Э. А. Байков
Жизнь на Земле эволюционировала поэтапно: от геосферы – неживой природы, косной материи, через биосферу – живую природу, оживотворенную материю, к ноосфере – разумной природе, одухотворенной материи. Отсюда ноосфера – естественно-социальное явление, составляющие стороны которого – природное и общественное – приобретают совершено новое качество.
В своих работах В. И. Вернадский («Научная мысль как планетное явление», «Биогеохимические очерки 1922-1932», «Несколько слов о ноосфере») наряду с Э. Леруа и П. Тейяром де Шарденом («Феномен человека») обосновывал становление новой человекорожденной планетарной оболочки – ноосферы, ставшей определяющим фактором и основанием эволюции природы в целом и человеческой цивилизации в частности в рамках их системного единства – биосоциосистемы.
В настоящее время сложились разные трактовки понятия «ноосфера», которые можно произвольно объединить в три основных дефинитных комплекса.
В широком смысле (и это есть центральное научно-философское определение) под ноосферой понимается совокупное человечество, как разумный биосоциальный феномен, включая продукты его культуры (духовной – информосферы, и материальной – техносферы). Именно в этом смысле ноосфера является «разумной оболочкой Земли» (В. И. Вернадский), «мыслящей пленкой планеты» (П. Тейяр де Шарден).
Человеческое общество (глобальная цивилизация) распространяется по всему земному шару, в результате своей сознательно-общественной творческой деятельности (технико-технологической, научно-познавательной, производственной, социокультурной) вовлекая в антропогенный оборот вещества, энергии и информации живую и косную природу (биогеосферу) и, таким образом, превращаясь в геологическую силу планеты.
В более узком смысле ноосфера – глобальная духовная область, совокупный человеческий разум, то есть взаимосвязанная совокупность и целостность сознания отдельных индивидов. В подобной трактовке речь в большей степени идет о духовной культуре человечества и сфере сознания каждого живущего в данный момент индивида, который в процессе общения и совместной жизнедеятельности с другими членами общества непрерывно творит виртуальную реальность – идеальное, и шире – духовное. Здесь духовный мир каждой личности взаимосвязанно опосредует и опосредуется сам духовным миром общества, его духовной культурой. Наука, философия, искусство, мифология, религия, оккультизм, идеология, мораль, право – все эти сферы духовной культуры (и типы мировоззрения, способы познания) одновременно являются важнейшими компонентами ноосферы.
Следует упомянуть, наконец, и эзотерическое определение ноосферы в рамках неомистицизма и учения «Нового Века» («New Age»). Согласно современным оккультным воззрениям, ноосфера представляет собой особую духовную область, имеющую тонкоматериальный (субфизический) энергоинформационный характер. Эта область включает в себя все «наработанные» человечеством (за всю историю его существования) продукты его мыслительной и в целом психической деятельности (желания, чувства, эмоции, побуждения, намерения, идеи, мысли, переживания, образы, волевые акты, проекты). То есть помимо чисто познавательной (понятия, суждения, умозаключения) и эмоциональной (ощущения, восприятия, представления) сторон сюда включаются и все сверхсознательные процессы, духовные акты, проявления духовной сущности человека – интуиция, инсайт, любовь, сострадание, чувство долга, стыд, совесть, равно как и ненависть, гнев, ярость, обида, страх, агрессия…
Но все эти духовные акты имеют своей основой (согласно эзотеризму) отнюдь не грубоматериальный субстрат в форме мозга, нейронов и нервной системы (которые являются лишь посредником-передатчиком), а тонкоматериальные образования полевой природы (различные «духовные тела» – эфирное, астральное, ментальное, кармическое, боддхическое, божественное) и соответствующие им энергоинформационные процессы, происходящие на тонких уровнях бытия – доматериальных (субфизических) плоскостях Универсума.
В этом аспекте ноосфера рассматривается как некое глобальное пси-образование, состоящее из душ (полевых структур) людей – живущих и умерших (оставивших «земной план» плотной материи). С этой точки зрения, ноосфера возвышается до понятия и статуса Сверхразума, Бога. Этот Сверхразум перманентно и имманентно связан с каждой личностью (тонкоэфирными связями и взаимодействиями), обмениваясь информацией и духовной энергией, наполняя личность (форму) неповторимым духовным содержанием, а значит, и творя историю общества, опосредуя все достижения и свершения цивилизации через сознание всех отдельных людей.
Мы склоняемся к первому прочтению понятия ноосферы. В этом смысле ноосфера включает в себя пять антропогенных оболочек – психосферу (коллективный человеческий разум и коллективное Бессознательное), этносферу (совокупность народов и наций), социосферу (социум в целом и общественные связи и отношения), информосферу (информационная среда; информпроцессы, происходящие в пределах антропосферы, то есть в обществе; информация, выраженная в мыслях и знаках) и техносферу (созданная человеком материальная среда, «вторая природа»). При этом необходимо отметить, что информосфера составляет значительную часть ноосферы в качестве мыслительных (интеллектуально-психических и когнитивных) процессов, происходящих в сознании людей (виртуальная реальность) и актуализируемых в процессе общения – в основном, в форме речи и письма. В то же время, информосфера выражается и чисто материально (не духовно) в виде знаков, символов, сигналов, несущих определенную информацию (преимущественно, звуковую и зрительную) посредством вещественных носителей. Таким образом, духовная культура как феномен есть внешнее выражение ноосферы (и в более узком смысле – психосферы), а ее продукты – составной частью информосферы. Как информосфера включает в себя духовную культуру, так и техносфера включает материальную культуру человечества (технику, сооружения, антропогенные ландшафты и пр.). По сути, техносфера есть опредмеченное идеальное, то есть идеи, воплощенные в обработанную человеком материю. Идеальное, как виртуальная реальность, находит выражение в информосфере и объективизируется в техносфере, находя в ней свое материальное воплощение – вещественно-предметное наличное бытие.
Также следует отметить, что все человеческие оболочки планеты совпадают в своей основе – содержанием их является человек. Выделяются они лишь теми или иными сторонами человеческого бытия – этносоциальными, социокультурными, психосоциальными, технико-технологическими.
Ноосфера и входящие в ее состав человекорожденные оболочки планеты тесно связаны с виртуальной реальностью. Отсюда виртуальная реальность распространяется (актуализируется, объективируется) исключительно в пределах ноосферы, являясь, таким образом, одним из важнейших ее компонентов, а значит, компонентов бытия общества и в более узком смысле – содержанием духовного бытия человека.
Сфера психики, сознания, виртуального – представляет собой систему с очень тонкими и подчас хрупкими структурой и функционированием, внутренними и внешними связями и отношениями. Любое вмешательство в этот «кибернетико-органический механизм» с целью манипулирования сознанием и побуждениями индивида ведет к изменению нормальных взаимосвязей внутри психики. Мир виртуальной реальности не случайно ставит множество нерешенных вопросов перед исследователями. Прежде всего, необходимо разобраться с определениями.
Как в средствах массовой информации, так и в общественном сознании в последние годы было принято сводить понятие виртуальной реальности к компьютерной реальности (Интернет, содержимое жестких и гибких дисков). При этом дефиницию термина «виртуальный» редуцировали до понятия «компьютерный». Такой подход представляется в корне неверным, чересчур узко-упрощенным.
Поначалу слово «виртуальный» использовалось в терминологии физики для обозначения особых виртуальных частиц и означало – «вероятный», «возможный». Затем этот термин взяла на вооружение кибернетика, и, наконец, он прочно вошел в обыденный лексикон, по большей мере применительно к феномену компьютерной реальности. «Виртуальный (лат. virtualis – возможный) – такой возможный объект, который нами еще не воспринимается как что-то вполне определенное, но способный при наличии известных условий возникнуть, проявиться…» (Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Наука, 1975, С. 89).
В философии существуют категории «духовное» и «идеальное». Понятие духовного намного шире понятия идеального. Духовность (духовная природа) включает в себя как сознание, так и психику в целом (не только сознательные интеллектуально-разумную и эмоционально-чувственную сферы, но и подсознание). Идеальное же ограничивается сферой сознания индивида или коллектива. В этом плане мы не согласны с той трактовкой идеального, согласно которой «идеальное в самом широком смысле слова не исчерпывается сознанием, как бы оно ни понималось» (Жуков Н. И. Проблема сознания: Философские и специально-научные аспекты. – Минск: издательство «Университетское», 1987, С. 201). Определенным кругом авторов идеальное также трактуется исключительно как абстрактно-логическое и понятийно-всеобщее. Такое ограничение идеального, как совершенно верно подчеркивает Д. И. Дубровский, «порождает серьезные теоретические неувязки, ведет к отказу от определения идеального как субъективной реальности» (Дубровский Д. И. Проблема идеального. – М.: Мысль, 1983, С. 53). Идеального, добавим мы, как сознательной стороны субъективной реальности (в отличие от бессознательной, составляющей содержание и сущность такого структурного компонента психики, как подсознание).
При этом идеальное есть преимущественно образы вещей и явлений, отраженных человеческим сознанием. Отображение внешнего в голове (мозгу) людей проявляется в форме тех или иных идеальных образов, имеющих интеллектуальную либо эмоциональную окраску. По сути, идеальное есть одновременно и свойство и основа духовной культуры человечества, а также сущностная сторона человека. «Сознание – важнейшая, вслед за способностью к труду, сущностная черта человека» (Орлов В. В. История человеческого интеллекта. Ч. 3. Современный интеллект. – Пермь: Издательство Пермского университета, 1999, С. 113). Необходимо подчеркнуть: сознание не просто свойство высокоорганизованной материи – человека, но именно человека как социального существа, что проявляется в его (человеческой) коллективности, общественном содержании его жизнедеятельности, в труде, производственной, технико-технологической деятельности, а также в языке и речи. Сознание опосредуется такими сторонами бытия человека и общества, потребностями и целями, как практика, познание, общение.
Идеальное, как и духовное, вне человека (как носителя и того и другого) не существует. Когнитивно-ментальное (познавательно-умственное), как и сенситивное (чувственно-эмоциональное), может быть передано с помощью знаков (символов), несущих определенную информацию, т. е. тот или иной закодированный смысл. Но постигается ментальное и сенситивное лишь разумом человека и существует только в человеческом сознании. Носителем информации могут быть те или иные знаковые системы, отображенные материальными (техническими) средствами.
Виртуальная реальность есть идеальное, в котором субъект преобразовывает содержание вещественной, социальной или психической реальностей. Базисом, субстратом проявления идеального (а значит и виртуального) являются материальные нейродинамические процессы, происходящие в мозгу. Носитель виртуальной реальности имеет материальное основание, так же как идеальное есть свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в отражении бытия. Информация, заключенная в материальных системах, созданных обществом (человеком как разумным общественным организмом), является коллективной памятью и становится идеальным (виртуальной реальностью), будучи затребована индивидами (отображена в их сознании, мозгу, голове).
В то же время более плодотворным представляется следующий поход. Сознание – не просто функция мозга как биологического субстрата идеального, а материальное образование, то есть особый надстроечный, становящийся при жизни орган интеллекта, имеющий квантово-полевую структуру, возможно, лептонной природы. «…В мозгу возникает новая надстройка, которая способна на ускоренное (по эволюционным меркам – мгновенное), но, главным образом, на современное, актуальное воспроизводство более обширной экологической ниши, если не сказать, что всего мироздания» (Терегулов Ф. Ш. Теоретическая педагогика: учебное пособие. – Уфа: Восточный университет, 2004, С. 181). Мозг современного человека и кроманьонца ничем не отличается – ни по объему, ни по строению, ни по другим характеристикам. За 40-50 тысяч лет мозг сам по себе не претерпел никаких морфологических изменений. Но в том-то и дело, что в течение жизни индивида меняется не мозговой субстрат, а надстройка – особый орган интеллекта. Нейроны (нервные клетки мозга), число которых у человека составляет свыше 10 млрд., как известно, в течение жизни количественно расти не могут, число их может лишь уменьшаться. Дело в другом: растет число, во-первых, различных отростков нейронов – дендритов и аксонов, которые с годами образуют густо переплетенную сеть, а во-вторых, глиальных клеток, составляющих соединительную ткань мозга.
При этом было замечено, что благодаря интенсивным умственным нагрузкам и постоянному обучению количество глий и густота сети отростков у нейронов растут. Параллельно повышается качество и уровень интеллектуальных способностей. Это говорит о том, что при жизни с помощью разнообразных обучающих методик, а также различных психотехник человек может резко повысить свои интеллектуальные и психические возможности, интенсифицируя работу прижизненно формируемого органа интеллекта. Причем сама квантово-полевая природа надстроечного органа позволяет информационным процессам в нем совершаться в миллионы раз быстрее, чем в нейронных комплексах мозгового субстрата.
Существует точка зрения, что идеальное «…– коллективно созидаемый людьми мир духовной культуры, внутри себя организованный и расчлененный мир исторически складывающихся и социально зафиксированных («узаконенных») всеобщих представлений людей о «реальном» мире… ?…? …Это – мир представлений, а не действительный (материальный) мир, как и каким он существует до, вне и независимо от человека и человечества» (Ильенков Э. В. Философия и культура. – М.: Политиздат, 1991. С. 235). То есть, согласно Э. В. Ильенкову, идеальное выступает как объективная реальность по отношению к индивиду – в качестве духовной культуры, коллективного сознания, «…образов общественно-человеческой культуры…» (Ильенков Э. В. Философия и культура. – М.: Политиздат, 1991. С. 249).
Подобное утверждение представляется нам неправомерным. Действительно, в объектах духовной культуры, в информационных источниках и шире в социальной действительности – виртуальная реальность присутствует (содержится), но лишь потенциально, как возможность осуществления (актуализации) в сознании, в психике каждого живого человека. Знаки, сигналы несут лишь объективную информацию, которая превращается в субъективную реальность, будучи задействована (воспринята, потреблена) именно субъектом – живым человеком, и включена, таким образом, в его виртуальную реальность. Любая информация лишь тогда становится виртуальной реальностью, когда она отображена в психике живого человека. Поэтому, идеальное может существовать лишь в субъективном виртуальном мире.
Виртуальная реальность (и идеальное) всегда субъективна; носителем и выразителем этой реальности является субъект – индивид, коллектив, общество. Поэтому идеальное и виртуальная реальность тождественны субъективной реальности. «…Идеальное не может быть не чем иным, как субъективной реальностью» (Дубровский Д. И. Проблема идеального. – М.: Мысль, 1983, С. 18). Потенциально (как знаково-смысловая возможность) виртуальная реальность существует в объектах – предметах духовной и материальной культуры человечества, несущих определенную информацию. Продукты духовной культуры составляют содержание информосферы, продукты материальной культуры – содержание техносферы. Духовное опредмечивается в результате технико-технологической деятельности людей и находит свое конечное выражение в элементах техносферы.
Информация может быть записана в виде букв-слов, чисел-цифр, звуков, изображений-образов (рисунков), электронных сигналов (электромагнитных импульсов). Книги, картины, скульптуры, аудио- и видеоносители, любая аудио-, видео-, теле- и компьютерная техника содержат и передают информацию, потребляемую индивидами посредством органов чувств и головного мозга. Но виртуальной реальностью эта информация становится в форме идеального лишь в сознании – индивидуальном, общественном. Два важнейших аспекта этой информации: когнитивный (познавательно-мысленный) и аксиологический (ценностно-смысловой). Первый оперирует мысленными образами и понятиями, второй – идеями и идеалами.
Сам по себе какой-либо текст или изображение не являются ни виртуальной реальностью, ни, конкретнее, идеальным. Таковыми текст или изображение становятся, лишь будучи затребованы человеком, отражены в его сознании. Так и материальная основа психики – головной мозг, спинной мозг и нервная система вкупе с органами чувств – не являются вышеуказанными категориями. Виртуальной реальностью является сама психика (и сознание) как совокупность духовных процессов, происходящих в голове (в мозгу) людей.
Таким образом, знаковые системы сами по себе не могут считаться виртуальной реальностью. Они лишь носители информации, содержащие потенциально виртуальную реальность, а значит, выступают как посредники между виртуальными реальностями (психиками, духовным, субъективными реальностями) живых людей. На том же основании нельзя эти системы выделять и в особую, третью, реальность (наряду с субъективной виртуальной и объективной материальной – вещественно-энергетической и социальной), как это делает, например, К. Поппер (Поппер К. Логика и рост научного знания: Избр. работы / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1983, С. 439).
Предметы и явления бытия познаются (отражаются в сознании) людьми не сами по себе, а посредством образов. Каждому предмету (явлению) соответствует определенный образ. Образы предметного (реального) мира осознаются и выражаются людьми как знаки. Таким образом, в рамках объективной реальности создается особый символический мир, в котором информация выражена в виде знаков и символов. Информационная сфера (содержащая потенциально виртуальную реальность) – это мир символов. Отражение бытия (объективной реальности – материальной и социальной) происходит в сознании людей посредством образной системы. А образы, в свою очередь, кодируются и декодируются (осознаются) как знаки-символы. То есть речь идет об отражении отражения бытия. По сути, символический мир – искусственная (неприродная) и в значительной степени иллюзорная (нереальная) действительность, продукт субъективной духовной реальности – «реальности второго уровня» (ведь даже цвета в природе не существует, это – ощущение разной длины электромагнитных волн, присущее человеческому восприятию). При этом, знаки (символы, имена) могут обозначать любые объекты и явления – денотаты (десигнаты, номинаты, референты): как реальные, существующие в объективной действительности, так и иллюзорные, существующие лишь в субъективной реальности (единорог, Кощей Бессмертный, Терминатор, бластер и т. п.). Подчас символические посредники – не столько вещественные и реальные объекты, сколько выдуманные, искусственные институты и персонажи, населяющие особое информационно-виртуальное пространство. «Несмотря на схожесть виртуальной реальности с действительностью, ее кажущуюся натуральность, она – лишь имитация, развернутая в духовном мире» (Мусин Г. Х. Потребностный подход в технико-технологической деятельности: Учебное издание. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2002, С. 112).
Применительно к человеку необходимо говорить о двух коэволюционно взаимосвязанных типах восприятия: голографическом и сигнальном. Первый являет собой целостное мышление (мышление образами, голограммами), второй – дискретное мышление (мышление знаками, то есть образами, переведенными в коды), которое порождает феномены языка, речи и письма. «…Ответная реакция организма на полученную информацию также может быть выражена интегрально – это «мимика», жесты, позы, поведение, или дискретно, например, в виде отдельных звуковых сигналов» (Рау В. Г. Общее естествознание и его концепции: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 2003. – С. 9).
Содержимое виртуальной реальности актуализируется индивидом несколькими способами: записью на каком-либо материале в виде знаков, рисунков; звуком в форме речи, пения, музыки (игры на музыкальных инструментах); телесно в форме жестов, мимики, поз. То есть идеальное овеществляется, опредмечивается, становясь наличной объективной реальностью, но порожденная всегда субъективно-индивидуальным или субъективно-коллективным способом. Можно сказать, что образы виртуальной реальности (как компоненты идеального) всегда субъективны по восприятию, но объективны по своему содержанию. Благодаря своему сознанию, функциям психического отражения объективного мира, человек в голове (головном мозгу) создает, выстраивает и оперирует идеальными образами независимо и материально существующих предметов и явлений, при этом проникая за пределы феноменального уровня в сущностный. Этому способствует мышление, благодаря которому индивид не только осознает проявления феноменального мира, но и создает новые идеи, т. е. проявляет себя творчески. Таким образом, виртуальная реальность – это всегда субъективное бытие, возможность осуществления, вероятностная сторона материальной реальности. Виртуальная реальность создает идеальные модели (ментальные паттерны) действительности и, будучи объективирована, порождает продукты материального и духовного характера (культуру), т. е. осуществляется как конкретный результат.
В то же время следует отметить, что и понятие «виртуальная реальность» несколько шире понятия «идеальное». Виртуальным является любое ментально-психическое (как сознательное, так и бессознательное; как рационально-дискурсивное, так и чувственно-эмоциональное) отражение объективной реальности, идеальное же ограничено сферой сознания и всегда связано с творчеством, с целеполаганием, с мысленным проектированием бытия, с результативностью мышления (осознания эмоционально-когнитивных образов, становящихся идеями). Виртуальное в отличие от идеального охватывает все компоненты психики – не только ощущения, восприятия, представления, проекты-идеи, понятия, суждения, умозаключения (т. е. все формы абстрактно-чувственного мышления), но и бессознательные акты. Поэтому виртуальная реальность представляет собой бытие (существование, взаимодействие, развитие) всего комплекса внутрипсихических образов, изоморфных внешним и внутренним объектам и явлениям, воспринимаемым или представляемым человеком или многоклеточным животным.
Поскольку животным – многоклеточным эукариотам (за исключением губок) – равно как человеку присуще психическое отражение (наличие примитивной нервной системы имеется уже у кишечнополостных), то правомерно утверждать, что и многоклеточным животным присуща виртуальная реальность (исключая сознание, идеальное). «То, что у животных есть своя, во многом еще непонятная нам субъективная реальность, свой «внутренний мир», в некоторых отношениях аналогичный человеческому, не подлежит сомнению» (Дубровский Д. И. Проблема идеального. – М.: Мысль, 1983, С. 111).
Представляется возможным расширить понятие «виртуальная реальность» до категории «духовное», «душа». Для обоснования данного тезиса, прежде всего, необходимо определиться с дефинициями таких понятий, как «сознание», «психика», «дух» и «душа».
Сознание человека включает в себя два аспекта – рациональный (абстрактно-дискурсивный) и сенситивный (чувственно-эмоциональный). Компонентами первого являются понятия (включая понятия-идеи), умозаключения и суждения; компонентами второго – ощущения, представления и восприятия.
Психика включает в себя три уровня индивидуального отражения действительности: 1) подсознание, или Бессознательное (бессознательные процессы), включающее предсознание; в сфере личного Бессознательного действуют психические инстанции – Оно (Ид) и Сверх-Я (Супер-Эго), а также архетипы (первообразы коллективного Бессознательного) – Тень, Анима-Анимус; речь идет «…о двух видах бессознательного: о латентном (скрытом) бессознательном, которое может быть осознано, и о вытесненном бессознательном, недоступном для осознания… Первый вид бессознательного З. Фрейд назвал предсознательным, второй – собственно бессознательным» (Психоанализ. Популярная энциклопедия / Сост., науч. ред. П. С.Гуревич. – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. С. 344); 2) сознание, или Сознательное («дневной разум»), включающее интеллект (разум и рассудок); в сфере сознания действует инстанция Я (Эго) и архетип Персоны (Личины, социальной маски); 3) надсознание, или Сверхсознательное («космическое сознание»), включающее высшие духовные переживания и состояния – любовь, сострадание, мудрость, веру, волю, и, кроме того, вдохновение и интуицию (озарение); в сфере сверхсознания действует архетип Самости (центр психической целостности, высшее духовное «Я» человека, интегрирующее все остальные психические сферы и проявления души). «Самость можно определить как внутренний регулирующий центр, отличающийся от личностного сознания… Самость является центром, постоянно направляющим развитие и созревание личности» (Юнг К. Г., Франц М.-Л., Хендерсон Дж.Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы / Под общ. редакцией С. Н. Сидоренко. – М.: Серебряные нити, 1997. С. 158). В наиболее чистом своем проявлении сверхсознание выражается в актах интуитивного познания, инсайта, «прямого знания», духовного «просветления» (мистического экстаза) и катарсиса; к нему же относятся состояния медитации, созерцания. Также можно интерпретировать сверхсознание как индивидуальное проявление (компонент) особой интерсубъективной реальности, некую субъективную структуру и форму надличностного социокультурного бытия, включенную в духовный мир общества, связанную с общественным сознанием и менталитетом. «…Исторически сложившиеся способы жизнедеятельности, материальная и духовная культура для каждого начавшего жизнь индивида предстают как особая «сверхприродная», «надсознательная» объективня действительность (социогеном), как особый предмет, сопоставимый с… первой натуральной действительностью» (Терегулов Ф. Ш. Теоретическая педагогика: Учебное пособие. – Уфа: Восточный университет, 2004, С. 48).
В более узком смысле психика – предпосылка сознания («животный рассудок», «инстинктивный разум»), эмоциональная сфера личности.
Традиционно в философской литературе принято отождествлять дух с сознанием и душу с психикой. «В диалектическом и историческом материализме «дух» – философское понятие, означающее невещественное начало (в отличие от материального, природного начала), часто тождественное понятиям «сознание», «идеальное», «разум»…» (Орешников И. М. Что такое гуманитарная культура? – Саранск: Издательство Мордовского университета, 1992, С. 8). Можно определить душу как внутренний мир человека, выраженный его сущностными силами. Последние есть совокупность разума, чувственной сферы и волевых аспектов. «…Понятием «дух» можно обозначать психические способности и сознание, внутреннюю моральную силу и мышление, некое начало внутри человека, определяющее его поведение, действия. ?…? Так складывается понимание духовного мира как совокупности, целостности сознательно-психических сторон жизни человека и общества» (Галимов Б. С., Мусин Г. Х. Биосоциосистема: опыт потребностного подхода / Изд-е Башкирск. ун-та. – Уфа, 2002. С. 160). Таким образом, духовное включает в себя любые проявления человеческого сознания (духа) и психики (души) – как в индивидуальной форме, так и в общественной.
В то же время, согласно Д. И. Дубровскому, философское понимание категории «сознание» включает в себя «не только сознательно-психическое, но и нерефлексируемые компоненты и структуры субъективной реальности, т. е. то, что в психологии рассматривается как разновидность бессознательно-психического» (Дубровский Д. И. Проблема идеального. – М.: Мысль, 1983, С. 52).
На наш взгляд, более продуктивным выглядит такой подход, при котором чисто психологическое понятие «психика», включающее, как указывалось выше, бессознательные, сознательные и сверхсознательные компоненты, не элиминируется в философском поле исследовательско-аналитического творчества, а используется как тождественное чисто философскому понятию «духовное» и постулируемому нами понятию «виртуальная реальность». Отсюда идеальное как преимущественно сознательное (осознанные рационально-абстрактное, чувственно-конкретное и чувственно-эмоциональное) выступает в качестве компонента духовного (наряду с бессознательным – теми рационально-абстрактным, чувственно-конкретным и чувственно-эмоциональным, которые когда-то было осознанными, но затем ушли в сферу Бессознательного, а также тем, что никогда не было осознано).
В связи с этим, формулировка основного вопроса философии нуждается в корректировке: необходимо говорить о соотношении не идеального и материального, а духовного и материального.
Еще раз подчеркнем: духовное всегда шире идеального, так как включает в себя все структурно-функциональные компоненты психики и, таким образом, охватывает не только сознательные, осознанные феномены субъективной реальности, но и бессознательные, неосознанные.
Кроме всего, духовная сфера человека имеет две ипостаси: экзистенциальную, охватывающую все интеллектуально-психические акты, которые отражают реалии этого, «земного» (посюстороннего) мира; и трансцендентальную, подразумевающую отношение человека к Инобытию – отношение, выраженное в дискурсивных и интуитивных формах, но всегда имеющее своей целью сверхъестественное, сверхчеловеческое, сверхпсихическое (Иное, инобытие, «потустороннее» трансцендентное бытие). «Мы полагаем, что даже тщательная копия природы, если она достигается высоким качеством произведения искусства, по существу является созданием и трансформацией Реального в Иное и началом всего, что суть типично «культурное». Это Иное – средство, с помощью которого искусство противопоставляет свой мир подобия миру реального существования. Короче, через свою духовную силу искусство дистанцируется от реальности и приближается к Иному» (Полак Ф. Образ будущего / Мир нашего завтра: Антология современной классической прогностики. – М.: Изд-во Эксмо, 2003, С. 221).
На сегодняшнем этапе развития науки и философии представляется целесообразным создание новой научной дисциплины, рождающейся на стыке философии и многих (в особенности передовых) научных направлений, – виртуологии. Виртуология – наука, изучающая феномен виртуальной реальности, состоящий из виртуального времени и виртуального пространства. Последнее включает в себя различные виртуальные миры (уровни виртуального бытия) с присущими им виртуальными объектами и явлениями.
Так к источникам виртуальной реальности (т. е. виртуальной реальности в потенциальном состоянии) относится: содержимое печатных изданий (книг, журналов, газет, буклетов, брошюр, комиксов, бюллетеней, проспектов, альбомов, сборников, плакатов, листовок, календарей, фотографий, визиток, этикеток), содержимое компьютеров (жестких дисков), содержимое компакт-дисков (CD-ROM) и гибких дисков (дискет или флоппи-дисков, зип-дискет и съемных дисков Flash), содержимое аудио- и видеоносителей (аудиокассет, музыкальных компакт-дисков, мини-дисков, грампластинок, кинолент, видеокассет, видеокомпакт-дисков, DVD), содержимое фотопленок и слайдов; содержание передач телевидения и радио, Интернета; содержание мифов, фольклора, литературных произведений, текстов, чертежей, фильмов, музыки, песен, образы картин и прочие художественные изображения (включая скульптурные образы), танцевальные образы; содержимое человеческой психики, включая сознание и подсознание (сновидения, фантазии, воображение, представления, образы, символы, мысли, эмоции, желания, чувства, побуждения, мечты и т. д.). Таким образом, источники виртуальной реальности – все то, что несет информацию, созданную и используемую людьми.
Как уже указывалось выше, виртуальная реальность состоит из информации (данных, выраженных в образах и знаках-символах, в том числе, в буквах-словах и цифрах-числах). Знание, являющееся основой духовной культуры, принадлежит к сфере виртуальной реальности, как и сама духовная культура человечества. Искусство, мир художественного представляет собой целиком вымысел, хотя и является аналогией реальности, копией наличного бытия. По сути, проявления искусства, художественного творчества есть своеобразное отражение действительности, создающее реальность второго порядка – виртуальную реальность, выраженную посредством своих материальных носителей – произведений искусства. Это – осмысление и отображение мира преимущественно через призму эстетическо-чувственного сознания. Познание бытия посредством эстетического чувствования и составляет сущность феномена искусства.
Таким образом, проявленное бытие (бытие в мире) состоит из нескольких глобальных реальностей, основой которых является универсальная реальность – объективная материальная реальность. Последняя подразделяется на природно-вещественную (естественную), социальную (естественно-искусственную) и виртуальную (искусственную) реальности. Отсюда: виртуальная реальность есть искусственное (созданное человеком) духовное бытие, в отличие от естественного (природного) бытия и искусственного материального (техника, сооружения, доместикаты и пр.) и социального (общество, социальные институты, связи и отношения) бытия. По сути дела, применительно к бытию человека, можно говорить о двух взаимосвязанных и взаимообусловленных мирах – эмпирическом (опытном) и символическом (образном), в которых протекает его жизнедеятельность и творческая самореализация. Впрочем, следует подчеркнуть особо, что так как носителем виртуальной реальности является живой человек (материальная биосоциальная система), то в своей субстратной основе виртуальная реальность – естественна, а в своем содержании – искусственна.
Виртуальная реальность (духовное), будучи высшей формой отражения как атрибутивного свойства материи, предполагает коэволюцию субъективной (идеально-психической) и объективной (материально-вещественной и материально-социальной) реальностей, внутреннего и внешнего мира, сознания и материи. Сознание человека коэволюционирует как с окружающей объективной действительностью (включая и организм самого индивида), так и – в актах рефлексии – с субъективной внутренней реальностью. Различные системы перманентно отражаются, а значит, взаимодействуют, коэволюционируют. Так и человек как социальный субъект отражает в своем сознании внешний объективный мир различных систем (как и внутренний субъективный мир – в процессе рефлексии), таким образом, сосуществуя и соразвиваясь с различными объектами, процессами, явлениями – в коэволюционном плане.
Следует вкратце упомянуть и о негативной стороне явления виртуальности. Феномен воздействия виртуальных миров на человеческую психику таков, что нужно говорить не более и не менее, как об особом душевном заболевании – синдроме виртуальной зависимости, относящемся к классу психоневрозов. По аналогии с различными бредовыми состояниями – манией величия и манией преследования, а также с наркоманией, токсикоманией, табакоманией, алкоголеманией и кофеманией, это расстройство (от легких проявлений до тяжелых форм) может быть названо виртуоманией, включающей телеманию, видеоманию, компьютероманию и т. п.
Источниками и предметами виртуомании являются созданные человеком носители потенциальной виртуальной реальности, такие, как (убывание по степени воздействия): компьютеры, видеоаппаратура, телевизоры, кинопроекторы, книги, периодическая печатная продукция, средства мобильной связи, электронные игрушки, картины, скульптуры и прочая продукция изобразительного искусства, зрелища и зрелищные мероприятия (различные шоу, театральные постановки, балет, эстрада и др.).
Отсюда видно, что все виды искусства, как и средства массовой информации, содержат в себе потенциально виртуальную реальность, а значит, могут являться источником патологической зависимости от их содержимого – виртуомании.
Сознание, целиком погруженное в пространство виртуального, с трудом переключается на реальность первого уровня и, в конечном итоге, все менее способно адекватно воспринимать подлинную окружающую действительность – материальное бытие в мире.
Парадокс виртуальной реальности заключается в том, что чрезмерное увлечение ею ведет к быстрому привыканию и очень трудному избавлению от маниакальной болезненной тяги к ней. В особенности, этому подвержены натуры, склонные к визионерству – фантазированию, мечтательности, уходу от насущных проблем жизнедеятельности и взаимодействия с внешней средой в миры грез и снов. По сути, виртуомания – ослабленная разновидность аутизма, эскапизма (бегства от мира внешнего в мир внутренний, мир виртуальной реальности). И в наше ультрасовременное, постмодернистское время «уход» личностей в виртуальные миры растет по экспоненте – чему в значительной степени способствует идеология и реклама обществ постмодерна.
Человек – вообще существо, постоянно нацеленное на непрерывную виртуализацию бытия в мире. Воспринимая с помощью органов чувств мир вокруг и внутри себя, а также самого себя как объекта (тело, психика), и отражая все это в сознании, человек творит перманентную виртуальную реальность в своем душевном аппарате, состоящем, как уже было указано выше, из трех уровней (ярусов, областей, инстанций) – подсознания, сознания и надсознания.
Еще один аспект рассмотрения феномена виртуальности как способа существования духовных процессов (в форме виртуальной реальности) – это предположение о гуманитарной и нечеловеческих видах виртуальной (духовной) реальности, сводящееся к проблеме разных форм сознания. Наличие нервной системы и психики у многоклеточных животных подразумевает присутствие у них определенной виртуальной реальности (низшего по сравнению с человеком характера). Существуют также гипотезы, предполагающие наличие внеземной формы разума (а значит и виртуальной реальности у иных разумных существ), о существовании сознания у высших животных (примитивный рассудок) и о так называемом «машинном мышлении» («искусственном интеллекте», «электронном мозге»). Если подтвердятся вышеуказанные гипотезы, то мы будем вынуждены постулировать наличие сознания (и виртуальной реальности) не только антропогенного характера. «Если свойство той или иной материальной системы «быть живой» или обладать способностью «мыслить» будет определено чисто функциональным образом…, то придется признать в принципе вполне осуществимым искусственное создание живых и мыслящих существ» (Колмогоров А. Н. Автоматы и жизнь / Информационное общество: Сб. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004, С. 286). По крайней мере, роботам присуща своя (потенциальная) виртуальная реальность – киберпространство, правда, заданная искусственно человеком. Но мыслительные процессы (логические, вычислительные, запоминающие – по заданным программам) в работающих кибер-машинах могут происходить и происходят независимо от участия и воли человека (пользователя). Здесь человек выступает звеном системы «человек-машина», одной из сторон обеспечиваемого интерфейсом взаимодействия, интерактивного диалога человеческой личности и «искусственного разума» (ЭВМ, робота). Но следует отметить, что, исходя из принципа целесообразности (телеономной детерминации), деятельность «искусственного интеллекта» (т. е. интеллекта, созданного человеком) является целеисполняющей; цель здесь задается человеком и исполняется кибер-машиной. Деятельность людей же целеполагающая. В этом – принципиальное отличие человеческого (естественного, живого) сознания от машинного (искусственного, неживого). Интеллектуальная (кибернетическая) «…техника заменила и гипертрофировала лишь самые примитивные интеллектуальные операции людей. Самые тонкие и сложные интеллектуальные способности людей остались за пределами этого прогресса» (Зиновьев А. А. Глобальный человейник. – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2000. – С. 139).
Следует отметить, что целеполагание присуще не только человеческому разуму, оно присутствует также везде, где мы имеем дело с биотой – ибо любому живому организму свойственны потребности. Если есть потребность (присущая только живому), то появляется и цель, и тут же присутствует обратная связь, при которой изменение условий корректирует действия и психические акты организма, направленные на достижение цели (для реализации, удовлетворения потребности). Речь идет об управлении, необходимом для механизма обратной связи и существующем лишь в рамках целеполагания. Принцип обратной связи при этом – нечто высшее по сравнению с обычными законами сохранения и принципами отбора, действующими в неживой природе; он свойственен более высокому уровню развития материи – живой природе в целом и человеческому разуму в частности. Любая потребность живого существа, проявляемая в форме рефлексов и инстинктов, как и разумная интенция человека, ведут к достижению определенного результата – это и есть целенаправленное поведение. «Деятельность кибернетической системы, которая проявляется в процессах управления, осуществляемого по принципу обратной связи на основе получаемой извне информации, обусловлена наличием связанной информации системы, ее целесообразной организацией» (Жуков Н. И. Проблема сознания: Философские и специально-научные аспекты. – Минск: издательство «Университетское», 1987, С. 54).
Разумеется, рефлекторная деятельность животных отлична от разумных целенаправленных действий человека и в известной степени близка лишь бессознательным психическим и поведенческим актам – инстинктам, влечениям, мотивам, импульсам, имеющим подсознательную природу.
Верно и то, что для целенаправленной деятельности животного или человека необходимо соблюдать условие хранения, передачи, приема и обработки информации – на основе чего и осуществляется управление. Живой организм всегда позиционирует себя по отношению к окружающей среде и ведет с ней определенный информационный диалог. При этом управляющее поведение направлено на достижение определенных целей, результатов, эффектов, необходимых для поддержания жизнедеятельности организма. Интерактивный диалог субъекта (организма) с объектом (окружающей средой) ведется под управлением со стороны организма, который, реагируя на получение информации, изменяет свое поведение так, что либо приспосабливается к параметрам окружающей среды (в большей степени это присуще животным), либо приспосабливает ее к условиям своего существования (в основном, это свойственно человеку). Но в любом случае происходит постоянный обмен информацией между организмом (являющимся открытой системой) и средой его обитания (надсистемой). Перманентный обмен информацией – непреложное условие существования любых организмов биоты, составляющее одну из важнейших сторон коэволюции.
Информация – это всегда поступление определенных сигналов, на которое получатель (организм, кибер-устройство) должен отреагировать пассивно или активно – то есть принять соответствующее решение. Последнее неотделимо связано с целеполаганием, стремлением к достижению той или иной цели. Отсюда вполне понятна основная поведенческо-потребностная цепочка: получение информации ? принятие решения ? достижение цели ? получение информации. Таким образом, информация есть сигналы, преобразуемые в психике человека в образы – конкретно-чувственные и абстрактно-мысленные (у многоклеточных животных – только в конкретно-чувственные образы). Но собственно информацией – напомним! – эти сигналы становятся только в случае восприятия (отображения) их кибернетической системой – обществом, человеком, любым живым существом, биоценозом, кибер-устройством. Вне целесообразно упорядоченных (кибернетических) систем, то есть в доорганическом мире, информации как таковой нет.
В то же время присущая только живому обратная связь, как видим, присутствует и в интерактивном диалоге человека и кибер-устройства. Этот аспект не позволяет согласиться с тем определением живого (и его отличием от неживого), которое дал Н. Н. Моисеев: «…Организация живой материи отличается от организации неживой природы прежде всего наличием обратных связей, формирующих новый тип механизмов отбора, которые отсутствуют в последней, и, следовательно, информационными процессами, без которых понятие обратных связей лишено всякого смысла» (Моисеев Н. Н. Человек. Среда. Общество. – М.: Издательство «Наука», 1982. – С. 84-85). Как мы видим, принцип обратной связи свойствен и кибер-машине. Но, еще раз подчеркнем, со стороны компьютера целеполагание отсутствует, так как информационная деятельность машины целиком определяется и опосредуется человеком, то есть информацией субъективного, идеального характера. Поэтому более верным будет следующее определение живого (организма): «…Организмом мы называем любую систему (организацию), обладающую собственными целями и определенными возможностями их достижения» (Моисеев Н. Н. Человек. Среда. Общество. – М.: Издательство «Наука», 1982. – С. 126). Устройства с «искусственным интеллектом» на современном этапе развития науки и техники могут «выполнять многие действия лучше человека (в том числе и считать), но целеполагание и оценка действий всегда остаются за человеком. Машина действует в интересах человека» (Моисеев Н. Н. Человек. Среда. Общество. – М.: Издательство «Наука», 1982. – С. 185). Функционирование компьютера целиком построено на определенных алгоритмах программ, заданных на основе формальной логики, а это значит, что «в машине… нет и не может быть понятийного мышления. Искусственный интеллект – лишь имитация естественного интеллекта» (Жуков Н. И. Проблема сознания: Философские и специально-научные аспекты. – Минск: издательство «Университетское», 1987, С. 196).
Здесь, как мы видим, осуществляется уже коэволюция человека и кибер-машин.
Неоднозначен и вопрос, рассматривающий соотношение информации с энтропией. «Как количество информации в системе есть мера организованности системы, точно так же энтропия системы есть мера дезорганизованности системы; одно равно другому, взятому с обратным знаком» (Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине / Информационное общество: Сб. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004, С. 63). Не элиминируя чисто кибернетическое определение энтропии и негэнтропии (информации), тем не менее, необходимо уточнить: если информация однозначно истолковывается как мера упорядоченности, то энтропия есть мера разнообразия, переходящего при определенных условиях в упорядоченность, организованность, управляемость, – и наоборот. Отсюда энтропийные и негэнтропийные процессы осуществляют диалектические взаимопереходы на основании коэволюционного принципа взаимообусловленности.
Таким образом, в мире виртуальной реальности существует лишь возможность, вероятность, идеальность, проектирование, интенциональность, симуляция, подобие, подражание, дублирование, имитация – но отнюдь не подлинно актуальное, вещественно-материальное бытие человека и окружающего мира. Все здесь основано исключительно на отражении бытия (отображении в сознании идей и образов материальных и социальных объектов, явлений и отношений, существующих в мире материальной реальности). Условно говоря, мир виртуального – это существование паттернов (слепков, образцов) и симулякров (копий, подобий – без оригиналов, подлинников), то есть образов без их связи с десигнатами.
И последнее: для чего нами введены новый термин и такая категория, как «виртуальная реальность»? Не проще ли использовать традиционное понятие «духовное», «идеальное»? Представляется все же, что введение в поле философского дискурса категории виртуальной реальности необходимо. Во-первых, как мы только что показали, понятие виртуальной реальности шире понятия идеального. Во-вторых, использование однопорядкового виртуальной реальности понятия психики в философии не принято. В-третьих, использовать философское понятие духовного как аналога естественнонаучного и психологического термина «психика» не представляется правомерным, так как некорректно применять термин «духовное» по отношению к отражательной способности животных (ввиду того, что многоклеточным животным присуще психическое отражение, а значит и своя виртуальная реальность).
Итак, здесь речь идет о своеобразной коэволюции не только виртуального и реального, но и сознательного и бессознательного: подсознания, сознания и надсознания (как и психических инстанций – Оно, Я и Сверх-Я).
Таким образом, коэволюция бытия общества проявляется в самых разных сферах его деятельности и на самых разных уровнях бытия единой биосоциосистемы. При этом имеет место (в историческом аспекте бытия общества) непрерывное расширение ноосферы и постепенное включение всей биогеосферы в область ноосферных коэволюционных процессов и взаимодействий.
2002, 2006 гг.