Гегель и естествознание /28/ (Квантовая механика Гегеля)

Аватар пользователя leonidkrasilnikov
Систематизация и связи
Логика
Философия науки и техники

О предмете

Считаются перспективными те научные разработки, где точные науки тесно взаимодействуют с диалектическим мышлением и с самой диалектикой. По версии Гегеля первое, чем занялась диалектика, это изучение процессов движения. Таким образом, само движение есть диалектика всего сущего. Предметом рассмотрения в данной работе будет исследование структуры механического движения, взятого непосредственно из практики.

О сложной структуре диалектического метода

Сложность философского метода заключается в раздвоении его на синтетическую и аналитическую формы познания. Особенность такого метода состоит в том, что он в каждом своем движении действует одновременно и аналитически и синтетически (переход от раздвоения к единству и от единства к раздвоению).

Другая сложность заключена в единстве теории (абстрактного) и практики (конкретного). Если теория резюмируется в методе, то практика резюмируется в технологии. Здесь, следовательно, наблюдается одновременность и единство диалектического метода и практической технологии. В этом случае практика может функционировать как проверка объективности познания, то есть действовать как критерий истины (конкретное есть критерий абстрактного).

Экспертиза логики конкретного движения

Итак, в качестве предмета исследования механического движения рассмотрим технологию игры на виолончели. Здесь сложность заключена в том, что мы, слушая звуки музыки, воспринимаем результат, синтез моментов музыкального процесса как единое целое. Для изучения же структуры процесса требуются уже аналитические приемы и методы. Необходимо произвести раздвоение единого и познание противоречивых его частей. Трудность в том, что мы пока не знаем на какие конкретно противоположные и противоречивые стороны нужно раздваивать целое. Такой анализ требует умения работать с противоречиями и наличия спецов в области теоретической и практической логики.

История философии знает таких спецов. Это Гераклит «темный» и Гегель. Гегель взял в свои произведения все «темные» положения Гераклита и создал для выражения противоречий специальную «Науку логики». Но произведения Гегеля оказались для исследователей не менее «темными», чем положения Гераклита.

Если «темнота» и непонятность логики Гегеля вызывает негативное отношение со стороны исследователей, то в обществе есть сферы, где чем «темнее» и туманнее сообщения, тем лучше. Такие явления можно наблюдать в секретных службах общества. Что же тут есть интересного для логики и философии? Диалектику часто называют наукой о всеобщей связи, поэтому для нее важное значение имеют разработки физиков в области связи и ее передачи.

В данном случае для логики движения представляет интерес теорема Котельникова, говорящая о дискретизации и квантовании непрерывного сигнала. Эта теорема является фундаментальным утверждением в области цифровой обработки сигналов, связывает аналоговые и дискретные сигналы, при этом частота дискретизации должна быть больше удвоенной частоты непрерывного сигнала или равна ей.

Теперь рассмотрим фундаментальные утверждения Гегеля о движении и материи. В «Лекциях по истории философии» в разделе о Зеноне он утверждает, что «понять движение – это означает высказать его сущность в форме понятия, т. е. как единство дискретности и непрерывности». В разделе о «Понятии конкретного» находим следующее утверждение Гегеля из положения о материи: «Таким образом, мы имеем в одном оба определения – непрерывность и дискретность».

Что же показал анализ фундаментальных утверждений секретного физика Котельникова и философа Гегеля? А он показал, что их утверждения являются выражением одного и того же фундаментального принципа природы, отраженного в законе о единстве противоположностей (русская трактовка закона отрицания отрицания). В данном конкретном случае это закон о единстве непрерывности и дискретности движения и материи.

Вернемся к виолончельной музыке, технология исполнения которой должна соответствовать фундаментальному (абсолютному) принципу природы. Теперь мы уже знаем, что аналитическое раздвоение представляет собой разложение музыкального процесса на полагаемый непрерывный звуковой сигнал и на его дискретную составляющую. Непрерывная сторона процесса осуществляется путем нажатия пальцами левой руки на соответствующую часть струны. Дискретизация сигнала может осуществляться путем трения смычка о струну. Смычок держится в правой руке. Синтез непрерывной и дискретной стороны процесса заключается в их одновременном исполнении.

Далее необходимо рассмотреть параметры музыкального сигнала, но прежде уточним понятие трения. В научной логике трением считается хронический удар, а удар – мгновенным трением. Сам удар является источником вибрации и шумов. Таким образом, дискретизация сигнала может проявляться в виде «вибрационного шума» частотой до 10000 Гц. Частотный же диапазон виолончели (музыкального звука) находится в пределах от 65 до 880 Гц. Эти частотные параметры двух моментов виолончельного сигнала и их отношение укладываются в параметры теоремы Котельникова, следовательно, этим показана возможность цифровой и квантовой обработки сигнала в диапазоне механического движения классической физики.

Комментарии

Аватар пользователя leonidkrasilnikov

Гегель и Ландау о квантовых процессах. Две логики.

Почему игра на виолончели выполняется двумя руками?

Настало время рассмотреть более подробно принцип удвоения и двойственности, описываемый в теории и осуществляемый на практике. В параграфе 112 ЭФН Гегель в разговоре о роли сущности и рефлексии напоминает о том, что «мы, таким образом, имеем здесь нечто удвоенное: во-первых, некое непосредственное, некое сущее и, во-вторых, то же самое как опосредствованное, или положенное». Всеобщий принцип процессов природы у Гегеля также выражен в двойном образе, в образе абстрактного бытия и в образе абстрактного ничто. В понятии движения эти абстрактные категории принципа заменены единством дискретности и непрерывности времени и пространства. Такова теория. А как же этот принцип удвоения и двойственности процессов движения выглядит на самом деле при решении практических задач?

У Гегеля находим, что пространственные предметы, согласно своей природе данные в форме непрерывных величин, постигаются как дискретные, то есть форма дискретного является здесь исходным пунктом. Также важным элементом при решении практических задач является разложение непрерывного в форму дискретного. Теперь обратимся к теореме Котельникова, говорящей о дискретизации и квантовании непрерывного сигнала. На принципах, разработанных Котельниковым, были созданы различные виды специальной связи. Рассмотрим классический способ формирования радиосвязи.

Принцип работы радиосвязи состоит в том, что на передающей стороне формируется ВЧ-сигнал (несущий сигнал) определенной частоты. На него накладывается информационный сигнал, который нужно передать. В результате такого действия происходит модуляция несущей частоты информационным сигналом. Здесь нам важно зафиксировать двойственную природу полного сигнала, состоящего из непрерывной части, которую представляет информационный сигнал, и из дискретной составляющей, которую представляет несущая частота. В научной логике такие две стороны отношения рассматриваются как различные и противоположные, так и тождественные, то есть равнозначные и равноправные.

Равноправность и единство противоположностей полного сигнала рассмотрим на примере игры на виолончели. Здесь формирование несущей частоты осуществляется правой рукой путем трения смычка о струну. Левой же рукой, путем нажатия пальцами на соответствующую часть струны, осуществляется модуляция несущей частоты информационным сигналом. Если же будем «елозить» по струне только одним смычком, то получим не музыкальную гармонию, а «какофонию», состоящую из монотонного и дурного звука. А игра только левой рукой без несущей частоты также лишена смысла, так как в этом случае будет наблюдаться отсутствие звука.

Данные пояснения говорят о том, что в игре на виолончели необходимо соблюдать законы природы. Основные законы для нашего случая - это закон полярности, который проходит красной нитью через всю природу, и общий закон о единстве противоположностей. Здесь всегда нужно помнить, что в природе движения все относительно. Отдельная противоположность, взятая для себя, лишена смысла, она непременно должна быть соотнесена с другой противоположностью, поэтому игра на виолончели выполняется двумя «противоположными» руками.

Логика движения по Гегелю и по Ландау

Итак, у Гегеля движение выражено единством дискретности (точечности) и непрерывности времени и пространства. Реализация этого принципа на практике в волновых процессах выглядит следующим образом: дискретизация и квантование процесса движения осуществляется несущей частотой, а модуляция несущей частоты выполняется одновременно информационным сигналом. Здесь действует принцип «модема».

Теперь обратимся к «Квантовой механике» Ландау, применяемой в МФТИ. В главе «Основные понятия квантовой механики» в первом параграфе под заглавием «Принцип неопределенности» автор, рассматривая новые взгляды на движение, говорит, что «квантовая механика должна быть основана на представлениях о движении, принципиально отличных от представлений классической механики». И далее Ландау называет принцип неопределенности одним из основных принципов квантовой механики.

Одной из идей такой «неопределенной» квантовой механики является корпускулярно-волновой дуализм. На языке философии это звучит как «дуализм» дискретности и непрерывности. Буквально «дуализм» означает двойственность. Но если в диалектике движения двойственность противоположностей выражает единство и одновременность их исполнения, то в «неопределенной» механике «дуализм» означает изоляцию противоположностей. Здесь дискретность изолируется от непрерывности. Играя по таким правилам виолончелист в понедельник должен оперировать смычком, создавая несущую частоту, а во вторник эту дискретную составляющую модулировать непрерывным сигналом. Таким образом и можно добиться принципа неопределенности в игре на виолончели.

Аватар пользователя Арлекин

Вот эта статья хорошо иллюстрирует фанатизм диалектиков, которые везде пытаются найти противоположности и противоречия. И, как видно из этой статьи, диалектики готовы пожертвовать всеми смыслами и логиками ради подгонки всего под законы диалектики.

Леонид, теорема Котельникова говорит не о том, что аналоговый сигнал квантуется сам по себе, а о том, что его можно представить в цифровой форме при желании, используя частоты дискретизации не меньше удвоенной частоты верхней частоты спектра сигнала. Частота дискретизации может быть и гораздо выше, чем удвоенная.

Весь фокус в том, что такая дискретизация всегда вносит искажения в реальный сигнал, потому что понятие "верхняя граница диапазона" весьма условна и выбирается по некоему условному уровню.

Леонид, как Вы будете квантовать музыкальный звук электросинтезатора? Если уж и дискретизировать музыку, то по извлечению звуков (нот). Ноты написаны в нотах. Там есть и такт, и размер.