2016 -знаменательный год для мирового физического и философского сообществ. В этом году исполняется 20 лет с выхода первого издания фундаментального труда «МЕТАФИЗИКА» Юрия Сергеевича Владимирова, физика-теоретика, философа, доктора физико-математических наук, профессора кафедры теоретической физики физического факультета МГУ, академика РАЕН, вице-президента Российского гравитационного общества, члена Российского философского общества, зам. главного редактора журнала “Gravitation and Cosmology”, главного редактора альманаха “Метафизика. Век XXI”, руководителя двух научных семинаров на физическом факультете МГУ: «Метафизика» и «Геометрия и физика».
В этом же годе исполняется 10 лет с выхода первого номера альманаха “Метафизика. Век XXI” и 5 лет с первого выхода междициплинарного научного журнала «МЕТАФИЗИКА» под редакцией Юрия Сергеевича Владимирова. Журнал посвящен анализу оснований науки, философии и других разделов мировой культуры.
В разделе «От редакции» Первого номера журнала (2011) отмечается:
«В настоящее время термин «метафизика» возрожден из забвения и даже гонений на это понятие в не столь отдаленный период нашей истории. Сей- час крепнет убежденность в необходимости углубленного обсуждения и изучения предмета этого чрезвычайно важного раздела мировой культуры. Еще Д. Юм подчеркивал, что «метафизика и мораль – суть важнейшие от- расли науки». Аналогичные высказывания можно найти у Иммануила Канта, который писал, что запрос на метафизику «никогда не может исчезнуть, по- тому что интерес человеческого разума слишком тесно с нею связан».
В настоящее время потребность в метафизике многократно возросла по ряду причин. Прежде всего здесь следует отметить, что исследования в со- временной фундаментальной теоретической физике вплотную сблизились с проблемами метафизического характера. Это относится как к исследованиям мегамира, где на базе общей теории относительности и ее обобщений рас- сматриваются вопросы происхождения, структуры и эволюции Вселенной в целом, так и в физике микромира, где физики вышли на изучение самых элементарных кирпичиков мироздания.»
http://lib.rudn.ru/35
Очевидно, в этом году было бы важно провести Большую Международную Метафизическую Конференцию по случаю этих знаменательных дат.
Комментарии
Читал некоторые философские рассуждения Владимирова. Как Физик, он апологет эйнштейновской ОТО и сторонник объединения следствий, вытекающих из решения двух разных волновых уравнений (уравнение Шредингера и уравнение Эйнштейна в ОТО). Согласно Вашей формуле Физика+Метафизика, он стремится скрестить ужа с ежом. Получается колючая проволока.
Любое скрещивание может состояться как синтез, может нет. Но Вы как-то перескочили с синтеза проблем внутри физики, на синтез самой физики с метафизикой. Неудача в одном деле не означает неудачу в другом.
О синтезе внутри физики ничего сказать не могу, Вам видней, как физику. А мне, как метафизику, видней, насколько в Журнале синтез физики и метафизики мощнее Ваших умозрительных попыток, представленных на ФШ.
Выдержка из описания журнала:
Для сравнения:
Нигде не сказано, что ФШ - это совместное философское творчество сотрудников и аспирантов РУДН, российских ученых, не являющихся сотрудниками Университета, а также ученых зарубежных стран.
Так что не нужно стрелять в пианиста, который играет, как умеет, и в темах которого не всегда видны скрипки и контрабасы всего оркестра ФШ.
Вы негласно подменили предметы исследования. Одно дело - сравнивать весь Журнал со всем ФШ, другое дело - сравнивать работы одного автора Журнала с одним участником ФШ (Вами).
Если сравнивать Журнал и ФШ, то найдутся плюсы и минусы у каждого.
Если сравнивать отдельных авторов, то я сказал то же, чем Вы характеризовали себя:
Абсолют - это все же очень и очень интерсубъективный, всеметафизический (оркестровый) продукт. И, давая свою личную, самодеятельную интерпретацию Абсолюта, с претензией на истину (на оркестр), Вы сами создаете прецедент для критики и негативного сравнения с работами других метафизиков, работающих в академическом ключе.
Я очень даже ровно дышу на всякие рейтинги и сравнения, поскольку "не волшебник, а только учусь". Теория Абсолюта пока в зачаточной стадии формирования. Считаю, что ее необходимо развивать для применения в фильтрации фантазий в физике. Да и в философии тоже. Хочу сказать отдельное спасибо Владимиру Рогожину, который подсказал ресурс с интересующей меня информацией.
Вот с этим полностью согласен.
А я когда-то буквально зачитывался всеми работами Юрия Сергеевича Владимирова.
По факту могу сказать - моё текущее миропонимание (и физическое в т.ч.) во многом сформировано под влиянием работ.
В метафизику естественным образом вписываются эмпирические факты, объясняемые философией самой же метафизики. Здесь же идет втискивание фантазийных блоков в метафизику, внутренне противоречащих философии метафизики.
Какие именно втискиваются фантаз.блоки и каким пунктам философии метафизики они, эти блоки, противоречат?
Структурирование пространства, пространственно-временной континуум и др.
Я наверное спросил непонятно для вас - вот вы и ответили непонятно для меня.
Напомню - речь за то, что по вашему Ю.Владимиров встраивал некие фантазийные блоки что противоречит метафизической философии. Вы мне в ответ ->
Это про что?
Но даже и не мой вопрос моего предпоста мне стал интересен а вот этот:
- Чем же <пространственно-временной континуум>. как блок, фантазиен?
Или мне тоже свой буробилятор включать ?
ЗЫ.Да, кстати, пока я ещё не решил некоторые свои вопросы ..., но думаю вам это будет интересно и посему рекомендую
http://www.youtube.com/watch?v=ap6-xUTOW5Q
Лучше посмотрите это https://www.youtube.com/watch?v=haduYSAEhsI&feature=youtu.be
Спасибо. Давно ищу ответы на примерно подобные вопросы.
Vladimirphizik, 6 Июнь, 2016 - 05:43, ссылка
Все верующие в эффект сотой обезьяны подтвердят, что ныне все обезьяны планеты Земля моют батат ? Процесс ведь уже был?
Правда жизни указывает на обратное, но кому из верующих это интересно? никому.
И ещё одно. Физику тоже так изучать можно? :))))
Ага. Некоторые даже президентами становятся. Так что скоро все станут президентами.
Просмотрел все выпуски Журнала "Метафизика". Вполне приличное издание на фоне больших пустот отечественной философии. В этом смысле рука не поднимается сказать что-то критическое, только "Спасибо!".
Некоторое замечание связано с разностью внутрицеховых подходов. Метафизика в журнале понимается больше как мета-физика, т.е. образование, стоящее над физикой. В то время как в истории философии метафизика, действительно сформировавшись как мета-физика, переросла рамки просто "мета" над физикой и превратилась в особую самостоятельную дисциплину, возвышающуюся не только над физикой, но и биологией, и историей, и социологией, и всеми науками, искусствами, религиями и даже философией в широком смысле слова. Она вполне самодостаточная дисциплина (наука, система) - метафизика (без дефиса) - со своей аксиоматикой и категориальным аппаратом.
Спасибо также Вам, Сергей! Полностью с Вами согласен. Современные "неприятности с физикой"(Ли Смолин "Неприятности с физикой") подталкивают физиков к метафизике. Эйнштейн оставил хороший философски завет физикам:
"В наше время физик вынужден заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать физикам предыдущих поколений. К этому физиков вынуждают трудности их собственной науки”.
Я думаю, что книга Ю.С.Владимирова "Метафизика" , последующий Альманах и научный журнал "Метафизика" - это события мировой важности прежде всего для физического сообщества. Фундаментальное знание подошло к предельным значениям и в преодлении "кризиса понимания" (К.Копейкин) без метафизики, понимаемой и интерпретируемой с учетом всего накопленного человечеством знания, физикам не обойтись.
как не согласиться с Егором Федоровичем: "Образованный народ без метафизики, нечто вроде храма, в общем-то разнообразно украшенного, но без святыни."(Гегель. Наука логики)
Я бы не согласилась.) Намного хуже выглядят метафизики без логики.
У метафизиков логика, построенная на Супераксиоме:"В Начале Был Логос..."
А какую логику Вы имели ввиду?
"Лет тридцать тому назад ради спортивного интереса я начал коллекционировать различные "логики", используемые в современных логико-математических трактатах. Когда их количество перешагнуло вторую сотню, стало ясно: если логику можно выбирать "по вкусу" (или даже конструировать "по потребности"), то такое понятие, как "наука", становится здесь просто неуместным." (А.Зенкин "Научная контрреволюция в математике")
Вообще-то, я имею в виду не науку логику, а отсутствие понимания предмета этой науки у таких "метафизиков", как А.Зенкин. Знай он логику, то во всех трактатах он обнаруживал бы именно эту аксиому "В начале был Логос.." и не насочинял бы про какую-то там контрреволюцию.
Логику не "выбирают по вкусу" и не "конструируют". Теорию логики учат, а методы логики используют для анализа любых конструктов (логосов, в целом - Логоса) и для оперирования ими.
Ничем не обоснованное утверждение!
§11. Закон кризиса: Когда кризис в одной области (математика) накладывается на кризис в другой области (физика), то результат всегда - неуклонно нарастающий кризис. Одно из проявлений кризиса - это появление в массовом количестве продукта крайне низкого качества. Такой продукт как: супервзрыв, суперобъединение, суперсимметрия, суперструны, суперкварки - больше говорит о непомерных амбициях, чем о реальном результате.
С каких это пор какой-то Зенкин стал экспертом в науке Логики?! А вот то, что он "метафизик" это однозначно,у них за что не возьмись всё "невозможно"! Что однако не мешает им превозносить "метафизику" до небес, тем самым и "себя любимых"! Ну чем им ещё подтверждать свой статус? Не продуктом же,которого у них нет и не будет!
Физика не нуждается в Боге! Гегель говорит,что и Логика не нуждается в Боге! Потому что и Физика и Логика это Наука, а не Религия!
Это хорошо, когда ребенок не нуждается в родителе. Значит, уже стал взрослым).
Павел, жду не дождусь Вашего коммента к классификации (в продолжении) и хочу пообсуждать с Вами предложенные тамочки формулировки предметов и продуктов всех философских наук.
ps. Физика+логика+этика+эстетика+гносеология+метафизика=философия.
Будет не лишним привести выдержку http://stud24.ru/phisics/zamysel-metafiziki-juriya-sergeevicha-vladimirova/336531-1013588-page2.html
Ю. С. Владимиров ведет речь идет об основаниях бытия с позиций не философа, а физика и рассматриваются вопросы, которые в прямом смысле лежат “за физикой”, “над физикой” или “после физики”. Находясь на границе собственно теоретической физики, математики и философии (даже религии), данная область знания занимается философским осмыслением физики, достигшим к концу ХХ века высот, вплотную приблизивших ее к тому, что естественно назвать старым термином “метафизика”.
XX век - это время создания и освоения принципов теории относительности (как специальной, так и общей), квантовой теории и новых открытий в физике элементарных частиц, а также многочисленных попыток еще глубже проникнуть в суть природы классического пространства-времени и физики микромира.
Если принять определение метафизики как ядра философии, то можно утверждать, что современная фундаментальная теоретическая физика все более приближается к метафизике. Она позволяет, с одной стороны, рассмотреть научные проблемы, а с другой - раскрыть тесную связь принципов фундаментальной физики с идеологией и социальной жизнью.
Фундаментальная теоретическая физика: основные моменты метафизики
В физике принято различать 1) прикладную часть, где во главу угла ставится физический эксперимент (в теоретической физике — это соответствие теоретических построений опыту), 2) математический аппарат (логическую, рациональную составляющую теории) и 3) физическую интерпретацию (философское осмысление). Часто ведутся споры о том, какая из этих трех сторон физики важнее.
На протяжении большей части XX века полагалось, что безусловным приоритетом в науке пользуется практика, эксперимент, и назначение науки виделось в решении, главным образом, прикладных задач. Поэтому подавляющая часть ассигнований на физику, выделялась в связи с потребностями военно-промышленного комплекса. Многие и сегодня продолжают утверждать, что физика — наука, прежде всего, экспериментальная.
Со времен античности бытует мнение, что научность той или иной области знания определяется степенью использованной в ней математики. Современная физика без математики немыслима, причем к концу XX века в теоретической физике использовались буквально все разделы современной математики. Иногда бывает трудно различить, где кончается математика и начинается физика[10].
Обратимся к физике. С одной стороны, это один из разделов науки, а с другой стороны, это фундамент всего естествознания. Весь накопленный человечеством опыт в области естествознания сконцентрирован в теоретической физике. Однако, в настоящее время теоретическая физика должна быть разделена на три части: фундаментальную теоретическую физику, собственно теоретическую физику и прикладную теоретическую физику. Собственно теоретическая физика опирается на господствующую в соответствующий момент времени физическую парадигму. Например, сейчас с некоторыми оговорками можно сказать, что собственно теоретической физикой является то, что изложено в 10 томах "Теоретической физики" Л.Д.Ландау и Е.М.Лифшица. Под прикладной теоретической физикой естественно понимать применение уравнений и известных физических закономерностей для решения конкретных технических задач. Наконец, фундаментальная теоретическая физика имеет дело с основными понятиями, принципами, концепциями и законами, лежащими в фундаменте физической картины мира. В ее рамках производится анализ самых первичных понятии и принципов, соотношений между ними, изучаются возможности их изменений и обобщений.
Представляется, что в настоящее время сложились все условия для выделения и формирования как особого раздела физики фундаментальной теоретической физики. Поскольку этот раздел имеет дело с первоосновами физической картины мира, то, согласно данному выше определению, он непосредственно примыкает к религии. Видимо, есть основания даже для введения понятия физической религии. С другой стороны, фундаментальная теоретическая физика, являясь разделом физики, нацелена на построение целостной физической картины мироздания логическими методами, т.е. одновременно является философией, точнее - физической философией, а если вспомнить былые традиции, - ее следует назвать метафизикой.
Как имеется множество философских систем, различающихся тем, что в них выбирается в качестве ключевых первичных категорий, так и в современной фундаментальной теоретической физике имеется ряд физических философских систем, названных нами физическими парадигмами. Под парадигмойздесь понимаем систему понятий, категорий и принципов, определяющих основу и характер теоретических построений.
Аналогично тому, как классифицируются философские системы, в основных работах[11][12] предложено классифицировать представленные в современной литературе физические парадигмы в зависимости от характера первичности в них трех ключевых физических категорий:
1. пространства-времени;
2. частиц (на квантовом уровне - фермионов);
3. полей переносчиков взаимодействий.
Ю. С. Владимировым показано, что известные физические теории и программы можно распределить по десяти физическим парадигмам. К первой парадигме (общепринятой) относятся теории, в которых все три названные категории имеют самостоятельный первичный характер. Вторая, третья и четвертая парадигмы содержат дуалистические физические теории, в которых в качестве первичных рассматриваются пары из трех категорий, а третья полагается производной от двух других. В частности, ко второй парадигме относятся физические теории, опирающиеся на представления частиц в виде солитонных решений полевых уравнений, к третьей парадигме принадлежат теории прямого межчастичного взаимодействия Фоккера-Фейнмана. Следующие три физические парадигмы (пятая, шестая и седьмая) также являются дуалистическими, однако в них какие-то пары из категорий объединяются в одну обобщенную. Гак, в пятой парадигме, к которой принадлежат общая теория относительности и многомерные теории Калуцы- Клейна, кате-гории пространства-времени и полей объединяются в одну обобщенную категорию искривленного пространства-времени. В седьмой парадигме в одну обобщенную категорию объединяют-ся категории бозонных полей и частиц (фермионов). Этой парадигме принадлежат модные ныне теории с суперсимметриями. Наконец, последние три парадигмы составляют монистические теории, опирающиеся на одну обобщенную категорию. Примерами таких теорий являются теории суперструн и супергравитации (десятая парадигма) или уилеровская геометродинамика (восьмая парадигма)[13].
Что предполагается после знака равенства?
Физика + Метафизика = НКМ Информационной эпохи, единая для физиков и лириков https://www.youtube.com/watch?v=9zqGFUfMmJQ&index=23&list=FLTAAJTuBZSNWG96hdrzQ6bQ
Многоуважаемый, Владимир Рогожин, вы бы, чем просто что-то утверждать, по-дискутировали бы со мной на моих явно посвящённых метафизике работах Интуитивизм Метафизики, в 5-ти доказательствах. Блеф. Ведь говорить---это одно, а проявлять научный интерес---это другое, но желательно дабы эти две позиции совпадали, или уже нету мощи их соединить? Ожидаю вас у себя на колонке, дабы присоединиться к поставленной вам отличной оценке, с ув., Роман.