Гегель и естествознание /35/ («Кот Шредингера» по Гегелю)

Аватар пользователя leonidkrasilnikov
Систематизация и связи
Логика
Философия науки и техники

Одна из версий официального источника по поводу мысленного эксперимента Шредингера: эксперимент показывает, во-первых, что, с точки зрения квантовой механики, кот одновременно и жив и мертв, чего быть не может. Следовательно, квантовая механика имеет существенные изъяны. Во-вторых, природа самого наблюдения (измерения) в квантовой механике определена недостаточно (макроприбор влияет на микрообъекты, неопределенность точного измерения и т. д. и т. п.).

Известно, что практически все науки построены по системному принципу, в основе которого лежит рассмотрение объекта как СИСТЕМЫ. В квантовой механике любое состояние системы описывается с помощью «волновой функции», но эта функция определяет параметры системы не достоверно, а лишь с той или иной степенью вероятности.

Посмотрим на решение подобных вопросов в логике Гегеля, который изначально предполагал, что все процессы в природе носят квантовый (скачкообразный) характер.

В чем же отличие системного подхода Гегеля? "Под системой, - говорит Гегель, - ошибочно понимают философское учение, основывающееся на ограниченном, отличном от других принципе". Система же составляет целостную картину частей, которая вместе с тем проявляется также в каждой из частей в отдельности. Поэтому Гегель и взял в основание своей научной системы всеобщий принцип, где истинное существует лишь как единство противоположностей бытия (да) и небытия (нет).

Другими словами, вся система и отдельные ее части функционируют по принципу ДА - НЕТ. Единство противоположностей ДА - НЕТ представляет собой внутреннее содержание системы, которое может проявляться в любом образе (генератор-двигатель, отталкивание-притяжение, положительное-отрицательное и т. д.). Применим такой системный подход для исследования электрического процесса.

Прежде всего определимся с понятием числа. Число - это система, которая предстает в образе единицы и численности. Как же эта система работает в математике? "Это проще всего, - поясняет Гегель, - обнаруживается в том способе, каким, например, показывают, что площадь трапеции равна произведению суммы ее двух параллельных сторон на половину высоты". Эта высота представляется лишь как численность дискретных величин, которые должны быть суммированы. Аналогично такая система работает и в законе Ома, где один из множителей может быть положен в виде дискретных величин, а другой множитель - в виде их численности. Остается исследовать сами величины.

Ранее было определено, что электрический процесс можно представить в виде системы, функционирующей в образе единства тока и напряжения. Теперь обратимся к философии электрического процесса в логике Гегеля. В своей энциклопедии философских наук в разделе об электричестве мыслитель наметил связь электричества со звуком, который обусловлен ударом и трением и обнаруживает в себе колебательный процесс.

Также в научной логике находим философский принцип системы универсального движения. Эта система движения предстает в образе единства точечности и непрерывности (времени и пространства). Хочется обратить внимание на то, что в данной записи будем рассматривать тот момент работы системы движения, когда элементы ДА и НЕТ действуют одновременно (действует принцип наложения, суперпозиции). Принцип превращения элементов рассмотрен ранее.

Далее разберем подробнее понятие тока и напряжения. Обычно говорят, что ток представляет собой поток электронов. Согласимся, что это только первая (тавтологическая) ступень познания физической величины. Философия тока все еще остается непонятной. Обратимся вновь к научной логике, в которой напряжение считается функцией тока. По закону Ома напряжение будет равно произведению тока на сопротивление, где сопротивление выражает численность дискретных величин тока. В таком случае ток будет описываться принципом точечности, а напряжение - принципом непрерывности. Причем, точечность (ток) и непрерывность (напряжение) действуют одновременно.

Почему же здесь появляется возможность осуществления принципа одновременного наложения двух физических величин? Дело в том, что этот принцип проявляется в активной фазе процесса, в фазе «жизни», где система выступает в образе единства начала и результата. В фазе же жизни и смерти действуют другие принципы диалектики.

Итак, с помощью философии был обнаружен процесс, где две физические величины (ток и напряжение) действуют одновременно. Важно то, что для их измерения необходимо использовать два прибора. С помощью амперметра измеряется движение микрообъектов (электронов), а с помощью вольтметра (макроприбора) измеряется разность потенциалов.

Практика показала, что при правильном подключении приборов они не вносят в сам процесс значительных изменений, а действуют в рамках допустимой погрешности. И только при неправильном подключении макроприбора вносятся такие возмущения в движения микрочастиц, что в результате их будущие состояния нельзя определить вполне точно и достоверно.

Комментарии

Аватар пользователя cherry

Итак, с помощью философии был обнаружен процесс, где две физические величины (ток и напряжение) действуют одновременно. 

Но это -  с искусственными ( "рукотворными") ,так сказать, токами : в электронике, электротехнике , энергетике, связи и всём таком...
Что скорее есть редчайшее (?) в природе исключение  

Тогда как природные токи, как правило,  - сверхпроводящие , сиречь,  без никакого напряжения.  И как тут быть по-Гегелю?

Аватар пользователя leonidkrasilnikov

Принцип самодвижения

Из истории философии известно, что переход к диалектическому и научно-логическому мышлению может совершаться различным образом. Он может прокладывать себе путь стихийно, благодаря знакомству с практическими технологиями и с открытиями в области физики и естествознания. Как правило, это длительный и трудный процесс. Второй путь - это знакомство с греческой философией (Гераклит, Платон, Аристотель и т. д.). Третий путь - это знакомство с классической немецкой философией от Канта до Гегеля. Ограничимся пока этими тремя философскими направлениями.

В данной записи рассмотрим принцип и метод самодвижения. У Гегеля в «Лекциях по истории философии» в разделе о Платоне находим весьма интересные мысли о самодвижении: «То, что движется само собой, бессмертно и непреходяще, а то, что получает свое движение от другого, преходяще. То, что движется само собой, есть первоначало, ибо оно ведь имеет свое происхождение и начало в самом себе и не получает его от другого; и так же мало оно может перестать двигаться, ибо лишь то прекращается, что получило свое движение от другого».

Следующие мысли Гегеля о самодвижении можно найти в «Науке логики», где мыслитель рассуждает о предмете и методе научной логики. «Раскрытие того, - говорит Гегель, - что единственно только и может быть истинным методом философской науки, составляет предмет самой логики, ибо метод есть осознание формы внутреннего самодвижения ее содержания».

В качестве содержания исследуем процесс самодвижения (самодвижение тел в природе). Далее необходимо найти и «осознать» форму для природного самодвижения. В «Науке логики» находим, что «корнем всякого движения и жизненности» является противоречие. И еще. Противоречие «есть отрицательное в своем существенном определении, принцип всякого самодвижения, состоящего не более как в изображении противоречия».

Итак, обнаруживается, что в научной логике самодвижение находит свое изображение в противоречии, то есть в противоположных определениях. И это противоречие и является формой изображения самого самодвижения. В физике и технологии исследуемое противоречивое отношение выражено как ПОЛЯРНОСТЬ. Полярность есть определение такого различия, в котором различаемые полюсы неразрывно связаны друг с другом.

Далее переходим к технологии самодвижения. В научной логике движения к притяжению добавляется отталкивание. Движение рассматривается как единство отталкивания и притяжения. Самодвижение же формируется в отталкивании, которое раздваивается на толчок и на «порцию» (квант) инерционного отталкивания. В абстрактно-логическом виде этот процесс выражен единством точечности (отрицательности) и непрерывности (времени и пространства). В научной логике движения момент точечности (внутреннего толчка) необходим, а вокруг этого вращается понятие всей философии.

Краткое резюме. Самодвижение реализуется в полярности (противоречии) через толчок и отталкивание (причину и следствие) и через притяжение (обратную связь) вновь возвращается к толчку, совершая, таким образом, полный «круговорот» движения. Сам же принцип самодвижения состоит в том, что в полярности (противоречии) одна сторона порождает свою противоположную сторону, превращается в свою противоположность, одна сторона есть функция другой. Вся природа «кишит» подобными примерами. Принцип самодвижения в природе изучается в философии природы и естествознания.