Рабство есть принуждение человека к труду неограниченным образом при полном отчуждении его от распределения результатов труда. В широком смысле – рабство следует из разной степени несправедливости к части участников коллективного труда в социуме. Но есть важный момент - надо различать рабство как-то исторически явленное логикой развития общественного производства, скажем, в древней Греции или Риме и современное, которое нелогично и неприемлемо на современном этапе развития в любом социуме.
Жизнь раба прямо или косвенно всегда ничтожна - как с т.з. его собственника, так и государства. Раб всегда должен работать и только через это жить - не работающий он не нужен, то, стало быть, отсутствие работы для раба смерти подобно, - недаром же после смерти ни для кого ни в раю и ни в аду работы нет (в этом смысле без разницы, что в раю блаженства, а в аду страдания).
Римлянин Катон: рабом является существо, которое не должно знать ничего, кроме своей работы, еды, сна и обязанностей трудиться вплоть до самой смерти.
Маркс: собственностью становятся не только средства производства, но и сами производители.
ООН: под рабством понимается положение или состояние лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все полномочия, присущие праву собственности.
МОТ: человек фактически превращён в раба - это ограниченная свобода, невозможность уволиться, наличие на рабочем месте надсмотрщиков и охраны, применяемое к работникам насилие и т.д.
В любой современной социальной среде с её законами и коллективным трудом существует в той или иной мере рабство в форме несправедливости, причём всё текуче – сегодня одни больше "рабы", а завтра другие. А раз ещё при этом сколько людей, столько и точек зрения на справедливость в разных ситуациях, а сама истинная справедливость всегда ведома только Богу, то значит рабство это перманентное естество людей социальных, как бы при этом они каждый себя (рабом или нет) в том или ином социальном раскладе не видели бы. При этом, скажем, социальные лозунги типа: "Свобода, равенство и братство" никогда полностью не исключат рабство - в социуме всё всегда в конечном итоге неким образом, как не крути, будет сводиться к какой-то "справедливой" формуле "рабства-распределения" между членами социума ...и в этом нерв всякой революции.
Ежели при жизни у кого-то всё всегда есть, то он, т.о., будучи вне терней реальности, порабощён бессмысленностью своего существования, через что неизбежно обречён на деградацию до животного состояния.
А если же субъект либо государство обеспечивают рабов работой с выплатой прожиточного минимума и с предоставлением необходимого минимума соцуслуг – то это уже социальный подход или социальное государство, что и царит в основном ныне во всём мире...
Комментарии
Важнее будет психология раба, рабская психология, которая присуща людям с авторитарным характером. А это у нас большинство.
Это хорошо показал Эрих Фромм в книге Бегство от свободы.
Что касается "психологии раба" – это наверное про жесткое и осознанное включение себя смертного во властную вертикаль и полное ей себя подчинение, хотя это, думаю, примитивный подход, потому как вертикаль власти для государства - это некое естество, как, скажем, позвоночник у человека – ведь никто ж не говорит, что раз человек носит свой позвоночник всю жизнь, то он раб его.
Куда ёмче древнейшая трактовка рабства, как идея некой справедливости в том, что всякое социальное неравенство есть естество природного закона. Люди рассматриваются (что есть и у Гегеля) несхожими друг с другом с рождения => одним дано (полезно) господствовать, а другим – быть в подчинении, одни, соответственно, "душа" (типа пассионарии), а другие – "тело", а всякая испорченность в обществе возникает тогда, когда "тело" вдруг начинает править "душой". Причём такой подход рассматривается как естественно данный во благо всех людей, что в принципе имеет почву под собой - если на такой почве выпалывать плохое и оставлять только доброе, то и злу не будет места в так сформировавшемся обществе, а потом уже согласно естества будет что будет...
Нет, это не естество, это анахронизм, пережиток феодализма. И этот пережиток есть главная болезнь России. Агрессивно-послушное большинство. О рабской психологии хорошо писали Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Чехов.
Черты психологии раба:
Садо-мазохизм - прогибание перед более и сильным и гнобление более слабого
Вандализм - разрушительность.
Конформизм - быть частью толпы, коллективная безответственность.
Более выражены эти черты в армии, тюрьмах, детских домах, хотя она присутствует везде - дома и на работе, школе и вузе, органах власти.
Да, главного закона Вселенной - Дхармы. Каждый получает то, что заслужил согласно своей карме. Место рождения, продолжительность жизни и ее качество зависят от вашей прошлой кармы.
Вы полагаете, что это ваше утверждение соответствует положению вещей... - а не могли бы вы рассказать, как должно быть тут дело по "правильному" и есть ли примеры такого в мире?
в любом демократическом устройстве этого почти нет. В России это было на Севере и у казаков на юге, когда люди не знали крепостного права. Более свободные. Люди с демократических характером.
--- fed, 27 Октябрь, 2021 - 06:56, ссылка
Демократия говорите была у казаков...- а ну как они от этого вымерли бы? - а было бы рабство, смотришь и процветали бы... - рабство в мире действительно было и есть, а всякое действительное разумно и как бы плохо кто к этому не относился бы...
Понять и объяснить суть любого общественного явления можно только обладая материалистическим объективным мировоззрением, в основе которого современные научные теории Дарвина, Маркса и Энгельса.
Что касается данной темы рабства, то суть этого явления есть животный биологический паразитизм присущий всей фауне и флоре земли. В человеческом обществе этот паразитизм принял форму рабства, начиная с первобытнообщинного и рабовладельческого строя, видоизменяющейся в процессе эволюции соответственно пройденным общественно-экономическим формациям; рабовладельческой, феодальной, капиталистической, в сторону смягчения эксплуатации.
Поскольку паразитизм в человеческом обществе носит объективный природный характер, то он присутствует и при социализме хотя и в более мягком варианте чем при капитализме.
Это зависит от эпохи - юги. В Кали-югу паразитизм и хищничество преобладают. В Двапара-югу их меньше. Она сейчас, кстати, наступает. В Трета-юге еще меньше. Тогда социализм победит на всей земле. И в Сатья-югу паразитов и хищников не будет. Коммунизм.
--- Совок., 26 Октябрь, 2021 - 18:50, ссылка
КАК ТОЛЬКО общество избавится от как вы выражаетесь "паразитизма" (о чём так бесславно пеклись наивные Маркс и Энгельс, а уж Ленин и подавно), то общество тут же умрёт, как и отсутствие коррупции на теле общества есть АБСОЛЮТНЫЙ признак его смерти.
Сам паразитизм это лишь как-то вектор и маркер развития в природе, который верен абсолютно и проявляет собой истину, вернее указывает верный путь к абсолютной истине, разрешая текущие противоречия мира сего. Любой паразитизм в Природе это её естественное развитие, это всего лишь приспособляемость одних на горе другим, затем уже других на горе предыдущих других, и так бесконечно.
В любом обществе каждый так или иначе пытается поиметь с окружающего социума больше чем ему дать, – но иначе не бывает, потому как иначе субъекту невозможно ощущать нерв социальной жизни.
А с коррупцией и паразитизмом бороться надо, но ТОЛЬКО до исчерпания экономической целесообразности этого дела...
Вы батенька часом не оппортунист?
По приснопамятным Марксу, Энгельсу и Ленину бытие определяет сознание, в том числе и рабское, а не наоборот.
Слушайте, ну нельзя же так, зачем вставлять слово "философия" куда попало!? Если речь идёт о некой системе представлений человека, в конечном итоге приведших его в рабство, то это не значит, что он философ, имеющий "философию раба". И даже не психолог, как в случае "психологии раба". Будьте точнее! Наука психология, как одна из составляющих частей философии, изучает разные психические явления, в т.ч. представления, в т.ч. рабские.
Речь идёт не о "философии раба", а о "философии рабства", - рабства, которое есть объективный феномен в истории человечества...
Каков бы ни был феномен, у него нет своей философии. Философия дала им только название, а не себя.
Это ли не философия этих людей по поводу ОБЪЕКТИВНО существовавшего и существующего ещё до сих пор в том или ином виде рабства? - а может вам Аристотель никто в философии? - а уж он то ой как много чего сказал про рабство, да и жил при его процветании...
PS
Философия это стремление путём разумным создать максимально обобщенное миропредставление и понять (прояснить) посредством этого место человека в мире, в котором, в частности, было и есть рабство...
По-вашему, любое высказывание философа о чем-либо сразу считать философией этого чего-то? Философия бочки (Диоген), философия категорического императива (Кант), философия философии (все философы)? Как различать мнения по поводу от науки философии?
...если это возможно, дайте пожалуйста ВАШЕ определение философии (я своё кратко выше уже дал) - это прояснит вопрос и обсуждение, а то без этого сложновато выходит...
Пожалуйства. Философия - это наука самопознания и самореализации. Теоретическая база философии - это истины, методологическая база - это различные методы осознания истин, по определению, освобождающих ум человека от рабства не-истинных, т.е. ложных или навязанных представлений.
--- Галия, 27 Октябрь, 2021 - 18:37, ссылка
Самопознание для чего, чего и этого чего откуда ж взявшегося? - а самореализация - может она вовсе не нужна и только на любителя остренького, а?
Это что - вы поклонница "истин"? - а истины не в философии, а в метафизике, и "правильные" методы тоже там, но только они не методы познания.
Это вы правильно про то, что "методы ... освобождают ум человека", но вот уже сколько тысячелетий эти методы почему-то всё "освободить" человека и не могут... - это как помню в СССР - всё строили-строили коммунизм и воз поныне там...
Философия, в частности диалектика, предполагает как развитие так и деградацию (регресс).
Зная эту истину, включающую деградацию, можно её избежать.
Хорошо сказано. Именно в этом направлении я и развиваю философию. Иду в сторону самопознания и самореализации.
Как же вы забыли сказать про философскую суть философской философии?
У моего приятеля есть текстовка "Язык русского языка".
Ну как.. видимо, одолела философия склероза. Забыла, кто там высказывался о забвении, Парменид или Хайдеггер?
Хайдеггер пошёл "назад к бытию" от забвения бытия (склероза).
Но не склерозом единым сыт философ, но и философией нейронаук:
Психофармакотерапия при рассеянном склерозе
psyandneuro.ru›stati/psychopharmacology-of-…
Философия нейронаук. История психиатрии. Нейролингвистика. ... Нейропсихиатрические синдромы часто встречаются при рассеянном склерозе (РС). К сожалению, научной литературы, посвященной... Читать ещё
Философия нейронаук
https://brickofknowledge.com/articles/the-philosophy-of-neuroscience
Вот, теперь еще у нейронаук есть своя философия)) Надеюсь, хоть философы о них высказываются, а не психиатры?
Прочла, ужысс. Теперь понятно, что любую кашу из терминов проще всего короче называть философией.
Да.
Про рабство надо указать на один значимый момент, а именно: отсутствие работы для раба – смерть (ничто). Это утверждение фундаментально – без работы раб лишь обуза для социума и рабовладельца и они неизбежно постараются избавиться от него. Очевидно, что во всяком социуме (кроме рая) всякий безработный обречён на голодную смерть, ну в лучшем случае – на жалкое прозябание.
Раб без работы, т.е. без участия в общественно полезном труде – это ненужная часть социума, которая выбрасывается. И вообще - любая часть социума (как часть всякой целостности) это как-то раб, который обязательно должен работать и действовать во благо целостности и уже через это во благо себе, а если этого не будет, то так или иначе, рано или поздно, происходит отсечение бесполезной части от целостности (Закон Природы).
И ещё, как отвлечение – например, ощущение "отсутствия работы" у кого-то может возникнуть через лишение по факту чьей-то жизненно важной поддержки в виде опосредованно выполняемой другим работы, т.е. это значит, что так этот кто-то как бы остался без раба на удалёнке, который подменял рабство этого кого-то и через это уже этот кто-то получается стал без работы с соответствующими последствиями...
Можно добавить что и лошади остались без работы и сократились.
Хорошо что не было диктатуры лошадей, как это имело быть с диктатурой пролетариата.
Это вы верно подметили... - тут наверно надо обобщённо сказать, что целостность не догма, она динамична и избавляется от балласта изменением своей структуры либо функционально либо структурно - либо количественно либо качественно...