Гегель отмечал, что основной закон мира, по Гераклиту, есть «закон превращения в противоположность». Таково воззрение на принцип превращения и самой диалектики. Противоположное воззрение на превращение существует у представителей естественнонаучной культуры. В частности, конфликт по данной теме существует между философией и физикой. Философия полагает, что у естествоиспытателей узко понятие превращения и нет понимания диалектики. Что же представляет собой диалектика превращения?
Заметим, что тема превращения раскрывается в учение о сущности, а сама сущность как процесс характеризуется в ходе диалектического превращения. Следует здесь также подумать о том положении Гегеля, в котором мыслитель рассматривал противоречие в качестве источника самодвижения и самой диалектики движения и превращения. Ранее мы отмечали, что старой научной школе оставалась неясной природа движения в физике к началу 20-го века. Анализ темы природы движения показал, что русская философская школа значительно продвинулась в области исследования диалектики превращения. Был осуществлен настоящий «прорыв» в осознании необходимости этой диалектики превращения.
Суть «прорыва». Философское пояснение процесса превращения
В диалектике вскрывается та внутренняя связь в процессе, согласно которой одно качество не может существовать самостоятельно без другого, одно необходимо соотносится с другим, согласно философскому понятию противоположности существуют лишь друг через друга (ничто существует лишь через бытие). Обе противоположности противоречия (системы) «работают» в паре друг с другом. Между ними существует причинно-следственная связь. Связь и есть переходы в диалектике. Таков принцип диалектического превращения и перехода.
Возьмем пример из сферы диеты. Еда есть воздержание от поста. Пост есть воздержание от еды. Диета представляет собой единство противоположностей, единство еды и поста. Здесь вскрывается та внутренняя связь, согласно которой одно качество как еда не может существовать самостоятельно, без другого (без поста). Первое есть лишь постольку, поскольку есть второе.
Противоположный пример возьмем из физики Ньютона. Ньютонова физика предполагает, что все учение о тяготении покоится на утверждении, что притяжение есть сущность материи. Это, конечно, неверно. Там, где имеется притяжение, оно должно дополняться отталкиванием. Поэтому уже философы вполне правильно заметили, что сущность материи составляют притяжение и отталкивание. Притяжение и отталкивание столь же неотделимы друг от друга, как положительное и отрицательное, как еда и пост.
Продолжим тему. От сущности материи необходимо перейти к сущности движения и самодвижения. Условие познания всех процессов мира в их самодвижении, есть познание их как единства противоположностей. В диалектике принцип всякого самодвижения состоит в некотором изображении противоречия. Отношение самодвижения в физике представляет собой систему Г-Д (генератор-двигатель), в которой реализуется закон превращения (перехода) противоположных «моментов» системы.
Теперь от сущности самодвижения перейдем к первосущности, к мере-закону. Если, например, в физике Ньютона получило такое определение мысли, как «сила тяжести», то в новейшее время в физике движения значительную роль играет категория полярности. Полярность (мера) есть определение такого различия, в котором различаемые моменты неразрывно связаны друг с другом. Важно отметить, что полярность (мера) движения в «диалектической» физике определяется не в фазе притяжения, а в фазе перехода Г-Д (перехода от генератора к двигателю).
Теперь поговорим о прообразах математического бесконечного (об интенсивных величинах). Физика Ньютона считает, что мгновенную скорость (конечную величину) можно записать с помощью производной. Это, конечно, неверно. Ньютонова физика описывает только результат движения, а начало (причину) движения она так и не может показать. Там, где имеется результат, он должен дополняться началом. Результат и начало столь же неотделимы друг от друга, как труд и праздность.