«Бог настолько свободен, что Его нет. Он не привязан даже к обязательному бытию» (Б.Бибихин). Владимир Вениаминович остроумен. Но и противоречив. Ведь, как кажется, Бог сотворил бытие, когда не был причастен сущему, - разве что потенциально, модально, как Отец, сотворяющий чадо (тварь) прежде в Уме/Нусе, и уже потом посредством детородного СЛОВА. Господь обременён обязательствами - быть и не быть вольноотпущенником самого Себя, т.е. пребывать и в качестве раба, прикорнувшего после шестоднева, и в качестве патриция, тычущего в бездельника стимулом, и в качестве палки с заострённым концом (т.е. стимулом), и в качестве свободы полагать себя тем или иным сущим, или, напротив, не-сущим, а, следовательно, пребывать во мраке Господнем, который и есть НИЧТО у себя дома, ведь сказано же: "И стоял народ вдали, а Моисей вступил во мрак, где Бог" (Исх. 20, 21). К тому же налицо логическая ошибка: быть свободным - пребывать в существе свободы, т.е. одновременно быть и одариваемым чем-то существенным, что есть чтойность сущего как такового, и - бытийствовать в самоё-само СВОБОДЫ, как её развёрнутом в пространстве-времени наличии, или только лишь понятии о свободе, т.е. пребывании в чистой идее индетерминизма как её моменте,и как её само-сказывающем само-сознающем ЛОГОСЕ, что прежде есть презумпция или долженствование быть свободным не тем или иным образом, а во всех ипостасях, энергиях и природах, т.е. в качестве Бога. Всё это В.Бибихин знает, но утаивает)))
/
Р.ГАЛАНИН… Расскажите про своего Бога 7 миллионам евреев, сгоревших в лагерях. Где был тогда ваш Бог - пивко попивал? Очередное бибихинское словоблудие, аж блевать хочется.
/
Ю.КУЗИН… Вижу, мысль В.В. жжёт))) Чего не происходит, когда читаешь И.Протопопову или Р.Светлова, - вполне респектабельных учёных, замечу. Они лишь правы. А В.Бибихин даже, когда заблуждается, велик. В ответ на Вашу реплику о молчащем Господе, допускающем безвинные жертвы, могу лишь попенять: не читаете моих теодицей... И зря. Ведь, чего греха таить, я тысячу раз прав, когда пишу, что одни ставят Господу в вину существование зла; другие — сделку с дiаволом. А третьи, набросив на плечи адвокатские мантии, ходатайствуют о невиновности Творца. Кому, как ни Вам, Рустам, известно, что в 1710 году в трактате «Опыты теодицеи о благости божией, свободе человека и первопричине зла» Лейбниц вводит термин теодицея («оправдание Бога»), образовав его от древнегреческих слов (theos) — бог, и (dikē) — суд, справедливость, судебное решение. Стоило один раз накрахмалить парик, как молоточки судей застучали так часто, что Господу, чтобы оплачивать издержки, пришлось бы нанять ангелов. Попытки же усадить богов на скамью подсудимых предпринимались ещё в Античной Греции (см. диалог Лукиана «Зевс уличаемый»). И только в теизме Всеблагому и Всемилостивейшему Господу вручают повестку в суд за страдания безвинных, которые допускаются Им по неведению, злому умыслу, или из благих побуждений. Таким образом, ratio требует прижучить Творца за зло, бессмысленные мучения и смерти детей; иррациональность же, напротив, видит в напастях ступени, по которым искренняя и преданная религиозность, превозмогая сомнения, восходит к Богу. Говоря о природе порока, не стоит забывать, что язва, исполненная лютости, в онтологическом плане — ничто, поскольку, как частный случай несовершенства (particular), не отвечает за общий (general), укоренённый в бытии изъян. Псевдо-Дионисий-Ареопагит видит причину зла в «недостаче блага» (στέρησις, ἔλλειψις τοῦ ἀγαθοῦ — см.: DN IV 30:8 (P. 176). Отсюда один шаг до слияния сущего и блага. А раз зло не есть благо, то оно и не существует. Зло — небытие (οὐκ ὄν - см.: DN IV 20:11, 33:3-4, 34:1). Но даже школьнику ясно, что если зла нет, если оно сверкнуло пятками, то кто-то же совершает мерзости от его имени. Кто этот «доброхот»? Дионисий умалчивает. Говоря же о природе порока, не будем забывать, что негация, чистое отрицание, ещё не сам грех. Аргументы против зла (ущербность отпавшей твари, злоупотребившей свободой), всего лишь локутивные акты, не поднимающиеся до речевой прагматики, в то время как дискурс о дiaволе нуждается в иллокутивных актах, в перформативах, призывающих на баррикады брани духовной. Только когезия и когерентность, связность и соподчинённость, производят ясное усмотрение причин зла. Скажу крамолу. В речи спрятан ключ от добра и зла. Речь — основание, расчистив которое, древний морок оглядывается во гневе, как герой пьесы Осборна. Если рассказать бесу о свободной воле, которой Господь наделил тварь, то зло, вероятно, выберет и сожжёт плевелы из своих семян. Почему я так наивен? Да потому, что голос совести звучит во всех уголках Вселенной, но прежде — в сердцах падших духов. Горечью, но и надеждой полны слова пророка Исаии о Содоме и Гоморре… «(11) К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу… (13) Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть… (14) Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. (15) И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. (16) Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; (17) научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову». Господь суров. Но в стихе 18-м демонстрирует любовь и всепрощение: «Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю», а в стихе 25-м, говоря о столице, сделавшейся блудницею, обещает: «И обращу на тебя руку Мою и, как в щелочи, очищу с тебя примесь, и отделю от тебя все свинцовое».
/
Отец долготерпит. Но мысль-блудница должна дозреть до покаяния, как, впрочем, и просто дозреть до мысли, поскольку нет, и не может быть зломыслия. Есть недомыслие, т.е. душа, отпавшая от Творца. И, только затеяв тяжбу с собой, язва (исполненная лютости) обращает глаза зрачками внутрь. Но, пожелав смыть позор кровью, зло не должно домысливать впопыхах. Мерзостям, осваивающим покаянный дискурс, предстоит вылазка внутрь себя, к началу, к предельному основанию, к незамутнённым истокам, которые ещё не разделены на фракции, которые суть — целостность, девство, гиме́н (лат. hymen). А, став чистой идеей, зло выворачивает себя толстой стёжкой наружу, чтобы увидеть изнанку, свой потаённый смысл (communicative intention). Здесь теодицея уже не пропозиция, а пресуппозиция. И, чтобы свернуть с ложного пути, зло припадает к месту, где пребывало с Богом до «отпадания». Здесь и происходит экзистенциальное событие — то, что обнуляет природу негации, что даёт шанс злу начать всё с чистого листа... Скажу крамолу. В этике есть стереотип, что зло это зло, а добро — добро. По мне же: зло и есть добро, а добро — зло. Звучит зловеще. Но судите сами. Разве зло не добро, которое делает первый (пусть робкий) шаг к злу, и это недо-зло ещё робеет, ещё кутается в рубище нестяжательства. А добро — морок, ударяющий себя по рукам, напасть, творящая «милость» неуклюже, нелепо, как кривда, чей рот перекошен хулой. Без зла нет полноты. Зло укоренено в универсуме, что избавляет полноту от ущербности, недостачи, недокомплекта. Зло — атрибут самодостаточности, конституирующий полноту негативно, как благо — позитивно. Но поскольку, без перцепций зла полнота не пребывает в-себе, то зло становится атрибутом Блага, но лишь негативно. Таким образом, зло становится собой, когда извлекается из полноты и узурпирует власть. Чем извлекается? Умом и сердцем, которым Господь попустительствует, т.е. обрекает на свободу поступать так, как им заблагорассудится, поступать по совести, или — вопреки совести, т.е. самочинно. Но поскольку потенция — атрибут Абсолюта, без которого он не всевластен, то Бог, как истинный Абсолют, Совершенен и Всеблаг и при наличии зла в мире. Почему? Да потому, что, даровав твари свободу поступать по совести, Господь не умывает руки, а берёт на себя ответственность. И страстной цикл — яркое тому свидетельство.
/
Как розы, соединённые в пучок, образуют розги, так и воспитание, сочетающее строгость и попустительство, насаждает сословную мораль, где культ утилитарной пользы формирует в стратах неприязнь к чужакам, инородцам и бастардам. Рабская покорность власти поощряется. Бунт против государства купируется пенитенциарной системой, оставляющей за бортом маргиналов. Негативных этих персонажей государство ставит под ружьё, но прежде чем сложить головы на полях сражений, из ницшеанствующих юношей они превращаются в имморалистов и персоналистов. Такой деструктивной личностью, вероятно, и был Адольф Гитлер. Зло внутри. Мы сами пашем, сеем, жнём, обмолачиваем колосья и выпекаем дiавольский кулич. Но как снять наветы с Бога? Как перестать перекладывать собственные проступки на Вседержителя? Есть способ: уверовать! Ведь религиозное чувство, руководствующееся религиозным опытом, откровение, ставшее местопребыванием чуда и результатом богообщения, достигается в акте веры, т.е. в череде поступков. Sola fide («Только верою») — так озаглавил неопубликованную рукопись Лев Шестов. Но как беззаконие находит лазейки в правосудии? Ясно, что правонарушение там, где бытию причинён ущерб намеренно, а не по неосторожности. Восстав против целого, часть разделяет сущее на то, что причиняет зло и то, что — претерпевает. Но обладает ли целое иммунитетом? И, расталкивая плиты под континентами, сжигая метеоритами леса, останавливая магнитными бурями сердца больных и стариков, слизывая шершавым языком тайфуна хрупкий бисквит островов с их цивилизациями, — обрушивая все эти беды, разве целое не должно ответить по счетам? Кто субъект злого умысла: врач, убивающий колонию раковых клеток, или — опухоль, поедающая мозг?
/
Позволив кровососущим тварям осушить себя до дна, как стакан с клюквенным соком, поступаю ли я высокоморально, или я преступник, посягающий на жизнь человека? Не желая потакать софистам, обнёсших частоколом аргументов моральные принципы, Альберт Швейцер забросил богословие, прервал карьеру органиста и, выучившись на врача, уехал в Африку. Так философ ответил на вызов кантовского императива. И каждый, кто несёт крест познания, решает — какую презумпцию поставить во главу угла этики, что считать должным, а что — вероятным. Как, зная о «праве» сущего на бытие, благоговеть перед конкретной формой жизни, не поражая в правах прочие? Путь Швейцера отчасти повторил Людвиг Витгенштейн, — забросив карьеру университетского преподавателя, он учил математике и немецкому языку крестьянских детей в глухой альпийской деревушке. Кто решает: какому жизненному порыву благоволить — «всякому» или «моему»? Ясно, что логика каузативного/казуативного детерминизма/индетерминизма недопустима там, где зло инвариантно, и где только сердце решает — какие презумпции редуцировать, а какие — репродуцировать. Я намеренно вывел ум за скобки этой формулы. Уму ещё предстоит взглянуть правде в лицо. Ведь только сердце, склонившись в трепетном благоговении над фрагментом бытия, не рубит с плеча. Но уму, чтобы ответственно подойти к проблеме зла, следует прежде обнаружить зло в себе, в своём всесокрушающем своеволии. Попытки же переложить вину за зло лишь на врага безосновательны. Зло демона — его онтологическое преступление; зло человека — его антропологический проступок. Каждый подозревается в той юрисдикции, в какой подсуден.
/
Р.ГАЛАНИН (Ю.Кузину)… Бибихин -словоблуд, не надо из зависти замешивать в свои бредни хороших ученых.
/
Ю.КУЗИН (Р.Галанину)… О, так налицо панегирик в честь академической скуки))) Что такое "хороший учёный", Рустам? Просветите... Я знаю лишь два типа сухарей: 1) те, кто не следуют моему девизу: аргументируй или уходи, т.е. не делают ни первого, ни второго; 2) те, кто следуют моему девизу, но вместо аргументов, т.е. изгваздывания о кромку бытия/ничто, одаривают неучей школьной латынью, которую, как обновки, таскают с блошиных рынков)))
Комментарии
Юрий Кузин, 10 Январь, 2022 - 11:52
"В поисках себя я искал Тебя. Когда нашел себя, я понял, что Ты - это я".
Эх, вам бы схемы расстановки мин организовывать для военных или лабиринты проектировать - да сто пудов, никто оное не пройдет! - ...может есть малость огорчительное для вас - и вы тоже не пройдёте, но думаю это вас ничуть не огорчает...
Ничто - мысль, поскольку она присутствует/отсутствуя, т.е., будучи самоё-само, не супервентна ни к физическому, ни к органическому, ни к биологическому, ни к социальному, ни к искусственному интеллекту. Мысль даже меньше не-сущего, т.е., даже не абсолютный минимум Николая Кузанского, поскольку бытийствует/ничтожится ни в бытии, и не в ничто, а на "кромке", в средостении, где полагает себе быть/не быть таковой. В итоге, чтобы уяснить ранее не-доуяснённое о существе существенного, требуется смена парадигмы Парменида, и возведение на престол универсалии Бытие-Ум/Нус-Небытие или Что-Ни-Что, в которой Ничто больше не бастард (элеаты), не "своё иное" бытия (Платон), не "недо-понятие" (Декарт), и не инструмент в спекулятивной онтологии Хайдеггера, фундирующий бытие, и только в этом качестве "подручного" принимаемый на постой. Без Ничто, как суверена, Бытие хромает. И только, выдвигаемые мной тринокулярные онтология-гносеология-метод-теория истины, вправляют сущему вывихнутый сустав. Нельзя рассматривать бытие, ничто и ум в отрыве друг от друга, говорю я. Есть/Не-есть ТРИНОКУЛЯР, - триединое вопрошание/ответствование соглядатайствующих деятелей (Лосский), каждый из которых складывает свои взгляды и свои существования (Dasein 1, Dasein 2, Dasein 3) на общую для троих плоскость узрения/усмотрения/со-бытия/со-ничтожения. Ведь, как я уже писал, истина - плод свального греха, а познание — не складирование знаний, но любовь и агапэ бытия-ума-небытия к плоду прежде неразделённой любви, который каждый носит под сердцем — к Богу, который есть отец всем нам, в отличие от Парменида)))
Мой трансцендентализм сводится к выходу за пределы монокуляризма трёх деятелей (Лосский), - бытия-ума-небытия. Существует то, что оказалось в фокусе трёх линз-монокуляров, на рабочей поверхности соглядатайства, где я смотрю, на меня смотрят, и мы созерцаем обоюдно. Существовать - пребывать в существе видимого/сокрытого, т.е. знать в складчину и быть этой складчиной доподлинно, а не притворно, но такое триединство трансцендентальных способностей, преодолевающих в акте соглядатайства (узрения/усмотрения) трансцендентальные иллюзии, достигается только в триипостасном (тринокулярном) субъекте...Такова моя философия.
Эх, почитал и понял - ваша наука мне не по зубам... - но всё же хотелось понять - а чего такого она вам то даёт в практическом плане или это у вас некие гантели для ума и всего лишь?
я нащупываю тропу. Мне нравится оцарапываться о сухостой...
Что остроумен это вы мягко сказали.
По аристотелю Бог это сущность а бытие движение. Подобное связывается только с подобным. Что нужно сделать чтобы Бога и бытие сделать подобными? Движение нельзя перевести в разряд сущности а Бога нельзя перевести в разряд движения. Бытие как сущность есть ничто, а Бог как движение тоже есть ничто. То есть в любом пересечении бытия и Бога имеем либо что и ничто либо движение и ничто. А с ничто и взятки гладки - ноль связать ни с чем нельзя.
Философические "тёрки" вокруг [тринокуляра] на ФБ Оксаны Гончарко, - крупного византолога и логика. https://clck.ru/akM4h
/
Оксана ГОНЧАРКО: Большой лайк Вашей статье на мозгоштурме про запрет Парменида. Я только так и не поняла, почему запрет? И как там лайкнуть Ваш текст но возможно, я не поняла потому, что я ещё не дошла до чтения основной части поэмы. Зависла на проэмии.
/
Юрий КУЗИН: Оксана, что до запрета. Речь о требовании не мыслить не-сущее как сущее. Конечно, сказав: «...τὸ γὰρ αὐτὸ νοεῖν ἐστίν τε καὶ εἶναι (…мыслить и быть — не одно ли и то же?)», а в другом месте: «одна и та же вещь и для мышления, и для существования» (В 6 DK), Парменид напрямую не запрещает уму операции с Ничто́ [Парменид, DK I, 217–246]... 6 (6) Но (эпохе) требование к воздержанию от пропозиций сквозит в следующем фрагменте... χρὴ τὸ λέγειν τε νοεῖν τ' ἐὸν ἔμμεναι· ἔστι γὰρ εἶναι, μηδὲν δ' οὐκ ἔστιν· τά σ' ἐγὼ φράζεσθαι ἄνωγα. [Гаспаров Москва, 38]. Но это "раздумай"звучит зловеще))) Быть тому, чтоб сказать и помыслить Бытное. Ибо Есть лишь «Быть», а Ничто́ — не есть: раздумай об этом! И далее следует императив …μόνος δ' ἔτι μῦθος ὁδοῖο //λείπεται ὡς ἔστιν· На этом пути остается Только то, что Есть», и здесь "раздумай" превращается логикой высказывания в "применяй", в "следуй правилу"))) И спасибо за добрые слова - этого достаточно, чтобы я продолжил своё исследование...
/
Я поделился с Оксаной опытом со-мыслия с Сергеем Борчиковым, и перца в диалог добавил Рустам Галанин, - известный антиковед и философ.
/
Рустам ГАЛАНИН: Пресвятая Богородица, трэш-то какой! (Трэш от англ. trash — мусор, - Ю.К.)
/
Юрий КУЗИН: И это все Ваши аргументы, Рустам? А ведь мы, кажется, были друзьями, и я никогда не опускал планку диалога с Вами до бульварного чтива... Говорите, что угодно, только не приплетайте Богородицу, - для левака это vulgarité....
/
Рустам ГАЛАНИН:А я христианский социалист, а не как Вы выразились, "левак" (левак - это рабби Регев), и в Бога верую, и в Пречистую Деву, и Вас считаю своим другом. Но дело-то в том, что Парменид, сын Пирета, ничего не знал о бинокуляре и тринокуляре (а равно о родовспоможении и блошиных рынках), не знал он ничего и об этих бессмысленных логических крестиках, ноликах и крючках - губителях мысли, и to auto estin noein kai einai - это не вопрос, но утверждение. Вы лепите Парменида по образу и подобию своему, аки Господь сотвори человека в день шестый. C'est pas vulgarite - c'est verite)) И еще важно : "Но Делёз вряд ли бы додумался до того, что не человек, а некое со-бытие или бездорожье могут мыслить" - но он как раз до этого и додумался, мыслит не человек вовсе, а, если угодно, коллективная сборка, концепт как событие, машина в конце концов, т.е. человек вообще не мыслит, мыслят концепты в нем, извлекаемые из трансцендентального бессубъектного поля конесистенции, мыслят даже клещи в рамках своих семантических страт, мыслит коцепт-событие. Вспомните с чего начинается 1 том Кап. и Шизо. - он начинается с ça - Оно, оно желающее, мыслящее и т.д.
/
Юрий КУЗИН: Спасибо, Рустам, что "трижды" не отреклись))) Хотя, признаться, я уже втиснул Вас между строк романа/трактата "ЛЮЦИФЕРИАДА" (литературный журнал "Москва", № 3-4, 2022 г.). Там есть пассаж: «Я поместил своё фото с кондукторской сумкой наперевес в социальных сетях. А, выдав себя с головой, почувствовал, как светло и легко стало на душе, словно Господь сподобил взять крест юродства, чтобы стыд, зардевшись на щеках, содрал коросту себялюбия с моего ума. И разве кроткий не тот, кто хлебнул с чужаками сиротских щей из одной миски? И что с того, что от меня отшатнулись как от прокажённого. Разве «друзья», узнав, что Бёме тачает сапоги, Спиноза — шлифует линзы, Руссо — переписывает ноты для оркестрантов, трижды не отреклись от них как Пётр от Христа, о котором Иисус сказал: «…на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Матф.16:18). И потом, мне нет дела до Делёза. У Делёза мыслит "концепт", что ≡ S(x)/S(∞). Но концепты, увы, не могут мыслить, - они лишь плоды ума. А вот бездорожье, будучи деятелем (Лосский) - может. Повторюсь, идеи ландшафтятся. Мысль и есть со-бытие, расквартированное в пейзаже, становящемся пленером, где само-порождается из потока актов, которые она разворачивает/сворачивает из точки Гилберта до Универсума и обратно. Мыслит со-бытие, а не мозг, не коллективное бессознательное или Вселенная панпсихистов/панлогистов (Д.Чалмерс, Э.Деннет и др.). Топология мысли записана убористым почерком на местности, где каждое деревце, километровый столб, гидрант или «зебра», выступают в роли повивальных бабок. Мыслит не человек, мыслит со—бытие, расквартированное в ландшафте, где locatio умопостигаемого редуцируется со—мыслием субъекта и бездорожья...Отсюда, мысль - складчина со-мыслящих, со-чувствующих, со-полагающих членов триады бытия-ума-небытия... В более широком контексте о методологии схватывания не-сущего, небытия, ничто Вы можете посмотреть в ряде моих работ https://clck.ru/VhbzA
/
Что до Парменида. Ваш пиетет текстолога восхищает. Ничего, кроме текста! Ура! Но, что-то я не нахожу у сына Пирета, и прочих представителей, так называемой рационалистической традиции, ни одного аргумента в пользу "Есть". Куда ни кинь взгляд - апелляции к очевидности. Но если очевидности отказано в праве ходатайствовать за ничто, то почему бытию всё сходит с рук? На чём строит Парменид своё "есть"? На кажимости. А я требую равных прав и для не-сущего в удостоверении. Пусть те, кто верят на слово Пармениду, доказывают существование сущего, не прибегая к естественным установкам, догмам/доксам, а исключительно - к пресуппозициям, пропозициям и импликациям... Я за агон, чёрт возьми. А Вы, Рустам, вымочили в солёной воде шпицрутены и дышите в затылок очереди из добропорядочных отцов-элеатов, которым приспичило преподать урок выскочке Кузину)))
Рустам ГАЛАНИН: Юрий Кузин но всякая пресуппозиция как условие возможной истинности или ложности пропозиции сама вытекает из некой объективной видимости/данности, поэтом непонятно, каких таких пресуппозиций - помимо того, что estin (есть) –Вы требуете от Парменида. Горгий произвел инверсию и заявил в качестве пресуппозициии ouk estin/einai, полагая, что последняя столь же очевидна (был человек и помер, и что? Вот вам и ouk einai/me on estin. Мне, кстати, сегодня сон приснился: подходит проф. Афонасин и говорит, напишите "историю Небытия" (так называется диссертация одного горгиеведа Майкла Бакаукаса))), а я говорю, мол, этим больше не запариваюсь, разве что за большие деньги)) https://clck.ru/akTwy
/
Юрий КУЗИН: Жаль, что посапывал в другом сюжете, а то непременно бы предложил куда более красивое название для диссертации Майкла Бакаукаса - СМЕРТЬ НА СНОСЯХ, но, увы, Sede vacante не долго пустовал. Ведь я уже назвал так вязанку атомов, которые клокочут в моём горле, когда блеск белоснежной рубашки Армани застит Вам взор)))
Сергей БОРЧИКОВ: Про Парменида
Парменидом занимался очень вдумчиво, даже переводил куски его поэмы. Но вся поэма составляет 169 строк, из них почти половина общегуманитарных, проходных. А оставшихся - такой мизер, что не позволяет делать далеко идущих выводов. Можно только вольно интерпретировать как в ту, так и в другую сторону.
Практически без сомнения можно утверждать три факта:
1) Парменид ввел в философскую культуру категорию "Бытие", я бы даже сказал не категорию, а термин - εἶναι, который за почти 3000 лет вырос от термина до понятия у Платона и Аристотеля, затем до универсалии и категории у схоластиков, и наконец до трансценденталии у Хайдеггера. Но аппроксимировать всю эту 3000-летнюю история в единичный акт введения термина - большая натяжка и вольные интерпретации.
2) Парменид увязал термин "бытие" с термином "ἔστιν", отвязав от отрицания "οὐκ ἔστιν".
3) Поскольку термин ἔστιν уже до Парменида нес функцию мыслительной связки "есть", то получилось автоматическое умозаключение о связи бытия и мышления (вплоть до тождества) посредством этого "есть". Хотя это умозаключение не совсем корректно. Имеются и исключения, и ограничения. Последующая истории философии это хорошо показала.
Вот, пожалуй, и вся метафизика Парменида.
Остальное домыслы, отмыслы, примыслы, к этим трем пунктам, в зависимости от интерпретационного искусства толкователя и его личной метафизической концепции. Хотя очень маленькая база, чтобы что-то на этих пунктах строить.
Summa summarum 10-го семинара по диалогу Платона «Парменид» И.Протопоповой.
После семинара, который я прослушал, стало очевидно, что понятие Ничто́ всё ещё не конвенционально - status quo ante bellum. Оно нуждается в основоположении, всё ещё оставаясь проблематическим понятием Канта. Мой призыв: назад к Горгию! не означает ревизии онтологии, гносеологии и эпистемологии. Шеллинг настаивает, что всякий синтез достигается «противоборством (Widerstreit)» множества с изначальным единством, ведь без конфликта, без натиска, синтез недействителен, случаен. И только противоборство из бастардов превращает бытие и небытие в принцев крови, т.е. делает их союз, скреплённый Умом/Нусом, законосообразным.
Таким образом, есть лишь один непротиворечивый подход к Ничто, - исследовать не то, чего не было, нет и никогда не будет, а бес-предметность, бес-субстратность, бес-субстантивность и бес-предикативность дискурса о не-сущем. Ведь, как мы полагаем, мысль и есть дом-ничто, поскольку не пребывает ни в бытии, ни в ничто, а на кромке, в средостении, которому она супервентна в отличие от физического, органического, биологического, физиологического, социального и искусственного интеллекта, к которым она не супервентна, т.е. мысль доподлинно присутствует/отсутствуя. Другими словами, мысль, как самоё-само Ничто, образует универсалию триаду бытие-ум-небытие, где противоречия снимаются в самом акте со-полагания, когда различение (ум) и различаемое (бытие/ничто) есть ОДНО и ЕДИНОЕ.... И об этом я подробно пишу, предлагая методологию схватывания не-сущего, познания не верифицируемого/не фальсифицируемого https://clck.ru/SRvvD.
Спросят: как же бытие соприкасается с мыслью, делая её существенной, т.е. наполненной предметностью, - и как ничто осязается мышлением, предоставляя уму депозитарий для интеллигибельного, плодов ума, и само место, с которого ум умничает, - чистую трансцендентальную способность к creatio ex nihilo идеальных объектов, а также чистый трансцендентальный субстрат, или машину, где, запущенные на все обороты шестерни, валы и пристежные ремни, производят идеальные объекты? О, как нелегко ответить на этот коварный вопрос! Но одно ясно: ни путь истины богини Парменида, ни путь мнения, на который, якобы, ступил софист Горгий, не приводят к цели, которая априори задана пытливому Уму/Нусу. Ибо для мысли нет ни истины, ни лжи, ни обоюдного. Отношение мысли к бытию/ничто куда сложнее тождества/различения Парменида/Горгия/Платона. Во-первых, мысль/мышление ≡ ∃/∄; во-вторых, мысль/мышление (→) бинарный объект М(х)/М(∞), в котором (⊤) свёртывание (⇒) мысли в точку Гилберта М(х) не оборачивается {} пустым множеством, равно как и разворачивание/распаковывание (→) идеальных размерностей до масштаба Универсума М(∞) не становится (∞) числом множеств/подмножеств с какой угодно мощностью (#A) этих множеств.
Что до ничто, как различения, т.е. априорного условия ума, нетождественного сущему, то при всей привлекательности этой мысли Платона, нельзя согласиться, что не-сущее, как иное, различает и наполняет бытие множественным, т.е. инобытием. Ничто суверенно различает только в-себе и для-себя, и различает иначе, чем бытие — роды сущего, как своё иное (греч. τὸ ἕτερον, ἕτερος ἄλλοτι; лат. aliud, alteritas). И если Ничто и обнаруживает инаковость, то не по отношению к бытию, сущему, существенному (чтойности), а по отношению к имманентно-ничтожащему-себя-априори, с помощью которого небытие различает в-себе ино-ничто, как перенос (контр-перенос) или за-ничтойность.
Таким образом, своё иное, свою ассерцию внутри негации, носят под сердцем как плод взаимной любви и агапе и бытие, и небытие, и Ум/Нус. Эта ассерция — не свальный грех, а соитие трансцендентальных способностей бытия-ума-небытия, которые, преодолев трансцендентальные иллюзии, конституируют свой трансцендентальный предмет. Здесь мы допускаем, пусть и своеобразную, разумность каждого деятеля, члена триады, что делает мысль/мышление и кровотоком, питающим бытие/ничто, и инструментом шунтирования сосудов ума. Таким образом, различение имманентно бытию-уму-небытию не как единичное/особенное, а как всеобщий принцип, что мы называем тринокулярным соглядатайством. Понять этот казус нам помог Горгий — софист, судебный оратор и пересмешник.
Санкт-Петербург, 23.01.22 г.