Философия: многообразие определений рассудка и понятие разума. Часть 2- философия как наука

Аватар пользователя ЛАС
Систематизация и связи
Основания философии

 

2.            Философия как наука

2.1. Определение науки и её явления в образовании

2.2. Определение  закона и два закона субстанции Маркса

2.3. Линьков о законе абсолютного отрицания и критика  всеобщих законов  Энгельса

2.4. Белоногов о критике науки с позиции философии

2.5. Алексеев и Панин об атрибутах науки

2.6.  Спор: является ли философия наукой? Поппер: отрицание диалектики  наукой  

2.7. Научная задача нашего времени (Гегель, Феноменология духа)

 

2.1. Введение: определение науки и её явления в образовании

Краткий словарь философских терминов: НАУКА – сфера деятельности человека, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности. ЛАС, конкретизирую: сфера деятельности человека, раскрывающая законы становления, развития, функционирования  определенной сферы знаний о действительности. Каждая наука имеет три аспекта: объект (субъект), предмет и метод. Объект и субъект из определения деятельности. Особенность философии: предмет и метод совпадают, причем метод один – диалектика, всякое обобщение, абстрагирование  и т.п. осталось за пределами философии.

Начиная со средней школы и изучая разные предметы, каждый человек впервые сталкивается с наукой. Опыт образования в двух ВУЗах особенно подтвердил  мысль  о том, что наука  исследует законы. Преподаватели как ученые естественно  рассказывали о законах своих научных дисциплин. Десятки дисциплин  в техническом ВУЗе: законы физики, теория корабля, законы термодинамики, сопромат  и т.п. Аналогично в гуманитарном ВУЗе.

Собственный опыт преподавания, когда возникла потребность освоить десяток  общественных дисциплин, столкнулся с формой научного знания в виде законов. Тем более, когда  познакомился  алгоритмом   изложения общественных дисциплин от Алексеева и Панина (МГУ), сознательно  определялся с законами, которые исследует каждая дисциплина, в т.ч. культурология.

2.2. Определение  закона и два закона субстанции Маркса

Законом в философии называется необходимая связь (взаимосвязь, отношение) между событиямиявлениями, а также между внутренними состояниями объектов, определяющая их устойчивостьвыживаниеразвитиестагнацию или разрушение. (ru.wikipedia.org)

ЛАС, конкретизирую:  закон есть всеобщая, необходимая, существенная, объективная, внутренняя  связь явлений, и в силу этого устойчивая и повторяющаяся  связь.

Определение науки через законы становления, развития и функционирования  и фундамент закона, т.е. то, что это всеобщая связь в определенной сфере (Ильенков: имеет отношение ко всему), напомнило позицию в марксизме. Маркс использовал  всеобщее в форме субстанции,  у которой два закона: закон функционирования, когда сложилась определенная форма; закон развития, закон изменяемости форм, когда происходит переход от одной формы к другой (Диалектическая логика, МГУ, 1986/ Субстанциональный подход…, 180 с.)  

Фрагмент из тезисов Л. Санталова на конференцию РУСО, «СРАВНЕНИЕ ДИАЛЕКТИКИ МАРКСА И ГЕГЕЛЯ»:

«…материалистическое понимание  истории есть  следствие  применения к исследованию двух законов  субстанции, законов функционирования и развития социальной реальности. В результате история из представляемого  хаоса превратилась в стройную систему единства формаций и революций. “Для Маркса важно только одно: найти закон тех явлений, исследованием которых он занимается. И при том для него важен не один закон, управляющий ими, пока они имеют известную форму и пока они находятся в том взаимоотношении, которое наблюдается в данное время. Для него, сверх того, еще важен закон их изменяемости, их развития, т. е. перехода от одной формы к другой, от одного порядка взаимоотношений к другому…» (К.Маркс. Капитал. Том 1. Послесловие ко 2-му изд. с. 20.).                                                                                                     

2.3. Линьков о законе абсолютного отрицания и критика  всеобщих законов  Энгельса

 Рассудок воспринимает логику Гегеля  в форме триады: Тезис – Антитезис -  Синтез. Действительно, если посмотреть  содержание текстов Гегеля, там везде этот «вальсок: раз-два-три». В триаде два отрицания, что в единстве абсолютное отрицание, абсолютная негация по-Гегелю. Энгельс  верно оценил то, что закон отрицание отрицания есть основной закон диалектики («Диалектика природы»).

 Повторюсь. Марксизм  в своем развитии  находился  между рассудком и разумом, т.е. от рассудка УЖЕ  ушли, а до разума  ЕЩЁ  не дошли. Классики марксизма находились на границе рассудка и разума. По – Гегелю: граница есть определенность, которая соединяет и разъединяет два нечто (Наука логики). Итак, если на границе, то  у классиков   проявляется то рассудочный подход, то разумный. В Критике позиции Гегеля у них преобладал рассудок, а в истоках теории господствовал разум, так Маркс исходил из субстанции, а Энгельс из всеобщих законов.

       Последователи классиков перевернули Энгельса в материализм, и субстанцию Маркса стараются не упоминать. Причина понятна, т.к. с позиции  ленинского определения материи, ни всеобщее, ни субстанция чувствам не даны, т.е. здесь Энгельс и Маркс   были идеалистами.

  Последователи не нашли у классиков определения предмета философии, т.к. сфера интереса которых было не всеобщее, а особенное (формации, революции, «Капитал» и т.п.). Поэтому сфальсифицировали Энгельса, и вместо истинных всеобщих законов, сделали подмену наиболее общими, что рассудку понятно (результат абстрагирования, обобщения). А далее просто, т.к. философия марксизма есть диалектический  материализм, то предмет диалектики, исправленного Энгельса, есть предмет философии.  Я сам с марксистским мировоззрением, но надеюсь что апологеты марксизма  на данную оценку марксизма, в частности: 

Владлен

Уроки диалектики

 

 Е.С.Линьков исследуя всеобщего,  одобрил позицию Энгельса за «всеобщие законы», но покритиковал одновременно за рассудочную позицию множественности.  Всеобщее всегда одно, а не три закона диалектики.  Законы диалектики  от Энгельса есть  логические выводы у Гегеля (М.И. Белоногов). Там один закон - закон абсолютного отрицания. Статус  закона  есть творчество Линькова. Недоразумение господствуют, что эти законы  диалектики  есть творчество  интерпретации Энгельса, а не Гегеля.  Вероятно, что Гегеля мало кто открывает, в содержании «Науки логики» нет  этих законов. Убедившись в этом, участники дискуссий   утверждают, что гегелевские логические выводы соответствуют статусу закона.

 

2.4. Белоногов о критике науки с позиции философии.

Михаил Иванович   размышляет о критике традиционной науки с позиции становления  бесконечного понятия  в диалектике (Гегель «Лекции по истории философии»). Этимология  бесконечного понятия  заключается в том,  что разумное содержание и форма снимается  с религии и  опытной науки. Напомню: с религии берется бесконечность  содержания ( от предмета: бог), абстрагируется несовершенная форма мышления в представлениях; с науки  снимается  прогрессивная форма  мышления в понятиях,   абстрагируется  ограниченность содержания, т.е. его конечность, временность.

Второй аргумент исходит из позиции К.Поппера, что изложили в тезисах  на конференцию РУСО (ФИЛОСОФСКИЙ ОППОРТУНИЗМ В МАРКСИЗМЕ И ДИАЛЕКТИКА)

«Общепринято, что модель явления тем более научна, чем более она допускает выражение в языке математики. Аристотелевская  логика – грамматика математического языка. Суть этой грамматики в том, чтобы переносить непротиворечивость посылок на непротиворечивость следствий. Допущение определений типа «общество есть объект и субъект одновременно» разрушает математический язык, выпадает из науки. Что и доказывает К. Поппер вполне строго. Философия, которой руководствуется наука, должна быть дуалистична: либо то, либо другое, но не то и другое вместе, при этом третье – исключено. На это и нацелены правила вывода в математической логике. Отказавшись от закона исключенного третьего, мы выпадаем из науки, лишаемся возможности предсказывать поведение реальных процессов и явлений. Но именно в игнорировании этого закона и усматривает ахиллесову пяту диалектики доктор К. Поппер». Исходя из сути диалектики,_ что её предмет одно, едино, всеобщее, М.И.Белоногов предложил не закон исключения третьего, а закон исключения второго, т.к. ничего кроме  единого всеобщего в мире не существует. Обоснованию этой позиции служит  позиция Е.С. Линькова.

Обоснование  философии в статусе науки (с большой буквы) у Белоногова отсутствует.

2.5. Алексеев и Панин об атрибутах науки

Авторы литературы по философии тщательно   подбирают исторические факты связи философии с наукой. В частности Алексеев и Панин в своём            учебнике по философии   «§ 1. Философия — наука» выделили черты научного знания,  которые отличают науку от ненауки, но являются общей характеристикой, как науки, так и философии. Но акцент делается на рассудочные науки, применение атрибутов к философии в данной позиции не раскрывается.

Критерии научности следующие (Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. — 608 с):

«1) Объективность, или принцип объективности. Научное знание связано с раскрытием природных объектов, взятых «самих по себе», как «вещи в себе» (не в кантовском понимании, а как еще не познанных, но познаваемых). При этом происходит отвлечение и от интересов индивида, и от всего сверхприродного. Природу требуется познать из нее самой, она признается в этом смысле самодостаточной; предметы и их отношения тоже должны быть познаны такими, какими они есть, без всяких посторонних прибавлений, т.е. без привнесения в них чего-либо субъективного или сверхприродного.

2) Рациональность, рационалистическая обоснованность, доказательность. Как отмечают некоторые исследователи, обыденное знание носит, помимо прочего, ссылочный характер, опирается на «мнения», «авторитет»; в научном же знании не просто что-то сообщается, а приводятся необходимые основания, по которым это содержание истинно; здесь действует принцип достаточного основания. Принцип достаточного основания гласит: «Ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение — справедливым без достаточного основания, почему именно дело обстоит так, а не иначе» (Лейбниц Г. В. Соч.: В 4-х т. М., 1982. Т. 1. С. 418); судьей в вопросах истины становится разум, а способом ее достижения — критичность и рациональные принципы познания.

3) Эссенциалистская направленность, т.е. нацеленность на воспроизведение сущности, закономерностей объекта (отражение повторяющихся, но несущественных свойств объекта тоже подчинено этой цели).

4) Особая организация, особая системность знания; не просто упорядоченность, как в обыденном знании, а упорядоченность по осознанным принципам; упорядоченность в форме теории и развернутого теоретического понятия.

5) Проверяемость; здесь и обращение к научному наблюдению, к практике, и испытание логикой, логическим путем; научная истина характеризует знания, которые в принципе проверяемы и, в конечном счете, оказываются подтвержденными. Проверяемость научных истин, их воспроизводимость через практику придает им свойство общезначимости (и в этом смысле «интерсубъективности»)».

 

2.6.  Спор: является ли философия наукой? Поппер: отрицание диалектики  наукой  

Фрагмент конференции РУСО: «Современная Россия: опыт социально-философской диагностики: материалы международной научной конференции (Н. Новгород, 20-21 апреля 2013г.), Н.Новгород: Издательство Нижегородской гос. медицинской академии, 2013.-276с.// Белоногов М.И. Санталов Л.А Тезисы доклада: ФИЛОСОФСКИЙ ОППОРТУНИЗМ В МАРКСИЗМЕ И ДИАЛЕКТИКА»

«Научному методу доступен только метафизический метод исследования природы, в том числе – и общества. Если  признать диалектику научным методом, то придется согласиться и с критикой диалектики К.Поппером: «Ибо легко показать, что если бы человек примирился с противоречием, то ему пришлось бы отказаться от всякой научной активности, что означало бы полный крах науки... ведь из пары противоречащих высказываний можно с полным правом вывести все, что угодно»  [Вопросы философии.— 1995.— №1. Что такое диалектика? К. Поппер]. … Наука жертвует истиной ради непротиворечивости. Диалектика жертвует непротиворечивостью ради истины».

2.7. Научная задача нашего времени (Гегель, Феноменология духа)

     Рассудок есть мышление в форме  законов, поэтому рассудок, наука и формальная логика представляют высший уровень сознания, но Гегель ставит более сложную задачу в «Феноменологии духа»  - превратить философию в науку. Наука особого рода (А.Н. Муравьев) есть наука с большой буквы, которая сохраняет атрибуты традиционной науки, но уровень содержания ВСЕОБЩИЙ, мыслимый  разумно во всеобщей, высшей форме, а не в  форме традиционной науки. Отражение атрибутов науки  в диалектике:

 1.

Объективность

Разум преодолевает рассудочный  миф об объективности, где критерием является голова (внутри или вне).  В диалектике объективно все то, что необходимо.  Так как необходимое содержание диалектики мыслится в необходимой разумной форме бесконечного понятия, то  это мышление является объективным.

2.

Аргументированность, обоснованность, доказательство научного знания

 Доказательством в диалектике  по-Гегелю является становление  результата:

«Ибо суть дела исчерпывается не своей целью, а своим осуществлением, и не результат есть действительное целое, а результат вместе со своим становлением; цель сама по себе есть безжизненное всеобщее, подобно тому, как тенденция есть простое влечение, которое не претворилось еще в действительность; а голый результат есть труп, оставивший позади себя тенденцию».

То, что становление результата (опосредствование непосредственного) является доказательством результата, Гегель озвучил  в ведении  "Философии права".

3.

Направленность на познание сущности

  Если традиционная наука познает сущность в виде открытия дурной бесконечности законов, то диалектика  в бесконечном понятии  СУЩНОСТИ бытия предмета. Ранее  занимал позицию того, что философия  есть наука, т.к. основана на трех законах диалектик. Сегодня следует уточнять, что не  три закона  в интерпретации Энгельса, а  один закон в диалектике Гегеля– закон абсолютного отрицания. Такая сущность, выраженная в законе и в противоречии бытия,  является достаточным основанием   всего содержания предмета, существование становится не случайным, а необходимым, т.к. существование есть существование сущности. Итак, познание сущности в диалектике  является дополнительным  основанием  для объективности и аргументированности знаний диалектики .

4.

Системность научного знания

В традиционной  науке система законов  выражается в конечных понятиях и теориях, которые по своей природе неполны (Гёдель). «Первая теорема утверждает, что если формальная арифметика непротиворечива, то в ней существует не выводимая и неопровержимая формула. Вторая теорема утверждает, что если формальная арифметика непротиворечива, то в ней не выводима некоторая формула, содержательно утверждающая непротиворечивость этой арифметики»

В диалектике как логике, в отличие от формальной (обратная связь), прямая связь между объемом и содержанием понятия. Абсолютная идея как истина снимает в себе все категории бытия, сущности и понятия (НЛ/952: "КРУГ КРУГОВ", Ленин "круги на большом круге"). Каждая категория имеет своё  место  в диалектике.  Нарушение этого требования Гегель назвал  основным недоразумением.

      Со своей задачей Гегель справился, так как совершил  РЕВОЛЮЦИЮ  в философии: история классической философии закончилась на Гегеле и началась история логики (диалектика), которая несет в себе  все атрибуты научного знания. Философия Гегеля выступили в виде  научной системы  как   бесконечное понятие.

14.02. 21.   Л.Санталов (ЛАС)

 

 

Комментарии

Аватар пользователя mp_gratchev

Со своей задачей Гегель справился, так как совершил  РЕВОЛЮЦИЮ  в философии: история классической философии закончилась на Гегеле и началась история логики (диалектика), которая несет в себе  все атрибуты научного знания. Философия Гегеля выступили в виде  научной системы  как   бесконечное понятие.

Верно, история классической философии "закончилась на Гегеле" и началась история математической логики с работ Буля, Фреге, Рассела.

Что касается диалектики как логики, то в диаматовской версии "диалектической логики" она зашла в тупик философской метафоры.

--

Аватар пользователя ЛАС

ГРАНИЦА ИСТОРИИ И ЛОГИКИ; 

МАРКСИЗМ ЗАСТРЯЛ НА ГРАНИЦЕ РАССУДКА И РАЗУМА

mp_gratchev, 16 Февраль, 2021 - 16:30, ссылка

ЛАС: Со своей задачей Гегель справился, так как совершил  РЕВОЛЮЦИЮ  в философии: история классической философии закончилась на Гегеле и началась история логики (диалектика), которая несет в себе  все атрибуты научного знания. Философия Гегеля выступили в виде  научной системы  как   бесконечное понятие.

 mp_gratchev

Верно, история классической философии "закончилась на Гегеле" и началась история математической логики с работ Буля, Фреге, Рассела.

Что касается диалектики как логики, то в диаматовской версии "диалектической логики" она зашла в тупик философской метафоры.

 

1. По завершению истории кассики, у понимающих нет расхождения, это ещё отметил Энгельс, и этот конец  есть начало развития логики ("Диалектика природы").

2.  По поводу того,  какая логика началась после истории классики  пошли расхождения.

У меня другой подход ( + М.Белоногов, других пока не знаю). Математическая логика, даже у самых продвинутых Буля, Фреге, Рассела, как я понимаю есть разновидность формальной логики, математика есть язык традиционной наукиЭтим сказано все, т.е.  как формальная логика, так и математика к данной теме отношения не имеют. В своих публикациях, я  формальную  логику (включая в эту критику позицию упомянутого А.Зиновьева) подробно раскритиковал в своих публикациях.

3. Стал переслушивать лекции Гегеля по истории  философии и снова возобновил позицию математика Пифагора, который первый назвал себя философом.  Когда в античности изучал Пифагора, понял, что это глыба, но в то время я не понимал бесконечного понятия диалектики, поэтому его изюмина философии  была воспринята рассудочным способом, т.е. пролетела мимо. Только сейчас осознал  гений Пифагора, что он первый, прояснил структуру бесконечного понятия ( 1-2-3: единое- противоречие- единство первого и второго) Гегель далее пишет, что эту изюмину у Пифагора "украли" Платон и Аристотель, прада в явном виде я воспринял эту структуру  в "Троице Прокла".  Но Пифагор  не есть исключение  даже, так как математика не имеет отношения к философии-диалектике. Возможно спорно, но иначе я не понимаю. Михаил Белоногов  глубоко проник и в математику и в философию (диалектику), возможно у него другой подход.

4. По диамату рассматривал конкретную критику  с позиции ОСНОВНОГО НЕДОРАЗУМЕНИЯ.   Да еще в том , что марксизм застрял на перепутье рассудка и разума  (то же аргументировал).   Здесь появилась статья добросовестного автора "Уроки диалектики" (пока не дочитал), но то что она подлежит критике без сомнения (та же ленинская позиция о познании материи до уровня субстанции). Вероятно здесь тоже самое перепутье, даже комментарии Ленина при конспектировании "Науки логики", говорят об этом. То хохот В.И над Абсолютом ( боженька), то восторг от темы понятия (абсолютной идеи)..., хотя это одно и то же.

Аватар пользователя VIK-Lug

ЛАС-у: а где ссылки на работы А.Зиновьева и Э.Ильенкова о философской сути диалектической логики восхождения от абстрактного к конкретному, которую использовал Маркс в его исследованиях капиталистических условий жизнедеятельности людей в "Капитале"? Где собственно и преобразуются многообразия определений рассудка в понятие разума.

Аватар пользователя mp_gratchev

Ильенков рассматривал ДЛ как гносеологию и онтологию, а не собственно логику (знание о правильных рассуждениях).

А Зиновьев, тот и вовсе дезертировал из диалектики и бросился в объятия формальной логики (см. его докторскую диссертацию).

--

Аватар пользователя VIK-Lug

mp_gratchev-y: а логика диалектики восхождения от абстрактного к конкретному - это надо понимать о "неправильных рассуждениях", или как? А по поводу А.Зиновьева, то Вам всё же стоило бы как следует вникнуть в суть его такой работы: "Восхождение от абстрактного к конкретному (на материалах "Капитала" К.Маркса). Однако.

Аватар пользователя mp_gratchev

После этой работы Зиновьев (после защиты кандидатской) покинул лагерь теоретиков диалектики и подался в услужение формальным логикам. О чём и говорит название его докторской диссертации.

--

Аватар пользователя VIK-Lug

mp_gratchev-y: а разве суть этой работы изменилась, после того как А.Зиновьев как бы "покинул лагерь теоретиков диалектики"? Сегодня Зиновьевский клуб существует, а вот про некий "лагерь теоретиков диалектики", надо понимать марксистской, после развала СССР как то не шибко слышно.  

Аватар пользователя mp_gratchev

Как же не слышно, когда на всех углах поминаете Ильенкова? Но диалектическая логика Ильенкова - это не логика, а диалектическая онтология и диалектическая гносеология.

Аутентичная диалектическая логика предполагает своим предметом не онтологию и не гносеологию, а правильные рассуждения с включенным в их структуру противоречием.

--

Аватар пользователя VIK-Lug

mp_gratchev-y: ну если диалектическая логика "науки мышления о мышлении" (которую и отразил по полной программе Э.Ильенков в работе "К вопросу о природе мышления") - это только онтология и гносеология, а не та мыслительная способность людей, благодаря которой реализуется в том числе и Ваша ЭДЛ - ну тогда ой!

Аватар пользователя mp_gratchev

С чего взяли, что "по полной"? Онтология и гносеология - это только часть.

--

Аватар пользователя VIK-Lug

mp_gratchev-y: а Вы попробуйте убрать из своих рассуждений процесс мышления и его развитие, тогда и увидите какие "рожки да ножки" останутся от Вашей ЭДЛ. А потому Э.Ильенков и отразил такое: "Анализ Канта установил, что диалектика - это естественная и абсолютно необходимая форма интеллектуального развития, естественная форма мышления, занятого решением высших синтетических задач, то есть построением теории, претендующей на всеобщезначимость и тем самым, по Канту, на объективность. Именно Кант, - по оценке Гегеля - "отнял у диалектики её кажущуюся произвольность", показал её естественность и необходимость, определил её как универсальную (то есть логическую) форму развивающегося теоретического мышления".  

Аватар пользователя mp_gratchev

VIK-Lug, 19 Февраль, 2021 - 15:18, ссылка

mp_gratchev-y: а Вы попробуйте убрать из своих рассуждений процесс мышления и его развитие, тогда и увидите какие "рожки да ножки" останутся от Вашей ЭДЛ.

Что такое, по-вашему, развитие мышления индивида? Онтогенез и филогенез? Развитие мышления ребёнка в мышление взрослой особи или что-то другое?

Или про развитие мышления упомянули для красного словца?

В ЭДЛ речь идет о развитии мысли от постановки проблемы до её разрешения (в индивидуальном или совместном рассуждении): исчерпывающего ответа на вопрос по существу. В ЭДЛ мышление не предмет, а условие развития мысли.

Две группы законов ЭДЛ, управляющие процессом рассуждения:

Группа 1.

- Абстрактного тождества.
- Запрещенного противоречия.
- Исключенного третьего.
- Двойного отрицания.
- Достаточного основания.

Группа 2.

- Конкретного тождества.
- Разрешенного противоречия.
- Включенного третьего.
- Отрицания отрицания.
- Исчерпывающего основания.

--

Аватар пользователя VIK-Lug

mp_gratchev-y: дык еще Аристотель вона чего отразил по поводу "красного словца" о процессах развития мышления и не только у детей: "Не общество производно от человека ,а, напротив, человек производен от общества....". И как отразил Маркс в "Капитале", производство общественной жизни в конкретном обществе является базовой составляющей в развитии как общества в целом, так и его членов - на основе развития процессов их мышления в соответствующих учебных заведениях, начиная с детского возраста - с последующим их включением в Универсум социальной человеческой деятельности, реализуемом и развивающемся в конкретном социуме (см. работы в этом плане философа Г.Щедровицкого). 

Аватар пользователя mp_gratchev

я же дал вводную, что речь у меня о производстве мысли в индивидуальном или совместном рассуждении, а не о "производстве человека или общества".

Вам не интересен мой предмет, а мне - ваш.

Успехов!

--

Аватар пользователя VIK-Lug

mp_gratchev-y: дык не бывает "чистых рассуждений" без соответствующей деятельности людей. И с этим в Вашей ЭДЛ "полный завал", в отличии от того, что об этом отражено в теории марксизма. 

Аватар пользователя mp_gratchev

 в отличии от того, что об этом отражено в теории марксизма

И что "отражено" о рассуждениях в теории марксизма?

--

Аватар пользователя ЛАС

ПРАВИЛЬНОЕ РАССУЖДЕНИЕ НЕ ЕСТЬ ИСТИНА 

mp_gratchev, 20 Февраль, 2021 - 10:57, ссылка

 

Группа 1.

- Абстрактного тождества.
- Запрещенного противоречия.
- Исключенного третьего.
- Двойного отрицания.
- Достаточного основания.

Группа 2.

- Конкретного тождества.
- Разрешенного противоречия.
- Включенного третьего.
- Отрицания отрицания.
- Исчерпывающего основания.

 

ЛАС

 и до истины очень далеко, в лучшем случает наличное бытие (сфера конечного) и  его противоречие сущности. 

Аватар пользователя mp_gratchev

ЛАС, 20 Февраль, 2021 - 19:19, ссылка

ПРАВИЛЬНОЕ РАССУЖДЕНИЕ НЕ ЕСТЬ ИСТИНА. ...и до истины очень далеко, в лучшем случает наличное бытие (сфера конечного) и  его противоречие сущности.

Верно, правильное рассуждение не есть истина.  Ибо рассуждение есть  процедура обоснования некоторой истины путем пошагового выведения её из других истин.

Мною приведены не онтологические законы наличного бытия (группа 1 и группа 2), а логические законы рассуждений

--

Аватар пользователя ЛАС

mp_gratchev, 20 Февраль, 2021 - 22:20, ссылка

 КАКИЕ НОВЫЕ ЗАКОНЫ ЛОГИКИ?

Интересно какие? Есть  четыре закона формальной логики (Аристотель, Лейбниц); есть " три закона" диалектики от Энгельса, но уровня рассудка; есть один разумный закон диалектики  - абсолютное отрицание (Гегель, Линьков).  ВСЕ  пока.

Аватар пользователя mp_gratchev

ВСЕ пока.

Извините. Вашу завершающую фразу "ВСЕ пока" интерпретировал как прощание. Хотя у Вас речь шла о "всех" законах логики на "данный момент".

Тем не менее. Обсуждение Вашего вопроса " КАКИЕ НОВЫЕ ЗАКОНЫ ЛОГИКИ?" перенёс сюда:

http://philosophystorm.ru/prostye-veshchi-teorii-myshleniya#comment-459305

Ведь процитированная Вами "группа 2" и есть "новые" законы. Так что уже не "пока".

--

Аватар пользователя ЛАС

mp_gratchev, 21 Февраль, 2021 - 12:45, ссылка

 Не прощание, а все законы, посмотрю ссылку.

Аватар пользователя ЛАС

 и где это на ФШ?

Аватар пользователя ЛАС

VIK-Lug, 16 Февраль, 2021 - 19:58, ссылка

Я согласен  с коллегами по поводу А.Зиновьева, он изначально не принял диалектику. Я стал читать его логику и понял, что там все ограничено  формальной логикой, которая у меня сидит в печенках уже.

В   философии как науке много интересного. Начало " Феноменологии духа" этому посвящается: и принцип  истинного целого, и особенность доказательства, и направленность на высшую истину, и единственный закон абсолютного отрицания. Это все  как для истории философии, так в особенности для рассудка ( формальной логики) принципиально новое, а рассудку вообще недоступно, так что работы А.Зиновьева мимо диалектики.

Аватар пользователя VIK-Lug

ЛАС-у: а Вы попробуйте заявить нынешним членам - философам Зиновьевского клуба о том, что работы А.Зиновьева "мимо диалектики". Интересное "кино" получится, однако.  

Аватар пользователя ЛАС

Что представители здесь есть?

Аватар пользователя VIK-Lug

ЛАС-у: среди участников на ФШ я их не замечал. Но каждые пятницу и понедельник представитель Зиновьевского клуба Дмитрий Куликов на радио "Вести ФМ" ведет передачу "Формула смысла", в которой принимают участие и другие представители этого клуба. И Вы можете подискутировать с ними по соответствующим каналам связи. 

Аватар пользователя ЛАС

VIK-Lug, 16 Февраль, 2021 - 19:58, ссылка

 

Работу Ильенкова конкретно читал, интересно. Но есть большое но, хотя его обвиняли в "идеализме", но до самого разума в диалектике он не дошел, так и остался в рамках ограниченного материализма. Посмотрите его книгу "Диалектическая логика. Исторический экскурс". Прогресс большой, он значительно расширил ПРЕДМЕТ ДИАЛЕКТИКИ, но остался  в сфере рассудка. До бесконечного понятия диалектики Э.В. не дошел. Если бы дошёл до истинной диалектики, то  окружающая  среда ""догматиков-материалистов"  просто бы его живьем растерзала. А так довела его до самоубийства.

С позиции рассудка я остался материалистом, но в разуме этих ограничений нет. Так, что я отметаю рассудочный ложный идеализм (О?Ф).

Аватар пользователя VIK-Lug

ЛАС-у: а какие могут быть ограничения в познании законов природы? Вот и Гегель об этом и отразил (в частности, в Предисловии к его "Философии права") и определил это "природной необходимостью" для внутренней сущности человека - в качестве некого базового маркера для сравнения с правовыми законами, которые действуют в рамках соответствующего социума и регулируют жизнедеятельность его членов. А как это реализуется в процессах мышления людей, то Э.Ильенков как раз и отразил об этом и чем рассудок отличается от разума: "Стремление мышления (теоретического мышления, мышления ученых) к созданию единой, целостной теории - системы всех частных понятий и суждений, извлеченных рассудочной деятельностью из опыта, - естественно и неискоренимо. Мышление не может и не хочет удовлетворяться простым агрегатом, простым коллекционированием частных обобщений. Оно всегда старается увязать их в одно целое, связать друг с другом с помощью всеобщих принципов. Где появляется потребность и стремление осуществить такой синтез, там появляется и РАЗУМ". 

Аватар пользователя ЛАС

МАРКСИСТКОЕ ПОНИАНИЕ ДИАЛЕКТИКИ  Э.В.ИЛЬЕНКОВА

VIK-Lug, 17 Февраль, 2021 - 19:41, ссылка

Э.Ильенков как раз и отразил об этом и чем рассудок отличается от разума: "Стремление мышления (теоретического мышления, мышления ученых) к созданию единой, целостной теории - системы всех частных понятий и суждений, извлеченных рассудочной деятельностью из опыта, - естественно и неискоренимо. Мышление не может и не хочет удовлетворяться простым агрегатом, простым коллекционированием частных обобщений. Оно всегда старается увязать их в одно целое, связать друг с другом с помощью всеобщих принципов. Где появляется потребность и стремление осуществить такой синтез, там появляется и РАЗУМ"

 

ЛАС
Верно пишет Э.В., только до целостности он не доходит, т.к. остался в марксистком понимании диалектики  от Энгельса ( три закона). 

Где у Ильенкова  о высшей истине, бесконечном  РАЗУМНОМ понятии, хотя бы в одном предмете? 

Аватар пользователя VIK-Lug

ЛАС-у: ну это смотря что считать "высшей истиной в бесконечном РАЗУМНОМ понятии". Ибо, в частности, по Гегелю философия должна реализовать такое: "Именно в вопросе об отношении философии к действительности и господствуют недоразумения, и таким образом я возвращаюсь к тому, на что я указал раньше: философия, именно потому, что она есть проникновение в разумное, представляет собой постижение наличного и действительного, а не выставление потустороннего начала, которое бог знает где существует, или о котором, вернее , мы на самом деле можем определенно сказать, где оно существует, можем сказать, что оно существует только в заблуждении одностороннего, пустого рассуждательства" (см. Предисловие к "Философии права").   

Аватар пользователя ЛАС

VIK-Lug, 21 Февраль, 2021 - 11:49, ссылка

ЛАС-у: ну это смотря что считать "высшей истиной в бесконечном РАЗУМНОМ понятии"

==============

Вышая истина в бесконечном понятии есть всеобщее единство мышления и бытия.

 Далее отличная цитата если понимать что есть действительность и чем она отличается от наличного бытия (реальности)

по Гегелю философия должна реализовать такое: "Именно в вопросе об отношении философии к действительности и господствуют недоразумения, и таким образом я возвращаюсь к тому, на что я указал раньше: философия, именно потому, что она есть проникновение в разумное, представляет собой постижение наличного и действительного, а не выставление потустороннего начала, которое бог знает где существует, или о котором, вернее , мы на самом деле можем определенно сказать, где оно существует, можем сказать, что оно существует только в заблуждении одностороннего, пустого рассуждательства" (см. Предисловие к "Философии права"). 

Аватар пользователя ЛАС

VIK-Lug, 17 Февраль, 2021 - 19:41, ссылка

Разум не занимается обобщениями, тем более дурной бесконечностью законов природы.

 Поэтому  и нет в марксизм РАЗУМНОГО  понятия социализма.

Аватар пользователя VIK-Lug

ЛАС-у: а с каких это пор ПОЗНАНИЕ законов природы (на основе которого реализуется развитие материальной основы обеспечения жизнедеятельности людей на Земле), является "дурной бесконечностью"? Вот Вы готовы отказаться от результатов использования такого познания в виде нынешних условий Вашей жизнедеятельности? Сомневаюсь я однако, обо тогда Вы бы не стали использовать, например, Инет в нашей с Вами дискуссии. Однако.   

Аватар пользователя ЛАС

Дурная бесконечность законов - это  "зубная боль" науки

VIK-Lug, 22 Февраль, 2021 - 11:26, ссылка

ЛАС-у: а с каких это пор ПОЗНАНИЕ законов природы (на основе которого реализуется развитие материальной основы обеспечения жизнедеятельности людей на Земле), является "дурной бесконечностью"? Вот Вы готовы отказаться от результатов использования такого познания в виде нынешних условий Вашей жизнедеятельности? Сомневаюсь я однако, обо тогда Вы бы не стали использовать, например, Инет в нашей с Вами дискуссии. Однако.

ЛАС, 22 Февраль, 2021 - 10:00, ссылка

VIK-Lug, 17 Февраль, 2021 - 19:41, ссылка

Разум не занимается обобщениями, тем более дурной бесконечностью законов природы.

 Поэтому  и нет в марксизм РАЗУМНОГО  понятия социализма. добавлю, дурная бесконечность  субъективных определений , кому что вдумается...

------------------------------------------------------------

Виктор , дурная бесконечность многократно объяснялась Гегелем и не только в "Науке  логики", а питерский философ Н.С. Линьков  - это фундаментально аргументировал исследуя все дофилософские  формы. Я это в данном материале опубликовал. Дурная бесконечность законов - это  "зубная боль" науки, метод которой формальная логика, поэтому наука не успевает  за изменением содержания объекта. Только открыли законы классической физики ( ку меня друг физик  из Луганска, с которым изучаем философию Линькова)далее понеслось, теория относительности, квантовая физика ..., и это не конец. 

--------------------------------

VIK-Lug, 22 Февраль, 2021 - 11:11, ссылка

 

ЛАС-У: а Вы попробуйте многоликое определение капитала (обобществленная форма которого является основой для перехода в социалистические общественные отношения), как это сделал Маркс, реализовать в формате формальной логики. Вряд ли это у Вас получится. Собственно именно такое и произошло в СССР - с соответствующими последствиями как для него ("накрылся медным тазом"), так и для его социального организма (советского народа).

ЛАС
 Не собираюсь заниматься дурной бесконечностью определений социализма, есть открытая структура разумного понятия (истинной бесконечности).

   

Аватар пользователя VIK-Lug

ЛАС-у: ну предположим о той сути теории марксизма, которую изложили классики марксизма ( и Маркса за это признали Человеком прошлого тысячелетия) - хорошо известно. В отличии от философии Линькова - о которой я лично "слыхом не слыховал". Ибо есть сегодня и философия, которую изложили Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. - как авторы одного из современных учебников философии. Очевидно это же относится и к Захару Прилепину (лидеру партии "За правду") с его пониманием сути социализма (см. в Яндексе: Захар Прилепин: Будет атака на левом фланге.).  Ну а то что "идея чего то стоит, если овладевает массами" - так это и к гадалке не ходи. Однако.

Аватар пользователя ЛАС

VIK-Lug, 23 Февраль, 2021 - 11:52, ссылка

Виктор, я все эти брызги давно пережил, поэтоу кроме диалектики (по существу) социализма, мало что интересует, хотя всплывает попутно  разное.

Аватар пользователя VIK-Lug

ЛАС-у: а разве могут быть сформированы действенные и действительные социалистические отношения без должного понимания сути вывода Маркса о том, что диалектическая взаимосвязь в процессах развития производственных отношений (а которые без знания законов природы ни должно реализовать, ни успешно развивать однозначно не получится) и производство общественной жизни (в котором реализуются различные метафизические сущности, в том числе и идея формирования социалистических общественных отношений ) и есть той основой, которая позволяет людям перейти из условий капитализма в посткапитализм (социализм и коммунизм).  

Аватар пользователя ЛАС

VIK-Lug, 23 Февраль, 2021 - 20:46, ссылка

ЛАС-у: а разве могут быть сформированы действенные и действительные социалистические отношения без должного понимания сути вывода Маркса о том, что диалектическая взаимосвязь в процессах развития производственных отношений ...

ЛАС: а кто против? Социализм снятие частной собственности по всем направлениям.

Аватар пользователя VIK-Lug

ЛАС-у: дык этого маловато будет (как показывает опыт этого снятия в СССР). Ибо при этом необходимо сознательное понимание и эффективная реализация жизнедеятельности людей в условиях действия права коллективной собственности со стороны всех членов общества. А вот с этим в СССР как раз и было "не всё тип-топ".   

Аватар пользователя ЛАС

СССР как материальная предпосылка для будущего социализма по существу 

VIK-Lug, 24 Февраль, 2021 - 10:34, ссылка

ЛАС-у: дык этого маловато будет (как показывает опыт этого снятия в СССР). Ибо при этом необходимо сознательное понимание и эффективная реализация жизнедеятельности людей в условиях действия права коллективной собственности со стороны всех членов общества. А вот с этим в СССР как раз и было "не всё тип-топ"

Согласен.

 В СССР этого не было, т.к. противоречило функции предпосылки социализма  по сущности.

 До этого я не дошел в своих публикациях, отложил на будущее. До конца нужно разобраться с философией, еще две публикации.