Аристотель, Платон,... Гегель вне идеологии, вне политики?
Т.е. без воли, без идеи, без духа и без яиц.
Естественно, и Платон шутил скорее всего, сказав, что «Человек принадлежит к роду животных, к виду двуногих. Он двуногое без перьев», или из его лекции усвоили студенты только это. Такое определение человека не похоже на идеалиста Платона. Скорее всего он этим сказал, что «мыслящий» слишком льстивое самоназвание человека, а благородное слово «разум» не стоит распространять на всех людей без разбору.
Но в этом вина общества, полиса, идеологии государства, его политэкономии, воспитания и педагогики.
Его тут же протроллил Диоген. Диоген – предъявил ощипанного петуха со словами: «Вот твой человек, Платон» [Diog. Laert. VI, 2].
Аристотель: хорошее определение должно выражать сущность вещи, а не какие-то внешние
ее признаки, пусть даже и уникальные. Эта сущность есть способ действия данной вещи 1. Чтобы быть человеком — в истинном смысле слова, — недостаточно иметь подходящую внешность. Морфология дает лишь возможность стать человеком. Людьми же нас делает не устройство тела, а совершаемые поступки — наш образ жизни. Человек живет в обществе – в государстве и семье, посему он от природы животное общественное, «политическое»: anthrôpos phusei politikon zôon.
Юбилейная речь Савватеева*, где он дает характеристику Грефу, Мишустину, Кириенко, и многим другим
* Алексéй Влади́мирович Саввате́ев. Доктор физико-математических наук, член-корреспондент РАН (2022)[2]. Профессор МФТИ
Комментарии
Образцы морального уродства / Алексей Савватеев / Денис Чувашев
Тут как политику определить...
Но если "станцевать" от политического единства, от гражданской религии, то и философия и педагогика должны быть в согласии с оной. А вот "текущие терки" - на них реагировать бы не надо...
Т.о. можно сказать, что и Ф и П - они явления большого времени, и по отношению к текущей политике должны быть на мета-уровне.
А.И. Фурсов о деградации образования. https://www.youtube.com/watch?v=LfXw9FAPNOU
Греф об образовании