Как нельзя наблюдать наблюдателя, так нельзя представлять ни наблюдателя, ни «представлятеля». Мое феноменальное «вшито» в представление о другом феноменальном, заменяя его, и избежать этого не представляется возможным. Как нельзя избежать влияния наблюдателя в квантовой системе.
В последней наличие наблюдателя редуцирует волновую функцию, лишая тем самым постижениях — представления, мыслимости — того, что есть «на самом деле». Так же и в случае «других сознаний»: наше представление о других неизбежно или заменяет других на себя (человек), или лишает их своего сознания (зомби), присваивая им статус «безфеноменальной вещи».
Причём и представление о «феноменальном себе» — которое и вшивается и в себя, и в другого — суть не более чем такая же жалкая подмена самого наблюдения на «результаты наблюдения» плюс «сконструированного себя» (исток — стадия зеркала Лакана): такой перспективы никогда не было и не будет.
В этом смысле и представления о квалиа — такой же результат «редукции», но уже с заменой прошлым настоящего. (любое представление о боли не есть боль).
Комментарии
Мы не наблюдаем всё, что "наблюдаем", а представляем себе наблюдаемое.
Это представление "наблюдаемого" не есть управляемая нами функция, хотя в некоторых пределах мы можем представлять своё, а если же вдруг мы станем представлять себе нечто внешнее как наблюдаемое в естестве, но делать это будем по своему усмотрению, то все иные скажут про нас, что мы галлюцинируем, действуя в воображаемой реальности.
В нормальном же состоянии внутреннее представление есть "галлюцинация об объективном", которая коррелирует с невидимым нами внешним, потому что представление это создаётся на сигналах извне, а не изнутри, и представление это не есть настоящее внешнее, но только внутренняя феноменальная картина "о внешнем". При галлюцинациях же мы сами порождаем себе "внешнее" как не коррелирующее с настоящей, общей для всех реальностью.
Создание картины "наблюдаемого" есть автоматическая функция нашего мозга. Если мы находимся в таком мысленном "представлении", что "мы видим само внешнее", то мы ошибаемся.
В итоге: мы не можем наблюдать вообще ничего, кроме своих (данных нам с рождения) базовых представлений (феноменальная, чувственная картина о внешнем).
Наблюдателем является вся материя, каждый атом. Потому что наблюдатель на самом деле не наблюдает, а фиксирует порядок. Являясь структурой, он обязан фиксировать структурность. Более того, это наблюдение и создает структурность.
Наше сознание и обычный атом играют одну и ту же роль. Наблюдают за порядком. Вычленяют логику.
Если всё разложить по полочкам, то мы как наблюдатели всё же наблюдаем, но наблюдаем не окружение, а представление об окружении. Наблюдение - это когнитивная функция, но чтобы наблюдать, должно быть и то, что будет наблюдаться - построением наблюдаемого занимается феноменальная система.
Итого: феноменальная система (1) строит "представление" о внешней реальности по сигналам от неё, а когнитивная (2) наблюдает за этим представлением (осознаёт).
Что касается атомов и т.д., то здесь вполне уместно диаматовское "отражение" как взаимодействие в самом простом виде, потому как наблюдать - это значит обладать такой системой (2), которая превосходит по функциям обычное отражение (взаимодействие). У обычных атомов и т.д. нет таких сложных систем (2) - они не наблюдают.
Пока не будет признано присутствие в нас (убогих): трансцендентное, Творец, Создатель, Конструктор, Программист, ... как "знаменатель" фундаментального отношения онтологической (технологической) сингулярности:
следствие/причина ~ реакция/стимул ~ локальное/глобальное ~
частное/общее ~ вещественное/энергийное ~ имманентное/трансцендентное ~
объект/субъект ~ феномен/ноумен ~ 1 ... ,
которое помимо нашей (ущербной, антропологической) воли "награждает" нас своими ощущениями и чувствами (как мы считаем "ниоткуда, приватно"), которые становятся в нас неподчиненными нам же через психические процессы (депрессии, самоубийства, ...), задевая утилитарную гордыню антропоцентризма, эта "трудная проблема" будет актуальной...