Гегель и естествознание /37/ (О понятии тока и напряжения в философии)

Аватар пользователя leonidkrasilnikov
Систематизация и связи
Логика
Философия науки и техники

Ранее мы выяснили, что интерес дифференциального математического исчисления как основного языка физики состоит в рассмотрении качественных, степенных определений движения, что движение - это не только перемена места, но и изменение качества, которое происходит в точечности движения. Точечность - это категория, добавленная философией в физику для более точной характеристики движения.

Ньютонова же физика, рассматривающая только непрерывность в движении и признающая самостоятельной только одну сторону движения в форме притяжения в отрыве от стороны отталкивания, носит ограниченный, односторонний характер. Идея такой физики оторвана от интереса точной науки и практических технологий и инноваций 21 века. Первые же вопросы точной науки, которые до сих пор так и не решены ньютоновой физикой, были вопросы о роли бесконечностей и о понятии уже самой бесконечности. Рассмотрим их.

О понятии бесконечности

Исследуем пример из Научной логики. Возьмем сначала обычное конечное число 2/7 в виде дроби. Эта дробь может выражена как 0,285714.... Таким образом, она дана как бесконечный ряд, который содержит «дурную» бесконечность. Сама дробь называется суммой, или конечным выражением этого ряда. Бесконечное ряда (дурную бесконечность) Спиноза называл бесконечным воображения (потенциальной бесконечностью). Бесконечное же как соотношение философ называл бесконечным мышления (актуальной бесконечностью).

Так, ряд 0,285714... есть лишь бесконечное воображения, ибо он не обладает действительностью, ему безусловно чего-то недостает. Напротив, 2/7 есть в действительности не только то, что ряд представляет собой в своих наличных членах, но к тому же еще и то, чего ему недостает, чем он только должен быть. (На этот факт и обращает внимание философия. Математика его не замечает.)

Далее Научная логика исследует уже актуальную бесконечность, которая выражена числовой дробью, определенным количеством, показателем отношения. Но изображение бесконечности в числовой дроби (2/7) несовершенно и недостаточно. Такая дробь представляет собой обычное конечное число, Можно ее заменить дробью a/b, где а и b - переменные величины, однако это проблемы не решает. Выражение "переменные величины" страдает неясностью и неудачно выбрано для определения бесконечного.

Но это в корне изменяется, например, в функции (Y в квадрате/ X = p), где X находится в отношении не к Y, а к квадрату Y. Отношение величины к степени есть качественное по своему существу отношение, выражающее интенсивную величину (бесконечный момент). Здесь философское исследование напало на след того, что дифференциальное исчисление касается не переменных величин, как таковых, а степенных определений.

О токе и напряжении

Имеется еще дальнейшая ступень, на которой бесконечное обнаруживает свою специфику. В качественном отношении dx и dy (бесконечно малые величины) уже не определенные количества, а имеют значение лишь в своем соотношении, имеют смысл только как моменты. Их следует брать только как моменты отношения, как определения дифференциального коэффициента dy/dx. Здесь актуальная бесконечность получает статус коэффициента (в теории физики это физическая постоянная). Неправильные же представления самих математиков привели к непризнанию этого понятия. В этом месте начинается непонимание между физикой и философией. Сделаем пока остановку здесь.

Комментарии

Аватар пользователя Евгений Волков

Бесконечность в конкретной точке времени и пространства не  существует. Каждая система конечна. Но этапы ее превращений, изменений, роста и исчезновения и возникновения новых бесконечны. 

Аватар пользователя эфромсо

     ... 2/7 есть в действительности не только то, что ряд представляет собой в своих наличных членах, но к тому же еще и то, чего ему недостает, чем он только должен быть. (На этот факт и обращает внимание философия. Математика его не замечает.)

Вот и я недоумеваю: почему философией называются препирательства о логических недоразумениях, по сути -  поиски смысла в чередовании и соотношениях цифр из дурной бесконечности , а не исследование свойств предметов, из   взаимоотношений которых образуются  существенные для человека факторы... 

 

Аватар пользователя leonidkrasilnikov

Для чего физике необходимы качественные величины

(О философском открытии на кончике пера)

Продолжим исследовать пример из Научной логики. Вначале обратимся к великому философу, впервые анализировавшему форму стоимости. Имеется в виду Аристотель. Философ говорит: «5 лож = 1 дому», или определенному количеству денег. Он понимает, что стоимостное отношение, в котором заключается это выражение стоимости, свидетельствует о качественном отождествлении дома и ложа. Гений Аристотеля обнаруживается в его открытии того, что условием количественного измерения является качественная соизмеримость вещи или явления. Такие открытия «на кончике пера» более ценны, чем тысячи и тысячи так называемых блестящих мыслей.

Для наглядности возьмем другой пример из сферы измерения веса тел на торговых весах. Кусок говядины как физическое тело имеет определенную тяжесть. Мы берем куски железа в виде гирь, вес которых заранее определен. Чтобы выразить кусок говядины как тяжесть, мы приводим его в весовое отношение к железу. В этом соотношении железо полагается как тело, которое не представляет ничего, кроме тяжести. Следовательно, в весовом отношении железо фигурирует как нечто качественно одинаковое с куском говядины. Этот факт аналогичен предыдущему положению, где в выражении стоимости 5 лож представляют по отношению к 1 дому лишь стоимость.

Добавление. Все есть заключение. Это одно из положений философии. Таким образом, в Научной логике принцип измерения тел и их движения абстрактно-логически может быть сведен к третьей фигуре умозаключения (силлогизма) О - В - Е, где В (всеобщее) - связующий средний термин, который выражен через единицу измерения.

Вернемся к примеру из Научной логики. Речь пойдет о соизмеримости прямой линии и дуги. Так как прямая линия есть кратчайшее расстояние между двумя точками, то ее отличие от кривой линии основано на определении множества, на меньшем множестве различимого в этом расстоянии, что, стало быть, есть определение «определенного количества». Но это определение в ней исчезает, когда мы принимаем ее за «интенсивную величину», за бесконечный момент, за элемент, тем самым исчезает и ее отличие от кривой линии, основанное единственно лишь на различии «определенного количества».

Следовательно, как бесконечные, прямая линия и дуга не сохраняют никакого количественного отношения друг к другу и потому не имеют больше и никакого качественного отличия друг от друга, скорее первая переходит во вторую. Вопрос, как приходит бесконечное к конечному и наоборот, считают иногда сущностью философии, которая связана как с математикой, так и с физикой.

Итак, было исследовано три аналогичных примера, последний из которых оказался самым сложным. Эта сложность в конечном счете связана с понятием полярности бесконечности (имеются два полюса, которые выражают бесконечность). Сделаем здесь вторую остановку.

Аватар пользователя Victor

Гений Аристотеля обнаруживается в его открытии того, что условием количественного измерения является качественная соизмеримость вещи или явления.

Нет такого у Аристотеля! Поэтому вы никогда не приводите цитаты. Посмотрите еще внимательнее "Категории" Аристотеля. Качество - исходное различие, в которой происходит идентификация на уровне слова:

[Качество]

Качеством я называю то, благодаря чему предметы называются такими‑то. «Качество» имеет много значений. Под одним видом качества будем разуметь устойчивые и преходящие свойства. Устойчивое свойство отличается от преходящего тем, что оно продолжительнее и прочнее.

огурец, помидор - это качественные показатели в названиях. На уровне количества возникает  тождество и мы можем их измерить на весах даже без гирь (уравнять). 

Чтобы выразить кусок говядины как тяжесть, мы приводим его в весовое отношение к железу. В этом соотношении железо полагается как тело, которое не представляет ничего, кроме тяжести. Следовательно, в весовом отношении железо фигурирует как нечто качественно одинаковое с куском говядины.

Это красивый пример софистики! Весовое отношение - оно количественное (тождество). А качественно говядина и железо остались различными! Между качеством и количеством  и различием и тождеством гомология отношений:

качество - количество -

различие - тождество  -

идентификация - эквивалентность -

То, что придумал Гегель: качество - мера - количество останется позором всей философии...  В философии главный принцип - самоподобие!

Остальные примеры из той же серии софистики где "железо фигурирует как нечто качественно одинаковое с куском говядины" .

Из этой же серии А=А (закон тождества)! Что такое А в категориальном смысле? - Не уточняется. Трактователи этого закона не уточняют... поскольку вообще не имеют представление о мышлении...

***

О силлогистике Аристотеля особый вопрос! Я об этом постараюсь написать... 

Аватар пользователя leonidkrasilnikov

О Научной логике и ее предмете

(О других философских открытиях на кончике пера)

Научная логика - наука об общих законах движения и взаимодействиях материальных тел. Будучи по существу одним из разделов философии, Научная логика, вобрав в себя фундаментальные основы философии (учения Гераклита, Аристотеля, Гегеля и других мыслителей), а также основные положения философии природы и практической технологии, постепенно выделяется в самостоятельную науку. Эта новая наука получает широкое развитие благодаря своим обширным и важным приложениям в математике, естествознании и технологии, одной из основ которых она является. Рассмотрим некоторые из приложений и инноваций.

«То обстоятельство, - говорит Гегель, - что новейшее естествознание пришло к признанию, что противоположность, воспринимаемая нами ближайшим образом в магнетизме как полярность, проходит красной нитью через всю природу, есть всеобщий закон природы, мы, без сомнения, должны признать существенным шагом вперед в науке». А далее философом делается следующее открытие: «Противоречие - вот что на деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить». Исследуем пути, ведущие к таким открытиям. Методику исследования находим в истории философии.

От единства к раздвоению и от раздвоения к единству - таков метод, существующий в Научной логике. При этом методе исходим вначале из конкретного отношения полярности. Это отношение мы анализируем, то есть раздваиваем на два полюса (на две стороны), которые относятся друг к другу. Каждый из этих полюсов мы рассматриваем отдельно; из этого вытекает характер их отношения друг к другу, их взаимодействие. При этом обнаруживаются противоречия, которые требуют разрешения.

Разрешение противоречия в Научной логике выглядит, например, как обращение двух форм движения. Эти две формы представлены в отношении (противоречии) как два противоположных полюса (относительная форма движения и эквивалентная форма). Обращение одновременно представляет и разрешает это противоречие, которое заключает в себе процесс обмена форм движения. Этот процесс обмена говорит о качественном отождествлении относительной формы движения с эквивалентной формой и что эти различные формы движения без такого тождества не могли бы относиться друг к другу как соизмеримые величины. «Обмен, - говорит Аристотель, - не может иметь места без равенства, а равенство без соизмеримости».

Показателем качественного отождествления всех форм движения в Научной логике является категория становления. Все есть становление - это базовое положение в философии движения. Здесь становление играет роль, во-первых, как средство обращения, во-вторых, как средство разрешения противоречия, в-третьих, как мера движения, в-четвертых, как средство превращения, в-пятых, как точечный источник квантования и движения, в-шестых, как средство перехода противоположностей друг в друга, в-седьмых, как средство дискретизации движения и т. д. Сама же категория становления является абстрактно-логическим выражением практического удара (толчка).

Некоторые известные выводы Научной логики о математических доказательствах физических законов: «Пустой остов математических доказательств был воздвигнут, чтобы доказать физические законы. Но математика вообще не в состоянии доказать определения величины в физике, поскольку эти определения суть законы, имеющие своей основой качественную природу моментов; математика не в состоянии это сделать по той простой причине, что она не философия, не исходит из понятия, и поэтому качественное находится вне ее сферы». Такие выводы весьма справедливы, так как они обнаруживают, что в математических доказательствах законов физики происходит изоляция между количественной и качественной природой физических законов.

Все в природе подобно (Лейбниц)

Снова обратимся к понятию тока и напряжения в философии. Качественное отождествление всех форм движения предполагает у них единый принцип действия. Нагляднее всего рассмотреть этот принцип в механическом движении, например, в игре на виолончели. Дискретизация сигнала здесь производится при помощи трения смычка о струну (с принципами дискретизации можно ознакомиться в теореме Котельникова). Трение представляет собой хронический удар. Этот удар возбуждает волну с определенной амплитудой. Одновременно осуществляется и модуляция сигнала. Теперь рассмотрим принцип действия электричества.

В «Философии природы» Гегеля в разделе об электричестве находим следующее высказывание мыслителя: «Электричество появляется всюду, где два тела соприкасаются друг с другом, особенно же при их трении. Электричество находится, стало быть, не только в электрической машине: каждое давление, каждый удар вызывает электрическое напряжение, но условием последнего служит соприкосновение». Заметим, что под трением и соприкосновением в Научной логике понимается электрический ток.

Итак, Научная логика доказывает подобие и квантовый характер механического и электрического движения. Разница только в степени взаимодействия тел. Обратим внимание на то, что при единстве тока и напряжения каждый параметр измеряется отдельным прибором (амперметром и вольтметром), то есть принцип неопределенности здесь отсутствует. Принцип неопределенности может возникнуть только в том случае, если будут перепутаны местами приборы или их схема подключения.

Другой вопрос, который возникает у философии и технологии к теоретической физике, связан с теорией удара и его измерением. В современной физике (термехе) удар считается кратковременным процессом, который измеряется косвенным методом по отскоку тела. Здесь наблюдается старая ньютонова болезнь физики, которая заключается в том, что она обращается со своими бесконечными величинами как с конечными определенными количествами. Но кратковременность не является характеристикой бесконечности. В практической физике бесконечность характеризуется физической постоянной, постоянностью, а не кратковременностью.