Гегель и естествознание /32/ (О природе массы, скорости и ускорения в физике)

Аватар пользователя leonidkrasilnikov
Систематизация и связи
Логика
Философия науки и техники

Продолжим исследование роли физических величин. Почему необходимо этим заниматься? Во-первых, есть признание современной физики, состоящее в том, что сам Ньютон вопрос о природе физических сил оставил решать будущим поколениям. Во-вторых, в физической теории можно обнаружить и более важное признание, в котором говорится, что природу массы пока не понимает никто. А это одна из ключевых величин в физике.

Синтез механики Ньютона и философии

В физике существует принцип соответствия, утверждающий преемственность физических теорий. Таким действием наука старается оберегать свои завоевания, и это хорошо понимал уже Гегель. «Если, например, - говорит мыслитель в «Науке логики», - в физике получило преобладание такое определение мысли, как “сила”, то в новейшее время самую значительную роль играет категория полярности». Заметим, что философия не только констатирует этот факт, но и настаивает на обязательном введении в динамическую часть физики категории полярности. Почему?

Ответ на этот вопрос находится в гегелевском «Учение о сущности», а точнее - в его главном законе. В истории философии можно найти две основные версии этого закона. Первая версия - это закон о взаимном проникновении противоположностей. Вторая версия - это закон о единстве и борьбе противоположностей. К сожалению, обе версии пока в теоретической физике не работают. За пояснениями необходимо обратиться к Гегелю.

Пояснения Гегеля и его действия при решении задач

Гегель считал, что в СУЩНОСТИ все относительно и все противоположно. И далее, развивая свою мысль, Гегель пояснял, что противоположность, воспринимаемая как полярность (противоречие), проходит красной нитью через всю природу. В полярности (противоречии) положительное, взятое отдельно, лишено смысла, оно непременно соотнесено с отрицательным, каждое из них в самом своем понятии содержит другое; без знания этого нельзя, собственно говоря, сделать и шагу в философии. И тут же Гегель приводит примеры: верх и низ, правое и левое, отец и сын, мать и дочь и т. д. до бесконечности, все содержит противоположность в одном определении.

Возьмем пример полярности в форме мать и дочь. Как относящиеся к роду людей противоположности, мать и дочь тождественны, но как причина и следствие - они различны. В рамках этой полярности мать является причиной появления дочери. Мать рождает свою дочь. Здесь обнаруживается принцип субординации, открытый Гегелем. Этот принцип характерен для диалектической логики по сравнению с формальной логикой. Конечно, с появлением статуса дочери одновременно появляется и статус матери у самой женщины, но дочь не может родить свою мать (об этом и говорит принцип субординации), что и подтверждается на практике.

Основная претензия Гегеля к Ньютону в физике

Теперь возьмем пример полярности в форме массы и скорости. Количество движения тела определяется этими двумя моментами: массой и скоростью. Найдем сначала слова и определения величин, которые стоят в одном ряду с определением массы и относятся к пассивной, вторичной стороне полярности. Это вес, тяжесть, сопротивление. Ранее было определено, что сопротивление представляет в электричестве то же самое, что в механическом движении масса. К активной, первичной стороне полярности относится толчок, скорость, ускорение, ток в электричестве.

В «Философии природы» в разделе «Механика» у Гегеля находим следующее выражение: «Сам кирпич не убивает человека, а производит это действие лишь благодаря достигнутой им скорости, т. е. человека убивают пространство и время». В рамках полярности тяжести и массы кирпича, с одной стороны, и скорости, с другой стороны, Гегель рассматривает скорость как активную составляющую процесса, как причину действия. Если следовать этой логике, то в электричестве активной стороной процесса является сила тока, что совпадает с современными воззрениями физики.

У Ньютона же «логика» перевернута «вверх ногами», в ней нарушен научный принцип субординации, в результате чего получается «перевертыш», где «дитя рождает свою мать». По версии Ньютона, не скорость, а пассивная сила тяжести является причиной действия в механике. В этом случае в электричестве, если следовать такой версии, не сила тока, а «сила» сопротивления будет являться активной стороной процесса, что не соответствует действительности.

Комментарии

Аватар пользователя mitin_vm

Уважаемый Леонид Красильников! Вы конечно знаете, что всех участников можно разделить на эрудитов и самостоятельно мыслящих членов ФШ.

К сожалению (потому, что надеялся) не увидел Вашей собственной позиции по этому вопросу, высказанной в объёме хотя бы десятой доли всего сообщения.

Вы эрудит? Безусловно!

Аватар пользователя iozeph

Вы эрудит? Безусловно! Леонид Васильевич опирается на объективные законы бытия, открытые метафизикой и получившие систематическое единство в Логике Гегеля. Она открыла понятие материи (апейрон Анаксимандра), без которого невозможно понять современные научные достижения. Ибо в платоно-аристотелевской метафизике апейрон получил определения ничто (Платон) или  возможность (Аристотель), что согласуется  как  с квантовой физикой (В. Гейзенберг,  Э. Шредингер, Р. Пенроуз), так  и с теорией Большого взрыва.  

Аватар пользователя iozeph

Вы эрудит? Безусловно! Некоторые русские ученые (Р.Т. Лагодин, Л.Е. Федулаев, И.В. Чусов, Л.В. Красильников и др.)   ищут в Логике Гегеля выход из кризиса современной науки.  Поскольку в «Философии природы» Гегель  из понятия количества вывел все категории современной ему науки, и тем самым предвосхитил теорию относительности и квантовую механику, пишет А.П. Огурцов в Послесловии. О чем свидетельствует и Леонид Красильников.

Аватар пользователя iozeph

Вы эрудит? Безусловно! И еще одно важное замечание.  Элейская метафизика (из которой вышла вся классиче-ская философия, вплоть до Гегеля) ввела в интеллектуальную культуру понятие бесконеч-но малой величины (апории Зенона), на которое опирается современная наука.  Парадокс в том, что, несмотря на присущий ей примитивный материализм,  объявлять современную науку материалистической не совсем точно, поскольку, как отмечают современные ученые (С. Хокинг и др.) в ней нет отличия физики от математики, а математика не может быть объяснена материалистически. Она, как понимал уже Платон – чисто умозрительная наука. С другой стороны, стихийный материализм заставляет физиков придумывать для духовных (мыслимых) сущностей чувственные образы. Например, электрон, который од-новременно и волна и частица, и реальность которого  -  система дифференциальных уравнений - рассматривается как микроскопический кусочек вещества. 

Аватар пользователя iozeph

Вы эрудит? Безусловно! Когда же пытаются изобрести свою систему философии, то в лучшем случае - велосипед. Если бы Маркс примкнул к Гегелевской системе, то не было бы у нас разрухи. Ибо у Гегеля – один закон диалектики, закон бытия и мышления в их единстве. А у Энгельса – три. А это уже не метафизика, а вторая философия (Аристотель) или прикладная (Кант).  Вследствие чего, на ее основе невозможно развитие  того (как у Гегеля), что накоплено культурой, а уничтожение его и возврат к дикости. Когда Хайдеггер кладет в основание Dasein? тут-бытие, то это не онтология, к культура, дом  языка. Ведь каждый язык рождается культура в определенной (тут) культуре.  

Аватар пользователя leonidkrasilnikov

Принцип субординации в полярных процессах в физике

Итак, по версии Гегеля, в теории физики должна появиться такая новая категория, как ПОЛЯРНОСТЬ. Естественно, введение новой категории должно привести к изменению и самой ньютоновой физики. И здесь речь идет не о том, чтобы «завалить» Ньютона, а о том, как встроить его наработки в новую физическую систему.

С появлением полярности сразу же возникает проблема субординации ее полюсов в действующих процессах. В математике к этому времени уже существовало разложение величин на аргумент и функцию. Первая величина была независимой, вторая зависела от изменения первой. В логической форме принцип субординации может быть выражен в Я полагающем и в Я положенном. В новой физике это активная и пассивная сторона процесса.

Естественно, принципа субординации Ньютон не знал. Не знал он и того, которая величина полагающая, а которая полагаемая. Получилось так, что с полярностью величин он ошибся, а математические доказательства из-за спешки пришлось подогнать. Пустой остов таких доказательств был воздвигнут, чтобы доказать физические законы. «Но я не колебаясь скажу, - говорит Гегель, - что рассматриваю эту манеру просто как ФОКУСНИЧЕСТВО и ЖОНГЛИРОВАНИЕ доказательствами и причисляю к такого рода фокусничанию и Ньютоновы доказательства».

Аватар пользователя bravoseven

Леонид Васильевич,

Итак, по версии Гегеля, в теории физики должна появиться такая новая категория, как ПОЛЯРНОСТЬ.

 Вы делаете вывод на основании вырванной из контекста цитаты. Полная цитата из Предисловия ко второму изданию Науки логики 1831 года вряд ли свидетельствует именно о версии Гегеля. Скорее о случайном примере:

Если, напр., в физике получило преобладание мысленное определение силы, то в новое время главную роль играет категория полярности (которая, впрочем, очень à tort et à travers* проникла всюду, даже в учение о свете)—определение такого различия, в котором различаемое нераздельно связано; огромную важность имеет то, что таким образом удаляются от формы отвлеченности, от такого тожества, через которое некоторая определенность, напр., сила, получает самостоятельность, и выдвигается и становится обычным представлением форма определения различия, остающегося в нераздельном тожестве с собою.

 Я к тому, что аргумент слабоват. Он вовсе не утверждал, что нужна новая категория. Скорее даже наоборот - сводил всё к своему единству противоположностей.

_______________

* à tort et à travers - (фр.) не в лад и невпопад

Аватар пользователя leonidkrasilnikov

О значении полярности для физики и философии

Еще раз отметим, что по версии Гегеля качественная природа моментов, в которую входят определения величины в физике, является предметом философии. Почему? Мыслитель объясняет этот факт тем, что эти определения суть законы, которые и должны изучаться уже философией. Рассмотрим данную тему подробнее в физико-философском направлении.

В предисловии ко второму изданию «Науки логики» Гегель обращает внимание на то, что в новейшее время в физике значительную роль играет категория полярности. Полярность, по выражению Гегеля, есть определение такого различия, в котором различаемые моменты неразрывно связаны друг с другом. Таким образом, здесь полярность предстает перед читателем как одна из форм различия. Теперь встает уже вопрос: «Что в истории философии известно о самом различии и его формах?»

В гегелевской истории философии в разделе о Гераклите обнаруживаем, что истинное существует как единство чистой противоположности бытия и небытия (ничто). Такую противоположность Гегель называет всеобщим принципом природы и считает этот принцип новым словом и направлением в науке. Далее в 114-м параграфе ЭФН у Гегеля находим, что в сфере сущности вместо бытия и ничто выступают теперь формы положительного и отрицательного. Положительное в качестве тождества соответствует лишенному противоположности бытию, а отрицательное развито (светится видимостью в самом себе) как РАЗЛИЧИЕ. Различие - это отрицательность, полярность.

Таким образом, видим, что категория РАЗЛИЧИЯ появляется только в сфере сущности, то есть на более высокой ступени философии и ее развития. И только на этой ступени развития появляются исходные законы мышления: положение о тождестве, положение о различии и т. д.  Если в тождестве противоположности изолируются и считаются самостоятельными сторонами, то в различии (полярности) стороны связаны друг с другом и считаются не самостоятельными, а относительными. В сущности все относительно.

Вернемся к предисловию, где Гегель размышляет о значении полярности в физике. Почему же необходимо решить сначала вопрос о полярности процесса, а потом уже о «силе»? Потому, что здесь решается вопрос: на каком полюсе полярности действует «сила», а на каком ее проявление? Если этого не знать, то это часто приводит к различного рода путанице. Например, движение впадает в зеноновское противоречие, которое неразрешимо, когда нарушена полярность. С введением же в физику категории полярности появляется возможность отойти от формы тождества, которое сообщает «силе» самостоятельность, и прийти к понятию «сила» как относительной величине, которая действует на конкретном полюсе процесса движения.

Напомним читателям, что никакого закона о различии Ньютон не знал. Вследствие этого, он придал силе тяжести статус самостоятельности. Затем разместил ее на том полюсе процесса, где идет уже проявление силы, а не ее действие, и этим нарушил логистику процесса. Таким образом,  Ньютон наступил на те же грабли, что и Зенон, а вслед за Ньютоном ходят по этим граблям философского невежества и многие физики - теоретики, пока эти грабли не прибьют их окончательно.