Фридриху Ницше посвящена книга "Море Ницше" (2000 г.) с ритмичными переложениями текстов некоторых его произведений. Музыкальная презентация на авторском сайте "Семь Морей".
Биографическа справка
Фридрих Ницше (Friedrich Nietzsche) (1844-1900), немецкий философ и поэт. Родился в деревушке Рёккен близ Лютцена (Саксония) 15 октября 1844 года. Его отец и оба деда были лютеранскими священниками. Мальчик был назван Фридрихом Вильгельмом в честь правящего короля Пруссии. После смерти отца в 1849 году воспитывался в Наумбурге на Заале в доме, где жили его младшая сестра, мать, бабушка и две незамужние тетки. Позднее Ницше стал посещать знаменитую старую школу-пансион Пфорта, а затем учился в университетах Бонна и Лейпцига, где углубился в греческую и латинскую классику. В лавке старых книг в Лейпциге он однажды случайно обнаружил книгу "Мир как воля и представление" немецкого философа Артура Шопенгауэра, которая произвела на него сильное впечатление и повлияла на дальнейшее творчество.
В 1869 году Ницше, опубликовавшего уже несколько научных статей, но еще не имеющего докторской степени, пригласили занять кафедру классической филологии в Базельском университете в Швейцарии. Став профессором, Ницше получил и швейцарское подданство; однако во время франко-прусской войны 1870-1871 годов записался на службу в прусскую армию в качестве рядового санитара. Основательно подорвав здоровье, он вскоре вернулся в Базель, где возобновил преподавательскую деятельность. Стал близким другом композитора Вагнера, жившего тогда в Трибшене.
Здесь - предисловие к книге, небольшая часть из посвящённых гению стихов...
МОЙ ВЕНЕЦ
О, мой смеющийся Венец!
Венок из роз благоуханных,
Изысканных и долгожданных,
О, Заратустра, Мир сердец!
Танцор - дитя на крыльях неба,
Легчайший дух, любимый друг,
Дарящий радуге весь круг...
И аромат ржаного хлеба...
Ты мне и брат, и сын, и дед,
Весёлый дьявол, вздорный бог,
И добродетель, и порок,
Ты самый дальний, юн и сед...
Влюблённый, жёсткий и терпимый,
Чей смех как молния летит,
Чей дух великое творит,
Ты мой единственный любимый...
Автор плэйкаста: МгновениЯ
Создан: 20 сентября 2007 21:20
СЛАДКИЕ МИНУТЫ
О, эти сладкие минуты!
Янтарных ягод винограда
Они сочнее! В них награда
За те часы, где были путы...
За дни, где были лишь попытки
Понять себя, узнать сей мир!
Минуты нынче - чудный пир!
На ткани жизни - злато нитки.
Моя душа! О, Персефона!
Золотошвейка молодая,
О чём мечтаешь, вышивая
Рельефный профиль Пифагора?
Тебе миры Богов тесны?
Ах ты, шалунья, хочешь знать
Земную сладость и понять
Моих ночей волшебных сны?
Сегодня утром два цветка
Я вспоминала белоснежных
Средь бирюзовых травок нежных...
О чём был сон, скажи, сестра.
Как ты его растолковала?
Что предрекают те цветы?
Ты продлевать умеешь сны,
Сними запретов покрывала...
О, эти сладкие минуты!
Вкуснее персика они.
Твоя награда, объясни,
Не назову ли их я... путы?
УЧУ Я ВАС
Ты говоришь: - Учу я вас... Вы у меня
Должны сначала научиться! - Почему?
Твою теорию люблю, но превзойду!
Вначале ты меня учил, теперь уж я...
Но не тебя учу, конечно, дорогой.
Себя саму своей теории о жизни.
Я формирую и оттачиваю мысли
С единой целью превзойти себя самой...
Подобно мне и ты стремился молодым
Превосходить своих седых учителей.
Я так люблю тебя в ладу Семи Морей,
Но без зеркал твой дух становится... чужим.
И я свою лишь слышу Волю, глас Её,
А дух сердечный говорит: - Пойми Меня!
Я уникален тем, что ты - моя земля,
Подножье той вершины, где всё, Всё - Моё!
Движенье к цельности свершается затем,
Чтоб Солнце новое взяло планеты в плен...
И одинокого любовника тропа
Высокогорному Сознанью суждена...
((()))
Ты не нашел тогда меня в кругу друзей
Лишь потому, что я жила в душе твоей.
Теперь в моей душе живёт твой гордый дух,
Но я обязана уйти в Одно из двух...
ДРУГУ
Чему же так ты опечалился, мой друг?
Пройдя Великий путь, победы и паденья,
И одиночество годов долготерпенья,
Что замыкает много раз порочный круг...
Чему ты радоваться в жизни перестал,
Когда она тебя дразнила и ласкала,
Пленяла кудрями златыми, убегала,
И восхищалась, и любила... Но настал...
Великий Полдень Силы Духа твоего.
И ты не смог расстаться с ним, как было раньше,
Когда великое казалось много дальше,
Так Кругом Вечного вращенья суждено.
Уж не устал ли ты от долгого пути,
От пиков горных и чернеющих ущелий,
От неприятия людей, их жажды мщений?
Увы, меня ты разуверился найти...
Об этой встрече ты мечтал, в неё ты верил,
И каждый раз тебя ошибка поджидала...
Когда другая плечи жарко обнимала,
Ты видел всё до дна, но бездну... не измерил.
Твоя надежда в одиночество ушла.
Да как иначе на Земле любовь найти,
Что неизменна и сияет на пути
И днём и ночью, как златые купола...
Ты звал её нежнейшим именем... моим!
Но иногда звал злою Мудростью и Жизнью.
Ещё ты звал меня кокетливою Мыслью...
Но ни единожды ты не был мне чужим...
И лишь смеясь, я назову тебя “чужой”,
Ведь сердце тотчас застучит от возмущенья.
Любое слово - это духа угощенье!
А дух мой - Ты, единый, вечный и живой!
В полдень
О, эти чудные Слова - мгновенья прозы!
Вас не заменят даже рвущиеся грозы,
И вспышки молнии на небе Древа Жизни
Не отразят глубины ваши, Светомысли!
Но не сказать вас - значит, мир не обрести
С миндалевидными глазами на пути,
И не попасть в кипящий смерч, Водоворот,
Да не влететь в звучащий звёздный хоровод...
И вот поэтому, (о, проза) вас, Слова,
Произнесу я на распев - поёт листва,
Чтоб в спелых ягодах плодов своих узреть
Начинку сладкую, хоть с горечью на треть...
Великолепные, жемчужные Слова!
Вас Заратустра подарил мне навсегда...
Одно другого может быть необходимей,
Когда полвечности всей Вечности правдивей...
Автор плэйкаста: МгновениЯ
Создан: 27 марта 2009 16:25
ПРО ТЕБЯ, ПРО ГОСПОДИНА
Я люблю всё, что едино...
Фридрих, ты во мне, как ось...
Но откуда всё взялось,
Где златая сердцевина...
Я живу в твоих строках.
Это связь живых Времён,
Всех, кто истинно влюблён.
Это ты звучишь в стихах...
- Нет! - скажу своим сомненьям.
- Да! - скажу твоей мечте.
Не из жалости к судьбе,
А из Воли к про-Явленьям.
Можно ль мне не повториться,
Если в сердце резонанс,
Если с шуткой реверанс,
Можно ль мне не засветиться...
От того, что в нас едино,
От того, что я люблю,
Говорю, пишу, пою...
Про тебя, про Господина...
Письмо к Ницше
Люблю над временем тебя,
Где нет длины у расстояний,
Нет встреч и также расставаний...
Ты - Небо, я - твоя Земля...
Всегда мы вместе, хоть в часах
Мое капризнейшее тело
Творит все то, что захотело,
Но дух мой здесь - в твоих глазах.
- Да это зеркало души, -
Так говорят земные люди,
Съедая ягодки на блюде,
Не зная ягод Тишины...
Хотя и думают подчас,
Что глубину воспринимают,
И понимают, что читают,
Но дух их... в тяжести сейчас...
Люблю над Временем тебя,
И опускаю вниз, в часы
Твои слова, твои мечты,
И Заратустру, и себя...
ТУМАН
Как дивно думать о тебе, как бы о том,
Кто понимает хоть мгновеньями меня
И Заратустру, да и сказки бытия...
Святой обман... самой себя?
Пусть грянет гром!
Я заслужила сей обман своей волною,
Ведь лишь она "виновна" в пене и тумане...
Как сладко плыть по Океану мне волнами
И думать только о тебе, и быть.. тобою!
Но для тумана сам туман уж не обман!
А жизнь волшебница, поток неукротимый,
Что между небом и волной плывёт, игривый
И неподвластный разным мнениям - Султан.
Дополнение:
Афоризмы Ницше в новых ритмах
http://stihi.ru/2006/08/11-1487
Книга "Море Ницше" - http://sseas7.narod.ru/Nitzsche.htm -
Речи Заратустры в ритмах - в журнале http://zhurnal.lib.ru/editors/f/feano/
+
Публикация фрагментов книги "Море Ницше" на сайте -
http://www.nietzsche.ru/influence/literatur/
+
тема на форуме сотворчества "Галактический Ковчег" - http://kovcheg.ucoz.ru/forum/86
Комментарии
Фрагмент книги
ПЕРЕВОД ПРОЗЫ
ИЗ КНИГИ «ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ,
СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ»
ОТДЕЛ 1 О ПЕРВЫХ И ПОСЛЕДНИХ ВЕЩАХ
-14-
Отраженное звучание
Когда волна, что называют Настроенье,
Так велика, что заставляет в нас звучать
Все то, что памятью закрыто на печать,
То пробуждаются как эхо ощущенья...
Они расталкивают память в водопад,
И сочетанья чувства с мыслью, наконец,
Летят как молнии искрящихся колец,
И образуют мыслепад и звездопад...
А говорят как бы о чувстве божества,
Как о Единстве, что весь мир объединяет,
Хотя в действительности... Слово проверяет
Твою готовность быть песчинкой Существа...
-16-
Явления и вещь в себе
О сложных темах... да в стихах... уж мудрено.
А вещь в себе... сложна и в прозе. Но... грешно
Не попытаться кое - что сказать мне вслух...
Философ прав, коль истолковывает двух:
Само явленье и того, кто созерцает.
А мир троичен, мир извечный это знает...
Что между тем и этим связь - соображенье!
Оно - суть мысли, отраженное движенье.
Чтоб осознать, мы останавливаем Время,
И в неподвижную картину сеем семя...
Оно растет, как и обычно, но всегда
Неповторимо! Вещь в себе - себе верна.
В происхождении мышленья - Было Слово!
В многообразии же мира... все не ново...
По существу же, вещь в себе - как пустота,
Когда нет мысли, суть ясна и так проста...
-33-
Заблуждение о жизни необходимо для жизни
Вот “заблуждение о жизни, необходимое для жизни”,
Где размышляет Ницше строго
О том, что жизнь нам не от бога,
Что каждый видит из себя,
Что жизнь - ловушка, западня...
Что люди верят в ценность жизни
Лишь от убогости их мысли...
Обыкновенный человек
И не поймет себя вовек...
Но, если б мог он постараться,
До Человечества добраться,
То, видя всю его бесцельность,
Он впал бы в гнев, где беспредельность.
А, научившись сознавать
Себя той частью, где опять...
Цветы на дереве цветут
И красоту в сей мир несут,
Он смог понять бы сопричастность
С Природой жизни, где всевластность
Царит без счастия и зла,
И... расточает, что взяла...
Тогда лишь можно сознавать,
Что заблужденье - жизни мать,
Что расточать себя в миру
Способен гений на пиру,
И лишь его - то заблужденья
Необходимы для спасенья!
Вариант 2
Вот “заблуждение о жизни, необходимое для жизни”,
Где размышляет Ницше строго,
что жизнь дана нам не от бога...
Что каждый смотрит “из себя”,
что жизнь - ловушка, западня...
О том, что нет без заблуждений
мечты великих поколений,
Без искажений нет прямых,
как без медяшек золотых,
Ведь объективность не увидишь,
Вне субъективности не примешь...
И не оценишь, как судья,
коль ценит все не бог, а “я”...
Зато река всех заблуждений...
века течет без напряжений,
И без препятствий на пути,
стремясь к Обители прийти,
Припасть всей сутью к Океану
без торжества и без обмана,
И все забыть в волшебный миг,
осознавая, что достиг...
Предел великих заблуждений,
“Незабываемых” свершений,
Предел величия ума,
Чем одаряет иногда...
Судьба мечтателей, пророков
в земных проталинках и сроках...
Да слиться с Целым и мечтой,
Став Океанскою волной.
Как можно жить без заблуждений,
Коль невозможно вне течений
Проплыть рекой времен Земли
И Океан... в себе найти...
И вот, он дарит нам цветы
своей судьбы, своей мечты,
Их ароматом покоряет,
своим волненьем увлекает
В теченье мысли мудреца,
в чертоги дивные Отца...
Но... называет их не так,
как нам привычно...
Это знак,
Что называют заблужденьем,
Необходимым потрясеньем,
Несовершенством человека
в оковах суетного века,
Что в каждом имени земном
скрывает тайну под замком.
Нам Ницше дарит плод ума,
пытаясь все понять до дна...
...далее - http://kovcheg.ucoz.ru/forum/86-1204
***
Единство есть Закон Бога!
Глава из книги "Море Ницше"
О любви к ближнему
Солжет, кто скажет вопреки основе Знанья,
Но лжет и тот, кто скажет, так же вопреки,
Увы, незнанья своего - его грехи -
Вы говорите о себе... без пониманья!
Когда общаетесь с другими, лжете вы
Насчет себя! Глупец добавит, что "Общенье
Характер портит, и в ущерб обогащенья"
Коль нет характера, то вы вдвойне лгуны...
Вы жметесь к ближнему! Конечно, есть причина!
Слова красивые слагаете в букеты,
Иль посвящаете волшебные сонеты,
Не понимая, что скрывает та личина...
Любовь дурная к самому себе - вот то,
Что называете вы к ближнему любовью...
Вы только учитесь полезной этой ролью,
Пытаясь сделать добродетель из сего...
Насквозь я вижу бескорыстие гнилое...
Да просто... «Ты» намного старше роли «Я».
«Ты» признает священным каждая семья...
Любовь же к ближнему - занятия пустое.
Любите дальнее и будущего зов!
Любовь к вещам и даже призракам я ставлю
Над той любовью к человеку, что ославлю...
Союзом дружеским блистательных умов!
Перед тобой витает призрак, он прекрасней
Тебя, мой брат, так почему же плоть свою
Не отдаешь ему, а ищешь колею
В глазах у ближнего? Что может быть напрасней...
Вы не выносите самих себя, беда...
Вы не достаточно любить себя могли,
И соблазняете ближайшего: - Прими! -
Чтоб заблуждением его питать себя.
Невыносимыми они должны бы стать,
Все те ближайшие, чтоб истинного Друга
Создать смогли бы вы вне замкнутого круга.
Сверхчеловека из себя могли б создать.
Из переполненного сердца своего
Смогли б зажечь звезду, танцующую вольно,
Чтоб никогда не слышать слов - С меня довольно! -
Чтоб та звезда рождала Времени струю...
Но... приглашаете свидетеля тогда,
Когда хвалить себя хотите... Перед кем?
Его склоняете к восторгам, но... Зачем?
Да оттого, что к Другу... слепы вы, пока...
Любовь дурная к самому себе! Вот то
Что называете вы к ближнему любовью!
Вы только учитесь убогой этой ролью.
Кому - тюрьма, кому - игра с судьбой в лото...
И Одиночество... становится тюрьмою,
И начинаете... бояться вы его!
Я не люблю всех ваших праздников за то,
Что лицедействие становится судьбою...
Любовь же к ближнему оплачивает дальний...
Поразмышляй над этой фразой, хоть немного...
Кто... третий лишний, и куда ведет до-рога...
А после... рога что же ждет тебя, миндальный?
Но не о ближнем я учу вас, а о Друге!
Пусть станет Он для вас преддверием Его,
Сверхчеловека, что живет в вас глубоко...
Пусть он спиралью разорвет печать на круге.
И станет праздником Земли, рекой даров,
И переполненною чашей ваших знаний,
И... завершением основ у Мирозданья...
И... целым Космосом за зданьями миров!
Подобно искре, что рождает Да и Нет,
И становление Добра и Зла, и Цели,
Пусть он сомкнет тысячелетья на прицеле,
И пусть причинностью своей рождает Свет!
Солжет, кто скажет вопреки основе Знанья,
Но лжет и тот, кто говорит в плену тщеты
Того незнанья своего из плена тьмы...
Не говорите о себе без пониманья.
Так говорил мне Заратустра...
http://www.nietzsche.ru/influence/literatur/feano/
Море Ницше - предисловие к книге…
Автор плэйкаста: МгновениЯ
Создан: сегодня, 15:57
С ВЫСОКИХ ГОР
“По ту сторону добра и зла”
Заключительная песнь
О, полдень жизни дивный! Ты - пора рассвета!
Тревожным счастием душа моя согрета.
Я жду друзей своих с утра и до утра...
Где вы, друзья души... Придите, уж пора!
О, не для вас ли глетчер мой оделся в розы!
Вас ждёт ручей... К нему, забывши бури, грозы,
Стремятся тучи с нежной выси голубой,
Чтоб вас приветствовать воздушною толпой.
Здесь Пир готовлю я друзьям, как звёздным Далям...
Они со мною, словно бездны под миндалем...
Где царства равные владениям моим?
Вас ждёт мой мёд, я угощаю нынче им!
- Вот вы, друзья! - Но... горе, вижу я, что вы...
Вы не ко мне пришли… и чем - то смущены...
О, лучше волю гневу дайте... Так ли я
Уж изменился, что бежите вы меня?
Я по глазам читаю - стал совсем чужим
Себе и вам, и лишь борьбою я движим...
Наперекор судьбе я сам с собою бился,
Восстал и... нынче изнемог, и утомился...
Искал я край ветров, но брел я по пустыне
Полярных стран бесплодных, хладных и поныне...
Забыв людей, восторг и брань, забыв богов,
Я нынче призраком блуждаю среди льдов...
Друзья былые! Ужас вас, как льдом, сковал.
Вам плохо здесь... Ловцом я серну бы догнал!
Лесные глыбы гонят вас и вам страшны...
Здесь надо Быть, но вы бы жить здесь не смогли...
Я злым ловцом стал, лук дугою натянув,
Грозя смертельною стрелою, свет задув...
Бегите прочь от смерти! - Что... Они ушли?
Судьбы веленье, сердце верное, сверши!
Друзьям иным открой же дверь! Без сожаленья
Забудь былых... И ощути сердец движенье!
Одной надеждою ты ранее жила,
Судьба земная, нынче стала ты... бледна...
Любовь былая, как истлевшие листы
Ушедшей юности, забытые мечты...
Уж не друзья, а только призраки вы их,
Видения, образы и сны ночей моих...
Но говорите мне - Всё ж были мы! - Увы...
Слова увядшие желтеющей травы.
Влечение юности, не понятое мною,
Я вас подобными себе считал...
Собою!
Ужели старость разлучила нынче нас?
Лишь кто меняется, того я в сердце спас!
О, полдень жизни! Новой юности пора!
Я жду друзей своих с утра и до утра...
Тревожным счастием душа моя согрета...
Где ж вы, друзья души, придите!
Час рассвета!
Я кончил песнь... В гортани замер сладкий стон...
Полдневный Друг моих мечтаний...
Кто же он...
Зачем вам знать? Один... в двоих переселился.
И Праздник праздников настал!
Я вновь родился!
Здесь Заратустра -
Друг единственный, желанный...
Смеётся Мир,
Завеса сорвана, час Званный!
В объятья брачные со Светом Тьма сошлась,
С высоких гор... в сей Океан душа влилась!
Фрагмент книги
О видении и загадке
Сказки Суфиев
Вот на корабль прибыл он
...и все молчал...
Два дня никто не слышал слова от него.
Но лед сломался, и прозрачным стало дно
У сердца Странника.
Лед… влагу источал:
- Для вас, Искатели, что с дерзкими волнами
Готовы спорить, отвоевывая море!
Под парусами из надежды вы от горя
Плывете, Бездны покоряете сердцами...
Вы, опьяненные загадками своими,
В покрове сумерек на зов свирели чудной
Стремитесь к цели... и обманчивой, и трудной,
Наперекор судьбе с объятьями тугими...
И там, где можете вы сердцем угадать,
Вы ненавидите благие размышленья...
Но расскажу я вам загадку о виденье,
О духе Тяжести, что вам полезно знать...
Угрюмый шел я как-то в сумерках, а солнце
Уж не однажды... закатилось для меня,
И под ногой хрустела горная тропа,
Напоминающая глиняное донце…
Безмолвно шел я по каменьям вверх и ввысь,
Хотя мой дух спускался вниз по краю Бездны...
Проклятый демон! Он сидел на мне - полезны
Такие ноши иногда, но... - Берегись... -
Он - полукрот и полукарлик, да хромой,
Вливал свинец мне через уши в мозг, а мысли
Стекали каплями свинцовыми с той выси,
Где я карабкался, усталый и немой...
- О, Заратустра! - он насмешливо шептал,
- О, камень мудрости! Ты бросил высоко
Себя над собственной главой, но суждено
Любому камню падать вниз!
Иль ты не знал?
Приговоренный к самому себе, узнай,
Что каждый камень упадет твой на тебя!
Но я взбирался вверх и грезил:
- Ты иль я...
А голос мужества вскричал ему:
- Слезай!
Убийца лучший - это Мужественный зверь,
Что нападает под торжественные звуки,
И побеждает тяжесть горечи и муки,
И даже скорбь души - невольницы, поверь.
Смертельно Мужество для головокруженья
У края Бездны... Разве “Видеть все в себе”
Не означает “Видеть Бездны в глубине”?
Смертельно Мужество и для долготерпенья...
И сострадание убьет оно! О, да!
Ведь эта пропасть глубока, коль человек
Извечно всматривается... в короткий век...
И только Мужество спасает все года.
Лишь нападающее Мужество дерзает,
Напав на смерть и победив, ей так сказать:
- Так это Жизнь была? Ну что ж, ей погибать!
А я попробую еще! - и возрождает!
Глаза имеющий, увидит, ну а ты,
Имея уши, слушай песни Высоты...
((()))
И снова карлику вскричал я:
- Ты иль я!
Но я - сильнейший из двоих, ведь ты не знаешь
Глубин сей Бездны, о которой лишь мечтаешь,
Да ты б не смог вместить ее!
Слезай с меня!
И тотчас карлик спрыгнул с плеч моих и сел
На камень, съежившись, вблизи Златых ворот.
Мой путь лежал сквозь них...
Они... раскрывши рот...
Загадкой высились для каждого, кто смел.
- Взгляни, чудила же, на эти ворота! -
Я продолжал, - Две бесконечные дороги
Под ними сходятся - Мгновения чертоги!
Путь позади, конечно, Вечность, но и та...
Дорога в будущее, тоже, видишь, Вечность!
Смотри, название вверху ворот - Мгновенье.
Но, как ты думаешь, две Вечности Творенья
Всегда ли спорят меж собою в точке "встречность"?
- Прямое - лжет! - злорадно карлик прожевал...
- Сама же Истина крива, а Время - круг! -
- О, дух всей Тяжести! - сказал я с гневом вдруг, -
Не притворяйся, что легко ты все познал!
Я нес тебя наверх, уродец, но могу
Оставить здесь! Взгляни еще раз на врата:
Вот длинный вечный путь вперед, а вот и та...
Дорога вечная назад... Ведь я хочу...
Понять Мгновение!
Быть может, Все, что может...
Случиться здесь, уже случалось, и не раз!
Врата... и мы с тобой... и взгляд спокойных глаз,
Все вещи связаны так прочно... Кто поможет...
Понять Причины да их Следствия в Одном?
Вот этот сонный паучок при лунном свете?
Или сам Свет луны, струящийся в ответе...
О, сколько раз мы говорили здесь о том...
Должны мы вечно возвращаться во Мгновенье
И совмещать две эти Вечности в себе -
Я говорил все тише,
тише,
как во сне...
И вдруг, услышал...
вой собаки,
привидение...
А мысль тотчас меня
в ребенка обратила...
Я вспомнил детство...
и собаку при луне
С поднятой мордою,
дрожащую в тоске...
Что на невидимого призрака завыла...
Собаку страх объял от вида привидения!
А полный месяц круглым шаром встал над плоской,
И темной крышей, словно вор над ценной горсткой,
Да все прикидывал: удача... невезенье?
Я вновь услышал этот вой и вдруг очнулся...
Врата исчезли,
с ними карлик и паук...
И перешептывания наши, и испуг...
Я был в горах, но не один...
И вот, нагнулся...
Увидев возле той собаки... человека!
Собака прыгала, визжала рядом с ним...
Она вопила:
- Помогите! - всем святым...
Такого ужаса не видел я от века!
То... молодой пастух
хрипел
и задыхался!
А искаженное лицо без слов
кричало,
Ведь изо рта...
змея тяжелая торчала!
От отвращения и сам я испугался...
Смертельный ужас на лице его застыл.
Должно быть, спал он, как змея залезла в глотку,
И там впилась в нее зубами, как в решетку!
Моя рука змею рванула... но без сил...
Тогда из уст моих раздался крик:
- Кусай!
Кричал мой ужас:
- Откуси же ей главу!
Добро и Зло свились в Желание - Могу! -
И этот общий крик
летел из ада в рай...
О, вы, Искатели, что с дерзкими волнами
Готовы спорить, отвоевывая Море,
Так разгадайте и загадку в тихом споре,
Кто этот призрак был, и что же было с нами...
Кто был пастух, и что такое та змея?
И все видение пред самым одиноким...
Пастух главу ей откусил!
Плевком далеким
Ее он выплюнул, вскочил,
да как и я...
Смеялся смехом
просветленным и свободным!
Но это смех был не земного человека!
Желанье смеха - вот загадочная веха...
Что Жизнь, что Смерть...
Все стало мне теперь... угодным...
Так говорил мне Заратустра...
Утренняя заря, или мысль о моральных предрассудках :: Ницше Фридрих
Фрагмент
Основная идея культуры тонкого века.
– Теперь часто можно видеть такое культурное общество, душой которого служит торговля, как у древних греков душой общества было личное состязание, а у римлян – война, победа и право. Торговец умеет все оценить и притом оценить по нуждам потребителя, а не по своим личным нуждам, “кто и сколько людей будут потреблять это?”, - во т его вопрос вопросов. Этот тип оценки он применяет инстинктивно и непрерывно ко всему – к произведениям искусств, наук, мыслителей, ученых, художников, государственных людей, народов и партий, даже к целому веку: обо всем, что создается, он спрашивает; будет ли на это спрос, можно ли явиться на рынок с таким предложением, - спрашивает для того, чтобы установить цену на вещь. Этот прием становится характером целой культуры, приводится самым последовательным и аккуратным образом, направляет волю, силы: это – то, чем будите гордиться вы, люди будущего века, если правду говорят пророки торгового класса. Но и мало верю в эти пророчества.
Критика отцов.
– К чему касаться правды о недавнем прошлом? Потому что теперь живет новое поколение, которое чувствует себя в антагонизме с этим прошлым и в этой критике наслаждается первыми плодами чувства власти. Прежде было наоборот, новое поколение хотело полагать в основу своей жизни старину, и начинало себя чувствовать только тогда, когда оно не только принимало взгляды отцов, но и принимало их возможно строже. Критика отцов считалась пороком: теперешние молодые идеалисты начинают именно с нее.
Учиться одиночеству.
– О вы, бедняки в великих городах мировой политики, вы, молодые, даровитые, терзаемые честолюбием люди, считающие своей обязанностью при всяком случае (а случай не заставляет себя ждать) сказать свое слово! Вы, которые, производя таким образом пыль и шум, считаете себя колесницей истории! Вы, которые постоянно приглядываетесь к моменту, постоянно ищете момента, когда можно было бы приткнуть свое слово, вы теряете всякую реальную продуктивность! Пусть такие люди жаждут великих дел: они не способны произвести что-нибудь на свет; события дня гонят их перед собой, как мякину, а они воображают, что они гонят вперед события дня, - бедняки!
Предмет ежедневного потребления.
– У этих молодых людей нет недостатка ни в характере, ни в даровании, ни в прилежании, но им никогда не давалось возможности дать самим себе направление: и они с детских лет привыкли ловить направление. Когда же они стали довольно зрелыми для того, чтобы “быть высланными в пустыню”, с ними поступили иначе, ими пользовались, их воровали у них самих, воспитывали их для того, чтобы сделать из них предмет постоянного потребления для других, и внушили им соответственное учение об обязанностях, - и теперь они не могут отделаться от этого, да и не хотят перемены.
http://www.nietzsche.ru/works/main-works/morning-dawn/?curPos=2
Не таковы и нынешние молодые, талантливые люди?
***************
Новые публикации в ритмах, по книге Море Ницше
Песня тени Заратустры
Безжалостный охотник
Песня чародея
С белой завистью смотрю на Ваш поэтический талант, Феано, т.к. тоже иногда хочется выразить подобные чувства, возникающие от книг Бэндлера и Гриндера:
И как показывает ФБ-страница Ричарда Бэндлера, такие же высокие эманации бушуют у многих участников его тренингов по всему миру. Поэтому от себя и них, например, в такую строчку вполне можно было бы вписать имя "Ричард"..
Галия, спасибо, нашла в Википедии статью о Ричарде Бендлере, интересно.
Вы правы, мы вдохновляемся такими яркими личностями благодаря близости духовных структур, это как наведенное эл-м поле, индукция душевного состояния, сотворчество... Странным мне казалось то обстоятельство, что подобным образом резонанс вызывается совершенно разными личностями, казалось бы, совсем не схожими друг с другом... В первое время меня мучил вопрос, как я могу, признаваясь стихами в любви одному гению, любить столь же сильно других... Измена, непостоянство.. это же совсем не в моем характере. Не сразу, но поняла разгадку в себе самой... Так появились на свет проекции моего галактического "Я" - с древними именами: Эзоп, Гермес, Соломон, Орфей, Пифагор, Руми... а следом Ницше... и другие замечательные Авторы. Так проявилась память о древней Галактике Водоворот М51.
Затем возникла более сложная этическая проблема, каким образом результат сотворчества с такими великими людьми, точнее сказать, с энергиями их живых сущностей, можно отразить так, чтобы не задеть чьих-либо чувств любви к ним. Ведь если, к примеру, Оды или Песнь Песней Соломона в новом изложении будут подписаны моим именем, это будет неправильно, если же вообще не подписывать - тем более будет неэтично. Как определить настоящее авторство в случае сотворчества души, стремящейся к единению с духовной сущностью? Что бы вы сказали по этому вопросу?
Похоже, автора википедийной статьи Бендлер не вдохновляет.))
А официальное авторство нового изложения идей или парафраза произведения, разумеется, всегда принадлежит тому, кто взялся за работу их изложить по-новому или перефразировать - в новом стиле, на современном языке и т.п. Даже в том случае, когда автор хорошо знает их неофициального автора.)
Так вы, Галия, можете свою статью о Бендлере написать в википедию или внести коррективы.
Официальное авторство... ох, мне не очевидно это. Если идея или сюжет принадлежит Автору, ставшему классикой литературы или философии, то как возможно под интерпретацией поставить иное имя? Неофициальный автор - совсем не понимаю, как и что это?
В мире духовном Автор - Творец, а его настоящие соавторы те, кто поднялся до уровня Автора, пусть и мимолетным образом, в момент вдохновения. Так сохраняются родовые Имена - Гермес, Соломон, Пифагор, Орфей, Феано и другие... чьи первоначальные авторские тексты не сохранились в истории, но сохранилось авторство идей и трудов души. Поэтому появляются у меня новые Басни Эзопа, Оды Соломона, Учение Гермеса и т.д. без указания имени интерпретатора. Но за такое безымянное соавторство получаешь лишь пинки и назидания от профи, как я сегодня - получила в одной из своих мастерских - Эзоп.
В связи с этим и возник мой вопрос.
Так же и в отношении идей, мыслей Ницше, если облекать их в новую форму близко к имеющемуся авторскому тексту. Вот и возникает вопрос, это не перевод, но переложение, а как указать авторство интерпретатора?
Под "неофициальным автором" я тоже имела в виду Творца. Или "даймона".. как бывает, когда пишешь "в потоке", будто под диктовку стоящего рядом Мастера.)
Посмотрела диалог в Вашей мастерской - вопрос, конечно, интересный.. поразмышляю вслух, т.е. письменно.
С одной стороны, претензия обоснована: есть некое очерченное пространство мировой культуры с её культовыми символами, и хорошо бы их поберечь для следующих поколений, чётко указывая имя автора, жанр и его место в хронологической ретроспективе в переводах, интерпретациях текстов, вольных парафразах на тему и т.п, чьё отдельное авторство тоже официально признаётся. Пусть, даже не без исторических казусов.. но всегда есть силы, наводящие какие-нибудь там порядки в этом пространстве.
С другой стороны, Вы говорите о "родовых именах" и "не сохранившихся в истории текстах", которые вдохновляет как бы сам Мастер, не успевший записать их в своё время. Это уже жанр, близкий по сути к ченнелингу и он вневременный. Возможно, здесь достаточно пояснить (читателю) свою роль автора-"приёмника" в таком со-творчестве. Блаватская, Рерихи, Профиты и многие другие открыто говорили о своих Мастерах, но в мировой литературе остались авторами записанных ими текстов.
Третий жанр, и он тоже имеет право быть, это - абсолютное фэнтази, где авторы свободно перемешивают эпохи, идеи, имена и персонажи, создавая свои миры. Но почему бы нет? Идеи - они и в Африке идеи, всё остальное - условности, а дух дышит, где хочет. Единственный минус, этот жанр имеет узкий круг читателей: его понимают (и ценят) только те, кто много чего понимает, а таких пока чего-то мало. Но думаю, авторов это не должно смущать.
Спасибо, Галия!
Творец, мать его, где его Мать?
По отношению его сына к его Матери можно судить о зрелости его сына. Может ли какая-либо женщина быть дороже Матери (сильной женщины, владычицы любви)?
А судьи - кто?)
Совесть - лучший судья. И человек жизнь проживет правильно, если жизнь не заставит его об этом задуматься.
Мать Творца - Сознание,как и мать всего остального живого.
Поистине так, Эль-Марейон, поэтому мы и пытаемся изучать Её, отражать, умножать... а можно понять лишь любовью к Матери, Её Природе.
О человеческой мудрости
Не высота страшна,
а склон!
Где взор срывается твой
вниз,
Рука же ищет верх - карниз,
Чтоб удержаться...
Рвётся стон,
Трепещет сердце,
разрываясь
От раздвоения сей воли...
Кто знает двойственность неволи,
Живет...
в мгновенье погибая.
И вот,
мой
склон..
Опасна
склонность,
Взор ввысь летит,
а руки - в бездну:
Коль не взлечу, то уж исчезну!
Опора - люди... иллюзорность...
К Сверхчеловеку устремлён,
Хотя живу среди людей.
Слепой, не знающий цепей,
Мечтой и Верой ослеплён...
О, люди,
вас не вижу я...
Вас тьма вокруг,
я вас..
не знаю...
На перекрестке я
взываю:
- Кто хочет обмануть меня?
Вот мудрость первая моя:
Я позволяю обмануть
Себя другим. Что ж не рискнуть!
Ведь ваш обман мне - якоря...
Моей судьбе угодно то,
Чтоб без опаски здесь я жил,
И даже с грязных вод бы пил,
Но сам был, словно решето...
А сердцу так я говорю:
- Несчастье, видишь, ускользнуло,
А счастье в водах утонуло,
Так насладись тем, что живу!
Тщеславных больше я щажу,
Чем гордых - мудрость вот вторая.
Так шепчет Гордость, умирая:
- Я Нечто большее рожу!
Но оскорблённое Тщеславье
Всего лишь мать земных трагедий!
Актеры с масками комедий -
Её наследники - бесславье...
Они для зрителей играют,
Весь дух лишь в этом их желанье:
Аншлагов и рукоплесканий...
Зато... от скуки исцеляют.
Люблю смотреть на них, смеясь.
Врачи тоски! Я их щажу,
И интерес к ним нахожу,
Их редкой скромности дивясь...
Я сострадателен и добр
К тому, кто хочет научиться,
Как к вере сильной приобщиться.
Коль ест с моих он рук, то бодр...
Он верит лжи, что вы о нём
С приятной миной говорите.
Он робко просит: - Ах, поймите,
Что я такое? Дверь, проём?
А третья мудрость в том, что я
Не допущу, чтоб трусость ваша
Скрывала злых, как полна чаша
Скрывает дно, где ждет змея...
Я счастлив видеть чудеса,
Что знойным солнцем рождены:
Гремучих змей, волков судьбы.
У злых, поверьте, есть краса...
У них есть будущее, да!
О нём не стоит забывать.
Они способны засверкать,
Как вновь рожденная звезда.
Так пусть великие драконы
Придут для боя, что на равных!
Сверхчеловеку нужно в славных
Делах творить свои законы...
А кошки тиграми пусть станут!
И... крокодилом черепаха.
У добрых, праведных от страха
Пусть зубки резаться устанут...
Они смешны, смешон их страх
Пред дьяволятами, чертями.
Их слабость выдаст с потрохами,
И пусть они потерпят крах.
Душа великому чужда?
Страдает в благости своей
В плену слепых поводырей...
Такой душе нужна нужда.
Как я устал от "высших", "лучших",
С их высоты легко взлететь
К Сверхчеловеку... ( Лишь хотеть)
На новых крылиях могучих.
Когда увидел я нагими
Всех этих "лучших", у меня
Тотчас и выросли крыла...
В дали грядущей быть мне с ними!
Туда, где Боги не стыдясь
Одежды ветхие снимают,
Мечты художников взлетают.
Туда и я лечу, смеясь...
А вас, ближайшие соседи,
Хотел бы видеть я в тщеславных
Одеждах ярких и забавных,
Как подобает вам в беседе...
Переодетым я средь вас
Явлюсь, чтоб вы и не узнали,
Куда мечты мои летали,
И где мой Бог со мной сейчас...
В четвертой мудрости моей
Сокрыта тонкость решета...
Оно просто, хоть нету дна...
Я - выход,
вовсе без дверей...
Так говорил мне Заратустра, так и я...
ТИШИНА (эхо)
Гоним, расстроен... Повинуюсь против воли...
Готов уйти от вас, друзья, в уединенье.
Медведь в берлогу... Отчего печаль гоненья?
То повелительница требует - неволи! -
Но, кто она, и как зовут? Я... говорил
Её вам имя? Как разгневана она…
Вчера со мною говорила Тишина,
Когда мой сон меня в силки свои ловил...
Да... в тот безмолвный час великой Тишины,
Когда часы прервали вдруг своё дыханье,
И стрелки замерли, как будто в наказанье,
Она сказала молча:
- Это… знаешь… ты... -
И в тихом ужасе я замер, кровь застыла...
Но всё ж молчал. И во второй уж раз она:
- Не говоришь, хотя и знаешь всё до дна. -
Тут, наконец, я произнёс:
- Всё это было…
Хотя и знаю, говорить я не хочу! -
Она безгласно продолжала:
- Ты не хочешь?
О, Заратустра, ты упрямец, силы точишь,
Не прячься в дикое упрямство. Проучу! -
И я, как маленький, дрожа уже и плача:
- Да… я хотел, но не могу, избавь меня...
Всё это выше сил моих. - Тогда она:
- Причём тут ты? Твоя покорность - вот задача...
Скажи мне Слово и погибни! - Я в ответ:
- Да разве Слово то моё? Кто я такой...
Не стою я его прошедшею судьбой. -
Она опять безгласно молвила мне:
- Нет!
Причём тут ты...? Покорность шкурку не нажила,
Ведь самой жесткою быть шкурка та должна! -
Я отвечал:
- Чего ж не вынесла она?
Я у подножья высоты живу... Забыла?
Как высоки мои вершины я лишь знаю,
Никто не ведает, где дух мой побывал...
Свои долины исходил я и узнал.
Но... горы двигать… не могу! Не понимаю...
- О, Заратустра, кто горами двигать может,
Приводит низменность, долины во движенье.
Что можешь знать об этом ты в пылу сраженья?
Роса в безмолвии ночном тебе поможет... -
- Мои слова не доходили до людей,
Хотя я слово нёс им с гор моих заветных.
Они смеялись надо мной в словах ответных,
А подо мной... земля дрожала без идей...
- Забыл дорогу! Разучился уж ходить! -
Кричали люди мне... Тут снова Тишина:
- Что до насмешек мне, когда твоя волна
Должна приказывать великое и жить!
- Не достает мне рыка льва, - повелевать...-
- Но, разве ты не знаешь, Кто им всех нужнее?
Да кто прикажет! Что же может быть важнее!
Имея власть, ты не желаешь ею стать!
Но те слова, что бурю сильную рождают,
На-и-ти-шай-шие! Они ведь правят миром!
А мысли - голуби проносятся эфиром
И драгоценною росою выпадают...
О, Заратустра! Тенью будущего стань,
Так будешь ты повелевать!
- Но... мне так… стыдно -
- Ребёнком стань, а не стыдись, ведь мне-то видно,
Что гордость юности кипит в тебе, как встарь.
Преодолеть ты должен юность, став ребёнком! -
…Я колебался, и дрожал, и произнёс:
- Я не хочу. Я до ребенка не дорос. -
Тогда она захохотала... дьяволёнком...
И этот дикий смех мне душу разрывал,
Терзая сердце и все внутренности тела.
В последний раз она воскликнула:
- Не дело...
Плоды созрели на тебе, но ты… не встал!
И не созрел ещё для них, о, Заратустра,
Дозреть иди опять в своё уединенье...-
И засмеялась снова, только в удаленье...
И, вдруг... двойною Тишиною стало пусто...
Я на земле лежал, а пот катился градом,
И вот поэтому иду я вновь туда,
По повеленью Тишины, дабы она
Опять командовала тишью снегопада.
Друзья мои! Я, самый скрытный из людей,
Пересказал, что было вечером со мною,
Весь разговор с моей царицей Тишиною.
Но... разве скуп я, уходящий в мир теней...
И вновь покинул он друзей глубокой ночью,
Но я была с ним, и всё видела воочью...
Пророк! Ты знал, что это слово не твоё,
Ты сам ему принадлежишь, но так и я,
Как эхо истины, как капля бытия,
Вторю ему, но и тебе - "Всему - моё!"
Так говорит душа Феаны...
Феана,Вы как всегда Божественна и Неподражаема .Удачи .С уважением Эль-Марейон.
Эль-Марейон, благодарю за внимание, пожелание и отзывы, каждому автору они дороги! Понимаю, конечно, несомненно завышенные характеристики, как поддержку творчества :) Я обычная старушка, любящая мир, и все мы неподражаемы по природе Матери нашей!
С теплом, Феана
Первая из трёх книг, посвящённых Фридриху Ницше, готова.
Электронная версия, редакция 2017 г. Первая книга, 110 стр.
Вступительное слово – Посвящение Ф. Ницше
Перевод стихов «По ту сторону добра и зла»
Переложение глав книги «Так говорил Заратустра»
Открыть в полный экран можно мышью - троеточие в меню.
Книга вторая
Неплохо. Когда вы все успеваете?
Спасибо, jura12, А времени у меня столько, сколько хочется и необходимо!
Дорогие коллеги!
Приглашаю Вас на очередные "Философские Беседы", с темой - "Ценности для Благородных Духом";
Будем затрагивать как "Аристократические Ценности", "Демократические Ценности", а также "Реалистическую Культуру";
Ссылка на конференцию в Zoom: https://us02web.zoom.us/meeting/register/tZUldO6vrzojE9FOBt0UUBVV-xy8HmA...
Искренне Ваш,
Vyacheslav Lantushko
Спасибо за приглашение, Вячеслав.
Для участия там нужна регистрация, поэтому было бы хорошо, если хотите, отзеркалить тут главные моменты беседы.
По вашей ссылке:
Ценности для Благородных Духом
Описание
На 14-ой встрече 'Философских Бесед', я продолжу вести свою линию интерпретации Фридриха Ницше как Да-Сказательного и Аффирмативного Мыслителя, говорившего в своих текстах, что есть только две морали - мораль господ и мораль рабов;
Развивая свое 'Имморальное Этическое Мировоззрение', Фридрих Ницше выводил некоторые обобщенные - Этики и Морали, сводя все к следующим:
1. Аристократическая Этика и Мораль - для праздных и отдающих себя 'любви к человечеству';
2. Демократическая Этика и Мораль - что было создано Руссо, и отсюда же, 'теория среды', сенсуализм, феминизм, и как можно также заявить, отсюда же и эмпиризм;
3. Реалистическая Культура как Этика и Мораль - что основывалось на интерпретации древних греков, за два века до Сократа;
В основном на Софистах и НатурФилософии;
Также, заметим, что Убеждения, Взгляды и Религии могут быть как 'Да-Сказительными', так и 'Нет-Сказительными';
Плюс, в Ницшеанской Европе или 'Дионисийской Европе в Становлении' будет создана 'Ницшеанская Аристократия', делящаяся на 'Подвижников Познания' и на 'Воинов Познания', - и они для себя создадут 'Духовно-Телесную Дисциплину' и, возможно, им потребуется какая-либо, новая и собственная Этика и Мораль!!
Время
7 мая 2021 09:00 PM: Москва
Плюс, в Ницшеанской Европе или 'Дионисийской Европе в Становлении' будет создана 'Ницшеанская Аристократия', делящаяся на 'Подвижников Познания' и на 'Воинов Познания', - и они для себя создадут 'Духовно-Телесную Дисциплину' и, возможно, им потребуется какая-либо, новая и собственная Этика и Мораль!!
Вопросы о новой Этике, об этике современной и галактической, о надвременных ценностях духовного мира, постоянно в сфере внимания и на проекте "Галактический Ковчег".
Буду благодарна за освещение ваших Бесед или итоговых материалов в этой теме или в любой из тем ковчега:
Этика - основа образования [ 1 2 3 4 ]
Этика - наука о духе, или свод правил по этикету?
Этика - эссе, цитаты, история [ 1 2 3 4 5 ]
Живая Этика и отношение к "инакомыслящим". [ 1 2 3 4 ]
2016 Философия развития и Религия Разума. Единая этика [ 1 2 3 ]
Астроэтика [ 1 2 3 4 5 ]
Этика творчества [ 1 2 3 4 ]
Серия книг "Этика нового века"
Этика Пифагора - основы и правила одухотворенной жизни
Читаем Н.Бердяева [ 1 2 3 … 7 8 9 ]
ИИ - что же это такое?
Этика субъектов будущего [ 1 2 3 … 55 56 57 ]
СКАЗЫ УМА. ЧАСТЬ 3 (фрагмент)
Если ум - квинтэссенция живой природы, то какова основа рациональности, разумности, каковы корни порядка в самой природе?
Корни Природы в единстве формы и бесформенного, проявленного и непроявленного, разумного и неразумного... Ум всегда ограничен и потому различает, разделяет, вводит дополнительные характеристики воспринимаемого и тем самым усложняет сам себя и свою природу. Таким образом, упорядочивание может быть и бесконечным, но предел ставит себе сам Разум, именно благодаря своей природе. Воспринимаемое и воспринимающий в единстве… уникального творческого восприятия – ОСНОВА ОСНОВ.
Для Hицше все определяется "волей к власти" - "волей волить себя", иррациональным жизненным порывом, который упорядочивает-различает цели, как условия своего сохранения и возрастания.
Мир есть становление замысла (творчества Мысли) Творца. Говоря с позиции ума – становление воли к власти (одного над множеством), а с позиции чувственности – становление воли к свободе (многих чувств в едином), ибо сам по себе мир – всё и ничто одновременно.
Чтобы понять другого, мы в мыслях его невольно упрощаем, наделяя своим пониманием... Это ведёт к неизбежным ошибкам, ибо каждый другой, тем более, другой по природе, - лишь слабое отражение его в нашем исходно ограниченном восприятии.
К примеру, понимание конкретных идей, связанных с великими именами, вынуждает нас относиться к этим именам упрощенно, иначе придётся признать, что перед нами бездна… в которой мы не в состоянии разобраться.
Общепринято думать, что для Ницше "воля к власти" означает стремление охватить необъятное, упорядочить его в себе, своем восприятии, по сути стремление к экспансии. Возможно, Ницше более глубок, нежели знатоки его философии, ибо и Ницше, и каждый из нас выражение "воля к власти" понимают по-своему правильно. А какова была движущая сила мысли Ницше? Кто подумает над этим? Чтобы понять человека глубже, нужно рассматривать его убеждения с разных сторон и в противоположных аспектах.
Сморите, тезис Ницше "всему - моё" звучит несколько иначе, чем его же тезис "воля к власти", в одном случае это экспансия, захват власти, а в другом - дарение себя, любовь к миру.
…фрагмент "Море Ницше", книга 1, "Так говорил Заратустра", часть 1 - Об укусе змеи.
...Да присмотритесь же, где дышит Справедливость?
Любовь крылатая, что с ясными глазами,
Что наказание в себе несёт с дарами,
Что оправдает всех, являя миру милость.
Слыхали ль вы ещё и это - У того,
Кто хочет быть всесправедливым, даже ложь
В любовь всегда преобразует меч и нож!
С меня достаточно, коль я даю Моё!
Вот Справедливость, не всему своё, а так
Как я сказал сегодня вам... Остерегайтесь
Несправедливым быть к отшельнику! Старайтесь
Понять его и разгадать сокрытый знак...
и далее...
фрагмент из книги второй...
ОТДЕЛ 4 ИЗ ДУШИ ХУДОЖНИКОВ И ПИСАТЕЛЕЙ
-147-
Искусство как заклинатель мёртвых
Изобразив искусным поваром Искусство,
Что консервирует и вновь разогревает
Века отжившие, сказал ты, что решает
Оно великую задачу - будит чувства...
Связуя нитью дни ушедшие веков,
Оно великих духов внове возвращает,
Театр тени миражами украшает,
Как над могилами угаснувших отцов...
Коль так, любимый мой, то нет тебя сейчас!
Да не с тобою я веду сей разговор!
И только призрак вызывает этот спор,
На самом деле, дух почил или угас?
Что-что? Не хочешь? Не желаешь слушать ты...
Такие глупые, незрелые реченья?
Но я цитирую твои же откровенья.
Я - заклинатель твой! Ты - дух моей мечты!
Когда б ты мёртвым был сейчас, я б не писала...
И женской глупостью б тебе не досаждала.
Я не могу никак сердиться на тебя,
Ты жив во мне. Возможно, ты... давно уж... я?
P.S.
Неглупый может допустить, что он ошибся...
Коль неглупа я, то права лишь в тот момент,
Когда от сердца говорю сей сантимент...
Но допусти и ты, что ты мне не приснился...
Я ошибусь, когда нет отзвука в душе,
Но, если есть он, где ж "ошибкино клише"...
-149-
Медленная стрела красоты
Твоё чувствительное сердце мне поёт
Сквозь времена, сияя светом надо мглою,
И красота души летит в меня стрелою,
И пробуждает, покоряет, и влечёт...
Туда, где сон реальной сказкою взошёл,
Всецело властвующей каждое мгновенье!
Учёный кот вещает мне стихотворенье...
Что замедляет ход времён... А ты нашёл
Своё прекрасное волнующее счастье.
И я участвую в пиру его всевластья...
-151-
Чем украшает ритм
"Ритм на реальность налагает лёгкий полог,
Туманный, дымчатый, искусственный, нечистый..."
Ну, право, Фридрих мой, учёностью лучистый,
Заметь, что ритм... везде и всюду...
И недолог
Негармоничный путь, ломающий каноны
Природных ритмов всей земли, а с ней планет.
Ритмичной музыкой живёт весь белый свет!
И всё мышление, и все миров законы...
И безобразное имеет ритм, но краткий,
А красота его, конечно, поглотит,
Ведь небо звёздное, извечное... горит
Не прерываясь...
Пульс живого - вечный, сладкий...
-153-
Искусство подчиняет скорбь мыслителя
Ты метафизику, как золушку, прогнал
В работы чёрные... для постного ума...
Свободный ум не хочет видеть, что зола -
Его наследница! И явится на бал!
Сказал ты так: - Дрожанье струн метафизично.
Искусство дарит наслаждение уму,
Чтоб проверял потенциал он поутру...
Итак, всё высшее ума - всегда практично.
А тот полёт, что в звёздном храме ты свершал
С мечтой бессмертия и верой в чудеса?
И то, что сердце билось, пели полюса,
Должно "наутро стать практичным..."? - ты сказал...
Звучанье Истины в бетховенской девятой
Назвал ты странствием меж небом и землею.
Но ты забыл, мой друг, себя назвать стрелою,
А душу, в тело погружённую, распятой...
-154-
Играть жизнью
Игра и ветреность гомеровской строки
Была нужна, чтоб уничтожить страстный дух,
Чрезмерно страстный, и рассудок! Этих двух
У древних греков укрощали, как могли!
Коль говорит рассудок, - жить невмоготу.
То жизнь жестокостью и грубостью пинает...
Тогда поэты ложью жизнь и украшают!
Да всем советуют принять сию игру...
Людское горе - это тема нежных песен,
Которым так охотно внемлют даже боги.
Искусство в радость обращает боль, тревоги,
А страсть к фантазии - поёт, что мир чудесен!
Поэту трудно обходиться безо лжи,
К тому же он её невинною считает...
И лишь прагматиков ближайших огорчает
Сие пристрастие к игре...
Но... докажи!
Что Заратустра ныне жив, и ты живой!
Что вы во мне живёте радостной игрой.