Эволюция этики: от «общества потребления» к «обществу впечатлений»

Аватар пользователя Артем Худяков
Систематизация и связи
Основания философии

В конце 20 века немецким социологом Герхардом Шульце была разработана концепция «общества впечатлений», которая в свою очередь стала логичным развитием «общества потребления».  По мнению автора идеи, человек при выборе товаров и услуг теперь опирается на личные предпочтения, а не на те запросы, которые существуют в социуме. Это означает, что в «обществе впечатлений» товары приобретаются не ради обретения статуса в социуме, а ради получения новых эмоций.

В Европе смена идеологической парадигмы обозначилась уже в 19 веке, когда появилось философское направление «экзистенциализм», выступившее за то, что человек – это не только разум (как утверждала эпоха Просвещения), но комплекс из разума, чувств и действия.

Сместился акцент с разума на эмоции, что означает отказ от идеи «обладания» в пользу «проживания». В восточной же мысли эти идеи развивались с глубокой древности. Буддийские мудрецы утверждали, что поскольку жизнь есть непрерывное изменение, то само обладание оказывается в некотором смысле иллюзией, и за всяким удовольствием обязательно следует неудовольствие.

В обществе, где потребление больше не вызывает прежних эмоций, произошло смещение акцента с положения в обществе, вызванного владения материальным благами, на индивидуальность восприятия. Сегодня все труднее продемонстрировать статус с помощью дорогих вещей, поскольку предметы, которые еще недавно были эксклюзивными, стали общедоступными.  Такие перемены хорошо заметны по атрибутам так называемых «новых русских». По историческим меркам ещё совсем недавно мобильный телефон и малиновый пиджак были составляющей имиджа этой категории граждан, и очень быстро утратили качество элитарного. Малиновый пиджак вообще перестал быть определенным маркером, а мобильный телефон с развитием рынка услуг больше не роскошь, а обычное средство связи.  Общество пришло к выводу, что идея обладания с ориентацией на статус не делает человека ни счастливыми, ни свободным, поскольку мы впадаем в зависимость от чужого мнения, отказываясь от собственного естества.

По этой причине произошло переосмысление индустриального общества. Люди поняли, что идея обладания предметом противоречит личному счастью, ведь, как говорят, сладок запретный плод, поэтому «общество впечатлений» постулирует именно ценность эмоций, а не ценность обладания. Справедливо подмечает Эрих Фромм, что существует разница в предложениях «Я люблю» (как процесс) и «у меня есть любовь», ведь процесс – это качество непосредственно присущее самой жизни.

Есть и еще один очень важный момент – «общество впечатлений» стремится уйти от манипуляций, к которым прибегают предприниматели ради продажи собственного товара, ведь капитализм существует за счет рекламы. Задача бизнесмена в «обществе потребления» навязать товар или услугу, в то время как в «обществе впечатлений» продаются эмоции. Такой подход опирается на принцип индивидуальной свободы, то есть человек может выстраивать свою жизнь согласно собственным вкусам и предпочтениям. В результате происходит независимое формирование личности, без навязывания представлений об удовольствии извне.

Развитию «общества впечатлений» способствует то обстоятельство, что современные технологии, такие как интернет, делают образование и новые впечатления все более доступными. Это означает, что в современном мире не обязательно обладать большими финансовыми ресурсами, чтобы развиваться или просто радоваться жизни. В интернете в открытом доступе есть образовательные продукты, фильмы, программы, книги, виртуальные экскурсии. Бесплатный доступ услуг срывает сам принцип капитализма, который стремится навязать человеку товары, которые ему собственно просто не нужны.

Современный мир существует с сильным уклоном в материализм. Поэтому важным преимуществом «общества впечатлений» является то, что оно формирует образ жизни без излишеств с приоритетами духовной сферы. Можно предположить, что в грядущем социуме будут взращиваться новые духовные лидеры такие как Лев Толстой, Махатма Ганди, Франциск Ассизский, которые по ходу своей жизни пришли к философии опрощения, то есть к тому, что личное счастье и духовное самосовершенствование идет вразрез с идеей материального благополучия. Так будет решена проблема современного мира, в котором за счет доминирования материальных ценностей в жизни людей создается нездоровое общество. Философия консюмеризма не только формирует у человек ложные духовные цели, но и наносит вред экологии, особенно в этом преуспели государства со сверхпотреблением. По подсчётам экспертов, один землянин в среднем расходует 13 тонн природных ресурсов в год. При этом лишь треть всего сырья употребляется длительное время, 15% попадает в атмосферу в виде выбросов, ещё 25% смешивается с землёй и водой. Более трети всех использованных материалов отправляется в отходы, большая часть которых оказывается на свалках. По оценке международной команды учёных, опубликованной в журнале The Lancet Planetary Health, страны с высоким доходом выступают главными локомотивами экологических проблем. На них приходится 74% избыточного потребления, притом, что совокупное население этих стран составляет лишь 16% от общемирового.

Растущее потребление ведет не только к экологическим кризисам, но и является причиной многочисленных войн, поэтому Эрих Фромм прав еще и в том, что человечеству необходима новая этика – смены идеологии обладания на идеологию созидания, поскольку природа конфликтов людей связаны с растущими потребностями. Эту проблему и может решить «общество впечатлений», которое, способствуя снижению потребностей, направит человечество на формирование этики мирного сосуществования людей.   

 

Комментарии

Аватар пользователя Владимир Старк

Хлеба и зрелищ, но сначала хлеб.

Аватар пользователя Victor_

 Ну убогий же по масштабам своих идей этот Эрих Фромм - подавай ему выходит "идеологию созидания", а кто её подаст то - Бог что ли? - у Бога на этот счет уже есть рай, который, как видим, этому Эриху Фромму не нужен - в раю уже Бог за главного, а Фромм хочет сам быть богом (ну хотя бы божком) в придуманном ИМ САМИМ «обществе впечатлений»...

PS

 А что выходит? - а выходит, что безупречна ТОЛЬКО бессознательная эволюция природы (природы непосредственное бытие-в-себе - развёртывание в ней абсолютной идеи) - ТОЛЬКО т.о. всё и экологично, и справедливо, и бесстатусно, и т.д., и т.п. и рая не надо...

Аватар пользователя Дилетант

...природа конфликтов людей связаны с растущими потребностями. Эту проблему и может решить «общество впечатлений», которое, способствуя снижению потребностей, направит человечество на формирование этики мирного сосуществования людей.   

Человек и его общество как было обществом "потребителей", так им и осталось. 
Человек и его общество как было обществом "производителей", так им и осталось.
Но потребление - вперёд.

Смещается полюс потребностей с материального на душевный (вещно-эмоциональный), а потом и на духовный (сверх-эмоциональный).

Аватар пользователя Алент

Спасибо топикстартеру, хорошая тема. 

Поэтому важным преимуществом «общества впечатлений» является то, что оно формирует образ жизни без излишеств с приоритетами духовной сферы. Можно предположить, что в грядущем социуме будут взращиваться новые духовные лидеры такие как Лев Толстой, Махатма Ганди, Франциск Ассизский, которые по ходу своей жизни пришли к философии опрощения, то есть к тому, что личное счастье и духовное самосовершенствование идет вразрез с идеей материального благополучия. 

Звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой. smiley

 А какова сегодня роль авторитетов, кумиров, лидеров мнений? Кто они? Поймала себя на том, что мало что знаю о них. Кроме блогеров никто на ум не приходит. 

Аватар пользователя Илья Геннадьевич

Сегодня все труднее продемонстрировать статус с помощью дорогих вещей, поскольку предметы, которые еще недавно были эксклюзивными, стали общедоступными.

Чего? 

Когда-то чёрная икра стоила 13 рублей кило и стояли банки, до самого потолка в Елисеевском, никому на фиг не нужные. Сегодня стоят банки с искусственной чёрной икрой, которая видимо и стала общедоступным эксклюзивом.   

Сегодня общедоступным делается всякая дрянь, ширпотреб и суррогат. Который, конечно, никаких особых эмоций от потребления не вызывает. 

Статус же очень легко продемонстрировать, и это не сумочка от Луи Вюиттона, чью китайскую реплику можно купить в любой лавчонке, а просто здоровая, без суррогатов еда, одежда из натуральных и качественных материалов, жильё в экологически благополучной зоне и прочие блага, которые не может производить массовое производство суррогатов, заменителей всего и вся, и просто подделок. 

Потребителей суррогатов, ну, ту их часть, что имеет хоть какие-то претензии на статус, подсадят на "духовность" и "общество эмоций", это пожалуйста, но те, кто не имеет претензий на статус, а имеют сам статус, всегда смогут его подчеркнуть. И чем дальше, тем легче им будет это делать.  

Аватар пользователя Алент

Илья Геннадьевич, 29 Май, 2025 - 18:53, ссылка

Статус же очень легко продемонстрировать, и это не сумочка от Луи Вюиттона, чью китайскую реплику можно купить в любой лавчонке, а просто здоровая, без суррогатов еда, одежда из натуральных и качественных материалов, жильё в экологически благополучной зоне и прочие блага,

Выделенное легко могут продемонстрировать жители сельской местности. 

Аватар пользователя Илья Геннадьевич

Я живу в сельской местности. И ни фига тут никто не может, ничего продемонстрировать. Пятёрочки у нас в деревне аж 2 штуки, Магнит правда один, есть Фикспрайс и ещё что-то строят. И они все ни фига не пустуют, народ голосует рублём. Потому что, купить суррогатного, безвкусного, медузоподобного бройлера, гораздо проще и дешевле в магнопятёрке, чем вырастить пулярку самому. Корма нынче не бесплатны. В результате, все эти жители горбатятся на больших производителей, как обычные батраки - сельские пролетарии, а заработанные тяжким трудом рубли, несут в сетевые маркеты, и меняют их там на всякую дрянь. Вот и вся пастораль.

Аватар пользователя Алент

Илья Геннадьевич, 29 Май, 2025 - 19:15, ссылка

Вот как... А я живу на юге Казахстана, и у нас по-другому. Здесь до сих пор правит бал восточный базар с его бесконечными мясными и овощными рядами. Хотя супермаркеты, конечно, тоже есть.  

Аватар пользователя Илья Геннадьевич

Будет и на вашей улице праздник и туда дойдёт цивилизация.

Впрочем, даже, наверное, на юге Казахстана, антибиотики в мясе, пестициды в овощах и прочие прелести масс-продукта уже в наличии. Дальше будет больше. 

И всё равно, крестьянин, гнущий спину от восхода до заката, всё равно мало похож на статусного человека, который продукт его труда получает за так, лишь за свой статус. 

Аватар пользователя Алент

Илья Геннадьевич, 29 Май, 2025 - 20:27, ссылка

Впрочем, даже, наверное, на юге Казахстана, антибиотики в мясе, пестициды в овощах и прочие прелести масс-продукта уже в наличии. Дальше будет больше. 

Мало у нас антибиотиков в мясе. К сожалению. Я покупаю мясные отходы для собаки и вижу по печени и легким, что много больного скота. 

Про пестициды не скажу, у меня свои овощи растут. 

 

Аватар пользователя Совок.

 заработанные тяжким трудом рубли, несут в сетевые маркеты, и меняют их там на всякую дрянь. Вот и вся пастораль.

Подтверждаю. 20 лет назад в моём селе было стадо коров в 70 голов. Сейчас только 10. Неделю назад цвели вишни и яблони, не заметил ни одной пчелы. 

Аватар пользователя Илья Геннадьевич

У нас лет 15 назад, коров гнали под 140 голов, ранее утренняя колонна растягивалась на несколько километров. Сейчас знаю одну семью, которая всё ещё держит корову. Но, свободный выпас им уже не доступен. Сосед держал коз, но в прошлом году сдался и он.

Птицу ранее никто не считал, гуси толпами, утки стаями, индюки важно вышагивали, вся улица в помёте, а кур за птицу никто вообще не держал, росли как сорная трава. Сейчас, две-три семьи, с отчаяния, ещё держат чутка кур, себе на яйца и всё. Пчёловоды вымерли. Физически поумирали старики, а молодёжи это счастье и на фиг не упало. Да и сады вырубают активно. Зачем всё это, когда агрохолдинги гонят мегатонны дешёвой, но дрянной жратвы. Жри не хочу.

Я для души занимаюсь садоводством да огородом слегка. Хобби. Весьма и весьма затратное, отмечу. Настолько экономически не выгодное, что если бы не удовольствие, то не было бы ни одного стимула этим заниматься. Жить с этого уж точно невозможно.  

Аватар пользователя Дилетант

yes 100%

Аватар пользователя kosmonaft

Как-то всё очень мутно. Взять хотя бы это:

///В обществе, где потребление больше не вызывает прежних эмоций, произошло смещение акцента с положения в обществе, вызванного владения материальным благами, на индивидуальность восприятия.///

Если что такое "положение в обществе" я ещё, хотя и с трудом, могу понять, то смысл, заложенный в словосочетание "индивидуальность восприятия" мне вообще не понятен.

///По мнению автора идеи, человек при выборе товаров и услуг теперь опирается на личные предпочтения, а не на те запросы, которые существуют в социуме.///

Бред какой-то. О ком это вообще? Что это за человек такой? Чтобы начать покупать не то, что нужно, а то, что модно или престижно, нужно, как минимум иметь иметь лишние средства. Это не о человеке, а о каком-то социальном идиоте.
Интересно, а откуда взялась масса социальных идиотов? Может их такими для чего-то создали (воспитали). А теперь что? Теперь у воспитателей изменилась концепция и они начали создавать немного других идиотов?

///Это означает, что в «обществе впечатлений» товары приобретаются не ради обретения статуса в социуме, а ради получения новых эмоций.///

Блин, простите, а в обществе потребления, обладание предметами не вызывает никаких положительных эмоций. Наверное это либо какие-то неправильные положительные эмоции, либо неправильно испытываемые эмоции.

Всё очень просто. Капитализм с помощью новой идеологии решил избавиться от так называемого "среднего класса", а для этого некрасивого дела нужна красивая обёртка...,))