Гегель и естествознание /38/ (О значении философии для точных наук и высоких технологий)

Аватар пользователя leonidkrasilnikov
Систематизация и связи
Логика
Философия науки и техники

Движение как единство изменения и его отрицания

В Гегелевской истории философии обращает на себя внимание положение, в котором изложена констатация того факта, что диалектика изначально занимается именно движением. Это объясняется тем, что сама диалектика есть это движение, или, говоря иначе, само движение есть диалектика всего сущего. По версии Гегеля: «Вещь, как движущаяся, имеет свою диалектику в самой себе, и движение есть становление для себя другим, процесс снятия себя». Эта версия требует пояснения.

В диалектике движение понимается как единство противоположностей, как единство изменения (перемещения) и его отрицания (покоя). «Гармония, - говорит Гегель в разделе о Гераклите, - именно и есть абсолютное становление, а не одно лишь изменение». Гармония движения дисгармонирует, то есть состоит из противоположностей. Все есть становление. Таким образом, диалектика движения выражается противоречием, где становление является причиной (началом), а перемещение является следствием (результатом).

Необходимо отметить, что понятие самого процесса движения путем противоречия все еще остается для науки труднейшей задачей. Научному познанию такого процесса мешает конфликт между двумя культурами (естественнонаучной и гуманитарной), в результате которого произошел разрыв (отсутствует связь) между физикой естествознания и философией.

В физике важнейшее значение имеет закон превращения энергии/движения, а в диалектике в качестве основного закона фигурирует закон отрицания отрицания, в основе которого лежит принцип отрицания (принцип отрицательности). Казалось бы, какая здесь связь? Тем не менее она существует. Попробуем эту связь найти и исследовать. «Определение, ограничение есть отрицание» (Спиноза). Это положение в диалектике имеет бесконечную важность. Необходимым выводом из данного положения является то, что отрицание связано с границей (пределом).

Теперь обратим внимание на процесс превращения противоположностей (нечто и иного, поля и леса и т. д.) на границе. Всякое нечто (поле и т. д.) имеет границу. Граница есть простое отрицание или первое отрицание (нечто, поля и т. д.). Другое же (противоположное, иное, лес и т. д.) есть вместе с тем отрицание отрицания, второе отрицание отрицает первое отрицание. Получаем важный вывод, что граница - это опосредствование, через которое нечто и иное одновременно и есть и не есть (есть в данном месте, и одновременно не есть в нем).

Далее обращаем внимание на процесс превращения в самом движении (в категориях движения). В диалектике за основу берется свободное, орбитальное движение тела. Орбита, разложенная во времени, представляет из себя волну (импульс), то есть имеет изначально квантовый характер. Для наглядного представления о движении Гегель предлагает его сравнивать со светом.

Переход как важная часть движения

Свет в своем прямолинейном движении встречает зеркальную поверхность и отбрасывается ею назад (вспомним, что движение это взаимодействие тел). Отбрасывание света происходит на границе, в точке преломления луча. Получаем следующие важные выводы: во-первых, граница есть переход движения в противоположное направление, во-вторых, граница движения выражается точечностью (граница есть переход, граница есть точка).

Продолжим исследование. Процессом общего превращения на границе является становление. Моментами становления являются исчезновение и возникновение. Исчезновение характеризуется прекращением, отрицанием действия одной из противоположностей. По версии Гегеля «переход есть то же, что становление», а единство или неразделенность противоположностей дают переход (становление).

Добавление. Отмечено Гегелем в Логике: «Это замечание о необходимости двойного перехода очень важно для всего научного метода». В другом месте. Критика Зенона Гегелем в разделе о Гераклите: «Здесь у нас - абсолютный переход в противоположное, до которого Зенон не дошел».

О роли «неподвижного» состояния

Первые выводы. Движение есть единство перехода и перемещения (изменения). Переход и изменение - противоположные полюса. В формальной (элементарной) логике, которой пользуется ньютонова физика, перехода нет (это существенно сказывается на точности измерения). Переход есть точечность, «неподвижность», где прекращается всякая скорость. «Неподвижное» состояние является причиной движения (перемещения). Движение есть единство точечности и непрерывности (времени и пространства). Движение есть противоречие.

Комментарии

Аватар пользователя эфромсо

Движение есть противоречие.

Если формальная логика никак не отображает тот факт, что энергия есть субстанция - "неизменная сущность вещей" этого мира - то  движение, как "форма проявления" энергии - не может иметь в ней никакого места...

Аватар пользователя Фристайл

В Гегелевской истории философии обращает на себя внимание положение, в котором изложена констатация того факта, что диалектика изначально занимается именно движением.

Был такой литературный  персонаж Васисуалий Лоханкин, который не просто констатировал свою роль в русской революции, но и раздумывал о размерах памятника себе. Аналогично и в вашем случае. Какой там Лоханкин там чего констатирует, совершенно не важно, нужна не констатация, нужны факты того, что собака не просто задрала ногу у кустика под названием "движение", а еще и благодаря ей этот кустик подрос. Болтать подобно Лоханкину, означает полное само-неуважение. Поэтому, вам следовало бы не просто поминать всуе какое-то там движение, и невесть какую диалектику, а привести факты того, что именно благодаря диалектике раздел естествознания "кинетика" обогатился новой формулой, новым экспериментально доказанным законом. Не можете, - бросьте все свои тома Гегеля в печку, чего ненужный хлам в доме держать.

Аватар пользователя leonidkrasilnikov

Как возродить связь между двумя культурами?

Два взгляда на основы движения

Если раньше речь шла о конфликте между двумя культурами (естественнонаучной и гуманитарной), в результате которого произошел разрыв (отсутствует связь) между физикой естествознания и философией (диалектикой), то в данной записи поговорим о путях налаживания связей между этими науками. Обратимся к предмету спора наук, в котором отражены два противоположных взгляда на основы движения.

Физика естествознания считает, что физический фундамент небесной механики - закон всемирного тяготения (закон одного момента), который и является базовым в ньютоновой физике. Диалектика же считает, что основу небесной механики составляет абсолютное свободное движение, которое состоит во взаимодействии полярной противоположности притяжения и отталкивания. Здесь мы видим, что в философской версии к «закону тяготения» добавляется и «закон отталкивания». Почему?

Во-первых, притяжение так соотносится с отталкиванием, что имеет его своей предпосылкой. Отталкивание доставляет материю для притяжения. Если бы не было отталкивания, то нечего было бы притягивать. Во-вторых, по версии независимого источника (теории колебаний) орбитальное движение - это периодические волновые процессы, которые характеризуются как отталкиванием, так и притяжением.

Полярность противоположностей в диалектике выражается противоречием, которое исследуется в учении о сущности. Противоречие - это фундаментальный принцип сущности. В сущности все относительно. Одна противоположность полярности без другой лишена смысла. Противоположности «работают» в паре друг с другом. Возьмем для примера функционирование такой «связки», как отец и сын, которая имеет смысл только в обоюдном взаимодействии. При утрате же мужчиной статуса отца утрачивается и статус сына.

В чем же «фишка» противоречия в понятии движения? А все дело в том, что для объяснения связи двух противоположных моментов движения в диалектике вводится понятие перехода, то есть превращения одной противоположности в другую в рамках их полярности (противоречия). В старой логике такой переход отсутствовал. «Обычное представление, - поясняет диалектическое учение, - схватывает различие и противоречие, но не переход от одного к другому, а это самое важное». «Если же нечто существующее, - поясняет далее диалектика, - не в состоянии в своем положительном определении вместе с тем перейти в свое отрицательное и удержать одно в другом, если оно неспособно иметь в самом себе противоречие, то это нечто не есть живое единство, не есть основание, но в противоречии идет к гибели».

В практической технологии переход представляет собой толчок, который переходит затем в процесс отталкивания. Сам толчок выражен в диалектике точечностью движения, которая является средством разрешения противоречия, а энергия толчка (результат освобождения энергии в фазе тяготения) является мерой движения и источником квантования. «Лишь поднятые на вершину противоречия, - учит диалектика, - разнообразия становятся подвижными и живыми по отношению одно к другому, - приобретают ту отрицательность (точечность), которая является внутренней пульсацией самодвижения и жизненности». Таким образом, можно с большой долей уверенности сказать, что диалектика этими научными положениями «открывает дверь» в логику квантовой физики.

Аватар пользователя Александр Бонн

школьный реферат ....о насущном....да, трогательно.

"состоит из частей" ..... из частей состоят только механические вещи: болты и гайки, паруса и мачты.

 

Товарищ афтор, изучите научный труд Гегеля "Наука логики" и отпадет надобность писать подобную хрень.

Поскольку в мире (нашем) доминируют тела, то соответственно доминирует физика тел и формальная логика. Задача формальной логики, не допускать противоречий, т.е. избегать лобового столкновения. Всякое столкновение порождает "конфликт". Если вульгарно обобщить физику Ньютона и формальную логику Аристотеля, это сфера покоя, т.е. минимальной активности материи, осознанное замораживание процессов. Всё это порядок покоя. Движение в физике, задача нерешенная в контексте формальной логики, которая исключает третье.

Суть диалектики - Единство РАВЕНСТВА и не-РАВЕНСТВА ВЕЩИ по отношению к СЕБЕ.

Формальная логика удерживает форму (суть) только по содержанию и по одностороннему движению. Но, форма содержательна и содержание оформлено. 

Диалектика включает два момента движения: говорить и слышать, типо голос слышит себя. Так и движение формы: стоит двигаясь. 

Аватар пользователя leonidkrasilnikov

Философия нового измерения в физике

О возможности измерения микромира в форме сканирования

В недалеком прошлом мне по роду деятельности пришлось принимать непосредственное участие в процессах импортозамещения некоторых зарубежных технологий. В связи с чем сразу же обратила на себя внимание такая форма измерения высокотехнологических процессов как сканирование. Рассмотрим философскую природу этой новой, развивающейся формы измерения.

Во-первых, эта форма диагностики наряду с диагностикой организма направлена преимущественно на измерение нелинейных процессов движения в физике естествознания. Поясним это на примере механического движения. Известно, что Галилей в своих опытах по изучению движения измерял время спуска шаров по наклонной плоскости. В опытах же по изучению нелинейных процессов движения необходимо брать искривленную наклонную поверхность спуска, состоящую из уклонов и контруклонов, из виражей и элементов спирали и т. д. Тело выбирается скользящим по поверхности спуска. Если принять работу за меру движения, то общая работа будет равна сумме работ на каждом участке кривизны механической цепи.

Во-вторых, для расчета элементов нелинейной механической цепи и изображения нелинейности (например, в виде компьютерной графики) требуется уже не одно, а два измерения в форме единства противоположностей (точечности и непрерывности). Отсюда следует вывод, что для диагностики точечности нелинейных механических процессов необходимо в систему измерения внедрять дополнительный измерительный прибор (датчик).

В-третьих, сканирование может вестись с помощью датчиков дистанционно, без разрыва измеряемой цепи. Таким образом, решается вопрос более точной диагностики в микромире (макроприбор не влияет на точность измерения микрообъектов и микропроцессов).

В-четвертых, сканирование позволяет пространственные предметы и процессы, согласно своей природе данные в форме непрерывных величин, постигать как дискретные. Диагностика может вестись поточечным сканированием как предмета измерения, так и нелинейного процесса. Отметим, что философия о таком обратном способе измерения (чтобы полагать исходным пунктом измерения дискретное) делала высказывания еще двести лет назад.

В-пятых, технология сканирования показывает, что концепцию дуализма волны и частицы, распространенную в физике естествознания, целесообразнее заменить на философскую концепцию диагностики нелинейных процессов движения в виде единства точечности и непрерывности (пространства и времени).