Продолжим исследование роли физических величин. Почему необходимо этим заниматься? Во-первых, есть признание современной физики, состоящее в том, что сам Ньютон вопрос о природе физических сил оставил решать будущим поколениям. Во-вторых, в физической теории можно обнаружить и более важное признание, в котором говорится, что природу массы пока не понимает никто. А это одна из ключевых величин в физике.
Синтез механики Ньютона и философии
В физике существует принцип соответствия, утверждающий преемственность физических теорий. Таким действием наука старается оберегать свои завоевания, и это хорошо понимал уже Гегель. «Если, например, - говорит мыслитель в «Науке логики», - в физике получило преобладание такое определение мысли, как “сила”, то в новейшее время самую значительную роль играет категория полярности». Заметим, что философия не только констатирует этот факт, но и настаивает на обязательном введении в динамическую часть физики категории полярности. Почему?
Ответ на этот вопрос находится в гегелевском «Учение о сущности», а точнее - в его главном законе. В истории философии можно найти две основные версии этого закона. Первая версия - это закон о взаимном проникновении противоположностей. Вторая версия - это закон о единстве и борьбе противоположностей. К сожалению, обе версии пока в теоретической физике не работают. За пояснениями необходимо обратиться к Гегелю.
Пояснения Гегеля и его действия при решении задач
Гегель считал, что в СУЩНОСТИ все относительно и все противоположно. И далее, развивая свою мысль, Гегель пояснял, что противоположность, воспринимаемая как полярность (противоречие), проходит красной нитью через всю природу. В полярности (противоречии) положительное, взятое отдельно, лишено смысла, оно непременно соотнесено с отрицательным, каждое из них в самом своем понятии содержит другое; без знания этого нельзя, собственно говоря, сделать и шагу в философии. И тут же Гегель приводит примеры: верх и низ, правое и левое, отец и сын, мать и дочь и т. д. до бесконечности, все содержит противоположность в одном определении.
Возьмем пример полярности в форме мать и дочь. Как относящиеся к роду людей противоположности, мать и дочь тождественны, но как причина и следствие - они различны. В рамках этой полярности мать является причиной появления дочери. Мать рождает свою дочь. Здесь обнаруживается принцип субординации, открытый Гегелем. Этот принцип характерен для диалектической логики по сравнению с формальной логикой. Конечно, с появлением статуса дочери одновременно появляется и статус матери у самой женщины, но дочь не может родить свою мать (об этом и говорит принцип субординации), что и подтверждается на практике.
Основная претензия Гегеля к Ньютону в физике
Теперь возьмем пример полярности в форме массы и скорости. Количество движения тела определяется этими двумя моментами: массой и скоростью. Найдем сначала слова и определения величин, которые стоят в одном ряду с определением массы и относятся к пассивной, вторичной стороне полярности. Это вес, тяжесть, сопротивление. Ранее было определено, что сопротивление представляет в электричестве то же самое, что в механическом движении масса. К активной, первичной стороне полярности относится толчок, скорость, ускорение, ток в электричестве.
В «Философии природы» в разделе «Механика» у Гегеля находим следующее выражение: «Сам кирпич не убивает человека, а производит это действие лишь благодаря достигнутой им скорости, т. е. человека убивают пространство и время». В рамках полярности тяжести и массы кирпича, с одной стороны, и скорости, с другой стороны, Гегель рассматривает скорость как активную составляющую процесса, как причину действия. Если следовать этой логике, то в электричестве активной стороной процесса является сила тока, что совпадает с современными воззрениями физики.
У Ньютона же «логика» перевернута «вверх ногами», в ней нарушен научный принцип субординации, в результате чего получается «перевертыш», где «дитя рождает свою мать». По версии Ньютона, не скорость, а пассивная сила тяжести является причиной действия в механике. В этом случае в электричестве, если следовать такой версии, не сила тока, а «сила» сопротивления будет являться активной стороной процесса, что не соответствует действительности.
Комментарии
Уважаемый Леонид Красильников! Вы конечно знаете, что всех участников можно разделить на эрудитов и самостоятельно мыслящих членов ФШ.
К сожалению (потому, что надеялся) не увидел Вашей собственной позиции по этому вопросу, высказанной в объёме хотя бы десятой доли всего сообщения.
Вы эрудит? Безусловно! Леонид Васильевич опирается на объективные законы бытия, открытые метафизикой и получившие систематическое единство в Логике Гегеля. Она открыла понятие материи (апейрон Анаксимандра), без которого невозможно понять современные научные достижения. Ибо в платоно-аристотелевской метафизике апейрон получил определения ничто (Платон) или возможность (Аристотель), что согласуется как с квантовой физикой (В. Гейзенберг, Э. Шредингер, Р. Пенроуз), так и с теорией Большого взрыва.
Вы эрудит? Безусловно! Некоторые русские ученые (Р.Т. Лагодин, Л.Е. Федулаев, И.В. Чусов, Л.В. Красильников и др.) ищут в Логике Гегеля выход из кризиса современной науки. Поскольку в «Философии природы» Гегель из понятия количества вывел все категории современной ему науки, и тем самым предвосхитил теорию относительности и квантовую механику, пишет А.П. Огурцов в Послесловии. О чем свидетельствует и Леонид Красильников.
Вы эрудит? Безусловно! И еще одно важное замечание. Элейская метафизика (из которой вышла вся классиче-ская философия, вплоть до Гегеля) ввела в интеллектуальную культуру понятие бесконеч-но малой величины (апории Зенона), на которое опирается современная наука. Парадокс в том, что, несмотря на присущий ей примитивный материализм, объявлять современную науку материалистической не совсем точно, поскольку, как отмечают современные ученые (С. Хокинг и др.) в ней нет отличия физики от математики, а математика не может быть объяснена материалистически. Она, как понимал уже Платон – чисто умозрительная наука. С другой стороны, стихийный материализм заставляет физиков придумывать для духовных (мыслимых) сущностей чувственные образы. Например, электрон, который од-новременно и волна и частица, и реальность которого - система дифференциальных уравнений - рассматривается как микроскопический кусочек вещества.
Вы эрудит? Безусловно! Когда же пытаются изобрести свою систему философии, то в лучшем случае - велосипед. Если бы Маркс примкнул к Гегелевской системе, то не было бы у нас разрухи. Ибо у Гегеля – один закон диалектики, закон бытия и мышления в их единстве. А у Энгельса – три. А это уже не метафизика, а вторая философия (Аристотель) или прикладная (Кант). Вследствие чего, на ее основе невозможно развитие того (как у Гегеля), что накоплено культурой, а уничтожение его и возврат к дикости. Когда Хайдеггер кладет в основание Dasein? тут-бытие, то это не онтология, к культура, дом языка. Ведь каждый язык рождается культура в определенной (тут) культуре.
Принцип субординации в полярных процессах в физике
Итак, по версии Гегеля, в теории физики должна появиться такая новая категория, как ПОЛЯРНОСТЬ. Естественно, введение новой категории должно привести к изменению и самой ньютоновой физики. И здесь речь идет не о том, чтобы «завалить» Ньютона, а о том, как встроить его наработки в новую физическую систему.
С появлением полярности сразу же возникает проблема субординации ее полюсов в действующих процессах. В математике к этому времени уже существовало разложение величин на аргумент и функцию. Первая величина была независимой, вторая зависела от изменения первой. В логической форме принцип субординации может быть выражен в Я полагающем и в Я положенном. В новой физике это активная и пассивная сторона процесса.
Естественно, принципа субординации Ньютон не знал. Не знал он и того, которая величина полагающая, а которая полагаемая. Получилось так, что с полярностью величин он ошибся, а математические доказательства из-за спешки пришлось подогнать. Пустой остов таких доказательств был воздвигнут, чтобы доказать физические законы. «Но я не колебаясь скажу, - говорит Гегель, - что рассматриваю эту манеру просто как ФОКУСНИЧЕСТВО и ЖОНГЛИРОВАНИЕ доказательствами и причисляю к такого рода фокусничанию и Ньютоновы доказательства».
Леонид Васильевич,
Вы делаете вывод на основании вырванной из контекста цитаты. Полная цитата из Предисловия ко второму изданию Науки логики 1831 года вряд ли свидетельствует именно о версии Гегеля. Скорее о случайном примере:
Я к тому, что аргумент слабоват. Он вовсе не утверждал, что нужна новая категория. Скорее даже наоборот - сводил всё к своему единству противоположностей.
_______________
* à tort et à travers - (фр.) не в лад и невпопад
О значении полярности для физики и философии
Еще раз отметим, что по версии Гегеля качественная природа моментов, в которую входят определения величины в физике, является предметом философии. Почему? Мыслитель объясняет этот факт тем, что эти определения суть законы, которые и должны изучаться уже философией. Рассмотрим данную тему подробнее в физико-философском направлении.
В предисловии ко второму изданию «Науки логики» Гегель обращает внимание на то, что в новейшее время в физике значительную роль играет категория полярности. Полярность, по выражению Гегеля, есть определение такого различия, в котором различаемые моменты неразрывно связаны друг с другом. Таким образом, здесь полярность предстает перед читателем как одна из форм различия. Теперь встает уже вопрос: «Что в истории философии известно о самом различии и его формах?»
В гегелевской истории философии в разделе о Гераклите обнаруживаем, что истинное существует как единство чистой противоположности бытия и небытия (ничто). Такую противоположность Гегель называет всеобщим принципом природы и считает этот принцип новым словом и направлением в науке. Далее в 114-м параграфе ЭФН у Гегеля находим, что в сфере сущности вместо бытия и ничто выступают теперь формы положительного и отрицательного. Положительное в качестве тождества соответствует лишенному противоположности бытию, а отрицательное развито (светится видимостью в самом себе) как РАЗЛИЧИЕ. Различие - это отрицательность, полярность.
Таким образом, видим, что категория РАЗЛИЧИЯ появляется только в сфере сущности, то есть на более высокой ступени философии и ее развития. И только на этой ступени развития появляются исходные законы мышления: положение о тождестве, положение о различии и т. д. Если в тождестве противоположности изолируются и считаются самостоятельными сторонами, то в различии (полярности) стороны связаны друг с другом и считаются не самостоятельными, а относительными. В сущности все относительно.
Вернемся к предисловию, где Гегель размышляет о значении полярности в физике. Почему же необходимо решить сначала вопрос о полярности процесса, а потом уже о «силе»? Потому, что здесь решается вопрос: на каком полюсе полярности действует «сила», а на каком ее проявление? Если этого не знать, то это часто приводит к различного рода путанице. Например, движение впадает в зеноновское противоречие, которое неразрешимо, когда нарушена полярность. С введением же в физику категории полярности появляется возможность отойти от формы тождества, которое сообщает «силе» самостоятельность, и прийти к понятию «сила» как относительной величине, которая действует на конкретном полюсе процесса движения.
Напомним читателям, что никакого закона о различии Ньютон не знал. Вследствие этого, он придал силе тяжести статус самостоятельности. Затем разместил ее на том полюсе процесса, где идет уже проявление силы, а не ее действие, и этим нарушил логистику процесса. Таким образом, Ньютон наступил на те же грабли, что и Зенон, а вслед за Ньютоном ходят по этим граблям философского невежества и многие физики - теоретики, пока эти грабли не прибьют их окончательно.