ТИХО, ГРАЖДАНЕ! ЧАПАЙ ДУМАТЬ БУДЕТ!...
ЧАПАЙ, сокращённо, - ЧП, т.е. некое Чрезвычайное Происшествие или Предписание, приоткрывающее завесу "философии сознания".
Т.е. завеса над сознанием приоткрылась в соответствующее, современное время, и... стали говорить о сознании - что это такое, есть ли определение сознанию, и т.п. , в общем стали возникать всевозможные ДУМЫ о СОЗНАНИИ, чего раньше не наблюдалось почему-то. Ведь сознание во все времена вроде было у человека, но раньше, видимо, оно воспринималось как нечто обыденное, без какой-либо чрезвычайной надобности на него так особо обращать внимание, вплоть до заострения в философии.
Кто-то думал, что философия закончится на знании, научном знании, с соответствующей наукой логики, поэтому ограничился Гегелем.
А тут современность являет нечто Чрезвычайное происходящее с философией - в виде парадигмального сдвига явившего нечто НЕЛИНЕЙНОЕ в бытии и мысли со всевозможными теориями вероятностей, где обыденное сознание воспринимает лишь нечто ускользающее от понимания и, соответственно, от какого-либо определения.
Но в этой обыденности что-то приоткрывается, создавая условия, при которых и возникает возможность думать о самом сознании. И необходимость этих дум говорит о неком начале нового витка в философии, связанного уже не с знанием, а с сознанием.
Итак самодостоверность сознания в современное время входит в свою наибольшую достоверность, при которой сознание как бы оборачивается на себя, заставляет думать о себе - типа, что же я есть такое, сознание? Итак, сознание вопрошает о себе, но... не получает ответа, какой бы хотелось получить - сознание ускользает от понимания, от определения по причине размножения себя в своих тенях, порождающих различные толкования значений сознания, без какого-либо просвета к ЕДИНОМУ пониманию.
Думать о сознании, значит делать его неким предметом думания, рассмотрения.
Но сознание как "предмет" рассмотрения для думающего являет вопрос: может ли сознание являться неким предметом или оно, без вариантов, беспредметно?
Если сознание лишь беспредметно, тогда оно, как рассматриваемый предмет, может пониматься лишь в кавычках( т.е. может его назвать предметом, но оно не предмет).
А если сознание имеет такой диапазон, что какая-то часть его может быть опредмечена, то тогда сознание возможно уже рассматривать и как беспредметное и как нечто предметное.
Если так, то, отсюда, к сознанию можно подходить с разных концов, один из которых вненаучный, а другой - научный.
Но, учитывая, что философией овладел "дамоклов меч" релятивизма, понимание сознания дошло до солипсирующего момента рассмотрения, где сознание предстает в своем лишь иллюзорном виде как неком вместилище того, что дано, т.е. обьектов. В таком рассмотрении состояния сознания оказывается трудно, а то и вовсе невозможно его как-то актуализировать( некоторые солипсисты нам говорят, что у сознания нет и не может быть никакого акта, свойств, чем бы его можно было однозначно понять). А раз нет такой возможности, то сознание начинают интерпретировать как угодно, на свой лишь лад, без какого либо выхода к единому пониманию в мире. Вследствие подобной интерпретанты мир сознания фрагментируется, распадаясь на множественность приватных миров, то, что сейчас называют многомирием.
Причины же такой фрагментированной картины - катастрофическая нехватка абстракции, абстрактного мышления, мысли, ограничивающейся лишь конкретикой. Отсюда и пошла в мыслящий народ мантра, что " истина всегда конкретна", что относится более к уровню ЗНАНИЯ, а не СОЗНАНИЯ, для активного восприятия и понимания которого и требуется большей мощности абстрагирования, вплоть до понимания абстракции как пространства, олицетворяющего собой некую обьективную реальность со всевозможной ей независимой длительностью и протяжённостью, дающую обьективную картину мира, которая определенным образом отражается в восприятии её субьектами в виде различных проекций картинок.
Итак. "философия сознания" предьявляет определенные требования в виде некой наибольшей/чрезвычайной абстрагированности, отвлечённости от линейной конкретики, в которой тоже имеется некая временная, с присущей ей пространственной, отвлечённость, благодаря чему и говорили древние мудрецы, что ФИЛОСОФИЯ ЕСТЬ ОТ ВСЕГО ОТВЛЕЧЕННОЕ!
ВЕЧЕРНИЙ ЗВОН, ВЕЧЕРНИЙ ЗВОН...
КАК МНОГО ДУМ НАВОДИТ ОН.
Комментарии
Философия, как от всего отрешённое, имеет различную степень отвлечённости в количественном и качественном её аспекте рассмотрения. Например, в одном случае отвлечённость может длиться, а в другом - протягиваться, что требует различных по качеству мощностей восприятия в мире - познавания себя и мира.
//Но в этой обыденности что-то приоткрывается, создавая условия, при которых и возникает возможность думать о самом сознании. И необходимость этих дум говорит о неком начале нового витка в философии, связанного уже не с знанием, а с сознанием.//
Сознание внутренне противоречиво.
Оно принципиально индивидуально как состояние сознания. И принципиально не индивидуально как структура сознания.
Человек теряет сознание, приходит в сознание. Индивидуально.
Но разные люди могут оказаться в одной структуре сознания (Гаусс, Бойяи, Лобачевский), в следствие принципиальной неиндивидуальности структуры сознания.
--
Грачёв / Сознание внутренне противоречиво/
Ну если внутреннее отнесём к противоречивости интенций времени или во времени, то внешнее(если есть внешнее) можно отнести к к противоречивости пространства или в пространстве.
Оно принципиально индивидуально, вы имеете в виду солипсически, где каждый воспринимает только своё в сознании или как-то иначе? Ведь структура-то не индивидуальна(" все мы человеки"). Отсюда, тождественна ли структура сознания самому человеку. Если да, тогда вопрос о сознании окажется равнозначен вопросу что есть человек.
По поводу противоречивости внутренне и внешне.
Например, "лента мёбиуса". Попробуйте определить где у ней внутреннее, а где внешнее.
Там как раз противоречие, которое может разрешаться как во внутренне, так и во внешне, давая возможность разным подходам к сознанию - материалистически или идеалистически его означивать-осмысливать в соответствующих интенциях восприятия.
Геннадий Макеев, 1 Декабрь, 2022 - 17:15
Ум вопрошает, сознание только молча "наблюдает".
Значит, по вашему, сознание не может быть ни умом, ни разумом?
Если сознание только молча "наблюдает", то что делает субьект? ...Наверное спит "непробудным сном".
Геннадий Макеев, 2 Декабрь, 2022 - 08:46, ссылка
Сознание - основа ума (мышления). Проявление сознания.
Что есть субъект?
Зная ответ на данный вопрос, можно ответить и на то, "что делает субъект".
Толя / Зная ответ.... /
Конечно же, когда знаешь ответ, легче. Но мне думается, что дело с получением ответа о субьекте или сознании это не уровень школьной программы, когда легко даются ответы. В философии так легко не получится, требуется уровень иных дум, ответов на которые многим иногда и жизни не хватает.
Итак, каким-то поверхностным уровнем сознания человек обладал всегда. Назовём его обыденным сознанием - это когда пробудился от сна(" пришёл в сознание") или от обморока, ощутил себя возможным воспринимать себя и окружающий мир.
А вот далее идут уровни сознавания глубже, требующие некоего более значимого опыта понимания воспринимаемого(ощущаемого/чувствуемого).
Но этот опыт ещё не чрезвычайный(наибольший), поэтому человек ещё серьезно не озабочен вопросом о сознании, он просто осознает окружающее.
Но что происходит когда приходит время чрезвычайного(наибольшего) витка сознания?
Видимо, появляется, кроме самого сознания, ещё и его зеркальность(зеркало), благодаря чему сознание может уже обратиться на себя, но ещё не с ответом, а лишь с вопросом о себе.
Видимо, то же произошло с "бытием" у Хайдеггера в отношении аспекта времени(" Бытие и время"), когда он вынужден не просто говорить о бытии, а вопрошающе говорить о нём. Соответственно, ЗАЙН необходимо дополнилось неким ДАЗАЙН, которое, видимо, тоже должно обладать некой зеркальностью(типа, "зеркальных нейронов" мозга или вне его).
Геннадий Макеев, 3 Декабрь, 2022 - 08:57, ссылка
Если сознание - основа, то у него нет уровней. Оно просто есть. Наличествует. "Уровни" могут характеризовать степень осознавания, которое относится уже к мышлению. О последнем Вы и ведете речь здесь:
При отсутствии сознания как основы невозможно было бы "придти в сознание", "пробудится ото сна". Невозможно было бы стать тем, кем был до сна. Невозможно было бы "восстановление" того мыслящего, который был до сна. Но "восстановление" происходит и это - свидетельство тому, что есть некоторая неизменная фундаментальная основа, позволяющая это "восстановление". Если допустить сравнение, то это - некий аналог BIOSa компьютера. Неизменность этой основы подтверждается тем, что после сна идет "восстановление" нас такими же, какими мы были и до сна. Нас узнают не только по "внешнему содержанию", но и по "внутреннему".
Да, человек знает, что он ЕСТЬ, но начинает задаваться вопросом ЧТО он есть. Очевидно, самым важным вопросом.
Толя / Если сознание - основа, то у него нет уровней. Оно просто есть./
Но "есть" может относится, в одном случае, к несуществованию, а в другом - к существованию. Значит сознание может различаться наличием атрибутов в виде бытия и мышления. А у вас понимается сознание отдельно, мышление отдельно(второстепенно). Это больше смахивает на лишь "солипсирующее сознание" в вашем понимании сознания как основы. Типа, сознание "есть", но оно не существует(нет никаких актов у сознания).
Геннадий Макеев, 4 Декабрь, 2022 - 08:06, ссылка
Есть, например, дрова и горящие дрова, как "основа" огня. Иначе - дрова могут просто быть и не гореть (не проявляться в виде огня) или гореть (проявляться в виде огня). Подобно и с сознанием: оно может не проявляться в виде мышления или же проявляться таковым.
Толе.
Но если не проявляется, то скрыто имеется. Иначе у дров ни в коем случае не появится способность загореться, т.е. будут только дрова в отсутствие у них какой-либо способности гореть(разрыв перехода от негорения к горению). Скрытное(генезис) надобно тоже приоткрыть каким-то образом понимания, а солипсисты этого не делают - у них направленность только однозначная, на открытое(обьект). В итоге "сознание" оказывается лишь в виде "моно-сознания", без какого-либо акта в нём(оно у них лишь иллюзия вмещающая обьекты, не более).
Геннадий Макеев, 4 Декабрь, 2022 - 10:24, ссылка
Но скрыто для кого?
Относительно сознания.
Мы и сознание - одно. Не может быть такого, чтобы сознание было в одном "месте", а мы - в другом. При отсутствии мышления мы (соответственно сознание) остаемся ("бытийствуем"). Это "бытийствование" не зависит от наличия мышления. Если до какого-то момента времени мышление отсутствовало, то при его появлении мы точно знаем, что не исчезали, когда мышление отсутствовало. Подобное, например, реализуется в состоянии сна и после просыпания. Поэтому здесь "скрытности" мы не обнаруживаем.
Вопрос сознания был поднят наиболее точным на сегодняшний день квантовым описанием реальности. И особенно - в последние десятилетия, когда научились доказывать отсутствие элементов реальности, реальность волновой функции, парадокса "кота шрёдингера" и "друга вигнера". Для примера, нашёл популярные статьи
- Физики сообщили об объективной реальности волновой функции и состоянии кота Шредингера
- Физики поставили рекорд по нарушению реальности
- Доказано пугавшее Эйнштейна нарушение реальности
- Физики опровергли существование объективной реальности
Таким образом, выбив почву из под привычной объективной реальности, внимание, естественно переключилось на "сознание" как конечного потребителя квантвой информации в виде вероятностных состояний наблюдаемых компонент глобальной волновой функции. На это указывали как отцы основатели квантовой теории (напр. "абстрактное я" фон Неймана в 6 главе "мат. начал КМ"), так и создатели более современной "теории декогеренции", которую довольно часто, но ошибочно считают решением проблемы коллапса ВФ или проблемы сознания.
Хотя сами создатели теории декогеренции не раз указывали на то, что, в конечном итоге выбор наблюдаемого состояния среди прошедших взаимную декогеренцию квантовых систем осуществляется "сознанием" и науке нужна "теория сознания".
Квантовые теории сознания предполагают две основные вещи
1. Кора головного мозга позволяет создавать изолированную от окружения квантовую подсистему (время её периодического существования в целом и её собственных подсистем варьируется в зависимости от конкретной теории).
Режим и полнота функционирования подсистемы зависит от состояния мозга. В случае, например, сна или анастезии мозг не может организовать полноценную (единую) квантовую подсистему (это выглядит на ЭЭГ как глобальная рассинхронизация областей мозга на частоте гамма-ритма), со своей "согласованной квантовой историей" (памятью).
2. Сознание (в смысле "абстрактного я" фон Неймана) - это свойство природы разделять или выделять альтернативы квантовой подсистемы.
В общем же, хотел снова отметить, что современная философия невозможна без понимания основ и достижений квантовой механики в осмыслении окружающей реальности и сознания.
Нау Шам / научились доказывать отсутствие элементов реальности.../
Ну, это ещё "большой вопрос", научились ли... Скорее всего все эти "доказательства" ограничены мнимой стороной дела, а истинная сторона, которая и являет элементы реальности, осталась за скобками рассмотрения и, соответственно, доказательства. И причина тому - слабость или отсутствие диалектики у физиков принимающихся за рассмотрение квантовых процессов. И результат такого игнорирования диалектики - всё оказывается зависимым от наблюдателя/экспериментатора, где никакой обьективности уже не требуется.
/ Т.о. выбив почву из под привычной обьективной реальности, внимание, естественно, переключилось на "сознание"..../
Т.е. "сознание" напрочь лишили обьективных атрибутов бытия и мышления, заменив их мнимой данностью(подобно как восприятие во сне или в воображении), и тем ограничились. Реальность же оказалась, при таком подходе, больше не нужна. Нереальное празднует победу над реальностью. А если под "нереальностью" будем подразумевать бессознательное, то и получим то, что выразил Делёз в "Логике смысла", т.е.... " Брак между языком и бессознательным - уже нечто свершившееся. он празднуется на все лады. ...смысл - это несуществующая сущность...".
Т.о. смысл как нечто существующее, как атрибут природы сознательного, напрочь отметается по причине узкого среза восприятия у мыслителей-физиков-пыжиков рассматривающих квантовые процессы, вне какой-либо способности их обратить(мудрость же говорит о необходимости подобной обратимости, типа. " если не обратитесь, то не увидите и не войдете в царство свободы реальности").
Т.о. физикам и иным мыслителям остается лишь иметь дело с нереальностью, на основе которой и строются мнимые "доказательства" о отсутствии реальности. Вот такое шулерство сейчас процветает(вошло в моду). Будем ли это шулерство поддерживать или всё же учиться различать мнимую и истинную природу квантовых процессов, а соответственно, различать природу бессознательного и сознательного(бодрствования) - остаётся главным вопросом в разборе такого понятия как "сознание".
"Скорее всего ... " - э-э-э... Ладно. "Будем искать с перламутровыми."
Понимание воспринимаемого (ощущаемого/чувствуемого). В этих четырех словах, на мой взгляд, и скрыта суть процесса осознания. В этом я полностью с Вами согласен, но думаю, что у нас разное "понимание" этой формулы. Возможно я ошибаюсь, но посмотрим.
Если мы говорим о сознании, то невольно пытаемся определить сознание, как некую сущность. Таковой не бывает. Это процесс, происходящий в организме человека, который присущ человеку. Если так, то сознание не определяется. Любое, без исключение определение, сведется к попытке изложить некую интуитивную схему, как бы объясняющую сознание.
Для понимания процесса, необходимо разбираться в процессе понимания воспринимаемого, как ощущаемого, чувствуемого, а стало быть осознаваемого. В детстве мы чувствуем действительность, она дается в чувствах. На основе чувств формируется воспринимаемое. Воспринимаемое обозначается речью, когда мы наделяем неким нимом воспринимаемое. Во подростковом периоде начинается обратный процесс, когда понимание строится не на основе чувственного восприятия, а воспринятое и определенное нимом вызывает те или иные чувства. Искомое осознание есть своеобразное восприятие действительности, которое можно тем или иным способом (вербально, речью и т.д.) обозначить воспринятое, то есть выделить то, что уже сформировано для обозначения.
Бергсон("Сознание и жизнь") : " Кто говорит "дух", тот прежде всего имеет в виду сознание. Но что такое сознание?
...Сознание прежде всего означает память. ...Удерживать то, чего уже не существует, предвосхищать то, чего ещё не существует, - вот первая функция сознания".
Чего только не пытаются олицетворить с помощью "духа". Вот и сознание подпало под понятие "духа" у Бергсона. Но ведь "дух" и "дух сознания" должны как-то различаться.
А если и дальше различие продолжить, то можно сказать так - кто говорит "материя", тот прежде всего имеет в виду сознание. Хотя, в таком понимании приверженцы духа запротестуют, не понимая как же можно увязать материю и сознание " в одном флаконе".
Почему бы сознанию как памяти не быть и чем-то материальным?!
Вы наверное не поняли смысла моего комментария - если заводится речь о сознании, то тем самым, сознание выводится в категорию сущего, то есть некой самодостаточной сущности. Таковой не бывает, это процесс присущий человеку - процесс не сознания, а осознания. То же касается и памяти. Запоминание присуще человеку, как и любому существу имеющему Ц нерв. систему. Не бывает памяти как таковой, есть запоминание. Процессы происходящие в организме в самодостаточную сущность не превращаются, в этом смысле они не могут быть материализованы, они просто происходят в организме, который сам по себе материален.
Можно связать процесс осознания с "духом", но при этом сам "дух" необходимо вернуть из за облачных высот туда, где он действительно находится, то есть в организм человека и проделать то же, что и с осознанием - попытаться понять, что "дух" есть результат некоего психа-физиологического процесса, продукт "души". И адепты религий и материалисты сходятся в том, что душа есть, и она есть часть живого организма человека, но адепты религий считают, что душа при рождении привносится свыше всевышним, а материалисты считают, что это проявление некой высшей нервной системы. Ни те, ни эти, собственно душой не занимаются.
Материальное есть результат восприятия, который дается в ощущениях. Материальна реальность, но проблема в том, что сама реальность дана в ощущениях, то есть реальность и есть наши ощущения. Прочтите внимательней определение материи, которую дал Ильич. Материя это всего лишь философская категория, - слово, а не сущность. Это слово всего лишь обозначает объективную реальность, а сама объективная реальность дана в ощущениях, "которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них". Это определение - сплошное противоречие, но чего точно нет в этом определении, так это материи, как некой сущности. То чего нет Вы не увяжите никаким образом. Нет материи, нет и сознания как токовых. Есть материальное, как результат восприятия, что дано как ощущения и процесс осознания того, что воспринято. Разбираться надо в процессе восприятия, при котором реальность дается в качестве материального, что в итоге и осознается.
Так почему бы сознанию не быть материальным, если сама реальность дана в ощущениях?
Это кажется непонятным если ощущения не разделять на субьективные и обьективные. Но тут у многих недоумение - как это возможно наличие каких-то обьективных ощущений... крики, гам, шум, битие головы об стену - ничего не помогает понять сие кажущееся нонсенсом. Однако... подумать об этом не помешает никогда.
Авось, и наткнёмся на предмет сознания, если получится разделить сознание на беспредметное и опредмеченное.
Так какой-же предмет может быть олицетворением сознания? Может шар?!... который у ослика ИА входит и выходит из бачонка, если шар сдуть ....
Сознание воздействует на душу-психику. Сознание - от Духа. Формула Духа - Сат-Чит-Ананда. Поэтому о сознании судим через проявление этих аспектов в психике, душе.
Ананда - блаженство, счастье
Чит - знание, интуиция
Сат - свобода воли, нравственность.
Фед, ну ты фантазер, не лучше ли чем выдумывать, почитать что просветленные называт сатчитанандой.
практика - критерий истины.
Кто вам такую глупость сказал, назовите имя того мудреца
Восприятие - это первичное звено. Итог познания в разуме. Между ними рассудок, подсознание, память . см схему работы души https://content.foto.my.mail.ru/mail/fedsaf/58/h-664.jpg
Чем выше уровень сознание, тем выше познание.
ну да, как электростанция и ток от нее.
Бергсон прав - живое отличается от неживого наличием сознания.
Сознание - свойство Духа.
Можно сравнить как Дух - электростанция. Он за пределами нашего видения. Ток - сознание. Идет от Духа. Лампочка - душа, психика. Чем выше ток, и чем совершеннее лампочка, тем ярче горит. Люди делятся по уровню сознания.
Ленин лишь частично прав был, когда говорил, что сознание есть свойство высокоорганизованной материи. Души, психики.
Мы осознаем воспринимаемое. Разобраться надо в самом процессе или способе восприятия. Есть нечто в нашем восприятии особенное, что ведет к осознанию воспринимаемого, что отличает от других существ. Все остальное пусто-порожняя болтовня ни о чем.