В докладах РСПП о состоянии делового климата в России можно обнаружить немалый перечень претензий промышленников к низкому качеству услуг науки и образования, к малоэффективным техническим решениям научных организаций, к неясной стратегии развития и т. д. В данной работе попробуем взглянуть на трудности в стратегии развития со стороны научной логики и разобраться в первую очередь с нарушениями в самой логистике научного мышления. Для этого продолжим исследование принципа ОТРИЦАНИЯ, начатого в прошлых записях.
Ранее с философской точки зрения был рассмотрен метод развития системы питания, при помощи которого система была разложена на две противоположные стороны. Впервые форма такого метода ( от единства к раздвоению и от раздвоения к единству) была предложена и развита Гераклитом. Вот что говорил по этому случаю Гегель: «Здесь перед нами открывается новая земля; нет ни одного положения Гераклита, которого я не принял в свою Логику». Почему же методу придается такое большое значение? А все дело в том, что, по мнению Гегеля, вообще вся философия (так же и физика) резюмируется в методе. Гегель применил этот метод к категориям логики, в результате чего и смог получить всю философскую систему в целом. В чем же состоит новизна метода?
Старая логика, по версии Гегеля, изолирует бытие и ничто как истинные и значимые. Новая логика, напротив, признает только единство (нераздельность) бытия и ничто. Такое положение о единстве противоположностей считается всеобщим принципом всей научной логики. Ближайшим определением для этого всеобщего принципа является становление. Становление означает переход (превращение) бытия в ничто (исчезновение) и ничто в бытие (возникновение). Вместо бытия и ничто можно брать любые противоположные категории.
В рассмотренном ранее примере о системе питания в качестве противоположных сторон бытия и ничто была взята еда (прием пищи) и пост (голодание). Здесь голодание рассматривается научным методом как первое отрицание, отрицание приема пищи. Заметим, что при таком методе момент отрицательности считается необходимым элементом процесса. Далее происходит второе отрицание уже самого голодания как одностороннего момента. Таким образом, полученная диета есть более развитая, синтетическая система питания, отрицание отрицания, единство противоположностей еды и голодания. При такой диете еда и голодание являются тождественными и равнозначными моментами системы обмена веществ.
В прошлой записи также было обращено внимание на один из разделов ньютоновой физики, в котором говорится о том, что при движении тела вниз (фаза притяжения) сила тяжести совершает положительную работу, а при движении тела вверх (фаза отталкивания) сила тяжести совершает отрицательную работу. Такая констатация факта показывает, что эта физика в своих исследованиях пользуется старой логикой, где действуют отжившие, односторонние подходы, а единство противоположностей и момент отрицательности отсутствуют. Сила тяжести не может действовать в процессе отталкивания просто потому, что она в этой фазе прекращает свое действие по определению.
Какая же сила действует в процессе отталкивания? Это вопрос, к сожалению, звучит еще и в 21 веке. Время показало, что ньютонова физика оказалась профнепригодной при решении таких вопросов. А что же новая логика? Как решает она такие вопросы? Научная логика смотрит на развитие и движение через призму противоречия или отрицания отрицания, то есть в эту логику «вводится» противоречие как обязательный элемент, который необходимо разрешить. Разрешенное противоречие и будет являться решением задачи.
Здесь отталкивание рассматривается как наличное бытие, которое есть результат становления, начала движения. Ищем действительное начало движения. Раздваиваем процесс отталкивания на начало и результат, на толчок (удар) и на отталкивание после толчка. Этот толчок находится на границе движений и характеризуется в научной логике становлением. На границе одновременно сходятся в одном месте две противоположные формы движения тел. Это противоречие, которое требует разрешения. На практике толчок (удар) и является средством разрешения противоречия, средством обмена движениями. В философии это средство разрешения противоречия характеризуется сущностью, которая является в форме толчка (удара), а в физике - законом превращения энергии/движения.
Это все вопросы теории, которые разрешимы в процессе познания истории философии и науки. Но в реальности осталось такое наследие старой логики, которое висит стопудовым грузом в сфере развития промышленности и инновационных технологий. Речь идет об измерении напрямую интенсивной величины в механическом движении (аналог измерения тока амперметром в электричестве). Ньютонова физика этим вопросом не занималась и определяла динамические характеристики движения косвенным методом через экстенсивность, то есть «на глазок».
Обратимся вновь к категории толчка (удара). В научной логике толчок полагается не только как средство обращения, но и как МЕРА движения. Таким образом, для измерения толчка (удара) также требуется отдельный массовый прибор измерения, как и для других физических величин. На роль такого прибора претендует акселерометр. Сейчас он часто используется в инерциальной навигации как индикатор положения в пространстве, но есть и такие сферы применения, где он используется и по прямому назначению. Одну из таких сфер применения можно обнаружить в научных испытательных лабораториях, где на ударных стендах производится измерение силы толчка (удара).
Комментарии
Как работает принцип о единстве противоположностей?
Разберем более подробно функционирование принципа о единстве противоположностей на практике. Почему практическое движение стали рассматривать через призму единства противоположностей? В природе преобладает движение с возвратами к исходному пункту в виде «кругооборота». Например, кругооборот воды в природе.
Если такую форму условного кругооборота (тела на самом деле имеют разные по форме орбиты) разложить во времени, то получим график колебания с восходящей ветвью (ветвь отталкивания) и нисходящей ветвью (ветвь притяжения). Эти ветви едины как части кругооборота, но противоположны по направлению. Единство отталкивания и притяжения и было принято в философии (Кант, Гегель) за первоначальную основу в объяснении движения. В научной логике к этой основе добавили фазу превращения в нижней точке начала колебания и фазу потенциала в верхней точке возврата движения.
В объяснении круговорота тел и начинается расхождение позиций во взглядах на принципы движения между ньютоновой физикой и научной логикой. В ньютоновой физике за основу берется сила тяготения и само тяготение, имеющее своим источником разность потенциалов. В научной логике тяготение дополняется отталкиванием, в котором обнаруживается «первотолчок» (удар) как источник и истина квантового (скачкообразного) движения.
Первое правило диалектики
Рассмотрим это правило на примере диетического питания. Ранее принцип действия такого питания был рассмотрен в виде единства противоположностей, в виде единства еды (приема пищи) и голодания (поста). Особенность такого процесса проявляется в том, что эти противоположности диеты не самостоятельны, а обязательно должны следовать одна за другой. За едой следует пост (прекращение еды), за постом следует прием пищи. Обе стороны связаны друг с другом, одна сторона есть функция другой.
Философия (правило) же такой диеты состоит в том, что она (диета) представляет собой процесс, в котором каждая сторона отрицает свою другую сторону путем «снятия». «Снятие» означает временное прекращение функционирования одной стороны во время действия противоположной стороны. Во время приема пищи прекращается, «снимается» принцип голодания, во время голодания прекращается, «снимается» принцип приема пищи. Нарушение этого правила ведет к нарушению или гибели самого процесса, к нарушению общего принципа развития.
Принцип развития как принцип перспективы
В «Лекциях по истории философии» Гегель утверждает, что существует лишь одна истина. Но это положение еще абстрактно и формально. «В более же глубоком смысле, - говорит Гегель, - исходным пунктом, конечной целью философии является познание, что эта единая истина вместе с тем есть источник, только из которого истекает все другое, все законы природы, все явления жизни и сознания». А чтобы достигнуть познания единой истины, необходимо войти в рассмотрение понятия РАЗВИТИЯ. Когда понятие развития сделается для исследователя ясным, то все остальное будет вытекать само собою.
На первой ступени движение понятия развития представляет собой «переход в другое» (диалектический процесс в сфере бытия). Этот процесс и выражение «снятие» и исследуются в данной записи. Снятие - одно из важнейших понятий философии, которое встречается решительно всюду и везде.
К сожалению, современная ньютонова физика научную логику не изучает, а философские категории для нее остаются пустым звуком. И только в такой физике сила тяготения (тяжести) каким-то мистическим образом в процессе отталкивания (противоположной фазе) умудряется существовать и совершать работу. Такое описание процессов называется оксюмороном. Оксюморон - это стилистическая ошибка, сочетание несочетаемого.
насчет сил отталкивания в ньютновской теории гравитации это как шутку следует понимать ?
"В природе преобладает движение с возвратами к исходному пункту в виде «кругооборота». Например, кругооборот воды в природе."
Кругооборот воды в природе не является движением по кругу! Это движение, происходящее с водой, но всякий раз на новом для себя витке развития - это спиралевидное развитие, движение. Потому Гераклит и писал, что в одну реку дважды не войти.
"Единство отталкивания и притяжения и было принято в философии (Кант, Гегель) за первоначальную основу в объяснении движения"
Вы совершили грубейшую ошибку, объявив притяжение противоположностью отталкиванию. Противоположностью отталкиванию является покой.
"Притяжение" не является покоем и современными "физиками" трактуется как некое движение, просто, несколько отличное от толчка. О том, что это противоречит практике я уже писал.
Потому и выводы ваши не верны. Честно говоря, вы очень плохо изучили Гегеля.
не могли бы вы привести примеры чего либо измеряемого в ньютоновской физике "на глазок" ?
"В рассмотренном ранее примере о системе питания в качестве противоположных сторон бытия и ничто была взята еда (прием пищи) и пост (голодание). Здесь голодание рассматривается научным методом как первое отрицание, отрицание приема пищи. "
Диалектика Гегеля стала бы более понятна, если в качестве примера привести смену дня и ночи. Тогда, сутки - наличное бытие, ничто – ночь (к примеру), бытие - день. В этом случае, "нечто" - это те качественные моменты, что возникают в процессе становления бытия (дня), "иное нечто" - качественные моменты "ночи", проявляющиеся в процессе развития "нечто".
Про отрицание. Отрицание есть процесс развития во времени, вспомните песенку - я сегодня не такой, как вчера,- это и есть первое отрицание, когда А и равно и не равно себе. Иначе, любая вещь и явление имеет развитие, протекающее во времени, поэтому, вещь или явление каждое следующее мгновение не равны себе прежним - это первое отрицание. Если этот процесс рассматривать, как процесс развития дня и ночи, то первое отрицание происходит тогда, каждое следующее мгновение дня не равно предыдущему мгновению дня. Отрицание-отрицания, здесь, это тот момент, когда день уступает место развитию ночи. Но так как ночь имеет качественное отличие от дня, она имеет и своё отрицание, поэтому отрицание-отрицания есть граница, в данном случае, между днём и ночью, впоследствии - между ночью и днём.
"Сила тяжести не может действовать в процессе отталкивания просто потому, что она в этой фазе прекращает свое действие по определению."
В современной ньютоновской и эйнштейновской физике принято считать фактом существование "силы тяжести", объясняемой физиками как некой силой, действующей у поверхности Земли. Тем не менее, из практики нам известно, что движение само по себе не возникает, но возникает от толчка, что делает невозможным существованием самой по себе какой-либо силы, включая "силу тяжести". Той "Силы тяжести", что так любят многие современные "физики", ведущие свою родословную от Ньютона, Гюйгенса, Пуанкаре, Маха, Эйнштейна, в природе не существует.
"Здесь отталкивание рассматривается как наличное бытие, которое есть результат становления, начала движения. Ищем действительное начало движения. Раздваиваем процесс отталкивания на начало и результат, на толчок (удар) и на отталкивание после толчка. Этот толчок находится на границе движений и характеризуется в научной логике становлением. На границе одновременно сходятся в одном месте две противоположные формы движения тел. Это противоречие, которое требует разрешения. На практике толчок (удар) и является средством разрешения противоречия, средством обмена движениями. В философии это средство разрешения противоречия характеризуется сущностью, которая является в форме толчка (удара), а в физике - законом превращения энергии" - здесь вами не очень хорошо раскрыт смысл собственной мысли, я бы сказал, много путаницы.
Для рассмотрения толчка не обязательно утверждать движение у обоих тел, достаточно абстрагироваться и представить, что одно из тел находится в покое, а второе движется к первому, чтобы впоследствии произвести толчок. Тогда, первое тело содержит в потенциале способность к отталкиванию, что является его первым отрицанием. Когда произошёл толчок и тело изменило положение - произошло отрицание-отрицания. Потому наличным бытием здесь является положение тела, как до толчка, так и после, а отталкивание является процессом, происходящим в этом наличном бытие. Потому сам процесс, само развитие, само движение, чем является отталкивание, наличным бытием быть не может.
Иными словами, нельзя "отталкивание" рассматривать отдельно от его носителя. В отталкивании как таковом вы не найдёте ни "бытие", ни "ничто".
Если же продолжать упорствовать и настаивать на "отталкивании" как наличном бытие, придётся признать существование движения без наличия форм, то есть, носителей. Это не научно, односторонне и мало чем отличается от ньютоновской и эйнштейновской "физики".
О «столости», «кубкости» и т. д. как философских принципах
Итак, в данной записи начато исследование концепции движения и развития через призму единства противоположностей (отталкивания и притяжения). По этой версии первая ступень концепции представляет собой диалектический процесс в виде «перехода в свое другое» путем поочередного отрицания, «снятия».
В этом случае единство противоположных сторон может быть рассмотрено как равнодействие противоположностей, равнодействие отталкивания и притяжения. То есть процесс движения в природе будет выглядеть в виде баланса «сил» отталкивания и притяжения (пятьдесят на пятьдесят) и поочередного их действия.
Если принять данную гегелевскую версию, то в физике утрачивает свое всеобщее значение Всемирный закон тяготения Ньютона. Притяжение в таком случае будет рассматриваться как пассивная часть, а отталкивание как активная фаза процесса движения. «Притяжение так соотносится с отталкиванием, - говорит Гегель, - что имеет его своей предпосылкой. Отталкивание доставляет материю для притяжения. Если бы не было никакого отталкивания, то нечего было бы притягивать».
Разговор о принципах
Гегель в разделе о Платоне: «Когда Платон говорил о «столости» и «кубкости», циник Диоген сказал: я вижу стол и кубок, но не вижу «столости» и «кубкости». Правильно, ответил Платон, ибо ты обладаешь глазами, которыми видят стол и кубок, но не обладаешь тем, чем видят «столость» и «кубкость», не обладаешь разумом».
В таком же положении, как циник Диоген, находится и современная ньютонова теория, в основе которой лежит Всемирный закон тяготения. При отсутствии философских навыков такая теория также не обладает тем, чем видят «отталкивание» и «притяжение». Она видит в отталкивании и притяжении только признаки, но не видит в них принципы.
Когда современная физика утверждает, что при движении тела вверх (фаза отталкивания) сила тяжести совершает отрицательную работу, то эта физика не понимает, что принцип притяжения при движении тела вверх «снят» (прекращен) принципом отталкивания. А раз «снят» принцип притяжения, то «сняты» и все его кажущиеся формы проявления в виде силы тяжести, силы гравитации, гравитационной волны, гравитона и т. д. и т. п.
Гегель о роли явления, сущности и закона в физике
На данном этапе исследования понятия развития и самого познания рассмотрим диалектический процесс в сфере сущности. В сущности все относительно. Сущность является. Явление существенно. «Когда мы говорим о явлении, - поясняет Гегель, - мы связываем с ним представление о неопределенном многообразии существующих вещей». Вещи же обладают свойствами (признаками).
В научной логике свойства тел обнаруживаются и определяются через движение. Это обнаружение свойств, например при «созерцании» явлений, выполняет мыслящий философствующий субъект. Но нельзя философствовать исходя из «созерцания». «Созерцаемое» должно также и мыслиться. Каким образом? По мнению Гегеля, разнообразные признаки явления «мы должны посредством мысли привести к простой всеобщности», а форма всеобщности в природе и физике - это ЗАКОН.
И тут возникает вопрос: какие из законов брать за основу? По версии Гегеля, законы абсолютно свободного движения открыты Кеплером, но вплоть до настоящего времени распространено мнение, что лишь Ньютон нашел доказательство этих законов и принципов механики. В результате в физике сложилась такая ситуация, когда слава несправедливо отнята у того, кто на самом деле сделал открытие, и отдана другому. За какой же принцип идет борьба между научными школами? Послушаем Гегеля.
«Ньютоново доказательство кеплеровского закона приводит к коническому сечению вообще, между тем как основное положение, которое должно быть доказано, состоит именно в том, что орбитой обращающегося тела является не круг или какое-нибудь коническое сечение, а только эллипс». «В решении вопроса о сравнительных заслугах Кеплера и Ньютона все зависит от того, дал ли последний доказательство того, что орбита планет представляет собой эллипс. Такого доказательства он в действительности не дал». ЭФН. Параграф 270.
Какая же существует связь между сущностью, законом и эллипсом? Эллипс есть одна из форм движения, в которой осуществляется противоречие в виде единства отталкивания и притяжения (позитивного и негативного). А разрешенное противоречие и есть сущность как единство положительного и отрицательного. Сам же закон есть существенное явление, то есть закон и сущность понятия однородные и однопорядковые. По версии Гегеля, принцип эллипсности с большой долей вероятности может вывести человеческий разум на путь познания единого квантового принципа природы.